Что такое тактовик в стихах
Тактовик
Тактовик — русский стихотворный тонический размер, с интервалом между ударениями (иктами) переменной величины — от одного до трёх слогов (в отличие от дольника, где слабый интервал не превосходит 2 слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен). В стихотворении, написанном тактовиком, допустимы строки дольника и правильных силлабо-тонических размеров. С учётом генезиса тактовика в русской народной поэзии широко употребителен термин «народный тактовик».
Термин
Термин «тактовик» введён стиховедом А. П. Квятковским в 1928 г. в связи с его представлением о строке как о «тактометрическом периоде» с константным количеством долей, так называемым «контрольным рядом». Озвученные (текст) или подразумеваемые (паузы) доли такого периода, собранные в стопу (в терминологии Квятковского — «крату», в одном из значений) и образовывали «такт» (ср. Такт в музыке). Количество ритмических модификаций краты (количество пауз в «контрольном периоде» и разная длительность слогов) могло быть любым.
Характерную «тактовиковую» манеру декламации развивала группа поэтов-конструктивистов, куда входили сам Квятковский, Сельвинский, Луговской и др. Четырёхслоговые «такты», в трактовке Квятковского, изохронны (одинаковы по времени). Термин «тактовик» часто употреблялся в стиховедении 1920—1960-х годов (у Пяста, Шенгели, в «Студии стиха» Сельвинского), но чёткое определение ему без привлечения субъективного критерия «декламации» и «читки» дал на рубеже 1960-х и 1970-х только М. Л. Гаспаров.
Исторический очерк
Основы тактовика были заложены в метрических формах русского народного стиха. В русском литературном стихе тактовик появился как имитация народной поэзии: у Сумарокова («Хоры ко превратному свету»), Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», большинство «Песен западных славян»), Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), А. К. Толстого и др. Затем, в XX веке, он уже свободен от специфически фольклорных ассоциаций, хотя часто воспринимается как интонационно и стилистически более близкий к «разговорной» прозе по сравнению с классическим силлабо-тоническим стихом (в ритм тактовика, по подсчётам, укладывается свыше 80 % прозы). В этот период тактовик активно используется у З. Гиппиус, Блока, Кузмина, Гумилёва, Георгия Иванова, Есенина, Тихонова, Асеева и других; позднее у советских поэтов-«шестидесятников», и в особенности у Бродского и поэтов его круга.
Примеры
Пример (курсивом выделены трёхсложные междуударные интервалы; наряду со строчками тактовика встречаются строчки, написанные дольником, правильным анапестом и амфибрахием):
Как покинула меня Парасковья, И как я с печали промотался, Вот далмат пришел ко мне лукавый: «Ступай, Дмитрий, в морской ты город, Там цехины, что у нас каменья. Там солдаты в шёлковых кафтанах, И только что пьют да гуляют: Скоро там ты разбогатеешь И воротишься в шитом долимане С кинжалом на серебряной цепочке».
Тактовик
В предыдущем очерке мы рассмотрели дольник, который можно рассматривать, как отклонение от «чистой» силлабо-тоники за счет разницы на один слог в межударных интервалах стиха. А что получится, если объем слабых (безударных) интервалов будет колебаться в пределах не двух (1-2 слога) вариантов, а трех (0-1-2 или 1-2-3 слога)? Получится новая группа метров, объединяемая под общим названием – тактовик.
С грозовых монопланов падают на землю,
Перевертываясь в воздухе, молнии и кресты (Шершеневич, 1916)
Метрическая схема здесь такая
– – У – – У – У – – У – –
– – У – – – У – – У – – – У – (У – ударный слог, – безударный)
Как видите, здесь безударные интервалы могут содержать от одного до трех слогов, при этом чаще всего встречаются двухсложные интервалы. Как и в случае с наиболее частыми дольниками, здесь можно выявить первичную трехсложную основу. Но тактовик звучит иначе, чем дольник – более твердо, и, вместе с тем, прихотливее – с большей степенью вариабельности.
Вот еще один пример, из творчества поэта, для которого, казалось бы, подобный метр должен быть чужероден:
Привет тебе, пламя творческого мира,
Вечного знанья пылающий язык,
Чистый зачаток, исход обильный мира –
Призрак смертельный к ногам твоим приник. (Бальмонт, 1923)
Схема здесь такая:
– У – – У – У – – – У –
У – – У – – У – – – У
У – – У – – У – У – У –
У – – У – – У – У – У
Общее для всех тактовиков: большая, по сравнению с дольниками, расшатанность, неустойчивость, расплывчатость метра. При этом отдельные строки тактовика могут звучать (как частный случай) силлабо-тоническими двухсложниками и трехсложниками. Несмотря на это, многие классические примеры тактовиков русской поэзии могут звучать очень жестко, обладать твердым и даже «режущим» ритмом.
В первую очередь это касается относительно редкого варианта тактовика, где междуиктовые интервалы варьируют от 0 до 2 слогов. Самый яркий пример – «Наш марш» Маяковского (1918):
Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.
У У У
У – – У – У
У У У
У – У – – У
В нечетных строчках везде нулевые безударные интервалы – эти строки состоят из одних ударных слогов, выражая своим четким ритмом бой барабана. Жесткое звучание сохраняется и в четных строках, несмотря на 1-2-сложные безударные интервалы.
Чаще встречается другой вариант тактовика, где безударные интервалы варьируют от 1 до 3 слогов. Но и их самые хрестоматийные примеры проявляют почти ту же энергичность и упругость ритма
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стер с лица
– Команда – во фронт! Офицеры, вперед!
Сухими шагами командир идет. (Тихонов, 1925)
– У – У – – – У – – У
– У – – У – У – У
– У – – У – – У – – У
– У – – У – – – У – У
Здесь, кстати, третья строка – чистый четырехстопный амфибрахий, но она звучит как частный вариант тактовика, включаясь в его жестко-упругий ритм.
Вот еще один вариант, где чередуются строки с четырьмя и тремя иктами:
Такая была ночь, что ни ветер гулевой,
Ни русская старуха-земля
Не знали, что поделать с тяжелой головой,
Золотой головой Кремля. (Луговской, 1927)
– У – – – У – – У – – – У
– У – – – У – – У
– У – – – У – – У – – – У
– – У – – У – У
Расцвет тактовика в русской поэзии приходится на 10-е и 20-е годы ХХ века. Представляется, что этот метр хорошо подходил для выражения движения, силы, массы, энергии эпохи войн и революций. Впоследствии тактовик встречается все реже, ныне им пишут лишь немногие.
Что такое тактовик в стихах
ТАКТОВИК (тип стиха)
Как и для дольника, для этого типа стиха не существует определенного названия, но мы следуем наиболее установившейся в современном стиховедении традиции.
Под ТАКТОВИКОМ чаще всего понимается размер, который можно было бы назвать расшатанным дольником: там интервал между ударениями был 1—2 слога, а здесь он начинает увеличивать свой диапазон, колеблясь от нуля до трех—четырех, а иногда бывает и еще большим.
По городу бегал черный человек.
Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.
Медленный, белый подходил рассвет,
Вместе с человеком взбирался на лестницу.
(А.Блок)
При соблюдении регулярной четырехударности этого стиха в этом стихотворении междуударные промежутки колеблются от одного до трех безударных слогов (попробуйте составить схему расположения ударений так же, как это делалось в случае дольника).
А если междуударные промежутки увеличить еще? Тогда мы получим то, что современные исследователи называют АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ: при равном количестве ударений — любое количество безударных слогов в интервалах.
Впрочем, сами же они, в том числе и наиболее авторитетный М.Л. Гаспаров, вполне справедливо говорят, что даже поэты с трудом отличают на слух тактовик от акцентного стиха. Стало быть, еще труднее это сделать читателю, не желающему заниматься специальными подсчетами, а ориентирующемуся только на собственный слух, далеко не всегда такой изощренный, как у поэта.
Поэтому мы отсылаем желающих самостоятельно разобраться в реально существующих или условных закономерностях существования этих расшатанных неклассических размеров за справками и предварительными наблюдениями к литературе35, а сами хотим отметить еще две существенные формы неклассического стиха.
Первая служит как бы посредующим звеном между ло-гаэдами и дольником (или тактовиком).
Логаэды, о которых шла речь в соответствующей главе, были ориентированы на заранее заданные схемы распределения ударений. Но уже там мы обмолвились, что возможно и другое построение логаэда: когда поэт придумывает какой-то один стих с непривычным, неклассическим расположением ударений в нем, а потом начинает прибавлять к нему другие, где ударения будут стоять на тех же самых местах. (Как пример мы приводили «Сегодня дурной день. » О.Мандельштама). По происхождению такие стихи, безусловно, являются дольниками или тактовиками, но по всем формальным признакам — логаэдами, так как ударения в них урегулированы по «вертикальному» при-
знаку. Очень часто пользовалась такими «застывшими» дольниками Цветаева в стихах, собранных в книгу «Версты». Вот два примера, из самых известных стихотворений той поры:
В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь,
И люди думают: жена, дочь.
А я запомнила одно: ночь.
Здесь нет никаких особенных сложностей: ударения падают на второй, четвертый, восьмой и девятый слоги на протяжении всего стихотворения. Внешне это очень похоже на пятистопный ямб, в котором все время свободен от ударения шестой слог, а с десятого ударение передвинулось на девятый. Но это только внешнее подобие, а на самом же деле перед нами — логаэд дольникового типа.
Второй пример несколько сложнее:
Не сегодня-завтра растает снег.
Ты лежишь один под огромной шубой.
Пожалеть тебя, у тебя навек
Пересохли губы.
Ритмическая инерция задана ударениями на третьем, пятом, восьмом и десятом слогах в трех первых стихах, на третьем и пятом — в четвертом. Но в нескольких случаях Цветаева убирает ударения с пятого слога в каком-нибудь из трех первых стихов строфы:
А глаза, глаза на лице твоем —
Два обугленных прошлолетних круга!
Видно, отроком в невеселый дом
Завела подруга.
«Пропуская» (ставим слово в кавычки, потому что никто ее не обязывал их ставить) эти ударения, поэтесса как бы компенсирует общее их количество, отчетливо ставя ударения на первых слогах стиха.
Почему же мы не воспринимаем такого рода стихи как уклонение от правил логаэда? Очевидно, здесь то же самое объяснение, что и в случаях с пропусками ударений в
трсхсложниках или в дольниках: раз заданная ритмическая инерция столь сильна, что минимальное отступление от «правильного» распределения ударений не ощущается слухом как разрушение размера.
Что же касается дополнительных ударений, то их появление легко объясняется хореическим разбегом строки: третий и пятый слоги, находящиеся под ударением, напоминают слуху о хорее, и тогда первый слог тоже оказывается сильным, могущим нести на себе акцент.
Еще сложнее случаи, когда поэт не полностью воссоздает логаэд, а как бы намекает на него. В обыкновенных дольниках и тактовиках суть размера в свободе распределения ударных и безударных слогов, в том, что мы не можем предсказать заранее, через один или через два слога услышим ударение. Но иногда (впрочем, не столь уж часто) поэт заставляет нас прислушиваться к повторению подобных, хотя и не в точности совпадающих элементов стиха. Вот, например, знаменитая в 20-е годы баллада Н. Асеева «Черный принц»:
Нетрудно понять, что в этом размере главное,— конечно, столкновение двух ударных слогов в каждом стихе, регулярно повторяющееся на протяжении всех фрагментов, написанных таким образом (вообще же баллада написана разными формами стиха). По подсчетам В.Е. Холшевнико-ва, 71% всех строк такого рода имеет ударения на первом, четвертом, седьмом и восьмом слогах, в остальных же они расположены на первом, четвертом, шестом и седьмом (или же с усечением одного ударения в последнем стихе каждой строфы — первый, четвертый и пятый слоги)36. Здесь явно доминирует тенденция к уравниванию (хотя и не достигающему стопроцентной точности) ударений по вертикали, то есть к логаэдическому построению.
Нечто похожее есть и у Мандельштама:
Летают Валкирии, поют смычки —
Громоздкая опера к концу идет.
С тяжелыми шубами гайдуки
На мраморных лестницах ждут господ.
Уж занавес наглухо упасть готов,
Еще рукоплещет в райке глупец,
Извозчики пляшут вокруг костров.
«Карету такого-то!» — Разъезд. Конец.
Конечно, здесь безукоризненной урегулированности нет, перед нами четырехударный тактовик. Но в то же время в нем без труда можно разглядеть тяготение к форме с ударениями на втором, пятом, девятом и одиннадцатом слоге (половина стихов), которая, несколько трансформируясь, превращается в форму с ударениями на втором, пятом, восьмом и десятом слогах (еще три стиха), а в еще одном, третьем, тот же случай, что и у Цветаевой: стих второго типа с пропуском ударения на восьмом слоге.
Вторая же форма — одна из наиболее свободных и служит посредующим звеном между тактовиком (или акцентным стихом) и стихом свободным. Если мы снимем из правил построения акцентного стиха требование равноудар-ности, но введем требование обязательной рифмовки, то перед нами будет некая форма, для которой даже нет точного названия, тем более, что существует она в нескольких интонационных разновидностях, столь отличающихся друг от друга, что они часто воспринимаются как нечто совсем разное.
Первая из двух основных разновидностей — так называемый РАЁШНЫЙ СТИХ, восходящий к народному. Вот как, например, в 20-е годы торговцы развлекали покупателей:
Приезжайте к нам,
Мы покажем вам,
Как в нашей-то Москве
Берега кисельные,
Реки текут хмельные,
На деревьях ростут пряники,
А на кустах-то пироги да поклеванники!
У вас — не как у нас:
У вас петухи поют
И вам спать не дают,
А у нас Курицы поют
И петухам воли не дают!
Текст этот записан не по его ритмическому строению, а по произволу собирателя. Логичным кажется соединение в один стих строк Зи4, 11 и 12, а также деление строки 8 на два стиха: «У вас — / Не как у нас». Если согласиться с такой записью, то получим отрывок, где стихи несут на себе 2, 2, 4, 3, 3, 3, 1, 2, 3, 3, 3, 3 ударения с регулярной смежной рифмовкой.
Такие стихи получили у фольклористов название РАЁШНИКОВ. Среди литературных жанров ими бывают написаны рифмованные повести (см. пример в разделе 2.1), подписи к лубочным картинкам, а также более поздние подражания им (классический пример — пушкинская «Сказка о попе и работнике его Балде»).
У подобного стиха интонация может быть и совсем другая, наиболее явно выявившаяся у раннего Маяковского:
Здесь в первом стихе семь ударений, во втором — пять, в третьем — восемь и в четвертом — одно. Аналогично и в последней строфе этого стихотворения «Скрипка и немножко нервно»: 3 — 4 — 11 — 1.К такому стиху вряд ли могут быть подобраны какие-то строгие ритмические определения, так как нет ни закономерности (пусть даже самой ослабленной) в количестве междуударных интервалов, ни
уравнивания количества ударений. Читая такого рода стихи, мы не имеем возможности даже приблизительно почувствовать ритмическую инерцию, попробовать предсказать, как будет звучать следующий стих. Ритм меняется от одного стиха к другому, создавая каждый раз особую систему для каждого стиха и соединяя их между собою в группы не по признаку одинаковости ритмических ходов, а по самым различным признакам: то контрастным (как в двух последних стихах: за необыкновенно длинным, в 11 ударений, стихом следует кратчайший, одноударный), то дополняющим друг друга.
Такую форму можно было бы назвать стихом Маяковского, если бы понятие это не было скомпрометировано множеством псевдоисследований, называвших «стихом Маяковского» все, что написано этим поэтом. Меж тем ритмическая система Маяковского представляют совершенно особый случай, нуждающийся в тщательном исследовании, которое проведено лишь частично. Для подавляющего числа его произведений характерна смена ритмов не только от стиха к стиху, но и от строфы к строфе, от одного фрагмента к другому; свободные переходы от классического стиха к неклассическому, а время от времени (чаще в ранней поэзии) — и тем формам, о которых мы только что говорили, иногда (также чаще в ранние годы) включение прозаических строк и пр. Подобное богатство и разнообразие ритмов делает его поэзию уникальной в истории русской литературы кладовой и для поэтов, и для исследователей стиха.
Особое замечание для читателей
В последние годы широкий масштаб приняло свержение Маяковского с пьедестала, куда его в 30-е годы водрузили стараниями сталинской пропаганды. Можно по-раз-ному относиться к основной направленности его послереволюционной поэзии (хотя, как нам представляется, и в ней есть осознанный пафос художественного исследования границ поэзии, но это тема совсем особого разговора), но вряд ли подлежит сомнению, что роль Маяковского как реформатора русского стихосложения необычайно велика, и чувствовалась она не только сторонниками «левых» тенденций в поэзии, но и такими традиционалистами, как, скажем, Ахматова, очень высоко ценившая роль Маяковского в поэзии.
Тактовик
Тактовик – это неоднозначное явление в русской поэзии. Одни исследователи считают, что этот тонический (то есть основанный на равенстве слогов в строке) размер присущ народному стихосложению, откуда он был заимствован поэтами XIX – XX вв. Существуют и те, кто не признаёт тактовик размером, видя в написанных им строках другие метры и формы. Рассмотрим, что представляет собой этот феномен.
Данный термин ввёл в обращение поэт и теоретик стиховедения Александр Павлович Квятковский в 1928 году. Разрабатывая свою «тактометрическую теорию», Квятковский представлял строку стихотворения в виде «контрольного ряда» постоянных отрезков речи – долей. В долю входили как озвучиваемые части текста, так и паузы. Под тактом теоретик понимал комплекс таких долей, собранных в одну стопу.
Позднее, уже в 1960-х годах, советский литературовед М. Л. Гаспаров занимался исследованием тактовика и дал ему следующее определение: «Это стих, в котором объём интервалов между сильными местами (Иктами) колеблется в диапазоне: 1-2-3 слога (реже 0-1-2 слога); пропуски ударений на сильных местах редки, зато в 3-сложных интервалах часты избыточные ударения на среднем слоге».
Истоки тактовика видятся в русской народной поэзии. В качестве примера рассмотрим прибаутку, короткий забавный стих для детей.
Божья коровка, ! _ _ ! _
Полети на небо, _ _ ! _ ! _
Принеси нам хлеба, _ _ ! _ ! _
Чёрного и белого, ! _ _ _ ! _ _
Только не горелого. ! _ _ _ ! _ _
Справа представлена схема строк этого произведения (Условные обозначения для схемы: «!» – ударный слог, «_» – безударный слог). Как видим, между ударными слогами находятся безударные интервалы разной длины, однако текст всё равно обладает выраженным ритмом и мелодичностью.
Некоторые исследователи считают, что попытки использования форм, напоминающих тактовик, с целью имитировать народное стихосложение предпринимались ещё поэтами Золотого века. Например, Александр Сергеевич Пушкин в своих сказках, Михаил Юрьевич Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Александр Петрович Сумароков в «Хорах по превратному свету» и другие авторы применяют похожие на тактовик строфы, подражая напевному фольклорному стиху. Вот пример из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, где хорошо заметен такой приём:
Вот пошёл он к синему морю; ! _ ! _ ! _ _ ! _
Видит, – море слегка разыгралось. ! _ ! _ _ ! _ _ ! _
Стал он кликать золотую рыбку, ! _ !_ _ _ ! _ ! _
Приплыла к нему рыбка и спросила: _ _ ! _ ! !_ _ _ ! _
«Чего тебе надобно, старче?» _ ! _ ! ! _ _ ! _
Ей с поклоном старик отвечает: ! _ ! _ _ ! _ _ ! _
«Смилуйся, государыня рыбка, ! _ _ _ _ ! _ _ ! _
Разбранила меня моя старуха, _ _ ! _ _ ! _ ! _ !_
Не даёт старику мне покою… _ _ ! _ _ ! ! _ !_
Представив эти строки в виде схемы, снова увидим, что порядок чередования ударных и безударных слогов не похож ни на один из метров силлаботоники. Строфы тактовика здесь действительно напоминают старинное народное придание, при этом отличаются ритмичностью и певучестью.
А. П. Квятковский и группа поэтов-конструктивистов (И. Л. Сельвинский, В. А. Луговской и др.) внесли большой вклад в развитие особой «тактовиковой» манеры декламировать стихи. Вот несколько примеров из произведений этих авторов, написанных этим размером:
Если б сумерками ! _ ! _ _ _
Звёзды выбежали ! _ ! _ _ _
Перемигиваться _ _ ! _ _ _
У пруда, _ _ !
Мы фонариками ! _ ! _ _ _
Электрическими _ _ ! _ _ _
Им подсвечивали ! _ ! _ _ _
бы тогда. ! _ !
«Если б сумерками…», А. П. Квятковский.
Читаю Шопенгауэра. Старик, _ ! _ _ _ ! _ _ _ _ !
Грустя, считает женскую природу _ ! _ ! _ ! _ _ _ ! _
Трагической. Философ ошибался: _ ! _ _ _ ! _ _ _ ! _
В нём говорил отец, а не мудрец, ! _ _ ! _ ! _ _ _ !
По мне, она скорей философична. _ ! _ ! _ ! _ _ _ ! _
«Какое в женщине богатство!», И. Л. Сельвинский.
Широкое распространение тактовик получил в среде поэтов Серебряного века, символистов, акмеистов, футуристов и других. Рассмотрим со схемами несколько отрывков из стихотворений классиков этой эпохи.
У берега зелёного на малой могиле _ ! _ _ _ ! _ _ _ ! _ _ ! _
В праздник Благовещенья пели псалом. ! _ _ _ ! _ _ ! _ _ !
Белые священники с улыбкой хоронили ! _ _ ! _ _ _ ! _ _ _ ! _
Маленькую девочку в платье голубом. ! _ _ _ _ ! _ _ ! _ _ _ !
Все они – помощью Вышнего Веления – ! _ ! ! _ _ ! _ _ _ ! _ _
В крове бога Небесного Отца расцвели ! _ ! _ _ ! _ _ _ ! _ ! _
И тихонько возносили к небу курения, _ _ ! _ _ _ ! _ ! _ _ ! _ _
Будто не с кадильницы, а с зелёной земли. ! _ _ _ ! _ _ _ _ ! _ _ !
У меня длинное, длинное чёрное платье, _ _ ! ! _ _ ! _ _ ! _ _ ! _
я сижу низко, лицом к камину. _ _ ! ! _ _ ! _ ! _
В камине, в одном углу, чёрные дрова, _ ! _ _ !_ ! ! _ _ _ !
меж ними чуть бродит вялое пламя. _ ! _ _ ! _ ! _ _ ! _
Позади, за окном, сумерки, _ _ ! _ _ ! ! _ _
весенние, снежные, розово-синие. _ ! _ _ ! _ _ ! _ _ ! _ _
С края небес подымается большая луна… ! _ ! _ _ ! _ _ ! _ _ _ !
«Тема для стихотворения», З. Н. Гиппиус.
Таким образом, тактовик представляет собой интересное явление для русской поэзии. С одной стороны, он формирует непривычный неровный ритм. С другой, создаёт новые интересные интонации, расставляет паузы, привлекающие внимание и придающие поэтическому тексту эмоциональность и выразительность. Этот размер обнаруживается в различных жанрах русской поэзии и может быть использован современными авторами.
6.Тоническое стихосложение
Тоническое стихосложение (греч. tonos — ударение), или акцентная система — стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов (изотонизм) – слов, не имеющих служебное значение.
Основные виды русского тонического стиха: дольник, тактовик и акцентный стих.
Дольник (термин был предложен В.Я. Брюсовым) – переходная форма стиха от силлабо-тоники к акцентному стиху (чистой тонике). В стихотворной строке дольника число безударных слогов, разделяющих метрические ударения, колеблется, но не резко, в основном в пределах 1-2 слога. Используя термин ”икт” (икт – слог в стихе, на который падает или должно падать метрическое ударение, иначе: сильный слог), можно определить дольник как стих с междуиктовыми интервалами в 1-2 слога; ритмическая схема составляется так же, как схема акцентного стиха (горизонтальные черточки обозначают икты, цифры – число слогов между ними). Например:
Я хочу быть тихим и строгим. 2 – 1 – 2 – 1
Я молчанью у звезд учусь. 2 – 2 – 1 –
Хорошо ивняком при дороге 2 – 2 – 2 – 1
Сторожить задремавшую Русь. 2 – 2 – 2 –
(С.А.Есенин. ”Песни, песни, о чем вы кричите?”)
Размер дольника определяется по числу иктов (обычно ударных), наиболее распространены 3-иктный и 4-иктный дольники. В качестве примера 4-иктного дольника приведем первую строфу стихотворения А.А.Блока:
Девушка пела в церковном хоре – 2 – 2 – 1 – 1
О всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1-
О всех кораблях, ушедших в море, 1 – 2 – 1 – 1 – 1
О всех забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 –
Дольник часто рассматривают как трансформацию силлабо-тонического стиха, как результат усечения (стяжения) трехсложных стоп. В поэзии Х1Х в., где безусловно господствует силлабо-тоника, дольники относительно редки. Широкое освоение этой формы стиха, ее совершенствование, само появление термина ”дольник” связано прежде всего с поэзией Серебряного века, и ”решающее значение имела работа А.Блока в ”Стихах о Прекрасной Даме”.
Тактовик – дальнейшая, после дольника, ступень в тонизации ритма на пути от силлабо-тоники к чисто тоническому, акцентному стиху, в котором ритмообразующее значение играют прежде всего ударения. В стихотворной строке тактовика число безударных (слабых) слогов между ударениями варьируется в пределах: 1-3 или 0-2 слога. Таким образом, межиктовые интервалы неравносложны, но разнятся друг от друга не более чем на два слога.
3-иктный тактовик – стих гораздо более ”расшатанный”, интонационно он ближе к акцентному стиху:
Утром в ржаном закуте, – 2 – 1 – 1
Где златятся рогожи в ряд, 2 – 2 – 1 –
Семерых ощенила сука, 2 – 2 – 1 – 1
Рыжих семерых щенят. – 3 – 1 –
(Есенин «Песнь о собаке»)
Сам термин ”тактовик” был предложен А.П.Квятковским, развивавшим особую ”тактометрическую” теорию стиха. Тактовик в его различных вариациях представлен в русской поэзии ХХ века: ”Наш марш” В.В.Маяковского, ”Синие гусары” Н.Н.Асеева и др.
Тактовик резко отличается от стихов силлабо-тонической системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой тактовика, как и силлабо-тонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным рядом; тактовик скандируется четким речитативом. Практически основы тактовика заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлабо-тонической системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета, Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока, М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими ритмами.
Вот ряд тактовиков трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:
Наш отец — завод.
Красная кепка — флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
Если день смерк,
Если звук смолк,
Все же бегут вверх
Соки сосновых смол.
В небе ржавее жести
Перст столба
Встал на назначенном месте,
Как судьба.
Билет — щелк. Щека — чмок.
Свисток, —и рванулись туда мы,
Куда, как сельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
Время велит за песню приняться,
Вбей в шаг марш!
Взглянем, как вырос за эти три надцать
Лет рост наш.
Акцентный стих (или ударник)– чисто тонический. В этой форме стиха метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов. Наиболее распространенные размеры – 4-ударник и 3-ударник; часто в стихотворном тексте урегулировано чередуются строки с разным числом ударений.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже, – 4 – 1- 3 –
Нервы – большие, маленькие, многие! – – 2 – 1 – 3 – 2
скачут бешеные, и уже – 1 – 5 –
у нервов подкашиваются ноги! 1 – 2 – 4 –
(В.Маяковский «Облако в штанах»)
Термин «акцентный стих» введен Б.В.Томашевским. Ритмическая структура акцентного стиха наиболее свободна. Поэтому в акцентном стихе усиливается роль такого факультативного признака завершения стихотворной строки, как рифма.
Пластическая структура ударника опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных ударных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. В 20 в. он стал достоянием поэзии А. Блока, М. Кузмина и особенно В. Маяковского, который канонизировал ударник и фразовик как формы стиха, наиболее подходящие для его публицистической поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники, среди последних имеется значительная группа произведений, где, помимо равного количества ударных слов, соблюдается единство в слоговом составе клаузул, замыкающих стиховые ряды.
Пример народного двухударника:
Во гра́де было Ки́еве,
Жила́-была молода́ вдова;
У не́й было де́вять сыновей,
Деся́тая — дочь люби́мая,
Ее бра́тья возлеле́яли,
Возлеле́яв, замуж вы́дали,
За младо́го за моря́нина,
За хоро́шего боя́рина.
(«Сестра и братья-разбойники»)
Народный трехударник с трехсложной клаузулой:
Пое́хал Миха́йло Доро́дович,
Пое́хал гуля́ть во чисто́ поле,
И вы́ехал на го́ру высо́кую,
Разве́ртывал тру́бку подзо́рную,
Гляде́л-смотре́л во чисто́ поле.
(Былина «Братья Дородовичи»)
Трехударник с двусложной клаузулой:
Полюби́л короле́вич Я́ныш
Молоду́ю краса́вицу Ели́цу,
Любит о́н ее два кра́сные ле́та,
В третье ле́то взду́мал он жени́ться
На Любу́се, че́шской короле́вне.
Четырехударник с двусложной клаузулой (в последнем стихе — односложная клаузула):
Когда́ мне́ говоря́т: «Александри́я»,
я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма,
небольшо́й са́д с гря́дкой левко́ев,
бле́дное со́лнце осе́ннего ве́чера
и слы́шу зву́ки дале́ких фле́йт.
Вашу мы́сль, мечта́ющую на размягче́нном мозгу́,
Как вы́жиревший лаке́й на заса́ленной куше́тке,
Буду дразни́ть об окрова́вленный се́рдца лоску́т:
Досы́та изыздева́юсь, наха́льный и е́дкий.
Шестиударник с двусложной клаузулой:
Нас бы́ло четы́ре сестры́, четы́ре сестры́ нас бы́ло,
Все мы четы́ре люби́ли, но все́ име́ли ра́зные «потому́ что»:
Одна́ люби́ла, потому́ что так оте́ц с ма́терью ей веле́ли,
Друга́я люби́ла, потому́ что бога́т был ее́ любо́вник,
Тре́тья люби́ла, потому́ что он бы́л знамени́тый худо́жник,
А я́ люби́ла, потому́ что полюби́ла. (/́) (/́)
Стихосложение XX века (дольник, тактовик, свободный стих)
Тоническое стихосложение, родившись из скоморошьего хохота и пения, из тактовых частушек и народных сказочных стихов, переосмысленных великими русскими поэтами («…Не гонялся бы ты поп за дешевизной») не утратило своей значимости и сегодня. А в век прошлый – революционный – чисто-тоническое стихосложение долгое время служило своими грохочущими рифмами политической конъюнктуре пролетариата. В самом деле, как донести прямую как древко знамени мысль до массового слушателя? Только вбивая в строку одинаковое количество ударений, усиленных чугунными угловатыми рифмами.
Акцентное стихосложение без учёта слогового объёма междуударных пауз и есть тоническое стихосложение. Как обогатило оно русскую поэтическую традицию и есть ли у этой системы стихосложения отчётливо видимое будущее? Несомненно. Разнообразные формы тонического стихосложения использовали многие знаменитые поэты прошлого.
Хотя тоническому стиху и присуща особенная выразительность и звучность, но эта акцентность не возникает сама по себе как продукт тонического стихосложения, а достигается только мастерством автора, его верности четкой, я бы сказал «стреляющей» рифме. Лесенковое построение стиха только усиливает это свойство тоники, и без подобного выстраивания стихотворения четкость исчезает и стихотворение бледнеет и, если можно так выразиться, «оскудевает» чувством. Количество ударений и аллитерации, как топливо, постоянно поддерживают огонь стиха, ведь без внутристрочного ритма он сразу же может потухнуть.
До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0.
“Дней (0) бык (0) пег,
Медленна (2) лет (1) арба,
Наш (0) бог (0) бег,
Сердце (1) наш (2) барабан.”
Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.
В русской поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользовался в поэзии начала XX века
Термин «дольник» ввели в начале 1920-х В. Я. Брюсов и Г. А. Шенгели, но применительно к тому, что известно сейчас как акцентный стих. Первоначально дольник назывался в русском стиховедении паузник (термин, впервые отмеченный у С. П. Боброва), однако начиная с работ В. М. Жирмунского термины «дольник» и «паузник» используются как равнозначные.
Тактови́к — стихотворный тонический размер, допускающий интервал между ударениями в пределах 1-3 слогов (в отличие от дольника, где интервал не превосходит 2 слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен).
Как видно из определения, в стихотворении, написанном тактовиком, допустимы строчки дольника и правильных силлабо-тонических размеров.
Тактовик появляется в русском литературном стихе как имитация народной поэзии: у Сумарокова («Хоры ко превратному свету»), Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», большинство «Песен западных славян»), Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), А. К. Толстого и др. Затем, в XX веке, он уже свободен от специфически фольклорных ассоциаций, хотя часто воспринимается как интонационно и стилистически более близкий к «разговорной» прозе по сравнению с классическим силлабо-тоническим стихом (в ритм тактовика, по подсчётам, укладывается свыше 80 % прозы). В этот период тактовик активно используется у З. Гиппиус, Блока, Кузмина, Гумилёва, Георгия Иванова, Есенина, Тихонова, Асеева и других; позднее у советских поэтов-«шестидесятников», и в особенности у Бродского и поэтов его круга.
Термин «тактовик» введён поэтом и стиховедом А. П. Квятковским в 1928 г.; в его понимании, это был не только новый размер, но и специфическая манера декламации, характерная для группы конструктивистов, куда входили сам Квятковский, Сельвинский, Луговской и др.
Когда вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью выразить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы – ведь, можно полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения. И стих вырвался на свободу. Он отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы – стал поистине свободным (фр. vers libre) – верлибром. В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно привести русские переводы современных англо-американских (да и прочих иностранных) авторов.
В начале XX века он был избран в качестве основного метода многими англоязычными поэтами, в частности, представителями имажизма.
Классификации.
Л.П. Новинская выделяет 2 вида свободного стиха:
- Свободный рифмованный стих («раёшник») – это метр свободной системы стихосложения, где стиховой ритм создается повтором стихотворных строк и наличием рифмы. Наиболее ранним примером литературного «раёшника» считается «Сказка о попе» А.С. Пушкина. Сюда же можно отнести начало поэмы А.Блока «Двенадцать»:
От здания к зданию
На канате – плакат:
“Вся власть Учредительному Собраниию!”
Старушка убивается – плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий – раздет, разут.
- Свободный нерифмованный стих (верлибр) – это метр свободной системы стихосложения, где стиховой ритм создается только повтором стихотворных строк:
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту –
Что же? Разве я обижу вас?
(“Когда вы стоите на моем пути. ” А.Блок)
А.Л. Жовтис приводит 3 типа свободного стиха:
- “прозо-стих” – характеризуется графическим строением на строки и имеет сильное ударение в последнем слове строки. Прозо-стих – это обязательно лирическое произведение. В этом типе момент повторения фонетических сущностей не имеет решающего значения;
- верлибр “правильный” – имеются разные фонетические средства повтора, но не одно не преобладает;
- “неправильный верлибр” – одно из средств повтора, задающее тон, преобладает над всеми другими.