0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кафе где читают стихи

13 мест, где в Москве водятся настоящие поэты

Давно прошли времена, когда встречи с поэтами собирали многотысячные залы. Но традиция литературных чтений не умерла и продолжает привлекать поклонников. Time Out рассказывает, куда сходить на выступления самых интересных авторов столицы.

Для непосвященного человека поэзия, кажется, вся вышла в интернет или осталась в книгах. Не так много людей приходит послушать вживую выступления людей, которые составляют тексты, генерирующие новые смыслы — в основном, это один и тот же, свой, круг. Хотя запрос на то, что люди считают стихами, есть — достаточно посмотреть, как активно в соцсетях расходятся стихи, рифмованные тексты и видео с выступлений, а у популярных «сетевых» и «клубных» поэтов — тысячи поклонников.

Так всех научили в школе: что в столбик — то и стих. Казалось бы, в век абсолютной, всеобщей информатизации попасть на чтения просто – нашел, где будут ближайшие и пришел, но отнюдь не все знают, что в Москве проходят подобные мероприятия. Time Out уже рассказывал о современных московских поэтах, а теперь выяснил, где в городе можно послушать выступления интересных стихотворцев, и насколько сейчас активна литературная жизнь.

Данил Файзов
поэт, сооснователь проекта «Культурная инициатива»

Проект «Культурная инициатива» был создан в январе 2010 года (организаторы — Данил Файзов и Юрий Цветков — Time Out). Мы занимаемся организацией литературных мероприятий: презентацией книг, поэтических вечеров, литературных фестивалей, книжных ярмарок и т.п. Помимо этого, еще мы организуем дистрибьюцию поэтических изданий, книг и поддерживаем региональные проекты, в том числе, поэтические фестивали.

Думаю, что до половины литературных мероприятий заметного масштаба в Москве делается именно нами. Мы работаем с авторами самых разных направлений, групп, стилей, сред — независимо от их эстетических предпочтений. Если поэт или прозаик талантлив, то он у нас выступает, именно поэтому такая объемность и получается. Поэтическая жизнь в Москве достаточно активна. Происходит масса событий, вечеров, она вполне бурлящая, живая и интересная.

Компании поэтов — совсем разные, одни могут отказаться находиться рядом с другими, но мы представляем все спектры современной литературы. Иногда поэтов послушать приходят только другие поэты, и это нормально, но аудитория не состоит исключительно из своих. Круг приходящих на чтения расширяется или сужается естественным образом — появляется молодежь, новые люди, кто-то прекращает ходить на вечера.
Многое зависит от того, кто выступает. Если человек интересуется не вообще литературой, а непосредственно творчеством Гандлевского или Полозковой, он на эти выступления будет приходить независимо от того, где они проходят, а на другие, возможно, нет, потому что не интересно. Каждый автор, каждое событие надо рассматривать отдельно. На каком-то вечере будут преимущественно коллеги-литераторы, а на другом — полный зал и аудитория, интересующаяся поэзией.

Мы давно думаем о том, что тысячные залы не нужны, это было бы даже лишним, потому что когда появляется большая аудитория — это становится бизнесом. А поэзии, как наиболее тонкому жанру литературы, важнее поиск смыслов, языка и т.д. Когда нет большой кассы, тогда и ситуация честнее, и поэты могут заниматься непосредственно тем, чем должны — написанием стихов, нахождением наиболее важных смыслов. У них появляется возможность чувствовать дыхание времени, а не выступать и получать гонорары. Для поэта более чем необходимо публичное чтение стихов и общение с аудиторией. В основном они зарабатывает деньги, работая где-то, но не на чтениях. Выступлениями невозможно заработать, так как подавляющее большинство встреч в Москве – мероприятия со свободным входом.

Сергей Сдобнов
поэт, критик, культуролог

Основной источник информации сегодня — это «новые медиа». На самых крупных площадках, посвященных городской культуре, нет разделов «Литература», есть отдельные материалы о книгах. Мне кажется, отсутствие связано с тем, что литературные чтения сложно назвать развлечением и продать. Многообразие поэтических вечеров в Москве и фестивалей поэзии в разных городах России приятно и опасно. Приятно, потому что у нас «есть выбор» и иллюзия того, что многообразие — это много интересных вариантов досуга/развития.

Опасно другое — рынок выравнивает поэта, графомана и эпигона. Тут в игру вступает «скорость доступа»: извлечь знакомую информацию из текстов Ес Сои или участников «Бабушки Пушкина» проще, чем слушать и пробовать воспринимать тексты современных поэтов — от Александра Скидана до Ксении Чарыевой. Тут каждый сам принимает решение, чего хочет. Например, прожевать тексты, которые служат материалом для шоу (рифмованные строки в «Бабушке Пушкина» — это лишь сценарный/психологический прием – подмена говорить в рифму – говорить стихами). С другой стороны, если вам интересен новый опыт, ощущения «не на раз», то стоит задуматься о том, как мы все выбираем наш досуг, где те гиды, которым мы могли бы доверить свое время?

На днях Лев Оборин начал публиковать обзоры литературного интернета в новом проекте о книгах «Горький». Но этого столь нужного начинания недостаточно, хочется, чтобы у каждого крупного медиа появился адекватный обозреватель литературных событий и книг. Хочется честности и доверия, как от читателей, авторов и критиков. Для самостоятельного поиска интересных авторов стоит обратиться к новой карте русской литературы, проекту Вавилон или учебнику «Поэзия» — это не идеальные, но интересные и пополняющиеся архивы. Впрочем, нам не помешает подборка тех ресурсов в сети, где можно читать интересные стихи, этой осенью и составим.

Cходить на поэтические выступления

13 сентября
Библиотека иностранной литературы, Центр книги Рудомино и Международный клуб «Открытый диалог» устраивают юбилейный вечер «8 ½ Павла Грушко». Грушко — мэтр российской испанистики, поэт, переводчик, драматург, исследователь, один из учредителей Ассоциации испанистов России. На вечере покажут отрывки из фильмов, прозвучит музыка, вдохновленная поэзией и переводами Грушко, а также сам автор прочитает несколько своих любимых произведений.

Библиотека иностранной литературы (Николоямская, 1)
Начало: 18.30

15 сентября
Презентация книги поэтессы и прозаика Татьяны Ананич «Антиутопия». Автор прилетит на вечер из Лос-Анджелеса. Мероприятие проведет поэт Герман Гецевич.

Дом Остроухова в Трубниках (Трубниковский пер., 17)
Начало: 18.30

15 сентября
Алеша Прокопьев проведет встречу с переводчиком Юлией Дрейзис в рамках цикла «Метаморфозы…». Дрейзис ― кандидат филологических наук, доцент кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель Института философии РАН, специалист по китайской литературе классического и современного периодов и истории китайского языка.

Музей Серебряного века (Пр. мира, 30)
Начало: 19.00

15 сентября
В литературном клубе «Классики XXI века» пройдет вечер, посвященный 80-летию поэта Александра Кушнера. По программе ожидается чтение стихов, встречи с поэтами и писателями.

Классики ХХI века (Страстной б-р, 6)
Начало: 19.00

15 сентября
На открытии нового сезона литературного клуба «Современники-XXI» состоится вечер молодых поэтов – представителей новой волны: Сергей Гейченко, Максим Маркевич, Евгений Илькаев, Анна Харитонова, Юлия Экономова.

Российская государственная библиотека для молодежи (Большая Черкизовская, 4, корп. 1)
Начало: 19.00

16 сентября
Поэтический вечер Елены Дорогавцевой и Александра Курбатова в рамках цикла «Полюса». Для участия приглашаются два автора, работающие в разных поэтиках. Они читают, несколько раз сменяя друг друга, и потом отвечают на вопросы зала. Это самый первый и самый известный цикл «Культурной инициативы», который проходит с января 2004 года.

Музей Серебряного века (Пр. мира, 30)
Начало: 19.00

17 сентября
Презентация итогов 8-го Международного конкурса хайку (на русском языке) в рамках ежегодного фестиваля «Японская осень». В программе: награждение победителей конкурса; чтение призовых хайку; выступления членов жюри и почетной гостьи из Японии, поэта хайку Икэда Луна.

Библиотека иностранной литературы (Николоямская, 1)
Начало: 13.00

19 сентября
В феврале 2016 года «Культурная инициатива» совместно с сетью кафе «Жан-Жак» запустила новый виток клубной литературной жизни, куда приглашает любимых авторов. В рамках 13-х жан-жаковских чтений выступит поэт, филолог и переводчик Наталия Азарова, автор семи книг стихов, а также лауреат Премии Андрея Белого.

Кафе «Жан-Жак», Никитский бульвар, 12
Начало: 19:00

23 сентября
В цикле «Пункт назначения», представляющего авторов, живущих вне Москвы, пройдет поэтический вечер Евгения Прощина ― поэта, филолога, культуртрегера из Нижнего Новгорода. Он с 2005 года является организатором и соорганизатором различных литературных проектов в своем городе: фестиваля современной русской поэзии «Стрелка», фестиваля «Слоwwwо», летнего фестиваля на открытом воздухе «Речет», Всероссийского фестиваля верлибра, регионального поэтического проекта «Нижегородская волна».

Музей Серебряного века (Дом Брюсова), Проспект мира, 30
Начало: 19:00

24 сентября
Состоится презентация седьмой поэтической книги Андре Полонского «Остаюсь», а также шестой поэтической книги Анастасии Романовой «Простое свечение шифровальной машинки».

Музей Серебряного века (Дом Брюсова), Проспект мира, 30
Начало: 19:00

26 сентября
В 14-х жан-жаковских чтениях участвует поэт, переводчик, журналист, автор шести книг стихов, лауреат Премии Андрея Белого, стипендиат фонда Бродского Елена Фанайлова.

Кафе «Жан-Жак», Никитский бульвар, 12
Начало: 19:00

27 сентября
Поэт, автор более десяти книг стихов Владимир Салимон презентует свою новую книгу «Месяц в деревне» ― первую из поэтической серии журнала «Интерпоэзия». Автор ― лауреат премий журналов «Золотой век», «Октябрь», Европейской премии римской Академии им. Антоньетты Драга, премии Романской академии, премии «Московский счет», Новой Пушкинской премии.

Музей Серебряного века (Дом Брюсова), Проспект мира, 30
Начало: 19:00

28 сентября
В 15-х жан-жаковских чтениях поучаствует поэт, прозаик, общественный деятель, автор более десяти книг стихов Евгений Бунимович. Он ― инициатор международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве» (с 1999), московского фестиваля в рамках Всемирного дня поэзии ЮНЕСКО (с 2000), профессиональной премии за лучшую изданную в Москве поэтическую книгу года «Московский счет», вице-президент Русского ПЕН-центра (с 2014), лауреат премии журнала «Знамя», премии «Венец» Союза писателей Москвы.

Кафе «Жан-Жак», Никитский бульвар, 12
Начало: 19.00

Спасибо за помощь при подготовке материала: Дарья Суховей и Данил Файзов.

Куда податься молодому поэту: где читать, слушать и учиться

Фото: m24.ru/Юлия Накошная

Поэзия требует чувства, мастерства, но в первую очередь – внимания аудитории. Специально ко дню поэзии m24.ru подготовило обзор мест, где молодые поэты могут почитать свои тексты и познакомиться с собратьями по перу, а также послушать выступления поэтов с именем. Для совсем юных авторов, которые еще только делают первые робкие шаги в мире поэзии, мы добавили места, где можно овладеть мастерством, – литературные студии.

Читать еще:  Чьи стихи мама спит она устала

Почитать свое

У подножия памятника Маяковскому молодые поэты начали собираться в 2009 году по инициативе художника Матвея Крылова. Чтения проходят в формате «свободного микрофона» и, по замыслу организаторов, являются противовесом поэтическим салонам.

Каждое последнее воскресенье месяца с апреля по октябрь в 18:00 у памятника собираются желающие прочитать свои стихи. Выступить может любой. За один выход к микрофону читают одно-два стихотворения, после чего уступают место следующему чтецу. Выходить можно неограниченное количество раз – частая смена выступающих, по словам организаторов чтений, придает мероприятию динамики и не позволяет публике отвлекаться от происходящего. Ну и делает выступление менее страшным для новичков, что тоже немаловажно.

Продолжаются чтения до последнего слова последнего участника – иногда поэты расходятся вечером, иногда зачитываются за полночь. Как говорит один из координаторов проекта Даня Берковский, чтения, или «Маяки», как их называют постоянные участники, иногда проходят самоорганизованно – то есть участники начинают читать стихи, даже если никто из организаторов на встречу не пришел.

Узнать о Маяковских чтениях подробнее можно в одноименном сообществе «ВКонтакте».

Ближайшая встреча у памятника поэту состоится 24 апреля.

Чтецы МСК
«Чтецы» – общероссийское движение, объединяющее молодых поэтов в Москве и еще восьми российских городах – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Уфе, Казани, Улан-Удэ и Владивостоке.

Как пояснил главный идеолог движения Павел Плохой, «Чтецы» не ограничиваются только, собственно, чтением стихов – на встречах участники также исполняют музыку, читают рэп, показывают актерские этюды. Главный критерий отбора – неформатность.

Чтобы попасть в ряды «Чтецов», претенденту нужно снять видео, в котором он читает свои стихи, и отправить организаторам через паблик движения «ВКонтакте». Встречи проходят в разных местах – чаще всего, в клубах и барах.

Последняя на сегодня встреча «Чтецов МСК» прошла 10 марта в клубе «Дума» на Моховой, 11. Чтобы узнать места проведения будущих встреч, стоит следить за анонсами в паблике. Читать обычно начинают в 20:00. Вход платный: 300 рублей.

Послушать чужое

Циклы Igitur и «Межгород» в Электротеатре «Станиславский»

Поэтические вечера в Электротеатре организует книжный магазин «Порядок слов». Здесь почитать свои тексты молодой поэт не сможет, зато ему удастся послушать старших товарищей (с именем и признанием), задать им вопросы и поговорить о поэзии.

На встречи цикла «Межгород» приглашают двух поэтов, принадлежащих к разным поколениям и живущих в разных городах – в Москве и Санкт-Петербурге. Идея организаторов цикла состоит в поиске точек сближения двух разных поэтических практик. Поэты не только читают стихи, но и общаются между собой и отвечают на вопросы зала, так что в поиске общих черт может принять каждый из зрителей.

Почитать свои стихи в рамках «Межгорода» приглашают авторов, чье творчество «уже стало фактом современной литературы и отрефлексировано на уровне критики», как говорят организаторы встреч.

Цикл Igitur – это открытая площадка для дискуссий о поэзии, прозе и смежных искусствах. На встречах обсуждают творчество авторов, работающих на пересечении различных (порой враждебных) художественных практик.

Встречи в рамках этого цикла проходят примерно раз в месяц. Участники – зарекомендовавшие себя на поле современной литературы авторы разных поколений (от Екатерины Соколовой и Сергея Соловьева до Сергея Завьялова).

Узнать о ближайших встречах в рамках обоих циклов можно на странице «Порядка слов» в Facebook и «Вконтакте».

Поэтические вечера в «Жан-Жаке»

Ввести чтения стихов в культурную программу руководство сети ресторанов «Жан-Жак» в Москве решило совсем недавно – в конце прошлого месяца. Вступили прекрасно – например, 24 февраля свои стихи в «Жан-Жаке» читал поэт, эссеист и критик Лев Рубинштейн, до него здесь выступил поэт Дмитрий Веденяпин. Как пояснили в «Жан-Жаке», раскрыть имена будущих гостей пока не могут, программы ближайших вечеров сейчас формируются. Известно только, что чтения будут проходить каждый вторник в 19:00. Следить за анонсами советуют на странице сети в Facebook.

Важно: поэтические вечера проходят только в «Жан-Жаке» на Никитском бульваре.

А в «Жан-Жаке» на Маросейке, 15 завтра, 22 марта, пройдет вручение премии «Различие», за которую ежегодно борются авторы пяти вышедших в течение предыдущего года поэтических книг. В этом году жюри «Различий» отступилось от правил и представило расширенный на одну позицию шорт-лист.

В список пошли «Справки и танцы» Михаила Айзенберг, «По нашему миру с тетрадью (простодушные стихи)» Аладимира Аристова, «Хозяин сада» Полины Барсковой, «Так это был гудочек» Линор Горалик, «Советские кантаты» Сергея Завьялова и «Ваш Николай» Леонида Шваба.

Церемония награждения начнется в 19:00. А после состоится презентация двух свежих книг молодых поэтов, лауреатов независимой литпремии «Дебют», – «Женской прозы» Оксаны Васякиной и «На совсем чужом празднике» Ксении Чарыевой.

Фото: m24.ru/Роман Балаев

Литературные вечера «Некрасовские пятницы» – совместный проект Библиотеки им. Н.А. Некрасова и интернет-журнала «Дискурс». Любители поэзии собираются в библиотеке раз в месяц – каждую последнюю или предпоследнюю пятницу месяца. Постоянными кураторами клуба являются поэт, переводчик, литературовед, член Союза писателей Москвы Сергей Нещеретов и основатель «Дискурса» Константин Ворович.

Пока прошло две встречи – в январе состоялась презентация книги Ильи Фаликова «Борис Рыжий» об известном уральском поэте, трагически погибшем в 2001 году, февральская «Некрасовская пятница» была посвящена российскому поэтическому журналу «Арион», издающемуся с 1994 года. На встречу пришли постоянные авторы и главный редактор «Ариона».

Анонсы ближайших «пятниц» можно найти в разделе «Мероприятия» на сайте журнала «Дискурс» или на странице журнала «ВКонтакте».

Поучиться

Литературный клуб в Пироговской школе

Каждую среду после уроков здесь собираются литературно одаренные ученики школы с 5 по 11 класс. Под руководством учителя литературы, члена союза писателей России Ирины Васильевны Васильковой они пишут стихи и прозу.

Ежегодно по итогам работы литклуб выпускает альманах «Непослушная муза» – в него входят тексты ребят. Как рассказали в Пироговской школе, каждый год ребята придумывают что-то новое. Например, в прошлом году написали роман. Также клуб часто устраивает встречи со «взрослыми» писателями и поэтами. В числе имен – поэт Дмитрий Веденяпин, прозаик и арт-критик Юрий Нечипоренко, поэт и сказочник Игорь Жуков.

Членами клуба могут стать не только ученики школы, но и их друзья и знакомые. Юных поэтов и прозаиков «со стороны» принимают, но с оговоркой: по согласованию с руководством. Придется очень постараться!

Студия для молодых поэтов при Политехническом музее

(26-й павильон, ВДНХ)

Поэтическая студия под руководством поэтического тандема Андрея Родионова и Катерины Троепольской в рамках образовательного проекта СКВТ в Политехническом музее открылась весной прошлого года. Здесь собираются молодые (от 14 до 18 лет) поэты, чтобы почитать свои стихи, получить отзыв, поговорить о поэзии и послушать приглашенных лекторов.

«Мы придумали формат лекций «Писатель рассказывает о писателе» – такой личный неофициальный рассказ. В гостях уже были Сергей Гандлевский, Всеволод Емелин, Вера Полозкова, Герман Лукомников, Дмитрий Данилов. Что еще для нас важно – возможность участия в междисциплинарных проектах. Например, мы совместно с музеем современного искусства «Гараж» делали акцию, посвященную поэтам-шестидесятникам, для выставки «200 ударов в минуту» работали с графической поэзией», – рассказывает Катерина Троепольская.

Набор в студию закончился 2 октября 2015 года, но, как говорят ее руководители, «происходит постоянный добор». Для того, чтобы попасть в ряды членов студии, нужно написать письмо на адрес kamapuna@yandex.ru. Кандидату на участие ответит Катерина Троепольская, задаст несколько вопросов и пригласит на очередную встречу. Занятия проходят каждую субботу в 17:00. Занятия в студии бесплатные.

Узнать о занятиях можно подробнее на сайте музея. Кстати, проект СКВТ организует занятия не только для начинающих поэтов – здесь еще воспитывают будущих арт-менеджеров.

6 мест Москвы, где можно послушать стихи

Современная поэтическая жизнь Москвы богата различными культурными мероприятиями, на которых можно услышать молодые таланты и познакомиться с выдающимися деятелями литературы. В нашей подборке — самые интересные из них.

— Поэтарий

Один из наиболее масштабных поэтических проектов был создан усилиями Михаила Татарского, Дмитрия Ерохина и Данила Иванова. «Поэтарий» объединяет наибольшее число поэтов и даже разбит на пять уникальных по жанру мероприятий, которые проводятся еженедельно в разных московских кафе. «Литбрют» — это кабацкая байка, где в стихотворной форме изложены веселые истории из жизни, вход свободный. «Чистилище» — вечер критики для молодых поэтов. Те, кто его пройдут, могут выступить на сцене «Цеха Поэтов». Билет стоит 100 руб. «Цех поэтов» — это десять лучших авторов, которые представят публике свои стихи в кафе «Цурцум» (4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6). «Poetary play» — представляет собой состязание поэтов реалистов и представителей авангардного течения, победителя выбирает аудитория. Проходит в центре Artplay (Нижняя Сыромятническая, 10). Стоимость билета 100 руб. И самое любимое поэтами мероприятие — «Jackpoet». На нем сумма, полученная за входные билеты, распределяется между тремя лучшими чтецами. Вход 200 руб.

— Салонъ изящных искусств

Лана Сергеева является одной из первых отечественных поэтесс, которая решила противопоставить высокую культуру плоским телевизионным шоу. С этой целью она создала проект «Салонъ изящных искусств», в который попали авторы, способные максимально ярко озвучить собственные произведения. Выступления проходят в двухстороннем формате. Любой желающий может критиковать поэтов или обсудить с ними темы искусства. Успешно проходит в кафе «Чай и Кофский» с марта 2013 года. Билет стоит 200 руб.

Адрес: Чистопрудный бульвар, 1, кафе «Чай и Кофский»

— Мужской голос

Поэты Иван Куприянов, Алексей Шмелев и музыкант Виталий Веникеев организовали проект «Мужской голос» в сентябре 2011 года с целью соединить талантливых мужчин-стихотворцев в один большой творческий коллектив. По их мнению, искусство должно рождаться в среде единомышленников. За годы существования проект развился достаточно сильно и стал одним из наиболее интересных поэтических мероприятий Москвы. В основной состав помимо организаторов входят Алексей Вдовин, Арс-Пегас и Константин Потапов. Выступления проводятся в театрализованной форме. Билет обойдется в 300-500 руб.

Читать еще:  Анализ стиха ты такая ж простая как все

Адрес: Земляной Вал, 76/21, Театр на Таганке

— Слово за слово

Михаил Безликий и Рита Саар создали первый в Москве батл поэтов. Первый состоялся в декабре 2010 года. Молодые авторы выходят на сцену и читают свои произведения, а коллегия судей, в которую входят известные критики и литературоведы, выбирает лучших. Между словестными дуэлями предусмотрены музыкальные и танцевальные паузы, а также свои номера покажут стендаперы. Событие проходит каждую среду в клубе «Zavtra». Вход 250 руб.

Адрес: Сретенка, 26/1

— Литпоны

Идея создать пространство для совместного времяпрепровождения деятелей искусства принадлежит Арс-Пегасу. В 2009 году он впервые собрал вместе представителей музыки, поэзии, литературы и драматургии, чтобы познакомить их друг с другом. На «Литературных Понедельниках у Арса-Пегаса» родилось множество интересных проектов, а для начинающих это шанс обзавестись своей аудиторией. Проводятся каждый понедельник в арт-кафе «С утра». Вход 300 руб.

Адрес: ул. Тверская, 12, стр. 8

— Чтецы

Еще в 2009 году Сергей Соколовский в родном Екатеринбурге организовал необычный проект, который давал возможность представителям всех направлений литературы и музыки заявить о себе. С 2012 «Чтецы» стали с периодичностью раз в месяц проводится и в Москве. В программе принимают участие как поэты-литераторы, так и музыканты. Каких-либо ограничений проект не предусматривает, единственное условие — продукт должен быть качественным. Проходит в театре и клубе «Мастерская». Вход свободный.

Где прочитать свои стихи и послушать чужие

Владимир Маяковский и Сергей Есенин сошлись на сцене Политехнического музея в поэтической дуэли, где вместо пистолетов использовали рифму, а вместо пуль и пороха – слова. Никто из поэтов не пострадал, потому что этого поединка не существовало. Но не стоит недооценивать силу легенды. Молодые поэты и сейчас встречаются по всей стране для того, чтобы по-настоящему сразиться в словесной битве.

Описание

Музыкально-поэтическое шоу «Рифмос»

«Рифмос» – музыкально-поэтическое шоу, которое уже несколько лет объединяет творческих людей, поэтов, музыкантов, бардов и добрых гостей слётов. Слеты проводятся ежемесячно, красочно, всегда со своей изюминкой. Участники демонстрируют свое творчество в течение 5 минут. «Рифмос» закружит в поэтический водоворот, музыкальную вьюгу и суперское настроение. В программе вечера: отборные участники; призы гостям и участникам; сюрпризы от организаторов; фото- и видеосъемка; полное погружение в проект «Рифмос»; награждение героя вечера; лучшая поэтическая атмосфера столицы.

«Маяковские чтения» у Маяковского

Ежегодно проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Екатеринбурге, Крыму, Ставрополе. Это традиционные поэтические вечера у памятника Владимиру Владимировичу Маяковскому. Например, в Москве ровно в 18:00 каждого последнего воскресенья месяца можно встретить молодых и не очень поэтов, да и просто творческих людей, столпившихся у внушительной фигуры Владимира Владимировича Маяковского на Триумфальной площади. Каждый желающий здесь может продемонстрировать свои стихотворные работы, познакомиться с единомышленниками и получить опыт чтения на публику.

Традиция берет начало еще в 1960-х годах, когда у подножия памятника в один ряд вставали Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко. Тогда они верили в счастливое будущее, прочили России – а тогда еще Советскому Союзу – свободу и равенство. «Однажды утром мы все проснулись в полицейском государстве. В тот момент мало кто представлял, что нас ждет в будущем, в какой стране и при каких условиях мы будем жить. Возможно, скоро кто-то начнет с ностальгией вспоминать двухтысячные, как вспоминают сейчас о свободных девяностых…» – пишет один из организаторов «Маяковских чтений».

«Слово Поэту!»

Под таким лозунгом собираются молодые поэты, чтобы состязаться за звание лучшего рифмоплета. Здесь, как заявляют организаторы, юные поэты смогут получить советы от уже опытных мастеров слова, а также завести знакомства с единомышленниками и просто творческими людьми. Оценивается конкурс не только жюри, в число которых входят такие профессионалы, как Андрей Родионов, Александр Чистяков, Дмитрий Логинов, Евгений Никитин, но и самими зрителями. Встречи проходят в московском винтажном кафе на Чистых прудах «Чай и Кофский». Для того чтобы участвовать в конкурсе, поэту необходимо отобрать несколько своих стихотворений по следующим тематикам: «Свободная тема», «Гражданская позиция», «Лирика», «Пародия на известного поэта» – и отправить их на почту организаторов проекта.

Поэзия в Москве

Услышать любимые произведения в исполнении профессионального актера или самого автора — что может доставить большее удовольствие? Множество событий, связанных с литературой в целом и поэзией в частности, проходит в Москве: лекции и встречи с авторами, концерты, спектакли, поэтические вечера. Предлагаем вам актуальную афишу предстоящих творческих мероприятий — побалуйте себя смелыми рифмами и неожиданными метафорами, вышедшими из-под пера классиков или наших современников!

В связи с введением запрета на проведение массовых мероприятий в Москве события могут быть отменены или перенесены. Подробную информацию уточняйте у организаторов.

Лучшие подборки в Москве

Квесты для всей семьи

  • Увлекательное приключение для детей и взрослых!

Квесты по мотивам фильмов

  • Знакомые сюжеты с вами в главной роли!

Квесты, которые вас удивят

  • Новые форматы и необычные сценарии

Поэзия в Москве

Прозрачно. Арт-хэппенинг по творчеству Осипа Мандельштама

С 6 ноября по 29 декабря

Посетить бесплатно →

Когда я вернусь.

  • 400 ₽ — 400 ₽

День города в Выставочных залах Москвы

С 5 по 6 сентября

Посетить бесплатно →

Стихи & музыка

  • 200 ₽ — 300 ₽

Гранд-Каньон.Театрализованный концерт Николая Антропова

  • 200 ₽ — 600 ₽

Любовь без иллюзий

  • 700 ₽ — 3 500 ₽

Евгений Лукин. Осталось пережить планету

  • 500 ₽ — 700 ₽

Бродский. Стихи

  • 300 ₽ — 300 ₽

Сергей и Айседора

  • 200 ₽ — 5 000 ₽

Музыка. Слово

  • 500 ₽ — 500 ₽

Юбилейный концерт Лариса Рубальская «Живи спокойно, страна!»

  • 1 800 ₽ — 10 000 ₽

Журнал «Воздух». Презентация 40-го номера

Посетить бесплатно →

Лида Юсупова. Онлайн-чтения и разговор с поэтессой

Посетить бесплатно →

Дети оттепели. Евткшенко, Вознесенский и другие

  • 400 ₽ — 400 ₽

Shakespeare Fest

Посетить бесплатно →

Александрийские песни

  • 1 000 ₽ — 2 000 ₽

Пушкин + «Евгений Онегин»

  • 700 ₽ — 700 ₽

С 25 апреля по 6 июня

Ах Астахова | Roof Fest

  • 2 000 ₽ — 2 100 ₽

Птица поэта

  • 100 ₽ — 100 ₽

Дмитрий Кузьмин. Онлайн-чтения и разговор с поэтом-переводчиком

Посетить бесплатно →

С. Гармаш «Серьёзное и смешное»

  • 1 500 ₽ — 2 300 ₽

Дом, построенный на песке

  • 300 ₽ — 700 ₽

Вселенское немолчание

  • 300 ₽ — 300 ₽

По дороге в Иерихон

  • 1 500 ₽ — 1 500 ₽

  • 1 100 ₽ — 2 700 ₽

С 30 марта по 10 апреля

Часовые любви

  • 300 ₽ — 1 200 ₽

С 12 марта по 3 апреля

Лирический концерт для двух поэтов, актрисы и микрофона

Посетить бесплатно →

Серая тетрадь

  • 500 ₽ — 700 ₽

Давай пожмем друг другу руки…

Посетить бесплатно →

Дмитрий Харатьян. Юбилейный концерт

  • 1 500 ₽ — 1 500 ₽

Лёеха Никонов. 25 лет творческой деятельности.

  • 600 ₽ — 1 500 ₽

«Свеча горела. » Борис Пастернак

  • 400 ₽ — 400 ₽

Dozart III: Звуки джаза

  • 1 700 ₽ — 1 700 ₽

В рамках проекта «БеспринцЫпные чтения».Александр Цыпкин, Александр Маленков и Александр Снегирев в литературном трио «Только писатели»

  • 3 500 ₽ — 4 000 ₽

«Каждый стих — дитя любви». М. Цветаева

  • 400 ₽ — 400 ₽

Арсений Тарковский «Да не коснутся тьма и тлен»

  • 500 ₽ — 500 ₽

Традиция

Посетить бесплатно →

Лента поэзии. Есенин

  • 1 000 ₽ — 1 000 ₽

С 25 декабря по 12 февраля

Рифмос

  • 400 ₽ — 400 ₽

Лента поэзии. Рубальская

  • 1 000 ₽ — 2 500 ₽

С 31 декабря по 5 февраля

«Давайте вспомним и… споем. » Концерт-посвящение известным именинникам зимы

  • 500 ₽ — 700 ₽

Борис Пастернак «Времена жизни»

  • 300 ₽ — 500 ₽

Последние отзывы о поэтических событиях в Москве

Лидия
Записываюсь пойти по акции » Ночь музеев» 16.05 2015. в музей Дом Гоголя. Интересует Программа начиная с 18:00 и далее, включая чтение народного артиста России Александра Филиппенко.

  • Ответить

Хочу пойти по акции «ночь музеев» в 18-00. Пойду с дочкой

moscow_walks

  • Add to friends
  • RSS

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru

Мы стоим на углу Тверской и Настасьинского переулка. Мимо нас спешат по Москве граждане, «срезая уголок» по маленькому пустырю, который можно считать просто расширением тротуара. Мы смотрим на старый, проваливающийся местами асфальт, поднимаем глаза и вглядываемся в изогнутую перспективу переулка: Ссудная касса за зеленью деревьев, розово-лиловый домик, если по его фасаду провести красную линию переулка, то понимаешь, что на пустыре, на месте вздымающегося рябью волн асфальта не хватает еще одного дома.

Фото с сайта «Московские улицы»

Интересно, сохранился ли подвал этого дома под толщею тротуара, использовали ли его своды для нужд городской канализации (на мысли о канализации наводят две крышки колодцев). Ведь на этом самом месте, на углу Тверской и Настасьинского был нашумевший в свое время приют поэтов, артистов и художников, открывшийся в Москве сразу после Октябрьской революции — «Кафе поэтов».

Вот он этот дом, которого не достает Тверской. Булочная Севастьянова — в ее подвале, находилась прачечная, которую и приспособили под первое послереволюционное кафе поэтов. Денег на эту затею дал сын знаменитого Филиппова Н.Д.Филиппов — богатей и поэт. Сергей Спасский, который зимой 1918 участвовал в поэтических вечерах писал: «Кафе поначалу субсидировалось московским булочником Филипповым. Этого булочника приручал Бурлюк, воспитывая из него мецената. Булочник оказался податлив. Он производил на досуге стихи. В стихах чувствовалось влияние Каменского. Булочник издал на плотнейшей бумаге внушительный сборник «Мой дар». Дар был анонимным».

Рассказ «Москва» Сергея Спасского начинается словами: «Незадолго до Октябрьских дней в Москву приехал Василий Каменский». Этими же словами можно начать историю об открытии футуристического феерического Кафе поэтов.

Читать еще:  Если бы ты знал как я скучаю стихи

При том, что футуристы постоянно спорили с «классиками», имажинисты нападали на футуристов, символисты на имажинистов и так далее — все сходились в одном — все любили Каменского. «Милый Вася, — писал в своих «Воспоминаниях великолепного очевидца» Шершеневич. — «изобретатель секрета молодости и бодрости. У тебя было много горя в жизни, но жизнь от тебя не видела огорчений. Тот, кто тебя не любит, не может быть хорошим человеком.» Василий Каменский родился за Уралом, сын управляющего золотыми приисками графа Шувалова. Дальше феерверк — бухгалтерия железной дороги, стихи, агитбригады, редакции журналов, учитель рисования — Бурлюк, обучение летному делу в Париже, революция, Кафе поэтов.

Д.Бурлюк Портрет песнеборца В.Каменского

«Трудно один раз поговорить с Василием Васильевичем, чтобы не почувствовать всего его обаяния, Все, начиная от молочных глаз, пушистых волос и мягкости фраз и канчая талантом стиха и слова и даже звука голоса, сразу привлекает к нему.» (Шершеневич)

И вот Василий Каменский с Давидом Бурлюком загораются идеей поэтического кафе. Привлекают Маяковского. Помещение найдено, меценат готов — дело за оформлением.

За оформление взялись сразу несколько человек: сам Каменский, Бурлюк, Якулов и Валентина Ходасевич, которую уговорил Маяковский: «Мы с Васей Каменским были уверены, что вы вполне надежный товарищ и не подведете». Дальше все изощрялись как могли: Каменский стоял «на стремянке под сводом, на который он крепил яркие, вырезанные из бумаги буквы, бусы и куски цветных тряпок; композиция завершалась на стене внизу распластанными старыми брюками».

В.Каменский. Юбка девочки

Я у источника журчального.
Стою и немогу уйти –
Ищу томленья безпечального
Ищу венчального пути.
В ветвино–стройно–гибких линиях
В узорности подножных трав
Таится зов в цветах долиниях
Ветрится смысл в ветрах.
И так легко хрустальность звончато
Душой крылатой отразить
И мыслью взрывной перепончато
Футуристически пронзить.

Валентина Ходасевич «молниеносно придумала композицию из трех ковбоев в гигантских сомбреро, трех лошадей, невероятных пальм и кактусов на песчаных холмах. Это располагалось на трех стенах и сводах»; среди работ коллег в ее памяти отложились «яркие, вырезанные из бумаги буквы, бумы и куски цветных тряпок; композиция завершалась на стене внизу распластанными старыми брюками» (Ходасевич Валентина. Портреты словами.) Сергей Спасский запомнил: «Земляной пол усыпан опилками. Посреди деревянный стол. Такие же кухонные столы у стен. Столы покрыты серыми кустарными скатертями. Вместо стульев низкорослые табуретки. Стены вымазаны черной краской. Бесцеремонная кисть Бурлюка развела на них беспощадную живопись. Распухшие женские торсы, глаза, не принадлежащие никому. Многоногие лошадиные крупы. Зеленые, желтые, красные полосы. Изгибались бессмысленные надписи, осыпаясь с потолка вокруг заделанных ставнями окон. Строчки, выломанные из стихов, превращенные в грозные лозунги: «Доите изнуренных жаб», «К черту вас, комолые и утюги»».

Заглянувший в кафе А. Н.Толстой увидел: «За тремя столами, протянутыми во всю ширину кафе, узкой и длинной комнаты, выкрашенной сажей, с красными зигзагами и буквами, с кристаллами из жести и картона, с какими-то оторванными руками, ногами, головами, раскиданными по потолку, сидят паразитические элементы вперемешку с большевиками.» По некоторым сведениям, в оформлении принимала участие А. Экстер: «Достойна внимания была «супрематистская» роспись стен – клеевой краской. Известная в те времена «левая» художница Александра Экстер заполнила пространство кубами, цилиндрами и гирляндами» (Арго А. М. Звучит слово… Очерки и воспоминания.)

В своих воспоминаниях В.Каменский упоминает еще Татлина, Лентулова и Гончарову. Однако Лентулов и Гончарова участия в росписи не принимали, да и Татлин отказался, да и А.Родченко отговорил. А. М. Родченко: «Как-то с Татлиным мы зашли в «Кафе поэтов» в Настасьинском переулке. Оно еще отделывалось и расписывалось, каждому художнику предоставлялась стена, и он что хотел, то и писал на ней. При нас расписывал Д. Д. Бурлюк и говорил, что стена Татлина ждет… Но Татлин отказался расписывать. Мне тоже предложили, но Татлин шепнул мне: «Не нужно» и я тоже отказался, а почему «не нужно», я до сих пор не знаю» (Родченко А. М. Работа с Маяковским)

Но и без них получилось все, как и задумывал Каменский: «изумительно, восхитительно, песниянно и весниянно!»

Оказавшийся неподалеку начинающий актер Игорь Ильинский вспоминал впоследствии: «Однажды, идя на занятия в студию Комиссаржевской по Настасьинскому переулку, я заметил, что в одном из маленьких низких домов, где помещалась раньше прачечная или какая-то мастерская, копошатся люди. В помещении шел ремонт. Проходя на следующий день, я обратил внимание, что ремонт шел какой-то необычный. Странно одетые люди, не похожие на рабочих, ходили с кистями по помещению и мазали или рисовали на стенах. Я подошел поближе и приплюснул нос к оконному стеклу. Были ли стены расписаны мазней или только грунтовались зигзагами и полосами, трудно было разобрать» (Ильинский Игорь. Сам о себе. М. 1973. С. 72).

Вход в кафе почти не освещался, место было трущобное, страшное.

– Выбрали же место. Здесь черт ногу сломит.
– Не забывай, что здесь кафе футуристов.
– Ну, знаешь, есть предел всякому чудачеству.

(Из разговора Р.Ивнева и М.Ройзмана, пришедших на вечер в кафе. «Богема» Р.Ивнев)

Входом в кафе служила «низкая деревянная дверь, прочно закрашенная в черное. Красные растекающиеся буквы названия. И змеевидная стрелка. Дощатая загородка передней. Груботканый занавес — вход».

В воспоминаниях В.Ф.Федорова говорится про красную дверь, но красная дверь вела в туалет, она была «простая, окрашенная красной масляной краской с изображением на ней примитивных «птичек» — V V V» «и написано: «Голуби, оправляйте ваши перышки» — а на дверце противоположного помещения было написано: «Голубицы, оправляйте ваши перышки!»

Кафе открылось в декабре 1917 года, а в января в ее работу включился Сергей Дмитриевич Спасский, молодой тогда поэт, приятель Маяковского, в советское время он стал хорошим переводчиком с грузинского, а пока.

Я уселся за длинным столом. Комната упиралась в эстраду. Грубо сколоченные дощатые подмостки. В потолок ввинчена лампочка. Сбоку маленькое пианино. Сзади — фон оранжевой стены.
Уже столики окружились людьми, когда резко вошел Маяковский. Перекинулся словами с кассиршей и быстро направился внутрь. Белая рубашка, серый пиджак, на затылок оттянута кепка. Короткими кивками он здоровался с присутствующими. Двигался решительно и упруго. Едва успел я окликнуть его, как он подхватил меня на руки. Донес меня до эстрады и швырнул на некрашеный пол. И тотчас объявил фамилию и что я прочитаю стихи.
Так я начал работать в кафе.

А.Шемшурин, «шестипудовый ребенок» Д.Бурлюк и В.Маяковский.

Собственно программа так и строилась. Были постоянные «артисты»: Бурлюк, Маяковский, Каменский, Елена Бучинская — актриса и чтица и «поэт-певец» Аристарх Климов. Остальных участников программы «выхватывали» из зала Маяковский или Бурлюк, никто не отказывался, все сопровождалось шутками, перебранками. Иногда устраивались тематические вечера, на одном из них присутствовал Луначарский.

На таком вечере присутствовали и Рюрик Ивнев с Матвеем Ройзманом.

– Пришел посмотреть, как вы здесь развлекаетесь.
– Прошу в зал, – пригласил Каменский. – Будет диспут о новом искусстве.
– А Луначарский приедет? – спросил Матвей.
– Да, – сухо ответил Каменский и, обняв меня за талию, повел за кулисы.

Рюрик Ивнев, А.Чернявский, С.Есенин, 1915 год

Анатолий Васильевич стоял, окруженный поэтами и женщинами, и оживленно спорил с Маяковским. Высокий мужественный Владимир с нарочитой грубостью нападал на него. Бурлюк стоял в стороне, перебирая листочки с тезисами своего доклада, но искоса с довольной улыбкой наблюдал за выражением лица наркома. Чувствовалось, что он предвкушает удовольствие от публичного диспута, на котором надеялся разгромить Луначарского.

Луначарский работы Ю.Арцыбушева

Теперь о Гольцшмидте, который в некоторых источниках называется владельцем кафе, наряду с В.Каменским. Впрочем так оно и было. Владимир Гольцшмидт, «величавший себя «футуристом жизни»», каким-то странным образом за спиной Каменского, Маяковского и Бурлюка перекупил кафе у Филиппова (Филиппов тогда занялся кафе «Красный петух» на Кузнецком) и «поставил всех перед совершившимся фактом, одним ударом заняв главные позиции. Помимо старшей сестры его, оперной певицы, еще раньше подрабатывавшей в кафе, за буфетной стойкой появилась его мамаша, за кассу села младшая сестра». (С.Спасский) Маяковский был взбешен и в тот вечер, когда все открылось «был мрачен. Обрушился на спекулянтов в искусстве. Г пробовал защищаться, жаловался, что никто его не понимает. Публика недоумевала, не зная, из-за чего заварился спор. Бурлюк умиротворял Маяковского, убеждая не срывать сезон».

Но Гольцшмидту не повезло. Неспокойное племя поэтов сдружилось с анархистами, жившими по соседству. «В марте 1918 года, в период, когда анархисты ежедневно захватывали жилые дома в Москве, Маяковский, Каменский и Бурлюк оккупировали ресторан, в котором собирались устроить клуб «индивидуаль-анархизма творчества». Однако уже через неделю их оттуда выставили, и проект реализовать не удалось». А 14 апреля 1918 года Кафе поэтов выставили и из прачечной.

Кадр из фильма «Хождение по мукам»

Советское правительство переехало в Москву и потихоньку начало закручивать гайки. Поэтов объединили в СОПО и дали им другое кафе, выше по Тверской — «Домино».

Дом Севастьянова, давший приют «Революционной бабушке кафе-поэтных салончиков» (Маяковский), снесли, Настасьинский переулок переделали и перепланировали как в игре «пятнашки». Василий Каменский был душой и солнцем нового кафе поэтов «Домино» до 1919 или 1920 года, потом про него ничего не известно. Пишут, что в 1930 он писал мемуары. Последние 13 лет своей жизни солнечный Вася, Василий Васильевич Каменский — общий любимец, был прикован к постели после инсульта. Умер в 1961 году.

Д. БУРЛЮК ИЗ АРТЮРА РЕМБО

Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Так идите же за мной.
За моей спиной
Я бросаю гордый клич
Этот краткий спич!
Будем кушать камни травы
Сладость горечь и отравы
Будем лопать пустоту
Глубину и высоту
Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
Ветер, глины, соль и зыбь!
Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Все что встретим на пути
Может в пищу нам идти.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector