0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

И чем случайней тем вернее слагаются стихи навзрыд

Февраль. Достать чернил и плакать.

Б. Пастернак, «Февраль. Достать чернил и плакать.»

Февраль. Достать чернил и плакать.
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее,
Слагаются стихи навзрыд.
***

Кажется, совсем недавно поэты писали чернилами.
*
В этом стихотворении потрясающая метафора: грачи — обугленные души. Почему души обугленные? Они обожженные испытаниями, которые преподносит судьба. Испытания, как огонь. Души не могут уберечься от него, от этого судьбоносного огня.
*
Ветер изрыт криками. Нет тишины, нет покоя для души поэта.

И стихи у Бориса Пастернака слагаются случайно: «И чем слушайней, тем вернее. «

«Стихи слагаются навзрыд.»

На сайте «графоманов.нет» проводятся интереснейшие конкурсы на форуме «Посиделки с классиками»
Иногда я принимала участие в этих конкурсах, когда у меня было больше свободного времени.
Однажды авторам сайта предложили написать на конкурс стихотворение по первой строчке стихотворения Бориса Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать».
И я написала совершенно не задумываясь, «чем случайней, тем вернее. »
Что получилось?
Читайте. Сегодня размещаю на прозе.ру

Знаю, что здесь много строгих судей, но в том и смелость авторов — не бояться, что скажут, как укорят. пусть будет, «чем случайней, тем вернее».
Пусть будут навзрыд,от души

Для вас, мои дорогие читатели.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.02.2010. День доброты
  • 14.02.2010. Новый рассказ
  • 09.02.2010. Стихи и музыка, плюс красивое фото
  • 07.02.2010. Ответ Жанне Тигрицкой
  • 06.02.2010. Блаженный
  • 02.02.2010. Февраль. Достать чернил и плакать.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

❄️Февраль. Достать чернил и плакать!

  • Природа
  • ✏️Пастернак

Одним из наиболее ярких стихотворений раннего периода творчества Бориса Пастернака можно назвать произведение «Февраль. Достать чернил и плакать!», которое показывает, как рождается в груди поэта вдохновение на фоне перелома зимы и лета. Произведение автобиграфично, его анализ позволит раскрыть жанр и тему, а также покажет, с помощью каких средств художественной выразительности автор пытается передать картину пробуждения Музы.

Как писать о феврале

Пастернак через образ лирического героя показывает, как писать стихи во время излома зимы, когда февраль уходит, теряя свою природную силу, а на смену ему стремится весна. Автор в это время рекомендует:

То есть, полностью отдаваться вдохновению, не выживать из себя сок Музы с помощью соковыжималки, а излить сразу и всё на бумагу. Лучше всего это делать на природе, где явственней видна смерть зимы и зарождение весны.

Можно взять пролётку и лететь на ней в ближайший парк, оставляя за спиной слякоть таящего снега и звон благовеста. Лететь на пролётке до тех пор, пока шум дождя не станет громче, чем скрип пера, пока крик просыпающейся природы не станет громче крика собственных слез.

Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Только когда природа начнёт доминировать и подавит эмоции на бумагу лягут настоящие стихи, их напишет частично сам Бог, поэтому надо только расслабить руку и усилить веру.

Читать еще:  Когда взошло твое лицо стих

История стиха

Это стихотворение одно из любимых у Пастернака, поэт его несколько раз переделывал, пытаясь внести в строки нечто новое и свежее. Известно о двух крупных переделках произведения в 28 и 45 году, но в итоге Пастернак решил, что первый вариант 1912 года наиболее хорошо передаёт состояние души поэта, оставил его и более не трогал.

Тема и жанр

Основная тема стихотворение – это пробуждение двух стихий – Музы и Весны. Первая обновляет душу поэта, вторая заново возрождает мир после суровой зимы. Бог руководит этими двумя стихиями, без него невозможно обновление природы и пробуждение Музы, но поэт во втором случае должен и сам приложить силы, чтобы передать божественные строки на бумагу.

Стих пытается раскрыть два мира – внешний мир природы и внутренний человека, который несёт на себе печать поэта.

Это лирическое стихотворение, написанное в жанре пейзажной лирики с нотками философских размышлений. Написан стих четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (плакать – навзрыд – слякоть – горит).

Средства выразительности

Несмотря на размер в четыре катрена стихотворение насыщено средствами художественной выразительности, которые помогают автору передать глубину строк и придать им литературную насыщенность. Отметим метафоры (слякоть весною черною горит, ветер криками изрыт), сравнение (как обугленные груши) и эпитеты (весною черною, сухую грусть).

Напоследок рекомендуем почитать стихотворение «Писать надо так, чтобы бумага рвалась», написанное Дмитрием Кубраковым и посвящённое болезненному процессу написания стихов.

Текст

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Аудио от С Наровчатова

Стихотворение и анализ «Февраль. Достать чернил и плакать!»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Краткое содержание

А. Белых. Февральское утро. 2010

Пастернак в произведении описывает зарождение творческого вдохновения, которое случается на фоне февральской непогоды. По мнению лирического героя (автора) данный процесс принципиально отличается от весеннего упоения природой, когда стихотворцы буквально растворяются в эмоциях светлых и радостных чувств.

Процесс вдохновения у лирического героя имеет абсолютно иное свойство: он мучителен и жесток. Вдохновение, охватившее его, требует активности, герою необходимо как можно скорее «достать чернил» и начать писать. Мы не увидим даже намёка на уютное и спокойное размышление лирического героя на волнующие его темы: у Пастернака герой всегда стремится к страстному порыву, к слиянию с бушующей в душе стихией вдохновения.

Слёзы героя сродни дождевым каплям: они столь же стремительны, обильны и неуправляемы. Герой не способен самостоятельно прервать свой плач, пресечь вдохновение. Поэтому он пытается потушить «костёр» своего вдохновения потоком ливня. В результате чего в душе героя возникают красивые поэтические строки, рождаются яркие образы, пропитанные дождём и тоскливыми окриками «тысячи грачей».

Читать еще:  Где ты моя вторая половинка стихи

История создания

Пастернак написал эти замечательные стихотворные строки в 1912 г., поэтому их можно отнести к раннему периоду его творчества. Первая публикация случилась спустя год: в 1913 г. данное произведение, наряду с пятью другими стихами, было напечатано на страницах коллективного поэтического сборника «Лирика».

Помимо того, что произведению выпала счастливая судьба, у него весьма любопытная история создания. Пастернак выделял данное стихотворение среди прочих, любил его, и часто к нему возвращался: к примеру, основа произведения переделывалась им дважды – в 1928 г. и в 1945 г. Автор постоянно дорабатывал его с тем, чтобы максимально точно донести до читателей чувство сиюминутности, возникающее при порыве поэтического вдохновения.

В 1945 г., после последней переделки Пастернак принял неожиданное решение вернуться к самой первой редакции. Поэт решил, что именно в первоначальном варианте максимально полно переданы внутренняя и внешняя стороны реальности в момент вдохновения.

Жанр, направление, размер

Данное лирическое произведение представляет микст, объединяющий в себе черты пейзажной и философской лирики. Поэтому в нём одновременно представлено два плана: внешний план повествует о природе и человеке, а внутренний план – о тайнах зарождения вдохновения, пробуждении поэзии.

Произведение относится к литературному направлению «символизм». Стихотворные строки наполнены объёмными образами, наделёнными глубокими символическими смыслами.

Поэтический размер – любимый Пастернаком четырёхстопный ямб. Строки объединяются посредством перекрёстной рифмовки, точных и неточных рифм. Автор филигранно использует возможности неточных рифм, создавая эффект «обычной» речи.

Композиция

Произведение включает в себя четыре катрена. Композиция кольцевая, когда каждое новое четверостишие как бы «цепляется» за предыдущую строфу либо смыслом, либо словом. Композиционное «здание» включает три части:

  1. Первая часть – в первой строфе лирический герой сообщает читателям о том, что наступил февраль. Также мы узнаём о чувствах, пробудившихся в душе героя, его желаниях. Возникает ощущение, словно герой опасается пропустить тот волшебный миг, когда можно будет уловить «романтику» порыва. Во втором четверостишии автор погружает нас внутрь поэтической «фабрики»: читатели ощущают на себе атмосферу вдохновения. Лирический герой приглашает нас «перенестись туда, где ливень ещё шумней чернил и слёз…».
  2. Вторая часть – в третьем четверостишии лирический герой акцентирует внимание читателей на отлетающих грачах, называя их «обугленными тушками». Грачи, с их «тусклостью» и грустью придают стихотворным строкам особый объём, пикантность и глубину.
  3. Третья часть – четвёртое четверостишие повествует о том, что «сухая грусть», о которой лирический герой сообщал ранее, помогает ему в творчестве. При этом он отмечает следующее: «чем случайней» вдохновение, чем неожиданней придёт к поэту сжимающая изнутри тоска, «тем вернее» будут слагаться стихи, причём буквально «навзрыд».

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что композиционное кольцо автор обозначает следующими смысловыми точками: «писать о феврале навзрыд» и «слагаются стихи навзрыд». Таким образом, замена глагола «писать» на глагол «слагается» является прямым указанием на значимость вдохновения и поэтической атмосферы для творца.

Образы и символы

Произведение, столь любимое самим автором, может похвастаться множеством ярких образов:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он способен черпать вдохновение в смене природных сезонов. Его вдохновляет многое из того, что оставляет равнодушными других поэтов: ливень, слякоть, «сухая грусть», «почерневшие проталины», ветер. Своё эмоциональное состояние герой передаёт предельно кратко: «плакать», «навзрыд», «грусть», «крики». Он представляется человеком талантливым, эмоционально-зрелым, уверенным в своих убеждениях;
  • образ февраля – центральный. Февраль становится неким фильтром, сквозь который лирический герой смотрит на окружающий мир. Февраль, с его слякотью и промозглостью способен подарить вдохновение, создать поэтическую атмосферу для творчества. Месяц февраль – ключевой «герой» произведения: все остальные образы работают на него;
  • образ чёрных грачей – как известно, грачи – весенние птицы, являющиеся символами первого весеннего месяца марта. Соответственно, грачи символизирую весну. В произведении птицы «срываются» с деревьев и «обрушивают» «сухую грусть на дно очей». Лирический герой называет грусть «сухой», так как она не провоцирует слёз, и весьма приятна для творца. «Чёрные грачи», являясь вестниками скорой весны, вызывают в поэтическом сердце героя вдохновение;
  • образ чернил – данный образ, как очередное проявление «черноты», заслуживают особого внимания. Чернила выступают символом творческого вдохновения и поэтических возможностей;
  • образ плача – плач, о котором говорит лирический герой в первых и последних строках произведения, является символом творческого процесса, направленного на создание стиха. Соответственно, фразу: «… достать чернил и плакать» следует переводить, как: вдохновиться и написать стихотворение;
  • образ чёрного цвета – лирический герой регулярно упоминает о чёрном цвете. Важно понимать, что чёрный цвет у Пастернака никак не связан с традиционным значением этого слова. Для лирического героя чёрный цвет является контрастным, противоположным цвету белому, то есть: «чёрная» весна противопоставлена белой зиме. Соответственно, чёрный цвет – это всегда тепло, позитивные перемены и надежды на светлое завтра;
  • образ воды – в произведении слово «вода» ни разу не употреблено напрямую: лирический герой говорит о различных проявлениях воды в виде «слякоти», «слёз», «луж», «ливня». Чаще всего в поэзии вода выступает символом источника жизни, а дождь – плодородия и очищения. Путём объединения двух этих значений и переноса их в произведение, можно утверждать следующее: автор «замаскировал» прозрение лирического героя, освобождение его от зимних пут. Если «стихи слагаются навзрыд», значит, каждый поэт должен изливать свою душу, словно воду, на бумажный лист. Только тогда творцу станет легче и лучше.
Читать еще:  Я люблю тебя больше природы чьи стихи

Темы и настроение

Ключевая тема произведения – творчество и природа. Именно творчество и природа входят в основную тематическую триаду, волновавшую Пастернака. Эта триада включает в себя такие понятия, как: любовь, природа и творчество. Автор повествует об уникальной способности природы дарить вдохновение, подталкивать творцов к различным свершениям. Пастернак утверждает, что человек полностью зависим от природы, накрепко связан с ней. Если в начале произведения поэт был нацелен на творчество, как на тяжёлый труд, то уже в последнем четверостишии стихотворные строки, слагаясь «навзрыд», буквально льются на белый лист. В этом заслуга природы: именно она руководит поэтическим пером. Стихотворение передаёт читателям настроение спокойствия, вдохновения и уверенности.

Основная идея

Произведение доносит до читателей мысль о том, что вслед за пробуждением природы, в связи с приходом весны, пробуждается и человеческая душа. Несмотря на то, что месяц февраль – ещё не весна, в воздухе уже чувствуются её признаки. Лейтмотивом будущей вести выступают слёзы: в них выражаются и изливаются чувства автора. Поэтому стихи он пишет «навзрыд», находясь под воздействием вдохновения и предчувствия весны.

Средства выразительности

Пастернак, желая донести до читателей основную идею произведения, использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «сухая грусть», «грохочущая слякоть»;
  • метафоры – «чёрная весна», «дно очей», «сорвутся в лужи»;
  • сравнения – «как обугленные груши»;
  • олицетворения – «слагаются стихи»;
  • гипербола – «с деревьев тысяча грачей»;
  • риторические восклицания – «достать чернил и плакать!»;
  • ассонанс – употребление шипящих звуков придаёт повествованию особую динамичность, грохот и шуршание;
  • аллитерация – употребление звука «Л» добавляет повествованию плавности. Употребление звука «Р» создаёт у читателей ощущение, что произведение писалось автором «навзрыд».
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector