Идея стиха что ты бродишь неприкаянный
«Что ты бродишь неприкаянный…» А. Ахматова
Что ты бродишь неприкаянный,
Что глядишь ты не дыша?
Верно, понял: крепко спаяна
На двоих одна душа.
Будешь, будешь мной утешенным,
Как не снилось никому,
А обидишь словом бешеным –
Станет больно самому.
Декабрь 1921 г., Петербург.
Анализ стихотворения Ахматовой «Что ты бродишь неприкаянный…»
После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила оттуда законную супругу Шилейко и заняла ее место.
Трудно сказать, насколько счастливым был этот союз, потому как спустя несколько пара рассталась. Тем не менее, именно Владимиру Шилейко Ахматова посвятил цикл стихов «Черный сон», в который вошло произведение «Что ты бродишь неприкаянный…», датированное 1921 годом.
Если отношения поэтессы с Николаем Гумилевым напоминали игру в кошки-мышки, где участники постоянно менялись ролями, то во Владимире Шилейко Ахматова нашла сочувствие и понимание. Тем не менее, трудно предположить, что в этого чопорного аристократа поэтесса была влюблена так же сильно, как и в своего предыдущего супруга. Наоборот, из стихотворения видно, что Ахматова относится к своему избраннику с неким покровительством, словно бы чувствует над ним свою власть. И – понимает, что этот человек страдает без ласки и внимания, которые она совсем не торопится ему дарить. «Что глядишь ты, не дыша?», – вопрошает Ахматова. Хотя прекрасно знает ответ на свой вопрос. Ведь только очень сильные чувства к другой женщине могут заставить мужчину разрушить семью. Пытаясь найти оправдание этому поступку, автор отмечает: «Крепко спаяна на двоих одна душа».
Ахматова убеждена, что отныне ее судьба навеки связана с этим человеком. Но вот готова ли она смириться с тем, что ждет ее впереди? Судя по всему, нет, потому что эта женщина не создана для спокойной и размеренной семейной жизни с постоянными хлопотами о доме, обеде и уюте. Ее предназначение – создавать пронзительные и удивительно красивые стихи. Но, в то же время, она безмерно признательна мужчине, который в этот момент находится рядом, так как чувствует его поддержку и заботу. Поэтесса готова отплатить ему тем же, отмечая: «Будешь, будешь ты утешенным, как не снилось никому».
Но, вместе с тем, Ахматова твердо решила не впускать этого человека в свое сердце, чтобы впоследствии не познать горечь разочарования и не испытывать вновь ту боль, которую имеют обыкновение причинят самые близкие люди. Поэтому, обращаясь к супругу, поэтесса предостерегает его от попыток ее унизить и оскорбить: «А обидишь словом бешеным – станет больно самому».
Анализ стихотворения Ахматовой «Что ты бродишь неприкаянный…»
После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила оттуда законную супругу Шилейко и заняла ее место.
Трудно сказать, насколько счастливым был этот союз, потому как спустя несколько пара рассталась. Тем не менее, именно Владимиру Шилейко Ахматова посвятил цикл стихов «Черный сон», в который вошло произведение «Что ты бродишь неприкаянный…», датированное 1921 годом.
Если отношения поэтессы с Николаем Гумилевым напоминали игру в кошки-мышки, где участники постоянно менялись ролями, то во Владимире Шилейко Ахматова нашла сочувствие и понимание. Тем не менее, трудно предположить, что в этого чопорного аристократа поэтесса была влюблена так же сильно, как и в своего предыдущего супруга. Наоборот, из стихотворения видно, что Ахматова относится к своему избраннику с неким покровительством, словно бы чувствует над ним свою власть. И понимает, что этот человек страдает без ласки и внимания, которые она совсем не торопится ему дарить. «Что глядишь ты, не дыша?», — вопрошает Ахматова. Хотя прекрасно знает ответ на свой вопрос. Ведь только очень сильные чувства к другой женщине могут заставить мужчину разрушить семью. Пытаясь найти оправдание этому поступку, автор отмечает: «Крепко спаяна на двоих одна душа».
Ахматова убеждена, что отныне ее судьба навеки связана с этим человеком. Но вот готова ли она смириться с тем, что ждет ее впереди? Судя по всему, нет, потому что эта женщина не создана для спокойной и размеренной семейной жизни с постоянными хлопотами о доме, обеде и уюте. Ее предназначение – создавать пронзительные и удивительно красивые стихи. Но, в то же время, она безмерно признательна мужчине, который в этот момент находится рядом, так как чувствует его поддержку и заботу. Поэтесса готова отплатить ему тем же, отмечая: «Будешь, будешь мной утешенным, как не снилось никому».
Но, вместе с тем, Ахматова твердо решила не впускать этого человека в свое сердце, чтобы впоследствии не познать горечь разочарования и не испытывать вновь ту боль, которую имеют обыкновение причинят самые близкие люди. Поэтому, обращаясь к супругу, поэтесса предостерегает его от попыток ее унизить и оскорбить: «А обидишь словом бешеным – станет больно самому».
Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.
Идея стиха что ты бродишь неприкаянный
Игорь Олегович Родин
«А. А. Ахматова. Лирика: Избранное, анализ текста, литературная критика, сочинения
Краткие биографические сведения
Ахматова Анна – настоящие имя и фамилия Анна Андреевна Горенко, псевдоним взят по фамилии прабабки с материнской стороны.
1889.11(23).6. – родилась в Одессе в семье флотского военного инженера Андрея Антоновича Горнеко. Мать – Инна Эразмовна (в девичестве Стогова).
1890–1905 – детство и отрочество провела в Царском Селе под Петербургом, где познакомилась с Н. С. Гумилевым. Училась в Царскосельской женской гимназии. В 1903 г. начинает писать стихи.
1906–1909 – учеба в в Киеве вначале в выпускном классе женской гимназии, затем на юридическом отделении Высших женских курсов.
1907 – первое опубликованное стихотворение («На руке его много блестящих колец…», в парижском журнале «Сириус», выпускаемом Н. С. Гумилевым).
С 1910 – выходит замуж за Н. С. Гумилева, совершает с ним поездку в Париж. По возвращении преимущественно живет в Петербурге. Примыкает к группе акмеистов, не в последнюю очередь потому, что ее муж, Н. С. Гумилев был одним из основателей этого течения. Увлекается поэзией XIX века, своим учителем в поэтическом творчестве считает И. Анненского. Тесное общение с такими писателями и поэтами, как С. Городецкий, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич, Г. Иванов, М. Лозинский. Мандельштам и Лозинский оставались ее друзьями на протяжении всей жизни.
1912 – первый сборник стихов «Вечер», неодобрительное отношение к этому Гумилева (когда Ахматова показала свои первые стихи мужу, он посоветовал ей заняться танцами). Тот же год – рождение сына Льва (впоследствии – известный историк, специалист по этногенезу народов Евразии).
1914 – сборник «Четки», широкая известность. В. Маяковский высоко оценивал творчество Ахматовой, но затем (в период лефовских полемик) отзывался о ее стихах преимущественно с насмешкой.
1917 – сборник «Белая стая».
1921 – сборник «Подорожник». На похоронах А. А. Блока узнала об аресте мужа по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре. Несмотря на вмешательство Горького, Н. С. Гумилев был расстрелян.
1922 – сборник «Anno Domini».
1922–1936 – Ахматову практически не печатают. В эпоху Пролеткульта и борьбы различных революционных «направлений» традиционализм Ахматовой, восходящий к традициям XIX века, объявлялся устаревшим, «салонным». Творческий кризис, Ахматова почти перестает писать. Скудная, почти аскетическая жизнь усугубляется арестом сына (арестовывали трижды: в 1935, 1938 и 1949 гг.).
В 30-е гг. опубликованы историко-литературные статьи о Пушкине.
1936 – вновь начинает писать, но, по свидетельству самой Ахматовой, «почерк у меня не изменился, но голос уже звучит по-другому».
1936–1940 – написание стихов, составивших сборник «Ива», вышедший в 1940 г.
1935–1940 – написание поэмы «Реквием», которая хранилась в списках.
1942–1944 – в годы Великой Отечественной войны выступала со стихами, проникнутыми патриотическими настроениями. Во время блокады вылетела на самолете в Москву, затем была в эвакуации в Ташкенте. «Ташкентские стихи» посвящены осажденному Ленинграду. После снятия блокады вернулась через Москву в Ленинград.
1946 – доклад А. Жданова, постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», заклеймившие Ахматову и М. М. Зощенко за несоответствие задачам, стоящим перед советской литературой. Доклад знаменовал начало опалы, длившейся вплоть до смерти Сталина. Ахматову исключили из Союза писателей, на выход двух книг, уже готовых к печати, наложен запрет.
1940–1962 – большая лиро-эпическая «Поэма без героя». Ведет редакторскую работу, покровительствует молодым поэтам (напр., И. Бродскому).
60-е гг. – всеобщее признание, поездка в 1964 г. в Италию, присуждение литературной премии «Этна-
Таормина», а в 1965 г. в Англию, где Ахматовой была присуждена степень почетного доктора Оксфордского университета. На обратном пути в СССР посещает Париж. Тот же год – последняя прижизненная книга стихов «Бег времени».
Ахматовой принадлежат переводы из восточных, западно-европейских, еврейских, латышских поэтов.
1966 – умерла в Москве, похоронена в Комарове близ Санкт-Петербурга.