Кайсын кулиев стихи когда на меня навалилась беда
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
28.04.2020
Кулиев К. “Когда на меня навалилась беда”
Главные герои стихотворения “Когда на меня навалилась беда” и их характеристика
- Автор. Поэт-романтик. Лирический герой. Патриот своего края.
План пересказа стихотворения “Когда на меня навалилась беда”
- Беда
- Предложение воды
- Слова выси
- Шуршание дороги
- Снега гор
- Луга
- Облегчение
- Рай
Главная мысль стихотворения “Когда на меня навалилась беда”
Нет в мире места краше родного дома.
Чему учит стихотворение “Когда на меня навалилась беда”
Стихотворение учит любить родную землю, родной дом. Учит любить природу родного края. Учит помнить о своих корнях. Учит искать утешения и поддержки в своей семье, у своих близких.
Отзыв на стихотворение “Когда на меня навалилась беда”
Мне очень нравится это стихотворение о родном доме. Поэт очень красиво и образно описал ту поддержку, которую чувствует от родных мест, от родного неба, дорог, гор, лугов. Общение с родной природы утешает его, смягчает горе, точно также как и любого другого человека.
Анализ стихотворения “Когда на меня навалилась беда”
Стихотворение было написано Кайсыном Кулиевым в 1967 году.
По жанру это пейзажная и патриотическая лирика.
Начинается стихотворение с тревожной нотки, поэт признается в том, что с ним случилась беда. Но далее настроение стихотворения меняется. Поддержка, которую получает поэт от природы родного края, облегчает его страдания. Он уже не чувствует себя одиноким, его горе растворяется в красоте родной природы. Эта природа кажется поэту живой, живым представляет он все что его окружает. И заключение стихотворения звучит торжественно и радостно, поэт понимает, что настоящий рай здесь, у него дома, на Родине. И это главный вывод стихотворения.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Средства художественной выразительности в стихотворении “Когда на меня навалилась беда”
Эпитеты: отчему краю, горному склону, голубые снега, родимого края.
Метафоры: навалилась беда, отдай боль, растает тревога.
Олицетворения: сказала вода, сказала высь, шуршала дорога, гора шептала, поманили луга.
Пословицы к стихотворению “Когда на меня навалилась беда”
Дома и стены помогают.
Мой дом – моя крепость.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родной край – сердцу рай.
Где родной край, там и рай.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Когда на меня навалилась беда”
На поэта навалилась беда, но он был на Родине. Вода попросила отдать ей боль, небеса предложили удалить тревогу, дорога обещала спокойствие. Горы предложили взглянуть на снега, луга предложили прилечь в траву. Поэт прилег и ему действительно стало легче.
Автор понял, что ему не нужен рай, ведь он обрел его в родных местах.
Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Когда на меня навалилась беда”
Читать стихотворение “Когда на меня навалилась беда”
Когда на меня навалилась беда
И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне»,— сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам!» —
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега»,—
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву»,— поманили луга.
Прилег я, и легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг —
Иного не надо мне рая,—
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края,
«Когда на меня навалилась беда…» К. Кулиев
Когда на меня навалилась беда
И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне», – сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам!» –
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега», –
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву», – поманили луга.
Прилег я, и легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг –
Иного не надо мне рая, –
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.
Дата создания: 1967 г.
Анализ стихотворения К. Ш. Кулиева «Когда на меня навалилась беда…»
Стихотворение «Когда на меня навалилась беда…» написано в 1967 году, в период наивысшего расцвета самобытного творчества большого балкарского поэта и патриота, с оружием в руках защищавшего все, что описано в произведении.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «шуршала дорога», «поманили луга», «прилег я», «понял я», «не надо мне», обусловленную стихотворным размером – в стихотворении преобладают именные рифмы;
- цитирование – «Отдай … боль…», «Обернись к небесам…», «… иди…», «Взгляни…», «Приляг…» – причем обилие глаголов повелительного наклонения подчеркивает подчиненность лирического героя, относящегося к малой родине как к авторитетной любящей матери;
- олицетворения – «луга поманили», «вода сказала», «дорога шуршала (оборот удачно передает шуршание подошв по каменистой почве)», «беда навалилась» – делают текст произведения образным, достоверным и доступным даже детям;
- восклицательное предложение – «… я тебя не предам!» – интонационно выделяет тему предательства как самую значимую;
- эпитеты – «голубые снега», «отчий край»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «чуть слышно… шептала», «Приляг…» – поманили луга. Прилег…», создающую необходимый звуковой акцент;
- однородные члены предложения – «дорога, да речка, да луг, да небо» – сочетаются с многосоюзием, когда повторы союза создают акценты на ключевых словах;
- контекстуальные синонимы – «небеса, высь», «тревога, боль»;
- лексику высокого стиля – «небеса»;
- эллипсис – «… а только б (были на свете) дорога…» – обеспечивающий лаконизм изложения, он позволяет обозначить истинные ценности лирического героя;
- лексический повтор – «…легче … стало. И стало… просто…» – констатирующий перемену настроения, душевный перелом;
- многосоюзие – «… и легче стало. И стало… просто, и понял…».
Три стихии – воздух, земля и вода, очеловеченные талантом Кайсына Шуваевича – предлагают помощь, поддержку лирическому герою. Горы в произведении выступают как символ чести, долга, духовной высоты, особенно дорогой сердцу кавказца, а снега – как символ моральной чистоты.
Лирический герой набирается от родной земли необоримых сил, творческого вдохновения, как мифологический Антей, черпает из нее, как из животворящего источника, преодолевает отчаяние и тревогу. И пока он держит связь с Родиной, со своим народом, он имеет все шансы остаться в славной истории великой страны.
Открытый урок литературы в 6 классе К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда. », «Каким бы ни был малым мой народ. ».
Открытый урок литературы в 6 классе
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда. », «Каким бы ни был малым мой народ. ».
Сформировать представление о поэзии малых народов России, живущих на Кавказе.
Сформировать представление о своеобразии поэзии представителей малых народов в сравнении с самобытными поэтами.
Задачи урока:
Образовательные
Ознакомление учащихся с творчеством К.Кулиева.
Формирование умения устанавливать связь явлений в литературе как многонациональном искусстве.
Формирование умения анализировать стихотворный текст.
Воспитательные
Воспитание патриотических чувств учащихся, эмоциональной отзывчивости.
Воспитание уважения к многонациональной культуре народов России
Развивающие
Развитие устной и письменной речи учащихся.
Обогащение словарного запаса.
Терминология, национальные понятия:
Лирика. (Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания).
Эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»)..)
Сравнения (как термин поэтики обозначает сопоставление )
Смежная рифма ( первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой, схема ААВВ ).
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда. )
Карточки с заданием.
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Давайте начнём нашу работу на уроке.
II.Проверка домашнего задания:
– На прошлом уроке мы с вами читали стихотворения, и вы учили их дома наизусть. Давайте проверим, как вы смогли почувствовать настроение поэтов, выраженное в них (2-3 человека читают наизусть и коротко говорят о теме стихотворения)
Творчество К.Ш. Кулиева.
Каркусов Алан познакомит нас с творчеством Кайсына Кулиева ( Оценка )
Вопросы классу
– Где родился К.Кулиев? Родился он на Кавказе: в ауле Верхний Чегем, в Чегемском ущелье,
-Как назывался первый сборник поэта?
– Какие темы избрал для творчества?
Подготовленные ученики читают стихотворения.
«Когда на меня навалилась беда…»
-Какую роль родной край сыграл в жизни героя?
– избавляет от бед и переживаний, врачует душу…
-Укажите на главный приём, раскрывающий идею произведения.
– Это олицетворение (сказала вода, гора шептала и другие).
-Почему автор одушевляет природу родного края?
– Родина, родная природа способны понимать и разделять горе и радость человека. Недаром говорят: «Дома и стены помогают».
«Каким бы малым ни был мой народ»… (читает 1 ученик)
-Какую мысль автор хочет донести до читателя?
– неважна численность народа, важны его самобытность, традиции, уважение к своему языку. Пока культура народа будет жива, будет жить народа.
-Приведите примеры из текста стихотворения.
V. Слово учителя.
Томара Залиханова- первая жена Кайсына Кулиева – мать единственной дочери поэта- Жанны.
Макка Дахкильгова – вторая жена К. Кулива- мать Эльдара, Алима и Азамата.
Кулиева, Элизат Эльбаевна — жена, академик Международной академии творчества. Живет в городе Нальчике, КБР. Мать Ахмата- младшего сына поэта.
Кулиева Жанна Кайсыновна — дочь, кандидат филологических наук. Живёт и работает в Нальчике.
Кулиев Эльдар Кайсынович — сын , кинорежиссёр, сценарист. Живёт в Москве.
Кулиев Алим Кайсынович — сын , советский и американский актёр театра и кино, режиссёр. Живёт и работает в США
Кулиев Азамат Кайсынович — сын , художник. Живёт и работает в Стамбуле, Турция.
Кулиев Ахмат Кайсынович — сын , кандидат экономических наук. Живет и работает в городе Нальчике.
VI. Оценки. Подведение итогов.
VII. Релаксация выберите себе кружок зеленого цвета, если вы узнали новое на уроке, желтого – узнали немного, красного ничего не узнали.
VIII. Домашнее задание: – Давайте запишем домашнее задание. Пересказы мифов о богах и героях Древней Греции.
IX. Спасибо за работу! До свидания!
1.Дмитриевский В.В. Поэзия малых народов России М. – Просвещение, 1985г.
2.Кузнецов В.Д. Жизнь и творчество К.Кулиева М.- Просвещение, 1986г.
3.Интернет-ресурсы на тему «Творчество Кайсына Кулиева», «Поэзия Габдуллы Тукая».
4.Фонохристоматия «Литература» 6 класс
5.Из воспоминаний Марьям Жумакуевны Элекуевой- племянницы К.Ш. Кулиеава (моей мамы).