0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как декламировать стихи

Как научиться красиво и выразительно читать стихи

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация
  • В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

    Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

    Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

    Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

    В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

      Выделяют следующие виды интонации:

  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления
  • Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

    Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

    От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

    Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

    Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

    Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

    Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

    Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

    Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

    Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

    Как исполнить стихотворение

    wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

    Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.

    Количество просмотров этой статьи: 12 391.

    Исполнение стихотворения напрямую связано с тем как это произведение воздействует на вас конкретно, таким образом вы даете свою новую интерпретацию замысла автора (если только не вы автор). Вот инструкция каждого из многих шагов исполнения стихотворения, от определения стиля до уверенного выступления на сцене.

    Знайте правила выступления. Если вы посещаете поэтические чтения, выполняете учебные задания, или участвуете в состязании по исполнению стихов, вы должны внимательно прочесть правила мероприятия. Вас могут попросить подобрать стих за определенный период времени, или стихотворение связанное с главной темой. Часто, вас попросят прочесть стихотворение без определенного величины времени.

    Это называется просчет стихотворения, и вам, возможно, придется поэкспериментировать с несколькими разными стилями, прежде чем вы найдете тот, который вам понравиться. Для того чтобы узнать какой звук может быть лучше читайте произведение вслух, так вы поймете что не ошиблись.

    Каждое стихотворение которое вы хотите читать быстро, на практике начинается довольно медленно, затем ускоряется, когда становиться более напряженным или захватывающим. (Реже, стихотворение начинается взволнованно и утихает, в этом случае вы можете наоборот практиковать замедление). Для более естественного звучания паузы необходимо произносить мягче.

    Читать еще:  Как выучить стих бородино слушать

    Научитесь говорить в микрофон (если это возможно). Держите микрофон на расстоянии нескольких сантиметров (около двух дюймов) ото рта и слегка ниже него. Вы должны говорить в верхнюю части микрофона, не прямо в нее. [14] X Источник информации Перед тем, как начать выступление, проверьте громкость, представляя себя или спросите у публике – слышит ли она.

    [[I [15] X Источник информации mage:Perform Poetry Step 14.jpg|center|550px]]

    • Если вы носите микрофон, прикрепленный к вашей рубашке перед или воротником, не нужно говорить в него. Поговорите, как будто вы говорите с небольшой группой. Не поворачивайте голову слишком далеко или слишком быстро, вы можете сорвать микрофон.
    • Если у вас возникли проблемы с микрофоном, попросите помочь человека, который работает со звуком или лицо, ответственное за шоу. Исполнители не должны исправлять проблемы с системой звука.

    Как декламировать стихи

    Техника речи и постановка дыхания

    «Искусству пения, как и всякому другому искусству должно предшествовать известное механическое умение».

    Обучение чтению стихов сродни обучению пению. Главный инструменты, как певца, так и чтеца – это голос и дыхание.

    Декламируемое стихотворение, должно быть хорошо слышимо. Поэтому, чтецу, как и певцу необходим хорошо поставленный голос. Немало важно работать над дикцией – ясным и отчетливым произношением. Речь чтеца должна соответствовать нормам литературного языка – орфоэпии.

    Работа над техникой чтения проводится по четырем основным направлениям: дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

    Поговорим о дыхании. С одной стороны, дыхание – это рефлекторный процесс. Мы не обращаем внимания на то, как мы дышим. Но с другой стороны, правильное дыхание необходимо не только при декламации, но и для общего состояния нашего здоровья.

    В процессе дыхания участвуют различные группы мышц.

    При поверхностном или верхнем дыхании, вдох и выдох происходит за счет сокращения верхних мышц грудной клетки. При таком дыхании задействованы только верхушки наших легких.

    Грудное дыхание происходит за счет сокращения межреберных мышц. При таком дыхании, главная дыхательная мышца – диафрагма, остается малоподвижной.

    Диафрагмально-реберное дыхание — вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

    Для декламации стихотворений, или произнесения проповеди, обычного физиологического дыхания недостаточно.

    Необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле.

    Упражнения для тренировки речевого дыхания:

    упражнение 1(д). «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

    Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.

    Упражнение 2(д). «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!

    Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.

    Упражнение 3(д). «Погасить 3,4,5,6… 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза.

    Источник: Университет Риторики и Ораторского искусства.

    «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Горгий

    Что такое художественное чтение? Это публичное исполнение стихов, прозы, публицистики, отрывков из драматургии. К художественному чтению можно отнести и проповедь.

    Я бы определила чтение вслух, как отдельный жанр искусства, наравне с музыкой или рисованием.

    Художественное чтение известно с античных времен. Древняя Греция славилась декламацией поэтических произведений поэтами импровизаторами.

    В древней Руси художественным чтением занимались сказочники, скоморохи. Но особую популярность публичное исполнение художественного слова приобрело в девятнадцатом веке. Широко известны авторские чтения тех времен. Очень хорошо читали стихи Пушкин, Гоголь, Островский, Есенин, Маяковский.

    Основоположником профессионального художественного чтения в России, является Щепкин, организовавший литературные вечера. На знаменитых вечерах Щепкина, актеры декламировали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко.

    В более поздний, советский период, художественное чтение оформилось в самостоятельный эстрадный вид искусства. Хорошо известен с тех времен театр одного актера, основанный Яхонтовым.

    К сожалению, в современных школах нет отдельного предмета по художественному чтению. Детей учат выразительно читать, на уроках литературы.

    Но, почти в каждой школе проводятся конкурсы чтецов. Можно ли научиться декламировать стихи? С одной стороны, нужен дар декламатора, актера, оратора.

    С другой стороны – даже имея дар, но, не упражняясь, не развиваясь, не достигнешь желаемого.

    Вернемся к древней Греции. Какими методами пользовались древние греки, обучаясь декламации? Учитель произносил предложенный ученику текст, подчеркивая мелодичность и ритм, ученик же должен был повторить за учителем.

    Но при обучении декламации, учитывалась не только мелодичность стихотворения и его ритмика, но и смысл. Чтец должен научиться, произнося слова, раскрывать их внутреннее содержание, используя интонацию. Вот, такая непростая задача.

    Как, и какими методами достигается красота звучания декламируемого слова, мы рассмотрим в следующий раз.

    С любовью к читателям. Поэтические странички.

    Как правильно декламировать? Это нужно знать

    Существуют разные способы, благодаря которым с наибольшей точностью можно передать смысл художественного произведения. Один из них — это правильная декламация.

    Что значит декламировать?

    В различных источниках слово трактуется по-разному. Но общий смысл заключается в том, что декламировать — это читать, произносить выразительно прозу или стихи. Подобное толкование понятия содержится в словарях Ефремовой, Ожегова, Ушакова, Даля.

    Для чего нужен навык художественного чтения?

    Начиная с раннего дошкольного возраста, а также в период обучения в школе, педагоги и родители уделяют большое внимание выразительному чтению стихов. Кроме того, ребенок прозу тоже должен научиться декламировать. Это умение помогает не только самому чтецу наслаждаться красотой языка, понимать глубокий смысл, чувствовать настроение, заложенное в тексте, но и передавать все это слушателям.

    С чего начинать?

    Научиться правильно декламировать — это, прежде всего, следовать определенным советам и правилам. Без их соблюдения достичь желаемого результата будет очень трудно.
    Для начала необходимо обратить внимание на степень развития речевого аппарата ребенка. Он должен работать безукоризненно. С этой целью на этапе подготовки к выразительному чтению включаются специальные упражнения — «Маятник», «Бутончик», «Лягушка», «Лошадка» и многие другие.
    Произношение чистоговорок различного содержания — еще одно полезное упражнение. Оно поможет отработать дикцию, в результате чего все отдельные звуки и их сочетания ребенок будет произносить без дефектов.
    Постановка дыхания также важна при обучении декламированию художественных текстов. Существует немало упражнений, которые научат ребенка в игровой, занимательной форме правильно дышать во время чтения.

    Читать еще:  Христианские стихи держи что имеешь

    Каким правилам следовать?

    Декламировать стихи — это настоящее искусство. Чтобы в нем достичь совершенства, необходима постоянная кропотливая работа. Существует немало приемов, которые необходимо использовать непосредственно во время работы над текстом произведения.
    Во-первых, во время чтения стихотворения или прозы необходимо полностью избавиться от волнения. Любые его признаки отрицательно скажутся на качестве выступления.

    Как научиться красиво и выразительно читать стихи

    Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

    Основные теоретические аспекты выразительного чтения

    Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

      Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
    • Логическое ударение
    • Пауза
    • Интонация

    В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

    Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

    Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

    Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

    В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

      Выделяют следующие виды интонации:
    • Выразительная
    • Повествовательная
    • Восклицательная
    • Интонация перечисления

    Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

    Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

    От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

    Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

    Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

    Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

    Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

    Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

    Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

    Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

    мы в своё время воевали насчёт летовских верлибров — разве?
    Нет, я со всем согласен, просто чтение и текст (исполнение) — вещи немного разные по важности (для отдельно взятого момента, разумеется).
    Если когда-нибудь вернётся культура, и чтение по радио или тв стихотворений будет на всесоюзном уровне, а не на уровне баттла или ретроспективы/творческого вечера, тогда да — чтение станет почти вровень с самими текстами, и мастерство поэта/чтеца будет влиять на популярность…
    Пока же аналогия моя проста — песня (стих), идея… (роман/повесть/рассказ), сценарий — всё это невидимо, но осязаемо в конечном исполнении слушателем и зрителем. Как и музыка, но не ноты…
    Многих ли сценаристов мы знаем, хотим знать? Многих ли авторов? Ценят и любят исполнителей.

    Понятно, что поэзь — другое, и всё же от обёртки и мастерства воспроизведения зависит подчас больше, чем от уровня произведения. Попса — пример.
    Это я вообще, и о том, для чего публичные чтения.

    Читать еще:  Как выучить стих бородино за 2 часа

    А Летова я очень люблю и уважаю. И уж не стал бы воевать против его друзей). Просто не могу согласится с тем, что все его фразы — поэзия. Часто он ищет рифму ради рифмы ( и ты согласишься, уверен), пишет искусственно, но образ и стиль позволяют ему это, что выгодно отличает Летова от Высоцкого, простота и многосторонность творчества которого порой отталкивают, хотя у Высоцкого я плохо представляю себе что-то абсурдное или сюрное… Ну не мог Высоцкий написать «Русское поле», как не мог бы Летов написать «Балладу о борьбе»…
    И тут я даже не спорю и не сравниваю… Просто думаю. Летов многое включил и позволил себе именно стилистически пропускать, опускать, недорабатывать… Битлы путали слушателей, и Летов путал. А многим бы это с рук не сошло)).

    Потому Летова я люблю, и если спорю о нём (и вообще), то только потому, что хочу лучше понять.
    И ещё — Летову многие молодые и не очень молодые подражают… Это бесит, потому что в наше время культурного застоя и отстоя нужно идти путём Высоцкого (в лучшем), а не писать заумные фриковые тексты, почти всегда бесталанные и водянистые. Нет та эпоха на дворе. Ты понимаешь, о чём я.

    А насчёт автора рядом с чтецом… Да раньше, думаю, такого не было. Всё же авторы читали своё гораздо больше, и умели, если что, и на радио и на ленту начитать. Пох на дикцию и голос.
    А сейчас мало кто вообще что-то умеет. Пинцет какой-то!
    Доронина хорошо читатет, но, имхо, у неё вроде музыкалка и театральные курсы. Поставлена дикция. Разносторонний человек, бесконечно мной уважаемый. Но вот возьмём обычного поэта кухонного-пьяницу, поэта, не выходящего из комнаты, или того, кто не выступает (или мало и редко). Ну какая у него музыкалка или там тетр? Дикции часто нет, голоса нет, умения и эл. навыков чтения нет. Или лицом не вышел. В итоге выходить стыдно — засмеют, не поймут, не примут… Зато можно хорошо писать.

    И теперь самое главное — заменим поэта на писателя… Картина меняется? Да, где-то и они читают главы, но далеко не все.
    Конечно, интонационные паузы, акценты и прочее сложнее в стихах, важнее… Но и проза сложна. И прозу можно читать так, что закачаешься от удовольствия, а можно — нелепо).

    Но здесь статья о чтении чужих, как я понял, больше чужих стихов.
    И тут важны тембр и знание культуры речи, знание литературы и чувство языка. Тут мне нравится Николай Мартон, и некоторые другие…
    Спасибо!)

    Вениамин Смехов отлично читает… У него прекрасные творческие вечера (жаль, в сети мало). Одно его чтение «Самоубийцы» что стоит!
    Впрочем, и Пушкина, и Хайяма, и Бродского он читает отлично. Советую поискать.

    Спасибо за статью!

    если все будут читать как Бродский — будет скучно 🙂

    но авторская манера нужна — это точно.

    Сбор средств на развитие и поддержку нашего литературного портала

    Словари

    I несов. перех. и неперех.

    Выразительно читать вслух стихи или прозу.

    II несов. перех. и неперех.

    Произносить напыщенные речи, полные ложного пафоса.

    ДЕКЛАМИ́РОВАТЬ, декламирую, декламируешь, несовер. (от лат. declamo).

    1. (совер. продекламировать) что. Выразительно произносить художественные произведения. Декламировать стихи.

    2. (совер. нет) без доп. Говорить торжественно, напыщенно, непросто (книжн. ирон.).

    ДЕКЛАМИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; несовер., что. Выразительно читать, произносить (художественный текст). Д. стихотворение.

    | совер. продекламировать, -рую, -руешь; -анный.

    | сущ. декламация, -и, жен.

    | прил. декламационный, -ая, -ое.

    ДЕКЛАМИРОВАТЬ — лат. говорить или читать с большою выразительностию, как на театре; говорить с заученными приемами и движениями. -ся, быть декламируему. Декламированье ср., ·длит. декламировка, декламация жен., ·об. действие по гл., выразительный говор, с телодвижениями. Декламатор муж. -рша жен. кто говорит заученное с сильным выражением в голосе и движениях. Декламаторов, -торшин, ему, ей принадлежащий. Декламаторский, им свойственный.

    ДЕКЛАМИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; нсв. [от лат. declamare] (св. продеклами́ровать). (что). Выразительно читать художественные произведения. // Говорить напыщенно, в приподнятом тоне, с ложным пафосом.

    Деклами́роваться, -руется; страд. Деклами́рование, -я; ср. Д. стихов.

    -рую, -руешь; несов., перех. и без доп.

    Выразительно читать художественные произведения.

    [Косьма Васильич] декламировал со слезами на глазах Некрасова. Эртель, Гарденины.

    Своих стихов он не стал декламировать, но прочитал наизусть стихотворение Никитина «Хозяин». Скиталец, Кандалы.

    Говорить напыщенно, в приподнятом тоне, с ложным пафосом.

    Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий. Лермонтов, Княжна Мери.

    [От лат. declamare]

    декламировать (иноск.) — говорить выразительно, высокопарно, напыщенно, с заученными приемами (намек на изученное чтение стихов или речей)

    Ср. Бальзак. поставил на сцену настоящих людей, тех, что. не выспренние, выдуманные всякие нелепости декламируют нараспев, а говорят то, что в самом деле думают, чувствуют .

    В. Стасов. С Парижской выставки („Новости» 14 июня 1898 г.).

    Ср. Вы, сколько я мог расслышать, декламировали «Анчар» Пушкина.

    Тургенев. Затишье. 3.

    Ср. Я ничего не декламировала, я никогда не «декламирую».

    Ср. Déclamer — произносить стихи, речи.

    Ср. Declamare (de-clamare, выкрикивать) — громко говорить.

    деклами́ровать, -рую, -рует

    деклами́ровать. Произношение [дэклами́ровать] устарело.

    ДЕКЛАМИРОВАТЬ, ДЕКЛАМОВАТЬ déclamer >, нем. deklamieren <лат. declamare.

    1. Выразительно произносить <речь>, читать <стихи>. Сл. 18. Говорить или читать что-л. с декламацией, сопровождая то и другое надлежащими жестами и игрой в выражении лица. Павленков 1911. Государь о последней Волтеровой трагедии Танкреде разговаривать изволил, и многие стишки оттуда изуст декламовал. Порошин Зап. 249. Подобно .. Демосфену, ходил на берег моря декламировать волнам громкия речи. Карамз. ПЦ 64. // Сл. 18 6 79. Зараженный примером одного из моих дядей, который любил декламировать стихи, то есть читать их нараспев, я принялся подражать ему. С.Аксаков Дет. годы Багрова-внука. ♦ Декламировать из кого-, чего-л. устар. Читать отрывки из художественных произведений. БАС-2. Страсть его к стихам, однако, не угасла, и память сохранилась на одни только стихи: за несколько дней до смерти он еще декламировал из «Россияды». Тург. Пунин и Бабурин.

    2. устар. Говорить, выступать против чего. Росссийский резидент в Константинополе против того декламировал, что силу силою отвращать будут, но напрасно. Бутков Мат. 1 118. На другой день узнаю, что Оливье на своем дворе декламировал против меня и велел дворнику меня не слушаться. 28. 6. 1834. Пушк. — Н. Н. Пушкиной. // Жизнь Пушкина 2 579. Вся матушка Русь ест черный хлеб. Вещь необходимая, декламировать против нее глупо; доказывать, что ломоть ржаного хлеба вкуснее какого-нибудь vol au vent à la financière, будет великое безумие. Бобор. Жертва вечерняя. // Б. 3-1 108.

    3. перен. Произносить напыщенные речи, полные ложного пафоса; фразерствовать. БАС-2. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий. Лерм. Кн. Мери. ♦ Декламировать о чем-л. Я вовсе не думаю становиться на славянофильскую точку зрения и декламировать о ложности и чужеземности нашей цивилизации. Писарев Зарожд. культуры. Декламироваться. — Лекс. Ян. 1803: декламировать; САН 1847: деклами_ровать; Сл. 18: декламировать 1722, декламовать 1765; Даль-1: декламирова_ться.

    ДЕКЛАМИРОВАТЬ (этим. см. предыд. сл.). Читать выразительно поэтические произведения.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector