0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где спит рыбка стихи для чтения взрослыми детям

Конспект непрерывной образовательной деятельности по стихотворению И. Токмаковой «Рыбка, где ты спишь?»

Светлана Яковлева
Конспект непрерывной образовательной деятельности по стихотворению И. Токмаковой «Рыбка, где ты спишь?»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с использованием современной информационно – коммуникационной образовательной технологии и технологии игрового обучения

по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе

И. Токмаковой «Рыбка, где ты спишь

первой квалификационной категории

ГБДОУ детский сад

№ 8 Приморского района

Цель: Закреплять умения детей осознанно воспринимать и заучивать стихотворение на основе символьно-схематичных опор.

Задачи по образовательным областям:

Продолжать знакомить детей с творчеством детской поэтессы И. Токмаковой

Продолжать учить детей анализировать мыслеобразы, возникающие в процессе ознакомления со стихотворным текстом, зарисовывая символы к стихотворным строчкам.

Активизировать, уточнять знания детей по теме «Рыбы» на основе работы со стихотворным текстом.

Продолжать формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать любознательность у детей.

Развивать свободное общение со сверстниками и взрослым в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Развивать у детей восприятие, внимание, память, мышление.

Развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе художественного творчества.

Развивать умение воспринимать и заучивать стихотворение на основе символьно- схематичных опор.

Воспитывать интерес к заучиванию стихотворения.

Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Воспитывать у детей эстетический вкус на основе словесного искусства и художественного творчества.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций пресноводных рыб, чтение книг, отгадывание загадок.

Оборудование: портреты писателей, символьно-схематичная опора, проектор, экран

Ход занятия

Воспитатель вместе с подгруппой детей сидят за столом, на котором размещены портреты знакомых писателей, поэтов.

Ребята мы сейчас будем играть в игру «Угадай-ка». Подходите, будем играть вместе. Сейчас я буду читать отрывки из произведений, а вы попробуйте, отгадать кому из этих писателей и поэтов принадлежат эти строчки.

«Вы в танкисты не годитесь, в танке вы не поместитесь

И в пехоту негодны, из окопа вы видны…

Я на флот служить пойду, если ростом подойду!»

Конечно это Сергей Михалков «Дядя Степа». А что еще он написал? — Стихи для гимна России, «На прививку» (найдите его портрет).

— 2 отрывок: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять…»

Правильно. Это Корней Иванович Чуковский. А какие сказки он еще написал? (найдите портрет К. И. Чуковского)

Посмотрите это портрет Ирины Токмаковой — это поэтесса, которая пишет стихи для детей. Соня, ты запомнила, как зовут поэтессу. Я приглашаю вас в творческую мастерскую Ирины Токмаковой, где мы познакомимся с одним из стихотворений. Присаживайтесь. (дети проходят за столы).

Стихотворение называется «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» послушайте его внимательно.

(чтение стихотворения воспитателем)

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень. Только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Беседа по стихотворению.

-Ребята, к какому виду рыб относится рыбка, о которой говорится в стихотворении? ДОКАЖИТЕ строчками из стихотворения. («Жаль, что в речке на воде. Нет следов твоих нигде»).

(рыба о которой рассказывается в стихотворении относится к виду речных рыб)

-Как вы думаете, куда может спрятаться рыбка? Где может спать?

(Рыбы могу спрятаться в грунт, под камушки, в ракушки между водорослями и т. д)

-Ребята, а что такое водоросли? (Водоросли –это трава,которая растет в воде). Название, каких водорослей вы знаете? (рогоз, камыш, стрелолист)

-Для чего нужны рыбам водоросли? (Роль растении в водоемах велика. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Рыбам нужны водоросли не только как убежища но и, для того чтобы дышать, а так же они служат и кормом для рыб. В водорослях рыбы мечут икру.

Давайте выучим это стихотворение. А для того, чтобы его было легче запомнить, составим схему с помощью символов. Вы знаете, что символы можно составлять в ряд и столбик. Выберите для себя удобную форму. Вы зарисовывайте то, что удобно вам, а я буду выставлять символы, которые удобны для меня.

— Какие символы мы можем зарисовать к строчке

«Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь

(на эти строчки мы можем зарисовать: звезды, луну, подушку, хвост рыбки. чешую, вопросительный знак)

— Зарисуйте символ у себя на листке.

Дети зарисовывают у себя на листочках, воспитатель выставляет символы на доске.

Послушайте следующие строчки из стихотворения

«Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре»

Как можно обозначить эти строчки (лисий след, нору, лисий хвост, собачий след, конуру.) Зарисуйте символы.

Внимание следующие строчки

«Белкин след ведет к дуплу.

Мышкин — к дырочке в полу.»

Какие предложения есть у вас для обозначения этих строчек (след белки, ушки, хвост белки, дерево с дуплом, след, хвост мыши)

«Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.»

Давайте подумаем, как можно обозначить эти строки

(можно обозначить символами: речка, следы перечеркнуть)

«Только темень. Только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь

(ребята, последние строчки стихотворения повторяются, поэтому можно использовать те же символы)

Посмотрите, какую мы составили схему для этого стихотворения. У каждого она своя. И сейчас я предлагаю всем вместе рассказать это стихотворение. Каждый из вас будет опираться на свои символы, которые он зарисовал.

(чтение стихотворения с опорой на символы)

Ребята, кто из вас хотел бы попробовать рассказать самостоятельно стихотворение Ирины Токмаковой. Слушайте внимательно, будем помогать. (чтение стихотворения детьми по желанию).

Мини итог: Молодцы. Вы были очень внимательны, составили такую схему, которая помогла запомнить и рассказать стихотворение.

Конспект игры-занятия с детьми 9 месяцев с водой «Рыбка, рыбка, где была?» Цель: -развивать зрительное и слуховое восприятие; -учить выполнять простейшие действия с предметами; -формировать положительное эмоциональное.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Солдат на посту» Тема НОД: «Солдат на посту». Цели: Учить детей создавать в рисунке образ воина Образовательные задачи: Использовать нетрадиционные техники.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Секретные записки» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Городок музыкальных инструментов» по дополнительной образовательной услуге Цель: Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческой активности.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «На птичьем дворе» [i]Конспект непрерывной образовательной деятельности. [/i] Солодова Ирина Тема: «На птичьем дворе» Возрастная группа: старшая Приоритетная.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Одежда» КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «одежда» (для воспитанников.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию. Беседа по прочитанному стихотворению А. Барто Цель: совершенствовать умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Задачи. 1. Обучающие: — формировать.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Где прячется здоровье?» Возрастная группа: старшая группа. Тема НОД: «Где прячется здоровье?». Ведущая образовательная область: «Познание» (Формирование целостной.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гостях у Незнайки» Проект непрерывной образовательной деятельности. Возрастная группа: старшая группа Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории.

Где спит рыбка — Токмакова И.П.

Идем по берегу моря (колонна по одному)

Песок нагрелся, печет нам пятки (ходьба на пятках)

Под пятками острые камушки (ходьба на носках)

Волны катятся (волнообразные движения рук)

Дует сильный морской ветер (выдох через губы «трубочкой»)

Идем домой по следам, оставленным на песке (широкими и мелкими шагами).

Рассказывание стихотворения с детьми

Пальчиковая гимнастика Рыбка».

Дети складывают руки ладонями друг к другу.Большие пальцы плавники. Дети выполняют «движения за воспитателем.

Развитие зрительного восприятия.

Дети выполняют задание на листах, находят рыбу по контурным изображениям, наложенным друг на друга и обводят ее.

3.Заключительная часть

В: Что мы делали сегодня на занятии?

В:О чём это стихотворение?

Д:О том, где спит рыбка и где живут животные.

В:Что вам больше всего понравилось?

Д:Учить стихотворение по таблице, играть , рисовать.

В:Теперь вы знаете где спит рыбка? Вы запомнили стихотворение наизусть?

Д: Да и можем рассказать вам.

В: А кому вы ещё сможете рассказать это стихотворение?

Д: Маме, сестрёнке, бабушке…

В:Молодцы ребята, мне понравилось с вами учить стихотворение и играть.

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Галафеева Наталья ЛеонидовнаНаписать 3341 10.12.2018

Номер материала: ДБ-293221

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Конспекты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    10.12.2018 95
    10.12.2018 136
    10.12.2018 93
    10.12.2018 431
    10.12.2018 95
    10.12.2018 205
    10.12.2018 133
    10.12.2018 87

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Где спит рыбка стихи для чтения взрослыми детям

  • Главная
  • Книги
  • Авторы
  • Художники
  • Где купить
  • События
  • Издательство
  • Контакты
  • Foreign rights

Книги

Новинки

Серии

Возраст

  • 0-2 года
  • 3-4 года
  • 5-6 лет
  • 7 лет и старше

Категории

  • Тонкие книги
  • Мировые бестселлеры
  • Современные книги для маленьких
  • Виммельбухи
  • Почитать
  • Крупный шрифт
  • Познавательные книги
  • Комиксы
  • Сказки
  • Книги в подарок
  • Книги про животных
  • Стихи
  • Книги для мальчиков
  • Книги для девочек

Страницы из книги

Где спит рыбка

Произведения Ирины Токмаковой – добрые, занимательные и весёлые – вошли в круг чтения нескольких поколений. Особенно хороши её миниатюрные стихи для самых маленьких.

Токмакова использует характерные для детей речевые конструкции, фразы и поговорки. Некоторые стихи написаны столь детским языком, что кажется, будто их сочинила не взрослая тетя, а какой-нибудь карапуз:

А я придумал слово
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова
Плим, плим, плим!»

Стихи Токмаковой отличаются завидным свойством: сразу и накрепко врезаются в память. Очень часто в своих произведениях она использует перекличку звуков. Это прекрасная тренировка и воображения и звукового восприятия малыша:

На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард».

Так случилось, что художник Владимир Конашевич сделал к стихам совсем молодой Ирины Токмаковой последние в своей жизни иллюстрации. Книга разрисована с чарующей лёгкостью и наивной детской верой в то, что все чудеса, о которых написала поэтесса, существуют на белом свете: и гномы, советующие чаще мыть уши, и слоны, гуляющие по переулкам, и крокодилы, которые поджидают шалунов, съезжающих по перилам.

Рекомендуется родителям для чтения вслух детям младшего дошкольного возраста, а также для разглядывания и обсуждения картинок.

Где спит рыбка стихи для чтения взрослыми детям

Рыбак

Лишь пастух пропел в рожок,
Вышел я на бережок.
Ловись рыбка!
Молча сел у камыша
И закинул не спеша.
Ловись, рыбка!
Час сижу, сижу и два.
Где же окунь? Где плотва?
Ловись, рыбка!
Наконец! Попался, друг!
Тянет удочку из рук.
Ловись, рыбка!
Окунь в воздухе блеснул,
Шлеп! Нырнул … и улизнул.
Гуляй, рыбка!

Усатое чудовище

Г. Абрамов
Ему мы дали прозвище:
«Усатое чудовище!»
Живет он в самом омуте –
Хозяин глубины.
Огромный рот у рыбины,
А глазки чуть видны.
Сам черный,
Брюхо серое,
И шевелит усом.
— Узнали вы, наверное?
— Узнали. Это сом.

Одинокий сом

Сом задумался о том,
Как построить в речке дом.
Как построить дом кирпичный
И с окошком, и с трубой,
Как построить дом отличный
Прямо в речке голубой.
Сом не спит в глухую полночь,
Ус в раздумье крутит сом –
Кто б ему пришел на помощь
И помог построить дом?
Потому что и сому
Очень трудно одному.

Ф. Бобылев
Щука доброю была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила.
Окуньков,
Бычков,
Лещей
Щами угостила.

В. Бирюков
Леня спрашивает Петю:
— Как вязать для рыбы сети?
— Много дырок надо взять,
Все их нитками связать.

Щука

Щука проглотила щетку,
Щетка ей щекочет глотку.
— Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?

Рыбья дразнилка

Эй, сом!
Эй, сом!
Ше-вель-ни
Хвос-том!
А я тебя
Не боюсь!
Дай подергаю за ус!
Ты – ленивый,
Ты проворный,
Ты – серебряный,
Ты – черный.
И не хлопай пастью зря,
Не поймаешь пескаря!

И. Демьянов
У реки камыши.
Расплескались там ерши.
Круг – постарше,
Круг – помладше,
Круг – совсем малыши.

И. Демьянов
Мы ловили рыбу с лодки,
А лентяй – со сковородки.
Мы поджарили треску,
Разделили по куску.
А лентяю – ни куска:
— В море, друг, твоя треска!

Летучие рыбы

Ю. Капотов
Летучие рыбы,
Летучие рыбы,
Вы к нам в детский сад
Прилететь не могли бы?
Летите ж скорее,
Всей группой ждем вас:
Живой уголок появился
У нас

Рыба

Гуляет, резвится,
И счета ей нет.
И панцирь на каждой
Надет
Из монет.

Рыбак

Вот крючок, вот червяк,
Леска, палка и рыбалка.
Что ж, забрасывай, Михалка!
Нет реки? Ну, не беда!
Дождь прошел – кругом вода.
Лужа тоже та ж река –
Будет клев наверняка.
Без сомненья это – так…
Забросил удочку рыбак.
Час стоит – молчит и ждет…
Что-то рыбка не клюет.

Считалка о рыбалке

Повезло опять Егорке!
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите — у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?


Н. Кончаловская
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней.
Рыбак Евсей –
Четырех карасей.
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?

На рыбалке

Петя с удочкой сидит,
Зорко на воду глядит.
В ней малютки карасята
Роют ил, как поросята.
Стая старых карасей
Водяную карусель
Бойко вертит у крючка,
Отвлекает рыбачка,
Чтобы снять червя с крючка.

В. Лунин
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что посажен на крючок.

Щука

Стой, плотва и караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду.
На охоту я иду.

У старого моста
И. Мельничук

Нет, ребята, неспроста
Я рыбачу у моста.
Здесь такие
Караси
Хоть на выставку неси!
На быстринке
Судаки
Больше папиной руки.
А лини…
Что за лини!
Ярче золота они!
И хотя поймал
Пока
Я всего лишь
Окунька,
Знаю,
Лучшие места
Здесь,
У старого моста.

Щука

Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши:
— Щи у щуки хороши!

Ерши

Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.


Тигровая акула

Тигра глотнула
Большая акула,
И после завтрака
Крепко заснула.
Но появились полосы-дуги
На животе
У злодейки-жадюги.
Смыть не смогла их
Морская волна –
Так полосатой
Стала она.
Чтобы ее
От других отличать,
Стали акулу
Тигровою звать.

Читать еще:  Как в стихах подарить постельное белье на свадьбу

Золотые рыбки

Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой.

Улов

Довольный с рыбалки идет рыбачок.
Хороший попался улов на крючок:
Консервная банка, дырявый башмак,
Проколотый мячик и старый пиджак.
Да-да, без ухи он остался пока,
Зато ему скажет «спасибо» река.

Рыбы

Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают –
Спасибо
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, —
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо
Не сумеют никогда.

Пруд

На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, —
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть.

Про кита

Кто-то
Глянул
С самолета
На кита
И сказал,
Махнув рукою:
— Мелкота!

Сом

Под корягой дремлет сом,
Шевелит усами…
Ну какой же это сон,
Посудите сами?
Чуть прилег, и вдруг налим
Очутился рядом с ним,
В самой гуще камыша
Два поссорились ерша.
Щука щелкнула зубами…
Что за сон – судите сами!
Сом усами шевельнул,
Рассердился и … заснул.

Рыбалка

Ловим рыбу вместе с кошкой,
Мы с утра рыбачим с ней.
Кошке мелкую рыбешку,
Мне, конечно, покрупней.
Немудреная наука —
Наблюдать за поплавком.
Может быть, поймаю щуку,
Может, попадется сом.
Но везет пока лишь кошке.
Щука не клюет на крошки.

И рыба клюет

Боится идти на рыбалку рыбак.
— Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак?
К реке не подходит
Трусишка Федот
С тех пор, как прослышал,
Что рыба клюет.

Эх!

— Эх, – вздыхали рыбаки, —
Разве это судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки!
— Эх, — вздыхали судаки, —
Раньше были червяки…
Червяком одним, бывало,
Наедалось полреки!
— Эх, — вздыхали червяки, —
Раньше врали рыбаки!
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!

В тихой речке
Е. Чеповецкий

В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю – чудака.
— Где же твой рыбак?
Попался?
— Нет, ушел, хитрец!
Сорвался!

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector