0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое стихи портреты

Стихи про портрет

Маме сделали портрет.
Он красивый спору нет!
Только выполнен не ярко:
Не цветной. вот это жалко!

Я решил портрет подправить
И ошибку в нём исправить.
Слышал я, рисуют маслом,
Что картины те прекрасны.

Надо масло мне достать!
Где? На кухне поискать!
Может быть в маслёнке есть?
Но мы любим его есть.

Аа . вон там в бутылке масло
Из подсолнухов — прекрасно!
Станет сказочным портрет!
Это будет мой секрет!

В блюдце масло наливаю,
Ярких красок добавляю.
Вот где кроется причина!
Сейчас получится картина!!

Сижу и рисую портрет.
Размышляя, как можно словами
Описать твоих глаз карий цвет,
Что видется мне ночами.

Он будто осенняя пора
Покорял столь черствые сердца.
Он будто в пустыне вода,
От которой стал зависим я.

Хочу подарить тебе портрет
Тот, что рисует поэт,
Пытаясь, словно художник,
Нарисовать твоей улыбки свет.

Провожу, словно кистью,
Своим пером я по листу,
И понимаю, что не смогу
Передать всю красоту твою.

На стенке дедушкин портрет.
Дед уже умер. Его нет,
Но он всё время, как живой,
Следит внимательно за мной.

Иду я медленно к стене,-
И взгляд его ловлю на мне.
Бегу скорее я назад,-
Опять я деда вижу взгляд.

Он целый день за мной следит,
Хоть ничего не говорит.
За шкаф ушёл я от него,-
Дед меня видит всё равно.

Тут папа тайну мне сказал:
Волшебник деда рисовал.
Под плед залез и вижу сны,
А он всё смотрит со стены.

Гляжу я молча на портрет:
А может быть, волшебник — дед?

Нарисуй мой портрет, художник,
Я сегодня немного не та,
Вот и зеркало в своем отражении
Обмануло меня с утра.

А коль с зеркалом мы не поладили,
Буду я на портрет свой смотреть,
И с улыбкой взирать на безвременье,
На статичность профиля в нем.

Нарисуй, чтоб весна в глазах заиграла,
Чтобы бровь дугой-радугой в нем,
Чтобы волосы ручьем разметались,
По плечам как летним лугам.

Чтоб взирая с портрета на все окружающее,
Глаз не дрогнул, морщин не прибавилось.
Пусть осенней прохладой эмоций убавится,
А метель наметет белоснежный наряд.

Изящная утонченность
И белизна лица,
В глазах неземная томность,
Словно два озерца!

Пунцовый мазок помады —
Как портретиста штрих.
Сраженный этим «фасадом»,
Кто-то, смутясь, затих.

Черная шляпка с вуалью —
Тенью до гладких скул.
Борется шарм с печалью,
Гонит долой тоску.

Платье пошито по моде —
Выстрадал кутюрье.
Всё на «отлично», вроде,
Да холодно на дворе.

Белая кожа замерзла —
Нету рядом тепла.
Стынет в тиши промозглой,
Сгорев изнутри дотла.

Спустилась ночь, не нужно грима, масок,
Последней лампы выключаю свет,
Своей любовью, без холста и красок,
Я мысленно рисую твой портрет.

Одним мазком уста пишу сначала,
Они пылают, сладостно маня,
И Мона Лиза улыбаться всем устала,
В единый миг поблекши для меня.

Изгиб изображая нежных линий,
За чувством сокровенности спеша,
Цвета мешаю жёлтый, красный, синий,
Над дивною палитрой чуть дыша.

Невинно сдвинутые чувственные ноги
Рука выводит, опускаясь вниз,
За счастье быть с тобой спасибо, боги,
Пусть даже, если это ваш каприз.

Невидимою кистью движусь к цели,
Прописывая трепетную грудь,
Стыдливую греховность Ботичелли
Венеры эталоном позабудь.

Твоим чудесным светом озарённый,
Пейзаж волшебный видится вдали,
Фантазии полётом вдохновлённый,
Сошёл с полотен гения Дали.

Пора ночная слишком быстротечна,
И буйством красок полыхнул рассвет,
Но облик твой со мною будет вечно,
Я мысленно нарисовал портрет.

— Эй, мне б поесть! Портреты за обед!
И. тишина. И все отводят взгляды.
Он — оборванец. Там талантов нет, —
Неслышный шёпот — И оно нам надо.

Да, он оборван. Третий день небрит.
Он втоптан в грязь. Буквально и не только.
Промок, продрог. Согреться бы. Знобит.
В углу тапёр наяривает польку.

Кафе бурлит. Всегда бурлив Париж.
Лишь фонари как гаснут — засыпает.
— Портрет! Обед. — в неловкости стоишь.
И жаль ему, что от стыда не тает.

Но льдины — там, в груди у буржуа.
А кто не сыт — тому не до ухмылок.
— Портрет! Портрет. — ты комкаешь слова.
Ты болен, голоден, твой взгляд давно не пылок.

Герой-любовник! Знатный средь повес!
Был этим славен, да куда всё делось.
Рука дрожит, а ум попутал бес.
Когда пилось, тогда уже не елось.

В углу сидел простуженный моряк.
Окинул взглядом сгорбленность фигуры.
Нет, он не мот. И даже не простак.
— Художник! Эй! Пиши меня с натуры!

Он сел напротив. То ли шаток стул.
Или от голода его слегка шатает.
А за спиной — презренья полный гул —
Завсегдатай в нём попрошайку знает.

Он жадно ел. Ещё жаднее пил.
Он согревался вожделенной влагой.
На дне стакана столько утопил.
Ты б мог воспеть свои пороки сагой.

— И весь портрет. Оставь себе, шутник.
Как собутыльник ты силён, однако!
Опять унижен. Он привык, не сник.
В кафе у бара назревала драка.

— Идти бы нам. Не ноют кулаки.
Тебе, богема, тоже то не надо.
Кулак разбитый носят моряки.
А ваши руки — хлеб ваш и награда.

Он усмехнулся. Он любил шутить.
Особенно — топя озноб в стакане.
— Прощай, богема! Будем дальше плыть!
А как фамилия, художник. — Модильяни.

Мастер-класс «Рисуем портрет». Алгоритм изображения портрета по стихотворению. ОО «Художественное творчество».

Юлия Шанина
Мастер-класс «Рисуем портрет». Алгоритм изображения портрета по стихотворению. ОО «Художественное творчество».

Закреплять знания о жанре портрета.Дать понятия: одиночный портрет. Учить рисовать лицо человека, передавая его характерные особенности.Закрепить знания детей о составных частях лица: волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, щеки, рот, губы, уши и их пространственном нахождении.

Материал: альбомный лист А4, простой карандаш, ластик, краски, кисти, вода.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас.

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Называется — портрет

Портрет — означает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека. Портрет рисуется с натуры и по воображению, представлению. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку в которой он находится. Но портрет передает не только внешний вид человека, но и его настроение, характер, возраст, его индивидуальность. Портреты бывают одиночные и групповые. На одиночных изображается один человек, а на групповых – группы людей. Портреты бывают написанные в полный рост, по пояс, до середины груди (бюст, стоя, сидя, лёжа и т. п.

Ход НОД

Педагог читает стихотворение, дети рисуют.

Учимся правильно рисовать портрет человека.

«Портрет«

— Вы художники иль нет?

Нарисуете портрет?

— Рисовать портрет непросто: сначала делаем наброски.

Карандаш простой возьмём и потихонечку начнем!

На листочке ставим точки: сверху, снизу, слева, справа,-

Закругляем слегка линии и соединяем плавно.

Вот овальное лицо оно похоже на яйцо,

А теперь посередине его разделим тонкой линией.

Ниже ставим черточки – это нос и губы…

Глаза,как от слив косточки: рисуем плавно дуги.

А внутри – зрачки – кружочки

Ноздри – две большие точки, кончик носа между ними закругляем плавно линией

Ротик – дуга, ямкой – губа, две волны и точки да круглые щечки.

Брови – дуги, уши – полукруги, шею удлиняем, плечи закругляем.

Пышные волосы, ресницы на веках,

Вот и готов портрет человека.

Дети рисуют портрет в цвете.

Если видим на картине

Чей-то профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный

И веселый чей-то глаз,

Может, грустный или смелый,

Может добрый или злой.

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может, папа или мама,

Может, дедушка и я

Нарисованы в картине.

Может, вся моя семья.

Догадаться тут не сложно,

Что красивая картина

Называется портрет!

Игры по изобразительной деятельности Учите детей играя Я все время стараюсь не просто научить детей рисовать фигуру человека, портрет, а максимально сделать это в игре, т. е.

Конспект по художественному творчеству (рисование) тема Автопортрет Тема: «Автопортрет» Программное содержание: Дать детям знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения: одиночный портрет,.

Мастер-класс «Рисуем портрет». Алгоритм изображения портрета по стихотворению. ОО «Художественное творчество». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Я рисую стихами портреты – Валентина Сергеевна Фисюк

  1. Какие стихи вы предпочитаете?
  2. Альбрехт Дюрер
  3. Винсент ван Гог
  4. Таинственный художник
  5. Стихи – Детские стихи про краски осени
  6. Он верил…
  7. Учись, художник
  8. Стихи – Детские откровения
  9. Прокомментируйте!
  10. Стихи – Портрет
  11. Я хотел нарисовать

Какие стихи вы предпочитаете?

Результаты Выберите свой вариант ответа.
После этого появится результат.

Альбрехт Дюрер

автор:Сидоров Алексей

Пытливым и чудотворящим взором
Не ты ли обыденность опроверг,
Еще средневековый старовер,
Грядущим опьяненный кругозором?

Оглянешься внимательным дозором
В какой-нибудь Вальпургиев четверг,
И твой обыкновенный Нюренберг
Окажется загадочным узором.

Единой волей ряд фигур и числ
Эзотерический получит смысл,
Преображенный в мастерской гравюре.
Работай же, Святой Иероним,

Суровый ангел меланхолий Дюрер,
Апостолами четырьмя храним.

Винсент ван Гог

автор:Алексей Сидоров

Твои неумолимые глаза
Прозрели все безбрежности момента.
Попытку дерзкого эксперимента
Венчали золото и бирюза.

Но станет кровью ясная слеза,
Завязанная разовьется лента.
Борьба неимоверного Винцента,
Над нами ты нависшая гроза.

Перегоревший красочностью гений,
Ты зарево нездешних достижений,
Небывшее замысливший Ван-Гог.
Самоубийца будет верен часу,

Но встретит на лице твоем гримасу
Тобой владевший сумасшедший бог.

Таинственный художник

автор:Анна Ахматова

Совсем не тот таинственный художник,
Избороздивший Гофмановы сны, —
Из той далёкой и чужой весны
Мне чудится смиренный подорожник.

Он всюду рос, им город зеленел,
Он украшал широкие ступени,
И с факелом свободных песнопений
Психея возвращалась в мой придел.

Читать еще:  Что такое сборник стихов

А в глубине четвёртого двора
Под деревом плясала детвора
В восторге от шарманки одноногой,

И била жизнь во все колокола…
А бешеная кровь меня к тебе вела
Суждённой всем, единственной дорогой.

Стихи – Детские стихи про краски осени

Автор: О. Гольдман

Осень под мышку корзинку взяла,
Красок весёлых в бутыль развела:
Желтой – для листьев, синей – для неба,
Малость коричневой – красить стволы,
Каплю зелёной, чтоб жухлыми не были
Солнцем сожжённые челки травы.
Влила оранжевой краски немножко,
Чтобы раскрасить грибы у дорожки,
Красной и белой для мухомора,
Видела – рыжик растет у забора,
Для сыроежек различные краски –
Пусть будет радостным мир, словно в сказке!
Кисти – в корзину, мольберт и треножник,
Пусть…

Он верил…

Он верил в свой череп.
Верил.
Ему кричали:
«Нелепо!»
Но падали стены.
Череп,
Оказывается, был крепок.

Он думал:
За стенами чисто.
Он думал,
Что дальше — просто.
… Он спасся от самоубийства
Скверными папиросами.
И начал бродить по сёлам,
По шляхам,
Жёлтым и длинным;
Он писал для костёлов
Иуду и Магдалину.
И это было искусство.

А после, в дорожной пыли
Его
Чумаки сивоусые
Как надо похоронили.
Молитвы над ним не читались,
Так,
Забросали глиной…
Но на земле остались
Иуды и Магдалины!

Учись, художник

автор: Константин Бальмонт

Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, —
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.

Стихи – Детские откровения

Хорошо быть котиком…
В ванну забежишь,
Упал на пол животиком –
И целый день лежишь.

Хорошо быть пёсиком…
Возле корма сесть,
Обнюхал миску носиком –
Но можно и не есть.

Хорошо быть… Леночкой –
Мама с папой млеют.
Стукнулась коленочкой –
И все тебя жалеют.

Очень трудно – мальчиком…
Дедуля Спок не врёт.
Ленку тронул пальчиком –
А та уже ревёт.

Дёрнул за косичку,
Взял мамину иглу,
Только чиркнул спичку –
И ты уже в углу.

Не приноровишься,
Сам уже не рад.
Только…

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Вакансии для учителей

Поиск по порталу










Стихи – Портрет

Сподвинул вечер написать стихи,
Минуты славы уделить Виктории.
Заметив грации знакомые штрихи,
Она напомнила забытые истории.

Я пролистал отрывки милых дней,
Что так ценю в своем уединении.
Прошило чувствами мистических затей,
Что находил во всяком проявлении.

И я смотрю внимательно портрет,
Не нахожу значительных отличий.
ВСе сходство нынешних примет,
Дав вскользь многозначительный ответ,
Несменных образов, обличий.

Моралей много из того,
Но,все же, радуюсь Виктории.
ОН,все…

Я хотел нарисовать

автор: Кочубеева Лара

Мне вчера купили краски,
Я хотел нарисовать:
Солнце, небо, домик красный,
Но не знал с чего начать?

Долго думал и гадал,
И себя разрисовал!
Получилось симпатично,
Правда, папа не узнал.

А когда вернулась мама
И увидела меня —
Отмывала всю квартиру
И меня — почти полдня!

Я рисую стихами портреты

Я рисую стихами портреты…
В них так просто людей разгадать.
Человеческих душ силуэты
Можно с помощью рифмы создать…

На кого-то посмотришь и сразу
Видишь небо и солнце в глазах.
Появляются нужные фразы,
Исчезает волненbе и страх…

На кого-то посмотришь случайно
И почувствуешь холод зимы…
В этом взгляде не добрые тайны,
Вместо света нашествие тьмы…

Я рисую портреты людские…
Вместо красок есть рифмы набор…
Не похожие… Добрые, злые…
В ком-то горечь, а в ком-то задор…

Я могу рисовать бесконечно
Тёплой рифмой улыбки детей…
Детство то, что всегда быстротечно
Будет жить на картине моей…

Я порою рисую портреты,
На которых не видно лица…
Это значит, что маска одета…
Равнодушия роль без конца…

Я рисую скандальных и лживых…
И портреты завистливых есть…
Под изменчивой маской красивых
Я встречала предательства, месть…

Стоит мне посмотреть и послушать
Тех людей, что не знаю почти,
Рифма тут же прочувствует душу…
Без портрета уже не уйти…

Пару рифм одолжу у поэтов,
А потом всё верну им с лихвой…
Среди сотен готовых портретов,
Несомненно, узнаете свой…

Портрет
Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого не нравясь удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, — и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных — пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид сего чела.

Да грело радостью всегда волшебное тепло,
Удача всюду в трудный миг сопровождала.
А на пути нелёгком не встречалось зло,
Звезда любви и счастья каждому сияла.

Пускай из чистых, нежных облаков стихов
На них всегда добро, как наважденье льётся.
И лучезарность рифмы, очень тёплых слов,
В душе сверкает счастьем, радостью смеётся.

Души частичку светлой я без сожаленья отдаю,
Чтобы нести в мир неприглядный больше света.
Во тьме для душ заблудших я лекарство не таю,
Как провести их к счастью, не забыть секрета.


Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Восторга удивительные струи,
О, женщина, волшебница моя-
Я Ваш портрет украдкою рисую,
Боясь нарушить тленость бытия.

Над миром повседневности взлетая,
Купаясь в море огненных страстей-
Я Ваши плечи шалью укрываю
От холода потушенных огней.

Ныряя в неизвестность голубую,
Кометою сверкаю над землей-
Я Ваши руки ласково целую,
Сгорая в невесомости ночной.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Ты смотришь на меня со старого портрета,
Как будто ты живой, реальный человек.
Стою перед тобой. И странно мне всё это:
На волосах твоих лежит, не тая, снег.

Пытаюсь разгадать я глаз твоих загадку,
Найти пытаюсь смысл взгляда твоего
И чувствую: душе так больно и так сладко,
В моей душе лишь крик и больше ничего.

Так кто ж ты, незнакомец? Из какого века?
Каким попутным ветром в край наш занесло.
Молчит, молчит портрет и не даёт ответа.
Но что он принесёт добро иль, всё же, зло?

Красивый незнакомец с карими глазами,
А в чёрных волосах закралась седина
Не может быть того, чтоб снова между нами
Иль смерти, иль времён вдруг выросла стена!

я сотру
нарисую новый портрет
ещё лучше
не уходи

. сейчас
как узор
на морозном окне
рисует
так и я
будет красиво
игриво

я то ,что?
в служении
на приближение,
мыслей сужение
как холод
воздух
так и я
разрваю связь
провода

пожелеешь меня
не усну
я рисую тебя
не появишся ты
как же я могу оставить?
белым полотно
отпечатайся в нём
лёгко ложащемся
дымом
так как на глади
воды
рассеивается туман

нет ,неудачно
всё это
затея,
ни кому не показывай
это .
безрассудством
сочтут ,
как миф
о несбыточным

-нет,
отбиваюсь
в ответ
птицей в груди,
клювом не пробъёт,
вспалыхнёт
вскалыхнёт
до самых высот..

последний вздох
распечатаешь потом
из конверта выпорхнет он
адресатом в один конец..
инет

Я нарисую твой портрет
Какой? Каким тебя я вижу.
В нём будет утренний Рассвет
И почему стал сердцу ближе.

В нём будет светоч облаков
И блики неземного рая.
Моя пастель из нежных слов
С тобою цвет свой обретает.

Я нарисую твой портрет,
Пускай он будет романтичным.
К щеке прильну мой комплимент
Окрашен словом поэтичным.

Я нарисую твой портрет
Среди снегов и зимней стужи,
Он мне в душе оставил след
Я пригласила Вас на ужин.

—-
Я свечи медленно зажгу!
Тебя рисую!
Я нарисую твой портрет.
Душа тоскует!
инет

В старинном платье века прошлого начала,
И в обстановке небогатой и простой.
Улыбка на губах ее играла,
А по плечам струился волос золотой.

Она у зеркала сидела,
Любуясь отражением своим.
Но, мне казалось на меня она глядела.
Ее взгляд встретился с моим.

Я попытался, про себя, представить:
Она сидит и суженого ждет.
Осталось только свечи ей поставить,
Закрыть глаза и он войдет.

Ей боязно, она слегка дрожит,
Хоть в комнате, натопленной, тепло.
Оборки платья нервно теребит,
Глядя на дверь в зеркальное стекло.

Вошел! В военной форме он — высок и строен.
Честолюбив и целеустремлен.
Решителен, надежен и спокоен.
И верным спутником, всю жизнь, ей будет он.

Мне захотелось поменяться с ним.
Пройти сквозь время, преломить пространство.
Стать, незнакомка, женихом твоим,
И изменить привычной жизни постоянство.

Я слышу как ты вскрикнешь от испуга.
Потом поймешь, что я — не призрак, я живой.
Мы бросимся в объятия друг друга.
И ты, мгновенно, станешь мне родной.

Я больше не вернусь в свою квартиру.
Исчезну для соседей и друзей.
Скажу: `Прощай!`, — сегодняшнему миру.
Останусь в прошлом, с милой, со своей.

И много лет мы будем вместе жить.
И будем счастливы, и в один день умрем.
Я буду уважать ее, любить.
Поселится она в сердце моем.

И, чтобы для потомков сохранить
Ее прекраснве и нежные черты,
Я попрошу на полотне изобразить
Мою любимую в расцвете красоты.

Читать еще:  Когда родился сын стихи

И снова целый век пройдет.
Но, облик твой не постареет.
Портрет кого-то привлечет.
Он влюбится и жизнь свою изменит.

Кто бы мне подал совет,
как поймать вот этот свет,
удержать пером и кистью
ускользающий секрет.

Ускользающий предмет
без особенных примет,
я бегу за ним вдогонку,
я кричу тебе вослед,

я кричу тебе вослед,
чтоб открыла мне секрет
переменчивой улыбки,
так похожей на рассвет.

Кто подскажет, как же мне
закрепить на полотне,
уловить хотя бы раз
свет твоих горящих глаз?

Но в тебе всегда секрет,
не даётся мне портрет,
облик твой доступен мне
только в самом лёгком сне.

Хранишь огонь в семейном очаге,
Способна беды отвести рукою.
О, Женщина, земной поклон тебе
От всех мужчин с великою любовью.

Пусть будет радость на лице твоём,
Покой и мир тебя лишь окружают.
Пусть будет полон счастья дом,
А горести его не посещают.

Познай же, Женщина, любовь,
Её блаженный миг прекрасный.
И пусть он повторится вновь
Как неожиданное счастье

О, Женщина, земное божество,
Тебе одной лишь все дано!

В ней волнующий мир тишины,
И улыбка — пленительной ласки,
Свет таинственной, призрачной сказки,
И дыханье беспечной весны.

Я в фантазиях звездных своих
Нарисую тебя безупречной,
Рисовать тебя буду я вечно,
И мечтать, об объятьях твоих.

Нарисую надежду в любви,
И тончайшей души наслажденье!
Как в волшебных закатах виденья,
Расплетаются косы твои.
инет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Урок литературы в 11-м классе «Два портрета». (Стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет» и портрет А.П. Струйской кисти Ф.Рокотова)

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

  • сформировать умения и навыки сравнительного анализа произведений искусства;
  • расширить кругозор учащихся, повысить их общий культурный уровень;
  • усовершенствовать навыки литературоведческого и лингвистического анализа текста;
  • предоставить возможность учащимся проявить способности в творческих работах.

Оборудование урока: портрет А.П. Струйской кисти Ф. Рокотова, стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» (текст стихотворения у каждого учащегося).

Эпиграф урока:

Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят.

Леонардо да Винчи

Ход урока

I. Постановка темы и цели урока.

II. Формирование новых знаний.

– Как вы понимаете слова Леонардо да Винчи? (взаимовлияние различных видов искусства)

– Сегодня мы выполним сравнительный анализ произведений совершенно разных видов искусства, обращённых к одной теме.

Ф. Рокотов в 1772 г. написал портрет Александры Петровны Струйской (Приложение 1), вышедшей замуж в 14-летнем возрасте за пензенского помещика. Современники восхищались этой женщиной, цельностью её натуры. Под обаянием её личности и нежной красоты находился и сам Ф. Рокотов.

Прославленному живописцу XYIII в., Ф. Рокотову удалось создать свой неповторимый «рокотовский тип». Художника увлекали не ярко выраженные черты характера, а поэтичность, одухотворённость внутренней жизни человека, затаённость чувств.

Особой лиричностью отличаются женские образы Рокотова. Загадочный взгляд, лёгкая улыбка, грациозный наклон головы выражают изменчивую сложность духовного мира. А рокотовский портрет А.П. Струйской стал одним из самых запоминающихся образов в русском искусстве.

Портреты Ф. Рокотова, приходя из далёкого прошлого, и сегодня будят у зрителя фантазию, вызывают желание домыслить или сочинить жизнь запечатлённых на его полотнах людей.

2. Огромное впечатление произвёл этот портрет и на поэта XX века Н. Заболоцкого, который в 1953 г. написал стихотворение «Портрет».

(Звучит стихотворение Н. Заболоцкого, читает заранее подготовленный ученик.)

Портрет

Любите живопись, поэты
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

3. Беседа по вопросам.

– Рассмотрите портрет А.П. Струйской кисти Ф. Рокотова. Расскажите о впечатлении, которое произвело на вас это полотно. (Портрет отличается редким обаянием, возвышенностью; нет ничего определённого, зафиксированного. Струйская изображена на тёмном фоне, она как бы выплывает из тьмы веков. Черты лица как бы полустёртые, тающие, расплывчатые. Взгляд грустный, чуть заметная улыбка. Контуры фигуры размыты. Она как бы появилась из сумрака и готова исчезнуть в нём.)

4. Анализ стихотворения.

Желанием передать словами «души изменчивой приметы» охвачен и поэт. Залюбовавшись портретом Струйской, он восклицает:

Любите живопись, поэты
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

– Чем примечательна начальная строфа стихотворения?

– Какими чувствами подсказаны эти строки? К кому обращается поэт? (Преклонение перед искусством; упрёк поэтам; неудовлетворённость взыскательного мастера самим собой)

– При помощи какого средства выразительности передаёт поэт эти чувства? (инверсия)

Вывод. Начальная строфа – это своеобразная увертюра, в которой поэт призывает не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу различных видов искусства.

– Только ли к поэтам обращено это стихотворение? Почему Н. Заболоцкий, обращаясь к читателям, употребил местоимение ты, а не вы? Согласны ли вы, что стихотворение так же, как и полотно Ф. Рокотова, предполагает диалог? Докажите это.

Поэту важно приблизить столь полюбившееся ему полотно к своему читателю. Поэт обращается к каждому из нас, начинается диалог с читателем. Обращение к поэтам отступает на второй план.

– Струйская на портрете как бы появилась из сумрака и готова исчезнуть в нём. Находит ли это отражение в стихотворении?

(II строфа. Тёмный фон – фон картины и фон стихотворения. На этом фоне как призрачное видение проступает образ молодой женщины. Здесь содержится напоминание о времени создания картины.)

– На какой детали портрета заостряет внимание Н. Заболоцкий?

Как улыбка Джоконды на полотне Леонардо да Винчи является вечной загадкой для зрителя, так, по мнению Н. Заболоцкого, загадкой в портрете Струйской являются глаза. Только эта деталь портрета нашла отражение в стихотворении, но через описание «прекрасных глаз» Струйской поэту удалось передать всю сложность духовной жизни героини.

– Можем ли мы, прочитав стихотворение, что-то узнать о жизни героини? (Описывая глаза, поэт как бы рассказывает о внутренней жизни ещё юной женщины, но уже познавшей «мглу неудач», испытавшей «безумной нежности припадок» и «предвосхищенье смертных мук».)

Нужно заметить, что Ф. Рокотов не использует яркие тона, цвета, только полутона.

– Находит ли это отражение в стихотворении? (III, IY строфы. В стихотворении мы также не находим указания на цвет в характеристике глаз.)

– Что обозначает приставка полу – в строфах стихотворения? (Переход из одного состояния в другое; усиливается ощущение загадочности взгляда.)

– Что вы можете сказать о синтаксической структуре III строфы? (синтаксический параллелизм)

В сложной взаимосвязи находятся и рифмующиеся слова «тумана – обмана». Между ними семантическое сходство. Туман – это тот же оптический обман.

– Какие ещё тропы и фигуры вы можете выделить в III строфе? (сравнение, метафора, анафора)

– Что вы можете сказать о морфологическом строе III, IY строф? Какой части речи здесь нет? (глаголов)

Вывод. Отсутствие глаголов придаёт статичный характер этим строфам. Но статичность внешняя, определена статикой самого объекта описания – портрета. За внешней статичностью скрыта глубокая динамика: изображён сложный и противоречивый внутренний мир героини.

– При помощи какого средства выразительности передаётся противоречивость внутреннего мира героини? (оксюморон)

Однако стихотворение не столько передаёт живописные детали картины Ф. Рокотова, сколько воспоминание поэта об этом полотне. Настолько глубоко автору запомнился образ Струйской, настолько сильным было впечатление от выразительных глаз, что в любых сходных случаях, когда внешняя обстановка напоминает фон картины (Y строфа, «потёмки наступают», «приближается гроза») перед взором поэта возникает полюбившееся рокотовское полотно.

Синонимический ряд «тьма», «мгла», «потёмки» вместе с контекстным синонимом «гроза» и тематически близким по значению глаголом «мерцать» как бы передают неопределённый загадочный свет, наполняющий картину. Все вместе они и создают тот самый словесный фон портрета, который на полотне передан приглушённым пепельно-серым цветом (жемчужным цветом).

-Лексика стихотворения может быть сгруппирована по двум темам: изменчивость – постоянство, тьма – свет. Найдите слова и словосочетания, характеризующие каждую тему. Как они распределяются в тексте и как способствуют раскрытию идейного замысла автора?

III. Самостоятельная работа.

Комплексный анализ текста стихотворения.

  • Найдите слово, образованное неморфологическим способом. (былого)
  • Определите способ образования данных слов: соединенье, предвосхищенье. (суффиксальный)
  • Выписать частицу. (лишь)
  • Выписать местоимения, указать разряд. (ей – личное, ты – личное, нас – личное, её – притяжательное, моей – притяжательное)
  • Выписать страдательное причастие прошедшего времени. (покрытых)
  • Найдите словосочетание с подчинительной связью примыкание. (её глаза)
  • Определите тип подчинения придаточных в последнем предложении стихотворения. (однородное соподчинение)

IV. Итог урока.

Несколько веков разделяют моменты рождения этих произведений искусства, двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо, в тесной взаимосвязи друг с другом. При описании творческой манеры Ф. Рокотова искусствоведы используют строки из стихотворения Н. Заболоцкого, а чтение самого поэтического творения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну. В этом сказывается необычайное влияние друг на друга различных видов искусства, обращённых к одной теме.

V. Домашнее задание.

Сочинение. Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет».

10 стихотворений, написанных великими художниками

Дюрер начал писать стихи в 38 , а Пикассо — в 55. Микеланджело сам подготовил свой стихотворный сборник к печати , а сонеты Рафаэля почти случайно нашлись среди его набросков. Россетти зарыл черновики своих поэм в могиле жены , а у Чюрлёниса обычные письма жене — высокая поэзия… Артхив собрал поэтические опыты знаменитых графиков и живописцев.

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело обладал феноменальной памятью и знал наизусть едва ли не всю « Божественную комедию» Данте. Его собственные стихи — сонеты и мадригалы — были популярны у современников. 70-летний Микеланджело лично отобрал для печати 93 своих лучших стихотворения , но при его жизни они напечатаны не были и увидели свет лишь спустя три столетия. Градус отчаяния и накал мятежа в стихах — именно Микеланджеловские.

Читать еще:  Кто написал стихи о человеке и его словах

Я нищая падаль. Я пища для морга.
Мне душно , как джину в бутылке прогорклой,
как в тьме позвоночника костному мозгу!

В каморке моей , как в гробнице промозглой,
Арахна свивает свою паутину.
Моя дольче вита пропахла помойкой.

Я слышу — об стену журчит мочевина.
Угрюмый гигант из священного шланга
мой дом подмывает. Он пьян , очевидно.

Полно на дворе человечьего шлака.
Дерьмо каменеет , как главы соборные.
Избыток дерьма в этом мире , однако.

Я вам не общественная уборная!
Горд вашим доверьем. Но я же не урна…
Судьба моя скромная и убогая.

Теперь опишу мою внешность с натуры:
Ужасен мой лик , бороденка — как щетка.
Зубарики пляшут , как клавиатура.

К тому же я глохну. А в глотке щекотно!
Паук заселил мое левое ухо,
а в правом сверчок верещит , как трещотка.

Мой голос жужжит , как под склянкою муха.
Из нижнего горла , архангельски гулкая,
не вырвется фуга плененного духа.

Где синие очи? Повыцвели буркалы.
Но если серьезно — я рад , что горюю,
я рад , что одет , как воронее пугало.

Большая беда вытесняет меньшую.
Чем горше , тем слаще становится участь.
Сейчас оплеуха милей поцелуя.

Дешев парадокс , но я радуюсь , мучась.
Верней , нахожу наслажденье в печали.
В отчаянной доле есть ряд преимуществ.

Пусть пуст кошелек мой. Какие детали!
Зато в мочевом пузыре , как монеты
три камня торжественно забренчали.

Мои мадригалы , мои триолеты
послужат оберткою в бакалее
и станут бумагою туалетной.

Зачем ты , художник , парил в эмпиреях,
к иным поколеньям взвивал свой треножник?!
Все прах и тщета. В нищете околею.
Таков твой итог , досточтимый художник.

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506.

Рафаэль не примерял на себя лавры поэта , и всё же на некоторых из его эскизов находят записанные неразборчивым почерком сонеты. В XIX веке биограф художника Франческо Лонгена собирался опубликовать их , но столкнулся с сопротивлением коллег-филологов. « Умоляю вас , — писал один из них, — отбросьте в сторону мысль напечатать два сонета , являющихся украденными… Подобную безвкусицу могли сочинить разве что бродячие сицилийские трубадуры ». Были и те , кто не сомневался в авторстве Рафаэля. Но и они называли его сонеты поэтическими каракулями. Есть и третья точка зрения: раз эти строки написал Рафаэль — значит , они заслуживают внимания. На русский сонеты перевёл итальянист Александр Махов.

Я потерял звезду в житейском море,
Познав немало сладостных мгновений,
Несбыточных надежд и потрясений,
Из-за чего с Амуром ныне в ссоре.

Его я обвинил в открытом споре
В обмане и коварстве обольщений.
Хоть промолчал мой шаловливый гений,
А я обрёл врага себе на горе.

Шестой уж пробил , солнце в тучку скрылось,
Взошла на небе бледная луна.
От горечи , что в сердце накопилась,

Бессвязна речь , душа уязвлена.
Но я не сдамся , что б там ни случилось,
В надежде огнь страстей познать сполна.

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в меховой шубе. 1500.

В 38 лет Дюрер вдруг начал писать религиозные стихи. Он так увлёкся , что за пару лет , несмотря на сокрушительную критику друзей-поэтов , сочинил около 600 стихотворений. Посвящались они Христу и Пресвятой Деве , святым Екатерине и Варваре , святому Мартину и добрым друзьям. Поэзию Дюрер называл своим новым способом умственного и нравственного совершенствования.

« Дюрер писал не стихи , а проповеди , наставления , — объясняет литератор Игорь Шестков в книге „Меланхолия Дюрера глазами русского“, — Его рифмованные тексты неуклюжи и назидательны. Назидательны и его графические аллегории — только мы этого не замечаем из-за их красоты. Стихи эти сами по себе не интересны. Но они протоколируют страхи и надежды великого художника. Обнажают его внутренний мир ».

Будьте Богу верны!
Обретете здоровье
И вечную жизнь на небесах,
Как пречистая дева Мария.
Говорит вам Альбрехт Дюрер —
Покайтесь в грехах
До последнего дня поста,
И заткнете дьяволу пасть,
Одолеете нечистого.
Да поможет вам Господь Иисус Христос
Утвердиться в добре!
Чаще думайте о смерти ,
О погребении ваших тел.
Это устрашает душу ,
Отвлекает от зла
И греховного мира ,
От гнета плоти
И наущений дьявола…

Уильям Блейк

Т омас Филлипс. Портрет Уильяма Блейка. 1807

Трудно сказать , кем был Блейк « в первую голову» — художником или поэтом. Он не получил признания при жизни , критики считали Блейка почти безумным , но со времени его смерти становилось всё яснее: гениальный иллюстратор Данте , Мильтона и Библии был одновременно и гениальным поэтом-романтиком , автором « Песен невинности» и «Песен опыта».

В час , когда листва шелестит , смеясь,
И смеется ключ , меж камней змеясь,
И смеемся , даль взбудоражив , мы,
И со смехом шлют нам ответ холмы,

И смеется рожь и хмельной ячмень,
И кузнечик рад хохотать весь день,
И вдали звенит , словно гомон птиц,
«Ха-ха-ха! Ха-ха!» — звонкий смех девиц,

А в тени ветвей стол накрыт для всех,
И , смеясь , трещит меж зубов орех, —
В этот час приди , не боясь греха,
Посмеяться всласть: «Хо-хо-хо! Ха-ха!»

Данте Габриель Россетти

Уильям Холман Хант. Портрет Данте Габриэля Россетти в возрасте 22 лет. 1883.

Жена Россетти , поэтесса Элизабет Сиддалл , в 32 года умерла от туберкулеза. Мучимый чувством вины , что уделял искусству больше времени , чем любимой , Россетти положил в гроб рукописи своих поэм. Семь лет спустя он получил предложение от издателя напечатать эти ранние стихи. В 1870 году была произведена эксгумация трупа Элизабет. Из стихов , извлеченных из могилы , но не успевших обратиться в прах , сложился сборник « Дом жизни». Поэзии Россетти , отмечают литературоведы , свойственны смелые метафоры , замысловатость языка и образного строя , пронзительная эротичность. Так же , как и в его живописи , в поэзии Россетти преобладают трагические и мистические мотивы.

Я думал про ушедшую туда,
Где забывают о земле и тлене.
Ей наша жизнь , как духу — вожделенье ,
Как райским высям — солнце и звезда.
Любовь нас разделила навсегда ,
И в здешней непрестанной перемене
Любимые черты — лишь наважденье,
Лишь призраков туманных череда.

Когда глаза я поднял на тебя,
Сидящую у горнего портала,
На пряди кос , на руки — в тот же час
Растаяла , чернея и скорбя,
Безжалостная тень: хоть и стояла,
Как Божий гнев , разъединяя нас.

Эдгар Дега

Эдгар Дега. Автопортрет в мягкой шляпе. 1858.

Дега жаловался другу-поэту Стефану Малларме , что никак не может найти свежих идей для своих стихов. Ответ Малларме стал афоризмом. « Стихи , дорогой Дега, — сказал он, — создают не из идей — их делают из слов ». Поэзию Дега Малларме , тем не менее , очень ценил. Говорил: « Я не сомневаюсь , что этот любитель , который может так сокрушаться по поводу своего же творения, — один из самых примечательных поэтов нашего времени ». Другой приятель Дега Алесис Руар издал его сонеты отдельным сборником ( тираж , правда , был всего 20 экземпляров). Позднее стихи Дега появлялись в литературных журналах , сопровождаемые его же эскизами. В сонетах Дега тоже часто размышлял о балете.

Природа , знавшая , что ей к лицу покой ,
Спала , подобная красавице из сказки.
Но запыхавшийся , счастливый голос пляски
Ей звонко возвестил , что час пришел другой.

Пересеченье рук или ноги с ногой ,
Движенье , полное желанья , гнева , ласки ,
Ритм , уводящий в плен , дающий танцу краски, —
Всё будоражило , во всем был новый строй.

Пляшите , красотой не обольщая модной ,
Пленяйте мордочкой своей простонародной ,
Чаруйте грацией с бесстыдством пополам.

Вы принесли в букет бульваров обаянье ,
Отвагу , новизну. Вы показали нам ,
Что создают цариц лишь грим и расстоянье.

Казимир Малевич

Казимир Малевич. Автопортрет. 1933.

Малевич сочинял стихи на протяжении почти всей творческой жизни. Не только шутливо-ироничные , посвященные друзьям ( например , художнику Василию Клюну), но и серьёзные , несколько тяжеловесные , полные метафизических вопросов. Малевич-теоретик размышлял о том , что поэзия улавливает и фиксирует нечто неуловимое , то , что , как он выражался , «потоньше мысли и легче и гибче». « Это „нечто“, — писал Малевич, — каждый поэт и цветописец-музыкант чувствует и стремится выразить , но когда соберется выражать , то из этого тонкого , легкого , гибкого — получается „она“, „любовь“, „Венера“, „Аполлон“, Наяды Не пух , а уже тяжеловесный матрац , со всеми его особенностями ».

Взяли пилы топоры веревки , и пошли войною.
На леса. Вошли одетые подпоясанные,
И распоясались и разделись , размеряли тело леса.
Зарубили пометки на старших
И молча , подходили к дереву люди и у самих пальцев
Корней начали пилить. Молча , переносило дерево
боль свою , и смотрело в синий простор.
Оно имело надежду на свои сучья и корни.
Оно думало , что никто не вырвет его с земли.

И стихийным бурям противостанут ветви,
и защитят ствол его.
Для этого с каждым годом рождало все новые
и новые сучья.
Ждало бури , а потому глубоко вошли его корни.
И вдруг незаметно в тихий солнечный день,
подошел человек , с ужасной пилой , и спилил
дерево. Закинул веревку и повалил огромное тело
к ногам своим.
Так победил дерево хитрый человек и из тела
срубил себе защиту , добыл огонь и пепел использовал в поля
для овощей.
Вспомнить о дереве побудил меня стук в дверь
«дрова привезли».
Вышли , посмотрели куски тела.
Взял топор колун и эти куски дробил , куски еще боролись
держали крепко тело свое не хотели без боя сдавать ни куска.
Но руки мои вгоняли все больше и дальше
железо-колун , и распалось в щепы полено
Так гордый с победой вошел в жилище
свое нагретое деревом.

(Пунктуация , деление на строфы и кавычки в названии — авторские)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector