1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есенин стихи как жену чужую обнимал березку

Сергей Есенин

Клен ты мой опавший, клен заледенелый… (+ Анализ)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

  • I Сергей Есенин«Клён ты мой опавший…»
  • II Анализ стихотворения Есенина «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…» 1 вариант
  • III Анализ стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Сергея Есенина 2 вариант
  • IV История создания
  • V Публикация

Сергей Есенин
«Клён ты мой опавший…»

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Анализ стихотворения Есенина «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…» 1 вариант

Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.

Отговорила роща золотая…( + Анализ)

Лишь несколько лет назад исследователи жизни и творчества Есенина сопоставили дату написания этого стихотворения с теми событиями, которые происходили в жизни поэта. Оказывается, 28 ноября 1925 года, когда были написаны эти удивительные строки, ставшие впоследствии замечательным романсом, поэт покинул московскую клинику, в которой лечился от очередного запоя. И, естественно, первым же делом отправился в кабак, чтобы поправить здоровье. Когда и при каких обстоятельствах мысли Есенина сложились в поэтические строки, история умалчивает. Однако старая клиника сохранилась по сей день, и библиографам поэта даже удалось найти палату на втором этаже старинного особняка, в которой он провел несколько дней. Каково же было удивление исследователей, когда из окна, выходившего во двор, они увидели тот самый «клен заледенелый», который стоял в глубине парка и, словно «пьяный сторож, выйдя на дорогу, утонул в сугробе, приморозив ногу».

Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми . И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый». Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни. Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно. Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать. Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.

Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся . Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием. На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки». Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний. Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства. Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.

Месяц рожу полощет в луже.

Анализ стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Сергея Есенина 2 вариант

Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» было написано Есениным в ноябре 1925 г., когда поэт находился в состоянии глубочайшего душевного кризиса. Есенин мучительно искал выход из создавшейся непростой ситуации. Его угнетало усиливающееся давление власти. Личная жизнь поэта была окончательно разрушена, любовь для него стала лишь многочисленными встречами на одну ночь. Есениным все больше овладевала алкогольная зависимость. Он это прекрасно осознавал, но практически перестал сопротивляться. Алкоголь способен создавать иллюзию расширения сознания, поэтому можно предположить, что Есенин боялся окончательно порвать с пьянством, так как считал, что оно помогает ему в творчестве.

Неизвестно, в каком состоянии Есенин писал стихотворение. Несмотря на поведение главного героя, оно стало настоящим шедевром поэта. Кажется, что невероятно трогательные и пронзительные строки исходят из самой измученной души. Есенин уже давно распрощался с родным селом, но в трудную минуту обращается за помощью именно к образам русской природы. Не находя отклика в людях, он выбирает в собеседники «клен заледенелый». Поэт находится в городе, но клен в его сознании – сельский гость («за деревню… ты вышел»). Поэтому автор чувствует свое кровное родство с деревом, оно напоминает ему о милой родине, до которой очень далеко.

Есенин ведет с кленом душевный разговор, как будто с давним и близким человеком. Он искренне признается ему, что очень пьян и боится не дойти до дома. Если это реальное описание возвращения поэта домой, то становится странно, почему знакомые, видя его состояние, не смогли проводить человека. В таком случае понятно ощущение невероятного одиночества Есенина, в котором он решился начать разговор с простым деревом.

Поэт рассказывает клену, что на пути встретил разные деревья. Несомненно, попадались ему и люди, но они даже не заслуживают упоминания. Зато вербе и сосне он читал свои произведения, ободрял их, напоминая о жарком лете. Сменив надоевшее человеческое окружение на общество деревьев, Есенин представлял сам себя «зеленым кленом». На него вновь нахлынула тоска по ушедшей молодости. Последней выходкой поэта, которую он сам со стыдом характеризует, как «одуревши в доску», стали объятия с березой.

Ты запой мне ту песню, что прежде (Сестре Шуре) + Анализ

Есенин совершил множество ошибок в жизни: разрушал женское счастье, устраивал пьяные скандалы и драки. Но в народной памяти он навсегда останется великим поэтом. Только настоящий гений мог создать произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», которое стало популярным романсом.

История создания

«Клён ты мой опавший…» — одно из первых стихотворений, написанных поэтом в психиатрической клинике 1-го Московского государственного университета, где он, по настоянию близких — во избежание возможного ареста, лежал с 26 ноября 1925 года. Ему была выделена светлая и довольно просторная комната на втором этаже, с окнами в сад. По мнению исследователя гибели Есенина Э. А. Хлысталова, вдохновить на написание мог росший под окнами клиники клён и действительно бывшая 28 ноября 1925 года, которым датирован автограф, метель.

Публикация

Впервые опубликовано 3 января 1926 года в вечернем выпуске ленинградской «Красной газеты» (№ 2) и в журнале «Красная нива» (№ 1). Ставший классическим текст основан на публикации в «Красной ниве» и черновом автографе, хранящемся в РГАЛИ (в ГЛМ также имеется совпадающий с ними список руки С. А. Толстой-Есениной с пометой «Проверено С. Е.»). Текст в «Красной газете» в мелочах отличается: двустишия даны как четверостишия, вместо «приморозил» — «заморозил», «чтой-то стал нестойкий» — «стал чтой-то нестойкий», «вон» — «вот», «песни» — «песню».

Есенин за 30 минут

Серия «Классики за 30 минут» позволит Вам в кратчайшее время ознакомиться с классиками русской литературы и прочитать небольшой отрывок из самого представленного произведения. В доступной форме авторы пересказали наиболее значимые произведения классических авторов, обозначили сюжетную линию, уделили внимание наиболее важным моментам и показали характеры героев так, что вы сами примите решение о дальнейшем прочтении данных произведений, что сэкономит вам время, либо вы погрузитесь полностью в мир данного автора, открыв для себя новые краски в русской классической литературе. Для широкого круга читателей.

Оглавление

  • Биографический очерк
  • Бабушкины сказки
  • Песнь о собаке
  • Где ты, где ты, отчий дом…
  • Письмо матери
  • Мой путь
  • Клен ты мой опавший
  • Отговорила роща золотая…
  • Гой ты, русь, моя родная…
  • Русь советская
  • Спит ковыль…
  • Корова
  • Ночь
  • Гори, звезда моя, не падай…
  • Черная, потом пропахшая выть.
  • Устал я жить в родном краю…

Из серии: Классики за 30 минут

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Есенин за 30 минут предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Клен ты мой опавший

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

Данное стихотворение создано за месяц до гибели поэта во время его лечения в психиатрической клинике. Из окна его палаты хорошо виден этот клен, который существовал на самом деле. Примечательно, что Сергей Есенин сравнивает себя самого с этим деревом. Строчка: «…Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?…» призвана показать груз проблем и всяческих жизненных перипетий, выпавших на долю поэта.

Он честно признается, что пристрастился к алкоголю и ему необходима помощь, что силы его уже не те, что раньше: «…Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки…». Образ клена-пьяного сторожа метафоричен и говорит о том, что дерево как бы караулит судьбы пациентов клиники и часто напоминает автору его самого.

Не случайна аллюзия о том, как он бродит пьяным среди деревьев: «…Там вон встретил вербу, там сосну приметил…». Речь идет о людях, которых от встретил в жизни, однако так и остался не понятым ими. Себя он представляет молодым и зеленым сильным деревцем: «…Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым…». То есть здоровым и привлекательным молодым человеком, успешным поэтом, многократно кружившим хорошеньким женщинам головы. Отсюда и финальная строчка произведения: «…Как жену чужую, обнимал березку» — отсылка к тому, что настоящую крепкую любовь в своей жизни он так и не встретил, довольствуясь «чужими женами».

❣ Клен ты мой опавший, клен заледенелый

  • Природа
  • Есенин

За месяц до трагической гибели, находясь не в лучшем психологическом состоянии, Сергей Есенин пишет строки «Клен ты мой опавший, клен заледенелый», которые для многих стали визитной карточкой поэта. 1925 год – это время развенчания иллюзий, у автора строк уже нет надежды на встречу с настоящей любовью, автор так и нашёл общего языка с властями, а многие друзья отвернулись. Анализ текста стихотворения поможет лучше понять Сергея Александровича и позволит многое разглядеть между строк.

Алкоголь как спасательный круг?

В последние годы жизни застолья и разгульный образ жизни стали постоянными спутниками поэта, но было ли это проявление слабости? Скорее нет, ведь Есенин с помощью спиртного просто получал допинг для работы и жизни, без него всё теряло цвета и наступало отвращение к самому себе.

Сергей забывался в алкогольном дурмане, но делал это не по слабости, а умышленно, боясь добавить к потерянной любви и недопониманию власти ещё и творческую пустоту. Он выжимал из себя всё, словно бы предчувствуя скорый уход и пытаясь сделать максимально много на ниве творчества.

Исповедь клёну

В стихотворении «Клён ты мой опавший» автор описывает, как он возвращается с дружеской попойки и по дороге обращается к клёну. Несмотря на городскую жизнь в душе Есенин остался простым деревенским рубаха-парнем, который никогда не променяет Родину и русскую природу на вечную суету столицы.

Чтобы диалог с клёном вёлся на равном, автор представляет дерево, как утонувшего в сугробе пьяного сторожа.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Этому придуманному клёну Есенин доверят больше, чем людям, природа не обманет и не предаст, она выслушает его и не оттолкнёт. Разговор с деревом прямой и открытый, как между старыми приятелями. Это и понятно, ведь детство и отрочество Сергея прошли в тесной упряжке с природой.

Миражи одиночества

Во время исповеди клёну Есенин представляет себя молодым и полным сил. Сергей окунается в то время, когда ещё были живы мечты, когда строились планы, когда девушку в белом сменяла девушка в голубом и каждый день рождались новые надежды.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

Конечно, частично погружению в юность помогает алкоголь, под воздействием которого человек чувствует прилив физических и душевных сил, но не он один строит замки на песке иллюзий. Сергею Александровичу хотелось бы вернуться назад и пройти свой путь заново, уже не наступая на грабли, идя в том же направлении, но другой дорогой.

В строках ярко выражено чувство одиночества. Заметьте, в стихе фигурируют только деревья – людей здесь нет, они не достойны на этот момент внимания (на этот ли только). Тоска заметна в каждой строфе, горечь чувствуется в каждом слове.

В финале стихотворения на «сцене» появляется березка, которую автор строк обнимает, как чужую жену. Почему чужую? Возможно, это прилагательное не случайно и не является простой рифмой – в деревне за обнимашки с чужой женой часто приходится дорого платить. Плата Есенина за любовь к родной земле и природе – это неприятие его творчества в городе, отсюда пьянки и случайные женщины.

Стихотворение является одним из последних лирических работ Сергея, со стороны может показаться, что в нём он уже начинал прощаться с тем, что было более всего дорого его сердцу.

П. С. Стих написан примерно 26 ноября 1925 года в палате психиатрической больницы, где Есенин пытался скрыться от возможного ареста. До смерти оставалось меньше месяца…

Анализ средств выразительности

Строфы написаны размером хорей, строфикой в виде четверостишья с перекрёстной рифмовкой женского рода (дорогу – ногу, доску – березку).

В качестве средств выразительности Есенин использовал эпитеты (метель белая, клён заледенелый, дружеской попойки) и стихотворные определения (пьяный сторож). Литературное определение клён, жанр – пейзажная лирика.

Текст

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Исполняет Н Сличенко

Послушайте, как исполняет романс на слова стихотворения Николай Сличенко. Просто красиво… .

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Фотоальбом

  • Все (21)

Рубрики

  • публицистика (2535)
  • идеология (1514)
  • политические деятели (1893)
  • предательство и предатели (1704)
  • «заклятые друзья» (514)
  • лабиринты истории (493)
  • актеры и актрисы голливуда (391)
  • героизм (205)
  • культура (197)
  • революция в россии (125)
  • революционные деятели (33)
  • гражданская война (24)
  • анархизм (9)
  • загадки истории (88)
  • донбасс (86)
  • телевидение (32)
  • сказки (12)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (859)
  • герои (175)
  • партизаны и партизанская война (5)
  • великие композиторы (175)
  • великие певцы (78)
  • великие писатели и поэты россии (613)
  • великие художники (520)
  • города и страны (1425)
  • декабристы (49)
  • дети (349)
  • доброта (73)
  • драматурги (20)
  • древняя русь (158)
  • жзл (183)
  • живопись (1362)
  • портреты (236)
  • акварели (115)
  • картины и иллюстрации (96)
  • история картин (91)
  • живопись и поэзия (91)
  • иллюстрации (84)
  • история создания картин (171)
  • картины великих художников (400)
  • животные (567)
  • забытые имена (563)
  • зарубежные актеры кино (192)
  • зарубежные актрисы кино (281)
  • зарубежные писатели и поэты (305)
  • звезды из прошлого (1613)
  • звезды сцены (1003)
  • знаменитости (2577)
  • известные личности (2260)
  • интервью (269)
  • интересно (360)
  • интересные истории (1618)
  • интересные факты (10583)
  • искусство (265)
  • истории (1715)
  • истории любви (1022)
  • истории создания фильма (43)
  • история монархов (639)
  • история песни (46)
  • история Европы (519)
  • история Крыма (81)
  • история России (2876)
  • либералы и оппозия (578)
  • «творческая интеллигенция» (300)
  • экономика (182)
  • история СССР (1491)
  • катастрофы (132)
  • киноактеры и киноактрисы (587)
  • кинозал (156)
  • композиторы (192)
  • котики и кошечки с котятами (963)
  • котоматрицы (337)
  • кошки в живописи (65)
  • кошки и фото (72)
  • кошки и юмор (292)
  • кумиры (863)
  • звезды голливуда (182)
  • любовь (205)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5841)
  • мир балета (178)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (3416)
  • интервью с актерами (65)
  • прототипы героев фильмов (64)
  • история создания фильма (573)
  • музыка из кинофильмов (134)
  • мультфильмы (101)
  • размышления о фильме (263)
  • рецензия на фильм (27)
  • экранизации (84)
  • мир театра (534)
  • мир цирка (33)
  • мифология (127)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (277)
  • музыка (1583)
  • авторы (373)
  • исполнители (343)
  • барды (50)
  • история создания опер (23)
  • джазовая музыка (49)
  • дирижеры (7)
  • история песни (283)
  • история создания (130)
  • классическая музыка (201)
  • поп-музыка (104)
  • ретро-музыка (580)
  • романсы (412)
  • танцевальная музыка (178)
  • образование (124)
  • отечественные актеры кино (870)
  • отечественные актрисы кино (617)
  • певицы (228)
  • певцы (277)
  • певцы и певицы бельканто (37)
  • политика (2653)
  • поэзия (383)
  • праздники (180)
  • притчи. (9)
  • психология (1914)
  • Пушкиниана (252)
  • режиссеры (308)
  • религия (151)
  • русские писатели (142)
  • русские поэты (155)
  • русский язык (99)
  • грамматика (31)
  • садальский (146)
  • сатира (112)
  • сатирики (109)
  • собаки (132)
  • советские писатели (153)
  • советские поэты (144)
  • спорт (56)
  • СССР (65)
  • схемки (84)
  • танцовщицы (92)
  • танцоры (52)
  • танцы. танцевальные номера (54)
  • театр. театральные актеры и актрисы (461)
  • Украина (438)
  • фигурное катание (1)
  • фото (480)
  • художественная литература (456)
  • прототипы героев книг (43)
  • русские писатели (29)
  • русские поэты (38)
  • художники (563)
  • цветы (30)
  • цитаты (394)
  • афоризмы (83)
  • крылатые фразы (102)
  • чтобы помнили (1443)
  • актеры (99)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (553)
  • юмор (652)
  • юмор в живописи (9)
  • юмористы (52)

Цитатник

  • Все (2509)

«Николай Добронравов. Тост за достоинство честных певцов» Творческий и семейный союз композит.

Акварель, лишь способна, прозрачность нести. Grand Duchess Olga Alexandrovna .

Схемы «Усатые-хвостатые на фоне осени» .

«В глубине души такая печаль . » Письма Н.Н. Пушкиной-Ланской П.П. Ланскому Портрет Н.

Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.

Видео

  • Все (1)

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Друзья

  • Все (156)

Постоянные читатели

  • Все (1055)

Сообщества

Статистика

ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «КЛЁН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ. «. РОМАНС

Концерт, посвящённый С.Есенину в связи с его юбилеем, напомнил о страничке жизни Есенина, связанной с написанием стихотворения «Клён ты мой опавший». Эта история описана в книге Э.А. Хлысталова «Тайна гостиницы «Англетер».
28 ноября исполняется 90 лет со дня написания этого стихотворения.

Из кинофильма «По ту сторону волков». Влад Галкин, Чайф

Отрывок из книги Эдуарда Александровича Хлысталова
«Тайна гостиницы «Англетер»

…предстоял суд…
Решили использовать последнее средство — положить Есенина в психиатрическую больницу, мол, «психов не судят». Софья Толстая договорилась с профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой….
…В стороне от грохочущих магистралей, недалеко от Пироговской улицы, до наших дней чудом сохранился тенистый парк, когда-то огороженный трехметровой глухой кирпичной стеной. Город наступает на-парк, часть его уже вырублена и отдана под огромное здание глазного института. С одной стороны к парку примыкает Музей-усадьба Л. Н. Толстого, с другой — широкое двухэтажное здание, построенное в конце 19-го века на средства благотворителей в стиле классической русской архитектуры. В этом прекрасном здании, где все продумано от вешалки до великолепного актового зала, и разместилась психиатрическая клиника.
…Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П. Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина. П. Б. Ганнушкин не выдал на расправу своего земляка. Вместо поэта чекисты получили справку следующего содержания:
«Больной С. А. Есенин находится на излечении в психиатрической клинике с 26 ноября с/г по настоящее время, по состоянию своего здоровья не может быть допрошен в суде» (ГЛМ, 397/8).
Почувствовав себя в безопасности, поэт начал активно работать. Строгий режим, забота врачей, регулярное питание благоприятно сказались на его здоровье. Посещавшие Есенина в клинике друзья и знакомые отмечали отличный внешний вид поэта, остроумие и высокий душевный настрой.
С первого дня Есенина полюбили все сотрудники клиники. Известный по газетам пьяница, антисемит, хулиган и коварный соблазнитель женских сердец на самом деле оказался совсем другим: скромным, по-детски застенчивым, доброжелательным и постоянно улыбчивым. Никакого высокомерия, самолюбования на самом деле не было.

Ныне здравствующая дочь доктора Зиновьева, жена поэта Ивана Приблудного — Милонова Наталья Петровна, рассказывала мне о том периоде. У них в семье не было принято интересоваться работой отца. Но Есенин хорошо ее знал и часто через отца передавал ей приветы, поэтому она спрашивала о его состоянии здоровья. П. М. Зиновьев ей говорил, что поэт ничем не болен, просто отдыхает и ничем его в клинике не лечат.
В клинике Есенин написал пятнадцать стихотворений. Особое место среди них занимает «Клен ты мой опавший. » Какие проникновенные слова, сколько в них неподдельной грусти.

Исполняет трио «Реликт»

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

В автографе стихотворения поэт поставил дату его сочинения — 28 ноября. Именно в этот день приходили в клинику чекисты. Возможно, Есенин в этот день только записал стихотворение, а сочинил его раньше? У него была такая практика. В этом стихотворении ни, строчки о городском пейзаже, все о зимней деревне.


Но это только кажется. Сергей Александрович последние несколько лет не был в деревне зимой, и потом слово «словно» не утверждает деревенского пейзажа. С. Толстая вспоминала, что поэт намеревался написать цикл стихотворений о русской зиме. «Клен» — одно из них. Если это стихотворение написано в клинике, то должен быть клен, вдохновивший его на эти великолепнейшие строки.
Решаю проверить свою догадку. Направляю запрос в Гидрометцентр СССР с просьбой сообщить погоду в центре Москвы 26—28 ноября 1925 года. Вот ответ:
«Сообщаю сведения о погоде в г. Москве по данным метеостанции ТСХА (обсерватория Михельсона): высота снежного покрова неизвестна, но снег лежал. 28 ноября снега выпало 9.4 миллиметра, ветер юго-западный, 8 метров в секунду, температура один градус мороза, дула низовая метель».
Я уже не сомневался, что у клиники должен быть клен, который 28 ноября «утонул в сугробе, приморозил ногу». Нашел клинику. Перед парадным входом шеренгой выстроились стройные красавцы клены. Им лет по тридцать — сорок. Нет, этих тогда еще не было на свете. Столетнего клена не вижу.
Захожу в клинику. Мне, юристу-криминалисту, было сделано исключение. В белом халате врача разрешили осмотреть мужское отделение. С трепетом поднялся на второй этаж. Вот здесь должна быть небольшая комната, в которой лежал Есенин. Из широченного окна в коридоре я увидел столетний клен.


Сомнений не было. Это он, скромно отступивший с тропы в больничном парке. Он ровесник Есенина.
В ту зябкую и нелегкую пору упал на него взгляд поэта. Набросив на плечи меховое пальто, униженный и оскорбленный национальный поэт России печально смотрел на облетевшие деревья. На улице холодно, ветрено, за двойными рамами гудит метель. Несколько золотых листьев крепко держатся за родные ветки. Ледяной ветер пытается их .сорвать. У Есенина перехватывает дыхание, он не может сдержать слез. Губы зашептали слова….

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку.

Есенин стихи как жену чужую обнимал березку

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «КЛЁН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ. «. РОМАНС

Концерт, посвящённый С.Есенину в связи с его юбилеем, напомнил о страничке жизни Есенина, связанной с написанием стихотворения «Клён ты мой опавший». Эта история описана в книге Э.А. Хлысталова «Тайна гостиницы «Англетер».
28 ноября исполняется 90 лет со дня написания этого стихотворения.

Из кинофильма «По ту сторону волков». Влад Галкин, Чайф

Отрывок из книги Эдуарда Александровича Хлысталова
«Тайна гостиницы «Англетер»

…предстоял суд…
Решили использовать последнее средство — положить Есенина в психиатрическую больницу, мол, «психов не судят». Софья Толстая договорилась с профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой….
…В стороне от грохочущих магистралей, недалеко от Пироговской улицы, до наших дней чудом сохранился тенистый парк, когда-то огороженный трехметровой глухой кирпичной стеной. Город наступает на-парк, часть его уже вырублена и отдана под огромное здание глазного института. С одной стороны к парку примыкает Музей-усадьба Л. Н. Толстого, с другой — широкое двухэтажное здание, построенное в конце 19-го века на средства благотворителей в стиле классической русской архитектуры. В этом прекрасном здании, где все продумано от вешалки до великолепного актового зала, и разместилась психиатрическая клиника.
…Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П. Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина. П. Б. Ганнушкин не выдал на расправу своего земляка. Вместо поэта чекисты получили справку следующего содержания:
«Больной С. А. Есенин находится на излечении в психиатрической клинике с 26 ноября с/г по настоящее время, по состоянию своего здоровья не может быть допрошен в суде» (ГЛМ, 397/8).
Почувствовав себя в безопасности, поэт начал активно работать. Строгий режим, забота врачей, регулярное питание благоприятно сказались на его здоровье. Посещавшие Есенина в клинике друзья и знакомые отмечали отличный внешний вид поэта, остроумие и высокий душевный настрой.
С первого дня Есенина полюбили все сотрудники клиники. Известный по газетам пьяница, антисемит, хулиган и коварный соблазнитель женских сердец на самом деле оказался совсем другим: скромным, по-детски застенчивым, доброжелательным и постоянно улыбчивым. Никакого высокомерия, самолюбования на самом деле не было.

Ныне здравствующая дочь доктора Зиновьева, жена поэта Ивана Приблудного — Милонова Наталья Петровна, рассказывала мне о том периоде. У них в семье не было принято интересоваться работой отца. Но Есенин хорошо ее знал и часто через отца передавал ей приветы, поэтому она спрашивала о его состоянии здоровья. П. М. Зиновьев ей говорил, что поэт ничем не болен, просто отдыхает и ничем его в клинике не лечат.
В клинике Есенин написал пятнадцать стихотворений. Особое место среди них занимает «Клен ты мой опавший. » Какие проникновенные слова, сколько в них неподдельной грусти.

Исполняет трио «Реликт»

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

В автографе стихотворения поэт поставил дату его сочинения — 28 ноября. Именно в этот день приходили в клинику чекисты. Возможно, Есенин в этот день только записал стихотворение, а сочинил его раньше? У него была такая практика. В этом стихотворении ни, строчки о городском пейзаже, все о зимней деревне.

Но это только кажется. Сергей Александрович последние несколько лет не был в деревне зимой, и потом слово «словно» не утверждает деревенского пейзажа. С. Толстая вспоминала, что поэт намеревался написать цикл стихотворений о русской зиме. «Клен» — одно из них. Если это стихотворение написано в клинике, то должен быть клен, вдохновивший его на эти великолепнейшие строки.
Решаю проверить свою догадку. Направляю запрос в Гидрометцентр СССР с просьбой сообщить погоду в центре Москвы 26—28 ноября 1925 года. Вот ответ:
«Сообщаю сведения о погоде в г. Москве по данным метеостанции ТСХА (обсерватория Михельсона): высота снежного покрова неизвестна, но снег лежал. 28 ноября снега выпало 9.4 миллиметра, ветер юго-западный, 8 метров в секунду, температура один градус мороза, дула низовая метель».
Я уже не сомневался, что у клиники должен быть клен, который 28 ноября «утонул в сугробе, приморозил ногу». Нашел клинику. Перед парадным входом шеренгой выстроились стройные красавцы клены. Им лет по тридцать — сорок. Нет, этих тогда еще не было на свете. Столетнего клена не вижу.
Захожу в клинику. Мне, юристу-криминалисту, было сделано исключение. В белом халате врача разрешили осмотреть мужское отделение. С трепетом поднялся на второй этаж. Вот здесь должна быть небольшая комната, в которой лежал Есенин. Из широченного окна в коридоре я увидел столетний клен.

Сомнений не было. Это он, скромно отступивший с тропы в больничном парке. Он ровесник Есенина.
В ту зябкую и нелегкую пору упал на него взгляд поэта. Набросив на плечи меховое пальто, униженный и оскорбленный национальный поэт России печально смотрел на облетевшие деревья. На улице холодно, ветрено, за двойными рамами гудит метель. Несколько золотых листьев крепко держатся за родные ветки. Ледяной ветер пытается их .сорвать. У Есенина перехватывает дыхание, он не может сдержать слез. Губы зашептали слова….

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку.

Читать еще:  Казанова сериал чьи стихи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector