0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое стихи 3 класс

Стихотворение — это. Что такое стихотворение? Какие виды стихотворений существуют

Стихотворение — это одна из форм литературного произведения. Как правило, оно отличается сравнительно небольшим объемом и наличием рифмы. В каждом стихотворении заключен особый смысл, передаваемый автором. Хорошее стихотворение — это произведение, в котором выдержан ритм. Его можно пропеть, потому стихи накладывают на музыку. Также в нем все структурированно. От первой до последней строчки выдержана идея автора.

Стихотворение как способ мышления

Для поэта стихотворение — это способ творческого самовыражения. Через стихи он доносит до читателя свои чувства, эмоции и душевные порывы. Для людей творческих стихотворение — это способ красиво и органично рассказать миру о том, что у них на душе. Стихи пишутся о главном — о любви, дружбе, родине, людях, детях. Стихотворение — это маленькое послание миру от великого поэта или малоизвестного автора.

Виды стихотворений

Стихотворения бывают разными по объему, содержанию и структуре. Основная единица, составляющая стихотворение — слово. Оно может быть использовано любым способом. Это зависит главным образом от самого автора, благодаря чему каждое отдельное произведение приобретает свою индивидуальность.

Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:

  • белые;
  • вольные;
  • экспериментальные;
  • алфавитные;
  • прозаические;
  • ропалистические.

В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.

Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.

Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.

Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.

Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.

Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.

В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.

Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.

Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.

Смысловая нагрузка стихотворения

Суть стихотворения для каждого поэта и читателя своя. Оно считается правильным, если автор смог ненавязчиво донести свою мысль и логически завершить ее к концу. По мнению критиков, хорошее стихотворение — это не просто набор чувственных изречений автора, а социальный литературный «продукт», и он несет какой-то урок или мораль для читателя.

В современном поэтическом мире существует огромное разнообразие стихотворений как известных, так и малоизвестных авторов. Но не все из них способны тронуть душу, обратить внимание читателя на важные моральные и духовные ценности, вызвать интерес, заставить прочитать стихотворение вновь, задуматься.

Достоинства стихотворений

Достойные стихи подобны картинам или даже художественному кино. Они обладают таинственной магией и способны переносить читателя в мир автора посредством лишь черных строгих букв на белом фоне. Хорошие стихи хочется читать вновь и вновь, оживляя в сознании образы, которые видел автор. Стоит ли говорить, что стихотворения являются творческим достояниям каждой страны? Они развивают память, мышление, воображение. По этой причине с детьми рекомендуется заучивать стихи, потешки, басни. Стихи великих поэтов включены в школьную программу и подлежат литературному анализу.

Стихотворение (стихи) — что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьных лет всем известно, что такое стихотворение.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.

Стихотворение — это.

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

  1. тоническая;
  2. силлабическая;
  3. силлабо-тоническая.

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

  1. гражданским («Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова);
  2. философским («Гамлет» Б.Л.Пастернака);
  3. пейзажным («Шёпот, лёгкое дыханье…» А.А.Фета);
  4. городским («Балаганы», «Городу» В.Я.Брюсова);
  5. любовным («Мне нравится, что вы больны не мной…» М.И.Цветаевой).

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

  1. белыми («Она пришла с мороза…» А.Блока);
  2. рифмованными («Зимний вечер» А.Пушкина).

По адресации также выделяют:

  1. стихи для детей;
  2. стихи-поздравления;
  3. стихи, написанные по случаю (датские).

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

    Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют.

Например, поэт любуется цветами после дождя и, как английский стихотворец У.Блейк, замечает «небо в чашечке цветка».

  • Присутствие авторской модальности (авторского видения, авторской личности). Даже если текст написан не от первого лица, стихотворение содержит оценку происходящего. Иногда способ создания образа, угол художественного зрения дают представление о своём создателе.

    Так, например, ахматовская строка «я на левую руку надела перчатку с правой руки» выдаёт в авторе а) женщину; б) аристократку; в) рассеянную аристократку.
  • Лаконичность. А.Блок при встрече с молодым С.Есениным настаивал на том, что стихотворение не должно превышать пяти строф (что это такое?). Всё остальное мэтр призывал безжалостно сокращать.

    У самого блока есть стихотворения гораздо большего объёма, но поспорить с маэстро трудно: тексты, содержание которых можно уложить в 5-6 строф, максимально привлекательны для читателя. Если стихотворное произведение длиннее, его лирическая концентрация теряется.
  • Смысловая законченность. Стихотворение обычно описывает человека, животное, предмет, событие или ощущение. Казалось бы, любая из этих тем неисчерпаема. Но для создания целостного образа важно вовремя остановиться.


    В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:

    «Лизни ей нежно руку
    За всё, в чём был и не был виноват»…

    Что нужно помнить при анализе стихов

    Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

    Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

    Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

    Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

    Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.

    Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

    Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (9)

    А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!

    Читать еще:  Когда ты вернешься стихи

    Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.

    Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.

    очень понравилось спасибо

    Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.

    Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.

    Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.

    Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.

    Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.

    Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

    Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

    • Text Link

    Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

    Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

    В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

    «Уме недозрелый, плод недолгой науки!
    Покойся, не понуждай к перу мои руки:
    Не писав летящи дни века проводити
    Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
    Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
    На которых смелые не запнутся ноги».
    А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

    В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

    В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

    «Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут».
    М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
    Петровны», 1747 год.

    С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

    Виды стихотворных размеров

    В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

    Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

    По стопам размеры делятся на:

    • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
    • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

    От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

    Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

    Хорей

    Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

    А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

    Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

    Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

    Дактиль

    Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

    Степью лазурною, цепью жемчужною. »
    |—UU|—UU|—UU|—UU|

    М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

    Амфибрахий

    Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

    С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

    Анапест

    Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

    И.А. Бродский, 1962 г.

    Спондей и пиррихий

    Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

    Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

    В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

    Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

    Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

    Как определить размер стихотворения

    Метод 1. Скандирование

    Допустим, требуется определить размер этого текста:

    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймёт ли он, чем ты живёшь?
    Мысль изречённая есть ложь.
    Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

    Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

    Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

    Метод 2. «Ваня»

    Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

    • Ваня — хорей:
      «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
      В
      аня-Ваня-Ваня-Ваня
    • Иван — ямб:
      «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
      Ив
      ан-Иван-Иван-Иван
    • Ванечка — дактиль:
      «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
      В
      анечка-Ванечка-Ванечка
    • Ванюша — амфибрахий:
      «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
      Ван
      юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
    • Иоанн — анапест:
      «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
      Ио
      анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

    Метод 3. Графический

    Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

    Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

    Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

    Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
    До прожилок, до детских припухлых желёз.
    Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
    Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
    О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

    Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

    Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

    Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

    Как не путать стихотворные размеры

    Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

    Читать еще:  Где ты мама стихи

    А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

    Д — дактиль;
    АМ — амфибрахий;
    А — анапест.

    Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

    Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

    Вовсе не сложные
    Размеры трёхсложные,
    Всё зависит от сильных в них мест.

    Дактиль — он первый,
    Второй — амфибрахий,
    Ну а третий уже анапест!

    У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

    Попробовать бесплатно

    Интересное по рубрике

    Найдите необходимую статью по тегам

    Подпишитесь на нашу рассылку

    Мы в инстаграм

    Домашняя онлайн-школа
    Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

    Посмотреть

    Рекомендуем прочитать

    Реальный опыт семейного обучения

    Звонок по России бесплатный

    Пишите нам письма

    Посмотреть на карте

    Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

    Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Стихи русских поэтов» (УМК «Начальная школа XXI века»)

    Цели:

    • создать условия для закрепления умений определять автора по строкам из его произведения; сравнивать темы стихотворений; выразительно читать подготовленные стихи;
    • способствовать пониманию учащимися поэтического произведения с помощью изобразительного искусства;
    • создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения; обогащать словарный запас учащихся;
    • содействовать развитию у детей чуткого отношения к красоте родной природы, Родине и малой родине через поэзию.

    Тип урока: повторительно-обобщительный.

    Форма проведения: с применением информационных технологий.

    Инструментарий:

    Для учителя:

    • иллюстрации художников А.А.Рылов «Закат», И.И.Шишкин «Рожь», Ф.В.Рылеев «Мокрый луг», В.С. Поленов «Золотая осень»;
    • толковый словарь русского языка С.И Ожегова;
    • портреты поэтов И.С. Никитина, И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина; книги русских поэтов и поэтов Белгородчины; карточки со словами «рифма», «интонация», «поэзия», «сравнение», «олицетворение», «эпитеты»;
    • фамилиями поэтов; карточки со словами для речевой разминки;
    • компьютер, презентация «Стихи русских поэтов».

    Для учащихся: модели обложек; карточки для работы в парах; условные обозначения (для рефлексии); учебник «Литературное чтение» (авт. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).

    Ход урока

    1. Оргмомент

    2. Сообщение темы урока

    — Сегодня мы завершаем путешествие по миру поэзии. Что такое поэзия?

    Поэзия летнего утра.
    Поэзия зимнего дня.
    Поэзия родной природы.

    — Замените слово «поэзия» словом красота. Прочитайте предложения.

    — Что вы теперь скажете о поэзии?

    — Сколько значений слова «поэзия» знаем теперь?

    — Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

    (Ученик зачитывает значения слова из словаря С.И.Ожегова.)

    — Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

    — Итак, сегодня мы будем говорить о русских поэтах и их произведениях.

    3. Речевая разминка. Актуализация опорных знаний

    — Начнем урок с речевой разминки.

    -Читаем по указке молча, шепотом, тихо, громко.

    Шум, блеск, всплеск, гам,
    Гром, треск, плеск, трам!

    — Похожи ли эти строки на стихотворение? Если да, почему?

    — Один из признаков стихотворения рифма.

    — Назовите ещё один признак стихотворения.

    — Прочитаем строки, выделив первое слово. Попытайтесь передать радость.

    — Читаем с интонацией удивления, выделяя четвёртое слово.

    (Вывешиваются слова «рифма», «интонация».)

    Упражнения в антиципации

    — Сегодня будем говорить о произведениях, написанных более 150 лет назад, и поэтому в них встречались слова, которые употреблялись тогда и не употребляются в современном русском языке. Как они называются?

    — Кроме архаизмов нам встречались и непонятные слова, значение которых мы выясняли. Вспомним эти слова и их значение.

    аварум (мурава)анзак (казна)
    ахос (соха)цетевс (светец)
    в.тх.я ш.б.нк.
    см.ж.ть
    л.зн.к

    Работа с кроссвордом.

    — Пришло время вспомнить фамилии русских поэтов, стихи которых мы читали.

    1. Поэт, которого сделало знаменитым стихотворение «Русь».
    2. Поэт, который родился в семье крепостного крестьянина, в Ярославской губернии.
    3. Некоторые стихи этого поэта стали народными песнями.

    (Заполняется кроссворд по цепочке.)

    4. Проверка домашнего задания

    — А сейчас рассмотрим книги, которые вы принесли на урок. У нас получилась большая выставка.

    Примерная аннотация: «Книга «Родные картинки» издана в 1991 году. Эта книга-сборник. В неё вошли стихотворения русских поэтов : . Иллюстрации выполнил : .»

    3 — 4 ученика представляют свои книги (аннотация).

    5. Обобщение знаний

    Выявление читательского опыта.

    — Продолжаем наше заключительное путешествие по миру поэзии. А поможет нам в этом наш верный друг — учебник.

    — Узнайте автора строф и название его произведения.

    Вот моя деревня;
    Вот мой дом родной;
    Вот качусь я в санках
    По горе крутой.
    И.З.Суриков «Детство»

    — Укажите модель, которая подходит к стихотворению.

    — Какую сказку увидел во сне мальчик?

    (Работа с моделями обложек: зеленый — о природе, желтый — о детях, красный — о Родине))

    Край небес алеет
    Утренней зарей,
    Белый храм белеет
    На горе крутой.
    С.Д.Дрожжин «Зимний день»

    — Укажите модель, которая соответствует стихотворению.

    — С какой целью автор написал это стихотворение?

    И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идет
    Слава громкая.
    И.С.Никитин «Русь»

    — Укажите модель, которая соответствует стихотворению.

    6. Физминутка

    Встаньте дружно из-за парт
    И скорее стройтесь в ряд!
    Повернитесь вправо, влево,
    Наконец присядьте смело!
    Поработаем ногами,
    Поработаем руками!
    Улыбнёмся: день хороший
    И похлопаем в ладоши.

    Работа по учебнику. Выборочное чтение.

    — Откройте учебник на стр.4.

    — Посмотрите на иллюстрации. Перед вами картины великих русских художников И.И. Шишкина, В.С. Поленова, Ф.В.Рылеева, А.А.Рылова. Какие строки этого стихотворения подходят к ним.

    — Какие строки можно отнести ко всем картинам?

    — И художники, и поэты рисуют картины. Изображая красоту природы, родного края художники пользуются красками, а поэты рисуют словами. И помогают им волшебные слова — краски.

    (На доске иллюстрации И.И.Шишкина «Рожь»,Ф.А.Васильева «Мокрый луг», А.А.Рылов «Закат».)

    (На доске слова «эпитет», «олицетворение», «сравнение».)

    Работа в парах

    По задворью злится

    В этой клетке птица

    Привет тебе, мой край родной,

    С твоими тёмными лесами,

    С твоей великою рекой

    Краеведческий материал

    — Чем восхищаются и гордятся поэты?

    — Родина. С детства знакомое и близкое слово. С чего начинается Родина? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово Родина?

    (Примерные ответы детей: «Русь», «Россия», «мама», «семья», «друзья», «Белгород» и т.п.)

    — Сегодня на уроке я хочу представить вам книги поэтов нашего края. Это Островский Геннадий Владимирович, Огурцова Татьяна Викторовна, Карагодина Раиса Ивановна, Дьяченко Михаил Николаевич, Буханов Виталий Степанович, Брагин Владимир Антонович.

    (Выставка книг белгородских поэтов.)

    — Удивительные, точные слова нашли авторы, чтобы рассказать о родном крае, о людях, живущих рядом, о нашей природе.

    — Я хочу подарить вам стихотворение Владимира Брагина «Дождик».

    Дождик звонкий, дождик хлёсткий
    Разгулялся за окном,
    Взялись за руки берёзки
    И танцуют под дождём.
    Вместе с громом на повозке
    Дождь промчался по селу.
    Косы вымыли берёзки,
    Рады солнцу и теплу.

    — Какое настроение автора почувствовали после чтения этого стихотворения.

    — Какие картины возникли в вашем воображении?

    7. Подведение итогов

    — К чему призывают нас поэты?

    — Вспомним фамилии русских поэтов, стихи которых мы читали на уроках литературного чтения.

    — Ребята почувствовали ли вы любовь поэтов к родине — России?

    Сегодня на уроке я узнал
    Сегодня на уроке я повторил :

    — Я думаю, что этот урок заставил вас задуматься о своём отношении к большой и малой Родине, родной природе.

    8. Домашнее задание

    1. Подготовьте страничку для книги-самоделки. Хотелось, чтобы в ней появились странички и наших родных авторов.

    2. Выполнить задание в рабочей тетради на стр.10.

    9. Рефлексия.

    — Завершить урок мне хочется строками из стихотворений русских поэтов.

    — Какие строки больше подходят к вашему настроению? Возле каждой строки есть условный знак.

    Заунывный ветер гонит
    Стаю туч на край небес:

    Конспект к уроку литературного чтения «Стихи русских поэтов» (3 класс)

    Ф.И. студента Адаменко Анна № группы 201 А

    Технологическая карта урока

    Планируемый результат

    (для выпускника)

    Создаёт иллюстрации по содержанию произведения

    Планируемый результат урока

    Узнаёт автора и название произведения по строфам; называет русских поэтов

    Предметно-развивающая среда

    ТСО, дидактические карточки, рефлексивные карточки, выставка книг

    Читать еще:  Стихи поймет не тот кто много видел

    Основные термины, понятия

    Мотивационный этап

    Приветствует обучающихся, предлагает поразмышлять над высказыванием К. Льюиса: «Книги, которые стоят того, чтобы читать их в десятилетнем возрасте – это книги, которые в не меньшей степени (а то и в большей) степени стоят того, чтобы перечитывать их в пятьдесят лет и позже».

    (Клайв Льюис – британский писатель, написавший цикл фэнтазийных повестей «Хроники Нарнии»)

    Приветствуют учителя, размышляют над высказыванием К. Льюиса.

    К. формулирует собственное мнение и позицию;

    Л. испытывает учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    Р. принимает и сохраняет учебную задачу.

    Актуализация знаний. Целеполагание

    Организует деятельность над определением признаков стихотворения.

    (слова на слайде: Треск, блеск, всплеск, гам,

    Гром, треск, шум, трам! )

    — Похожи ли эти строки на стихотворение? Если да, почему?

    — Верно, одним из признаков стихотворения является рифма.

    — Назовите ещё один признак стихотворения.

    — Правильно, это интонация.

    (Вывешиваются слова «рифма», «интонация».)

    — В каких жанрах литературного творчества мы используем рифму?

    — А когда в чтении мы

    — Сегодня мы завершаем путешествие по миру поэзии Скажите, что такое поэзия?

    Поэзия летнего утра.
    Поэзия зимнего дня.
    Поэзия родной природы.)

    — Замените слово «поэзия» словом красота. Прочитайте предложения.

    — Что вы теперь скажете о поэзии?

    — Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.

    — Сколько значений слова «поэзия» знаем теперь?

    — Вы догадались чему будет посвящен наш урок?

    — Какую цель мы поставим перед собой на этот урок?

    Читают шёпотом слова со слайда.

    — В них есть рифма.

    — В стихах, песнях, загадках, считалках, везде, где есть стихотворная форма.

    — Когда хотим выделить что-то важное.

    Высказывают свои предположения о том, что такое «поэзия».

    Читают предложения со слайда.

    — Красота летнего утра; красота зимнего дня; красота родной природы.

    Обучающийся (подготовлен заранее) зачитывает значения слова «поэзия» из словаря С. И. Ожегова.

    Наш урок будет посвящен русским поэтам и их произведениям.

    — Обобщить знания о стихах русских поэтов.

    Пр. называет признаки стихотворения.

    П. строит сообщения в устной форме.

    Пр. определяет слово «поэзия»

    Р. совместно с учителем определят цель урока.

    Обобщение знаний по разделу

    Предлагает соотнести фамилии и имена поэтов.

    — Давайте вспомним фамилии русских поэтов, стихи которых мы читали.

    — У вас на партах лежат карточки, вам необходимо правильно указать имена, отчества и фамилии русских поэтов.

    Организует проверку выполненного задания.

    — А теперь давайте проверим и соотнесём имя и фамилии с портретами поэтов.

    Организует монологическое чтение вслух, работая с выставкой книг.

    — Продолжаем наше путешествие по миру поэзии. Много мы узнали о поэтах и их творчестве. Кто нам расскажет о своем любимом поэте?

    — А сейчас вспомним изученные произведения и их авторов. Узнайте автора строф и название его произведения.

    «Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора-

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера. »

    Ф.И Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

    «Подруга дней моих суровых,

    Голубка дряхлая моя!

    Одна в глуши лесов сосновых

    Давно, давно ты ждешь меня.»

    А. С. Пушкин «Няне»

    «Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.»

    И. Бунин «Листопад»

    «Мальчик встал. А кот глазами

    Поводил и всё поёт;

    В окна снег валит клоками,

    Буря свищет у ворот.»

    А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря…»

    «Кроет уж лист золотой

    Влажную землю в лесу…

    Смело топчу я ногой

    Вешнюю леса красу.»

    А. Майков «Осень»

    Организует физминутку.

    Раз, два — встать всем вместе нам пора,

    Три, четыре — руки вытянем пошире,

    Пять, шесть — всем присесть,

    Семь, восемь — лень отбросим.

    Девять — сядем дружно мы опять,

    Десять — начали писать.

    — Тютчев, Фет, Майков, Пушкин, Бунин.

    Работают с карточками, соотнося имена, отчества и фамилии русских поэтов.

    Осуществляют проверку выполненного задания. Соотносят портреты поэтов с их именами и фамилиями.

    Обучающиеся по желанию рассказывают о любимом поэте.

    Узнают автора и название произведения по строфам.

    Выполняют физминутку.

    Пр. называет русских поэтов.

    Пр. соотносит имена и фамилии русских поэтов.

    П. строит сообщения в устной форме.

    Пр. узнаёт автора и название произведения по строфам.

    Самостоятельная работа и самопроверка по эталону

    Организует самостоятельную работу по теме «Стихи русских поэтов».

    — Ребята, сейчас я вам раздам карточки с самостоятельной работой, которую вы выполните на них же. На работу вам 10 минут.

    1.Как зовут поэта Фета?

    1) Иван Саввич; 2) Иван Захарович; 3) Фёдор Иванович; 4) Афанасий Афанасьевич.

    2.Укажи стихотворение А. Н. Майкова.

    1) «Осень»; 2) «Листья»; 3) «Зима»; 4) «Встреча зимы»

    3. По группе слов узнай произведение.

    Кошка, побелело, мороз, иней, пухлой ватой, салазки.

    1) «Весенняя гроза»

    2) «Мама! Глянь-ка из окошка…»

    4) «Зреет рожь над жаркой нивой …»

    4. Кто написал эти строчки?

    «Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко ещё до первых зимних бурь…»

    Ф. И. Тютчев; И. С. Никитин; А. А. Фет; И. З. Суриков.

    5. Слово или несколько слов, называющих того, к кому обращаются с речью – это…

    1.Как зовут поэта Тютчева?

    1) Иван Захарович; 2) Иван Саввич; 3) Фёдор Иванович; 4) Афанасий Афанасьевич;

    2.Укажи стихотворение Ф.И Тютчева.

    1) «Зима»; 2) «Встреча зимы» 3) «Январь» 4) «Чародейкою зимою»

    3. Из какого произведения приведённые слова?

    Лист золотой, влажную землю, щёки горят, сучья трещат, последний орех.

    «Январь»; «Осень»; «Чародейкою зимой»; «Зима»

    4. Кто написал эти строчки?

    «Мама! Глянь-ка из окошка –

    Знать вчера недаром кошка

    5. Наделение животных, предметов или явлений человеческими качествами – это…

    Организует самопроверку самостоятельной работы по эталону.

    — Как только вы выполните самостоятельную работу, откройте конверт и возьмите оттуда листочек с ответами, соответствующий цвету вашей карточки и проверьте себя.

    Выполняют самостоятельную работу по теме «Стихи русских поэтов».

    – 4 (Афанасий Афанасьевич)

    – 2 («Мама! Глянь-ка из окошка…»)

    – 3 (Фёдор Иванович)

    – 4 («Чародейкою зимою»)

    Осуществляют самопроверку по эталону и оценивают себя по критериям.

    Критерии для самопроверки:

    «5» — все задания выполнены правильно;

    «4» — допущена одна ошибка;

    «3» — допущено 2 ошибки;

    «2» — допущено более 3 ошибок.

    Л. способен к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    Р. оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Организует рефлексию и самооценку обучающихся собственной учебной деятельности на уроке.

    — Итак, что мы сегодня повторили на уроке?

    — У вас на столах лежат карточки с лесенкой, нарисуйте человека на той ступеньке, которая вам подходит.

    1 ступень – называю русских поэтов; 2 ступень – знаю произведения русских поэтов; 3 ступень – называю поэтов и знаю их произведения.

    — Запишем домашнее задание: нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

    Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и осознают степень их соответствия.

    Осуществляют рефлексию с помощью приёма «лесенка».

    Записывают домашнее задание в дневник.

    Л. понимает причины успешности/не успешности учебной деятельности;

    • Все материалы
    • Статьи
    • Научные работы
    • Видеоуроки
    • Презентации
    • Конспекты
    • Тесты
    • Рабочие программы
    • Другие методич. материалы

    • Гулина Анна СергеевнаНаписать 439 13.10.2020

    Номер материала: ДБ-1397662

    • Литературное чтение
    • 3 класс
    • Конспекты

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

      13.10.2020 0
      13.10.2020 0
      13.10.2020 0
      13.10.2020 0
      13.10.2020 0
      13.10.2020 0
      12.10.2020 0
      12.10.2020 0

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

    Время чтения: 1 минута

    Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

    Время чтения: 1 минута

    Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

    Время чтения: 1 минута

    ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

    Время чтения: 1 минута

    55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

    Время чтения: 0 минут

    В школе в Пермском крае произошла стрельба

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector