25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое стихи в литературе

Чем отличается стих от стихотворения?

***
Содержание статьи:
-Что такое стих и стихотворение
-Сравнение стиха и стихотворения
-Отличие стиха от стихотворения
*
Поэзия – особый мир, в котором даже тихое слово звучит с такой силой, что способно всколыхнуть глубины человеческой души, потрясти, заставить сопереживать лирическому герою. Поэт – творец в высшем смысле этого слова, и стихи, которые рождаются благодаря его таланту, – вершина мастерства, равного божественному началу. Стихотворение – это не просто рифмованные строчки, а процесс создания гармонии звука, поэтического образа и душевных вибраций.
Но в филологии отношение к поэтическому слову лишено эмоциональной окраски. Стихосложение – раздел литературоведения, изучающий теорию стиха и жанровые особенности стихотворных текстов. В этом плане стих и стихотворение – понятия разные, хотя и имеющие общую языковую природу.
**
Стих в терминологическом значении – ритмически упорядоченный фрагмент поэтической речи, составляющий одну строку стихотворного текста с регулярно чередующимися ударными и безударными слогами, от количества которых зависит стихотворный размер.
*
Стихотворение – небольшое поэтическое произведение, написанное стихами, структурно объединяющее ритмически организованные строфы с фиксированным на определенных слогах ударением.
***
В чём же разница между стихом и стихотворением?

В строгом научном определении этих понятий отсутствует поэтическая многомерность и неоднозначность. Стих, с точки зрения литературоведов, – строка стихотворного текста, организованная по определенному ритмическому образцу. Чередование ударных и безударных слогов обуславливает членение стихотворной строки на стопы. Количество слогов в стопе и фиксация ударения на одном из них определяют размер стиха. Например, к двусложным размерам относятся хорей и ямб, к трехсложным – дактиль, амфибрахий и анапест.
*
Стихотворение состоит их строф, каждая из которых может включать от двух до четырнадцати строк, или стихов. В некоторых случаях деления на строфы может не быть.
Стихотворением принято называть любое лирическое произведение малых поэтических жанров: элегию, сонет, канцону, хокку.
*
Однако в общеупотребительной речи отличия в значениях стих и стихотворение практически отсутствуют. Эти слова используются как близкие синонимы, не имеющие выраженных смысловых и стилистических ограничений в речевом использовании. Равноправными считаются формулировки: сборник стихов и сборник стихотворений; стихи Мандельштама и стихотворения Мандельштама; выучить стих и выучить стихотворение. Разумеется, что в таких вариантах словоупотребления значение слова стих как стихотворная строка вытесняется значением стихотворное произведение.
*
В более узком значении принято употреблять слово стих для обозначения способа стихосложения: белый стих, античный стих, пушкинский стих.
*
Стих как литературоведческий термин обозначает стихотворную строку с упорядоченным делением на стопы и фиксированным ударением в каждой стопе. Стихотворением считается небольшое, чаще всего лирическое произведение, написанное стихами.
Стих, в отличие от стихотворения, может обозначать способ стихосложения: белый стих, акцентный стих.
*
В общеупотребительном значении стих и стихотворение являются словами-синонимами.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.02.2016. Чем отличается стих от стихотворения?
  • 16.02.2016. Вам не простят, что вы счастливей их.
  • 15.02.2016. Стихи о любви
  • 12.02.2016. Михаил Луконин о любви

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Что такое стихи в литературе

Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

  • художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);
  • строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).

Стих в античном стихосложении

Термин восходит к античному метрическому и силлабо-метрическому стихосложению. В этих системах, основанных на оппозиции долготы-краткости гласных, последовательность долгих и коротких слогов сама по себе создавала ритмический образец. Такие повторяющиеся образцы являлись структурными элементами текста и делили его на сегменты:

  1. заданная последовательность слогов (обычно от двух до пяти) называлась стопой;
  2. заданная последовательность стоп (обычно от четырёх до одиннадцати) называлась стихом;
  3. заданная последовательность стихов (обычно от двух до четырёх) называлась строфой.

Стих делится на метры — группы стоп, объединённые иктом, ритмическим ударением. В стихах, состоящих из трех- и более сложных стоп, метром бывает одна стопа (напр. дактилический метр —́UU ). В стихах, состоящих из двусложных стоп, метром бывает группа как из одной, так из двух стоп (напр. ямбический метр U—́ ¦ U— ); при этом икт падает на сильную долю первой стопы.

Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.

Стихи с двустопным метром

Стихи с двустопным метром, т. н. диподии (др.-греч. ἡ διποδία , двустопие):

  • мономе́тр ( μονομετρος , одноразмерный)
    напр. ямбический метр, U—́ ¦ U—
  • диме́тр ( ὁ δίμετρος , двуразмерный)
    напр. ямбический диметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
  • триме́тр ( τρίμετρος , трехразмерный)
    напр. ямбический триметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
  • тетра́метр ( τετράμετρος , четырёхразмерный)
    напр. трохеический тетраметр —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U
  • пента́метр ( πεντάμετρος , пятиразмерный)
    напр. трохеический пентаметр, —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U

Стихи с одностопным метром

  • тетраметр ( τετράμετρος , четырёхразмерный)
    напр. дактилический каталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —U
  • пентаметр ( πεντάμετρος , пятиразмерный)
    напр. дактилический пентаметр (т. н. элегический пентаметр), —UU | —UU | — | —UU | —UU | —
  • гекза́метр ( ἑξάμετρος , шестиразмерный)
    напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U
  • гепта́метр ( ἑπτάμετρος , семиразмерный)
    напр. Архилохов гептаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —U | —U | —U
  • октона́р ( ὀκτώμετρος , восьмиразмерный)
    напр. ямбический октонар, U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́
  • дека́метр ( δέκαμετρος , десятиразмерный)
    напр. ионический декаметр, UU—́— × 10

Стихи с одностопным метром, то есть когда стопа одновременно является метром, могут также называться по количеству стоп:

  • монопо́дия ( ἡ μονοποδία , одностопие)
    напр. трохеическая, —U
  • дипо́дия ( ἡ διποδία , двустопие)
    напр. кретическая, — U— | , то есть кретический диметр
  • трипо́дия ( ἡ τρίποδία , трехстопие)
    напр. хориямбическая, —UU— | —UU— | —UU— , то есть хориямбический триметр
  • тетрапо́дия ( ἡ τετράποδία , четырёхстопие)
    напр. бакхическая, U—— | U—— | U—— | U—— , то есть бакхический тетраметр
  • пентапо́дия ( ἡ πεντάποδία , пятистопие)
    напр. кретическая, — U— | — U— | — U— | — U— | — U— , то есть кретический пентаметр
  • гексапо́дия ( ἡ ἑξάποδία , шестистопие)
    напр. анапестическая, UU— | UU— | UU— | UU— | UU— | UU— , то есть анапестический гекзаметр

Акаталектика, каталектика

  • акаталектический — стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; напр. дактилический акаталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —UU ;
  • каталектический — стих, в котором длина последней стопы уменьшена; напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U ;

Кроме того, стих может быть гиперкаталектическим, в котором длина последней стопы увеличена; напр. гиперкаталектический дактилический диметр: —UU | —UU— . Однако понятие гиперкаталектикого стиха в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих принято рассматривать как каталектический большего размера, напр. гиперкаталектический дактилический диметр как каталектический дактилический триметр, —UU | —UU | — .

Логаэдический стих

Логаэдический стих (тж. логаэд; от др.-греч. λογᾰοιδικός — прозаически-стихотворный), в силлабо-метрическом стихосложении — стих, образованный сочетанием 3-сложных 4-морных стоп (дактиль, анапест и т. п.) с 2-сложными 3-морными (ямб, хорей и т. п.); в тоническом — стих, внутри которого ударения располагаются с неравномерными слоговыми промежутками, повторяющимися из стиха в стих. Пример силлабо-метрических логаэдов:

Читать еще:  Любовь нечаянно нагрянет чьи стихи

Силлабо-метрические логаэды изначально не рассматривались как состоящие из каких-либо отдельных стоп и считались неделимой ритмической единицей. Деление на стопы возникло для удобства анализа логаэдов, особенно сложных, напр. Большого сапфического, —U | —U | —UU ¦ — | —UU | —U | —U .

Стих в новейшем стихосложении

Литература

  • Munk E. Die Metrik der Griechen und Römer. — Glogau, 1834.
  • Соболевский С. И. Древнегреческий язык. — М., 1948.
  • Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. — М., 2003.
  • Цисык А. З., Шкурдюк И. А. Античная метрика. — Минск, 2004.

См. также

  • Акростих
  • Героический стих
  • Декламационный стих
  • Мелодекламация
  • Поэзия
  • Поэтический словарь Квятковского
  • Проза
  • Рифма
  • Ропалический стих
  • Стихотворный размер
  • Фигурные стихи
  • Художественная декламация
  • Художественное чтение

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Плоскость
  • Акр

Полезное

Смотреть что такое «Стих» в других словарях:

стих — стих, а … Русское словесное ударение

стих — стих, а … Русский орфографический словарь

стих — Стих: вірш [53] … Толковый украинский словарь

стих — стих/ … Морфемно-орфографический словарь

СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова

СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова

стих — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова

СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова

СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова

стих — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова

СТИХ — муж. мерная строка; известное число стоп, соединенных в одну строку или составляющих отдельную часть размера. Стихи метрические, мерные, известное число стоп, со счетом долгих и коротких слогов; стихи силлабические, слоговые, по одному счету… … Толковый словарь Даля

Значение слова «стих»

СТИХ 1 , -а́, м.

1. Единица ритмически организованной, обычно рифмованной речи (стихотворная строка), содержащая определенное количество стоп, а также сама такая речь. Тонический стих. Роман в стихах. Владеть стихом. Размер стиха.Стих прежде всего — гармония. Он требует, чтобы слова легко и свободно устанавливались в ритмические строки с размером и рифмой на конце. Короленко, Письмо В. А. Гольцеву, 4 сент. 1909. Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко. М. Горький, В людях.

2. мн. ч. (стихи́, —о́в). Художественное произведение (произведения), отличающееся ритмизованной речью, с определенным размером; стихотворение. Читать стихи. Лирические стихи. Стихи М. Ю. Лермонтова. Сборник стихов.Я с детства был жаден до стихов, и не прошло часу, как я знал уже наизусть стихотворение Жуковского. Фет, Ранние годы моей жизни.

3. Короткий абзац в стихотворном произведении, представляющий собой подразделение главы. Поэма моя подвигалась медленно, и я бросил ее на третьем стихе. Пушкин, История села Горюхина. — Папаша, какая длинная поэма есть у индейцев: в двести тысяч стихов; ее зовут Махабхарата. Чернышевский, Мелкие рассказы.

СТИХ 2 , нескл., м.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);

строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).

СТИХ 1 , а́, м. [греч. stichos]. 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический с. Тонический с. Александрийский с. (см. александрийский). Пушкинский с. Размер стиха. Владеть стихом (т. е. уметь писать стихи). Оглавление стихотворений по первому стиху. С. каждый повести твоей звучит и блещет, как червонец. Пушкин. Минута — и стихи свободно потекут. Пушкин. Роман в стихах. 2. (ед. простореч.). Художественное произведение, написанное стихами (см. 1 знач.), ритмизованной речью с определенным размером, стихотворение. Читать стихи. Печальные стихи твердила в тишине. Пушкин. Воспевал ее в нескончаемых стихах. Тургенев. Лирические стихи. Сборник стихов. Не позволю мямлить стих. Маяковский. 3. Произведение устной народной поэзии на библейскую или церковно-религиозную тему (обычно с прил. духовный). С. о Егории Храбром.

Духовный стих об Адаме и Еве.

4. Отдельный короткий абзац, представляющий собой подразделение главы (напр. в библии; церк. книжн.). Глава первая, с. тринадцатый.

СТИХ 2 , нескл., м. (разг.). Настроение, душевное состояние. Этакий стих и прежде на нее находил. Тургенев. Ласковый тон и тихий стих (у отца). Г. Успенский. — Да добрый ли? спросила я. — Как стих найдет! Некрасов. На него сегодня худой стих нашел. Фонвизин. || Блажь, дурь. Как найдет на него с. — начинает буянить.

стих, ла. Прош. вр. от стихнуть.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стих I

1. единица ритмически организованной поэтической речи, строка поэтического произведения ◆ Пушкинский стих. ◆ Размер стиха. ◆ Владеть стихом (т.е. уметь писать стихи). ◆ Оглавление стихотворений по первому стиху. ◆ Стих каждый повести твоей звучит и блещет, как червонец. Пушкин, «К Баратынскому» ◆ Минута — и стихи свободно потекут. Пушкин, «Осень» ◆ Роман в стихах.

2. обычно мн. ч.; ед. ч. — разг. произведение, написанное такими строками, стихотворение ◆ Человек довольно холодный, как почти все сочинители, он напряжённо уверял её, а может быть, и себя, что он её обожает, воспевал её в нескончаемых стихах и читал их ей с каким-то и неестественным и искренним восторгом. Тургенев, «Первая любовь» ◆ Лирические стихи. ◆ Сборник стихов. ◆ Встать бы здесь гремящим скандалистом: // — Не позволю мямлить стих и мять! Маяковский, «Сергею Есенину» ◆ Лейтенант, водивший канонерки // Под огнем неприятельских батарей, // Целую ночь над южным морем // Читал мне на память мои стихи. Н. С. Гумилёв, «Мои читатели», 1921 г. (цитата из Викитеки)

3. спец. произведение старинной народной поэзии на религиозную тему (обычно с прил. Духовный). ◆ Стих о Егории Храбром. ◆ Духовный стих об Адаме и Еве.

4. короткий самостоятельный отрывок (абзац), подразделение главы в Библии, Коране или другой священной книге ◆ Первоначально книги Библии не делились на главы и стихи. ◆ Глава первая, стих тринадцатый.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • александрийский стих
  • белый стих
  • вольный стих
  • силлабический стих
  • тонический стих
  • холостой стих

стих II

1. разг. душевное состояние, настроение; блажь (с глаголом найти (находить)) ◆ Только барин, — то ли на него умный стих нашёл, то ли он на приказчика за что сердит был, — все как есть наоборот повернул. Бажов, «Каменный цветок», 1938 г. ◆ Но — стих такой нашёл на меня, лирический, шереметьевский, он помнит, наверно. Юлий Даниэль, «Письма из заключения», 1966–1970 г. ◆ Как найдет на него стих — начинает буянить. ◆ — Да добрый ли? спросила я. — Как стих найдет! Некрасов ◆ На него сегодня худой стих нашёл. Фонвизин

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: удручение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Стихотворение

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 207.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 207.

В русской литературе стихотворения занимают особое место. В данной статье, которая поможет при подготовке к уроку литературы, рассмотрим, что такое стихотворение, каковы его отличительные черты и каковы его виды.

Понятие

Определение стихотворение в литературе имеет следующее: небольшое поэтическое произведение, написанное по законам стихосложения.

Стихотворение – это жанр такого рода литературы, как лирика.

Особенности

Стихотворения, как правило, написаны ритмизированной и рифмованной речью.

В стихотворениях может и отсутствовать рифма.

Ритм является характерной для стихотворения чертой. Это повторяемость тех или иных сходных явлений через определенные промежутки времени.

Ритм стихотворения зависит от системы стихосложения – силлабическая (слоговая), тоническая (ударная), силлабо-тоническая (слогоударная).

Рис. 1. Особенности систем стихосложения

Стихотворение обычно имеет рифму (мужская, женская, дактилическая), рифмовку (парная, перекрестная, кольцевая), размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).

Отличительной чертой стихотворения является то, что в его центре оказывается субъективная человеческая жизнь. Главное – не действия, а чувства и эмоции лирического героя. Сюжет в стихотворении, как правило, отсутствует или отходит на второй план. На первом плане оказываются настроение и переживания лирического героя.

Стихотворение – это движение мыслей поэта, отраженные через лирического персонажа.

Еще одной особенностью стихотворений является широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также стилистических фигур, которые помогают выразить авторскую позицию.

По тематике стихотворения бывают любовными, пейзажными, философскими, гражданскими.

По наличию или отсутствию рифмы стихотворения бывают рифмованными и нерифмованными (белыми).

По жанровой специфике лирические стихотворения бывают следующими: эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, песня, сонет, послание.

Что мы узнали?

Стихотворение – это небольшое поэтическое произведение, написанное по законам стихосложения. Отличительными чертами стихотворения является наличие ритма, рифмы, рифмовки, размера. Центральным в стихотворении оказываются настроение и переживания лирического героя. В стихотворении обычно используется большое количество изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур. Стихотворения классифицируются по разному: по тематике (любовные, пейзажные, философские, гражданские), по наличию или отсутствию рифмы (рифмованные, белые), по жанровой специфике (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, песня, сонет, послание).

Стихотворение — это. Что такое стихотворение? Какие виды стихотворений существуют

Стихотворение — это одна из форм литературного произведения. Как правило, оно отличается сравнительно небольшим объемом и наличием рифмы. В каждом стихотворении заключен особый смысл, передаваемый автором. Хорошее стихотворение — это произведение, в котором выдержан ритм. Его можно пропеть, потому стихи накладывают на музыку. Также в нем все структурированно. От первой до последней строчки выдержана идея автора.

Стихотворение как способ мышления

Для поэта стихотворение — это способ творческого самовыражения. Через стихи он доносит до читателя свои чувства, эмоции и душевные порывы. Для людей творческих стихотворение — это способ красиво и органично рассказать миру о том, что у них на душе. Стихи пишутся о главном — о любви, дружбе, родине, людях, детях. Стихотворение — это маленькое послание миру от великого поэта или малоизвестного автора.

Виды стихотворений

Стихотворения бывают разными по объему, содержанию и структуре. Основная единица, составляющая стихотворение — слово. Оно может быть использовано любым способом. Это зависит главным образом от самого автора, благодаря чему каждое отдельное произведение приобретает свою индивидуальность.

Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:

  • белые;
  • вольные;
  • экспериментальные;
  • алфавитные;
  • прозаические;
  • ропалистические.

В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.

Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.

Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.

Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.

Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.

Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.

В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.

Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.

Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.

Смысловая нагрузка стихотворения

Суть стихотворения для каждого поэта и читателя своя. Оно считается правильным, если автор смог ненавязчиво донести свою мысль и логически завершить ее к концу. По мнению критиков, хорошее стихотворение — это не просто набор чувственных изречений автора, а социальный литературный «продукт», и он несет какой-то урок или мораль для читателя.

В современном поэтическом мире существует огромное разнообразие стихотворений как известных, так и малоизвестных авторов. Но не все из них способны тронуть душу, обратить внимание читателя на важные моральные и духовные ценности, вызвать интерес, заставить прочитать стихотворение вновь, задуматься.

Достоинства стихотворений

Достойные стихи подобны картинам или даже художественному кино. Они обладают таинственной магией и способны переносить читателя в мир автора посредством лишь черных строгих букв на белом фоне. Хорошие стихи хочется читать вновь и вновь, оживляя в сознании образы, которые видел автор. Стоит ли говорить, что стихотворения являются творческим достояниям каждой страны? Они развивают память, мышление, воображение. По этой причине с детьми рекомендуется заучивать стихи, потешки, басни. Стихи великих поэтов включены в школьную программу и подлежат литературному анализу.

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector