1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если я богат как царь морской размер стиха

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

В стихотворении «Дом хрустальный» герой говорит о своём отношении к любимой женщине. “Если я богат, как царь морской”, … “Если беден, я как пес — один”, — здесь выделены 2 разные ситуации: “богатый” и “бедный”, но в любой из них чувства к героине одинаковы: герой боготворит любимую, готов отдать свою жизнь без остатка.

Дом хрустальный на горе для нее,

Сам, как пес бы, так и рос в цепи

Родники мои серебряные,

Золотые мои россыпи!

Этот абзац 3 раза повторяется в стихотворении, являясь припевом. То есть независимо от того, “Я богатый” или “Я бедный”, лирический герой всегда будет любить только её одну. Она ― единственное его богатство, его источник вдохновения, его Мадонна:

Не сравнил бы я любую с тобой,

Хоть казни меня, хоть расстреливай.

Посмотри, как я любуюсь тобой —

Как Мадонной Рафаэлевой!

Все лексические единицы, участвующие в создании образа лирического героя, можно разделить на 3 ТТГ.

1) ТТГ «бедный» — беден, один как пес, шаром кати, жизнь скомкати, несчастный, казнить, расстреливать.

2) ТТГ «Богатый» — богат, как царь морской, мир подводный и надводный свой, родники серебряные, золотые россыпи.

3) ТТГ «Идеал» — дом хрустальный, Мадонна Рафаэлева, любоваться.

Противопоставление первых двух текстовых тематических групп подчеркивается антонимичными номинациями на уровне слова и словосочетания (причем в обоих словосочетаниях использована одна и та же сравнительная конструкция): в 1 ТТГ — «беден», «бедный», «один как пес», во 2 ТТГ — «богат», «богат как царь морской».

Всего на основе анализа выделено 15 единиц: 6 слов и 9 словосочетаний, в том числе устойчивых, из них в 1 ТТГ — 7 единиц, во 2 ТТГ — 6 единиц, в 3 ТТГ — 3 единицы.

В стихотворении «Дом хрустальный» слова “дом хрустальный”, вынесенные в заглавие, являются ключевым сочетанием, которое повторяется в тексте песни 4 раза. В Русском ассоциативном словаре [7] читаем: дом — родной, мой, высоко, красивый и другие. Хрустальный — кристальный, стекло, дворец. На наш взгляд, в данном тексте актуальными на слово-стимул «дом» представляются ассоциации: красивый, кристальный, высоко, дворец. Из этого следует, что дом в сердце героя имеет особенное значение, он отражает образ любви, статус любви и счастье любви.

Как уже отмечалось выше, словосочетание «дом хрустальный» является ключевым. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова у слова «дом» выделяются следующие значения:

1) Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий.

2) Жилое помещение, квартира; жильё, а также семья, люди, живущие вместе, одним хозяйством.

3) Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования.

В слове «хрустальный» выделяются 2 значения:

1) Прилагательное к хрусталь.

2) Прозрачный, сверкающий, чистый.

В анализируемом стихотворении актуализируется третье значение слова «дом» и второе значение слова «хрустальный».

Читая это стихотворение, можно почувствовать стук сердца героя. Образ любимой запал в его сердце, запечатлелся в памяти, слился с кровью. Из этого видно — он страстно любит её, не рассуждая ни о чём.

Таким образом, на основе анализа лексических единиц и путём выявления скрытой экспликации, можно сделать вывод: «дом хрустальный» — это нереальный образ, выражающий мечту героя, его желание иметь идеальную любовь. Здесь “Дом хрустальный” символизирует красоту, которая даёт герою силы и смелость никогда не сдаваться, не предавать свою мечту, свою любовь.
Стихотворение «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» также раскрывает образ лирического героя через его отношение к любимой. С точки зрения стилистической здесь уживаются с удивительной эмоциональной напряженностью нейтральные слова и разговорные (пусть на листьях не будет росы поутру; зря ли я столько сил разбазарил) [13, c. 3 – 7].

Первые двустишия первых двух и четвертой строфы рисуют картину заколдованного леса, они тяготеют к пейзажной лирике:

Твой мир колдунами на тысячи лет,

Укрыт от меня и от света,

И думаешь ты, что прекраснее нет,

Чем лес заколдованный этот.

Этот мир леса, луны, неба и тревожно щебечущих птиц поэтом очеловечивается – «пусть луна с небом пасмурным в ссоре». Природа живет своей жизнью. С этой жизнью слито все существо героини – «живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно». Эпитет «заколдованный» повторяется два раза для усиления власти волшебной силы, которой подвергается героиня. Сочетание прилагательных «заколдованный» (зачарованный) и «дикий» (сохраняющий первоначальный, первозданный вид, не тронутый человеком) говорит о колдовской силе, о дикости, которая удерживает героиню [13, c. 3]. Заколдованный лес — самый красивый, самый тёплый, но не настоящий, иллюзорный, спящий прекрасным сном. Герой, как сказочный принц, хочет разбудить любимую и показать ей настоящий мир.

Пусть черёмухи сохнут бельем на ветру,

Пусть дождем опадают сирени.

Пусть на листьях не будет росы поутру,

Пусть луна с небом пасмурным в ссоре.

В.С. Высоцкий привлекает метафоры известные (лапы ели) и метафоризирует слова по сходству цвета и одежды, висящей на веревке (пусть черемухи сохнут бельем на ветру); по движению и сходству с каплями дождя, которых много (пусть дождем опадают сирени). С помощью описания природы выражена искренняя любовь. Наверное, чувства лирического героя в любой жизненной ситуации останутся неизменными. Он готов подарить своё сердце, душу, себя без остатка этой женщине, открыть ей новый, настоящий не “заколдованный” мир, показать этот новый мир во всём многообразии.

Повторяется также слово «пусть» во второй строфе в двух первых строчках и в четвертой строфе тоже в двух строчках (всё стихотворение состоит из 24 строф). Этот повтор слова «пусть» не только выступает как стилистическое средство, усиливающее экспрессивную пульсацию эмоционального напряжения, но анафорично повторяемое слово создает художественный мир, изобразительную емкость в последующей уже повторяющейся два раза строке «всё равно я отсюда тебя заберу» [13, c. 4].

Для наименования жилища человека поэт употребляет иерархию слов: дворец – терем – шалаш. У них есть смысловая общность «жилище человека», но они далеки друг от друга. Дворец – «здание, являющееся жилищем, постоянным местопребыванием царствующей особы». Думается, именно сема «царствующая особа» имплицитно присутствует здесь. Герой утверждает: «…все равно я отсюда тебя заберу, во дворец, где играют свирели». Слово «свирели» (русский народный музыкальный инструмент) придает тексту тончайшие нюансы светлого чувства, огромной любви. Терем – «жилое помещение в верхней части богатых хором или дом в виде башни в древней Руси».

Читать еще:  Анализ стиха и когда друг друга проклинали

Всё равно я отсюда тебя заберу

В светлый терем с балконом на море.

Автор объединяет слово «терем», возникшее на базе древнерусского заимствования из греческого языка и ставшее русским в результате процесса усложнения, и заимствованное слово «балкон», пришедшее в русский язык в XVIII веке из итальянского языка, для того чтобы показать на нереальность желания, а слово «светлый» – «яркий, хорошо освещенный» – подчеркивает эту нереальность мечты и желания.

Шалаш – «временная небольшая постройка для жилья из жердей, кольев, покрытых ветками, соломой». Герой призывает свою любимую согласиться на бедное жилище – «хотя бы на рай в шалаше». Это противопоставление дворец – шалаш и промежуточное терем имеет большую смысловую и эмоциональную нагрузку [13, c. 5]. Здесь чувствуется печаль, отчаяние лирического героя, которую подчеркивают слова «хотя бы». Глаголы заберу, унесу, украду усиливают динамическую картину борьбы души героя, страданий и несовпадения мечты и реальной действительности. Реальная действительность – «шалаш», и любимая должна согласиться «хотя бы на рай в шалаше». Здесь не со случайное совпадение устойчивого и свободного сочетаний, а авторский выбор употребления словосочетания, которое вне контекста осознается как фразеологизм. Семантическое наполнение фразеологизма очень устойчивое: поэт сознательно не употребляет компонент «с милым», придавая словам «соглашайся хотя бы на рай в шалаше» значение «деваться некуда, дворец и терем уже заняты, а местом, доставляющим радость общения с любимым, может быть и шалаш». Герой считает, что надо соглашаться на временное неуютное и небогатое жилище, и что им, любящим друг друга, будет и в нем хорошо. Все стихотворение «Здесь лапы у елей дрожат на весу …» В.С. Высоцкого овеяно грустью, но не безысходностью. И эти слова «соглашайся хотя бы на рай в шалаше» говорят о том, что не важно «если терем с дворцом кто-то занял» – важно быть рядом и вместе, чувствовать биение жизни, единение души и сердца [13, c. 6].

В ассоциативном словаре [7] читаем: дворец — красивый, золотой, красота, хрустальный, бракосочетание; терем — царский, деревянный; рай в шалаше — для двоих.

Таким образом, стихи В.С. Высоцкого о любви позволяют не забыть, что счастье может быть коротким, но настоящие чувства остаются вечными. Для лирического героя иметь идеальную любовь — значит иметь весь мир. Лирического героя стихотворения можно охарактеризовать как сильного, искреннего, смелого человека, который никогда не предаст мечты и любви.
^ 2.2. Лирический герой в горах.

В.С. Высоцкий часто описывает своего героя в трудных, порой трагических ситуациях, где человек проверяет себя на прочность. В стихотворении «Прощание с горами» автор показывает горы местом, где человек крепнет духом, учится отличать истинное от ложного. Лирический герой не любит жизнь города, где много машин, много людей и шума, он никогда не привыкнет к такому образу жизни:

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы — просто некуда деться.

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах своё сердце.

Слово «горы» является центральным образом стихотворения: оно 7 раз повторяется в тексте. Наверное, горы — источник жизни лирического героя, его мечта, стимул к победам, свершениям.

Так оставьте ненужные споры!

Я себе уже все доказал —

Лучше гор могут быть только горы,

На которых никто не бывал.

Этот абзац 2 раза повторяется в песне, в нём выражается основная идея: не останавливайся на достигнутом! Всегда есть вершина выше той, которую ты уже покорил.

Лексические единицы, участвующие в создании образа лирического героя, можно разделить на 2 ТТГ — «Горы » и «Город».

«Горы» — горы, сердце, зов сердца, покоренная вершина, надежды, песни, слова, темы.

«Город»- суета, потоки машин, беда, вниз, ненужные споры, некуда деться, должны, спускаться.

Итак, выявлены смысловые оппозиции: лексемы первой ТТГ описывают духовную жизнь человека, его цели, мечты, стремления, жизнь души, тогда как лексические единицы второй ТТГ — обыденную жизнь, то, что мешает герою, атмосферу, в которой герой задыхается. Противопоставление подчёркивается антонимичными номинациями: в 1 ТТГ — горы, вершина, зов сердца, во 2 ТТГ — вниз, спускаться, должны, некуда деться. Всего 17 единиц: 11 слов и 6 словосочетаний, в 1 ТТГ — 8 единиц, во 2 ТТГ — 9 единиц.

В » Русском ассоциативном словаре» зафиксированы следующие актуальные для данного исследования реакции на слова-стимулы : «гора, горы» — высокая, трудность, вершина, преграда, человек, Высоцкий, «вершина» — горы, пик, дерева, мира, творчество, «вниз»: вверх, падать, спуск, спускаться.

Гора:1) Значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. 2) Гористая (горная) местность. 3) Множество; куча, нагромождение. 4) Естественное или специально сооруженное возвышение для спуска на лыжах, санках и т.п.

Вершина: 1) Верхняя, самая высокая часть чего-л. 2) Высшая степень, ступень чего-л.

Вниз:1) По направлению к земле, к нижней части чего-л. 2) По направлению к устью реки, по течению реки, к низовью.

В тексте стихотворения, на наш взгляд, актуализируются оба значения слова «вершина», 1 и 2 значения слова «гора». Вниз: по направлению к земле, к нижней части чего-л.

Таким образом, на основе анализа лексических единиц и путём выявления скрытой экспликации, можно сделать вывод: лирический герой В. Высоцкого стремится к свободе, перед трудностями никогда не сдаётся, для него достигнуть вершину горы — это не слава, а способ преодолеть себя.
Когда я прочитал текст песни «Ну вот, исчезла дрожь в руках» (1976), моим первым впечатлением было одно слово — мечта:

Читать еще:  Стих про щенка который искал хозяина

Среди нехоженых путей

Один — пусть мой,

Среди непройденных дорог,

Приведенные строчки свидетельствуют о том, что герой имеет свою особенную цель, свою мечту, он все время идет вперед, к своей мечте. Он смелый, независимый и свободолюбивый. Эпитеты “нехоженые пути”, “непройденные дороги” помогают понять, что у героя есть исключительная мечта. Он горит желанием исполнить свою мечту, но в то же время испытывает страх перед реальностью, и вот — “сорвался в пропасть страх”― он достиг вершины горы, заглянул вниз. Всё показалось герою маленьким, таким простым. В этот момент он почувствовал, что достиг цели, избавился от страхов, предрассудков, которые мешали ему жить и свободно дышать.

Мой океан со всех сторон.

Здесь океан — символ жизни, жизнь такая, мы не можем изменить, океан не всегда спокойный. Ну и пусть так: жизнь — сложная, а герой не боится, не останавливается перед трудностями и неизвестностью.

Лексические единицы, участвующие в создании образа лирического героя, можно разделить на 3 ТТГ.

1 ТТГ «вершина» — наверх, вершина, мир, тайна, мечта, чистота глубин и слов, удача, свято верить, петь.

2 ТТГ «середина» — идти, нехоженный путь, невзятый рубеж, не доплыл, в волны лег, непройденная дорога, остановка, сомнения, среда.

3 ТТГ «дно» — штормит, пропасть, страх, дрожь.

Всего 22 единицы: 16 слов и 6 словосочетаний: в 1 ТТГ — 9 единиц, во 2 ТТГ — 9 единиц, в 3 ТТГ — 4 единицы.

В » Русском ассоциативном словаре » [7] зафиксированы следующие актуальные для нашего исследования реакции на слова-стимулы :

Вершина: горы, мир, высокая, горы и Высоцкий.

Середина: пути, жизни, дороги, всегда, золотая.

Дно: на дне, море, глубокое, океан.

Вершина:1) Верхняя, самая высокая часть чего-л. 2) Высшая степень, ступень чего-л.

Середина:1) Место, более или менее одинаково удалённое от краёв, концов чего-л. 2) Время, более или менее одинаково удалённое от начала и конца чего-л.С. лета. 3) Промежуточный момент в течении, развитии чего-л. 4) Промежуточная позиция в чем-л.

Дно:1) Почва, грунт под водой моря, реки, озера и т.п. 2) Нижняя часть какого-л. углубления на земной поверхности. 3) Низ, основание какой-л. ёмкости, а также судна. 4) О деклассированных членах общества, их среде, быте.

Для данного исследования актуальными являются значения:

Вершина: Верхняя, самая высокая часть чего-л.

Середина: Место, более или менее одинаково удалённое от краёв, концов чего-л.

Дно: Нижняя часть какого-л. углубления на земной поверхности.

Таким образом, на основе анализа лексических единиц и путём выявления скрытой экспликации, можно делать вывод: «встречал» — «старался» — «преодолел». Наконец, герой достиг цели, избавился от страхов, предрассудков.

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Читать еще:  Кому посвятила стихи ахматова

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector