1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как богат я в безумных стихах анализ

А.Фет. «Как богат я в безумных стихах. »

В.А. Жуковский. «Невыразимое» (1819); Ф.И. Тютчев. «Silentium!» (1830); А.А. Фет. «Кому венец: богине ль красоты. » (1865); А.А. Фет. «Как богат я в безумных стихах. » (1887).

Все эти произведения написаны в русле романтизма и посвящены одной главной теме, которую можно сформулировать строкой Жуковского: Невыразимое подвластно ль выраженью? То есть в этих стихотворениях решается вопрос о том, можно ли в поэтическом слове достаточно адекватно выразить жизнь и ее красоту – как внешнюю (красоту природы, человека), так и внутреннюю (красоту человеческих чувств и переживаний).

Как богат я в безумных стихах!

Этот блеск мне отраден и нужен:

Все алмазы мои в небесах,

Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей!

Звуки есть, дорогие есть краски:

Это все я, поэт-чародей,

Расточу за мгновение ласки.

Но когда ты приколешь цветок,

Шаловливо иль с думой лукавой,

И, как в дымке, твой кроткий зрачок

Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда

Чуть ланиты овеет зарею, –

О, как беден, как жалок тогда,

Как беспомощен я пред тобою!

В стихотворении всего 5 предложений: первая строфа состоит из двух предложений, вторая – также из двух предложений, а третья и четвертая строфы представляют собой одно предложение.

В первых двух строфах пунктуация образует интонационную параллель: первая строка в каждой из этих строф заканчивается восклицанием, а вторая – двоеточием и паузой перед пояснением.

Последнее предложение занимает 3-ю и 4-ю строфы.

В первых двух строфах интонация бодрая, динамичная (отсутствие союзов), уверенная, даже торжествующая. В последних двух строфах она замедляется, становится более плавной, неторопливой, потому что появляется перечисление однородных придаточных с повторяющимся союзом и.

Можно сказать, что интонационно стихотворение делится на 2 части: первые две строфы, интонационно параллельные друг другу, бодрые, яркие, динамичные, – и последние две строфы – плавные, напевные, интонационно стремящиеся к двум последним строкам, заканчивающимся восклицанием, но уже не с торжествующими нотами, а с горечью бессилия.

По смыслу это стихотворение также можно разделить на две части, противопоставленные друг другу. Уверенное я в первой части, ощущение своей силы как поэта-чародея, которому подвластны красота природы и красота стиха, торжество поэта – создателя красоты противопоставляется беспомощному «я» второй части. Сильнее поэта оказывается живая, неуловимая красота его возлюбленной, когда на ее лице играют и сменяются оттенки любовного чувства. Антонимы богат – беден, как бы обрамляющие это стихотворение, довершают противопоставление.

Вторая часть стихотворения недаром начинается с сочинительного противительного союза но. Этим союзом автор сразу определяет, подчеркивает отношения противопоставления между первой и второй частями стихотворения.

Ряд контекстуальных синонимов в первой части:

блеск – алмазы – жемчужины – звуки – краски– красота.

Эти контекстуальные синонимы создают впечатление богатства, которое есть у поэта. Поэт творит новую, поэтическую действительность, которая не только вбирает в себя внешнюю красоту природы и ее блеск, но и сама полна красоты и блеска слова. Именно поэтому автор чувствует себя волшебником-чародеем, которому есть чем заплатить за мгновение ласки. Слова блеск, алмазы, жемчужины употреблены здесь в переносном, метафорическом значении.

Слова сердечная отрава здесь являются метафорой любовного чувства.

В двух последних строфах поэт стремится передать красоту изменчивого, живого, текучего чувства. Здесь нет определенных и ярких красок. Слова как в дымке, налет, чуть показывают неуловимость нюансов красоты возлюбленной, невозможность сколько-нибудь точно передать отражение ее переживаний в поэтическом слове. Она прекрасна, потому что в ее душе разгорается любовь, но поэт бессилен запечатлеть невыразимое.

Поэт ощущает себя творцом, когда в стихах создает новую красоту – красоту поэтического слова. Ему подвластен внешний блеск, будь то блеск ярких черт красоты природы или облика человека. Тут он ощущает себя богачом, всесильным чародеем.

Однако перед лицом тонкой внутренней красоты чувства, живой красоты изменчивой человеческой души, бросающей свой отсвет на черты внешности, поэт бессилен и жалок и сознает себя бедняком.

Как богат я в безумных стихах анализ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
5 КЛАСС

ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
ОТВЕТАХ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
РАБОТЫ.10 КЛАСС

КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
ТАБЛИЦАХ

ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
ЛЕГЕНДЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
9 КЛАСС

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
АСТРОНОМИЯ

ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
СИСТЕМА

АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
ОТВЕТАХ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
КОСМОЛОГИЯ

КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

Войти через uID

Предварительные домашние задания

1. Прочитайте следующие стихотворения:

В.А. Жуковский. «Невыразимое» (1819);
Ф.И. Тютчев. «Silentium!» (1830);
А.А. Фет. «Кому венец: богине ль красоты. » (1865);
А.А. Фет. «Как богат я в безумных стихах. » (1887).

2. Определите, что их объединяет. Устно сформулируйте главную тему этих произведений.

Все эти произведения написаны в русле романтизма и посвящены одной главной теме, которую можно сформулировать строкой Жуковского: Невыразимое подвластно ль выраженью? То есть в этих стихотворениях решается вопрос о том, можно ли в поэтическом слове достаточно адекватно выразить жизнь и ее красоту – как внешнюю (красоту природы, человека), так и внутреннюю (красоту человеческих чувств и переживаний).

Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.

Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!

Задания по тексту

img src=»http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/analiz_stikhotvorenija_a_feta_kak_bogat_ja_v_bezumnykh_stikhakh/27.gif» width=»251″ height=»185″ align=»right» hspace=»10″>

В стихотворении всего 5 предложений: первая строфа состоит из двух предложений, вторая – также из двух предложений, а третья и четвертая строфы представляют собой одно предложение.

2. Постройте линейные схемы предложений 1-й и 2-й строф в соответствии со строками.

Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.

3. Как соотносится пунктуация 1-й и 2-й строф? Как она влияет на интонацию?

В первых двух строфах пунктуация образует интонационную параллель: первая строка в каждой из этих строф заканчивается восклицанием, а вторая – двоеточием и паузой перед пояснением.

4. Составьте линейную схему последнего предложения. Сколько строф оно занимает?

Последнее предложение занимает 3-ю и 4-ю строфы:

Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!

5. Как интонационно соотносится последнее предложение с предыдущими? Как интонационно и структурно делится стихотворение на части?

В первых двух строфах интонация бодрая, динамичная (отсутствие союзов), уверенная, даже торжествующая. В последних двух строфах она замедляется, становится более плавной, неторопливой, потому что появляется перечисление однородных придаточных с повторяющимся союзом и.
Можно сказать, что интонационно стихотворение делится на 2 части: первые две строфы, интонационно параллельные друг другу, бодрые, яркие, динамичные, – и последние две строфы – плавные, напевные, интонационно стремящиеся к двум последним строкам, заканчивающимся восклицанием, но уже не с торжествующими нотами, а с горечью бессилия.

6. Как это интонационное и структурное деление соотносится с лексико-смысловым? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните и выпишите ключевые слова первых двух частей стихотворения.

По смыслу это стихотворение также можно разделить на две части, противопоставленные друг другу. Уверенное я в первой части, ощущение своей силы как поэта-чародея, которому подвластны красота природы и красота стиха, торжество поэта – создателя красоты противопоставляется беспомощному «я» второй части. Сильнее поэта оказывается живая, неуловимая красота его возлюбленной, когда на ее лице играют и сменяются оттенки любовного чувства. Антонимы богат – беден, как бы обрамляющие это стихотворение, довершают противопоставление.

7. Обратите внимание на союз, которым начинается вторая часть стихотворения. К какому разряду он относится? Какое значение это имеет для смысла стихотворения?

Вторая часть стихотворения недаром начинается с сочинительного противительного союза но. Этим союзом автор сразу определяет, подчеркивает отношения противопоставления между первой и второй частями стихотворения.

8. Найдите в 1-й части ряд контекстуальных синонимов. Зачем они употреблены? Какие из них здесь употреблены в переносном значении?

Ряд контекстуальных синонимов в первой части:

блеск – алмазы – жемчужины – звуки – краски – красота.

Эти контекстуальные синонимы создают впечатление богатства, которое есть у поэта. Поэт творит новую, поэтическую действительность, которая не только вбирает в себя внешнюю красоту природы и ее блеск, но и сама полна красоты и блеска слова. Именно поэтому автор чувствует себя волшебником-чародеем, которому есть чем заплатить за мгновение ласки. Слова блеск, алмазы, жемчужины употреблены здесь в переносном, метафорическом значении.

9. Как вы понимаете выражение сердечная отрава? Какой литературный троп здесь использован?

Слова сердечная отрава здесь являются метафорой любовного чувства.

10. Что передают две последние строфы – яркий блеск внешней красоты или красоту внутреннюю? Каков характер этой внутренней красоты? Как он отражается на внешних чертах?

Читать еще:  Какой город воспела в стихах марина цветаева

В двух последних строфах поэт стремится передать красоту изменчивого, живого, текучего чувства. Здесь нет определенных и ярких красок. Слова как в дымке, налет, чутьневыразимое. показывают неуловимость нюансов красоты возлюбленной, невозможность сколько-нибудь точно передать отражение ее переживаний в поэтическом слове. Она прекрасна, потому что в ее душе разгорается любовь, но поэт бессилен запечатлеть

11. Сопоставьте начало и конец стихотворения. Когда богат и когда беден поэт?

Поэт ощущает себя творцом, когда в стихах создает новую красоту – красоту поэтического слова. Ему подвластен внешний блеск, будь то блеск ярких черт красоты природы или облика человека. Тут он ощущает себя богачом, всесильным чародеем.
Однако перед лицом тонкой внутренней красоты чувства, живой красоты изменчивой человеческой души, бросающей свой отсвет на черты внешности, поэт бессилен и жалок и сознает себя бедняком.

При помощи подобной работы в 10–11-х классах можно подготовить учеников не только к сочинениям типа «Стихотворение. Восприятие, интерпретация, оценка», но и к проблемно-тематическим сочинениям, требующим анализа и сопоставления нескольких поэтических произведений. Например, на основании приведенного выше анализа стихотворения А.А. Фета «Как богат я в безумных стихах. » и сопоставления его с тремя другими произведениями на эту тему (см. домашнее задание) можно написать сочинение «Русская романтическая лирика о проблеме отражения жизни в поэзии».

Как богат я в безумных стихах анализ

1. Прочитайте следующие стихотворения:

В.А. Жуковский. «Невыразимое» (1819);
Ф.И. Тютчев. «Silentium!» (1830);
А.А. Фет. «Кому венец: богине ль красоты. » (1865);
А.А. Фет. «Как богат я в безумных стихах. » (1887).

2. Определите, что их объединяет. Устно сформулируйте главную тему этих произведений.

Все эти произведения написаны в русле романтизма и посвящены одной главной теме, которую можно сформулировать строкой Жуковского: Невыразимое подвластно ль выраженью? То есть в этих стихотворениях решается вопрос о том, можно ли в поэтическом слове достаточно адекватно выразить жизнь и ее красоту – как внешнюю (красоту природы, человека), так и внутреннюю (красоту человеческих чувств и переживаний).

Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.

Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!

Задания по тексту

1. Прочитайте выразительно стихотворение А.А. Фета «Как богат я в безумных стихах. ». Сколько предложений оно содержит? Как они соотносятся со строфическим делением стихотворения?

В стихотворении всего 5 предложений: первая строфа состоит из двух предложений, вторая – также из двух предложений, а третья и четвертая строфы представляют собой одно предложение.

2. Постройте линейные схемы предложений 1-й и 2-й строф в соответствии со строками.

Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.

3. Как соотносится пунктуация 1-й и 2-й строф? Как она влияет на интонацию?

В первых двух строфах пунктуация образует интонационную параллель: первая строка в каждой из этих строф заканчивается восклицанием, а вторая – двоеточием и паузой перед пояснением.

4. Составьте линейную схему последнего предложения. Сколько строф оно занимает?

Последнее предложение занимает 3-ю и 4-ю строфы:

Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!

5. Как интонационно соотносится последнее предложение с предыдущими? Как интонационно и структурно делится стихотворение на части?

В первых двух строфах интонация бодрая, динамичная (отсутствие союзов), уверенная, даже торжествующая. В последних двух строфах она замедляется, становится более плавной, неторопливой, потому что появляется перечисление однородных придаточных с повторяющимся союзом и.
Можно сказать, что интонационно стихотворение делится на 2 части: первые две строфы, интонационно параллельные друг другу, бодрые, яркие, динамичные, – и последние две строфы – плавные, напевные, интонационно стремящиеся к двум последним строкам, заканчивающимся восклицанием, но уже не с торжествующими нотами, а с горечью бессилия.

6. Как это интонационное и структурное деление соотносится с лексико-смысловым? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните и выпишите ключевые слова первых двух частей стихотворения.

По смыслу это стихотворение также можно разделить на две части, противопоставленные друг другу. Уверенное я в первой части, ощущение своей силы как поэта-чародея, которому подвластны красота природы и красота стиха, торжество поэта – создателя красоты противопоставляется беспомощному «я» второй части. Сильнее поэта оказывается живая, неуловимая красота его возлюбленной, когда на ее лице играют и сменяются оттенки любовного чувства. Антонимы богат – беден, как бы обрамляющие это стихотворение, довершают противопоставление.

7. Обратите внимание на союз, которым начинается вторая часть стихотворения. К какому разряду он относится? Какое значение это имеет для смысла стихотворения?

Вторая часть стихотворения недаром начинается с сочинительного противительного союза но. Этим союзом автор сразу определяет, подчеркивает отношения противопоставления между первой и второй частями стихотворения.

8. Найдите в 1-й части ряд контекстуальных синонимов. Зачем они употреблены? Какие из них здесь употреблены в переносном значении?

Ряд контекстуальных синонимов в первой части:

блеск – алмазы – жемчужины – звуки – краски – красота.

Эти контекстуальные синонимы создают впечатление богатства, которое есть у поэта. Поэт творит новую, поэтическую действительность, которая не только вбирает в себя внешнюю красоту природы и ее блеск, но и сама полна красоты и блеска слова. Именно поэтому автор чувствует себя волшебником-чародеем, которому есть чем заплатить за мгновение ласки. Слова блеск, алмазы, жемчужины употреблены здесь в переносном, метафорическом значении.

9. Как вы понимаете выражение сердечная отрава? Какой литературный троп здесь использован?

Слова сердечная отрава здесь являются метафорой любовного чувства.

10. Что передают две последние строфы – яркий блеск внешней красоты или красоту внутреннюю? Каков характер этой внутренней красоты? Как он отражается на внешних чертах?

В двух последних строфах поэт стремится передать красоту изменчивого, живого, текучего чувства. Здесь нет определенных и ярких красок. Слова как в дымке, налет, чуть показывают неуловимость нюансов красоты возлюбленной, невозможность сколько-нибудь точно передать отражение ее переживаний в поэтическом слове. Она прекрасна, потому что в ее душе разгорается любовь, но поэт бессилен запечатлеть невыразимое.

11. Сопоставьте начало и конец стихотворения. Когда богат и когда беден поэт?

Поэт ощущает себя творцом, когда в стихах создает новую красоту – красоту поэтического слова. Ему подвластен внешний блеск, будь то блеск ярких черт красоты природы или облика человека. Тут он ощущает себя богачом, всесильным чародеем.
Однако перед лицом тонкой внутренней красоты чувства, живой красоты изменчивой человеческой души, бросающей свой отсвет на черты внешности, поэт бессилен и жалок и сознает себя бедняком.

Афанасий Фет — Как богат я в безумных стихах: Стих

Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это всё я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.

Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, —
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!

  • Следующий стих → Афанасий Фет — Как гений ты, нежданный, стройный
  • Предыдущий стих → Афанасий Фет — Как ангел неба безмятежный

Читать похожие стихи:

  1. Афанасий Фет — К красавцу
  2. Владимир Высоцкий — В голове моей тучи безумных идей
  3. Афанасий Фет — Теснее и ближе сюда
  4. Афанасий Фет — Светил нам день, будя огонь в крови
  5. Афанасий Фет — Через тесную улицу здесь, в высоте

Отзывы к стихотворению:

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты
Читать еще:  Гийом де машо стихи

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Как богат я в безумных стихах анализ

А. М. Ранчин. Путеводитель по поэзии А. А. Фета

От редакционной коллегии

Серия «Школа вдумчивого чтения» включает в себя книги — путеводители по произведениям, входящим в обязательный школьный стандарт, и потому она обращена прежде всего к преподавателям средней и высшей школы, студентам и учащимся.

Как показывает практика, отдаленность во времени затрудняет изучение того или иного произведения (особенно классического) из-за непроясненности реалий, истолкование которых не встретишь не только в комментариях к тексту в собраниях сочинений писателя, но и в специально написанных комментариях к данному произведению.

И не одна лишь отдаленность во времени диктует необходимость в таких книгах. Даже современная литература подчас несет на себе оттенки местного колорита, или, как говорил Тютчев, «гения места», который требует непременного подробнейшего разъяснения.

Читатель найдет в путеводителе абсолютно все необходимые ему сведения — от особенностей жанра данного произведения, истолкования его стиля и персонажей, объяснения всех его так называемых «темных мест» до рекомендательного списка обязательной литературы. Наши книжки помогут абитуриентам подготовиться к экзаменам: некоторые задания ЕГЭ станут яснее после чтения предлагаемых комментариев. Таким, образом, подобные путеводители явятся пособиями, не имеющими пока аналогов в учебно-познавательной литературе.

Эта книга содержит анализ четырнадцати поэтических произведений А. А. Фета, включенных в Образовательный стандарт для средних школ и в Программу для поступающих в МГУ имени М. В. Ломоносова. Каждая из глав — разбор одного из стихотворений. Анализ в отдельных главах сочетается с другим подходом — интерпретацией[1].

Все стихотворения Фета цитируются без указания источника по изданию: Фет А. А. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подг. текста и примеч. Б. Я. Бухштаба. Л., 1959 («Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание»). Ссылки на стихотворения Фета в этом издании, сокращенно обозначенном [Фет 1959], даются только при цитировании текстов ранних редакций. При цитировании других текстов — как художественных, так и критических и исследовательских — в квадратных скобках даются сокращенные ссылки на издания; они расшифрованы в конце книге в разделе «Цитируемая литература». Все выделения принадлежат авторам цитируемых текстов. В цитатах из поэтических текстов сохраняются особенности орфографии и пунктуации соответствующего издания (написание «шепот / шопот» и т. п.).

При упоминании или цитировании стихотворений Фета всегда указываются даты их написания или (если они не установлены) первой публикации. Автор книги не отказался от оговорок, в каких случаях приводимая дата обозначает время написания, а когда указывает на год издания; в большинстве случаев приводимые даты обозначают год публикации, так как время создания неизвестно. При необходимости читатель может обратиться к упомянутому выше изданию поэзии Фета или к его переизданию 1986 г., где под текстами стихотворений даты, обозначающие год напечатания, даны в угловых скобках, а даты написания — без таких скобок.

Однако для анализируемых в книге стихотворений разграничение дат создания и первой публикации сохранено: после текста стихотворения, которым открывается каждая глава, дается дата написания; если она неизвестна, то — в угловых скобках — дата первого издания.

Книга завершается списком рекомендуемой литературы — изданий лирики и прозы Фета, работ, посвященных жизни поэта, исследований фетовской поэзии.

«Кот поет, глаза прищуря…»

Первая публикация — журнал «Москвитянин», 1842, № 1, с. 22. Стихотворение включено в состав прижизненных сборников поэзии Фета: Стихотворения А. Фета. М., 1850; Стихотворения А. А. Фета. СПб., 1856; Стихотворения А. А. Фета. 2 части. М., 1863. 4.1.

Место в структуре прижизненных сборников

При издании в сборнике 1850 г. стихотворение было помещено в состав цикла «Снега», состоящего из девяти стихотворений. «Кот поет, глаза прищуря…» — шестой текст в цикле. Состав цикла: I. «Я русский, я люблю молчанье дали мразной…»; 11. «Знаю я, что ты, малютка…»; III. «Вот утро севера, сонливое, скупое…»; IV. «Ветер злой, ветр крутой в поле…»; V. «Печальная береза…»; VI. «Кот поет, глаза при-щуря…»; VII. «Чудная картина…»; VIII. «Ночь светла, мороз сияет…»; IX. «На двойном стекле узоры…». В издании 1856 г., редактировавшемся И. С. Тургеневым, цикл был сокращен до восьми стихотворений (исключено стихотворение «Ветер злой, ветр крутой в поле…»), первый из текстов цикла был напечатан в новой редакции («На пажитях немых люблю в мороз трескучий…»); в новой редакции напечатано и стихотворение «На двойном стекле узоры…». В издании 1863 г., подготовленном непосредственно автором, к этим восьми стихотворениям цикла было добавлено в качестве завершающего новое — «Скрип шагов вдоль улиц белых…». Тексты цикла по всем трем сборникам воспроизведены в изд. [Фет 2002, т. 1, с. 53–57, 190–191, 250–251].

Разделение поэтических произведений на циклы, предпринятое в сборнике 1850 г. и сохраненное в позднейших прижизненных изданиях Фета, согласно позднейшему свидетельству автора, принадлежит его юношескому приятелю — поэту, прозаику и литературному критику Аполлону Александровичу Григорьеву [Фет 1979, с. 240] (ср. то же свидетельство в мемуарах поэта: [Фет 1893, с. 209]). Такие циклы сборника 1850 г., как «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», составлены по тематическому признаку: стихотворения, их образующие, приурочены соответственно к зиме и в них упоминается о снеге; или в них описываются святочные гадания; либо же они посвящены вечернему и ночному времени.

Принципы циклизации в сборнике 1850 г. и позднейших поэтических книгах Фета свидетельствуют о размывании жанровых критериев, значимых для поэтов, дебютировавших в литературе на рубеже 1790—1800-х и в первые десятилетия XIX века: не только для В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова, но и для А. С. Пушкина и Е. А. Боратынского эти критерии еще несомненны. Для Фета же тематическое и эмоциональное единство стихотворений становится самостоятельным основанием — не менее важным, чем жанр — для их объединения в цикл.

В мае 1892 г., за несколько месяцев до смерти, Фет в своем имении Воробьевке «занялся подготовкой итогового собрания произведений и составил план издания в виде списка стихотворений, расположенных по отделам» [Бухштаб 1959б, с. 710] (см. об этом списке также: [Бухштаб 2000, с. 175]). Структура этого неосуществленного собрания положена в основу изданий стихотворений Фета в серии «Библиотека поэта», подготовленных Б. Я. Бухштабом ([Фет 1937]; [Фет 1959]). Цикл «Снега» здесь состоит из четырнадцати стихотворений. Четвертым идет стихотворение «Ветер злой, ветр крутой в поле…», исключенное в изданиях 1856 и 1863 гг., завершают цикл стихотворения «Еще вчера, на солнце млея…», «Какая грусть! Конец аллеи…», «У окна» и «Мама! Глянь-ка из окошка…», датируемые 1860 — второй половиной 1880-х годов (см.: [Фет 1959, с. 154–162]).

Сценарий внеклассного мероприятия «Как богат я в безумных стихах!» Встреча с поэтом А.А. Фетом.

Содержит материал по биографии и творчеству поэта А.А. Фета

Содержимое разработки

Сценарий внеклассного мероприятия

«Как богат я в безумных стихах!»

Встреча с поэтом А.А. Фетом.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, друзья! Сегодня у нас необычный день, необычная встреча с необычным человеком:

Он славит красоту и чары, как влюблённый
И в звёзды и в грозу, что будит воздух сонный,
И в тучки сизые, и в ту немую даль,
Куда уносятся и грёзы, и печаль,
И стаи призраков причудливых и странных,
И вздохи роз благоуханных.
Волшебные мечты не знают наших бед:
Ни злобы дня, ни думы омрачённой,
Ни ропота, ни лжи, на всё ожесточённой,
Ни поражений, ни побед.
Он видит призраки ночные, что ведут
Свой шепотливый спор в лесу у перевала.
(Я Полонский)

Это Афанасий Афанасьевич Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет – величайший русский поэт XIX века – был высоко ценим при жизни как тончайший лирик, создавший несравненные по поэтическому мастерству стихотворения. «Мы ничего не знаем более сильного, более значительного во всей нашей русской поэзии», — говорил Федор Михайлович Достоевский.

Поэтическим языком Фет говорил о величии человеческого духа, «вечного и вездесущего». Он стремился растапливать «будничный лед» «радужными лучами идеального солнца», которыми, по образному выражению поэта Якова Петровича Полонского, был озарен духовный мир самого Фета – одного из самых «пронзительных» русских лириков.

Читать еще:  На что похожа буква п стихи

Я знаю, у вас собрались вопросы, которые вы бы хотели задать «живому» поэту. Так вот, эта возможность у вас появилась.

Встречайте – Афанасий Фет!

Афанасий Афанасьевич, интересна и таинственна история Вашего рождения и фамилии. Так кто Вы на самом деле – сын русского дворянина Шеншин или всё же иностранец Фет?

Кровный отец Иоганн трудился в городском суде в немецком Дармштадте. Мать же Шарлотта совершила невиданный по тем временам поступок – будучи беременна, оставила мужа, дочь Каролину, больного отца, свою страну и бежала в Россию к Афанасию Шеншину. После рождения нарекли именем отчима. По документам отцом стал Афанасий Шеншин. Кровный же отец вплоть до своей смерти не смог простить маме предательства. Видимо, чувства влюбленных были настолько сильны, что 22-летняя Шарлотта решается на побег вместе с 44-хлетним Шеншиным в Россию. Приняла православие и стала Еленой Петровной.

Говорят, Ваш отчим заботился о Вас как о родном сыне, денег не жалел и на образование. Где, какое образование Вы получили? Где учились?

Отчим заботился как о родном, не жалел денег на образование. Но домашнее образование было очень плохое. Учили постоянно сменявшиеся семинаристы, невежественные и не способные учить. Серьёзная учеба началась только с 14 лет, когда отвезли в пансион. В 1835—1837 годах учился в немецком частном пансионе Крюммера в г. Верро Лифляндии (теперь г. Выру, Эстония). Учили и учились там одни немцы. Русский язык входил в число учебных предметов, но говорить по-русски не умел и сам учёный директор школы. Питомцев кормили скудно, но учили серьёзно, с утра до ночи, особенно налегая на математику и латынь. Учился легко.

На каникулы – единственного в школе – не забирали, «по отдалённости» места жительства. После школы провёл несколько лет, занимаясь у профессора Погодина. В 1838—1844 годах — учёба в Московском университете, где постигал философию, право, историю.

В пансионе Вы были Шеншин, а как случилось, что Вы стали Фёт, а Вас лишили дворянства?

До 14 лет считал себя потомственным российским дворянином. Но потом благодаря усердной работе судейских чиновников тайна происхождения была раскрыта. В 1834 году было учинено следствие по этому делу, в результате которого постановлением Орловского губернского правления был лишен права называться Шеншиным. Понятно, что сразу же начались насмешки недавних товарищей, которые переживал довольно болезненно. Однако гораздо важнее было то, что в этой ситуации не имел не только права на наследство, но и вообще, судя по документам, представленным из архивов того времени, был лицом без подтверждённой национальности. В один момент потомственный российский дворянин с богатым наследством превратился в нищего, никому, кроме матери, не нужного человека, без фамилии и российского гражданства.

Можно себе представить, через что прошла мать, вымаливая у судейских крючкотворов хоть какую-то справку о происхождении своего сына. Но все было напрасно. Она пошла другим путем. Вспомнив свои немецкие корни, воззвала к жалости своего бывшего немецкого мужа. История умалчивает, как Елена Петровна добилась желаемого результата. Но он был. Родственники прислали официальное подтверждение того, что Афанасий приходится сыном Фёту. Так появилась хотя бы фамилия. Именно в этот момент овладела идея любыми путями вернуть себе утраченное русское имя и титул.

Вы сказали Фёт, с буквой Ё?

Да, именно. Точки над Ё пропали уже потом, случайно, когда появилось в печати первое стихотворение

Пытались ли восстановить себе чин дворянина?

Сразу же после окончания университета поступил на военную службу унтер-офицером в Кирасирский полк, надеясь в армии заслужить дворянство. Попал в один из провинциальных полков, расположенных в Херсонской губернии. И сразу же первый успех — получил официально российское гражданство. Но судьбе было угодно дразнить: в том же году Николай I выпустил манифест, по которому потомственное дворянство давал только чин майора. Дослужившись до майора, в 1856 году Александр II издал указ, еще более усложняющий получение дворянства: требовался уже чин полковника. Дослужиться до полковника казалось нереальным, хотя был образцовым офицером. Карьера военного принесла довольно высокое звание штаб-ротмистра, после получения которого оставил службу.

В 1873 году выходит царский указ, который ставит точку в сорокалетних мытарствах – полностью восстановлен в правах и узаконен как дворянин с фамилией Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет.

Когда Вы стали писать стихи?

Рано появился литературный талант. Еще подростком начал писать стихи.

В каком году вышел Ваш первый сборник стихов?

В. 1840 году выходит первая книга — «Лирический пантеон». Написал её будучи еще студентом университета. Читатели высоко оценили — им было все равно, к какому сословию принадлежит автор. И даже суровый критик Белинский неоднократно подчёркивал в своих статьях поэтический дар молодого лирика. Отзывы Белинского, по сути, послужили своеобразным пропуском в мир российской поэзии. Стал печататься в различных изданиях и уже через несколько лет подготовил новый лирический сборник.

Каковы основные темы Вашей лирики?

Три основные темы – природа, любовь, песня. Они не только соприкасаются, но и тесно взаимосвязаны, проникают друг в друга, образуя единый слитный художественный мир. Только прекрасные стороны жизни – любовь, природа, красота имели значение, в котором нет доступа ничему ужасному, жестокому, безобразному.

С какого стихотворения, по-вашему, началась Ваша слава как поэта?

Одним из ярчайших примеров моего творчества, своеобразной визитной карточкой является стихотворение «Шёпот, робкое дыханье. «

Впервые оно было опубликовано в 1850 г. во второй книжке «Москвитянина». По мнению исследователей, написано оно было не позднее конца 1849 г., а, возможно, и еще раньше.

Одной из тем стихотворений является тема любви. А была у Вас настоящая любовь?

Еще находясь на Украине, был приглашён на прием к своим друзьям Бржевским и в соседнем имении повстречал девушку, которая потом долго не выходила из головы. Это была одаренная музыкантша Мария Лазич, чей талант поразил даже знаменитого композитора Ференца Листа, гастролировавшего тогда по Украине. Как оказалось, Мария была страстной поклонницей моей поэзии. Был поражен музыкальными способностями девушки. С Лазич испытывали нежные чувства друг к другу. Однако я очень тяготился своим бедственным финансовым положением и не решался на серьёзное развитие событий. Пытался объяснить свои проблемы Лазич, но та, как все девушки в такой ситуации, плохо понимала мои терзания. Прямым текстом сказал Марии о том, что свадьбы не будет.

После этого старался не видеться с девушкой. Уезжая в Петербург, понимал, что обречён на вечное духовное одиночество. В 1850 году, будучи в гостях у тех же Бржевских, не решился поехать в соседнее поместье, чтобы расставить все точки над «i». Позже очень жалел об этом. Дело в том, что Мария вскоре трагически погибла. История умалчивает, являлась ли ее страшная смерть самоубийством или нет. Но факт остается фактом: девушка сгорела заживо в поместье. Сам узнал об этом, когда в очередной раз посетил своих друзей. Это настолько потрясло, что до конца жизни винил именно себя в смерти Марии. Мучился тем, что не смог найти правильных слов, чтобы успокоить девушку и объяснить ей свое поведение.

Но все же Вы с кем-то ведь связали свою жизнь?

Да. В 37-летнем возрасте в 1857 году в Париже сочетался браком с Марией Петровной Боткиной, дочери богатого торговца чаем. Открыл будущей невесте тайну своего рождения, свадьбе это не помешало. Брак был довольно удачным, если не считать отсутствия наследников. Состояние приумножилось, литературные труды имели успех. После отставки со службы офицером, меня избрали на пост мирового судьи. Был возвращен и дворянский титул.

Говорят, Вы любили говорить пословицами. Вспомните вашу любимую пословицу.

Дай Бог дать, да не дай Бог взять.

Много романсов созданы на Ваши стихи. Да и Вы сами, говорят, очень любили и вокальное пение, и романсы. Есть у Вас среди всех писавших музыку на Ваши стихи любимый композитор?

Любимый – Фредерик Шопен. (Звучит музыка Шопена)

Большинство Ваших стихов отражают лишь внутреннюю духовную жизнь. По Вашим стихам невозможно прочитать Вашей биографии.

Да, действительно, я никогда не демонстрировал своей гражданской позиции, не называл имена лирических адресатов, не стремился перечислять бытовые подробности.

Был ли перерыв в Вашей творческой деятельности?

Да, после неудачного выпуска двухтомного собрания сочинений 1863 году полностью прекратил творческую деятельность. Тираж хотя и был небольшим, но был не распродан.

Но ведь поэзия вернулась?

После возвращения титула снова ушел в написание своих творений. С 1883 по 1891 год вышли 4 сборника стихов «Вечерние огни».

А не поменялась тема ваших стихов?

Нет, стихи, написанные в зрелом возрасте полны юношеской свежести, благовония перед жизнью. Лишь изменилась их тональность – они стали более глубокими и серьезными.

Можно. (Б. Гребенщиков «Рождественская ночь». Исполняет А. Роева)

ВЕДУЩИЙ: Сегодня в тревожное время многих волнует вопрос: что может спасти мир? Что может его исцелить?

Мир исцелится «сжигающей любовью», очищающей и чудотворной силой, которую дает любящий человек, называющийся Творцом.

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, дорогие друзья, пришло время послушать стихи поэта. Пусть на нашем вечере звучат произведения Афанасия Афанасьевича в исполнении внимательных и чутких читателей.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ.

Можно послушать исполнение романсов или песни?

Звучит романс в исполнении ансамбля «На заре ты её не буди»(Александр Варламов)

Наши современники тоже сложили музыку на Ваши стихи. Не хотите послушать?

ВЕДУЩИЙ: Подошел к концу наш вечер встречи с поэтом и его поэзией. Конечно, эта встреча была короткой, но хочется, чтобы она осталась в вашей памяти надолго.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector