4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эпитеты в стихе посмотри какая мгла

Анализ стихотворения «Посмотри ‐ какая мгла» Полонского: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

Известный русский поэт и прозаик, Яков Петрович Полонский, написал данное стихотворение в 1844 году. Лирическое произведение посвящено красоте природы родного края.

История создания

Жизнь Якова Полонского нельзя назвать лёгкой и беззаботной. Несмотря на дворянское происхождение, семья поэта едва сводила концы с концами.

С юных лет Полонский проявлял неподдельный интерес к поэзии и мечтал связать с ней жизнь. Талант мальчика отмечали и его преподаватели в гимназии. Однажды будущий поэт выступал перед цесаревичем Александром II, который по достоинству оценил мастерство юного дарования.

После поступления на юридический факультет Полонскому пришлось искать подработку, поскольку материальное положение его семьи сильно ухудшилось. Однако это не помешало ему писать стихи и выступать на поэтических вечерах. Его близкие друзья, среди которых были поэты А.А. Фет и А.А. Григорьев, помогали ему публиковаться в литературных журналах.

В 1844 году было написано стихотворение «Посмотри – какая мгла», вошедшее в первый сборник Полонского. Публикация сборника стихотворений начинающего поэта сразу привлекла внимание общественности и во многом определила дальнейшую судьбу Якова Петровича.

При написании произведения Полонский вдохновлялся восхитительной природой России. В стихотворении описывается момент, когда ночь вступает в свои права, и всё живое погружается в загадочный мир теней. Таинственная атмосфера полумрака наталкивает лирического героя произведения на размышления. Он наслаждается спокойствием ночного пейзажа, но в то же время испытывает чувство одиночества.

Композиция

По структуре стихотворение делится на две смысловые части. В первой части автор описывает великолепие ночного пейзажа. В этих строках чувствуется, с каким трепетом поэт относится к природе. Первая часть стихотворения словно погружает читателя в сон.

Во второй части прослеживаются философские мотивы произведения. Автор размышляет об одиночестве, используя для этого образ месяца.

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики, о чём свидетельствуют многочисленные описательные элементы и эмоциональное состояние лирического героя. Посредством внутреннего монолога героя произведения, автор озвучивает главную мысль стихотворения о том, что истинная красота природы кроется в мелочах.

Размер стихотворения – четырёхстопный хорей.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности

Средства выразительности

Волшебное очарование ночного пейзажа и состояние одиночества лирического героя было передано с помощью различных средств выразительности.

Эпитеты

Небольшое по объёму лирическое произведение насчитывает целый ряд красочных эпитетов, тонко передающих атмосферу таинственности:

  1. «сонный сумрак»;
  2. «бледный месяц»;
  3. «сизые тучи»;
  4. «фосфорический луч».

Олицетворение

Образ месяца в стихотворении наделён человеческими качествами: «месяц в небе ходит».

Метафоры

Скрытый смысл произведения прослеживается в следующих тропах:

  1. «месяц невидимкой»;
  2. «в тесном сонме».

Анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла» Полонского

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 40.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 40.

Таинственные сумерки, неуловимая прелесть ночного пейзажа не смогли оставить равнодушным Якова Петровича Полонского. Вдохновленный красотой природы, он написал стихотворение «Посмотри – какая мгла», ставшее прекрасным образцом пейзажной лирики. Предлагаем для ознакомления краткий анализ «Посмотри – какая мгла» по плану. Данный разбор рекомендуется использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1844 году, опубликовано в том же году в сборнике стихов под названием «Гаммы».

Тема произведения – Восхищение красотой ночного пейзажа.

Композиция – Стихотворение условно разделено на две части: в первой части представлено описание спящей природы, во второй – восторженное настроение лирического героя сменяется грустью и задумчивостью.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с парной и кольцевой рифмой: ААБВВ БГДДГ.

Метафоры – « «в тесном сонме».

Эпитеты – «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический».

Олицетворения – «месяц … без приюта в небе ходит».

Сравнения – «месяц невидимкой».

История создания

В 1844 году Яков Петрович Полонский опубликовал свой первый сборник стихов под названием «Гаммы». Наряду с другими произведениями в него вошло и стихотворение «Посмотри – какая мгла», написанное в том же 1844 году. Старт оказался успешным, и издание привлекло к себе внимание не только читателей, но и литературных критиков.

Читать еще:  Кто написал стих погиб поэт

Во время написания стихотворения Полонский учился в Московском университете и водил дружбу с Афанасием Фетом и Сергеем Соловьевым. Литературными кумирами начинающего поэта были Лермонтов и Пушкин, и их творчество во многом повлияло на развитие таланта Полонского.

Красота русской природы всегда служила неисчерпаемым источником вдохновения и одной из самых популярных тем в творчестве многих поэтов. Не стал исключением и Яков Петрович, который в своем произведении «Посмотри – какая мгла» описал все очарование ночного пейзажа.

Ему удалось не только красочно описать тихую, умиротворяющую картину природы, утопающей в сумерках, но и наполнить ее яркими образами, придать удивительно лирическое и несколько меланхолическое настроение.

Восхищение природой, ставшей пленницей сумерек, автор передает с помощью монолога, обращенного к неизвестному собеседнику. Описываемая им картина, действительно, приобретает таинственную, мистическую окраску. При дневном свете пейзаж может выглядеть весьма обычным, но с наступлением вечерних сумерек в нем происходят удивительные перемены. Окружающий мир становится более завораживающим, таинственным, глубоким, наводящим на философские размышления.

Лирический герой одинок на фоне сумеречного пейзажа, однако он тяготится этим одиночеством. Поэтому он призывает читателя вместе с ним насладиться красотой уснувшей природы, попытаться увидеть прекрасное в обыденных вещах. В этом и заключается главная мысль произведения.
Стих можно отнести как к пейзажному, так и к философскому виду лирики.

Композиция

Композиция произведения представляет собой две условные части. В первой части лирический герой очарован красотой сумеречного пейзажа, он восхищается тишиной, описывает, как природа постепенно готовится ко сну. Невзирая на густой туман, окутавший долину, красота ночного леса манит и притягивает.

Первая часть произведения охвачена «сонным» настроением, все образы – статичны. Идея сна, столь любимая Полонским, преобладает в произведении. С его помощью автор будто вводит читателя в состояние транса, глубокой расслабленности.

Вторая часть произведения полностью отдана во власть меланхолии. Центральным образом является месяц, излучающий холод и одиночество. Бесприютный и неприкаянный, он « в небе ходит », освещая все вокруг своим призрачным светом. Вокруг него сгущаются тучи, однако им не удается полностью закрыть небесное светило, освещающее землю своим « фосфорическим » лучом.

Описывая в начале стихотворения красоту земной природы, а затем – прелесть ночного пейзажа, лирический герой пытается тем самым соединить воедино два мира: земной и небесный.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей с использованием парной и кольцевой рифмовки: ААБВВ БГДДГ.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, оно наполнено очарованием лирического героя ночным пейзажем.

Средства выразительности

При написании лирического стихотворения Яков Петрович использует широкую гамму средств художественной выразительности. Больше всего в произведении эпитетов (« сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический »), с помощью которых автор оживляет природу, награждая ее признаками живого существа.

Также в стихотворении присутствуют метафоры ( «в тесном сонме »), сравнения (« месяц невидимкой»,) и олицетворения (« месяц… без приюта в небе ходит »), тонко передающие душевное состояние и настроение лирического героя.

«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения

В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.

Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.

Читать еще:  Почему умирает любовь стихи

Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.

Эпитеты

Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.

  • чудесный (день),
  • прелестный друг,
  • мутном (небе),
  • голубыми (небесами),
  • бурую (кобылку),
  • нетерпеливого коня,
  • пустые (поля),
  • милый берег.

Олицетворения

Олицетворения иногда называют персонификациями. Это

  • Носилась (мгла).
  • Желтела (луна).
  • Чернеет лес.
  • Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).

Метафоры

Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;

  • Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
  • Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
  • Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
  • Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
  • Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.

Сравнения

Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.

Архаизмы

В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:

сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».

Стилистические средства выразительности

В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:

  • печальная – веселым;
  • мутным – прозрачный;
  • мрачный – янтарным блеском, блестит.

В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.

Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.

Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.

Анализ стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри – какая мгла…»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ стихотворения Я.П.Полонского Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе «Посмотри – какая мгла…»

проверить уровень знаний творчества Я.П.Полонского, степень понимания стихотворения «Посмотри – какая мгла…», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

Я.П.Полонский «Посмотри – какая мгла…» Посмотри — какая мгла В глубине долин легла! Под её прозрачной дымкой В сонном сумраке ракит Тускло озеро блестит. Бледный месяц невидимкой, В тесном сонме сизых туч, Без приюта в небе ходит И, сквозя, на всё наводит Фосфорический свой луч.

На сколько микротем можно поделить данное стихотворение: а) 1; б) 2; г) 4 в) 3; Посмотри — какая мгла В глубине долин легла! Под её прозрачной дымкой В сонном сумраке ракит Тускло озеро блестит. Бледный месяц невидимкой, В тесном сонме сизых туч, Без приюта в небе ходит И, сквозя, на всё наводит Фосфорический свой луч.

Каким настроением проникнута первая микротема : б) покоя и умиротворённости; в) безмятежности и печали; а) радости и восторга; г) грусти и задумчивости Каким настроением проникнута вторая микротема : а) радости и восторга; г) грусти и задумчивости б) покоя и умиротворённости; в) безмятежности и печали;

Как правило, это стихотворение Я.П.Полонского сравнивают со знаменитым сочинением другого известного поэта XIX века: б) А.А.Фета «Когда вослед весенних бурь»; в) Ф.И.Тютчева «Среди громов, среди огней»; г) М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» а) А.С.Пушкина «Туча»;

Ведущей темой стихотворения является тема: а) любви; в) природы; б) родины; г) свободы Стихотворение написано: а) в 1840 г.; в) в 1844 г.; б) в 1843 г.; г) в 1847 г.

Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами: б) романтического героя-странника; в) лирического героя-философа; г) лирического героя-созерцателя а) поэта-наблюдателя;

Читать еще:  В каком классе учат стих мороз и солнце день чудесный

Полонский передает густоту накрывшей землю тьмы при помощи слов: а) «долина», «озеро», «сонм»; в) «глубина», «сумрак», «мгла»; б) «дымка», «приют», «луч»; г) «ракита», «месяц», «небо»

Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «мгла легла», «месяц ходит», «озеро блестит»: г) эпитет в) метафора; б) метонимия; а) сравнение; Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «прозрачной дымкой», «сизых туч», «в сонном сумраке»: г) метафора а) эпитет; б) метонимия; в) сравнение;

Мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Во многом благодаря ему изображённый поэтом мир получается статичным. Какой эпитет играет чрезвычайно важную роль в этом стихотворении: сонный

К какому типу лирики относится данное стихотворение: пейзажная лирика

Определите вид рифмовки в стихотворении: парная рифма Посмотри — какая мгла В глубине долин легла! Под её прозрачной дымкой В сонном сумраке ракит Тускло озеро блестит. Бледный месяц невидимкой, В тесном сонме сизых туч, Без приюта в небе ходит И, сквозя, на всё наводит Фосфорический свой луч.

Определите размер, которым написано стихотворение: хорей Посмотри — какая мгла В глубине долин легла! Под её прозрачной дымкой В сонном сумраке ракит Тускло озеро блестит. Бледный месяц невидимкой, В тесном сонме сизых туч, Без приюта в небе ходит И, сквозя, на всё наводит Фосфорический свой луч.

Прочитайте выразительно стихотворение Я.П.Полонского «Посмотри — какая мгла…» Посмотри — какая мгла В глубине долин легла! Под её прозрачной дымкой В сонном сумраке ракит Тускло озеро блестит. Бледный месяц невидимкой, В тесном сонме сизых туч, Без приюта в небе ходит И, сквозя, на всё наводит Фосфорический свой луч.

Как вы оцениваете свою работу на уроке: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно повторить теорию литературы МОЛОДЦЫ! Знания прочные: я хорошо справился с тестом ВЫХОД

Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2014 Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. — Волгоград: Учитель, 2016 Использованный материал:

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Печказова Светлана ПетровнаНаписать 9712 23.02.2017

Номер материала: ДБ-221091

  • Русский язык
  • 6 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    23.02.2017 337
    23.02.2017 14241
    23.02.2017 6799
    23.02.2017 6903
    23.02.2017 2734
    23.02.2017 4894
    23.02.2017 494

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector