К какому поэту обращены стихи о москве
Анализ стихотворений «О Москве» (М. Цветаева)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.06.2020 · Обновлено 01.06.2020
«Стихи о Москве» — именно так называется цикл из 9 коротких стихотворений Марины Цветаевой, написанных на разный манер, но об одном и том же. Все они так или иначе отражают теплое отношение поэтессы к городу и то, как она чувствует себя в нем. Многомудрый Литрекон представляет анализ стихотворения «О Москве» по плану.
История создания
Что же побудило Марину Цветаеву писать о городе, в котором она родилась? Дело в том, что ее коллега по цеху – Ахматова (и не только), писали чаще всего о прекрасном и холодном Петербурге, где они жили. Северная Пальмира стала одним из самых прославленных городов в поэзии. А Цветаева решила написать о красавице Москве, потому что, по ее мнению она достойна внимания и того, чтобы ее можно было понять, а не просто воспринимать как город с древней историей. Ее можно и нужно воспеть, как и северную столицу.
Москва даже сейчас является тем городом, который манит к себе чем-то безумным и энергичным, ритмом столичного гула и активностью пчелиного улья. Она меняет людей, время, настроение, но тогда, во времена Марины Ивановны, она имела другой колорит. Цветаева хотела подарить миру литературы Москву такой, какой она ее воспринимает и любит, потому что этот город не менее загадочен и увлекателен, чем тот же Санкт-Петербург.
Стихотворения «О Москве» написаны в период весны-лета 1916 года и говорят о старинной дореволюционной Москве — уютной, спокойной и царственной.
Жанр, направление, размер
К какому же литературному направлению относилась можно отнести эти 9 стихотворений? Да ни к каким. Сама поэтесса считала, что прибиваться к каким-либо направлениям не стоит, потому что это несколько ограничивало ее в том, что она пишет о себе, о том, что думает, и как видит этот мир. Можно сказать, что она была бунтарем во всех смыслах этого слова: будь то в жизни или в своем творчестве. К слову, она узнаваема в своем стиле письма. Ее очень сложно перепутать с другими, потому что ее произведения веют бунтом и яркостью ее мыслей.
Самый интересный размер стихотворения «О Москве» — это акцентный стих, тоническое стихосложение, которое базируется на равенстве числа ударений в строке. Этот незаурядный размер пришел в литературу из народного творчества. Он используется неслучайно и гармонирует с идеей произведения: старинная царская Москва говорит с читателем на своем народном наречии, игнорируя западную силлабо-тоническую систему стихосложения. Другие стихи в цикле написаны разностопным ямбом.
Жанр цикла — ода. Цветаева воспевает город, хвалит его, используя при этом слова «высокого штиля», а ныне архаизмы. Строки стихотворения «О Москве» спаяны между собой перекрестной рифмовкой со схемой ABAB.
Композиция
С точки зрения композиции, в каждой части цикла «О Москве» и ритм, и смысл везде свой (хотя при детальном разборе будет видно, что не везде, об этом тоже поговорим), а в нем есть некая передача самой жизни поэтессы.
Она является в этом произведении лирической героиней, через призму которой мы воспринимаем ее мир.
Разбор тропов, символов и образов
Перейдем же к детальному разбору каждого из стихотворений, потому что они раскрывают Москву по-разному.
С этого стихотворения начинается цикл, и оно громкое. Само по себе оно как будто открывает и завлекает собой. Оно дает понять, что нам еще предстоит познакомиться с настоящей Москвой. Этот эффект громкости придают знаки препинания, а также такой прием как ассонанс. В стихотворении очень много «а» и «о», что создает эффект зазывания и крика.
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат. (отрывок)
По ощущением это похоже на оду. На те, которые писали Пушкин и Ломоносов. Это прямая хвала городу за его величие и историю.
Мимо ночных башен
Площади нас мчат.
Ох, как в ночи страшен
Рёв молодых солдат!
Греми, громкое сердце! (отрывок)
Настроение этого отрывка уже больше походит на веселый танец и праздник, особенно это выделяет прием аллитерация. Звук р здесь въедается как ритмичный грохот.
Настанет день — печальный, говорят!
Отцарствуют, отплачут, отгорят,
— Остужены чужими пятаками —
Мои глаза, подвижные как пламя. (отрывок)
Это стихотворение тоже представляет собой оду, и оно восхваляет перемены в этом городе. Москва меняется, и этот процесс лирический герой переживает глубоко в душе, говоря о нем отрывками мыслей. Лирическая героиня предсказывает скорейшие перемены и то, как это будет болезненно для всех и тем более для нее.
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром. (отрывок)
Этот же отрывок показывает, что Москва живая, и она все помнит. Даже у этого города есть что-то внутри. Москва – живой организм, который может иметь свое отношение к тем, кто ее отверг. Даже через аллитерацию на букву р, кажется, что лирическая героиня ревет от злобы и одновременной радости за величие города.
Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь.
Бредут слепцы калужскою дорогой —
Калужской, песенной, привычной, и она
Смывает и смывает имена
Смиренных странников, во тьме поющих Бога.
А этот отрывок раскрывает Москву по-другому, не просто как воительницу, а как нежное и принимающее всех создание. Она — убежище, она — мать городов русских. Москва как будто любит безусловно каждого. В какой-то момент кажется, что Москва – это храм, где все равны перед ней, и она простит каждого, кто придет к ней с покаянием.
Семь холмов — как семь колоколов,
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, —
Колокольное семихолмие!
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Здесь уже чувствуется внутренняя тишина лирической героини и то, как она склоняет голову к ближайшим переменам, которые неизбежны, как бы лирическая героиня ни боролась с этой неизбежностью. Даже размер стихотворения указывает на славное историческое прошлое Москвы, на ее скифский дух.
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем. (отрывок)
Лирическая героиня восхваляет свой город, практически кричит о нем и одновременно угрожает тем, кто не воспринимает ее всерьез. Это будет как развязка, как последнее слово о городе-храме, который укрывает всю Русь под своими сводами.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Это последнее стихотворение, которое раскрывает нам причину, почему лирическая героиня заступается за свой город. Москва для нее священна, потому что именно в этом городе она родилась и приняла ее красоту в кровь и в голову. Город встретил ее тепло в этом мире, то есть тоже ее принял такой, какая она есть. Это родина для нее во всех смыслах.
Темы, проблемы, настроение
Тематика и проблематика цикла «О Москве» изложены ниже:
- Основная тема цикла «О Москве» — это описание и характеристика древней столицы. Образ Москвы многогранен, ведь город одарен воинской славой, богатым историческим прошлым и яркой красотой. Постоянно подчеркивается духовность Москвы, ее связь с церковью и народными традициями Руси. Это сердце страны, которое бьется в унисон с нею.
- Еще одна тема — родственная связь героя с городом. Автор упоминает день своего рождения и глубоко личные ассоциации, которые связывают его с Москвой.
- Основная проблема — это грядущие перемены в городе. Москва в новых руках может потерять свой исторический облик и расстаться со славным прошлым. Автору дорог облик старой Москвы, поэтому он боится изменений.
- Все эти стихотворения проникнуты особым настроением и пророчеством поэтессы о грядущих переменах. Она с особой любовью говорит о своем городе и о том, что это тот храм, к которому мы все придем и покаемся во всем, что совершили.
Основная идея
Смысл всех этих стихотворений «О Москве» в том, что Москва — это историческое, культурное и религиозное средоточие русского духа, которое хранит память о становлении России как страны, как нашей духовной родины. Однако древнюю столицу отвергли и недооценили.
«Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.»
Город стоит там, где произошло столько событий, что не перечесть, и Москва для лирической героини является чем-то живым, священным, личным. К городу она обращается многократно и призывает к уважению всех тех, кто ее отверг. Главная мысль стихотворений «О Москве» заключается в своеобразной защите неотъемлемых прав Москвы на величие и первенство среди других русских городов.
Стихи о Москве
Список стихотворений:
Отзывы: 2
Москва — великий город! Лично я сама я им восхищаюсь, может поэтому мне нравятся стихи и песни о Москве. Москва такая разная и местами противоречивая, город контрастов, мне кажется это привлекало в ней поэтов во все времена.
Я сам сочиняю и беру пример с таких стихотворений
Стихи о Москве: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
- Стихи Александра Пушкина
- Стихи Михаила Лермонтова
- Стихи Сергея Есенина
- Басни Ивана Крылова
- Стихи Николая Некрасова
- Стихи Владимира Маяковского
- Стихи Федора Тютчева
- Стихи Афанасия Фета
- Стихи Анны Ахматовой
- Стихи Владимира Высоцкого
- Стихи Иосифа Бродского
- Стихи Марины Цветаевой
- Стихи Александра Блока
- Стихи Агнии Барто
- Омар Хайям: стихи, рубаи
- Стихи Бориса Пастернака
- Стихи Самуила Маршака
- Стихи Корнея Чуковского
- Стихи Эдуарда Асадова
- Стихи Евгения Евтушенко
- Стихи Константина Симонова
- Стихи Ивана Бунина
- Стихи Валерия Брюсова
- Стихи Беллы Ахмадулиной
- Стихи Юлии Друниной
- Стихи Вероники Тушновой
- Стихи Николая Гумилева
- Стихи Твардовского
- Стихи Рождественского
- Евгений Онегин
- Бородино
- Я помню чудное мгновенье (Керн)
- Я вас любил, любовь еще, быть может
- Парус (Белеет парус одинокий)
- Письмо матери
- Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
- Не жалею, не зову, не плачу
- Стихи о советском паспорте
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный
- У лукоморья дуб зеленый
- Ночь, улица, фонарь, аптека
- Сказка о царе Салтане
- Жди меня, и я вернусь
- Ты меня не любишь, не жалеешь
- Что такое хорошо и что такое плохо
- Кому на Руси жить хорошо
- Я пришел к тебе с приветом
- Незнакомка
- Письмо Татьяны к Онегину
- Александр Пушкин — Пророк
- Анна Ахматова — Мужество
- Николай Некрасов — Железная дорога
- Сергей Есенин — Письмо к женщине
- Александр Пушкин — Полтава
- Стихи о любви
- Стихи для детей
- Стихи о жизни
- Стихи о природе
- Стихи о дружбе
- Стихи о женщине
- Короткие стихи
- Грустные стихи
- Стихи про осень
- Стихи про зиму
- Стихи о весне
- Стихи про лето
- Смешные стихи
- Матерные стихи
- Стихи с добрым утром
- Стихи спокойной ночи
- Стихи про семью
- Стихи о маме
- Стихи про папу
- Стихи про бабушку
- Стихи про дедушку
- Стихи о войне
- Стихи о родине
- Стихи про армию
- Стихи про школу
- Стихи о музыке
- Стихи для малышей
- Стихи о доброте
- Стихи на конкурс
- Сказки в стихах
- Популярные стихи Пушкина
- Популярные стихи Лермонтова
- Популярные стихи Есенина
- Популярные басни Крылова
- Популярные стихи Некрасова
- Популярные стихи Маяковского
- Популярные стихи Тютчева
- Популярные стихи Фета
- Популярные стихи Ахматовой
- Популярные стихи Цветаевой
- Популярные стихи Бродского
- Популярные стихи Блока
- Популярные стихи Хайяма
- Популярные стихи Пастернака
- Популярные стихи Асадова
- Популярные стихи Бунина
- Популярные стихи Евтушенко
- Популярные стихи Гумилева
- Популярные стихи Рождественского
- Другие поэты
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта
Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
М. И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве»
Урок 72. Русская литература 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока “М. И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве»”
Сегодня на уроке мы:
· продолжим разговор о творчестве Марины Цветаевой;
· узнаем, как раскрывается тема Родины в лирике этого поэта;
· попытаемся понять, какой видит Россию Марина Цветаева;
· познакомимся с циклом «Стихи о Москве».
«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, – тот потеряет её лишь вместе с жизнью», – написала Марина Цветаева в 1925 году в эмиграции.
Судьба поэтессы сложилась непросто. Она подолгу жила вдали от Родины. Когда поэтесса была ещё ребёнком, Цветаевым пришлось уехать в Европу из-за болезни матери – Мария Мейн тяжело заболела туберкулёзом.
После гражданской войны были долгие семнадцать лет жизни в эмиграции. Возвращение в Россию далось Марине Цветаевой нелегко и принесло много страданий.
«Что до меня – вернусь в Россию не допущенным «пережитком», а желанным и жданным гостем», – утверждала Цветаева.
В России арестовали и расстреляли её мужа Сергея Эфрона, осудили на годы лагерей дочь Ариадну. Стихи Цветаевой не печатали, её ждали невостребованность и бедность, так же, как и в годы гражданской войны в России, так же, как и в эмиграции.
Несмотря на все эти беды, треть жизни, прожитую вдали от родины, Марина Цветаева осталась русским поэтом, который, говоря её же словами, «невозможен» вдали от родного края. Тема Родины звучит в её стихах на протяжении всей жизни.
Юную поэтессу не очаровывает великолепие Парижа. В 1909 году семнадцатилетняя Цветаева пишет:
В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.
Это строки из стихотворения «В Париже», в котором говорится об одиночестве в праздничном городе, о тоске по Родине. И от этой тоски не спасают красоты чужих краёв.
А какой же видит Родину поэт?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к циклу стихов Марины Цветаевой под названием «Стихи о Москве».
Этот цикл насчитывает 9 стихотворений. Создавался он весной и летом 1916 года, ещё до революции. И Москва в нём предстаёт старинным городом, в котором сияют золотом купола храмов и звучит колокольный звон.
Облака – вокруг,
Купола – вокруг,
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук!
Таким восклицанием открывается цикл стихов.
Тема православия в этом цикле очень сильна. Во втором стихотворении цикла лирическая героиня открывает Москву собеседнику, чужеземному гостю. Что же она ему предлагает? Что показывает гостю?
По церковке – все сорок сороков,
И реющих над ними голубков.
И Спасские – с цветами – ворота,
Где шапка православного снята.
Часовню звёздную – приют от зол –
Где вытертый от поцелуев – пол.
И ведёт она гостя к старинной иконе Богородицы под названием «Нечаянная радость», на которой изображён грешник, стоящий на коленях перед иконой Божьей Матери. Сюжет этой иконы – покаяние и прощение. «Нечаянная радость» – не единственная чудотворная икона, которая упоминается в цикле.
Как золотой ларчик
Иверская горит, – пишет Цветаева.
Мы видим, что Москва в стихах этого цикла – город-святыня, куда со всей Руси стекаются паломники, чтобы обрести прощение и благодать.
– Москва! – Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придём.
В глазах поэта Москва – это сердце страны, средоточие той самой исконной «нутряной» Руси. Поэтому главным городом, истинной столицей Цветаева считает именно Москву, а не Петербург.
В пятом стихотворении цикла говорится именно об этом. Москву Цветаева в нём называет «городом, отвергнутым Петром». Известно, что Пётр I перенёс столицу из Москвы в Петербург. Поэт спорит с императором, утверждая, что «неоспоримо первенство Москвы»:
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Лирическая героиня цикла «Стихи о Москве» предстаёт богомолкой и грешницей, хозяйкой города и его дочерью, плотью от плоти московской земли.
Так в последнем стихотворении цикла прямо не говорится ни о Москве, ни о Руси. В нём Цветаева повествует о дне своего рождения:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
В этом стихотворении появляется один из ключевых символов поэзии Цветаевой – рябина.
Образ красной рябиновой кисти открывает и завершает стихотворение. Рябина в поэзии Цветаевой не только олицетворяет «жаркий» и «горький» характер лирической героини, но и связь с Родиной, родным домом.
Годы спустя, уже в эмиграции, Цветаева напишет в стихотворении «Тоска по родине»:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино.
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина.
Заключительное стихотворение цикла подчёркивает нерушимую, кровную связь поэта с родной землёй.
Примечателен этот цикл ещё и тем, что относится он к раннему творчеству, но при этом в нём уже обозначены главные темы творчества Цветаевой. Например, несколько раз возникает тема смерти. В первом же стихотворении цикла Цветаева обращается к дочери, отдавая ей Москву «царевать» и «горевать» в ней, а после передать уже своей дочери как величайшую святыню, «с нежной горечью». О себе она говорит:
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние –
На Ваганькове.
Ваганьково – одно из старейших кладбищ Москвы. Поэтому вольный сон – это смерть.
А вот как заканчивается 7-е стихотворение цикла:
Провожай же меня весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землёй московскою!
4 стихотворение цикла «Настанет день — печальный, говорят!» и вовсе представляет собой картину похорон. Какой представляется смерть поэтессе?
Прекрасной и благообразной. В стихах слово благообразие повторяется. «Новопреставленную болярыню Марину» окутывает «с головы до пят благообразия прекрасный плат», и она наконец-то удостоилась прекрасного пояса благообразия.
Смерть – это освобождение от всего мирского, в том числе и земной любви.
Смерть – это отстранённость, покой и обращение к Богу:
Ничто меня уже не вгонит в краску,
Святая у меня сегодня Пасха.
Ещё одна цветаевская тема – это тема страстной, грешной земной любви. Любовная тема присутствует уже во втором стихотворении цикла, где появляется образ гостя, которому героиня показывает Москву. Дело в том, что «Стихи о Москве» обращены к поэту Осипу Мандельштаму, с которым у Цветаевой в этот период был короткий, но очень яркий роман.
Кроме того, мы можем видеть в этом цикле, что несмотря на всю футуристичность своей поэтики, Цветаева следует традициям русской литературы. Одна из этих традиций – обращение к русскому фольклору, его образам. На страницах «Стихов о Москве» появляются странники-слепцы, юродивые и знахарки. Лирическая героиня предстаёт перед нами то богомолкой, то посадской поселянкой. Она хозяйка города, которая дарит свою Москву тем, кого полюбила.
Русь Цветаевой богомольная и сказочная, бескрайняя. Как и у Блока, у Цветаевой Родина предстаёт в женском облике.
И льётся аллилуйя
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
Родство с народной поэзией в полной мере проявится у Цветаевой в поэмах «Переулочки», «На Красном коне», «Молодец», «Царь-Девица».
В цикле «Стихи о Москве» ярко проявляется и новаторство цветаевской поэтики. Цветаева стремится передать свою мысль максимально ёмко и мощно, чтобы слово било навылет. Литературоведы часто сравнивают её поэзию с бурей, разгулом стихии или бунтом. Ритм цветаевских стихов сбивчивый, эмоциональный, будто задыхающийся от избытка чувств. Этот эффект усиливается огромным количеством восклицаний.
Греми, громкое сердце!
Жарко целуй, любовь!
Ох, этот рёв зверский!
Дерзкая – ох –кровь!
Фразы часто разорваны, а паузы возникают в любом месте строки. Для поэта важнее подчеркнуть образ, выставить нужный акцент, чем соблюсти классическую гармонию стиха. Отсюда у Цветаевой появляется обилие тире:
И все сорок – чти –
Сороков церквей.
Исходи пешком – молодым шажком! –
Всё привольное
Поэтику Цветаевой называют уникальной потому, что она сочетает в себе новаторский подход и приверженность традициям. Абсолютно новый, ломающий все каноны подход к созданию стиха и традиционные темы гражданской и любовной лирики. Обращение к истокам, устному народному творчеству характерно для золотого века русской литературы.
Кроме того, Цветаеву часто называют последним поэтом-романтиком. Лирическая героиня её стихов – бунтующий человек, одинокий, не понятый миром. Героиня Цветаевой не желает мириться с несовершенством мира, она бросает ему вызов, борется с ним.
От символизма в цветаевской лирике приверженность к символам. Поэтесса жертвует красотой фразы, эпитетами, мелодикой стиха ради создания ёмкого образа, за которым скрывается множество смысловых пластов и оттенков.
Цветаева обращается не только к фольклору, но и к греческой мифологии, литературной традиции всего мира. История, искусство, мистика и религия – всё это причудливым образом переплетается в цветаевском стихе. Именно поэтому стиль Цветаевой не подлежит определению. Её стихи невозможно отнести ни к одному литературному течению. Марина Цветаева воистину уникальный поэт.
«Цветаева – поэт чрезвычайно искренний, вообще, возможно, самый искренний в истории русской поэзии. Она ни из чего не делает тайны, и менее всего – из своих эстетических и философских кредо, рассыпанных в её стихах и прозе с частотой личного местоимения первого лица единственного числа», – писал о Марине Цветаевой поэт Иосиф Бродский.
Москва в поэзии Серебряного века
Серебряный век – эпоха сломанных судеб, различных литературных веяний и инакомыслия. Дать четкие хронологические рамки периоду сложно – новый образ мышления вспыхнул в конце девятнадцатого и трагически погас в первой половине двадцатого века. Маяковский, Есенин, Цветаева, Хлебников… Список поэтов можно долго продолжать. Их имена известны не только в России, но и далеко за её пределами. Судьбы многих из них были связаны с Москвой, она вдохновляла, интриговала, а порой огорчала и разочаровывала поэтов. Поэтому «Типичная Москва» сделала для вас подборку стихотворений этой эпохи о столице.
«Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть…»
Если говорить об этой эпохе, Сергей Есенин приходит на ум первым. Родившись почти в двухстах километрах от столицы, поэт переехал в Москву после школы, покинув родное село Константиново. Он часто воспевал красоту родного края, но жизнь городскую любил больше. Эта противоречивая, местами трагичная от разгульного поведения любовь к Белокаменной видна в стихотворении «Да! Теперь решено. Без возврата…» из сборника «Москва кабацкая»:
Да! Теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне Бог.
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах…
В судьбе Есенина Москва сыграла большую роль. Здесь началось его шествие как поэта, обрелась последняя любовь. Женившись на внучке Толстого – Софье Толстой, поэт жил в квартире в Троицком переулке, часто принимая у себя гостей. Так у них не раз появлялась Анна Ахматова.
Помимо Есенина стоит вспомнить великого авангардиста – Велимира Хлебникова. Основоположник русского футуризма, экспериментатор и просто «председатель земного шара» — вот кем он был. Поэт много путешествовал, его пребывание в Москве было недолгим. Оно совпало с социальными изменениями в России, которым поэт дал оценку. В стихотворении «Не шалить!», опубликованном благодаря содействию В.Маяковского, Хлебников критикует город времён нэпа:
Эй, молодчики-купчики,
Ветерок в голове!
В пугачёвском тулупчике
Я иду по Москве!
Не затем высока
Воля правды у нас,
В соболях-рысаках
Чтоб катались, глумясь…
При этом ощущение поэта от города было противоречивым, соединяя в себе трепет, интерес и надежду, выраженные в «Москва, ты кто?»:
Москва, ты кто?
Чаруешь или зачарована?
Куешь свободу
Иль закована?
Чело какою думой морщится?
Ты — мировая заговорщица.
Ты, может, светлое окошко
В другие времена,
А может, опытная кошка…
В отличие от Золотого века, по аналогии с которым и назвали этот литературный подъем, в «эпоху серебряную» прозвучал женский голос — так мир познакомился с произведениями Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.
Цветаева родилась в Москве и посвятила городу много ласковых, нежных строк. Из-за нелегкой судьбы в её поэзии присутствует тема обездоленности и обреченности. Родной город связан со страданиями поэтессы – здесь погиб её муж Сергей Эфрон и арестовали дочь Ариадна. В 1922 году Цветаевой пришлось эмигрировать с семьей из-за симпатии к Белому движению. По возвращению в столицу её мужа и дочь заключили под стражу, позднее Сергей Эфрон был расстрелян на Лубянке. Тяжелая судьба подкосила поэтессу, в феврале 1941-го она покончила с жизнью в Елабуге. Говорят, повесилась поэтесса на той самой веревке, что ей принес Б. Пастернак. Он помогал упаковывать вещи перед эвакуацией, веревка была нужна, чтобы перевязать чемодан. Нахваливая её качество, Пастернак отшутился – крепкая, хоть вешайся! Позднее он узнал, что именно на ней Цветаева и повесилась.
Ощущение потерянности свойственно стихотворениям поэтессы о Москве, но при этом строки, посвященные родному городу, также полны любви и нежности:
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем — нож.
Издалека-далече —
Ты все же позовешь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце,
Червонное горит.
И льется аллилуйя
На смуглые поля.
— Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
Анна Ахматова – еще одна поэтесса с тяжелой судьбой. Она часто приезжала в Москву и подолгу жила на Большой Ордынке. Здесь она познакомилась с Цветаевой, их общение переросло в крепкую дружбу. Во многом поэтесс роднили горести и потери – трагические браки, аресты близких и смерти родных. Первый муж Ахматовой, Николай Гумилев, был расстрелян. Её сына несколько раз арестовывали, из-за чего Ахматова писала И.Сталину с просьбой о помиловании. Нелегкая жизнь роднила поэтесс, но, прежде всего, их связывала поэзия, поэтому для Ахматовой столица была «пропитана стихами»:
Все в Москве пропитано стихами,
Рифмами проколото насквозь.
Пусть безмолвие царит над нами,
Пусть мы с рифмой поселимся врозь.
Пусть молчанье будет тайным знаком
Тех, кто с вами, а казался мной,
Вы ж соединитесь тайным браком
С девственной горчайшей тишиной,
Что во тьме гранит подземный точит
И волшебный замыкает круг,
А в ночи над ухом смерть пророчит,
Заглушая самый громкий звук.
Стоит вспомнить одного из крупнейших символистов – Александра Блока. Конечно, его нельзя назвать московским поэтом: он родился в Санкт-Петербурге и прожил большую часть своей жизни в родном городе, но слава поэта началась с Москвы. Здесь в 1902 году образовался небольшой кружок горячих ценителей его творчества, молва о его стихах предшествовала их появлению в печати. Успех и крепкая дружба с символистами сделали впечатление от города приятным. От стихотворения Блока «Утро в Москве» веет легкостью и жизнелюбием:
Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.
Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро — как прелесть твоя.
Говорить об этой эпохе можно бесконечно, вспоминая В.Маяковского с его поэмой «Две Москвы», «Московский дождик» О.Мандельштама, стихи Б.Пастернака и многое другое. Нужно упомянуть о В.Брюсове – основоположнике русского символизма, повлиявшего на многих поэтов. По сути, Брюсов – это учитель, которого превзошли ученики. Поэт любил родной город и всегда переживал за его судьбу, сожалея о метаморфозах, происходивших с ним в то время. Эту тревогу передает стихотворение «Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной…».
Серебряный век – время тяжелое, напряженное, но именно тогда столица соединила прекрасных людей друг с другом, подарив им вдохновение и дружбу, а нам – прекрасную поэзию.