1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое созвучие в стихах

Занятие 17. О рифме

Рифма — это созвучие однотипных стиховых окончаний (клаузул) в двух или нескольких стихах. По своей сути рифма, является сильным выразительным средством, с помощью которого делается акцент на ритмическом рисунке стиха.
В силлабо-тоническом стихе роль рифмы, разнообразие ее использования, возрастают в значительной степени, так как она является усилителем ритма и одним из основных средств выразительности поэтического языка.
Сам термин «рифма» имеет греческое происхождение. В поэзии разных народов к употреблению рифмы предъявлялись различные требования, например, во Франции рифмованные окончания строк должны были иметь не только сходное звучание, но и похожее написание. В русской поэзии употребление рифмы характерно использованием слов, имеющих созвучные ударные слоги. Часто это достигается употреблением в конце рифмованных строк одних и тех же частей речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.) в одной грамматической форме.
Нет на свете народа, у которого не было бы стихотворной речи. Обычно на ранних стадиях культурного развития такая речь слита с напевом, потом постепенно стих отделяется от породившей его песни, сохраняя некоторые её черты: ритмичность и напевность.

Есть много людей, которые считают, что поэзия отличается от прозы только «красивой формой». Однако, это далеко не так. Можно проделать простой опыт. Попробуем выразить прозой один куплет всем известного стихотворения С. Есенина. Просто заменим в нём порядок слов:

Не жалею, не зову, не плачу
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный
Я не буду больше молодым.

Напишем: » Я не плачу, не зову, не жалею. Всё пройдёт, как дым с белых яблонь. Охваченный золотом увядания, молодым я больше не буду». Прочитайте стихотворное и прозаическое выражение фразы. Слова одинаковые в первом и во втором случае, но мы имеем две абсолютно разные вещи. А ведь мы только убрали стихотворное деление на строчки, ритмическое движение фразы, убрали РИФМУ. И сразу чувства, изложенные в этом небольшом отрывке, потускнели и увяли. Читая четверостишие в прозе, мы больше не находим в нём ни щемящей грусти о прошедших годах, ни нежности, ни красоты изложения.
Рифма является важным звуковым, композиционным и смысловым элементом стиха. Как писал В. Маяковский, «рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.

Подавляющее большинство стихотворений написано с использованием созвучий в окончаниях строк — рифм. Отказ от них допустим, однако в этом случае автор должен безупречно провести работу со слогами и буквами, в противном случае стихотворное произведение к поэзии отнести нельзя. Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом.
Рифма, появление которой легко предсказать, не производит впечатления на читателя, от чего страдает весь стих. Простые или распространенные рифмы могут употребляться автором, однако в этом случае должна быть проработана фонетика стихотворения, придающая им дополнительный оттенок.
Одними из самых сильных созвучий являются рифмы, образованные в окончаниях разных частей речи. Однако подобрать устойчивое созвучие в этом случае может быть непросто. Если сделать это не получается, слабое созвучие в окончании строки можно усилить соответствующей фонемой, расположенной в начале следующей строки. Подобные приемы используются и в том случае, если слово-рифма содержит звук, нарушающий фонетический рисунок стиха. В этом случае в предыдущем или последующем слове употребляется фонема, способная смягчить этот эффект.
Подбор устойчивых и вместе с этим не банальных созвучий является весьма трудоемкой задачей. Руководство для выполнения ее составить практически нереально, а настоящее умение составления рифм приходит к автору только вместе с опытом.
В процессе развития стихосложения было много видов рифм: начальная, срединная, концевая. Но со временем большинство видов рифм ушло в прошлое, и в европейской поэзии осталась только концевая рифма.
Рифма — явление изменчивое. В 18-19 веках в поэзии господствовала точная рифма (совпадение звуков рифмующихся слов, начиная от ударного гласного и до конца) «полна — дна», «правил — заставил», «закованный — очарованный». Постепенно поэты стали отходить от общепризнанных законов и появились отклонения от точной рифмы. Появились рифмы с ударными Ы — И («был — возмутил»), усечение в женских и дактилических рифмах конечного «Й» («Тани — мечтаний», «свежо — чужой»). Были и другие отклонения от точной рифмы.
Уже в середине 18 века появились новые виды рифмы: разнородная (образованная различными частями речи. «ночь — прочь», «полна — дна») и составная («девы — где вы» и т.п.), которые быстро вошли в моду и получили широкое распространение Эти виды рифм и в настоящее время играют важную роль в стихосложении.
В 19-20 веках в арсенал поэтов вошли такие виды рифмы, как
— грамматическая («не мог — занемог», «дама — Бентама»);
— приблизительная (при одинаковых согласных заударные гласные различаются («берёза — слёзы», «душою — ретивое»);
— корневая (в этой рифме безразличная заударная часть рифмуется со сходной предударной частью).
Говоря о рифме, хочется сказать и о том, как строится стихотворение, какую смысловую и композиционную роль играет рифма и конечные слова каждой строки в стихосложении.
Поэзия — это постоянный поиск компромисса между формой и содержанием и в этом поиске поэт должен помнить — если слово просится в строфу, оно должно быть там
Рифма может быть точной и неточной. В точной рифме совпадает ударный слог и все звуки, которые идут после него. Именно звуки, а не буквы. Так что, например: «нравится — красавица» — это идеально точная рифма: тся ведь читается как ца. Ударный согласный у обоих слов а, после него в обоих словах идут звуки вица.
Допустим, нужно придумать точную рифму к слову «королева». Ударный гласный е, после него идут звуки ва. Значит, все слова, которые будут рифмоваться с «королева», должны заканчиваться на -ева или на -ево (потому что безударное о читается как а) . Смотрим в словаре рифм: дева — гнева — налево, Ева, древо, посева. — всё это можно безбоязненно рифмовать с «королева».

Среди точных рифм особенно ценятся «богатые» рифмы. «Богатая» рифма — это такая рифма, когда перед ударным гласным совпадает один звук (или больше). Например: Медведь — реветь — богатая рифма: кроме общих звуков ть (после ударного гласного е) дь на конце слова читается как ть и в них ещё один общий звук в перед ним. Поэтому и на слух кажется, что медведь — реветь, рифмуется лучше, чем медведь — плеть (это тоже точная рифма, но не богатая.
И ещё о точной рифме. В точно рифмующихся словах должны быть общими хотя бы два звука. Допустим луна — свеча — это неточная рифма (да и, скорее всего, вообще не рифма). Хотя у них и одинаковый ударный гласный а, в конце слова. Вот луна — стена — рифмуется красиво.
Это точные рифмы. Они хорошо ложатся в строку и никогда не сделают стих хуже, чем любая приблизительная рифма. У Пушкина, например, практически нет неточных рифм, у Маяковского почти все рифмы неточные.

С неточными рифмами дело обстоит несколько иначе, и надо иметь большой опыт и развитое чувство осторожности при их применении. Только интуиция и опыт подскажут, когда и как их употреблять, какие неточные рифмы хорошие, а какие не очень. Примерами неточных рифм могут быть следующие: шубу — шуму, хвалится — пятится.
Рифма — королева поэзии и должны быть очень веские причины для отказа от неё. Более того, отказ от рифмы допустим лишь в случае тончайшей, близкой к идеальной проработке фонетической составляющей стихотворения. Если этого нет — значит, автор либо лентяй, либо бездарь. О рифмах можно говорить бесконечно. В данной статье хочу остановиться ещё на нескольких моментах. Прежде всего, нужно помнить, что не зазорно применять простые рифмы, но, опять же, нельзя забывать о работе над их звучанием. Со временем, в жизни каждого хорошего поэта наступает момент, после которого он уже не в состоянии применить в своём произведении слабую или заезженную рифму, подобные рифмы просто блокируются мозгом.
Если ставка на рифму всё — таки делается, нужно искать наименее ожидаемую, именно такие рифмы особенно сильны. Следует избегать очевидных рифм. Мы должны помнить, что в стихотворение идеально ложатся лишь банальные, многократно использованные рифмы. Оригинальная рифма подготавливается всей предыдущей строкой.

Читать еще:  Поздравление с днем рождения подругу в стихах которая в далеке

Различают три основных вида рифм: мужские, женские и дактилические

МУЖСКАЯ
рифма — с ударением на последнем слоге
(заставля`ть — управля`ть).

ЖЕНСКАЯ рифма — с ударением на предпоследнем слоге
(ту`чи — лету`чи).

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма — с ударением на третьем от конца строки слоге
(стра`нники — изгна`нники).
Способы образования рифмы различаются в зависимости от фонетических особенностей созвучий клаузул (клаузула — стиховое окончание).

ТОЧНОЙ рифмой является такая, которая образуется совпадением в клаузулах одинаковых или очень близких звуков (волн — полн).

НЕТОЧНОЙ рифмой или ассонансом называется такая, которая основывается на приблизительном подобии звуков в клаузулах:

Наце`лясь — Венесуэ`ле, безмо`лвный — по`лный.

ГЛУБОКАЯ рифма — когда одинаковыми по звучанию являются не только клаузулы, но и предшествующие им части слова (пролета`ли — пролета`рий). Эта рифма особенно характерна для ранних стихов Е.Евтушенко.

Настя Карпова, Настя Карпова,
Сколько помню со всех сторон,
Над твоей головою каркало
Молодых и старых ворон.

УСИЛЕННАЯ рифма. Рифма, в которой звуковое совпадение клаузул начинается не только с ударной гласной (наши — чаши), но и с предшествующей ей согласной (своды`- воды`,ра`жий — вра`жий, ро`ду — наро`ду).

ПРОСТЕЙШИМИ являются рифмы, образованные одинаковыми частями речи:

Глаголами — бежит-лежит.
Прилагательными — прекрасный — ясный.
Наречиями — одиноко — глубоко.
Деепричастиями — лелея-зеленея.

Простейшие рифмы, в виду их постоянного применения, давно уже стали привычными и поэтому не должны привлекать к себе особого внимания авторов. Как сказал М. Исаковский: «Существуют такие рифмы, пользоваться которыми просто неприлично. (Родина-смородина), это как раз такая рифма, которая не только трафаретна, но уже и пародийна. Нельзя использовать рифму ради рифмы».
Рифма является одним из вспомогательных ритмических элементов. Иногда в стихах её может и не быть, как в античной прозе, где строгое чередование стоп создавало полную ритмическую упорядоченность и рифма как усилитель ритма не требовалась.

Нерифмованные стихи называются БЕЛЫМИ. В белом стихе определяющим является расположение одинаковых клаузул. Применяется белый стих (как правило, пятистопный ямб) главным образом в драматических произведениях, помогая развернуть и воспроизвести живую разговорную речь, а также для передачи на русском языке классической античной литературы, так называемые российский гекзаметр и российский пентаметр. Примером белого стиха может служить следующие пушкинские строки:

. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет прошло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я.

Созвучия в поэзии

Фонетическое созвучие в стихе важно тогда, когда есть сомнение в звучании стилистическом, звучании /внутреннего/ смыслового строя в тексте, например:

Годы идут и мы тоже растем,
Копится наш житейский багаж,
Но будто бабочки-однодневки живем,
Беспечно меняем души антураж.

го-ды и-дут и мы то-же ра-стем, — 10
ко-пи-тся наш жи-тей-ский ба-гаж, — 9
но буд-то ба-боч-ки од-нод-нев-ки жи-вем, — 12
бе-спеч-но ме-ня-ем ду-ши ан-ту-раж. — 11

Смысл как таковой и какой-никакой обязательно будет, потому что такова сущность языка: любая связка слов дает «инструмент отображения реальности», из любого словосочетания возможно, при определенном усилии, извлечь смысловое состояние более менее реального содержания, то есть, имеющего некоторую связь с действительностью. Таким образом в языке нет «лишних» или не «нужных» слов.

Облако треть. — Облака треть? — Облако (на) треть. — Облако на треть. уменьшилось? — (. )
1) Облако треть.
2) Облака треть.
Таким образом «облако треть» и «облака треть» совершенно разные логические формуляторы высказываний. Во втором случае имеется цельное словосочетание, завершенное, качественное; в первом как будто бы чего-то не хватает; но начав менять первое на второе мы теряем основу высказывания, потому что облако величиной с третью часть «обычного размера» (а что за размер, кстати?) это фиксированное состояние облака, это некоторая мера, то есть, допустим, имеется классификация облаков по размеру: маленькое, среднее, большое, и, соответственно, маленькое это «треть». А «облако треть», видимо, с пропущенным «на», подразумевает некоторый недоговоренный смысл, предположим, «уменьшилось». Значит? Речь не о фиксированном состоянии предмета, а переходном. Понятно, что любое облако уменьшится, и большое станет маленьким. Но, или в одном случае говорится о размерах облака как таковых, или, в другом случае, о процессе влияющем на таковое уменьшение. Есть разница? Разумеется. Она огромна, несопоставима. Хотя может казаться, что это как бы одно и тоже, ведь облако будет уменьшатся в любом случае.
Таким образом «в первом что-то есть». Не смотря на предикативный росчерк не согласованности.

И. вот в этом «что-то есть» и заключается /внутренний/ ритм стиха.

Как видно из слогового расклада в катрене нет одинаковых или согласованных ритмически строк.
Соответственно, этот стих не совершенен. Что означает «совершенство» стиха и является ли «совершенство» шедевральностью? Совершенство означает завершенную подачу (в стихе), т.е. скорректированный /изнутри — наружу/ смысловой проход «идейного цикла».
Что за сложности такие.

Создавая поэтическое произведение автор имеет идейный задел, зацеп, а возможно, вполне продуманный идейный аспект, который вызревает до уровня концепции. Словарное определение концепции таково: система взглядов на что-н.; основная мысль чего-н.

Идея как таковая это /лишь/ ПРИЗНАК направления умственного поиска.
Завершенная идея старается войти в состояние концептуализации.
Концепция, это как раз и есть СОСТОЯНИЕ ИДЕИ в процессе актуального действия внутри собственной реальности. Никакая идея никогда не будет завершена до состояния полного соответствия реальности, для этого ее следует воплотить, т.е. отразить (как-то физически) в реальности. То есть — не будет завершена /сама по себе/.

Литературное произведение «пытается» идею (идеи) от самого начала проявления (таковых) — . объять циклом (тут сложность с терминологией, однозначно выразить скорее всего не получится). «Объять» потому, что /цикл/ присутствует в самой специфике создания литературного произведения, прозы, либо поэзии.

То есть, чтобы совсем стало понятно, реализуемая произведением ИДЕЯ от самого начала авторского измышления (в процессе формирования текста) до самой последней строки, развивает себя, становясь в конечном итоге КОНЦЕПЦИЕЙ данного прозаического или поэтического произведения; и если в прозе концепцию возможно выразить, рассуждая о значении произведения и его внутренней специфике, относительно и литературного состояния в целом, и правил прозаического соответствия (которые никак недопустимо применять бездумно, слепо), то в поэзии концепция остается в читательском ощущении, и чем более прочно и стойко таковое ощущение, в опоре на которое возможно о стихотворении рассуждать, тем более значимо поэтическое произведение, не смотря, в принципе, на его сложность. Потому что поэзия тем и отличается от прозы, что способна делать «сложность» доступной и легкой восприятию.

Так что с этим «идейным циклом»? Очень просто: это ход семантического (понятийного) выстраивания воспринимаемых /смысловых ритмов/ произведения. А ритм это перепад, то есть, смена состояний «понятно» и «не понятно», которые могут присутствовать друг в друге как матрешка. И вот. эдакое присутствие. смысловых ритмов в стихе. и создает ритмически-смысловой цикл — на какой-то момент восприятия (произведения) в процессе чтения.
Мы не всегда читаем исключительно внимательно, мы перечитываем. Поэтому нет нужды говорить только лишь об одноразовом прочтении.

Если произведение (поэтическое) завершит (в читательском восприятии) /цикл/ ощущения стиха, то есть, мы возьмем КОНЦЕПЦИЮ стиха, хотя она и несколько призрачна. это будет напоминать доставание из печи пирожка, он горяч и мы его перекладываем с ладони на ладонь (пока остывает, то есть, усваивается).
Образ немного грубоват, но доходчив.

Поэтому, стихи надо /брать/ и фонетически и конструктивно — по сущности внутренней связи от авторской подачи. А поэт (действительный) на самом деле не пишет «от себя», он(а) создает как бы русло. своим восприятием/ощущением. своей Музой. И в это русло кладется (жизнью) нечто важное. Что поэт и передает, сперва на лист (для себя), а потом, если пожелает, и миру.

Когда же автор (произведений. то есть, текстов — для начала) станет именно ПОЭТОМ?

Когда ощутит, что выходящее из-под его пера — достойно не признания.

В. каком смысле, и что за странное выражение «достойно не признания»?
Опять /очень просто/: даже если СТИХИ не будут признаны — ныне — они все равно обретут свое «место под солнцем», так как (все-таки) отражают жизнь, ее естество, выражают реальность как-то исключительно по-особенному, но в важном ракурсе /общей парадигмы развития/ — общей на все времена.

Читать еще:  Стихи когда муж изменяет

Разумеется, автор может УБЕДИТЬ себя в том, что это так. Поскольку, если человек еще не добился каких-то ощутимых результатов, то ему сложно определяться на писательском поприще. И создавая текст, и полагая его стихом, автор. убеждает себя, что это стихи. Разумеется! Так и должно быть. Иначе как развиваться в творческом ключе? Резонно.

Но. становясь действительно поэтом, автор ОЩУТИТ сие.
Без какого-либо самоубеждения.
Это будет легко, непринуждено. Это будет само собой, так же естественно, как глоток свежего чистого воздуха после затхлого помещения (наподобие).

Годы идут и мы тоже растем,
Копя свой житейский багаж,
Да бабочкой ли однодневкой живем,
Беспечно мятущись душой в антураж.

К слову, антураж, это совокупность предметов окружающей среды, обстановки.
Что здесь нужно сделать? Способы (методы) поэтического исследования постоянно совершенствуются, за века накопился значительный опыт такого исследования, есть разные формы поэзии, стили, и прочие особенности текстопостроения, призванные просто слова организовать в просто шедевр.

А здесь. нужно сопоставить «звучание смысловых ритмов» (в кавычках оттого что данный нюанс существует более в условном измерении реальности, то что именуется здесь «смысловыми ритмами» присутствует только в восприятии читателя при прочтении стиха). и фонетическую организацию в строках. И выяснить (для себя — прежде всего) как велика необходимость ИЗМЕРЯТЬ фонетику. Потому что помимо стройного ритма есть смыслы, которые связывают в стихе /элементы восприятия/. А значит, учитывая еще, что прочитать стих возможно не сразу, не всегда сразу. возможно прочитать именно в достаточной для нас полноте — на которую мы на самом деле способны, следует учесть /внутреннее звучание/ «сущности стиха»; цепляясь сильно к фонетическому соответств/ую/, мы можем упускать — умственно — нечто гораздо более важное, а именно КАК РАЗ ТО, ради чего стих и создавался.

Что такое рифма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.

Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.

Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.

Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.

Рифма — это.

Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф (это как?).

Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник. Может быть, вы придумаете ещё?

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами (это как?), но лишены рифмующихся строк.

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений (это как?) со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Виды рифм

Всякий поэт знает, что рифма различается:

  1. По количеству совпадающих звуков (точная, неточная);
  2. По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания (простая, сложная);
  3. По общему количеству слогов (равносложная, неравносложная);
  4. По тому, на какой слог падает ударение (мужская, женская, дактилическая);
  5. По фонетическим особенностям (усечённая, замещённая, йотированная).

Точная – неточная.

Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.

Простая – сложная.

Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.

Равносложная – неравносложная.

Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.

Мужская – женская – дактилическая.

  1. Если ударение падает в рифмующихся словах на последний от конца слог, такая рифма называется мужской: пожАр – самовАр.
  2. Если ударение падает на предпоследний слог, рифма является женской: гОрод – распОрот.
  3. Когда же ударение падает на третий и далее от конца слог, рифма считается дактилической: орУжие – обнарУживая.

Усечённая – замещённая – йотированная.

  1. Усечённой рифма имеет место тогда, когда на конце слова как бы отсекается звук или слог: тепло – слов. Пара держится на ударном слоге «ло», а концевой согласный отпадает.
  2. Йотированная — разновидность усечённой рифмы. «Пропадет» звук «й» на конце одного из слов: дно – родной.
  3. При замещении один звук меняется на другой в начале слова (речка – печка), середине (вагон – ворон), конце (поток – потом). Замещённая рифма очень нравится детям, она полезна для развития речи.

Способы рифмовки

В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.

Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:

  1. — параллельный (парный);
  2. — кольцевой (опоясывающий);
  3. — перекрёстный.

Проиллюстрируем все три вида:

Над землёй метель кружится,
Словно сказочная птица.
Где падёт её перо,
Там сияет серебро.

Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.

Над землёй метель кружится,
Сыплет белое перо.
Там сияет серебро,
Где земли коснётся птица.

Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.

Самая привычная для нас схема выглядит так:
Над землёй метель кружится,
Рассыпает серебро,
Словно сказочная птица,
Обронившая перо.

Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.

Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!

Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».

Заключение

Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.

Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.

Читать еще:  Писать стихи надо каждый день подобно тому как скрипач

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Самый мощный рифматор это Маяковский. Хоть он и конъюнктурщик конечно. Но если достанет из широких штанин, то мало никому не покажется. Такие поэты раз в сто лет рождаются.

А всё остальное — про птичек, погоду и жизнь в зимне лесу — это чтобы было чем занять детей в школе. А то когда они ничем не заняты, начинают свои стихи сочинять. Про школу, учителей и одноклассников. А потом скандалы, слёзы, родителей в школу.

Хорошая рифма безусловно придает стихам большую четкость и структурированность. Но, важно чтоб она не была самоцелью, а произведение все-таки передавало какой-то смысл.

Значение слова «созвучие»

СОЗВУ́ЧИЕ, -я, ср.

1. Муз. Сочетание двух или нескольких звуков в одновременном звучании.

2. Книжн. Согласное, стройное звучание; гармония 1 . Есть сила благодатная В созвучье слов живых. Лермонтов, Молитва. Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе. Тютчев, Певучесть есть в морских волнах.

3. Сходное, подобное звучание. « Тогда Баранов, теперь Барабанов». Он мысленно поставил эти имена рядом, по вдруг поразившему слух созвучию. Симонов, Солдатами не рождаются.

4. Лит. Повторение в стихе сходных гласных звуков, а также сходное звучание концов строк; ассонанс, рифма. Концевое созвучие, рифма — это только один из бесконечных способов связывать строки. Маяковский, Как делать стихи?

5. перен. Внутреннее сходство, соответствие, подобие. Созвучие с современностью.Мои сверстники, вспоминая о минувшем, найдут в этой книге много созвучий с тем, что пережито ими. Гладков, Повесть о детстве.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СОЗВУ’ЧИЕ, я, ср. 1. Гармоническое сочетание двух или нескольких тонов (муз.). 2. Совпадение, сходство звуков речи, рифма (устар.). Я без ума от тройственных созвучий и влажных рифм, как например, на ю. Лермонтов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

созву́чие

1. муз. гармоническое сочетание двух или нескольких тонов, звучащих одновременно

2. совпадение, сходство звуков (речи и т. п.)

3. филол. повторение в стихе сходных гласных звуков, а также сходное звучание концов строк; ассонанс, рифма

4. внутреннее сходство, соответствие, подобие

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: наркопреступность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Виды рифмовки в стихотворении

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 516.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 516.

Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. В данной статье речь пойдет о рифмовке и видах рифмовки в стихотворении.

Виды рифм

Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.

Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:

  • мужскую рифму (такой вид, где ударение падает на последнюю гласную в словах); пример: пропал-умирал.
  • женскую рифму (такой вид, где ударение падает на предпоследнюю гласную в словах); пример: желанья – свиданья.
  • дактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 3 гласную с конца); пример: ухабинах – впадинах.
  • гипердактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 4 гласную с конца); пример: протягиваются – притрагиваются.

Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.

Выделяют три вида рифмовки:

  • смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб. Пример:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

    перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб. Пример:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

  • кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба

Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Рис. 1. Схема перекрестной, смежной и кольцевых рифмовок

Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам научиться различать такие понятия, как «рифма» и «рифмовка», разбираться в видах рифмовки. Здесь приведены существующие виды рифм, а также примеры и схемы их написания.

Словари

1. Гармоническое сочетание двух или нескольких тонов (в музыке).

2. Совпадение, сходство звуков речи.

отт. Повторение в стихе сходных гласных звуков, а также сходное звучание концов строк в стихосложении; ассонанс, рифма.

Внутреннее сходство, соответствие.

СОЗВУ́ЧИЕ, созвучия, ср.

1. Гармоническое сочетание двух или нескольких тонов (муз.).

2. Совпадение, сходство звуков речи, рифма (устар.). «Я без ума от тройственных созвучий и влажных рифм, как например, на ю.» Лермонтов.

СОЗВУ́ЧИЕ, -я, ср. В музыке: сочетание нескольких звуков разной высоты.

1) муз. Сочетание двух или нескольких звуков различной высоты в одновременном звучании.

Виды музыкального созвучия.

2) Гармоничное сочетание звуков (в звучащей речи, вокальном искусстве и т. п.).

гармо́ния; в стихосложении: ассона́нс, ри́фма

3) (перен. чего или какое, книжн.) Согласованность, гармония.

. Из смеха звонкого и из глухих рыданий созвучие вселенной создано (Соловьев).

гармони́чность, согла́сие (книжн.)

4) перен. Внутреннее сходство, соответствие, подобие.

Созвучие с современностью.

созву́чный, созву́чно, созву́чность

СОЗВУ́ЧИЕ, СОЗВУ́ЧЬЕ, -я; ср.

1. Муз. Сочетание звуков разной высоты в одновременном звучании. // Сочетание звуков речи, слов. * Есть сила благодатная в созвучье слов живых (Лермонтов).

2. Сходное, подобное звучание (звуков речи, слов). С. рифмующихся слов в стихе. / Лит. Повторение в стихах сходных гласных звуков; ассонанс, рифма. Концевое с.

3. Внутреннее сходство, соответствие, подобие. С. впечатлений, взглядов. С. с современностью.

4. Согласованность, гармония. С. красок. * Созвучье полное в природе (Тютчев).

созву́чие — в музыке, сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты. Построенное по определенному принципу созвучие из трёх и более звуков называется аккордом.

СОЗВУЧИЕ — СОЗВУ́ЧИЕ в музыке, сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты. Построенное по определенному принципу созвучие из трех и более звуков называют аккордом (см. АККОРД) .

СОЗВУЧИЕ в музыке — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты. Построенное по определенному принципу созвучие из трех и более звуков называют аккордом.

Сочетание двух или нескольких звуков в одновременном звучании.

Согласное, стройное звучание; гармония 1 .

Есть сила благодатная В созвучье слов живых. Лермонтов, Молитва.

Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе. Тютчев, Певучесть есть в морских волнах.

3. Сходное, подобное звучание. «Тогда Баранов, теперь Барабанов». Он мысленно поставил эти имена рядом, по вдруг поразившему слух созвучию. Симонов, Солдатами не рождаются.

Повторение в стихе сходных гласных звуков, а также сходное звучание концов строк; ассонанс, рифма.

Концевое созвучие, рифма — это только один из бесконечных способов связывать строки. Маяковский, Как делать стихи?

Внутреннее сходство, соответствие, подобие.

Созвучие с современностью.

Мои сверстники, вспоминая о минувшем, найдут в этой книге много созвучий с тем, что пережито ими. Гладков, Повесть о детстве.

СОЗВУЧИЕ (музыкальное), одновременное звучание тонов различной высоты. Один из видов созвучия — аккорд.

созву́чие, созву́чия, созву́чий, созву́чию, созву́чиям, созву́чием, созву́чиями, созву́чии, созву́чиях

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector