1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чья гравюра вдохновила борхеса на стихи

Хорхе Луис Борхес

Биография

Биография аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса примечательна тем, что, являясь мастером короткого рассказа, поэтом и публицистом, он обновил язык художественной литературы и открыл путь новому поколению испано-американских романистов. Талантливый прозаик внес вклад в развитие жанра фэнтези и стал одним из родоначальников движения магического реализма в латиноамериканской новеллистике XX века.

Детство и юность

Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо родился 24 августа 1899 года в пригороде Буэнос-Айреса. Его мать Леонор Асеведо Суарес была потомком испано-итальянских эмигрантов, участвовавших в аргентинской войне за независимость, а отец Хорхе Гильермо Борхес Хаслам, работавший адвокатом, имел португальские и английские корни.

Нора и Хорхе Луис Борхес в детстве

Небогатые, но образованные родители с ранних лет прививали детям любовь к литературе, поэтому Хорхе Луис и его сестра Нора, впоследствии ставшая художницей, получили достойное воспитание и к началу обучения в школе умели читать и писать и знали 2 языка: английский и испанский.

Практикуясь в творчестве под присмотром отца, мальчик начал сочинять рассказы и увлекся переводами, один из которых в 1908 году был опубликован в местном журнале. Родители разглядели писательский талант сына и старались развить его способности, определив в 4-й класс одного из учебных заведений Буэнос-Айреса.

Хорхе Луис Борхес в молодости

Однако начальная школа не смогла предоставить новых знаний не по годам развитому ребенку, и он вместо того, чтоб делать уроки, продолжал работать над рассказами, вызывая гнев преподавателей и насмешки одноклассников.

Интерес к учебе у Борхеса пробудился после того, как отец, начавший терять зрение, в 1914 году оставил юриспруденцию и перевез семью в Швейцарию. Там Хорхе Луис начал изучать французский язык и увлекся немецкими философами, а также поступил в Женевский колледж и завязал знакомство с писателем Морисом Абрамовичем, продлившееся до конца жизни.

Хорхе Луис Борхес и его мама Леонор

Когда родитель прошел курс лечения в Швейцарском офтальмологическом центре, Борхесы планировали вернуться на родину, но начало Первой мировой войны и политические волнения в Аргентине заставили их передумать и остаться в Европе до 1921 года.

В это время Хорхе Луис увлекся поэзией и начал сочинять стихи на французском языке. Он некоторое время жил в Испании, где под влиянием поэтов Гийома Аполлинера и Томмазо Маринетти примкнул к представителям литературного авангардизма и опубликовал первое оригинальное произведение под названием «Гимн морю».

Книги

Вернувшись в Аргентину, Борхес сочинил и опубликовал поэтический сборник «Жар Буэнос-Айреса», а затем начал писать эссе для литературных журналов и альманахов. Постепенно отойдя от поэзии, молодой человек изобрел жанр философского рассказа и вскоре стал одним из самых влиятельных испаноязычных авторов современности.

Писатель Хорхе Луис Борхес

В начале карьеры Хорхе Луис стал соучредителем изданий «Призма» и «Проа», которые иногда распространялись среди читателей как листовки, наклеенные на стены зданий. Интересен тот факт, что, сожалея о некоторых из ранних публикаций, Борхес стремился добыть и уничтожить выпуски журналов, содержавших неудачные примеры художественного творчества.

В середине 1930-х годов писатель заинтересовался экзистенциализмом и начал работать в стиле, который критики назвали «ирреальность», где в основе сюжетов лежали философия и воображение, а не традиционный жизненный опыт.

Адольфо Биой Касарес, Виктория Окампо и Хорхе Луис Борхес

Борхес регулярно пополнял собственную библиографию публикациями в журнале «Sur», основанном в 1931 году Викторией Окаммпо, которой через 10 лет после знакомства писатель посвятил рассказ «Сад расходящихся тропок». Это издание принесло Хорхе Луису известность в испаноязычном мире и стало началом плодотворного сотрудничества с начинающим фантастом Адольфо Касаресом.

Работая под псевдонимами Онорео Бустос Домек и Суарес Линч, писательский дуэт опубликовал несколько сборников, среди которых особенной популярностью пользовались детективные миниатюры, повествовавшие о приключениях дона Исидора Пароди, такие как «Двенадцать символов мира» и «Бог быков», созданные в начале 1940-х годов, и пародийное произведение «Модель для смерти».

Хорхе Луис Борхес

В 1933 году Борхес начал сотрудничать с редакцией литературного приложения к газете «Crítica» и впервые опубликовал произведения, вошедшие в сборник под названием «Всемирная история низости». Это были рассказы, включавшие элементы публицистики, перемешанные с фантастическим изложением реальных событий, и литературные подделки, выдаваемые автором за переводы отрывков из известных, но редко читаемых книг.

В последующие годы Хорхе Луис служил литературным советником в издательстве «Emecé Editores» и вел еженедельную колонку в журнале «El Hogar», а потом нашел работу в муниципальной библиотеке Минеля Кане. Обязанности каталогизатора фонда оставляли много времени для литературного творчества, и Борхес с удовольствием экспериментировал со стилем, создавая рассказы, посвященные размышлениям о связи автора произведения с его историческим контекстом.

Хорхе Луис Борхес в библиотеке

В этот период писатель издал сборник «Вымышленные истории», включавший такие миниатюры, как «Пьер Менар, автор “Дон Кихота”», «Вавилонская библиотека» и «Фунес, чудо памяти», а также литературное исследование под названием «История вечности», ставшее кладезем философских размышлений и ярких цитат.

Кроме того, в 1952 году в Аргентине напечатали цикл эссе под названием «Новые расследования», где автор размышлял о творчестве коллег и анализировал некоторые из известных произведений, заставляя читателя решать бесконечные ребусы и головоломки. Самыми знаменитыми рассказами такого жанра стали «Зеркало загадок», «Версии одной легенды», «Несколько слов по поводу (или вокруг) Бернарда Шоу» и «Новое опровержение времени».

Хорхе Луис Борхес в старости

Параллельно Борхес начал публичную карьеру лектора, став президентом общества аргентинских писателей, и взялся за создание сценариев к художественным фильмам. В 1955 году Хорхе Луиса назначили директором Национальной библиотеки, где через 4 года он полностью потерял зрение.

Слепота не помешала писателю продолжить работу над собственными произведениями, которые он диктовал матери, ставшей его личным секретарем. В 1961 году Борхес получил первый международный приз и вызвал интерес представителей англоязычного мира. Аргентинское правительство организовало литератору поездку в Америку, во время которой он выступал с лекциями, а затем последовало турне по Европе.

Хорхе Луис Борхес с поклонницами

В этот период жизни писатель получил безоговорочное признание и стал обладателем многочисленных литературных премий, среди которых была награда за выдающийся вклад в тайны детективного жанра, французский орден Почетного легиона и приз Konex Awards за многолетние достижения в искусстве.

В 1967 году Борхес начал 5-летнее сотрудничество с переводчиком Норманом Томасом ди Джованни, который помог писателю познакомить англоговорящих читателей с такими сочинениями, как «Книга вымышленных существ», написанная в соавторстве с Маргаритой Герреро, «Книга песка», «Семь ночей» и другими.

Личная жизнь

Большую часть жизни Борхес находился в обществе матери, поддерживавшей сын с детских лет. Именно она в 1967 году устроила первый брак писателя с вдовой по имени Эльзе Эстете Мильан. Леонор Асеведо ожидала, что женщина позаботится об окончательно ослепшем пожилом человеке, но ее надежды не сбылись, и личная жизнь супругов спустя 3 года после свадьбы закончилась разводом.

Хорхе Луис Борхес и его жена Мария Кодама

После этого Хорхе Луис долгое время находился под опекой экономки Фанни и личной помощницы Марии Кодама, судя по многочисленным фото – сопровождавшей писателя в поездках по миру и в 1986 году ставшей его второй женой. Она оставалась с Борхесом вплоть до его смерти в 1986-м и позже стала противницей перезахоронения останков знаменитого аргентинца.

Смерть

Последние месяцы жизни Борхес провел в Женеве в компании новообретенной супруги Марии Кодама. Зная о приближавшемся конце, писатель спокойно принимал неизбежное. Он много размышлял о смерти и в итоге попросил об исповеди у священнослужителей, представлявших католическое и протестантское религиозные направления.

Могила Хорхе Луиса Борхеса

14 июня 1986 года Борхес скончался от рака печени и был похоронен на швейцарском Кладбище Королей после церемонии отпевания в кафедральном соборе Святого Петра.

Цитаты

«Каждый по-своему воображает рай, мне он с детских лет представляется библиотекой».

«Я не говорю ни о мести, ни о прощении. Забвение – вот единственная месть и единственное прощение».

«Судьба любого человека, как бы сложна и длинна она ни была, на деле заключается в одном-единственном мгновении – в мгновении, когда человек раз и навсегда узнаёт, кто он».

«В каждом из нас есть частица божественности. Наш мир не может быть делом рук справедливого и всемогущественного существа; он зависит от нас самих».

15 малоизвестных и занимательных фактов о гравюре Альбрехта Дюрера «Рыцарь, Смерть и Дьявол»

Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», созданная в 1513 году, произвела в Европе настоящий фурор. Рыцарь, облаченный в доспехи, движется в тесном ущелье. Перед лицом опасностей он одинок. Ландшафт холодный, сумрачный, безжизненный. Лишь высоко вверху виднеются укрепления города, к которому ведет узкий путь. Рыцарь погружен в себя, он тверд и непоколебим. Ничто не может отвлечь его от цели, к которой его влечет чувство долга. Это произведение наполнено аллегориями и символами. Многие из них уже малопонятны современному зрителю, что существенно обедняет восприятие этой гравюры.

1. Это не рисунок

Несмотря на то, что произведение Дюрера на первый взгляд выглядит как рисунок, на самом деле оно является тщательно сделанной детальной гравировкой. Художник сделал это произведение искусства, процарапывая резцом канавки на листе меди, а затем заливая в них чернила.

2. Одна из трех «мастерских гравюр»

Уже никто не узнает, видел ли сам Дюрер взаимосвязь между созданными им гравюрами «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Однако современные искусствоведы называют именно эти работы «мастерскими гравюрами», отмечая, что их объединяет время создания (1513 – 1514), а также виртуозное исполнение.

3. Смысл «мастерских гравюр» — загадка

Несмотря на то, что Дюрер не создавал эти гравюры серией, в них переплетаются богословские, интеллектуальные и моральные атрибуты средневековой схоластики. Искусствоведы до сих пор предлагают различные толкования этим гравюрам.

4. Дюрер не называл гравюру «Рыцарь, Смерть и Дьявол»

Когда 42-летний художник завершил гравюру в 1513 году, он назвал ее «Всадник».

5. Гравюра, возможно, была вдохновлена Святым Писанием

Три главные фигуры на гравюре, как полагают некоторые искусствоведы, иллюстрируют Псалом 22: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла».

6. Эразм и Дюрер

Некоторые историки утверждают, что книга голландского гуманиста и богослова Эразма «Руководство христианского солдата»(1501 год), возможно, вдохновила Дюрера на создание «Рыцаря, Смерти и Дьявола».

7. Памятник в Венеции

Конная статуя Бартоломео Коллеони, которая была создана итальянским скульптором Андреа дель Верроккьо, имеет поразительное сходство с гравюрой Дюрера. Вполне возможно, что статуя произвела на Дюрера неизгладимое впечатление, когда он посетил Венецию примерно в 1505-1507 годах, и нашла отражение в его дальнейших работах.

8. «Рыцарь, Смерть и Дьявол» отражают собственные страхи Дюрера

Художник чудом не умер, будучи ребенком. Из 17 его братьев и сестер только двое дожили до зрелого возраста. Он как-то написал: «Тот, кто сегодня пребывает среди нас, может быть похороненным завтра» и «Всегда ищите благодать, как будто можете умереть в любой момент».

9. Гравюра полна скрытых символов

Змееголовая смерть и козлоголовый дьявол сами говорят сами за себя. Но в работе полно других символов. Сияющие доспехи рыцаря, как полагают, означают его твердую христианскую веру. Песочные часы в руке Смерти представляют смертность человека. Хвост лисы на копье рыцаря символизирует ложь. Собака рыцаря – воплощение правды и преданности. Снующие ящерицы намекают на скорую опасность. Череп под ногами лошади может означать грядущую смерть.

10. Дюрер ставил «копирайт» на свои гравюры

Вместо вырезания подписи на гравюрах, немецкий гравер ставил свои инициалы (AD) и дату в нижней левой стороне произведений.

11.Гравюра довольно маленькая

Ее размеры 24,5 × 19,1 см.

12. Хорхе Луис Борхес написал 2 стихотворения в по мотивам гравюры

Стихотворение «Рыцарь, Смерть и Дьявол 1» показывает восхищение аргентинского поэта храбростью рыцаря, смотрящего в лицо смерти, а второе стихотворение «Рыцарь, Смерть и Дьявол 2» — размышления автора, который пытается поставить себя на место рыцаря.

Читать еще:  Белые стихи от которых распускаются цветы читать онлайн

13. Гравюру можно найти в музеях по всей Америке

Историки не знают, сколько копий «Рыцаря, Смерти и Дьявола» создал Дюрер. Но несколько американских музеев имеют один из экземпляров в своей коллекции, в том числе Метрополитен, Бостонский музей изобразительных искусств, Музей искусств Спенсера и Глесснер Хаус Музеум.

14. Иногда гравюры встречаются в ломбарде

В 2011 эпизоде реалити-шоу «Звезды ломбардов» Рик Харрисон купил «Рыцаря, Смерть и Дьявола» за $ 5 500. Эксперт-оценщик предположил, что в случае продажи гравюры на аукционе можно выручить от $ 20 000 до $ 50 000.

15. Именно эти копии сделали Дюрера знаменитым

В течение нескольких лет после создания «Рыцаря, Смерти и Дьявола» Дюрер был одним из самых востребованных художников на севере Европы. Он смело отвергал даже самые выгодные предложения работы, чтобы стать придворным художником. В это время он отошел от живописи, чтобы сосредоточиться на гравировке. Дюрер наштамповал сотни копий своих гравюр, которые начали продаваться по всей Европе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Хорхе Луис Борхес. из Википедии

Борхес, Хорхе Луис
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Хорхе Луис Борхес

Грета Штерн. Фотопортрет Борхеса. 1951 год
Имя при рождении:

Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо
Дата рождения:

24 августа 1899
Место рождения:

Буэнос-Айрес, Аргентина
Дата смерти:

14 июня 1986 (86 лет)
Место смерти:

Женева, Швейцария
Род деятельности:

прозаик, поэт, публицист, библиотекарь
Язык произведений:

испанский
Награды:
Кавалер Большого креста ордена Альфонсо X Мудрого (Испания)

Кавалер ордена Британской империи

Большой крест, декорированный большой лентой Ордена За заслуги перед Итальянской Республикой
Кавалер ордена Почётного легиона Кавалер ордена искусств и литературы
Большой крест ордена «Солнце Перу»
Кавалер Большого Креста особой степени ордена За заслуги перед ФРГ

Кавалер ордена Сантьяго и меча

Кавалер ордена Бернардо О’Хиггинса
Подпись:

Подпись
Произведения на сайте Lib.ru

Хо;рхе Луи;с Бо;рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986 года, Женева) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй[1]. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.
Содержание

1 Биография
2 Признание и награды
3 После смерти
4 Борхес и творчество других деятелей искусства
5 Книги
6 См. также
7 Примечания
8 Ссылки

Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (исп. Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь[2]. В доме разговаривали по-испански и по-английски. В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».
Леонор Асеведо Суарес, мать писателя, с которой он жил до самой её смерти в 1975 г. в 99-летнем возрасте

Сам Борхес так описал своё вступление в литературу:

С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.

В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса. Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом.

Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (Ficciones, 1944), «Хитросплетения» (Labyrinths, 1960) и «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями, противопоставляет «сверхпамять» логическому мышлению, как механизму обобщения. Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии.

В 1937—1946 годах Борхес работал библиотекарем, впоследствии он называл это время «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности. Судьба вновь вернула ему должность библиотекаря в 1955 году, причем весьма почётную — директора Национальной библиотеки Аргентины, — однако к тому времени Борхес был слеп. Пост директора Борхес занимал до 1973 года.

Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году. Вместе с Биой Касаресом он писал детективные рассказы о доне Исидро Пароди; эти сочинения появлялись в печати под псевдонимами «Бустос Домек» и «Суарес Линч».

В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

Поздние стихи Борхеса были опубликованы в сборниках «Делатель» (El Hacedor, 1960), «Хвала тени» (Elogia de la Sombra, 1969) и «Золото тигров» (El oro de los tigres, 1972). Его последней прижизненной публикацией была книга «Атлас» (Atlas, 1985) — собрание стихов, фантазий и путевых записок.
Признание и награды

Философ-мифотворец Хорхе Луис Борхес

Сегодня мы поговорим о самом иррациональном и загадочном из мастеров малой прозы, читая которого нет-нет, да и засомневаешься, всегда ли он сам себя понимал. Впрочем, как только присматриваешься внимательнее и ловишь волшебно-иносказательную «волну», сразу становится понятно, что держишь в руках монументальный философский труд, обработанный рукой мастера.

Речь пойдет об аргентинском писателе Хорхе Луисе Борхесе .

Мистика, религиозные и магические мотивы в одном флаконе, всевозможные символы заключены в минимально возможное количество букв — «Код да Винчи» нервно курит в сторонке. Природа явно не обделила Борхеса фантазией, он любил мешать «коктейли» из реальности, вымысла и мифологии, закладывая в это глубокий философский подтекст.

В предисловии к книге «Сообщение Броуди» он писал:

«Я задумывал (получилось ли, не знаю) книгу рассказов без особых хитростей. Вместе с тем не рискну утверждать, что они просты, как не просты на земле ни одна страница, ни одно слово, поскольку подразумевают мир, чье самое очевидное свойство, по всей вероятности, сложность».

На самом деле «хитрости» есть в каждом произведении аргентинского мэтра. И после этого пояснения становится понятно, почему. Объективно в каком-то смысле о нем сложнее говорить, чем о двух предыдущих героях наших публикаций, ведь, в отличие от них, Борхес максимально не конкретен в своих философских посылах. Даже тот читатель, который не в состоянии понять дополнительные, скрытые смыслы среди чеховских или довлатовских букв, разберёт по крайней мере самый поверхностный и очевидный слой, и этим успокоится. Прочти он же творение Борхеса, скорее всего, дело закончится верчением пальца в области виска и тяжким вздохом разочарования.

Да чего уж там, и более «продвинутым» читателям придётся трудновато. Но когда это мы искали лёгких путей?

«Путь — это и есть Камень. Место, откуда идешь, — это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью».
«Роза Парацельса»

СТАЛ ВУНДЕРКИНДОМ БЛАГОДАРЯ СЛЕПОТЕ ОТЦА

Что касается пути самого Хорхе Луиса, то он, начиная с детства, мягко говоря, небанален.

Борхес родился в Аргентине. По его собственному утверждению, в нём текла гремучая смесь из всевозможных кровей — баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская. Известно, что со стороны отца у писателя были испанские и ирландские корни, а с материнской — португальско-еврейские. Дома принято было разговаривать на двух языках — английском и испанском, так что языковая культура прививалась юному Борхесу почти «на автомате». Будущий автор уже к 4 годам научился читать и писать, в 6 лет написал первый рассказ (по-испански).

Школа, как водится, оказалась жестокой для тонкой творческой натуры (сколько лет прошло — и всё ещё никакого спасения от этой школы). Хорхе Луиса взяли сразу в 4 класс в 9-летнем возрасте. Ему было скучно в том, что касалось знаний — ничего нового учителя не могли ему предложить — а другие дети над ним издевались.

Литературную деятельность Борхес начал на удивление рано — и благодаря странным обстоятельствам. Он сам позднее так описывал сложившуюся ситуацию:

«С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет».

Конечно же, одного только желания семьи было бы недостаточно для того, чтобы Борхес стал вундеркиндом, но наверняка большие надежды родных сыграли свою роль.

Во время Первой мировой войны семья Борхеса перебралась в Женеву, где будущий писатель выучил ещё и французский язык, поступил в Женевский колледж и начал писать стихи (на французском).

Вообще в начале творческого пути Хорхе Луис отдавал предпочтение именно стихам. Первое опубликованное его произведение было стихотворным — оно вышло в 1919 году в Испанском журнале «Греция» (к этому моменту Борхес жил уже в Испании). Через два года писатель вернулся на родину — в Аргентину — и там продолжил писать нерифмованные стихи в духе ультраизма — авангардного направления в поэзии.

ПРИШЁЛ К СЛАВЕ ЧЕРЕЗ БИБЛИОТЕКУ

Всё это очень мило, но нас больше интересует его странная лаконичная проза. Собственно, именно она писателя и прославила.

Забегая вперед, скажем, что Хорхе Луис Борхес среди редких счастливцев, которых по достоинству оценили ещё при жизни. Но путь к признанию вовсе не был простым.

В 1930-х гг. Борхес активно публиковался в крупнейшем аргентинском литературном журнале «Sur» и переводил для него произведения Вирджинии Вульф. Именно с этого момента он в своих произведениях начал «миксовать» реальность и фантазии, а ещё писать рецензии на несуществующие книги (прямо захотелось сделать то же).

В конце 1930-х Хорхе похоронил отца и бабушку, и ему пришлось обеспечивать семью. Для этого ему пришлось устроиться на работу в библиотеку Мигеля Кане, и там он «осел» на целых 9 — по его собственному выражению «глубоко несчастливых» лет.

Хотя ему принадлежат и такие слова:

«Каждый по-своему воображает рай, мне он с детских лет представлялся библиотекой».

Но одно дело библиотека абстрактная, а с данной конкретной отношения не сложились. Библиотека Мигеля Кане чуть не убила писателя: в ней он случайно разбил голову и едва не умер от сепсиса. Но времени даром не терял — в этот период он много читал и сочинял.

Читать еще:  Стихи девушке которая не отвечает на смс

Признание и в Аргентине, и за её пределами пришло к Борхесу только в 1950-х. У читателей просто «отпала челюсть», поскольку ничего подобного латиноамериканская литература не видела. Писатель соединил метафизику с фантазийным жанром, добавлял детективные сюжеты, не смущался смешивать реальные факты с диким вымыслом, добавлять несуществующие биографии и даже культуры(!). И посвящал своё творчество наболевшим у всея человечества темам — одиночества, времени, смысла жизни, смерти и памяти.

Такой замысловатый «микс» он отчасти пояснил в том же предисловии к «Сообщению Броуди»:

«Действие моих рассказов происходит на некотором отдалении от нас — и во времени, и в пространстве. Так воображение чувствует себя свободнее».

Основные символы, которыми пользовался писатель — лабиринт, зеркало и мир как нескончаемая книга. С помощью них он конструировал сложнейшие философские интеллектуальные объекты. Вот, например, как герой, выбравшись из «лабиринта», попадает в заветный Город Бессмертных:

«Я только что выбрался из темного лабиринта, но светлый Город Бессмертных внушил мне ужас и отвращение».

«Лабиринт» здесь является как метафорой испытаний, которые прошел герой, так, по-видимому, и метафорой всей жизни в целом, из которой герой отчаянно «выбирался», ища вечность. И далее следует рассуждение, собственно, о самом бессмертии:

«Жизнь Бессмертного пуста; кроме человека, все живые существа бессмертны, ибо не знают о смерти; а чувствовать себя Бессмертным — божественно, ужасно, непостижимо уму. »

«Каждый человек здесь никто, и каждый бессмертный — сразу все люди на свете. Как Корнелий Агриппа: я — бог, я — герой, я — философ, я — демон, я — весь мир, на деле же это утомительный способ сказать, что меня как такового — нет».

К слову сказать, бессмертным, которого герой встречает в Городе, оказывается не кто иной, как Гомер, тот самый, с «Одиссеей» и «Илиадой».

Наверное, вы уже сумели себе предствить, насколько загружен смыслами и метафорами текст Борхеса: читать его — всё равно, что решать задачку или отгадывать ребус. Отдохнуть в процессе вряд ли получится, но, если правильно настроиться, то можно очень успешно расширить сознание и погрузиться в изящную философию.)

БЫЛ ОСЫПАН НАГРАДАМИ

Пусть Борхес шёл к славе долго и мучительно, но оно того стоило — уж оценили так оценили. И как с цепи сорвались. Всего Хорхе Луису присудили 17 разнообразных литературных премий (из них лишь одну посмертно). Самую первую из них автор получил в 1944 году — Гран-при ассоциации аргентинских писателей, а через 12 лет — Государственную премию Аргентины по литературе. Также ему вручили самую престижную в испаноязычных странах премию Сервантеса, а ассоциация детективных писателей США наградила Борхеса премией Эдгара Аллана По. И даже всемирная премия фэнтези не обошла стороной гения.

Мало того, писателя завалили всевозможными почётнейшими орденами. И, в качестве финала-апофеоза, назвали в его честь астероид.

Как относился к этому всему писатель, остаётся загадкой.

Как нам относиться к сложносочиненному творчеству атипичного философа, тоже трудный вопрос. Он вещает о действительно болевых точках, но на странной частоте. Однако, даже если и не совсем понятно, всё равно завораживает. И дело даже не столько в философском подтексте, а скорее в неповторимой магии текста, к которой стоит прикоснуться каждому.

Борхес, Хорхе Луис

Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо

прозаик, поэт, публицист, библиотекарь

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges ; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986 года, Женева) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй [1] . В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

Содержание

Биография

Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (исп. Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo ), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь [2] . В доме разговаривали по-испански и по-английски. В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».

Сам Борхес так описал своё вступление в литературу:

С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.

В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса. Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом.

Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (Ficciones, 1944), «Хитросплетения» (Labyrinths, 1960) и «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями, противопоставляет «сверхпамять» логическому мышлению, как механизму обобщения. Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии.

В 1937—1946 годах Борхес работал библиотекарем, впоследствии он называл это время «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности. Судьба вновь вернула ему должность библиотекаря в 1955 году, причем весьма почётную — директора Национальной библиотеки Аргентины, — однако к тому времени Борхес был слеп. Пост директора Борхес занимал до 1973 года.

Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году. Вместе с Биой Касаресом он писал детективные рассказы о доне Исидро Пароди; эти сочинения появлялись в печати под псевдонимами «Бустос Домек» и «Суарес Линч».

В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

Поздние стихи Борхеса были опубликованы в сборниках «Делатель» (El Hacedor, 1960), «Хвала тени» (Elogia de la Sombra, 1969) и «Золото тигров» (El oro de los tigres, 1972). Его последней прижизненной публикацией была книга «Атлас» (Atlas, 1985) — собрание стихов, фантазий и путевых записок.

Признание и награды

Начиная с 1960-х гг. Борхесу был присуждён ряд национальных и международных литературных премий, в том числе:

  • 1944 — Гран-при ассоциации аргентинских писателей
  • 1956 — Государственная премия Аргентины по литературе
  • 1962 — Премия Национального фонда искусств Аргентины
  • 1961 — Международная издательская премия «Форментор» (совместно с Сэмюэлом Беккетом)
  • 1966 — Мадоннина, Милан
  • 1970 — Литературная премия Латинской Америки (Бразилия), выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию
  • 1971 — Литературная Иерусалимская премия
  • 1973 — Премия Альфонсо Рейеса (Мексика)
  • 1979 — Премия Сервантеса (совместно с Херардо Диего) — самая престижная в испаноязычных странах награда за заслуги в области литературы
  • 1979 — Всемирная премия фентези (англ.World Fantasy Award for Life Achievement)
  • 1980 — Международная литературная премия Чино дель Дука
  • 1980 — Премия Бальцана — международная премия за высшие достижения в науке и культуре
  • 1981 — Премия Итальянской рес­публики, премия «Ольин Йолицли» (Мексика)
  • 1981 — Премия Балрог в области произведений в жанре фэнтези. Специальная награда
  • 1985 — Премия Этрурии
  • 1999 — Национальная премия литературных критиков США (англ.National Book Critics Circle Award)

Борхес был удостоен высших орденов Италии (1961, 1968, 1984), Франции (Орден искусств и литературы, 1962, Орден Почётного легиона, 1983), Перу (орден «Солнце Перу», 1965), Чили (Орден Бернардо О’Хиггинса, 1976), ФРГ (Большой крест Ордена «За заслуги перед ФРГ», 1979), Исландии (Орден Исландского Сокола, 1979), Ордена Британской империи (1965), Испании (Орден Альфонсо X Мудрого, 1983), Португалии (Орден Сантьяго, 1984). Французская академия в 1979 году наградила его золотой медалью. Он избирается членом Американской академии искусств и наук (1968), почётным доктором ведущих университетов мира. В 1990 г. один из астероидов получил название en:11510 Borges.

После смерти

Борхес умер в Женеве 14 июня 1986 года и был похоронен на женевском Кладбище Королей, неподалёку от Жана Кальвина. В феврале 2009 года Национальный конгресс Аргентины должен был рассмотреть законопроект о возвращении в Буэнос-Айрес праха Хорхе Луиса Борхеса. Эта инициатива исходила от представителей литературных кругов, однако вдова писателя, возглавляющая фонд его имени, возражает против перенесения останков Борхеса в Аргентину [3] .

В 2008 году в Лиссабоне был открыт памятник Борхесу. Композиция, отлитая по эскизу земляка литератора Федерико Брука, по мнению автора, глубоко символична. Она представляет собой гранитный монолит, в котором инкрустирована бронзовая ладонь Борхеса. Как считает скульптор, который в 80-е годы сделал с руки писателя слепок, это символизирует самого творца и его «поэтический дух». На открытии монумента, установленного в одном из парков в центре города, присутствовала вдова писателя Мария Кодама, возглавляющая фонд его имени, видные деятели португальской культуры, в том числе писатель Жозе Сарамаго.

Борхес и творчество других деятелей искусства

В 1965 году Астор Пьяццолла сотрудничал с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям.

По произведениям Борхеса снято более тридцати фильмов [4] . Среди них — фильм «Вторжение» режиссёра Уго Сантьяго, снятый в 1969 году по рассказу Борхеса и Адольфо Биой Касареса. В 1970 году вышел фильм Бернардо Бертолуччи «Стратегия паука» по мотивам рассказа Борхеса «Тема предателя и героя».

В фильме аргентинского кинорежиссёра Хуана Карлоса Десансо Любовь и ужас (2001) роль Борхеса сыграл известный актёр Мигель Анхель Сола (исп. Miguel Ángel Solá ).

Чья гравюра вдохновила борхеса на стихи

краткая летопись жизни и творчества

ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС: ВЕХИ БИОГРАФИИ

Хорхе Луис Борхес: краткая летопись жизни и творчества

1899. 24 августа родился в Буэнос-Айресе, неподалеку от центра города, в доме деда по отцу. Отец, Хорхе Гильермо Борхес (по материнской линии — англичанин), преподает философию и психологию на английском языке, переводит на испанский Омара Хайяма с английских переложений Фицджеральда, близко знаком со многими литераторами столицы. Мать, Леонор Асеведо Аэдо, родом из Уругвая, куда ее предки приехали из Португалии.

1901. Семья перебирается в более скромный район Палермо — пригород поножовщиков и танго.

4 марта. Рождение сестры Норы, подруги по детским играм и фантазиям, будущей художницы.

В дом взята английская гувернантка. Борхес учится читать по-английски раньше, чем по-испански; читает “Тысячу и одну ночь”, Диккенса, Твена, Эдгара По, Стивенсона, Киплинга, Уэллса. В семь лет пишет первый рассказ (по мотивам “Дон Кихота”), в девять — переводит сказку О. Уайльда “Счастливый принц” (опубликована в июньском номере столичной газеты “Паис” за 1910 г., перевод приписали отцу).

Читать еще:  Стих я женщина с которой нелегко

1914. Почти ослепший отец (потеря зрения — наследственный недуг в семье Борхесов) выходит в отставку, едет с семьей лечиться в Европу. Война застает семейство в Женеве.

Борхес поступает в коллеж, основанный в свое время еще Кальвином (преподавание ведется по-французски), открывает для себя французскую литературу, читает Гюго и Рембо.

1918. Семья проводит год в Лугано. Борхес пишет сонеты на английском и французском, учит немецкий. Читает Гейне, Шопенгауэра, Ницше, экспрессионистов, Кафку, “Голем” Майринка. Составляет книгу стихов о русской революции “Красные ритмы”, сборник рассказов в манере Пио Барохи “Карты шулера”, иначе — “Крапленая колода” (при жизни не опубликованы).

1919. Август . Первая публикация: обзор новых испанских книг во франкоязычной женевской газете “Фёй” (замечена Мартином Бубером).

Борхесы переезжают в Испанию (Барселона, Пальма-де-Мальорка, Севилья). В Мадриде Хорхе Луис знакомится с писателями Рамоном Гомесом де ла Серной, Рафаэлем Кансиносом-Ассенсом, Гильермо де Торре (последний вскоре переедет в Аргентину и в 1928 г. женится на Норе Борхес), печатает стихи в авангардистских журналах “Греция”, “Космополис” и др.

1920. В мадридском журнале “Сервантес” публикуется “Экспрессионистская антология” — стихи современных немецких и австрийских поэтов в переводах и с заметками Борхеса.

1921. Январь . Выходит первый номер авангардистского журнала “Ультра”, где среди прочего напечатаны стихи и рецензия Борхеса.

Март . Возвращение в Буэнос-Айрес. Борхес выпускает журнал “Призма”, входит в столичный кружок, группирующийся вокруг писателя Маседонио Фернандеса. В октябре Борхес публикует в буэнос-айресской газете статью-манифест “Ультраизм”.

1922. Кружок М. Фернандеса начинает издавать журнал “Форштевень”.

1923. Выходит первая книга Борхеса — сборник стихов “Страсть к Буэнос-Айресу” (выпущена тиражом в 300 экземпляров на средства отца, с гравюрами Норы Борхес).

Снова на год уезжает вместе с семьей в Европу.

1924. Статья Борхеса о Кеведо публикуется в мадридском журнале Хосе Ортеги-и-Гассета “Ревиста де Оксиденте” (“Западное обозрение”).

1925. Книга эссе “Расследования” (при жизни не переиздавалась, во Франции ее сочувственно отрецензировал Дриё ла Рошель), сборник стихов “Луна напротив”, перевод фрагмента из джойсовского “Улисса” — романа, сопровождавшего Борхеса много лет.

Через писателя Рикардо Гуиральдеса Борхес знакомится с сестрами Окампо — писательницами Викторией и Сильвиной.

1926. Сборник эссе “Земля моей надежды” (при жизни не переиздавался).

Борхес начинает сотрудничество с газетой “Пренса” (до 1929 г. публикует в ней более 20 различных материалов).

1928. Книга “Язык аргентинцев” (ее оформляет друг Борхеса-отца, художник Алехандро Шуль-Солар).

Знакомство с мексиканским писателем, педагогом, дипломатом Альфонсо Рейесом.

1929. Третья — и на долгие годы последняя — книга стихов “Сан-Мартинская тетрадка”.

1930. “Эваристо Карриего” — биография друга семьи Борхесов, поэта буэнос-айресских предместий, и вместе с тем очерк мифологии столичных окраин, подступ к будущим темам танго, схватки, ножа; первая прозаическая книга, которую автор включал в собрания своих сочинений.

Знакомство — через сестер Окампо — с юным Адольфо Бьой Касаресом, в дальнейшем — другом, советчиком и соавтором.

1931. Борхес входит в редакционную коллегию основанного Викторией Окампо журнала “Сур” (“Юг”) — на протяжении многих лет крупнейшего и наиболее авторитетного издания в Латинской Америке. Печатает в журнале статьи о литературе и кино, переводы.

1932. Книга эссе “Обсуждения”.

1933. Брошюра о поэтических метафорах скандинавских скальдов “Кёнинги”.

Сотрудничает с журналом “Критика”, где с августовского номера начинает публиковать очерковые новеллы из цикла “Всемирная история бесславья”.

1934. Вместе с уругвайским писателем Энрике Аморимом (женатым на двоюродной сестре Борхеса) путешествует по глухим северным районам Уругвая, наблюдает жизнь гаучо (увиденное откликнется поздней в новеллах “Фунес, чудо памяти”, “Юг”, “Конгресс”).

В ответ на антисемитские выпады националистов публикует в столичном журнале “Мегафон” заметку “Я — еврей”.

1935. Сборник пародийных остросюжетных новелл-эссе “Всемирная история бесславья”.

1936. Книга эссе “История вечности”.

Начинает вести в буэнос-айресском семейном двухнедельнике “Огар” (“Очаг”) рубрику “Зарубежные книги и их авторы: Путеводитель читателя” (до 1940 г.).

1937. Вместе с доминиканским историком культуры Педро Энрикесом Уреньей выпускает “Классическую антологию аргентинской литературы”.

Переводит роман Вирджинии Вулф “Орландо”.

Работает в муниципальной библиотеке на окраине столицы. Изучает итальянский язык, по дороге на работу и домой читая в трамвае Данте и Ариосто.

1938. Вступительная статья к сборнику новелл Кафки “Превращение” (переводы в ней, вопреки устойчивому предрассудку, не принадлежат Борхесу).

Под Рождество Борхес после несчастного случая попадает в больницу с тяжелым заражением крови и временной потерей зрения (детали болезни и выздоровления войдут потом в новеллу “Юг”). В больнице задумывает новеллу “Пьер Менар, автор “Дон Кихота””.

1939. “Пьер Менар” публикуется в майском номере журнала “Сур”. В парижском журнале “Мезюр” печатается “Приближение к Альмутасиму”.

1940. Предисловие к первому фантастическому роману в Латинской Америке — “Изобретение Мореля” А. Бьой Касареса.

Вместе с только что поженившимися Бьой и Сильвиной Окампо выпускает “Антологию фантастической литературы” (многократно переиздается вплоть до нынешнего дня, на ней формируются лидеры будущего “магического реализма”).

После долгого перерыва публикует новые стихи — стансы “В кругу ночи”; навязчивая метафора замкнутого круга повторяется в опубликованной тогда же новелле “В кругу развалин”.

1941. С Бьой Касаресом и Сильвиной Окампо выпускает антологию аргентинской поэзии ХХ в.

Издает сборник своих новелл “Сад расходящихся тропок”. Переводит роман Фолкнера “Дикие пальмы”, книгу эссе Анри Мишо “Варвар в Азии”.

1942. “Шесть задач для дона Исидро Пароди” — сборник пародийно-детективных новелл в соавторстве с Бьой Касаресом под общим псевдонимом Бустос Домек.

1943. Книга избранной лирики “Стихи 1922—1943 годов” (ряд прежних стихотворений дан в новых редакциях: переиначивание — устойчивая и характерная черта авторского письма Борхеса и его писательского облика).

Вместе с Бьой Касаресом выпускает сборник “Лучшие детективные рассказы” (впоследствии многократно переиздается).

1944. Книга рассказов “Вымышленные истории”.

1945. Вместе с писательницей Сильвиной Бульрич выпускает книгу о буэнос-айресских окраинах и их героях “Куманек, его судьба, его улицы, его музыка” (кроме борхесовского предисловия, сюда входит его новелла “Человек из Розового кафе”).

1946. После военного переворота и прихода к власти полковника Перона Борхес за антифашистские взгляды и антиправительственные высказывания уволен из библиотеки: ему издевательски предложено место инспектора торговых рядов (птица и дичь) на городском рынке, от которого он отказывается.

Читает лекции по литературе в аргентинском Обществе английской культуры, ездит с лекциями по Аргентине и Уругваю (в неизменном сопровождении жандармов).

Выпускает журнал “Анналы Буэнос-Айреса” (за два года выходит 23 номера), где среди других авторов открывает читателям Хулио Кортасара и уругвайского прозаика Фелисберто Эрнандеса.

Повесть “Образчик смерти” (в соавторстве с А. Бьой Касаресом, под общим псевдонимом Б. Суарес Линч).

1947. Брошюра “Новое опровержение времени”.

Пишет вместе с А. Бьой Касаресом антиперонистский рассказ “Праздник чудовища”, который распространяется в рукописных копиях.

1948. За антиперонистские выступления арестованы мать и сестра Борхеса. Публикует в журнале “Сур” эссе о “Божественной Комедии”, которые через много лет сложатся в книгу “Девять очерков о Данте”.

1949. Сборник новелл “Алеф”.

1950. На три года избирается президентом Общества аргентинских писателей, стоящего в оппозиции к официальной власти.

Получает место преподавателя англоязычной словесности в Буэнос-Айресском университете.

1951. Вместе с Делией Инхеньерос выпускает книгу очерков “Древние германские литературы”.

Сборник новелл “Смерть и буссоль”.

“Вымышленные истории” выходят во Франции.

1952. Сборник эссе “Новые расследования”.

1953. Начинает выходить первое собрание сочинений (очень жестко отобранное автором).

Во Франции издан сборник новелл и эссе разных лет “Лабиринты”.

1955. Падение диктатуры, Перон эмигрирует из страны. Борхес назначен директором Национальной библиотеки в Буэнос-Айресе (к этому времени он уже практически теряет зрение).

Вместе с Бьой Касаресом издает сборник мировой фантастической новеллы “Краткие и необычайные истории” (ряд текстов — мистификация составителей), двухтомную антологию поэзии гаучо, два киносценария (“Жители побережья” и “Рай для праведников”).

Монография о Леопольдо Лугонесе (в соавторстве с Беттиной Эдельберг).

1957. Антология “Пособие по фантастической зоологии” (в соавторстве с Маргаритой Герреро).

1960. Антология “Книга Рая и Ада” (в соавторстве с А. Бьой Касаресом).

Сборник стихотворений и микроновелл “Создатель”.

1961. Делит с Сэмюэлом Беккетом международную премию книгоиздателей “Форментор”.

На протяжении семестра читает лекции в университете штата Техас.

1962. Аргентинская премия Национального фонда искусств.

Получает от французского правительства орден Искусства и Литературы.

1963. Выступает с лекциями в странах Европы.

1964. Вместе с Джузеппе Унгаретти по приглашению ЮНЕСКО выступает в Париже на праздновании 400-летия Шекспира.

Во Франции выходит специальный номер журнала “Эрн” со статьями писателей и литературных критиков разных стран, посвященными Борхесу (открывается заметкой его матери).

1965. Получает в Перу орден Солнца.

“Введение в английскую литературу” (в соавторстве с Марией Эстер Васкес).

Книга песен-милонг “Для шести струн” (музыку к ним пишет Астор Пьяццола).

1966. “Средневековые германские литературы” (в соавторстве с Марией Эстер Васкес).

1967. Книга пародийных рецензий “Хроники Бустоса Домека” (в соавторстве с Бьой Касаресом).

“Введение в литературу США” (в соавторстве с Эстер Семборайн де Торрес).

Читает курс лекций о поэзии в Гарвардском университете.

1969. Книга стихов и прозаических миниатюр “Хвала тьме”.

Поездка в Израиль, выступает с лекциями в Тель-Авиве и Иерусалиме.

Французское телевидение показывает документальный фильм о Борхесе.

Перевод “Листьев травы” Уитмена.

В университете штата Оклахома проходит международный симпозиум, посвященный творчеству Борхеса.

1970. Литературная премия Латинской Америки (Бразилия).

Книга новелл “Сообщение Броуди”.

Фильм Б. Бертолуччи “Стратегия паука” (по новелле “Тема предателя и героя”).

Выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию по литературе.

1971. Почетный доктор Колумбийского и Оксфордского университетов.

Получает премию города Иерусалим.

Театр в Турине ставит пьесу “Евангелие от Борхеса”.

1972. Книга стихов и прозаических миниатюр “Золото тигров”.

Почетный доктор Мичиганского университета.

1973. Почетный гражданин Буэнос-Айреса.

Выступает с лекциями в Мадриде.

После победы на выборах и прихода к власти перонистской партии покидает пост директора Национальной библиотеки.

Награжден мексиканской премией Альфонсо Рейеса.

1975. Сборник новелл “Книга песка”.

Смерть матери в возрасте 99 лет.

Книга стихов “Сокровенная роза”.

Поездка в Мичиган с Марией Кодамой.

1976. Получает чилийский орден Большой Крест Бернардо О’Хиггинса.

Сборник стихов “Железная монета”.

Книга “Что такое буддизм?” (в соавторстве с Алисией Хурадо).

1977. Выступает в Сорбонне на конференции в честь друга своей юности писателя Рикардо Гуиральдеса, автора романа о гаучо “Дон Сегундо Сомбра”.

Торжественно открывает в Париже выставку живописи А. Шуль-Солара.

Книга стихов “История ночи”.

Сборник “Предисловия” — избранные образцы жанра за полвека работы.

1978. Участвует в парижской конференции, организованной ЮНЕСКО в честь Виктории Окампо.

“Краткая антология англосаксонской словесности” (в соавторстве с Марией Кодамой).

Почетный доктор Сорбонны.

Поездка с Марией Кодамой в Швейцарию и Египет.

1980. Тысячестраничный том “Полное собрание написанного в соавторстве”.

Сборник устных выступлений “Семь вечеров”. Получает высшую испанскую литературную премию “Мигель де Сервантес” (делит ее с испанским поэтом Херардо Диего).

1981. Получает из рук президента Италии премию Итальянской республики. Премия “Ольин Йолицли” (Мексика). Книга стихов “Тайнопись”.

1982. Выходит сборник эссе “Девять очерков о Данте”.

1983. Кавалер ордена Почетного легиона (Франция). 27 марта публикует в буэнос-айресской газете “Насьон” новеллу о своем воображаемом самоубийстве “25 августа 1983 года”.

1984. Участвует во Всемирном конгрессе поэтов в Марракеше.

Поездки с Марией Кодамой в Италию, Грецию, Испанию и Португалию, на их основе написана книга миниатюр “Атлас” (фотографии Марии Кодамы).

1985. Сборник стихов “Порука”.

В декабре приезжает в Женеву с мыслью, что уже никогда не вернется в Аргентину.

1986. Вступает в брак с Марией Кодамой.

14 июля 1986 года Хорхе Луис Борхес скончался.

Выходит книга “Оставленное под спудом” (рецензии и обзоры 1930-х гг. в журнале “Огар”).

В октябре на вечере памяти Борхеса в Парижской национальной библиотеке с большой речью выступает Ив Бонфуа.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector