0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое куплет в стихе

Словари

1. Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем из четырёх и более стихов.

2. Стихотворение, состоящее из четверостишия с перекрестной рифмой (обычно на злободневную тему).

3. Раздел песни, включающий всю мелодию целиком и соответствующий одной строфе стихотворного текста.

КУПЛЕ́Т, куплета, муж. (франц. couplet).

1. Строфа песни, стихотворения.

2. только мн. Сатирические песенки злободневного содержания, исполняемые с эстрады или в оперетте, обычно с повторяющимся припевом (театр.).

1. Строфа песни, лирического стихотворения.

2. мн. Смешные сатирические песенки, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте.

| прил. куплетный, -ая, -ое.

КУПЛЕТ — муж., франц. несколько стишков, отделение песни.

1) Строфа песни или стихотворения.

Песня из пяти куплетов.

Мне всегда кажется, что в ответ от него [Андрея Петровича] я получу пословицу, или куплет, или просто мычание (Олеша).

2) только мн. Сатирическая или юмористическая песенка на бытовую или политическую тему, обычно с повторяющимся припевом.

Ей [Елене] вспомнились какие-то глупые куплеты о пароходном капитане, которые пел ее брат, студент Аркадий — «сумасшедший студент», как его звали в семье (Куприн).

От французского couplet ‘куплет’, ‘строфа’; ‘куплеты’. В русском языке — с начала XIX в.

КУПЛЕ́Т, -а, м

Часть произведения (песни), представляющая собой сочетание строк, объединенных ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и рифмовкой; находящаяся между повторяющимися частями (припевами).

Певец в третий раз запел ту же песню и вновь остановился на втором куплете.

КУПЛЕ́Т -а; м. [франц. couplet]

1. Отдельная строфа стихотворения, песни. К. романса.

2. мн. -купле́та, -ов. Сатирическая или юмористическая песенка на бытовую или политическую тему, обычно с повторяющимся припевом. Сочинить куплеты на злобу дня. Петь куплеты.

Купле́тик, -а; м. Уменьш.-ласк.

купле́т (франц. couplet), строфа в песне. Куплеты — песенка весёлого, шуточного или сатирического характера.

КУПЛЕТ — КУПЛЕ́Т (франц. couplet), строфа (см. СТРОФА) в песне. Куплеты — песенка веселого, шуточного или сатирического характера.

КУПЛЕТ (франц. couplet) — строфа в песне. Куплеты — песенка веселого, шуточного или сатирического характера.

1. Отдельная строфа стихотворения, песни.

Второй куплет [романса] был спет Паншиным с особенным выражением и силой. Тургенев, Дворянское гнездо.

2. мн. ч. (купле́ты, -ов).

Сатирическая или юмористическая песенка на бытовую или политическую тему, обычно с повторяющимся припевом.

В интересах сбора, о котором только и говорят, драматические актрисы унижаются до пения шансонеток, а трагики поют куплеты. Чехов, Скучная история.

Пел он [Шаляпин] романсы, русские народные песни —, пел куплеты, шутки. Телешов, Записки писателя.

КУПЛЕ́Т (от фр. couplet — строфа) — 1) Муз. построение, к-рое повторяется с различным поэт. текстом. В 14 в. термин «К.» обозначал две строки, объединенные рифмой, позднее — поэт. строфу. Муз. К. обычно соответствует стихотворной строфе, его форма — период, в К. с припевом — простая двухчастная, в народной обрядовой песне К. состоит из одной-двух фраз. При повторении К. с новыми строфами текста возникает куплетная форма. В музыке К. обобщается содержание поэт. текста. Отражение сюжетного развития текста приводит к варьированию К. («Я ли в поле да не травушка была» и романс Полины из «Пиковой дамы» П. Чайковского).

Куплетная форма преобладает в народной и массовой песне. В романсах она обычно включает 2-3 развернутых строфы («Не искушай» М. Глинки). Большее число К. характерно для жанра «русской песни» («Лихорадушка» А. Даргомыжского). Появление куплетной формы в опере связано с введением туда жанра песни (песня Каспара из «Волшебного стрелка» К. Вебера, песня Марфы из «Хованщины» М. Мусоргского, колыбельная Волховы из «Садко» Н. Римского-Корсакова).

2) Во франц. комедии 17 — нач. 18 в. — известная песенка, переходившая из пьесы в пьесу, синоним «водевиля». Позднее К. — муз. номер в рус. водевиле. В опере и оперетте «куплеты» — сольный, часто комический номер, который поют, обращаясь к окружающим (Куплеты Мефистофеля из «Фауста» Ш. Гуно, Куплеты Трике из «Евгения Онегина» П. Чайковского).

3) Эпизод в рондо в музыке франц. клавесинистов 17-18 вв.

Лит.: Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М., 1986; Анализ вокальных произведений. Л., 1988.

куплет — соединение нескольких ритмических строк, отдельная строфа; стихи

Ср. Лицо Ефима так и осталось с тем выражением, с каким он кончил куплет.

Боборыкин. Ранние выводки. 12.

Ср. Иль Креза за столом

В куплете заказном

А.С. Пушкин. Послание к Галичу.

Ср. Couplet (couple, чета) — сочетание, стих.

Ср. Copula (copulare, связать, сочетать) — связь.

купле́т, купле́ты, купле́та, купле́тов, купле́ту, купле́там, купле́том, купле́тами, купле́те, купле́тах

сущ., кол-во синонимов: 4

песенка, строфа, куплетец

из франц. соuрlеt, возм., через нем. Соuрlеt (с 1801 г.; см. Шульц-Баслер 1, 119).

КУПЛЕТ а, м. couplet m.

1. литер. Строфа стихотворения или песни, часть песенного текста на завершенную мелодию. Сл. 18. Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем четырех и более стихов. БАС-1. Куплета. В тои ся куплете рече О мир. ВМЧ, ноябрь 23-25. 3285. 16 век. // Сл. 17. [Тресотиниус :] Хоть один куплет еще прочесть мне позволь. Сумар. Тресотиниус 302. // Сл. 18 11 78. Предлагаю я здесь тому пример из двух моих песен (которые сочинены на французские голосы и в которых по тону употреблено сочетание стихов) по первой строке, которые у французов называются couplets. Тред. Новый и краткий способ к сложению русских стихов. // Николина 2000 1 49. <в античной драме> пели куплеты, или статейки, кои назывались эподос. Арг. 2 626. // Сл. 18 11 78. Куплет или кармен у стихачей есть отделенная часть строфы. ПК 1769 241. Сиейес (1748- 1836).. говоря о привилегированном попрошайничестве, он напоминает что в прежних генеральных штатах, записки первых двух сословий назвали песенкой нищего (couplet du mendiant ). ОЗ 1883 7 1 223. Я пьесу переплету и доставлю тебе остальные куплеты; в них все иллюзии. 1828. А. Я. Булгаков — брату. // РА 1901 3 180. В тетради был несколько ландшафтов и групп, нарисованных Дегаевою. Над некоторыми виднелись куплеты стихов. Л. Ожигина Своим путем. // ОЗ 1869 6 1 434. Стих учить задали, длинный, четыре куплета. Город. просторечие 121.

2. Стихотворение, состоящее из четверостишия с перекрестной рифмой (обычно на злободневную тему). БАС-1. Молодые стихотворцы .. могли бы поместиться с семействами собственных стихов: баллад, шарад, дистихов, акростихов, сонетов, куплетов. Жуковский Два слова от издателя. Меж ветхих песен альманаха Был напечатан сей куплет. Пушкин Е. Онегин 5 27.

3. мн. О шутливой или сатирической песне. Сл. 18. Он сочинил, пел и выпустил в свет несколько куплетов, немного колких, без всякаго худаго намерения на некоторых знатных особ. Пельск. Кум 1 111. // Сл. 18 11 78. || Злободневные песенки из нескольких строф, исполняемые с эстрады, в оперетте, водевиле. БАС-1. В интересах сбора .. трагики поют куплеты, в которых смеются над рогатыми мужьями. Чехов Скучная история. Любил разговаривать о тех временах, когда был актером и певал в кафешантанах под аккомпанемент оркестра куплеты с иллюстрациями. Сургучев 103.

4. Устар. Я очень люблю Бригена, но нынче целое послеобеда рылся в «Военном своде» искал статью закона или куплетец, как у нас называют, против этих распоряжений; есил тут будет неправильность, то, вероятно, он сложит всю вину на грозного губернатора. 1844. И. Аксаков Письма 100.

— ? И совершенно напрасно муж стал бы доказывать, что на такие «потребности» денег нет и быть не может, что семейной женщине не место там, где танцуют, представляют и запасаются любовниками, с «куплетами» или с эполетами. Дьяков Наши дамы 30.

— прост. Что-л., повторяющееся постоянно. Всем взяла <вдова>! Разговор теперича заведет и все куплетами: сичас это: «Да-с! .. Нет-с.. Хорошо-с! И деньги водятся <разговор приказчиков >. Проказники 74.

5. Повсюду, где изучаются танцы, .. шаговое предложение называется une phrase, а фигурная строфа, куплет — un couplet.. Фигура — означает путь танцора, потому что он, будучи нарисован на полу, дает рисунок какой-нибудь фигуры. Traversé, например, составляет простую фигуру. Из таких простых фигур составляются целыя фигурныя строфы или куплеты. 1890. Цорн 200. Танцевальные фразы (куплеты) последовательно повторяются то одной, то другой линией танцующих. Ивановский 110. Обыкновенно простыя фигуры называют турами, а целые куплеты — фигурами. Такое обозначение неверно. 1840. Цорн 201.

— прост. Рифмованное заключение, поговорка. Я правды множество видел, и мой куплет таков: «правда — баба, хороша, покамест молода. Горький Дело Артамоновых. — Лекс. Ян. 1804: куплет; САН 1847: купле_т; Сл. 18: куплет 1751.

КУПЛЕТ (фр.-лат. copulare — связывать, соединять). В музыке и поэзии первоначальное соединение двух рифмических предложений в одну строфу. Обыкновенно обозначает каждую строфу песни, оканчивающуюся особым припевом.

Значение слова куплет

Куплет в словаре кроссвордиста

куплет
  • Часть песни.
  • Строфа в песне.
  • Строфа песни, стихотворения.
  • Сегодня — в газете, а завтра — в нем

Куплет Купле́т — часть песни, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии (напева). Куплет повторяется в течение песни с новыми строфами поэтического текста, при этом мелодия может оставаться неизменной или слегка варьироваться.

1.Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем из четырех и более стихов.

2.Стихотворение, состоящее из четверостишия с перекрестной рифмой ( обычно на злободневную тему ) .

3.Раздел песни, включающий всю мелодию целиком и соответствующий одной строфе стихотворного текста.

Большой современный толковый словарь русского языка

( фр. couplet)
1) отдельная строфа стихотворения, песни;
2) куплеты — сатирические и комические песенки преимущ. злободневного характера, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте.

Новый словарь иностранных слов

м.
1) Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем из четырех и более стихов.
2) Стихотворение, состоящее из четверостишия с перекрестной рифмой (обычно на злободневную тему).
3) Раздел песни, включающий всю мелодию целиком и соответствующий одной строфе стихотворного текста.
4) см. также куплеты.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

муж. , франц. несколько стишков, отделение песни.

1. отдельная строфа стихотворения, песни;

Читать еще:  Стихи есенина я такой же как вы хулиган

2. куплеты — сатирические и комические песенки преимущ. злободневного характера, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте.

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

смешные сатирические песенки, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте куплет строфа песни, лирического стихотворения

Словарь русского языка Ожегова

(франц. couplet), строфа в песне. Куплеты — песенка веселого, шуточного или сатирического характера.

Современный толковый словарь, БСЭ

куплет м.
1) Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем из четырех и более стихов.
2) Стихотворение, состоящее из четверостишия с перекрестной рифмой (обычно на злободневную тему).
3) Раздел песни, включающий всю мелодию целиком и соответствующий одной строфе стихотворного текста.
4) см. также куплеты.

Толковый словарь Ефремовой

куплета, м. (фр. couplet).

1. Строфа песни, стихотворения.

2. только мн. Сатирические песенки злободневного содержания, исполняемые с эстрады или в оперетте, обычно с повторяющимся припевом (театр.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

— (от франц. couplet)
1) Строфа в песне.
2) Песенка сатирического характера, исполняемая самостоятельно или как вставной номер в водевиле или оперетте.

Словарь литературоведческих терминов

(франц. couplet), строфа в песне или стихотворении напевного характера. Целостная мелодия объединяет в песенном К. строки одной поэтической строфы. При повторении со следующими строфами поэтического текста мелодия может оставаться неизменной, но может и слегка варьироваться. В многоголосных куплетных песнях в последующих строфах изменениям могут подвергаться побочные голоса, в песнях с сопровождением — фактура сопровождения. К. нередко начинается запевом и завершается припевом. Куплеты — песенка весёлого, шутливого или сатирического характера с повторяющимся припевом. К. применяются в водевиле, оперетте, в 20 в. существуют и как жанр эстрадной песни. Выдающиеся советские исполнители куплетов — В. Я. Хенкин, Б. С. Борисов, Л. О. Утёсов и др.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

законченная смысловая часть песни, отделяемая от остальных частей паузой, проигрышем или припевом

Одна команда поет один куплет из песни, другая должна спеть куплет из такой песни, смысл которой будет противоречить первой.

Первый куплет , пропетый Бриго, она слышала сквозь сон, при втором — вскочила с постели, третий же поверг ее в сомнение (все несчастные сродни апостолу Фоме); при четвертом куплете она босиком, в одной рубашке подбежала к окну и узнала друга своего детства Бриго.

Певец с душой выводил куплет за куплетом , одновременно прокручивая дырки в толстом кожаном ремне граненым шилом устрашающих размеров.

Я всё продумал; первый куплет певец поет один, а на втором куплете заходит кузина Тереза с четырьмя фанерными собаками на колесиках; Цезарь будет ирландским терьером, Файдо черным пуделем, Джок — фокстерьер, и, конечно, борзой, будет и борзой.

Являются Красицкий и Гикша; они хотят как-нибудь увидеть Юлию, наконец она приходит, и сердце ее как будто предчувствует присутствие милого; по просьбе Марии она поет любимый романс свой, кроме последнего куплета , говоря, что его сочинил Красицкий и что никто в мире его не услышит и не будет петь, как вдруг сам Красицкий, спрятавшийся за углом дома, поет свой куплет (это производит приятное впечатление на зрителей).

Можно в куплет подставить имя ребенка, сохранив размер и ритм куплета (например, «Миши моего, Пети моего, или Наточки моей, Олечки моей» и т. д.).

И опять, как прошлый раз, как позапрошлый раз, как уже много раз до сих пор, я пытался отвлечься, но не мог и думал; «Это еще только первый куплет , и прежде, чем перейти ко второму, она повторит две последние строчки первого, а потом еще сделает несколько переходных аккордов и обязательно переберет своими прелестными пальчиками все клавиши до единой, вздохнет, сделает паузу и уж только после этого приступит ко второму куплету ».

Значение слова КУПЛЕТ в Литературной энциклопедии

[франц. couplet — от «couple» — «пара»] — первоначально в терминологии средневековой французской поэтики — строфа,

744 построенная на парно рифмующихся двустишиях, позднее строфа, построенная как на парных, так и на пересекающихся рифмах (в последнем значении напр. у Пушкина), в частности — строфа, исполняемая в пении и связанная с определенным мотивом. Как элемент сценически-музыкального исполнения и как специальный жанр песенной сатиры К. получает широкое распространение не только во Франции, но и за пределами своей родины. Французский водевильный К. возник совершенно самостоятельно из песенок, к-рым обязан водевиль (см.) самым своим названием. В XVI в. антрепренеры ярмарочных театров начали вставлять песенки в разыгрываемые пьесы; затем перешли к сочинению специальных пьес «с водевилями», т. е. с К., сначала находившимися в непосредственной связи с действием пьесы, а потом принявшими характер вставных номеров на злободневные общественные и политические темы. Если водевильные К. сочинялись в юмористическим стиле, то песенные начали принимать все более и более сатирический характер. Исполнение К. стали возлагать не на певцов, а на обыкновенных драматических актеров, уже не певших, а произносивших К. речитативом («говорком») под аккомпанемент оркестра. К. состояли обыкновенно из нескольких строф и «рефрена» (припева), повторяемого после каждой строфы. В таком виде его культивирует и Беранже, виднейший, непревзойденный мастер французского интимного и политического куплета. В качестве лучших образцов этого сатирического жанра должны быть указаны: «Le s?nateur» [1813] — в русском переводе Курочкина — «Знатный приятель», «Le Marquis de Carabas» (Маркиз де Карабас), «Le souvenir du peuple» (Народные воспоминания), «Le vieux caporal» (Старый капрал) и мн. др. К. Беранже трогательно воспевали трудовую жизнь французского мещанства, интимные радости его быта и зло бичевали как буржуазный порядок, так и в особенности чванливость и классовую ограниченность аристократической Реставрации: «Из чужбины дальней

В замок феодальный Едет — трюх-трюх-трюх — На кобылке сивой

Наш маркиз спесивый, Наш отец и друг. Машет саблей длинной,

Но в крови невинной. Вот какой храбрец! Ой, бедовый, право!

Честь тебе и слава — Ах, ты наш отец! „Слушать, поселяне,

К вам, невеждам, дряни, Сам держу я речь. Я — опора трона;

Царству оборона Мой дворянский меч. Гнев мой возгорится —

И король смирится. “ Вот какой храбрец! Ой, бедовый, право!

Честь тебе и слава — Ах, ты наш отец!» («Le Marquis de Carabas» перев. Курочкина).

745 Русский К. сохраняет в разные периоды своей истории отпечаток господствующих в то время общественных отношений. В 30-х годах он является непременной принадлежностью русских (и переводных) водевилей. Как и можно было ожидать, в эту эпоху николаевской реакции он почти не выходил из пределов обывательщины; водевилисты заставляли актеров распевать дифирамбы попечительному начальству: «Но вдруг Трепов генерал / Сбавить цену приказал. / И попались все в тиски / Господа дровяники». «Хуже водевильных куплетов на сцене, — писал Дружинин, — может быть только водевильный куплет вне сцены, — в книге, журнале и в памяти». 60-е гг. — эпоха выступления на социальную арену радикальной разночинной интеллигенции — приносит с собой необычайный расцвет сатирического К. Переводится и приспособляется к русским нравам Беранже; особенно велика в этом отношении заслуга В. Курочкина (см.) . Минаев, Курочкин, М. Л. Михайлов, Жулев и многие другие поэты пишут оригинальные куплеты на общественно-политические и литературные темы. Примыкает к этой фаланге и Некрасов: его «Нравственный человек» [1846], «Муж и жена», «Над чем мы смеемся», «Еще тройка», «Пропала книга», «Осторожность» — представляют собой характерные образцы русского сатирического куплета, особенно популяризировавшегося «Искрой». С наступлением реакции в начале 70-х гг., с разгромом революционно-демократического движения водевильный К. вновь выдвигается у нас в качестве вставного номера оперетты. При полупорнографическом характере, к-рый свойственен был вначале оперетте, инкорпорированный в нее куплет теряет свою сатирическую окраску и концентрируется вокруг обывательских и эротических тем. Щедрин рассказывает в «Господах Головлевых» [1871], «с какой неподражаемой наивностью Любинька своим маленьким голоском заявляла о желании быть подполковником». Эпоха военного коммунизма принесла с собой новый, к сожалению кратковременный, расцвет сатирического куплета (например у Демьяна Бедного — «Манифест Юденича», «Танька-Ванька», «Генерал Шкура» и многие другие, а также боевые и сатирические куплеты В. Князева, как например «Екатеринбург», «Сын коммунара», «Песня коммуны» и т. д.). «Л. Э.»

куплет

Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин epishkinni@mail.ru . 2010 .

  • куплемент
  • куплетист

Полезное

Смотреть что такое «куплет» в других словарях:

КУПЛЕТ — (фр. лат. copulare связывать, соединять). В музыке и поэзии первоначальное соединение двух рифмических предложений в одну строфу. Обыкновенно обозначает каждую строфу песни, оканчивающуюся особым припевом. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Куплет — (франц. couplet от «couple» «пара») первоначально в терминологии средневековой французской поэтики строфа, построенная на парно рифмующихся двустишиях, позднее строфа, построенная как на парных, так и на пересекающихся рифмах (в последнем… … Литературная энциклопедия

куплет — песенка, строфа, куплетец Словарь русских синонимов. куплет сущ., кол во синонимов: 4 • куплетец (1) • … Словарь синонимов

КУПЛЕТ — (франц. couplet) строфа в песне. Куплеты песенка веселого, шуточного или сатирического характера … Большой Энциклопедический словарь

КУПЛЕТ — КУПЛЕТ, куплета, муж. (франц. couplet). 1. Строфа песни, стихотворения. 2. только мн. Сатирические песенки злободневного содержания, исполняемые с эстрады или в оперетте, обычно с повторяющимся припевом (театр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

КУПЛЕТ — КУПЛЕТ, а, муж. 1. Строфа песни, лирического стихотворения. 2. мн. Смешные сатирические песенки, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте. | прил. куплетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КУПЛЕТ — муж., франц. несколько стишков, отделение песни. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Куплет — (Шаблон:Lang eng) часть песни, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии (напева). Куплет повторяется в течение песни с новыми строфами поэтического текста, при этом мелодия может оставаться неизменной или слегка варьироваться … Википедия

Куплет — (франц. couplet) раздел (часть) песни, включающий одну строфу поэтич. текста и одно проведение мелодии (напева). К. повторяется далее с новыми строфами текста точно или с какими либо изменениями. В результате образуется т.н. куплетная… … Музыкальная энциклопедия

Читать еще:  Кто написал стих с любимыми не расставайтесь

куплет — а, м. 1) Строфа песни или стихотворения. Песня из пяти куплетов. Мне всегда кажется, что в ответ от него [Андрея Петровича] я получу пословицу, или куплет, или просто мычание (Олеша). 2) только мн. Сатирическая или юмористическая песенка на… … Популярный словарь русского языка

Шпаргалка для поэтов. Часть 1

Кому не нужно это читать:
— мастерам поэтического слова, давно переросшим «азы»;
— поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.

В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак.

В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны «петься», т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
«на хОлмах Грузии»; «гремит музЫка»; «катЯтся ядра».
Это не характерно для современного русского языка, если только вы не захотите подражать Тредиаковскому, «былинно-народной» речи.
— — —
Стихотворные произведения (стихи) бывают разными по объёму, структуре, форме записи текста.
Обычный вид стихотворения – одна или нескольких строф с одинаковым ритмическим рисунком, строки в которых располагаются друг под другом, «столбиком» (исключение – А4, рифмованная проза).

СТРОФА (куплет) – часть стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк (стихов).
СТИХ – отдельная СТРОКА, состоящая из слов, объединённых стихотворным размером в такты (стопы).
СТОПА или ТАКТ – сочетание одного ударного слога с одним или несколькими безударными слогами. Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку).
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – ритмическая форма строки, чередование тактов по определённой схеме.

Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.
— — —

1. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.

Какие стихотворные размеры существуют и чем они различаются? Разберёмся на примерах.
Обозначим деление строки между тактами знаком ( / ), ударные слоги ( ! ), безударные слоги ( = ).

. . . Трёхсложные размеры (обратите внимание – ритм вальса!):

*** ДАКТИЛЬ ( ! = = )
/дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/
/ ! = = / ! = = / ! = = / ! = = /

/гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/
/ = ! = / = ! = / = ! = / = ! = /

*** АНАПЕСТ ( = = ! )
/по горАм/ по долАм/ шум и гАм/
/ = = ! / = = ! / = = ! /

*** ПЕОН 1 ( ! = = = )
/скАзочная/ прАздничная/
/ ! = = = / ! = = = /

*** ПЕОН 2 ( = ! = = )
/красАвица/ нарОдная/
/ = ! = = / = ! = = /

*** ПЕОН 3 ( = = ! = )
/отворИте/ мне темнИцу/
/ = = ! = / = = ! = /

*** ПЕОН 4 ( = = = ! )
/переживЁм/ ещё денЁк/
/ = = = ! / = = = ! /

. . . Пятисложный размер –
*** ПЕНТОН (дохмий) – такт (стопа) из пяти слогов.

Всем известны стихи Кольцова:

«Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь».

В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ):
ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.

/Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
/ = = ! = = // = = ! = = /

ПЕОНЫ навели на идею поиграть с переменой ударения в пятисложной стопе.
Вот что получилось:

Белые цветы высушенные.
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.

Желтеет трава некошеная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.

Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица.

«Мирандолина! Мирандолетта!»
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета.
А там, на кухне, горят котлеты!

Снег летит опять, липнет на стекло.
Что переживать? Было да прошло.
Наметёт добра вьюгою ночной.
Может быть, с утра станешь ты иной.
— — —

РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.

Несколько стихов (строк), объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.

а) МУЖСКАЯ рифма (м) — ударение на последнем слоге:
(час — раз; бал — идеал; мгла — светла).

б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
(мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).

в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
(накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).

г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
(пАдающий – рАдующий).
— — —

3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ.

1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.

2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними: (дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).

3) НЕЛЬЗЯ рифмовать «любВИ – дНИ, нужНА – судьБА», потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.

4) Рифмуются ударные гласные:

И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
О и Ё (нарОд –лЁд);
А и Я (бАня – нЯня);
У и Ю (дрУг – утЮг);
Э и Е (поЭт – куплЕт).

5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).

6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).

7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).

До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа «шелест – холост». Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: «на запад – глаза под», «идти там – петитом». Многие приёмы его рифмовки применяются в современном стихосложении: «ужЕ – сюжЕТ», «с концА – дворцАМ».

Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит.
— — —

4. РАЗЛИЧИЯ в СТИХОТВОРНЫХ РАЗМЕРАХ (анАкруза и клАузула).

АНАКРУЗА – количество безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД ПЕРВЫМ ударением:
в хорее и дактиле анакруза равна нулю: ( ! = ), ( ! = = );
в ямбе и амфибрахии равна единице: ( = ! ), ( = ! = );
в анапесте равна двум: ( = = ! ) .

КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха – количество безударных слогов ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ударного слога в рифмуемом слове. Собственно, клаузула и определяет вид рифмы в последней стопе.

АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны:
/бУря/ мглОю/ нЕбо/ крОет,/
/ ! = / ! = / ! = / ! = /

КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога:
/вИхри/ снЕжны/Е кру/тЯ(-)/
/ ! = / ! = / ! = / ! (-)/

ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные.
/Ой, пол/нА, пол/нА ко/рОбу/(шка)
/ ! = / ! = / ! = / ! = /(+)
— — — — —

Убирая или добавляя безударный (=) слог в начале или конце такта, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящие слова.
Пример – переделка строки всем известного произведения Агнии Барто:

* Хорей.
/нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/
/ ! = / ! = / ! = / ! = / . . . . . (хорей) (ж)

Уберём в последнем такте безударный слог:
/нАшей/ ТАни/ грОмкий/ плАч/ . . . . . (хорей) (м)

* Ямб.
Безударный слог добавим в начале и уберём в конце – получим из хорея ямб:
/там нА/шей ТА/ни грОм/кий плАч/
/ = ! / = ! / = ! / = ! / . . . . . (ямб) (м)

Добавим безударный слог в последнем такте:
/там нА/ша ТА/ня грОм/ко плА/чет . . . . . (ямб) (ж)

* Дактиль.
Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта:
/нАша Та/нЮша ры/дАет так/ гОрестно/
/ ! = = / ! = = / ! = = / ! = = / . . . . . (дактиль) (д)

Уберём в конце строки один безударный слог:
/нАша Та/нЮша ры/дАет и/ плАчет/ . . . . . (дактиль) (ж)

Уберём два безударных слога в конце:
/нАша Та/нЮша ры/дАет с ут/рА/ . . . . . (дактиль) (м)

* Анапест.
Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог:
/наша ТА/ня рыдА/ет с утрА/
/ = = ! / = = ! / = = ! / . . . . . (анапест) (м)

Добавим в конце строки безударный слог:
/наша ТА/ня рыдА/ет и плА/чет . . . . . (анапест) (ж)

* Амфибрахий.
Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта,
или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта:
/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ и плАчет/
/ = ! = / = ! = / = ! = / = ! = / . . . . . (амфибрахий) (ж)

Уберём последний безударный слог и получим:
/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ с утрА/ (амфибрахий) (м)

Главное – считайте количество СЛОГОВ В ТАКТЕ!

Если в каком-либо такте строки появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка.
Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль. ) нужно выдерживать до конца стихотворения.

ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.

Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем. Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.

Выбранный поэтом РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, каким бы сложным он ни был, ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬСЯ во всех строфах текста от начала и до конца – как рисунок на обоях!
Если нет ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
(Роберт Рождественский)

/Я сегодня/ до зари/ встану/ – пеон 3 + анапест + хорей
/ = = ! = // = = ! // ! = /

СОВЕТ: нарисуйте схему стихов, сверяйте с ней количество слогов в каждой строке:

/раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/ шаг/ пой/-май/-те.

Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет. Но в этом и заключаются сладкие муки ТВОРЧЕСТВА!
Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите.
Переберите все буквы алфавита (пакля, шмакля, дракля. ) – и сокровище обязательно найдётся! http://stihi.ru/2010/07/24/3657.

5. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ.

СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).

ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула – АбАб:
Давно забытых чувств появится круженье, . . . . . А
Как будто карусель в старинном городке, . . . . . . б
И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья . . . А
Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке. . . б
(Л.Потешнова)

Читать еще:  На кого ты меня променял стихи

ОХВАТНАЯ формула – аББа:
Душа то плачет, то поёт, . . . . . . . а
Стихи прекрасные услышав, . . . Б
Встаёт на цыпочки всё выше . . . Б
И отправляется в полёт. . . . . . . . а
(Г.Епанечников)

СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
Внезапно зазвонит молчавший телефон . . . . . а
И маятник часов качнётся, . . . . . . . . . . . . . . . . Б
И долгий разговор начнётся, . . . . . . . . . . . . . . .Б
Соединяя нас в пространстве двух времён: . . . а
Там – годы юности, тут – наступивший час, . . в
Переменивший многое для нас. . . . . . . . . . . . . в
(И.Катеринич)

На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм:
В пустынной степи полыхает пожар, . . (м)
Никем не замеченный, . . . . . . . . . . . . . . (д)
И мне остаётся лишь горечь и гарь . . . . (м)
Туманного вечера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . (д)
(А.Лихачёва)

ДВУСТИШИЯ ААббССдд. – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
(А.Пушкин)

ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ.

ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти;
Ещё овраги полны снега;
Ещё зарёй гремит телега
На запорошенном пути.
(А.Фет)

ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют:
1) Есть гора Медведь, Лягушка,
2) Обезьяна, Крокодил.
3) Нет горы с названьем Мышка,
4) Видно, кто-то проглотил.
(В.Бончак)

БЕЛЫЕ стихи – без рифмы:
Вырастают волны выше туч лохматых,
Меж землёй и небом в темноте скрываясь,
Лишь на миг короткий полыхнут слепяще,
Пронесутся с рёвом и в пучине гаснут.
(Н.Борисова)

ВЕРЛИБР – стихи нерифмованные, свободные от размера:
Листья и трава –
уже большие и зелёные
а тут – посыпались неизвестно откуда
огромные и многочисленные клочья снега –
живу в гармонии с природой –
ремонтирую старый валенок,
мечтая о поездке на остров Фиджи.
(Е.Блажеевич)

СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты).

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте.

ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА — условный термин, установившийся за такими строфическими формами, как сонет, рондо, копла, секстина. и пр. (см. раздел «Стихи твёрдых форм»)
Как написать:
http://www.stihi.ru/2010/10/07/1448 – триолет
http://www.stihi.ru/2010/10/07/5859 – ритурнель
— — —

Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным. Об этом дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами из собственного опыта:

1) Если в начале стихотворенья «повешено ружьё», то в конце оно должно выстрелить!
2) «Не растекайтесь мыслию по древу», избегайте пустого многословья. Если «понесло» – постарайтесь остановиться. Самое трудное – резать «по-живому», сокращать написанное.
3) Не увлекайтесь сложными предложениями с множеством соединительных союзов и знаков препинания – они затрудняют восприятие текста.
4) Не переносите окончание предложения на следующую строку – читать трудно, появляется нежелательный смысл. Каждая строка должна быть завершена так, чтобы её можно было процитировать.
5) Проверяйте на слух звучание стиха, чтобы не было неприличных каламбуров!
6) Избегайте обилия глагольных рифм (подошёл — нашёл; бежали — держали).
6) Старайтесь не сочинять все свои «творения» каким-то одним размером. Даже самые прекрасные стихи, написанные, например, только ямбом, если их читать подряд. утомляют. Поэмы – исключение!

КУПЛЕТ

Смотреть что такое КУПЛЕТ в других словарях:

КУПЛЕТ

(Couplet; провансальское cobla, испанское copla, латинское copula, «связка») первоначально в музыке и поэзии соединение двух параллельных ритмических п. смотреть

КУПЛЕТ

(франц. couplet) строфа в песне или стихотворении напевного характера. Целостная мелодия объединяет в песенном К. строки одной поэтической строф. смотреть

КУПЛЕТ

КУПЛЕТ, -а, м. 1. Строфа песни, лирического стихотворения. 2. мн.Смешные сатирические песенки, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте.II прил. куплетный, -ая, -ое. смотреть

КУПЛЕТ

куплет м. 1) Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем из четырех и более стихов. 2) Стихотворение, состоящее из четверостишия с перекрестной рифмой (обычно на злободневную тему). 3) Раздел песни, включающий всю мелодию целиком и соответствующий одной строфе стихотворного текста. 4) см. также куплеты.

КУПЛЕТ

куплет м.1. (строфа) verse, couplet 2. мн. (сатирические песенки) topical / satirical songs

КУПЛЕТ

куплет песенка, строфа, куплетец Словарь русских синонимов. куплет сущ., кол-во синонимов: 4 • куплетец (1) • куплетик (1) • песенка (5) • строфа (21) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: куплетец, куплетик, песенка, строфа. смотреть

КУПЛЕТ

Куплет (Couplet; провансальское cobla, испанское copla, латинское copula, «связка») первоначально в музыке и поэзии соединение двух параллельных ритмических предложений. У трубадуров и труверов и в современных франц. «chansons» К. равнозначен со строфой, т. е. отделом стихотворения состоящим из симметрического соединения нескольких ритмических членов (стихов). В древне-французской «Chanson de geste» более или менее длинный ряд стихов созвучных или рифмованных называется куплетом. Куплет в музыке — песня в коленном складе, написанная к первой строфе стихотворения и повторяемая при следующих его строфах. Эта легкая форма встречается особенно в комических операх, оперетках, водевилях. В конце каждого К. бывает припев (refrain).

КУПЛЕТ

КУПЛЕТ (франц. couplet — от «couple» — «пара») — первоначально в терминологии средневековой французской поэтики — строфа, построенная на парно . смотреть

КУПЛЕТ

КУПЛЕТ (франц. couplet — от «couple» — «пара») — первоначально в терминологии средневековой французской поэтики — строфа, построенная на парно рифмующ. смотреть

КУПЛЕТ

[франц. couplet — от «couple» — «пара»]— первоначально в терминологии средневековой французской поэтики — строфа, построенная на парно рифмующихся двустишиях, позднее строфа, построенная как на парных, так и на пересекающихся рифмах (в последнем значении напр. у Пушкина), в частности — строфа, исполняемая в пении и связанная с определенным мотивом. Как элемент сценически-музыкального исполнения и как специальный жанр песенной сатиры К. получает широкое распространение не только во Франции, но и за пределами своей родины. Французский водевильный К. возник совершенно самостоятельно из песенок, к-рым обязан водевиль (см.) самым своим названием. В XVI в. антрепренеры ярмарочных театров начали вставлять песенки в разыгрываемые пьесы; затем перешли к сочинению специальных пьес «с водевилями», т. е. с К., сначала находившимися в непосредственной связи с действием пьесы, а потом принявшими характер вставных номеров на злободневные общественные и политические темы. Если водевильные К. сочинялись в юмористическим стиле, то песенные начали принимать все более и более сатирический характер. Исполнение К. стали возлагать не на певцов, а на обыкновенных драматических актеров, уже не певших, а произносивших К. речитативом («говорком») под аккомпанемент оркестра. К. состояли обыкновенно из нескольких строф и «рефрена» (припева), повторяемого после каждой строфы. В таком виде его культивирует и Беранже, виднейший, непревзойденный мастер французского интимного и политического куплета. В качестве лучших образцов этого сатирического жанра должны быть указаны: «Le senateur» [1813]— в русском переводе Курочкина — «Знатный приятель», «Le Marquis de Carabas» (Маркиз де Карабас), «Le souvenir du peuple» (Народные воспоминания), «Le vieux caporal» (Старый капрал) и мн. др. К. Беранже трогательно воспевали трудовую жизнь французского мещанства, интимные радости его быта и зло бичевали как буржуазный порядок, так и в особенности чванливость и классовую ограниченность аристократической Реставрации: «Из чужбины дальней В замок феодальный Едет — трюх-трюх-трюх — На кобылке сивой Наш маркиз спесивый, Наш отец и друг. Машет саблей длинной, Но в крови невинной. Вот какой храбрец! Ой, бедовый, право! Честь тебе и слава — Ах, ты наш отец! „Слушать, поселяне, К вам, невеждам, дряни, Сам держу я речь. Я — опора трона; Царству оборона Мой дворянский меч. Гнев мой возгорится — И король смирится. “ Вот какой храбрец! Ой, бедовый, право! Честь тебе и слава — Ах, ты наш отец!» («Le Marquis de Carabas» перев. Курочкина). Русский К. сохраняет в разные периоды своей истории отпечаток господствующих в то время общественных отношений. В 30-х годах он является непременной принадлежностью русских (и переводных) водевилей. Как и можно было ожидать, в эту эпоху николаевской реакции он почти не выходил из пределов обывательщины; водевилисты заставляли актеров распевать дифирамбы попечительному начальству: «Но вдруг Трепов генерал / Сбавить цену приказал. / И попались все в тиски / Господа дровяники». «Хуже водевильных куплетов на сцене, — писал Дружинин, — может быть только водевильный куплет вне сцены, — в книге, журнале и в памяти». 60-е гг. — эпоха выступления на социальную арену радикальной разночинной интеллигенции — приносит с собой необычайный расцвет сатирического К. Переводится и приспособляется к русским нравам Беранже; особенно велика в этом отношении заслуга В. Курочкина (см.). Минаев, Курочкин, М. Л. Михайлов, Жулев и многие другие поэты пишут оригинальные куплеты на общественно-политические и литературные темы. Примыкает к этой фаланге и Некрасов: его «Нравственный человек» [1846, «Муж и жена», «Над чем мы смеемся», «Еще тройка», «Пропала книга», «Осторожность» — представляют собой характерные образцы русского сатирического куплета, особенно популяризировавшегося «Искрой». С наступлением реакции в начале 70-х гг., с разгромом революционно-демократического движения водевильный К. вновь выдвигается у нас в качестве вставного номера оперетты. При полупорнографическом характере, к-рый свойственен был вначале оперетте, инкорпорированный в нее куплет теряет свою сатирическую окраску и концентрируется вокруг обывательских и эротических тем. Щедрин рассказывает в «Господах Головлевых» [1871, «с какой неподражаемой наивностью Любинька своим маленьким голоском заявляла о желании быть подполковником». Эпоха военного коммунизма принесла с собой новый, к сожалению кратковременный, расцвет сатирического куплета (например у Демьяна Бедного — «Манифест Юденича», «Танька-Ванька», «Генерал Шкура» и многие другие, а также боевые и сатирические куплеты В. Князева, как например «Екатеринбург», «Сын коммунара», «Песня коммуны» и т. д.). «Л. Э.». смотреть

КУПЛЕТ

КУПЛЕТ а, м. couplet m. 1. литер. Строфа стихотворения или песни, часть песенного текста на завершенную мелодию. Сл. 18. Строфа стихотворения, песни, . смотреть

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector