1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как читать выразительно стихи

«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей

Ирина Моргунова
«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей

«Как научить ребёнка читать стихи с выражением».

Как по разному люди читают стихи! Один — монотонно, вяло. Другой — выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением. 1. Выбрать отрывок для выразительного чтения. 1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. 2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти. 3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна. 4)Стишок должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова. 5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является

источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

Нужно читать детям произведения народного творчества (народные потешки,

прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.

Важны хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

2. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым. Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок— ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте. При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

4. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст,

с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку,с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

5. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:

-прочитать его громче, чем другие

-после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы. Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков

-Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

-Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить. (обиженно)

На хвостик наступаете! (сердито)

«Строитель» Г. Ладонщиков

Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)

Дятел строит новый дом,

Хоть и сам еще не знает (озадаченно)

Кто прописан будет в нем.

Подлетает к дятлу чиж:

— Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)

Целый час в дупле осины, (удивленно)

Как привязанный, торчишь!

— Я недаром тут стучу! (доброжелательно)

Червяков достать хочу.

Пообедаю на славу (с удовольствием) И осину полечу.

Будем учиться читать В 2015 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом литературы. В середине января в детском саду №27 села Львовского прошла «Книжкина.

Как научить детей читать? Кончается дошкольное детство Вашего ребенка. Вы все чаще думаете о том, что пройдет немного времени – и ему пора будет в школу. Конечно,.

Как научить ребёнка подражать звукам КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОДРАЖАТЬ ЗВУКАМ (СЛОВАМ) 1. Начните с тех звуков (звукоподражаний, слов, которые малыш уже знает и умеет производить.

Консультация «Как научить ребёнка запоминать стихи?» У многих детей дошкольного возраста при заучивании стихотворений возникают трудности. Для решения этой проблемы можно использовать приемы.

Консультация для педагогов «Как учить ребёнка читать?» Как учить ребёнка читать? Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых,.

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка рисовать по клеточкам» Консультация для родителей. «Как научить ребенка рисовать по клеточкам». Рисование предмета или животного по клеточкам развивает мелкую.

Проект «Учимся читать стихи» Тип проекта: информационно- творческий. По продолжительности: краткосрочный. Состав участников: дети, взрослые, родители. Цель: формирование.

Серия дидактических игр «Учусь читать» Много разных Букварей с красочными яркими картинками у наших детей. Малыши быстро запоминают буквы, подбирают к каждой букве картинки. Как.

Консультация для родителей «Учимся читать» В первую очередь познакомьте ребенка с азбукой и главное правило обучению чтению: «Не гонитесь за результатом!». Чтобы заинтepeсовать, рассмотрите.

Как научиться красиво и выразительно читать стихи

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация
  • В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

    Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

    Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

    Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

    В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

      Выделяют следующие виды интонации:

  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления
  • Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

    Читать еще:  Как белый камень в глубине колодца тема стиха

    Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

    От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

    Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

    Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

    Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

    Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

    Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

    Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

    Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

    Как читать выразительно стихи

    Как научиться выразительно и красиво читать стихи?
    http://spbsht.ru/

    +
    Основные теоретические аспекты выразительного чтения
    Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:

    Логическое ударение
    Пауза
    Интонация
    В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.
    Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
    Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.
    Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.
    В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
    Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.
    Выделяют следующие виды интонации:

    Выразительная
    Повествовательная
    Восклицательная
    Интонация перечисления
    Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

    Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением
    От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!
    Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
    Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.
    Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.
    Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.
    Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.
    Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.
    Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

    Как преодолеть страх публичных выступлений!

    Выступать перед малой или большой публикой приходится многим людям. Это обычно связано с профессиональной деятельностью человека. Так, например, артистам, политикам и телеведущим приходится иметь дело с большим количеством людей, выступая перед ними. Но и у простых людей, работа которых не связана с выступлениями, иногда в жизни случаются ситуации, когда необходимо сказать речь, перед определённым количеством собравшихся. Такая перспектива многих сильно пугает и даже вводит в ступор, ведь не все уверенны в своих силах и не все умеют поддерживать контакт со зрителями и слушателями. Что же является основой такой фобии и как избавиться от страха публичных выступлений?

    +
    Страх перед публикой возникает у человека ещё в детском возрасте, из-за ошибок воспитания. Так, родители часто своим детям внушают, что в общественных местах вести себя нужно скромно, разговаривать тихо и быть как можно незаметнее. Родители обычно приводят спорный аргумент, что в местах, где много людей, некрасиво выделяться и привлекать к себе внимание. Такой стиль поведения откладывается в голове малыша и закрепляется там на долгие годы. А как говорят психологи – все мы родом из детства. И то, что в нас было заложено в детский период, то уже во взрослом возрасте очень трудно изменить.
    В школьные и институтские годы о правилах приличия напоминают преподаватели, которые за отклонение от этих норм подвергают человека критике. Многие специалисты, изучающие данную проблему, считают, что такой страх зародился ещё в первобытной общине. Человеку, чтобы выжить, тогда нужно было быть в коллективе. А вызывающее поведение, отклоняющееся от принятых всеми норм, считалось неправильным и за это могли просто выгнать из общины, что было равносильно смерти. Поэтому древние люди отказывались от своего собственного мнения, и у них появляюсь фобия перед публичным выступлением.
    Возможно ли преодолеть страх выступления перед зрителями
    По мнению исследователей, из десяти человек девять испытывают страх сцены. У всех степень такого страха разная, поэтому некоторым удаётся преодолеть волнения и достойно выступить, а другие не могут справиться со своими сковывающими чувствами. Есть и особая категория людей, которых страшит не количество людей, которые собрались его послушать, а то, что нужно будет говорить. Это явление в психологии носит название голософобия.
    Научиться управлять своими страхами и сдерживать их в нужный момент можно. Для этого следует использоваться специальные методики. В девяноста процентах страха сцены лежит боязнь общественно мнения и осуждения. Это важно осознать, чтобы сделать следующий шаг на пути избавления от фобии. Выступающий человек, часто зациклен на том, как он выглядит, как звучит его голос и что о нём думают зрители. Начинает казаться, что что-то не так и из-за этого выступление может развалиться, а человек войти в ступор. Не стоит воспринимать общение с аудиторией, как какой-то испытательный экзамен, ведь это убьёт свободу и не позволит импровизировать. Нужно постараться отстраниться от зала, почувствовать себя самим собой! Бояться ошибиться, например запнувшись, не стоит, ведь все люди ошибаются и ничего страшного в этом нет. Пытаться удержать и обуздать свой страх ни в коем случае не нужно, это только его в разы усилит. Своё волнение нужно принять и тогда оно ослабнет.
    Специальные упражнения, помогающие побороть страх сцены
    Существует тренинг, направленный на подавление страха выступлений перед публикой. В данный комплекс входят упражнения, направленные на умение расслаблять своё тело и нормализовать дыхание. Ведь, когда человек испытывает страх, то его тело сковывается, мышцы напрягаются, а дыхание становится сбивчивым и поверхностным. Возникает учащённое сердцебиение, которое усиливает волнение и страх. Организм человека устроен так, что физиология и психика неразрывно связаны между собой. Поэтому психологи знают, что если сделать дыхание свободным и медленным, а телу позволить расслабиться, то страхи и волнения отступят.
    Поэтому применяйте следующие техники для преодоления симптомов страха публичного выступления в виде упражнений:

    Освобождение из песчаного плена. Представьте, что вы попали в песчаную ловушку. Двигая руками, ногами и изгибаясь всем телом, попытайтесь освободиться из песка, выбравшись наружу. После этого нужно лечь на пол, расслабить все мышцы и отдохнуть.
    Фиксирование поз. Выберете любую повседневную позу и зафиксируйте в ней тело. Постарайтесь прочувствовать каждую мышцу. Лишние мышцы, которые для поддержания данной позы не нужны отключите. Данное упражнение поможет научиться прямо на сцене расслаблять многие группы мышц.
    Дыхание животом. Сядьте на стул, выпрямив спину и соединив колени. Положите руки ладонями на живот и начните дышать так, чтобы живот выпячивался и вбирался внутрь. Как известно, брюшное дыхание успокаивает человека.
    Советы для избавления фобии перед зрителями
    Всё приходит человеку с опытом, в том числе и умение без боязни контактировать с аудиторией. Поэтому не стоит избегать возможностей выступить перед кем то. Для начала, круг зрителей может быть маленьким, например компания знакомых людей. Затем нужно количество людей увеличивать и таким образом, возможно, дойти до целых залов на тысячи мест! Никакой оратор без практического опыта не сможет приобрести уверенности.
    Перед выступлениями стоит готовиться и репетировать. Тогда вопрос как преодолеть страх перед публичным выступлением может отпасть сам собой. Ведь подготовленный человек себя чувствует увереннее и его возможности безграничны. Нужно узнать, где находится аудитория и желательно заранее в неё прийти, походить по сцене и залу. Это избавит от пугающей неизвестности.
    Речь нужно писать, ориентируясь на большинство. Т.е. в тексте не должно быть сложных предложений, которые не поймут многие в зале. Потому аудиторию следует изучить и знать, что ей понравится и что она сможет воспринять. Одно дело выступать перед школьниками, но совсем другое перед учёными людьми. Важно заранее придумать ответы на те вопросы, которые могут задать слушатели. Некоторые заранее тренируют свою речь на знакомом человеке. Это помогает сосредоточиться и собраться, а значит приобрести уверенность и на реальном выступлении.
    Ни в коем случае не стоит употреблять успокаивающих препаратов и транквилизаторов. Их неправильная дозировка может сыграть плохую службу и всё сорвать.
    Такие советы помогут дать ответ, на такой актуальный для многих непростой вопрос, о том, как преодолеть страх перед зрителями! Человек, который борется со своими фобиями, всегда их побеждает, ведь самое главное тут это желание и усердие.

    Читать еще:  Как работает слово в стихах маяковского

    Другие статьи в литературном дневнике:

    • 27.02.2017. ***

    Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

    Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

    © Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

    Как научиться красиво и выразительно читать стихи

    Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

    Основные теоретические аспекты выразительного чтения

    Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

      Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
    • Логическое ударение
    • Пауза
    • Интонация

    В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

    Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

    Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

    Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

    В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

      Выделяют следующие виды интонации:
    • Выразительная
    • Повествовательная
    • Восклицательная
    • Интонация перечисления

    Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

    Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

    От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

    Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

    Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

    Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

    Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

    Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

    Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

    Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

    мы в своё время воевали насчёт летовских верлибров — разве?
    Нет, я со всем согласен, просто чтение и текст (исполнение) — вещи немного разные по важности (для отдельно взятого момента, разумеется).
    Если когда-нибудь вернётся культура, и чтение по радио или тв стихотворений будет на всесоюзном уровне, а не на уровне баттла или ретроспективы/творческого вечера, тогда да — чтение станет почти вровень с самими текстами, и мастерство поэта/чтеца будет влиять на популярность…
    Пока же аналогия моя проста — песня (стих), идея… (роман/повесть/рассказ), сценарий — всё это невидимо, но осязаемо в конечном исполнении слушателем и зрителем. Как и музыка, но не ноты…
    Многих ли сценаристов мы знаем, хотим знать? Многих ли авторов? Ценят и любят исполнителей.

    Понятно, что поэзь — другое, и всё же от обёртки и мастерства воспроизведения зависит подчас больше, чем от уровня произведения. Попса — пример.
    Это я вообще, и о том, для чего публичные чтения.

    А Летова я очень люблю и уважаю. И уж не стал бы воевать против его друзей). Просто не могу согласится с тем, что все его фразы — поэзия. Часто он ищет рифму ради рифмы ( и ты согласишься, уверен), пишет искусственно, но образ и стиль позволяют ему это, что выгодно отличает Летова от Высоцкого, простота и многосторонность творчества которого порой отталкивают, хотя у Высоцкого я плохо представляю себе что-то абсурдное или сюрное… Ну не мог Высоцкий написать «Русское поле», как не мог бы Летов написать «Балладу о борьбе»…
    И тут я даже не спорю и не сравниваю… Просто думаю. Летов многое включил и позволил себе именно стилистически пропускать, опускать, недорабатывать… Битлы путали слушателей, и Летов путал. А многим бы это с рук не сошло)).

    Потому Летова я люблю, и если спорю о нём (и вообще), то только потому, что хочу лучше понять.
    И ещё — Летову многие молодые и не очень молодые подражают… Это бесит, потому что в наше время культурного застоя и отстоя нужно идти путём Высоцкого (в лучшем), а не писать заумные фриковые тексты, почти всегда бесталанные и водянистые. Нет та эпоха на дворе. Ты понимаешь, о чём я.

    А насчёт автора рядом с чтецом… Да раньше, думаю, такого не было. Всё же авторы читали своё гораздо больше, и умели, если что, и на радио и на ленту начитать. Пох на дикцию и голос.
    А сейчас мало кто вообще что-то умеет. Пинцет какой-то!
    Доронина хорошо читатет, но, имхо, у неё вроде музыкалка и театральные курсы. Поставлена дикция. Разносторонний человек, бесконечно мной уважаемый. Но вот возьмём обычного поэта кухонного-пьяницу, поэта, не выходящего из комнаты, или того, кто не выступает (или мало и редко). Ну какая у него музыкалка или там тетр? Дикции часто нет, голоса нет, умения и эл. навыков чтения нет. Или лицом не вышел. В итоге выходить стыдно — засмеют, не поймут, не примут… Зато можно хорошо писать.

    Читать еще:  Стихи агния барто как вовка стал старшим братом

    И теперь самое главное — заменим поэта на писателя… Картина меняется? Да, где-то и они читают главы, но далеко не все.
    Конечно, интонационные паузы, акценты и прочее сложнее в стихах, важнее… Но и проза сложна. И прозу можно читать так, что закачаешься от удовольствия, а можно — нелепо).

    Но здесь статья о чтении чужих, как я понял, больше чужих стихов.
    И тут важны тембр и знание культуры речи, знание литературы и чувство языка. Тут мне нравится Николай Мартон, и некоторые другие…
    Спасибо!)

    Вениамин Смехов отлично читает… У него прекрасные творческие вечера (жаль, в сети мало). Одно его чтение «Самоубийцы» что стоит!
    Впрочем, и Пушкина, и Хайяма, и Бродского он читает отлично. Советую поискать.

    Спасибо за статью!

    если все будут читать как Бродский — будет скучно 🙂

    но авторская манера нужна — это точно.

    Сбор средств на развитие и поддержку нашего литературного портала

    Как читать выразительно стихи

    Советы читающему стихотворение

    · При подготовке определите, на какие слова падает логическое ударение в каждой строке, и при чтении выделяйте эти слова (но без «петушиных выкриков»).

    · Дома почитайте вслух в пустой комнате. Послушайте, как звучит ваш голос. Голос — это удивительный музыкальный инструмент, который должен «работать» при чтении. Многие даже не подозревают, какой удивительный, воздействующий на слушателей тембр голоса дан им от природы.

    · Читать нужно стоя, просто опустив руки вниз. Не нужно жестикулировать — важно все оттенки при чтении передавать небольшими модуляциями (изменениями) голоса.

    · Никогда не читайте в шумном классе — обязательно дождитесь тишины.

    · При чтении не нужно никаких особых эффектов — просто не спешите (обычно именно торопливость — главный недостаток). Дайте прозвучать поэтическому слову — и дайте вашим слушателям это слово услышать, почувствовать.

    · Перед чтением стихотворения обязательно произнесите имя автора и название стихотворения — этим мы и себя готовим, и настраиваем аудиторию.

    · Голос надо направить чуть выше голов слушателей , по диагонали класса — будет лучше акустика.

    · Когда читаете стихотворение, смотрите либо чуть выше голов слушателей, либо на доброе, внимательное лицо в классе.

    · Не откликайтесь на провокации и смешки аудитории. При чтении нужны внутренняя собранность и в то же время открытость, доверительность интонации — тогда в классе будут вас слушать.

    · Выразительное чтение стихотворения — это испытание вашего волевого начала. Важно «подчинить себе» слушателей, настроить аудиторию в унисон с настроением вашего чтения.

    · Не читайте, повернувшись к учителю (как бы одному учителю) — в классе будет шумно, чтение станет невыразительным.

    · Самое главное в стихотворении — в конце. Не «проглатывайте» последних слов, т.е. не прочитывайте их торопливо, с выражением: «Наконец-то все!» Этим вы испортите все чтение.

    · При выборе стихотворения помните:

    — короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные (не успеваешь себя выразить, «реализовать»);

    — «сюжетные стихотворения» легче для заучивания и для выразительного чтения;

    — т. к. стихотворение — явление очень личное, то бывают такие стихи, о которых можно сказать — «это мое стихотворение» или же «это не мое». (Например, самое сдержанное мужское прочтение стихотворений Некрасова «выглядит» выигрышно (и чем сдержаннее, тем выигрышнее). Почему? Наверное, это одна из тайн некрасовской лирики).

    Эти (и возможные другие) советы нужно обсудить перед чтением в классе. Это тоже критерии оценки для слушателей.

    Обсудите также терминологию, которой будете пользоваться. Записывайте в тетрадь удачные выражения, прозвучавшие в устных рецензиях.

    Нельзя заставлять детей весь урок слушать одно и то же стихотворение — у читающих должен быть выбор, но нет ничего плохого в том, что одно стихотворение звучит два-три раза подряд в разном исполнении.

    Совет для тех, кто работает самостоятельно, без помощи учителя: вместе с изучением творчества того или иного поэта поработайте над художественным чтением стихотворений, предложенных в списках для зачетов.

    Выразительное чтение – природный дар или приобретенное мастерство?

    Выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Учиться этому искусству в школе уже поздно. Некоторые современные дети и подростки равнодушны к слову и поэзии. Имя поэта ничего для них не значит. Они читают на сцене стихотворения великих поэтов небрежно, крикливо или монотонно, не вникая в сюжет стихотворения, не прочувствовав настроения автора, главной идеи… Это говорит об отсутствии вкуса, воображения, глубокого восприятия.

    Как объяснить ребенку, что выразительное чтение высокой поэзии — большая ответственность? Причина отсутствия правильного восприятия поэзии кроется в традициях воспитания, о которых мы часто забываем. К сожалению, устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в течение многих веков, сегодня уходит в прошлое. Не каждая современная мама владеет фольклором и народной поэзией.

    Известно, что любовь к слову рождается в самом раннем возрасте. Ребенок с рождения слышит родную речь, познает красоту слова через потешки, песенки-пестушки, прибаутки. Годовалый малыш с удовольствием слушает детские народные стихи, учится подражать звукам, играть. В этом возрасте детям интересны следующие темы для выразительного чтения: поведение животных, жизнь птиц, красота окружающего мира, режимные мероприятия: умывание, купание, прием пищи…

    К двум годам он повторяет простые стихи и правильно передает их интонацию. Ребенок вслушивается в простые стихи Бориса Заходера, Валентина Берестова, Елены Благининой, Сергея Михалкова, Эммы Мошковской, осмысливает их, выражает свои чувства. Он воспринимает услышанное как нечто личное, близкое. От коротких стихов нужно постепенно переходить к длинным. Важно обращать внимание на чистоту звуков, произношение каждого слога, интонацию.

    Любое стихотворение Б. Заходера доставляет ребенку радость и удивление. В стихотворении про ежа малыш задает вопрос от себя и отвечает от имени ежа тонким жалобным голосом.

    — Что ж ты, еж, такой колючий?
    — Это я на всякий случай:
    Знаешь кто мои соседи?
    Лисы, волки и медведи!

    Заучивание стихотворения Э. Мошковской «Кислые стихи» — это работа над постановкой красивой образной речи, выражением эмоции мимикой и жестами.

    Кислые стихи (Э. Мошковская)

    Встало солнце кислое,
    Смотрит — небо скисло,
    В кислом небе кислое облако повисло…
    И спешат несчастные кислые прохожие
    И едят ужасное кислое мороженое…
    Даже сахар кислый!
    Скисло всё варенье!
    Потому что кислое было настроение.

    С двухлетнего возраста ребенок познает и большую поэзию, которая является отражением его мироощущения. Маленького ребенка завораживает волшебная мелодика, магическое сочетание звуков, красота слов в сказках и стихах А. С Пушкина. В произведениях А. С. Пушкина ребенок черпает удивительные образы («невидимка-луна», «румяная заря», «белка-затейница», «снег летучий», «гусей крикливых караван»…), которые в дальнейшем послужат пробуждению фантазии, обогащению внутреннего мира.

    К. И. Чуковский писал в своей книге «От двух до пяти»:

    «Стихи для детей – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».

    Маленькие дети с удовольствием повторяют за мамой любимые детские стихи. Стоит маме прочитать первую строчку, ребенок тотчас берет инициативу в свои руки и проговаривает стихотворение до конца. Процесс заучивания стихотворения не навязывается ребенку. Это игра в виде стихотворного общения с мамой, которая постоянно предлагает что-то новое, удивительное, красивое, понятное, родное. Так развивается внимание, память, речь ребенка. Мама эмоционально рассказывает ребенку стихи (на прогулке, во время купания, бодрствования…) ребенок с интересом слушает, удивляется, повторяет и радуется своим успехам.

    Выразительное чтение приносит детям дошкольного и школьного возраста, взрослым эстетическое удовольствие. На самом деле процесс заучивания стихотворения — приятное занятие.

    Стихи учатся легко благодаря присущему им ритму.

    Весь процесс заучивания состоит из определенных этапов, которые соблюдаются в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Люди с хорошей памятью запоминают стихи сразу после нескольких прочтений.

    7 главных советов детям и их родителям:

    [note] Первый шаг – знакомство с текстом: Прочитайте стихотворение вслух 3-5 раз. Вдумайтесь в его название. Вы должны понять смысл каждой строки. Читайте медленно и внятно, делайте паузы, постарайтесь пережить каждый звук, каждое слово. Прочувствуйте нарастание эмоционального напряжения в отдельных строках. Вдумайтесь в сюжет произведения, осмыслите логические связи. Выберите темп и ритм чтения. Поставьте логические паузы на месте знаков препинания (такие остановки придают высказыванию законченность).

    После запятой делайте короткую паузу, после точки или многоточия – длинную. Отметьте места психологических значимых пауз перед фразой или после нее, перед предложением и после него. Этот прием выразительности помогает точно передать суть предложения.
    Познакомьтесь с историей создания стихотворения, чтобы получить полную информацию об авторе и обстоятельствах, побудивших написать данное произведение. Это поможет точнее передать образ, созданный автором. Определите мотивы поступков героев, представьте их чувства, переживания.[/note]

    [note] Второй шаг: Представьте образ, чувства, настроение произведения… Развивайте в себе способность воображения для полноты восприятия. Читайте стихотворение с теми чувствами, которые ощутили в себе.[/note]

    [note] Третий шаг: Подумайте, достигли ли вы полного понимания? Совпали ли ваши чувства с чувствами автора?[/note]

    [note] Четвертый шаг: Прочитайте стихотворение своим близким. Предложите им прочитать произведение, чтобы найти различия в чтении отдельных строк. Обсудите разницу прочтения, выберите правильный вариант.[/note]

    [note] Пятый шаг: Разбейте стихотворение на несколько частей (блоков). Учите стихотворение по блокам (сначала первый блок, потом – второй и т. д.) Запоминайте стихотворение не по строчкам, а по строфам. Это сохранит логику между отдельными частями произведения.[/note]

    [note] Шестой шаг: Читайте наизусть стихотворение до тех пор, пока не добьетесь точности, яркости, искренности прочтения.[/note]

    [note] Седьмой шаг: Используйте средства выразительного чтения: Правильное дыхание (техника обучения, используемая в ораторском искусстве). Научитесь правильно дышать. Отрегулируйте объем и частоту вдохов и выдохов. Делайте глубокий вдох во время паузы. Набранного воздуха должно хватить до следующей паузы. Выдыхайте воздух неслышно, незаметно, равномерно. Не пытайтесь ускорять темп или искусственно «дотянуть» до паузы – нехватка воздуха искажает голос.[/note]

    Интонация и тембр — важнейшие инструменты выразительного чтения. Учитесь передавать чувства и эмоции автора тембром голоса. Стихотворение, где присутствует авторская речь, само указывает на интонацию (повышение или понижение голоса). Чтец должен пропустить текст через себя, чтобы донести его содержание до слушателя.

    Мимика и жесты. Эти инструменты выразительного чтения помогают привлечь внимание слушателя, овладеть аудиторией. Переборщить с мимикой, построить гримасу – значит испортить впечатление слушателей от чтения. Мимика должна точно соответствовать эмоциям чтеца. «Играть лицом» и одновременно сосредотачиваться на голосе – сложно. Это настоящее актерское мастерство. Жесты чтеца не должны противоречить тексту. Размашистая и активная жестикуляция может полностью изменить суть стихотворения, превратить выступление в клоунаду.

    В Интернете представлены видеозаписи актеров, читающих стихотворения известных поэтов. Однако чтение у всех совершенно разное. Прослушивание чужого прочтения – возможность найти золотую середину.

    Красивое выразительное чтение – результат совместного труда детей и родителей. Я рассказала родителям о том, с чего начинается восприятие слова и как научить ребенка выразительно читать стихи для того, чтобы они вовремя открыли ребенку мир гармонии и красоты, мир поэзии.

    Уважаемый читатель! Как вы думаете, кто должен научить ребенка правильному восприятию поэзии?

    Советую подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии. До новых встреч!

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector