0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое терек в стихе лермонтова

Терек

В. С. Шадури Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл. , 1981

  • «Темно. Всё спит. Лишь только жук ночной»
  • Тизенгаузен Петр Павлович

Полезное

Смотреть что такое «Терек» в других словарях:

Терек — 1) город, р.ц., Кабардино Балкария. Селение названо по расположению на реке Терек. С 1967 г. город. См. также р. Терек. 2) река, впадает в Аграханский залив Каспийского моря; Грузия и Россия (Сев. Осетия, Кабардино Балкария, Чечня, Дагестан).… … Географическая энциклопедия

ТЕРЕК — город (с 1967) в Российской Федерации, Кабардино Балкария, на р. Терек. Железнодорожная станция (Муртазово). 18,0 тыс. жителей (1993). Завод алмазного инструмента; пищевая промышленность … Большой Энциклопедический словарь

Терек — I река в России, на Северном Кавказе. 623 км, площадь бассейна 43,2 тыс. км2. Впадает в Каспийское море, образуя дельту. От Терека отходят Терско Кумский и другие оросительные и обводнительные каналы. Средний расход воды у Моздока около 300 м3/с … Энциклопедический словарь

Терек — (Терек Су быстрая вода , балк.) река на Севрном Кавказе. Река берет начало в ледниках ГКХ, Трусовское ущелье, Зильгахох на высоте более 2500 метров, и впадает в Каспийское море. Протяженность 623 километра, площадь бассейна 43200 км2. Притоки:… … Энциклопедия туриста

ТЕРЕК — река на Сев. Кавказе. 623 км, площадь бассейна 43,2 тыс. км&sup2. Впадает в Каспийское м., образуя дельту. От Терека отходят Терско Кумский и др. оросительные и обводнительные каналы. Средний расход воды у Моздока ок. 300 м&sup3/с. На Тереке 2… … Большой Энциклопедический словарь

ТЕРЕК — Живой, здоровый. Сохранилось у пермских татар в фамилии Тереков. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

терек — сущ., кол во синонимов: 3 • город (2765) • команда (163) • река (2073) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

Терек — У этого термина существуют и другие значения, см. Терек (значения). Терек груз. თერგი осет. Терк чеч. Терка кабард. черк. Тэрч … Википедия

Терек — 1) город, р.ц., Кабардино Балкария. Селение названо по расположению на реке Терек. С 1967 г. город. См. также р. Терек. 2) река, впадает в Аграханский залив Каспийского моря; Грузия и Россия (Сев. Осетия, Кабардино Балкария, Чечня, Дагестан).… … Топонимический словарь

Терек — одна из значительных рек Северного Каказа; берет начало на территории Грузии, юго западнее массива гора Казбек; впадает в Аграханский залив Каспийского моря. По мнению Э.ММурзаева, в основе названия гидронима лежит тюркское терек – «тополь»,… … Топонимический словарь Кавказа

Михаил Лермонтов — Дары Терека: Стих

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

«Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал».

Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:

«Я привез тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он упрямо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется черною космой».

Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:

«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».

Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.

И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.

Он взыграл, веселья полный,-
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.

Анализ стихотворения «Дары Терека» Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов с детства был поражен величественным Кавказом. Позднее военная служба в тех местах обогатила его новыми впечатлениями. За 2 года до смерти он пишет драматичное произведение в народном духе «Дары Терека».

Стихотворение написано в 1840 году. В этот период поэт служит на Кавказе в лейб-гвардии Гусарского полка. Его стихи регулярно публикуются, пушкинские друзья приветствуют талант молодого поэта. По жанру — элегия, по размеру — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой. По композиции условно делится на 2 части: в первой — уговоры и посулы молодого Терека, просящего приюта в волнах Каспия, предлагающего страшные дары, и безмолвный ответ старого могучего Каспия, принимающего в свои объятия внука, племянника (раз уж Терек кличет его старцем и дядей).

Обращение героя к месяцу или ветру есть в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкина. Однако здесь человек не является действующим лицом, он как бы подслушивает и подглядывает за поведением двух мощных водных потоков, Терека и Каспия. Впрочем, мертвые тела кабардинца и казачки становятся невольными участниками встречи. Читатель узнает их печальные истории, их облик описан с пугающей достоверностью.

Интересно, что вкрадчивость дикого Терека до последней строфы внушает опасения, но заканчивается стихотворение доброй встречей двух потоков, на жизнеутверждающей ноте. Чувствуется даже легкая улыбка поэта, с восторгом наблюдающего сверкающий бег и соединение вод Терека и Каспия. Лексика возвышенная, в духе старинной баллады. Сюжет правдив и жесток: дарами становятся мертвецы, жертвы человеческих страстей, гнева и насилия.

Олицетворения повсюду, раз уж река и море одушевлены: воет, слезы летят, ласкаясь, погулял я, родился, вскормлен, на ухо журчит, дремлет и молчит, темно-синие глаза. Сравнения: плач подобен буре, стихнул, будто спит, голова, как снег бела. Эпитеты: знойной крови, утесистых громад, лукавый вид, лик туманный, чуб заветный. Произведение построено на антитезе буйного Терека и обманчиво спокойного Каспийского моря. В первой строфе использованы только закрытые рифмы. Поэт с фактографической точностью описал слияние реки и моря. С фольклором, с народной песней роднит его троекратность обращения одного действующего лица к другому, выражения: удалой, молодице, вороного, сложит голову.

Стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека» — дань любви поэта к Кавказу и народной песне. Он творчески перерабатывает фольклорные формы и сюжеты, создавая яркое авторское произведение.

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс.

Урок 13. М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с произведением.
  2. Анализ произведения.

Глоссарий по теме:

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа.

Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.

Ключевые слова:

Казбек; Дарьял; валун .

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. .С.92-95
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Основное содержание урока:

  1. Служба на Кавказе стала одной из наиболее ярких страниц жизни Михаила Лермонтова, который рассчитывал снискать себе славу на военном поприще. Однако поэт не только совершенствовал свое искусство в стрельбе и верховой езде, но и с увлечением постигал культуру кавказских народов, учил их язык, знакомился с традициями и обрядами.
  2. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.Ему принадлежат акварели, картины маслом,рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с кавказской темой.
Читать еще:  Какие чувства вызывают стихи о войне

Особенно интересовал Лермонтова местный фольклор, который давал поэту богатую пищу для размышлений. На основе легенд и преданий впоследствии рождались не только повести и рассказы, но и стихи, пронизанные духом свободы и непокорности.

  1. Это стихотворение построено таким образом, что повествование ведется от имени реки, которую Лермонтов превращает в одушевленное существо со своим характером, мыслями и чувствами. Терек обращается к одинокому старцу, который олицетворяет собой Каспийское море, и предлагает ему свои роскошные дары – молодого кабардинца в золотой кольчуге и юную казачку, ставшую жертвой злого чеченца. Монолог буйного Терека основан на старинных казацких легендах и преданиях, в нем много образности и лиричности. Это обращение к Каспию по своей размеренности напоминает балладу, однако старец «дремлет и молчит», совершенно не собираясь принимать речные дары.

И тогда бурный Терек рассказывает ему историю красавицы-казачки, о которой проливают Слёзы родные. Лишь один человек не горюет о погибшей, и это – ее жених, «казачина гребенской». Пытаясь отомстить за любимую, он отправляется в стан врага, где очень скоро «на кинжал чечена злого сложит голову свою». Именно эта романтическая история любви произвела впечатление на старика-Каспия, который на своем веку видел много подношений и принял в свои объятия тысячи погибших людей.

  1. На сей раз он тоже «во блеске власти встал, могучий как гроза» и накрыл волной тела новых юных жертв, отдавая дань их молодости и красоте. «Набегающие волны» кроткого и ласкового Терека, который еще недавно бушевал среди горных круч, он «принял с ропотом любви», как дед обнимает не в меру расшалившегося внука, просящего у него прощение
  2. Сегодня на уроке Вам предстоит познакомится с одним из произведений Михаила Юрьевича Лермонтова «Дары Терека»
  3. Стихотворение «Дары Терека» Михаил Юрьевич Лермонтов написал во время ссылки на Кавказ за то, что он писал «непозволительные стихи». На Кавказе поэт находился в постоянном странствовании. Разнообразные впечатления имели большое значение в творчестве Лермонтова. Вам известно из предыдущих уроков, что на Кавказских горах всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

В.: -Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»

О.: — Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

В.:- С кем автор сравнивает реку?

О.: — С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

В.:- Какие эпитеты он при этом использует?

О.: — Дикий, злобный.

В.:- Что такое утёсистые громады?

В.: — Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт?

О.:- Метафору – скрытое сравнение.

В.: — Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слёзы брызгами летят…»

О.:- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны– как слёзы.

В.:- Какие выразительные средства здесь использовал поэт?

О.: — Сравнение, олицетворение – плакать может только человек.

В.:- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

О.:- Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.

О.: — Терек берет свое начало у горы Казбек.

В.:- С кем сравниваются облака?

О.: — С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

В.:- Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?

О.: — Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им, на славу,

Стадо целое пригнал”.

  1. В.:- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?

О.: — Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

В.:- Чем является выражение «разорил Дарьял»?

О.: — Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

В.:- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

О.: — Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

В.:- Какой вывод можем сделать о характере реки?

О.: — Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.

Мы с вами прочитали сокращённый вариант стихотворения, и вот, что было дальше: Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

В.:-Как принял старый Каспий дары Терека?

О.:— Да, они ему понравились.

В.:— Какова тема стихотворения?

О.:— Терек, и его непостоянный характер.

В.:— Какова основная мысль?

О.:— Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

В.:— Как человек должен относиться к такой реке?

О.:— С уважением, с восхищением, с опасением.

В.:-Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

О.:— Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

В.:— Какой литературный прием использовал автор для передачи характера реки?

О.: — Олицетворение, как — будто Терек – человек с непокорным характером.

Разбор типового тренировочного задания:

1. Единичный / множественный выбор;

Текст вопроса: Какому морю журчал Терек

Правильный вариант ответа

Варианты ответов: Чёрному; Азовскому; Каспийскому; Мёртвому

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:

Подсказка: Вспомните, где берёт свое начало река Терек

Стихотворение и анализ «Дары Терека»

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

«Расступись, о старец море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить я готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им, на славу,

Стадо целое пригнал».

Но, склонясь на мягкий берег,

Каспий стихнул, будто спит,

И опять, ласкаясь, Терек

Старцу на ухо журчит:

«Я привез тебе гостинец!

То гостинец не простой:

С поля битвы кабардинец,

Он в кольчуге драгоценной,

В налокотниках стальных:

Из Корана стих священный

Писан золотом на них.

Он упрямо сдвинул брови,

И усов его края

Обагрила знойной крови

Взор открытый, безответный,

Полон старою враждой;

По затылку чуб заветный

Вьется черною космой».

Но, склонясь на мягкий берег,

Каспий дремлет и молчит;

И, волнуясь, буйный Терек

Старцу снова говорит:

«Слушай, дядя: дар бесценный!

Что другие все дары?

Но его от всей вселенной

Я таил до сей поры.

Я примчу к тебе с волнами

Труп казачки молодой,

С темно-бледными плечами,

С светло-русою косой.

Грустен лик ее туманный,

Взор так тихо, сладко спит,

А на грудь из малой раны

Струйка алая бежит.

По красотке молодице

Не тоскует над рекой

Лишь один во всей станице

Оседлал он вороного,

И в горах, в ночном бою,

На кинжал чеченца злого

Сложит голову свою».

Замолчал поток сердитый,

И над ним, как снег бела,

Голова с косой размытой,

И старик во блеске власти

Встал, могучий, как гроза,

И оделись влагой страсти

Он взыграл, веселья полный,-

И в объятия свои

Принял с ропотом любви.

Краткое содержание

Р. Судковский. Терек. Дарьяльское ущелье. 1885

Между громадных утёсов воет мощная река Терек, она кажется дикой. Но, попав в степь, Терек мгновенно изменяется: из неуправляемого и безудержного потока воды он превращается в ласковую и спокойную реку. Терек всеми силами стремится к Каспийскому морю, прося его расступиться и дать ему приют.

Терек повествует о том, что родился он у подножия горы Казбек, что его вскормили облака, что он всегда противился человеческой воле. В дар любимому Каспийскому морю Терек из глубин Дарьяльского ущелья пригнал огромные валуны. Но гордый Каспий крепко спит и не слышит речей Терека, который, несмотря ни на что, продолжает уговаривать «старца».

Читать еще:  Стихи каких поэтов созвучны твоему настроению

Он сообщает ему, что принёс, помимо валунов, ещё и другой «гостинец» – тело молодого кабардинца, погибшего на поле битвы. Юноша облачён в драгоценную кольчугу и налокотники со строками из Корана. Но старый Каспий не реагирует на слова Терека, продолжая спать.

Тогда Терек, преодолевая волнение, сообщает «старцу» о самом ценном «подарке» – трупе красивой молодой казачки. Он рассказывает Каспию, что влюблённый в неё казак, стремясь отомстить за смерть невесты, сам погиб от кинжала чеченца. В ответ на это, могучий Каспий расчувствовался: он встал, волны его расступились и приняли Терек.

История создания

Длительная служба на Северном Кавказе стала одной из наиболее ярких страниц в жизни Лермонтова: поэт, обладая отважным характером, планировал снискать себе славу на военном поприще. Он не только совершенствовался в искусстве верховой езды и стрельбы, но и жадно постигал богатую культуру народов Кавказа, их обряды.

Особый интерес у Лермонтова вызывал местный фольклор, дававший ему богатую пищу для раздумий. Немало повестей, рассказов и стихов, пронизанных духом свободы, появилось из-под пера автора, вдохновлённого легендами и преданиями. Одним из таких произведений является стихотворение «Дары Терека». Лермонтов написал его в 1839 г., во время второй ссылки на Кавказ. Именно там он увидел буйство горной реки во всей её первозданной красоте.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности перед нами элегия. В ней воспеваются красоты природы, буйство красок, мощь водных стихий. Также в произведении заметны черты фольклорной народной песни – это, прежде всего, тройное обращение одного действующего лица к другому и соответствующая лексика.

Произведение относится к литературному направлению «романтизм»: автор описывает Терек и Каспий, наделяя их человеческими чертами. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.

Композиция

Композиционное «здание» условно можно разделить на две части:

  1. Первая часть включает в себя уговоры и страшные «дары» необузданного молодого Терека, просящего предоставить ему приют среди каспийских волн.
  2. Вторая часть включает в себя безмолвный ответ «старца» Каспия, в конце всё же решившего принять в свои крепкие объятия молодой Терек.

Сюжетное построение основано на антитезе буйного молодого Терека и спокойного мудрого Каспийского моря.

Образы и символы

В произведении представлены два ключевых образа, на взаимоотношении и противопоставлении которых строится весь сюжет:

  • образ молодого Терека – всё повествование ведётся от имени реки, которую Лермонтов превращает в лирического героя, наделяя человеческими чувствами и чертами. Терек способен мыслить, говорить, сопереживать;
  • образ могучего Каспия – Терек обращается к одинокому мудрому старцу, олицетворением которого выступает Каспийское море. Желая стать частью мощного Каспия, Терек выслуживается перед ним, принося различные страшные «дары» в виде тела молодого воина-кабардинца и юной казачки, ставшей жертвой кровожадного чеченца. На обращения Терека мудрый Каспий поначалу не обращает особого внимания, и лишь затем принимает реку в свои объятия.

Также большую смысловую нагрузку в произведении принимает на себя ещё один образ:

  • образ красавицы казачки – образ казачки символизирует молодость, любовь, невинно погубленную жизнь. Молодой Терек, желая попасть в Каспийское море, приносит ему в дар тело юной казачки, о которой горько плачут родные. Её жених «казачина гребенской», стремясь отомстить за смерть невесты, смело отправляется в стан врага, где погибает, напоровшись на кинжал чеченца злого. Романтическая история казачки тронула сердце старого Каспия, и он раскрыл свои объятия для Терека.

Темы и настроение

Тема произведения – красота и мощная сила природной стихии. Лермонтов всем сердцем восторгался и любил природу Кавказа, так как существенную часть своей короткой жизни провёл в этих суровых местах. Река Терек, занявшая место главного персонажа произведения, очеловечена автором настолько, что мы воспринимает её живым мыслящим существом.

Стихотворение передаёт целую палитру настроений – это и восхищение красотой природы, и могущество главных героев, и сопереживание страшным «дарам», и радость от единения Терека с Каспием.

Основная идея

Основная идея произведения – мысль о том, как важно учиться понимать и ценить окружающую природу. Всё то, что сначала кажется неосуществимым, однажды перестаёт быть таковым: Терек и Каспий смогли объединить свои воды воедино.

Средства выразительности

В стихотворении Лермонтовым используются следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «»знойной крови», «чуб заветный», «лик туманный», «буйный Терек»;
  • метафоры – «слёзы брызгами летят», «буре плач подобен»;
  • олицетворения – «грудью облаков», «волнуется Терек», «Терек воет»;
  • сравнение – «могучий, как гром», «голова как снег».

Что такое Дарьял? Дарьял в поэзии Михаила Лермонтова

Знаменитый поэт Михаил Лермонтов прожил короткую жизнь, но оставил после себя богатое наследие – большое количество поэтических текстов и прозы. И еще он дал ответ на вопрос «Что такое Дарьял?». Предлагаем вслед за классиком выяснить значение слова.

Общее понимание

Дарьял, или, иначе, Дарьяльское ущелье, – это географический объект, расположенный у реки Терек, которую в своей поэзии не раз воспевал поэт.

Выглядит оно весьма живописно: могучие скалы с обеих сторон поднимаются на высоту более тысячи метров над недовольно клокочущей рекой. Создаются своеобразные ворота, проход между которыми имел в древности стратегическое значение.

Поэтическое восприятие образа

Рассматривая, что такое Дарьял, следует обязательно обратиться к стихам Лермонтова, поскольку именно в них великое ущелье описано яркими красками.

Так, в балладе «Тамара» главная героиня, прекрасная, но коварная Тамара, проживала именно в ущелье. Вот как поэт описывает его:

Где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале.

Этот поэтический текст имеет своим источником грузинские народные поверья, также связанные с Дарьялом: считалось, что в ущелье находился замок жестокой царицы, которая при помощи магии заманивала доверчивых путников в свою обитель, где и убивала. Имя она носила Дарья, именно оно и подарило ущелью наименование. Интересно, что сюжет полностью выдуманный, поскольку цариц с подобным именем в истории Грузии не существовало.

Используя эту легенду, Лермонтов создал свою балладу, героиня ее – каноническое воплощение обольстительницы, чувства к которой становятся для простого человека причиной гибели. Исследователи считают, что Тамара символизирует само любовное чувство, которое дарит миг блаженства, а после испепеляет душу влюбленного на медленном огне.

Конечно, такие события не могли происходить в прозаичном месте, поэтому и живет царица в Дарьяльском ущелье, где шумит могучий Терек.

Позднее творчество

Продолжим рассмотрение вопроса о том, что такое Дарьял в стихотворениях Лермонтова. Образ ущелья возникает в еще одном поэтическом тексте, который увидел свет в 1939 году. Это стихотворение «Дары Терека», написанное во время второго посещения Кавказа.

Произведение необычно, поскольку выстроено в форме лирического обращения реки Терек к «могучему старцу» Каспию. Дарьяльское ущелье здесь лишь упоминается, сюжет вращается вокруг трагической любовной истории.

Итак, Лермонтов дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, что такое Дарьял – это ущелье, окруженное легендами и тайнами, очень живописное, но не менее опасное.

Топоркова Ж.Ю. Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: «М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Конспект урока по литературному чтению по теме:

«М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».

4 «А» класс

Дата проведения:

Тип урока: комбинированный урок по литературному чтению.

Имя урока: «Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой».

(«Ангел», М. Ю. Лермонтов.)

Цель: анализ художественного произведения.

Задачи урока.

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова, его произведением «Дары Терека», его содержанием; продолжать работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, активизировать вдумчивое чтение.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах.

На доске:

  1. Имя урока: «Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой».

  1. Цель урока:
  • познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
  • продолжать работу над выразительным чтением;
  • учиться работать в группах.
  1. Портрет М. Ю. Лермонтова.
  2. Репродукция И. К. Айвазовского «Среди волн».
  3. Репродукция Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов».
  4. CD – проигрыватель, CD – диск «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор».
  5. Проектор.
Читать еще:  Стихи есенина как с белых яблонь дым

Ход урока:

  1. I.Организационный момент

Здравствуйте ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Встаньте. Приготовьтесь к уроку. Посмотрите всё ли у вас готово к работе: на столе лежат учебник, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Сегодня мы проведём урок за круглыми столами, работая в группах. Это поможет нам научиться работать в дружном, согласованном и целенаправленном коллективе.

— Посмотрите своему соседу по столу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.

  1. II. Изучение нового материала

— Посмотрите на доску и прочитайте имя сегодняшнего урока.

(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)

— Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. Но в январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов.

(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)

  1. Постановка целей урока

— Сегодня на уроке мы

  • познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
  • будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения;
  • будем учиться работать в группах.

(Цель урока вывешиваются на доску)

— Прочитайте про себя цель урока.

(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)

  1. Проверка домашнего задания

— На предыдущем уроке литературного чтения вам было дано задание по группам:

1 группе я предлагала подготовить биографию М. Ю. Лермонтова;

2 группе – выучить наизусть понравившиеся стихотворения.

(Выступает 1 группа с сообщением о биографии М. Ю. Лермонтова:

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Нам удалось найти некоторые из рисунков М. Ю. Лермонтова. Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. (Показ рисунков).

В 1828 году, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 14 лет, его отвезли в Москву и определили в университетский Благородный пансион. Через 2 года он поступил в Московский университет, но был исключён. Впервые стихи начал писать в 14 лет и читал их своим друзьям. Одним из первых произведений, опубликованных в печати, была поэма «Хаджи Мурат»

В январе 1837 года, когда на дуэли был смертельно ранен А. С. Пушкин, Лермонтов под впечатлением трагедии написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение люди переписывали и предавали из уст в уста по всей России. Кроме стихов были написаны поэмы, роман, драма.

Погиб на дуэли в возрасте 26 лет.

Нами подготовлена выставка литературных произведений М. Ю. Лермонтова. После урока вы можете подойти к ней. Здесь также вы сможете найти более подробную информацию о биографии поэта.)

— А теперь давайте послушаем некоторые из подготовленных стихотворений.

(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)

— М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет.

— Ребята сообщили о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником.

  1. Работа над пословицей

М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века.

Прочитайте в полголоса пословицы и выберите ту, которая относится к теме «Любовь к родине».

(Учащиеся читают в полголоса с проектора пословицы:

Терпенье и труд всё перетрут.

Правда дороже золота.

Мир не без добрых людей.

Человек без родины, что соловей без песни.

Затем читают хорошо читающие ученики.)

Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)

— Прочитайте её ещё раз.

— О чём эта пословица? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился и жил, где прошли замечательные годы. У каждого человека есть родина, это неотъемлемая часть его жизни.)

— О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)

— Вспомните пословицы о родине. (Ответы учащихся)

  1. Первичное чтение

— Вы уже знаете, что М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. У вас на столах лежат распечатки стихотворения «Дары Терека». Возьмите их.

— Прочитайте название стихотворения.

— Как вы думаете, что такое Терек?

— Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.

— Послушайте и посмотрите на репродукции И. К. Айвазовского «Среди волн» и

Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов». Попробуйте себе представить скорость течения воды в Тереке, когда она спускается с горы Казбек. Представьте силу и мощь этой реки.

(Включается проигрыватель с CD – диском «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор»

Послушайте внимательно стихотворение. Читаю я.

  1. Проверка первичного восприятия текста

— Какую картину вы себе представили, когда я читала стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)

— Какие дары принес Терек для Каспийского моря? Найдите в тексте и подчеркните. Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)

— Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)

— М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение во время ссылки на Кавказ за то, что он писал «непозволительные стихи». На Кавказе поэт находился в постоянном странствовании. Разнообразные впечатления имели большое значение в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вам известно из предыдущих уроков, что на Кавказских горах всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться.

III. Физ.минутка

  1. Чтение и анализ произведения
  • Речевая разминка

— Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.

— Посмотрите на страницу «Литературного вестника».

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Дары Терека» птичьим базаром.

— Прочитайте, разделяя слова на слоги.

  • Чтение произведения детьми

— Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.

(Чтение стихотворения учащимися)

  • Анализ произведения

— Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря.)

— Задание для 1 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.

— Задание для 2 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.

— Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)

— Каким предстает перед вами Каспий? (Это владыка, которого побаивается Терек.)

— Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , — и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)

— Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)

— А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа, ведущие беспорядочные воины, жертвами которых становятся люди. Поэтому Терек «воет» от возмущения и негодования)

— Почитайте про себя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

(Чтение учащимися стихотворения)

— А теперь выразительно прочитайте стихотворение.

(Чтение учащимися стихотворения)

  1. IV. Итог урока

— У вас на партах лежат листы с вопросами. Прочитайте их. Давайте ответим на вопросы.

(Ответы на вопросы учащимися)

— Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)

— Поясните свой ответ примерами.

  1. V. Домашнее задание

Откройте дневники.

— Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector