0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фильм про водителя автобуса который писал стихи

Зельвенский против «Патерсона»: Джим Джармуш смотрит в зеркало

Станислав Зельвенский с грустью сообщает, что не так с новыми фильмами Джармуша.

В городке Патерсон, Нью-Джерси, живет молодой мужчина по фамилии (или имени?) Патерсон (Адам Драйвер). Каждое утро он отправляется на работу: водить рейсовый автобус. Каждый день он съедает бутерброд с видом на живописный водопад. Каждый вечер он ужинает с красавицей женой (или подругой?) Лорой (Голшифте Фарахани), выгуливает английского бульдога и выпивает одну кружку пива в баре, перекидываясь парой слов с барменом и завсегдатаями. Кроме того, Патерсон носит с собой блокнот и записывает туда стихи, которые сочиняет.

Творчество — это дисциплина, прилежание, скромность и рутина. Это одна из главных идей «Патерсона». Вот уже тридцать семь лет — чуть больше, чем главному герою, — Джим Джармуш по утрам просыпается и идет (не буквально, конечно) снимать кинофильмы. Один из самых признанных режиссеров современности, он с успехом работал в разных странах с талантливыми знаменитыми людьми. Делать про это фильм было бы, конечно, неправильно, нескромно, поэтому его альтер эго — пролетарий из провинции, который водит автобус; Джармуш чувствует с ним духовное родство и одобряет его маленький ежедневный героизм, его отсутствие амбиций, его незаметный миру творческий поиск. Вероятно, он даже немного завидует ему: простая жизнь, простые радости. На книжной полке Патерсона рядом с томиками стихов и «Бесконечной шуткой» (которая так выложена, что ее трудно не заметить) стоит еще, например, «Уолден» Генри Торо, интеллектуальный манифест о прелести физического труда и жизни в хижине вдали от суеты.

Превращение с возрастом из голоса поколения в надутого, витающего в облаках позера — очень распространенная история, но в случае Джармуша это выглядит как-то особенно обидно. Обладатель острого слуха и уникального голоса, однажды он перестал снимать фильмы о людях и стал снимать о творчестве. Центральной темой позднего Джармуша оказалось противостояние воображаемого мира художников, поэтов, музыкантов — и мира реального, с его жестокостью, коррупцией, экономической депрессией: самым буквальным образом они схлестнулись в «Пределах контроля», но и «Выживут только любовники», конечно, про это (да и «Кофе и сигареты», если подумать). Иначе говоря, вместо того чтобы смотреть в окно, Джармуш начал неотрывно смотреть в зеркало — где с каждым годом, как все мы знаем, интересного все меньше.

«Ищите поэзию в повседневном», — говорит Джармуш в «Патерсоне». Когда-то, особенно в своих первых фильмах в 80-е, Джармуш об этом не говорил — он молча ее находил. И ленивым, как будто случайным движением выплескивал на экран. Сегодня стихи появляются на экране, написанные аккуратным почерком, да еще озвученные приятным голосом Драйвера, да еще с мечтательной музыкой, да еще с наплывами: женское лицо, струится вода, перо бежит по бумаге. Что-то такое ожидаешь увидеть на канале «Культура» в передаче про Пушкина.

В остальном это больше похоже на сайт AdMe: коллекция всего милого, креативного и заставляющего необременительно задуматься. Особенно в этом смысле удалась героиня Фарахани, домохозяйка с сильным творческим началом, в которой гармонично соединились идеалы разных эпох. С одной стороны, она готовит интересные ужины, понимает мужа с полуслова, поддерживает его и вдохновляет, а с другой, живет собственной духовной жизнью: оформляет интерьер их скромного жилища черно-белыми орнаментами, печет расписные капкейки и планирует стать кантри-певицей. Нельзя не отметить и собаку. Интересно, стал бы Вим Вендерс (тоже сошедший с ума, но совсем по-другому) дарить молодому Джармушу пленку, если бы знал, что тридцать лет спустя тот четверть фильма будет разглядывать очаровательного бульдожку.

Герои «Патерсона» живут в той же альтернативной вселенной, что и герои «Таинственного поезда», или «Ночи на Земле», или «Пса-призрака»: слегка потерянные люди на пустынных улицах, где каждый встречный, включая девочку в розовой курточке, может поддержать разговор о поэзии, из воздуха может соткаться мистический японец, а близнецы, упомянутые в первой сцене, будут впоследствии появляться за каждым поворотом. Но магия, которая во всем этом была, куда-то испарилась — остался набор приемов из прошлого века, вызывающий в основном неловкость. Поскольку Патерсон — водитель, на переднее сиденье ежедневно садятся два человека и ведут как бы забавный разговор (женщины, итальянские анархисты, Рубин Картер), который он слушает, доброжелательно поводя ушами. В баре по вечерам — маленькая любовная драма в нескольких сериях и мудрый чернокожий старик-бармен с шахматами. «Эх, сегодня мне надерут задницу». — «А с кем ты играешь?» — «С самим собой». Джармуш делает паузу для аплодисментов; бульдог привязан на улице, поэтому выразительно перевести камеру на его печальную морду (как режиссер делает в дюжине других сцен) не получается.

Нынешний Джармуш проповедует культурный эскапизм, пассивный культурный резистанс: смотри на ручеек, читай книжку, пиши стихи — и все будет хорошо. Довольствуйся малым. Увидь в нем красоту. Ешь, молись, люби. Он всегда был кумиром пошляков (не только их, конечно), но сам пошляком не был. Однако в последнее время его буддистский стоицизм превратился в какое-то уютное рок-н-ролльное мещанство, странное сочетание сенильности и инфантильности. Кажется, он и сам это понимает: если стихи Патерсона написаны глубоко пожилым поэтом Роном Паджеттом, то стихотворение девочки в розовом сочинил сам режиссер. Патерсон отказывается носить мобильный телефон, потому что — ну разумеется — «он будет чувствовать себя на поводке». Но, возможно, Джармушу пришло время переместиться туда, куда давным-давно переехали все многочисленные любители находить поэзию в повседневном: в Tumblr или инстаграм.

Рецензия на фильм «Патерсон»

Двухчасовое любование медленно текущим провинциальным пейзажем выдает в авторе большого любителя поэзии, но для зрителя такая картина может оказаться нелегким испытанием

Смотрите «Патерсон» онлайн

Трейлер

Смотрите «Патерсон» онлайн

Правообладателям

Ежемесячно более 17 миллионов пользователей посещают и активно используют Film.ru.

Чтобы дать нашим пользователям возможность смотреть фильмы легально, мы приглашаем к сотрудничеству онлайн-кинотеатры.

Участие в нашей партнерской программе значительно расширит ваш охват и увеличит долю новых зрителей.

Чтобы стать партнером, отправьте заявку на адрес partner@film.ru.

Будьте готовы предоставить API на библиотеку ваших фильмов и сериалов для интеграции на Film.ru.

Водитель автобуса по имени Патерсон ведет неспешную жизнь в компании жены Лауры и ее любимой собаки. Шесть дней в неделю он встает рано утром, отправляется на работу, весь день сидит за баранкой, слушая разговоры пассажиров, затем пропускает кружку пива в местном баре и отправляется домой, где ветреная супруга то рисует, то разучивает песни, то экспериментирует на кухне с кексами. Другой бы сошел с ума, погрузившись в рутину, но Патерсона его ритм жизни настраивает на поэтический лад, всюду он видит рифмы и смыслы. Намеренно отказавшись от современных технических помощников, Патерсон не печатает свои стихи на компьютере и не наговаривает на диктофон в своем мобильном – каждая поэтическая строчка заносится им в небольшой бумажный блокнот, тщательно охраняемый от посторонних. Но однажды поэт оставляет свое главное сокровище на столе в гостиной и уходит с женой в кино…

Кадр из фильма «Патерсон»

Если чьи-то фильмы и не стыдно сравнивать с поэзией, так это картины Джима Джармуша. Медитативные и глубокомысленные, серьезные и смешные, обыденные, но всеобъемлющие картины этого режиссера недаром считаются современной классикой – их внутренняя музыка способна растеребить многие души. Многие, но далеко не все, и в этом главная проблема творчества Джармуша – при кажущейся простоте массовый зритель их принимает плохо, а большая часть поклонников кино и вовсе сторонится такого кино. Что ж, поэзию тоже понимают и принимают не все, так стоит ли искать объединения и примирения?

Кадр из фильма «Патерсон»

Джармуш и не ищет. Его новый фильм «Патерсон» – одновременно издевка над теми «толстокожими» зрителями, которые нуждаются в классических сюжетных схемах с завязкой, катарсисом и четко проговариваемым финальным выводом, и филигранное подмигивание «своим», мол, мы-то с вами понимаем, нас-то объединяют нити куда более эфемерные. Такие фокусы, впрочем, Джармуш проворачивает давно: его «Выживут только любовники» лишь 13-летним девочкам покажутся «вампирской сагой», а «Мертвец» лишь для самых недалеких представляется исключительно вестерном. Но в «Патерсоне» режиссер напрямую обращается к совсем узкому кругу лиц, к тем, кто действительно понимает, чувствует и ценит поэзию.

Читать еще:  Ахматова стихи как соломинкой пьешь мою душу

Кадр из фильма «Патерсон»

Фильм и вправду получился поэтическим, рифма в нем бьет на протяжении всей картины: Патерсон-герой и Патерсон-город, гитара-арлекин и черно-белое оформление комнаты, езда на автобусе и путь из дома на работу, банальные проблемы коллеги и пафосные рыдания посетителя бара, даже близнецами фильм напичкан так плотно, как стих плохого поэта рифмами «кровь-любовь». Однако поэтика «Патерсона» – дело очень непростое для понимания и ощущения, для просмотра этого фильма, как никогда, возможно, нужно особое настроение. Нет, в фильме нет душераздирающих сцен, никто не погибает и не страдает от несправедливости мира, но просмотр «Патерсона» рекомендуется исключительно в комплекте с чтением томика Бродского и прослушиванием группы Radiohead – в фильме полно грусти и меланхолии.

Кадр из фильма «Патерсон»

Депрессивной, впрочем, ленту назвать тоже нельзя, финал даже несколько обнадеживает, поддерживает загрустившего было зрителя, одаривает новой порцией льющихся из-под пера Патерсона-водителя строк. Жизнь продолжается, несмотря ни на что, завтра утром будильник снова прозвонит, автобус выйдет на маршрут, а пассажиры станут перемывать косточки очередной соседке или звезде, не замечая, как улыбается невольно подслушивающий их шофер. И в этом весь Джармуш, герои его фильмов всегда возникают на экране словно из ниоткуда, а после двух часов неспешного диалога со зрителем исчезают в неизвестном направлении. Точно как слова неизвестной вам доселе поэмы, звонкие, наполненные смыслом, но убегающие из памяти, как вода сквозь пальцы.

Кадр из фильма «Патерсон»

Критики приняли новую работу признанного мастера американского независимого кино с воодушевлением: премьера в Каннах, призы и награды, комплименты в адрес Адама Драйвера, сменившего колоритное одеяние Мастера Рена из «Звездных войн» на тусклую спецовку рядового работяги, признание заслуг Джармуша за долгие годы его карьеры. Пыл этот, впрочем, охладел довольно быстро – на «Оскар» картина не выдвинута ни в одной номинации, наверное, академики не столь поэтичны, как окружающие Патерсона друзья, знакомые и просто случайные прохожие.

Наверное, действительно «Патерсону» суждено стать тем фильмом, который вместе с чашкой горячего чая и пледом будет ублажать загрустивших в отсутствие вдохновения доморощенных поэтов – упакованная в формат «неделя за два часа», эта картина может крутиться на бесконечном повторе и оставаться небанальной. Но, увы, для огромного числа зрителей «эти ваши стихи» про спички, водопады и вырванное из груди сердце не стоят истраченных на них чернил. И грустно, что Джармуш совсем не хочет говорить с этими «остальными». Мастер давно дистанцировался от обыденности и погрузился в свой собственный мирок, где «все еще ХХ век», где ценится прошлое, где мир населен идеальными водителями автобусов. И зрители ему там по большому счету не нужны.

Фильм про водителя автобуса который писал стихи

Во-первых, необходимо сказать, что безусловно не стоит воспринимать этот фильм буквально – это притча, а не реалистическое кино. «Патерсон» представляет определенную картину мира. Глобально, здесь противопоставляются две разные альтернативы отношения к жизни, два типа религий – монотеистические (христианство, ислам, иудаизм) и «восточные» религии (буддизм, синтоизм и другие). Главный герой, Патерсон (Адам Драйвер), конечно, олицетворяет буддизм. Его жена (Гольшифте Фарахани), соответственно – христианство. Весь фильм – это одно большое сравнение двух антиподов.

Подсказок для осознания этой идеи по фильму расставлено множество. Символично изображены семь дней творения. В данном случае Она создает «булочки» (капкейки). Хлеб –христианский символ. Вообще, в картину заложено немало библейских мотивов. Пятница – день «сбоя». Суббота – продажа капкейков, успех. Воскресенье – отдых. Таким образом, «христианскую часть» отражает по большей части Лора.

«Обращение Вселенной» к Патерсону – очень важно обращать внимание на знаки. В пятницу были предупреждения, было несколько нарушений-подсказок главному герою. Во-первых, он проспал (причем первый звоночек был в четверг, когда он проснулся немного позже обычного). Во-вторых, индус из автобусной компании не стал рассказывать, как у него дела, как он это обычно делает, а ответил, что Патерсону это будет неинтересно. В-третьих, и самое главное, потом происходит поломка автобуса. Причем это не обычная, а плохая поломка. Это не та поломка, которую можно легко понять. У автобуса не отвалилось колесо, не закончился бензин. Непонятный сбой произошел где-то внутри – какая-то мифическая поломка в электронике. Джармуш с самого начала показывает зрителю, что на знаки надо обращать внимание. После разговора о близнецах в первой сцене-прологе Патерсону и зрителю везде начинают видеться близнецы. Это значит, что из созерцания всего огромного мира, из анализа всей этой необъятной информации можно и нужно иногда выделять именно то, что имеет значение и как-то нам подсказывает. Кроме близнецов, Патерсон часто замечает, что люди независимо говорят одинаковыми фразами. Это опять же не надо воспринимать буквально. Смысл в том, что все эти люди (не созерцатели, не поэты) одинаковы и мыслят одинаково, банально – всюду бесконечные повторы и круговороты. Но это все равно прекрасно. Само устройство мира прекрасно, поэтому главный герой улыбается, когда это слышит.

Патерсона не зря так зовут. Сам город Патерсон – это мир. А Патерсон-человек растворен в этом мире и сам является им же. Поэт Джармуш может, как и Патерсон, творить без рифмы, но он также в данной картине прибегает к тавтологической рифме – эпифоре. Сочетание города-Патерсон и персонажа-Патерсона – яркий пример этому. Кроме того, в фильме есть, возможно, случайная, но эффектная эпифора – Драйвер (Адам Драйвер играет Патерсона) / драйвер (водитель автобуса). В общем, в лице Патерсона изображен образ людей, которые видят прекрасное в этом мире, и одно это делает их счастливыми. Другого им не нужно. Патерсон не покупает мобильный телефон, ему и так хорошо. Все по буддийским канонам. Его не интересует слава, деньги, материальные ценности. Его не интересует секс. Судя по всему, они с женой просто спят рядом. Он всегда просыпается в одежде. Его тело и дух спокойны, они в равновесии, ему не нужны человеческие страсти, поэтому он и счастлив. А жена, наоборот, с утра раздета – она подвержена страстям. Также еще одно подтверждение того, что Патерсон живет вне времени – для него все дни одинаковы, поэтому Лора говорит ему: «Сегодня суббота, спи». Для нее дни недели есть, а для него их просто не существует.

Также очень характерно то, как Патерсон и Лора совершенно по-разному поступают со злом – с собакой – после того, как она разодрала дневник со стихами. Патерсон действует абсолютно по-буддистки. Он говорит открыто, что зло ему не нравится, но при этом не прибегает к насилию, а выпускает пса из гаража и продолжает о нем заботиться. А жена действует агрессивно, она жестко и бескомпромиссно запирает его. И именно она, кстати, на протяжение всего фильма постоянно заигрывает с Марвином, то есть заигрывает со злом.

Для тех, кто все еще сомневается в том, что Джим Джармуш выражает восхищение буддизмом, ближе к концу приводится очень показательный эпизод, где Патерсон встречает на лавке туриста из Японии. В широком смысле идея данной сцены в следующем – после того, как зло победило (Марвин разгрыз блокнот в субботу), помощь приходит именно с Востока. Японец восстанавливает равновесие в жизни Патерсона, давая ему новый чистый блокнот. И дальше цикл повторяется, наступает понедельник, Патерсон вновь пишет стихи. Возможно, аналогичный процесс происходит у него каждую неделю и повторяется вновь и вновь. Однако у настоящего буддиста, живущего в правильной среде, не было бы такой зацикленности – все было бы вечным и неизменным. А здесь показана история жизни «буддиста» вместе с «небуддистами», откуда в данном случае и присутствуют определенные сбои.

Читать еще:  Сколько стоит счастье стихи

Очень важна фраза, которую Патерсон запомнил из песни и озвучивает в стихотворении в самом конце: «А ты хотел бы рыбой стать?». Рыба, в отличие от свиньи и осла – других упомянутых в песне животных – хладнокровна. Сложно представить более буддийское создание – рыба находится в термодинамическом равновесии со всем миром и неспеша плавает по бескрайнему океану. По образу жизни Патерсон безусловно больше схож с рыбой, чем с кабаном.

Фильм Патерсон 2016

Вы когда-нибудь смотрели фильм про водителя Автобуса.
Нет?
Да.
Многим наверно совсем не интересно
Увидеть Одну неделю из Жизни Водителя.

В Этом Фильме Несколько Привлекающих (меня)Особенностей!

Водитель Автобуса пишет Стихи.
Кажется что такого, обычное явление.
Однако не Каждого Поэта Поддерживает ЛЮБИМАЯ.
Жена.

В Фильме, Непонятно мне почему,
Акцентируется внимание на Двойняшках.
Ни чего конкретно не говорится,
Но показано внимание Героя обращённое к ним.

Его супруга Домохозяйка.
Вроде бы тоже н чего необычного.
Но она дизайнер!
Домашний дизайнер!
Экспериментирует исключительно дома!
С Двумя цветами Белым и Чёрным!
Говорят это две Крайности!
И любое их смешение приводит к серости.
Видели бы вы Её Работы.
Это чёрное платье в белый горошек.
Ещё она Удивительно печёт Кексы.
И Учится играть на гитаре.
Гитаре «Арлекино» разрисованную в чёрные и белые треугольники.
И много чего ещё интересного в её интерьере гардеробе аксессуарах!

Сами стихи.
Автор пишет то что видит.
Судить о качестве.
Дело неблагодарное.
Проблема, как и у всех Писателей,
Есть те, кто безоговорочно признаёт их творчество ТАЛАНТЛИВЫМ.
Это и Есть ПРОБЛЕМА.
Без Критики трудно осознать действительность!

Классическая фраза «Рукописи не горят!»
В мир Интернета утратила своё значение.
Но Рукописи изодранные собакой в клочья,
Точно не восстановятся!
По этому уважаемые Коллеги.
Вовремя дублируйте свои творения.
(Что я постоянно собираюсь, но никак не сделаю)

Слушайте начинающих Авторов,
Хотя бы просто Слушайте!
Если выскажете своё мнение
Это даже Приветствуется!
Но.
Не Убейте Их Тягу к творчеству!

Фраза одного из второстепенных героев:
-Без любви.
Какой смысл вообще Жить.
Наверно это так.
Но Любовь бывает Разной.
Взаимной!
Односторонней.
Надуманной.
Привычкой.
Потребностью для.
Вспыльчивой.
Ослепляющей..
Без какой именно Любви не стоит жить.

Предфинальный эпизод у Водопада.
Встреча Героя ,
после того как собака изорвала его Блокнот со стихами,
Которые он так и не копировал,
С таким же писателем из Японии,
Приехавший посмотреть на родину Знаменитого Поэта,
Который родился в этом городе!
Он писал в таком же блокноте,
Но на японском языке.
И было произнесено:

Мои стихи на Японском. Перевода нет.
Перевод — это как приём душа в дождевике!

И возможно он прав.
Перевести можно слова,
Но не состояние души.

Они сидели на скамеечке созерцая водопад,
Над которым простирался железный мост.
Японская внешность собеседника
Позволяла думать,
Что они смотрят на Сад Камней,
Ил на Фудзияму.
Черпая Вдохновение и Мудрость!
Беседа была Интересной для обоих!
На прощание Водителю была подарена чистая тетрадь
Со словами:

Иногда, пустые страницы, дают много возможностей.

Десятое:
———————————————

Да. Чуть не упустил из виду!

Интонация Чтения стихов, определяет их восприятие.
Как в этом фильме!
Текст бытовой.
А слышишь Музыку души.
Читайте Вслух.

Итого:
———————————————-
Фильм не для Широкого зрителя!
Он скучен по сюжету.
Он для Тех кто когда-нибудь что-нибудь писал.
Если вы его Посмотрите, то обретёте лишь Единение с героем.
А не посмотрите, не много и потеряете.
Разве что Дизайн в Чёрно-белом стиле,
Это Единственное что Впечатляет.
Да! И ещё Любовь его Жены.
Красивая Добрая и заботливая!
С Уважением ко всем кто прочитал эти размышления.
Ваш(СВ(к))

Фильм Патерсон 2016

Вы когда-нибудь смотрели фильм про водителя Автобуса.
Нет?
Да.
Многим наверно совсем не интересно
Увидеть Одну неделю из Жизни Водителя.

В Этом Фильме Несколько Привлекающих (меня)Особенностей!

Водитель Автобуса пишет Стихи.
Кажется что такого, обычное явление.
Однако не Каждого Поэта Поддерживает ЛЮБИМАЯ.
Жена.

В Фильме, Непонятно мне почему,
Акцентируется внимание на Двойняшках.
Ни чего конкретно не говорится,
Но показано внимание Героя обращённое к ним.

Его супруга Домохозяйка.
Вроде бы тоже н чего необычного.
Но она дизайнер!
Домашний дизайнер!
Экспериментирует исключительно дома!
С Двумя цветами Белым и Чёрным!
Говорят это две Крайности!
И любое их смешение приводит к серости.
Видели бы вы Её Работы.
Это чёрное платье в белый горошек.
Ещё она Удивительно печёт Кексы.
И Учится играть на гитаре.
Гитаре «Арлекино» разрисованную в чёрные и белые треугольники.
И много чего ещё интересного в её интерьере гардеробе аксессуарах!

Сами стихи.
Автор пишет то что видит.
Судить о качестве.
Дело неблагодарное.
Проблема, как и у всех Писателей,
Есть те, кто безоговорочно признаёт их творчество ТАЛАНТЛИВЫМ.
Это и Есть ПРОБЛЕМА.
Без Критики трудно осознать действительность!

Классическая фраза «Рукописи не горят!»
В мир Интернета утратила своё значение.
Но Рукописи изодранные собакой в клочья,
Точно не восстановятся!
По этому уважаемые Коллеги.
Вовремя дублируйте свои творения.
(Что я постоянно собираюсь, но никак не сделаю)

Слушайте начинающих Авторов,
Хотя бы просто Слушайте!
Если выскажете своё мнение
Это даже Приветствуется!
Но.
Не Убейте Их Тягу к творчеству!

Фраза одного из второстепенных героев:
-Без любви.
Какой смысл вообще Жить.
Наверно это так.
Но Любовь бывает Разной.
Взаимной!
Односторонней.
Надуманной.
Привычкой.
Потребностью для.
Вспыльчивой.
Ослепляющей..
Без какой именно Любви не стоит жить.

Предфинальный эпизод у Водопада.
Встреча Героя ,
после того как собака изорвала его Блокнот со стихами,
Которые он так и не копировал,
С таким же писателем из Японии,
Приехавший посмотреть на родину Знаменитого Поэта,
Который родился в этом городе!
Он писал в таком же блокноте,
Но на японском языке.
И было произнесено:

Мои стихи на Японском. Перевода нет.
Перевод — это как приём душа в дождевике!

И возможно он прав.
Перевести можно слова,
Но не состояние души.

Они сидели на скамеечке созерцая водопад,
Над которым простирался железный мост.
Японская внешность собеседника
Позволяла думать,
Что они смотрят на Сад Камней,
Ил на Фудзияму.
Черпая Вдохновение и Мудрость!
Беседа была Интересной для обоих!
На прощание Водителю была подарена чистая тетрадь
Со словами:

Иногда, пустые страницы, дают много возможностей.

Итого:
Фильм не для Широкого зрителя!
Он скучен по сюжету.
Он для Тех кто когда-нибудь что-нибудь писал.
Если вы его Посмотрите, то обретёте лишь Единение с героем.
А не посмотрите, не много и потеряете.
Разве что Дизайн в Чёрно-белом стиле,
Это Единственное что Впечатляет.
Да! И ещё Любовь его Жены.
Красивая Добрая и заботливая!
С Уважением ко всем кто прочитал эти размышления.
Ваш(СВ(к))

О Чудо. Сейчас до меня Дошёл Тайный Смысл Фильма.
Двойняшки и Тройняшки это и Есть Параллельное Искусство Природы.
Весь мир Параллелен и перпендикулярен.
С Уважением!(СВ(к))

Фильм про водителя автобуса который писал стихи

Обозреватель Rara Avis Максим Алпатов о дистиллированном образе поэзии в новом фильме Джармуша.

«Патерсон» вышел в российский прокат в прошлом месяце под стройный хор позитивных откликов киноэкспертов и обозревателей. Притчу о скромном водителе автобуса Патерсоне (в исполнении Адама Драйвера), который на досуге пишет стихи, называют «лучшим фильмом Джима Джармуша в новом столетии». Природа таких отзывов понятна. Визуальные рифмы, повторы и скрытые цитаты в фильме явно обращены к публике, которая в артхаусном кино разбирается лучше, чем в литературе. «Патерсон» больше рассказывает о критериях поэтичного у режиссёра, чем о героях и их мотивах, а само явление поэзии — всего лишь декорация.

Читать еще:  Стихи которые покорили мир

Фильм выстроен так, как Джармуш представляет себе структуру стихотворения. Семь глав-строф (по дням недели) — каждая начинается с застывшего кадра пробуждения Патерсона и его жены Лоры. Когда всё идёт как обычно, они просыпаются одновременно, лицом друг к другу, симметрично как строчки. Когда рутина прерывается какими-нибудь неожиданными событиями, супруги пробуждаются в разное время — между ними пропало созвучие (но в конце оно, конечно же, вернётся). Манера съёмки созерцательна и нетороплива — долгие планы под едва слышную музыку, никаких резких монтажных склеек (в конце каждой главы экран медленно темнеет). Дорогу Патерсона из дома на работу и обратно можно выучить по кадрам. Будто наслаждаешься видом из окна туристического автобуса. Главный герой мечтательно смотрит поверх одних и тех же гаражей — камера медленно и послушно следует за его взглядом. Такова стихотворность по Джармушу — безобидная рефлексия, лишённая вредных переживаний, дистиллированная вода. Самый доступный вид поэзии, которым легко привлечь широкий круг интеллектуалов.

Ритмика фильма построена на повторах и совпадениях. Стоит жене рассказать Патерсону сон о том, как у них родились близнецы — и близнецы начинают попадаться ему на каждом шагу. Вселенная постоянно посылает знаки, которых он не понимает. Лора упрашивает сделать копии стихов, чтобы не пропали и можно было кому-то показать — Патерсон обещает, но не делает. Джармуш подсаживает к нему в автобус двух флегматичных растяп — каждый хвастается, как с ним флиртовала девушка, но парни не решились ответить взаимностью и, возможно, упустили шанс всей жизни. Вселенная не стесняется повторить дважды: «Скопируй!». Но даже после этого Патерсон не может сдержать слово. И дело здесь не в упрямстве или застенчивости — просто есть люди, которые не слышат поэзию жизни. Что, впрочем, не мешает им сочинять стихи.

Это не история о гении, который в конце фильма придёт к успеху — какая бы вышла пошлость. Но Джармуш всё-таки видит в Патерсоне талант, иначе не стал бы вкладывать в его уста стихотворения Рона Паджетта, одного из своих любимых поэтов. Дар водителя автобуса, впрочем, вызывает сомнения, а диссонанс между тем, каким герой задумывался и каким получился, поразителен.

У Патерсона нет воображения. Он смеётся над преувеличенно драматичными страданиями друга, которого бросила девушка, потому что не способен примерить их на себя. И только когда приятель достаёт ствол, Патерсона пронзает мысль: «Я тоже когда-нибудь могу потерять Лору». Пронзает явно впервые за все те годы, что они живут вместе, и от силы впечатления рождаются строки: «Если ты когда-нибудь меня бросишь / я вырву себе сердце / и не вставлю обратно» — мягко говоря, не лучшие на планете Земля. Зачем Джармуш убеждает нас, что можно писать без воображения, кому в это приятно верить, кроме графоманов?

Жизнь в микрокосме фильма необычна, но водитель автобуса смотрит на неё невидящим взглядом. Вокруг множество метафор: пара школьников-анархистов, что боятся опоздать на урок, хозяин бара, мечтающий выиграть шахматный турнир, банда дружелюбных гопников («береги свою собаку, её ведь украсть могут»). А Патерсон долбит не глядя про разметавшиеся по подушке волосы жены и тому подобное. Даже удивительные встречи с другими поэтами не влияют на его стихи. Рэпер импровизирует в прачечной под бит стиральных машин, и Патерсон восхищается им — но это одноразовый восторг. Ни насыщенная звукопись хип-хопа, ни гротескный образ исполнителя (мирный, приветливый чувак с читкой: «меня зовут Пол, йо / у меня в кармане ствол, йо») не оставляют в блокнотных «озарениях» главного героя никакого следа. Попытки «поймать бит» в баре (под щелчки шахматных часов, бубнёж посетителей, перелистывание пластинок) тоже ни к чему не приводят. Незнакомая девочка делится с Патерсоном своим стишком — наивным, но запоминающимся, полным визуальных метафор. Дома водитель пытается пересказать его жене. и не может — перевирает, теряет игру слов. Магия улетучивается. Похоже, у Патерсона большие проблемы с восприятием любого творчества, кроме собственного.

Тем забавнее смотреть, как Джармуш навязывает герою запутанный поэтический бэкграунд — не сразу разберёшься, где вкусы режиссёра, где — Паджетта, и что Патерсону позволено добавить от себя. Камера подолгу задерживается на книжных полках, позволяет рассмотреть их содержимое: тут и модернисты (Уоллас Стивенс, Эми Лоуэлл, Уильям Карлос Уильямс), и поэты Нью-Йоркской школы (Фрэнк О’Хара, Кеннет Кох, тот же Рон Паджетт). Патерсон объявляет Уильямса своим любимым поэтом — ход нарочито искусственный, связанный только с маниакальной любовью Джармуша к «совпадениям» (в городе Патерсон пишет стихи человек по имени Патерсон, который фанатеет от автора, написавшего поэму «Патерсон» — ну вы поняли). Главному герою не близка поэтическая оптика Уильяма Карлоса Уильямса, которая отчётливо видна, например, в стихотворении «Песнь любви»:

Лежу и думаю о тебе:

— отсвет любви
разлит по миру!
Желтая, желтая, желтая,
она въедается в листья,
окрашивает шафраном
рогоподобные сучья,
тяжело клонящиеся к земле
на фоне однотонного фиолетового неба.
Вокруг темно,
лишь пятно теплого рассеянного света
скользит с листа на лист,
с ветки на ветку,
поглощая все краски мира

Стремление рассмотреть в каждом миге жизни вселенную образов и ассоциаций, избыточность визуальных метафор характерны как для раннего имажистского периода Уильямса, так и для поздних авангардных произведений (вроде той же поэмы «Патерсон»). Сравните со скупыми откровениями Рона Паджетта в шкуре водителя автобуса:

Сплошные абстракции, никаких образов. Художественное высказывание изложено прямым текстом, а счастье лирического героя просто предъявлено как ультиматум. Объяснение тут простое, и оно уже приводилось выше: у Патерсона плохо с воображением, ему надо попроще. Что-нибудь прозрачное, как дистиллят. Персонажу Драйвера ближе редкие эксперименты Уильяма Карлоса Уильямса в области found poetry — отсюда и выбор героем единственной прозвучавшей в фильме цитаты из Уильямса (в ответ на которую Лора говорит мужу, что его стихи «не хуже»):

Я съел
сливы
что лежали
в холодильнике

ты их
наверное
хотела оставить
на завтрак

Прости меня
они были восхитительны
такие сладкие
и такие холодные

Другой поэт с полки Патерсона — Кеннет Кох — откликнулся на стихотворение Уильямса пародией: «Я подарил все деньги, на которые ты собиралась жить следующие десять лет, / какому-то жалкому нищему, / и порывистый мартовский ветер на крыльце был так свеж и прохладен».

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Кеннет Кох много лет преподавал поэзию в Колумбийском университете и в непередаваемой юмористической манере предостерегал учащихся от чрезмерного увлечения «прозрачностью» стихов, любования бытовыми пустяками или — наоборот — слишком сложными метафорами. И Рон Паджетт, и Джим Джармуш посещали курсы Коха — но, видимо, слушали невнимательно.

Когда Джон Гербер в 1950 году спросил у Уильяма Карлоса Уильямса, что делает его текст про сливы поэзией, тот ответил: «он выглядит как стихотворение». Видимо, Патерсон — поэт, потому что выглядит как поэт. Или, если точнее, шаблонный стихотворец — замкнутый чудик с тайным блокнотом. Игра стереотипов подавляет игру смыслов. «Патерсон» иногда слишком уж притворяется фильмом о поэзии, спекулирует на интеллектуальном гедонизме своего зрителя. Хотя задумывался режиссёр явно о другом: обаянии простых вещей, случайных встреч, в городке, застывшем в прошлом веке, ни один житель которого, кажется, не способен на бесчестный поступок. Поэтому фильм по содержанию рифмуется с поэмой Уильямса и резонирует с текстами Паджетта. Уильямс понимал, что каждому нужен смысл существования — маленький, но свой, без обязательной философской подоплёки. Патерсон имеет право сочинять и не быть поэтом. Джармуш мог снять замечательное кино об этом, если бы не начитался поэзии и не запутался в реминисценциях.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector