0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как читать стихи футуристов

Размышления.. Что такое Футуризм и с чем его едят?

История повторяется и стихиРу не исключение из правил, а скорее подтверждение.
Не буду особо вдаваться в литературные подробности истоков футуризма, многие из нас читали и Хлебникова и Маяковского. Кто из вас когда-нибудь не мечтал отпустить на волю свое поэтическое мышление и писать стихи просто так, без смыслового контекста практически? Многие, но дело в том, что есть еще и надзирающий орган – критика. Как не крути, а сломы синтаксиса или семантического поля наказуемы и еще как наказуемы, особенно при современных подходах в учебниках Гаспарова и Лотмана.
Конечно судить любого автора надо по его собственным законам, об этом говорил Белинский и сегодня подтверждает Гандлевский. Но все-таки? А если у автора нет законов? Если все его творчество абсурдно по сути, полностью противоречит семантической канве? Как тогда?
Ведь поэзия это в принципе абсурд и поэт постулирует, что нет ничего более абсурдного в любой языковой группе, кроме поэзии?
А абсурд вызывает устойчивую децентрализацию копчика у нормального гуманоида.
Но в том то и дело, что то что для одного поэзия, говорил и писал Уайлд, другому яд. Часто в абсурде есть логика, только логика другого понимания метафизической сущности вещей. С прозой проще и понятнее, она подчинена законам стилистики, только внутренние смыслы зависят от автора, проза чаще трудная и нудная работа, а стихотворение – концентрат мысли и ее полета, особенно при хорошей технике. Ну да ладно, суть не в этом, а в том, что такое футуризм и как он произрастает сейчас на конкретных примерах.
Родоначальником эгофутуризма литераторы устойчиво считают Хлебникова. Он как раз один из основоположников так называемой “зауми” и “нового языка”. А Маяковский уже четкий представитель Футуризма с большой буквы с технической аргументацией стихотворений.
“Будетляне” были и есть во все времена, не только серебряный век пестрил новаторами, тот же Шершеневич или Бурлюк. Но все таки суть оставалась одной и самой главной, заявить, что можно заглянуть в будущее языка. почему бы и нет? Современный американский сленг сильно отличается от английского, он более скомкан. Может и в русском семантическое поле выйдет в будущем за рамки сочетаний? не знаю. Не уверен, что это путь в языке, но все равно это крайне интересно, как не крути. Не все, но Хлебников и Маяковский заглянули в будущее, хотя можно и спорить об этом и не спорить, смысл остается прежним – ЧТО ТАКОЕ ПОЭЗИЯ БУДУЩЕГО?
Я тоже не знаю, но думаю, что чаще всего это эксперименты в стилистическом и семантическом поле, с необычными смыслами, а вот угадают язык будущего еденицы, да и мы с вами не знаем и не узнаем об этом.
В общем-то и во внешней судьбе русского футуризма есть что-то, напоминающее судьбы русского символизма. Такое же яростное непризнание на первых шагах, шум при рождении (у футуристов только значительно более сильный, превращающийся в скандал). Быстрое вслед за этим признание передовых слоев литературной критики, триумф, огромные надежды. Внезапный срыв и падение в пропасть в тот момент, когда казалось, небывалое доселе в русской поэзии возможности и горизонты. Городецкий и Нарбут, да можно перечисять многих поэтов “серебра” по Бердяеву.
Может все и повторяется по спирали в истории и стихира не исключение..Здесь тоже есть свои экспериментаторы. Я приведу интересных по гармонии. для меня стихотворение это гармония прежде всего, и я ее или слышу или она распадается на мелкие кусочки и тает в фразах и словах, а когда есть гармония, стихотворение просто единое целое и даже зачастую разбирать его и не хочется.
Поэтому не мудрствуя лукаво, хотел просто познакомить вас с авторами сайта, которые точно двигаются в направлении слома и стилистики и синтаксиса или смыслов, при хорошей технике. Зачем?
Я считаю ради эксперимента. Как в науке, так и в поэзии интересен эксперимент. Абсурд на грани переходящий в контекст и смыслы, тем и интересен. Не умаляя есенинскую или пушкинскую поэзию, хочу сказать о том, что и в науке существуют академические изыскания рядом с инженерными.
Для истории поэзии все важны одинаково. Футуризм это просто отказ от повтора, попытка перевернуть свое сознание в первую очередь, и любой автор пишет сначала для себя, а уж потом для читателя. Не ради славы или власти над читателем, как писал Северянин, а ради эксперимента, так как и мозготрахалка-мозготрахалке рознь. Волошин когда-то очень верно сказал, что “любой художник творец-ребенок, который играет и строит свою вселенную, и если он перестал играть, он уже не творец”. Не ручаюсь за точность моего пересказа из “мук творчества”. Специально не лазил ни в какие справочники, чтобы наши любители полемики не упрекали в пересказе Викепедии, с улыбкой. Главное не умение пользоваться справочниками, а умение понять, что там написано, так и со стихами, так как все забывают что кроме стилистического и семантического, есть еще и психологическое понимание стихов, что там ЗА. И иногда это очень важная константа творчества, так как творчество еще и взаимосвязано с судьбой поэта.
Теперь приведу примеры таких стихов и один из них разберу по смыслам, которые в принципе не возможны без слома семантики:

Очень интересный и необычный автор Артемона Иллахо или Светлана Марьинская:
солдаткам армии любви
шлют валентинки вместо похоронок
вот бравый маршал армии любви
танцует вальс на бронетранспортере
пехота армии любви
бросает в танк бутылками с шампанским
десантник армии любви
рифмует стропы
и стреляет джазом
в радистов армии любви
спросонья перепутавших пароли, джинсы
в бронзовой траве
медсестры армии любви
лепечут вздор и вышивают крестиком
а генералы армии любви
бегут сквозь рожь с подъятыми руками
дают всем шоколадные медали
и запах пуль
им не мешает целоваться
http://www.stihi.ru/2011/03/26/2620
можно написать статью об авторе, но она и лучше меня о себе напишет. Привел то, что мне нравится, просто нравится, и пусть все скептики мира спорят. Никак не мог найти стихотворение про гранату, буду рад если она сама подскажет, где оно.
дно неба
Оскар Боэций
а парашюты так похожи на медуз –
подумалось когда они раскрылись
скрипели стропы мы глотали небо
логичный по законам тактики десант
тактичным был обрывистым внезапным
внизу болтались ноги а под ними
пытливый взгляд выхватывал детали
пейзаж казался древним и случайным
по плоскогорью тонкой белой нитью
просёлок извивался – вправо от него
бесформились замшелые руины
мы прыгнули в расчёте на искусство
в расчёте на прожжённость командиров
поэтому спокойны были души
и каждый слепо веровал в успех
руины вдруг рассыпались исчезли
там просто сняли сетку маскировки
враги прицелились и выплюнули смерть
из аккуратных чёрных автоматов
роняло небо мёртвые тела
уже никчёмные в тактических расчётах
мы нетактично погибали и глаза
выхватывали странные детали –
медузы стайкой шли на дно – пугливо –
и превращались в ноздреватые кораллы
а солнце крабом пятилось за камни

О Оскаре можно тоже написать статью и подробно разобрать тончайшие на грани нюансы техники с игрой на фонике и смыслах. Но без эксперимента нет Оскара, он такой и это данность, данность поэтики и вложенного пространства извне.
Ну и например Натан Хлебник, Александр Петрушкин. Можно по разному относиться к подобным экспериментам, но иногда их читать полезно, просто потому что вдумываясь в такие стихи, можно развиваться самому. Мне кажется это тоже опыты футуризма. Впрочем читайте?
Что женщина? Она глядит в живот
http://www.stihi.ru/2010/11/21/1708
Натан Хлебник
* * *
Что женщина? Она глядит в живот,
ощупывает тело или рот.
Так слепит снег весь белый свет. Одна
она стоит с той стороны окна
Как холодно там, в Дании твоей –
кто кормит недолётных снигирей?
какая ртуть шагает по земле
с Офелией подводной и моей?
Что женщина? – она почти что спит.
Её в четвёртом измеренье вид
покажется и ей самой чужим –
Так пахнет смерть её, так пахнет тмин.
Что Дания? Похожа на Китай.
Свободный Гамлет свой канал найдёт –
и кажется столь долгим навсегда –
что грубой нитью зашивает рот.
Что яблоня? Стоит, ждет рождества
и, кажется, торопится раздеться,
чтоб воздух в поры тонко проникал
и умирал, не достигая сердца.
Здесь, в этом датском, с почтой кочевой,
с щенками, женщина почти что неживая
стоит на круге света – все предметы
за темнотой своей в сухарь сжимая.
Что женщина? Она поёт живот,
и кормит птиц сухариками света.
А утром речью бога приберёт
смахнёт рукою в руку
безответно.
Приведу свои старые ассоциации от этого стихотворения:
Метамефоричность присуща не многим авторам. Вы скажете абсурд? Я скажу что здесь абсурдом и не пахнет. Слом синтаксиса? Тоже не актуальная претензия, когда слом сделан намеренно для емкости и наполненности сосуда. Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике и никогда не будет решен. Не буду приводить классиков, так как они совершенно не имеют смысла при разговоре о творчестве Натана.
Вы вливаете в сосуд не 100 грамм вина а литр сразу. Причем глобальных смыслов. Что женщина? Она глядит в живот..
Начало дает рациональное зерно стихотворению. Что женщина? Любая женщина и мать и любовница и сосуд и эротическая жертва одновременно.
Ощупывает тело или рот:
Ощупывает очень точный предикат с позиции ощущений. Пробует в переносном смысле. Пробует и говорить и жить, это относится к телу в любых его ипостасях. А то что женщина еще и вечно пробует рот. Это вообще ни для кого не секрет.
Просьба не усматривать в юморе пошлость, такова уж женская судьба.
“Так слепит снег весь белый свет. Одна
она стоит с той стороны окна
и продолжение логически увязывает смысловую канву стихотворения в начало. Так белый снег выпавший на планете, тоже слепит весь Свет, в понимании планета. Логика и никакого абсурдизма. С той стороны окна жизни людей только женщина и именно из за живота в первую очередь. Так как это символ рождения.
Как холодно там, в Дании твоей –
кто кормит недолётных снигирей?
какая ртуть шагает по земле
и переносные и смысловые аллюзии как Дания и ртуть естественным образом продолжают повествование, можно узреть тонкие намеки на Шекспира и место перелета снинирей.”
Анлогика от обратного. Птицы всегда улетают на юг. А здесь на север. Упоминание ртути — поэтической замене крови и артерий жизни тонко переводит текст к безумию и Шекспиру одновременно.
с Офелией подводной и моей?
Что женщина? – она почти что спит.
Её в четвёртом измеренье вид
покажется и ей самой чужим –
Так пахнет смерть её, так пахнет тмин.
Так как и безумие описанное классиком и все философские вопросы с Офеличностью женщин «неладно все в Датском королевстве» как были так и остались в нашем мире и никуда не денутся никогда, пока будут живы люди. И ее четвертое измерение, тонкая сноска к Эйнштейну, время, как жизнь и смерть одновременно и продолжение жизни в животе.
“Что Дания? Похожа на Китай.
Свободный Гамлет свой канал найдёт –
и кажется столь долгим навсегда –
что грубой нитью зашивает рот.
—————-
Любой мужчина Гамлет и найдет свой канал к Дании.
Что яблоня? Стоит, ждет рождества
и, кажется, торопится раздеться,
чтоб воздух в поры тонко проникал
и умирал, не достигая сердца.
очень точные и в тему «женщина» сравнения и метафоры о Китая и яблоне, цветы и численность, а Китай в первую очередь, олицетворения большого числа, как и Дания в этом стише женщины, как и яблони с не побоюсь этого слова эротической cоставляющей,и осыпающиеся цветы, как олицетворение снятой одежды. j
Здесь, в этом датском, с почтой кочевой,
с щенками, женщина почти что неживая
стоит на круге света – все предметы
за темнотой своей в сухарь сжимая.
Еще одна отличная метафора о женщине, и щенок символ и любви и нежности и ребенка и сухарь света и круг света, пьедестал можно сказать.
Что женщина? Она поёт живот,
и кормит птиц сухариками света.
А утром речью бога приберёт
смахнёт рукою в руку
безответно.
и после ночи все повторится опять, здесь уже даже и объяснять не надо, так как это очень логичный вывод о и непостоянстве и величие одновременно, и о слое Бога, которое и уходит и неуходит и живет в женщине на животном уровне.
БСЭ
Абсурд (от латинского absurdus — нелепый), бессмыслица, нелепость.
Я здесь никакого абсурда не вижу. Вижу язык символов и образов, метафор, в котором автор нарисовал женщину от А до Я и вполне тонко, грамотно, используя свою форму и авторское видение.
Вот.
А вопрос формы всегда являлся авторским Ноу-Хау если это только не бессмыслица. Тут нет абсурда. Тут другая форма. И пусть она живет как говорил один великий китайский мыслитель. Пусть будет сто школ.
И это форма близка к футуристическим изысканиям “серебра”.
В окончание своих размышлений, добавлю пожалуй, что авторы не всегда ровные и четкие, но когда у опытных поэтов наступает третья степень графомании, то есть форма на пять, все четко и точно, а сказать нечего, это тоже становится скучно. В неровности поэта проявляется его талант в первую очередь. Попытка выйти за рамки себя самого. Пусть это не оценят сейчас, даже не оценят в будущем, главное что эта игра и попытка присутствует.

Читать еще:  6 лет какая свадьба стихи

Всем кому интересно и кто интересуется такими экспериментами и изысканиями, просьба, принесите ссылки на интересных авторов в подобном стиле, и совсем не важно начинающий или опытный автор.
С Уважением к читателям. Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Впрочем статья написана просто для себя, понять свои ощущения и провести некие параллели.

Футуризм в русской литературе: история, концепция, представители литературного направления

Говоря о поэзии Серебряного века, нельзя обойти вниманием футуризм. Это направление в русской литературе начала XX века было ярким, и творчество его представителей сказалось на дальнейшем развитии русской словесности. Сегодня я решила напомнить своим читателям историю футуризма и его отличительные черты, имена поэтов-футуристов.

История и определение футуризма, его идейно-художественная концепция

Начало 20 века вошло в историю литературы как Серебряный век в русской поэзии. В этот период зародились, достигли апогея и угасли несколько литературных направлений, которым был характерен поиск нового. Одним из них и был футуризм.

Первым футуристом был итальянский поэт Филиппо Маринетти, опубликовавший 20 февраля 1909 года во французской газете Le Figaro «Манифест футуризма».

Основными принципами футуризма были провозглашены:

  • отрицание преемственности и традиций в искусстве;
  • пренебрежение к старым нормам и морали;
  • бунтарство, революционный настрой, милитаризм;
  • новаторство и экспериментаторство в искусстве, создание неологизмов, поиск новых форм;
  • отрицание прекрасного, нарочитая вульгарность, антиэстетизм;
  • культ скорости и технического прогресса, урбанизм;
  • поэтика алогизма, эпатаж.

В Россию футуризм пришел в 1910—1911 гг., когда сформировались группы поэтов-будетлян и эгофутуристов.

Давид Бурлюк. Коллаж

Первым поэтическим сборником футуристов стал «Садок судей». Этот альманах вышел всего два раза: первый – в апреле 1910 года, второй – в 1913 году. Некоторый литературоведы называют «Судок судей» первым манифестом русских футуристов, хотя программной статьи в нем не было. Зато она была в следующем сборнике поэтов группы «Гилея», называвших себя будетлянами. Называлась она, как и сама книга, «Пощечина общественному вкусу». Было это в 1912 году.

Сочинение это не длинное, поэтому не хочу рвать его на цитаты, а приведу целиком.

«Пощечина общественному вкусу»

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Манифестом эгофутуристов можно считать стихотворный сборник Игоря Северянина «Пролог. Эгофутуризм», изданный в 1911 году.

Основными признаками футуризма в русской литературе стали:

  • бунтарство и анархизм;
  • стремление выражать настроение масс и создавать произведения, понятные массам;
  • неприятие рамок и условностей, отказ от культурных традиций, притязания на создание искусства будущего;
  • эпатаж;
  • экспериментаторство в области стихотворной ритмики и рифмы, создание графических и декламационных стихотворений;
  • использование неологизмов;
  • провозглашение «самовитости» слова и попытка создать заумный язык (заумь).

Заумью, например, написано известное стихотворение Алексея Кручёных «Дыр – бул – щыл…».

Только если знать, какие цветовые и эмоциональные значения ассоциируются с теми или иными звуками, можно понять, что это стихотворение передает предгрозовое настроение. Иначе содержание этого произведения понять невозможно, оно кажется бессмысленным.

Основоположником зауми считается Велимир Хлебников.

В некоторых произведениях футуристов можно встретить телеграфность (краткость, отрывочность, пропуск знаков препинаний и предлогов), искажение языка.

Вот, например, одно из характерных стихотворений Давида Бурлюка «Щастье циника»:

Весеннее шумящее убранство –

Единый миг… затерянный цветах!

Напрасно зришь живое постоянство

Струящихся, скоротекущих снах.

Изменно всё! И вероломны своды

Тебя сокрывшие от хлада бурь!

Везде, во всём – красивость шаткомоды!

Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь!

Особенности футуризма в русской литературе, основные течения

Футуристическое направление в русской литературе не было однородным.

Кубофутуристы

Это течение представлено творчеством поэтов, входивших в объединение «Гилея». Название было предложено Бенедиктом Лифшицем. Так в «Истории» Геродота называлась часть Скифии за устьем Днепра, где в начале 20 века находилось имение Чернянка Таврической губернии. С этим местом было многое связано в жизни братьев Бурлюков, которые и выступили инициаторами создания поэтической группы.

В «Гилею» входили Велимир Хлебников, Давид и Николай Бурлюки, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Елена Гуро.

Кубофутуризм был наиболее радикальным (левым) течением в русской литературе. Многие из членов группы «Гилея» были также художниками, тяготевшими к кубизму. Они как бы разбирали объект на элементы, а потом собирали его заново, чтобы отойти от внешнего сходства, вынеся на первый план сходство внутреннее. Если традиционное искусство позволяло показать объект с одной стороны (в одной плоскости), то кубофутуристы стремились передать разные его грани, то есть его трехмерное изображение.

Читать еще:  Стих как скучно мы живем

Кубофутуристы отрицали свою связь с итальянским футуризмом, намеренно называя себя будетлянами.

Давид Бурлюк. Женщина в платке

Эгофутуристы

Лидером этого течения был Игорь Северянин. Сначала он совместно с К. Олимповым организовал кружок Ego, а позже (в 1913 году) – «Академию эгопоэзии». В состав этой группы входили также Г. Иванов и С. Петров. Позже на смену этой группы пришла «Интуитивная ассоциация эгофутуристов» (И. Игнатов, П. Широков, В. Гнедов, Д. Крючков), программным манифестом которой стал сборник «Грамата» (именно в таком написании).

Игорь Северянин

Поэтика эгофутуризма основана на самовыражении, демонстративном себялюбии, рафинированности чувств, использование иностранных слов, превозношении собственного «я» и преувеличенном эстетизме.

И. Северянин писал:

«Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден.

Я, – год назад, – сказал: «Я буду!»

Год отсверкал, и вот – я есть!

Среди друзей я зрел Иуду,

Но не его отверг, а – месть.

Нас стало четверо, но сила

Она поддержки не просила

И не мужала от числа. »

«Мезанин поэзии»

В эту группу футуристов, организованную Вадимом Шершеневичем, входили Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренёв и некоторые другие молодые поэты. Их называют умеренными футуристами. Их поэтику отличает космополитизм.

«Центрифуга»

Наиболее известные участники данной группы футуристов – Борис Пастернак, Николай Асеев и Сергей Бобров. Они не отказывались от литературных традиций, а пытались синтезировать их с экспериментаторством. Причем занимало их больше не словотворчество, а поиск выразительных синтаксических и интонационно-ритмических построений.

Любопытно, что вызов обществу бросали представители разных течений футуризма. Их раздражали пошлость, мещанство, морализм, они бунтовали против них. Сравните стихотворения Игоря Северянина «В блесткой тьме» и Владимира Маяковского «Нате!».

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.

Я улыбнулся натянуто, вспомнил сарказмно о порохе:

Скуку взорвал неожиданно неопоэзный мотив.

Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок и Бальмонт.

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Если говорить об отличиях русского футуризма от итальянского, то нужно сказать, что наши будетляне не были женоненавистниками, между тем как презрение к женщинам декларировано Ф.Т. Маринетти в его «Манифесте футуризма», процитированном мною в первом разделе этой статьи.

Кроме того, итальянские футуристы воспевали войну (а позже Маринетти поддержал фашизм), в то время как русские футуристы были не столько милитаристами, сколько революционерами по духу (да и фактически многие из них поддержали революционные преобразования в нашем государстве). В творчестве русских футуристов можно даже найти пацифистские стихотворения.

Давид Бурлюк. Любовь и мир

Значение футуризма в русской литературе

Как литературное направление футуризм в России просуществовал недолго: примерно с 1910 года по 1920 год. Правда, можно считать, что в этом направлении продолжали творить авторы, входящие в объединение ЛЕФ (1922—1929 гг.), руководимое В. Маяковским, но все же произведения членов «Левого фронта искусств» вряд ли можно сопоставить с футуристическими творениями художников и поэтов Серебряного века.

Эксперименты футуристов в сфере словотворчества, поэтического синтаксиса и ритмики стиха раздвинули границы поэтического языка и предвосхитили искания поэтов-авангардистов будущего. Благодаря футуристам расширилась и тематика художественных произведений. Например, в сферу внимания поэтов попали темы технического прогресса и урбанизации.

Футуризм — особенности, основные черты и представители направления

История возникновения

Основоположником направления считают итальянского поэта Филиппо Маринетти. Его стих «Красный сахар» — первое произведение нового направления. После него, в 1909 году писатель выпустил манифест течения в газете «Фигаро». Там он кратко и понятно определил отличительные черты футуризма, описав их как культ будущего и отказ от прошлого. Послание было ориентировано на молодых творцов.

Позже к нему присоединились такие творцы, как Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. К 1912 году направление получило довольно широкое распространение, и в одном из музеев Парижа состоялась первая выставка художников-футуристов.

В России течение начало приобретать популярность в 1910—1911 годах. Оно пришлось по душе бунтарскому народу, совпало с недовольными современностью настроениями толпы. Последователи нового течения создали несколько литературных организаций со своими кодексами и уставами.

Расцвет футуризма был коротким, но ярким. Первые футуристы быстро добились славы и довольно скандальной известности, но очень скоро ушли на покой. Уже в 1914 году футуризм начал давать сбои и направление пережило кризис. Но его представители уже успели выполнить свою историческую роль и преподать нужный урок.

После Октябрьской революции и победы большевиков футуризм окончательно угас. Некоторые из деятелей направления умерли, другие сбежали из страны, третьи решили попробовать себя в других стилях. Последние последователи течения издавали свои произведения под маркой «ЛЕФ». Их самые поздние работы датируются 1920-ми годами.

Отличительные черты

Последователи направления считали свои работы «творчеством будущего». В них явно читалось презрение к старым правилам и законам, стремление и инновациям и экспериментам. По содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма были неоднократно определены и подчёркнуты его последователями. Среди них:

  • стремление к исследованию новизны в искусстве;
  • отрицание старых норм и традиций;
  • эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней;
  • широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений);
  • бунтарство, воспевание войн и революций как способа «омолодить общество»;
  • стремление создать ощущение грядущего переворота;
  • антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного;
  • прославление новых технологий, культ города.

Для футуризма было характерно отрицание преемственности литературных течений и заслуг старых классиков, а значит, и стремление оторваться от них. Направление стремилось развить право каждого деятеля на индивидуальный стиль, лишённый связей с другими.

В поэзии и литературе

Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:

  • необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами;
  • акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений;
  • широкое использование авторских неологизмов;
  • эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв;
  • сочетание поэтического с обыденным;
  • использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики;
  • пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).

В России футуризм представлялся по большей части поэтами. Частью их философии был отказ от славы и личного признания, концентрация на своей группе. Потому деятели издавали не отдельные произведения, а сборники.

В изобразительном искусстве

Как и литература, изобразительное искусство в стиле футуризма базировалось на отказе от традиций. Его отличительные черты:

  • работы, посвящённые технологиям и урбанизации, картины машин, самолётов, электропроводов, сложных научно-фантастических механизмов;
  • изображение 3D-объекта с нескольких сторон одновременно;
  • интенсивные, яркие, контрастные цветовые решения;
  • динамичные формы;
  • раздробленные на фрагменты рисунки;
  • зигзаги и спирали как основные фигуры;
  • передача движения путём наложения;
  • динамика;
  • использование вырезок, металлических вставок, фрагментов таблиц, шестерёнок как элементов картины-коллажа;
  • попытки передать шумы и звуки средствами изобразительного искусства.

Футуристы стремились сделать зрителя не просто участником, а центральной фигурой своих картин. Для этого использовалось множество психологических и визуальных приёмов.

Видные деятели и группы

Течение футуризма просуществовало относительно недолго, потому не может похвастаться большим количеством ярких представителей. Поэты, художники и писатели, объединённые этим течением, по традиции собирались в группы, объединяющие людей с похожими взглядами. В России направление представляли кубофутуристы и эгофутуристы.

Давид Бурлюк

Д. Бурлюк считается первым футуристом в России. Он стал основателям популярной ассоциации поэтов «Гиллея» и поучаствовал в создании сборников «Садок гусей», «Пощёчина общественному вкусу» и других. Творец считал, что художественное произведение — это аккумулятор, энергия которого способна направлять мысли толпы.

Задачей Бурлюка был поиск новых путей в развитии искусства. По его мнению, новые течения в творчестве должны были отражать изменения в бурно развивающемся обществе XX века. Художник очень любил экспериментировать — именно он первым в мире стал использовать для декорации своих работ кусочки фанеры, металлические шестерёнки и детали механизмов, пластины. Отражение этой идеи до сих пор можно найти в дизайне.

После анархических бунтов в СССР Бурлюк переехал в Японию, где продолжил писать картины. Деньги от их продажи он использовал для последующей эмиграции в США. Оттуда он продолжал (в основном через друзей) издавать свои работы на территории родной страны. Стремясь заработать славу «отца русского футуризма», поэт постоянно писал в газеты и предлагал свои произведения издательствам, но те отвергали их.

Читать еще:  Чем пахнет женщина стихи

Для футуризма Бурлюк был не только деятелем, но также критиком и наставником. Известный поэт В. Маяковский называл его своим учителем. Среди заметных трудов писателя можно выделить такие произведения, как «Толстой», «Горький», «Энтелехизм», «Рерих. Жизнь и творчество», «Радио-манифест».

Игорь Северянин

И. Северянин (настоящая фамилия — Лотарёв) дал новое определение футуризму, основав течение эгофутуризм. Его главной темой стало самовыражение, достижение «будущего я» из «настоящего» путём развития эгоизма. Что интересно, сам поэт покинул созданное им движение менее чем через год после основания. Причиной этого стало то, что он посчитал его цель достигнутой в рамках своего творческого пути.

Расставание с группой сопровождалось громким скандалом, но он не смог выбить поэта из колеи. Позже он неоднократно выступал на публике и выпускал в свет успешные произведения: «Громокипящий кубок», «Поэзоконцерт. Избранные поэзы для публичного чтения», «Варвэна», «Минестрель», «Миррэлия» и другие.

Кубофутуристы и «Гилея»

Основоположники футуризма и самая распространённая группа его представителей. Среди русских поэтов они были представлены группой «Гиллея», противопоставленной эгофутуристам. Направление было основано на принципах кубизма — течения живописи, основанное на стремлении показать трёхмерный объект с разных сторон. Он как бы разбирался на части, а затем собирался заново, показывая ракурсы и детали, непередаваемые при классическом изображении предмета с одной грани.

Представители кубофутуризма противопоставляли себя классической литературе и хотели сбросить её с пьедестала. Футуристы считали, что настоящую красоту поэзии можно выразить только свободным, раскрепощённым языком. Они бросали вызов всем установленным правилам грамматики, пунктуации и составления стихов. Самоценное слово противопоставлялось содержанию, литературному языку, поэтическому ритму, синтаксису, этимологии.

«Ассоциация неофутуристов»

Деятели этой организации относятся к представителям эгофутуризма. Среди них выделяют и. Северянина и И. Игнатьева. Просуществовала группа и её течение с 1911 до 1914 года. В отличие от предшествующего «Гилея», представители футуризма новой волны опирались не на коллективные наработки, а на индивидуальный стиль Игоря Северянина. Его особенности:

  • душа как единственная правда;
  • самоутверждение человека;
  • осмысленное использование новообразованных слов и словосочетаний (неологизмов);
  • поиски нового без отказа от старого;
  • смелость, раскованность в образах, эпитетах, метафорах, ассоциациях и других художественных приёмах;
  • противостояние стереотипам;
  • разнообразие структурных единиц и размеров стиха.

Первоначально организация обосновалась в литературном кружке «Ego», который И. Северянин основал совместно с К. Олимповым. Позже, в 1913 году, они создают «Академию эгопоэзии», в список участников которой входят Г. Иванов и С. Петров, затем под руководством И. Иванова возникает «Интуитивная ассоциация эгофутуристов», куда входят П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков.

Их целью, по собственному признанию, было «достижение возможностей будущего в настоящем». Ключом к этому писатели считали развитие эгоизма. Программным манифестом их идей стал сборник «Грамата» (слово искажено намеренно), произведения которого впитали все черты и признаки футуризма того времени.

«Мезонин поэзии»

Организация была основана в 1913-м. Просуществовала она недолго, распавшись в конце того же года. Видными деятелями группы были В. Шершеневич, Р. Ивнев, К. Большаков, Б. Лавренёв, Л. Зак, С. Третьяков. Среди основных идей поэтов было уничтожение национальных и культурных различий в поэзии — организатор группы считал, что общество большого города постепенно само сотрёт их. Он назвал лирику будущего «космополитичной».

Объединение желало повторить успех «Гилеи», одновременно противопоставляя себя ей. Но в составе группы оказалось недостаточно талантливых людей, чтобы сформировать собственную уникальную поэтическую базу. Участники были объединены скорее деловыми и культурными интересами, чем идеологическими и политическими взглядами, потому группа просуществовала недолго.

Среди творчества поэтов организации выделяются три альманаха: «Пир во время чумы», «Вернисаж» и «Крематорий здравомыслия». Кроме того, они выпустили несколько сборников стихотворений.

Объединение «Центрифуга»

Организация была основана в январе 1914 года. Её участниками стали такие деятели культуры, как Б. Пастернак, А. Есеев и С. Бобров. Ранее поэты занимались творчеством под крылом издательства лирика. Позже с объединением связывали Б. Гордеева, И. Аксёнова, Г. Петникова. Группа сохраняла активность до 1917 года, а произведения под её маркой продолжали выпускаться в свет до 1922-го, что сделало «Центрифугу» самым долгоживущим объединением приверженцев неофутуризма.

Главной особенностью творчества представителей группы стало смещение основного акцента лирического произведения со слова на интонацию, ритм, синтаксис. Именно за счёт них до читателя доносился смысл и настроение стиха. Участники «Центрифуги» в своих работах органично сочетали старые традиции и новые направления в футуризме серебряного века.

Как читать стихи футуристов

Все эти образы не так просто вычитать в сложной и, на первый взгляд, алогичной конструкции «железобетонных поэм». Не только слова, полуслова, но и пропавшую букву одного слова приходится отыскивать за стеной или на другом конце поэмы, где расквартированы уже другие картины и образы. Поэмы требуют перевода. Единственный в своем роде, наиболее полный и достоверный перевод поэмы «Константинополь» принадлежит А. А. Шемшурину, автору статьи в сборнике «Стрелец», вышедшем в 1915 году. Буква за буквой, слово за словом, столбик за столбиком (тут он вводит специальное понятие «футуристический столбик») Шемшурин дешифрует поэму, оставаясь в рамках поэтического чтения и давая ключ к прочтению других «железобетонных поэм». Поэма «Константинополь», как мы уже говорили, напечатана в нескольких вариантах, и в «Стрельце», и в книге, и на куске сатина. Подобно другим «железобетонным поэмам», она была не только расчерчена на отдельные геометрические отрезки, как бы составляющие отдельные страницы, уложенные на одной, но имела еще разного рода надписи, вынесенные за пределы текста пятиугольника. Перечислим их в том порядке, в котором они печатались на сатине (в изданиях «Нагой среди одетых» и «Танго с коровами» они расположены несколько иначе). По существу, здесь перед нами не просто многоквартирная поэма размером в один лист, но целая книга, только развернутая не в пространстве книжного блока, а уместившаяся на одной территории, на одной плоскости — книга с титульным текстом, эпиграфом, выходными сведениями и т. п.

Слева столбик текста, набранный крупным строчным курсивом:
каменскiй
василiй

Слева строчным курсивом подзаголовок:
Творческій
опыт
железобетонной
постройки
поэм

Справа — тоже крупным курсивом название:

Ниже, справа, мелким шрифтом, что-то вроде эпиграфа:

В самом низу, справа под текстом поэмы, выходные сведения:

Слева, под текстом, также мелко набрано указание:

Позднее, в первых числах декабря 1917 года, накануне закрытия московской выставки «Бубнового Валета», Бурлюк, Каменский и Малевич выступили на ней с докладами на тему «Заборная живопись и литература». На выставке экспонировались «стихокартины» Каменского и его портрет работы Д.Бурлюка, на котором вокруг головы был изображен нимб, и по нему шла длинная надпись:

«король поэтов песнебоец футурист Василий Васильевич Каменский 1917 год республика Россия»,— а от нимба расходились лучи с текстами стихов поэта. Через год, в книге «Его-моя биография великого футуриста» Каменский повторит те же идеи «заборного слова», но в более развернутом виде:

«. книгу в искусстве (мертвая форма словопредставления посредством бумаги и шрифта) — совершенно уничтожить, а перейти непосредственно к искусству жизни, помещая стихи и мысли на заборах, стенах, домах, фабриках, крышах, на крыльях аэропланов, на бортах кораблей, на парусах, на небе электрическим свеченьем, на платьях». Идеи поэта-футуриста уже не могли уместиться в рамках книги.

Как читать стихи футуристов

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector