0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как используется в романе в стихах принцип контраста

Как используется в романе в стихах принцип контраста

  • Блог
  • Услуги
  • Персональный помощник
  • Корректура
  • Верстка электронных книг
  • Дизайн обложки (NEW)
  • Печать тиража
  • Редактура
  • Продвижение книги
  • Написание аннотации
  • Все услуги

Приём контраста в литературе

Что такое прием контраста в литературе

Многие лингвисты уделяли особое внимание изучению контраста как основного принципаорганизации сюжета. Его психологическим механизмом всерьёз ещё заинтересовался А. А. Потебня – учёный-словесник 19 века, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, талантливый литературовед, философ, языковед.

Контрастность в литературе стала предметом изучения многих специалистов. К примеру, В. А. Ларин чётко подметил роль контрастной смены тональности отдельных эпизодов «Судьбы человека» – рассказа М. А. Шолохова. В.В. Одинцов подробно рассматривал значение подобного художественного приёма в построении сцены «Ночь в Отрадном» (это композиционно важная сцена произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Виды контраста

Роль контраста в произведениях

В стихотворении

Антитезы и оксюмороны способствуют усилению эмоциональности художественной речи в поэзии. Они помогают полнее передать всю сложность чувств, испытываемых автором произведения. С помощью оксюморонов и антитезы раскрывается единство противоположностей.

Противопоставление в стихотворении С.А. Есенина зачастую строится на контрасте эмоциональных лексем. Яркие тому примеры – выражения «плачет и смеется», «грустная радость».

Идейно-тематическое содержание стихотворения «Среди миров» И. Анненского раскрывается через эмоциональный контраст тьмы и света:

В повести

Контраст – основной стилистический прием в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина. В этом произведении противопоставляются житейское и романтическое, «маскарадный» аристократизм и очарование простых крестьянских девушек. Законодательницей моды в «Барышне-крестьянке» является старая гувернантка мисс Жаксон. Цвет лица носительницы черт английского аристократизма – очень важная для писателя деталь. Недаром А. С. Пушкин несколько раз заостряет на ней внимание читателя. Великий писатель не случайно столь безжалостно ироничен по отношению к героине. За неестественной, искусственной бледностью мисс Жаксон явственно угадывается стремление скрыть истинное лицо.

Смуглая барышня Лиза противопоставлена набеленной, чопорной гувернантке. Цвет лица – деталь, которая объединяет главную героиню повести с крестьянскими девушками, проводящими долгие часы за работой на сенокосе. Прием резкого противопоставления использован и в описании одежды. На свидание к молодому барину, Алексею Берестову, барышня Лиза отправилась в невзрачном сарафане тёмных цветовых тонов. Этот незатейливый наряд из дешёвой китайки (как и смуглый цвет лица) словно бы приблизил героиню к народной среде.

Портреты всех героев «Повестей Белкина» отличаются глубоким психологизмом. Это справедливо и по отношению к «Барышне-крестьянке» с её «водевильной» фабулой (недоразумениями, переодеваниями, счастливой развязкой). Портреты главных героев художественного произведения характеризуются правдивостью и глубиной. Приведём один простой пример. При первой встрече с Алексеем Берестовым барышня-крестьянка «притворялась полуиспуганной, полузастенчивой». В этой фразе отражено сложное психологическое состояние Лизы, в котором угадываются сразу три оттенка:

Контраст как прием

В теории литературы контраст – это художественный прием создания образов, основанный на резком противопоставлении друг другу явлений, событий, персон, характеров. Контраст часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении.

Виды контраста (противопоставлений) в литературе:

  1. Противопоставление (контраст) характеров.Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Шерлоку Холмсу – профессор Мориарти, Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, преступнику Родиону Раскольникову противопоставлен следователь Порфирий Петрович, эгоистичной Скарлетт О’Хара – бескорыстная, добросердечная Мелани Гамильтон Уилкс, ленивому Обломову – деятельный Штольц. В произведениях, где центральное место отведено любовной коллизии, тоже можно встретить противопоставление характеров: в «Любовнике леди Чаттерлей» Дэвида Лоуренса характер главной героини Констанции Рейд противостоит характеру супруга. В романе «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Джерома Дэвида Сэлинджера главный герой Холден Колфилд находится в конфронтации со всем миром, его характер противопоставлен не характеру другого персонажа, а самому мироустройству.
  2. Противопоставление (контраст) формы и содержания, внешнего – внутреннему. Наиболее ёмко такая форма контраста проявляется в противопоставлении внешности героя его внутреннему содержанию – характеру, складу личности, его желаниям и целям. Это довольно распространенный прием: прекрасное оказывается ужасным. Одним из самых ярких примеров противопоставления такого рода оказывается Дориан Грей –главный герой романа Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея», блестящий красавец, душу которого характеризует портрет, изображающий страшного старика. Так же красив и ужасен Жорж Дюруа – герой романа «Милый друг» Ги де Мопассана; и уже упомянутая Скарлетт О’Хара – героиня «Унесенных ветром» Марграет Митчелл, и Серсея Ланнистер – из «Песни льда и пламени» Джона Мартина. Однако бывает, что подобный тип контраста срабатывает наоборот: непривлекательный герой оказывается носителем истины, добродетели, нравственных ценностей и т.д. Например, в трилогии «Миллениум» Стига Ларсена («Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем», «Девушка, которая взрывала воздушные замки») Лисбет Саландр – барышня со всеми признаками асоциальной личности неожиданно становится супергероем. На этом же приеме создается образ Сирано де Бержерака – героя одноименной драмы Эдмона Ростана – это мужчина непривлекательной внешности, но смелый, бескорыстный, обладающий добрым сердцем и мощным поэтическим талантом.
  3. Противопоставление (контраст) в названиях произведений: Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями. Примеры использования: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Толстый и тонкий» Чехова, «Красное и чёрное» Стендаля, «Живой труп» Толстого, «Живые и мёртвые» Симонова.
  4. Противопоставление (контраст) мнимого, ожидаемого, декларируемого – истинному, действительному. На этом приеме построены все антиутопии: изображение идеального мира, в котором всё, вопреки ожиданиям, далеко от идеала и даже наоборот – несет угрозу обитателям. Так, в романе «О, дивный новый мир» Олдаса Хаксли «общество всеобщего счастья» так и не удается достичь, несмотря на повсеместное употребление сомы и другие прелести жизни без моральных запретов. Нарисованный очаг в каморке Папы Карло – создает эффект двойного контраста. Во-первых, читатель ожидает, что очаг должен быть настоящим, а он оказывается нарисованным. Во-вторых, картина с изображением очага оказывается ширмой, скрывающей дверь в новый счастливый мир.
  5. Противопоставление (контраст) символов. Образы-символы тоже могут быть противопоставлены друг другу. Так например, в «Войне и мире» изображены два образа одного и того же дуба, мимо которого едет князь Болконский: образ сухого дерева, еще не проснувшегося после зимней спячки, и пробудившегося, покрытого листвой могучего дуба-великана:

Л.Н.Толстой «Война и мир» Встреча князя Андрея Болконского с дубом

«… На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков — где попало. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей. — Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» — подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Как используется в романе в стихах принцип контраста

О контрасте как основном художественном приеме и его роли в раскрытии основной идеи произведения размышляет Коротченкова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №5» города Железногорска Курской области.

Читать еще:  Стихи где есть назывные предложения

Контраст как основной художественный прием рассказа Н. А. Тэффи «Фея Карабос» и его роль в раскрытии основной идеи произведения

Контраст – это ярко выраженная противоположность. В художественной литературе встречаются довольно многочисленные контрасты возвышенного и грубого, поэтического и прозаического. В сказках часто борются добро и зло, ум и глупость, трусость и храбрость.

Простой, казалось бы, сюжет рассказа «Фея Карабос» построен на контрасте образов героев, их характеров, взглядов на жизнь. Так, довольно яркими противоположностями являются супруги, ожидающие появление ребенка в семье. Родители ищут няньку для своего ребеночка, не договорившись заранее, какой они хотят видеть воспитательницу малыша. Умная, красивая, ранимая Илька подавлена и доведена до отчаяния себялюбивым, эгоистичным мужем.

Будущая мать, жизнелюбивая и светлая, находит крепкую, пышущую здоровьем и озорством, веселую кухарку Аксинью, которая уже любит еще не родившегося чужого ребенка. Но женщина боится сказать об этом своему хладнокровному и расчетливому мужу, потому что знает: «не позволит Сеньку нанять».

Ко всему была готова Илька, однако никак не ожидала, что именно такую кандидатуру в няньки, ужасную и чудовищную, отыщет Станя. В Казимире Карловне его привлекают другие «ценности», противные Ильке. По мнению Стани, горбатая, уродливая, избравшая место для прогулок с ребенком не в парке, а на кладбище, способна привить ребенку любовь ко всему обездоленному. Равнодушный к материнским чувствам и к чувствам вообще, этот человек принимает условие горбуньи не входить матери ночью в детскую. Романтичной Ильке, оскорбленной мужем, в болезненной дремоте чудится звон веселых, тоненьких, острых Сенькиных колокольчиков и страшный грохот обитых толстым железом колес колымаги злой горбуньи Феи Карабос.

Контрастна и сама картина повествования рассказа. Состояние Ильки с приходом доктора, именно другого доктора («тот, что всегда – тот уехал на месяц в отпуск») меняется. И связана эта перемена со сходством доктора с Сенькой («молодой, смуглый, белозубый, как Сенька»). Поражает резкое противопоставление отношения Стани к жене, как к материалу, и доктора, как к женщине, к матери. В отличие от мужа, этот человек, имя которого так и останется для Ильки неизвестным, сумел понять и поддержать ее материнские чувства. Он смело и откровенно разоблачает корыстные намерения Станислава Адамыча, а также далеко не скромную натуру «гоноровой пани». Илька, названная доктором милой пациенткой, ощутила заботу, понимание чужого человека, словно обрела второе рождение. И не случайно в этом смысле через много лет она будет вспоминать безымянного доктора, среднего роста и худощавого, «что он был очень высокий, широкоплечий, что он очень любил ее, и она за всю жизнь любила только его одного…».

Нельзя не обратить внимание на некоторые противоречия в характере, манерах и взглядах одного и того же героя. Так, Сенька, «глупая, плутоватая», но веселая до того, «что век бы с ней не расстался», несчастна, но любит жизнь; потеряла своих детей, но обожает чужих. Станя, в жены избравший женщину молодую и хорошенькую, в няньки же сыну выбирает страшную и горбатую. При этом считает, что уродливая воспитательница может привить любовь к прекрасному у ребенка. Любопытна и такая контрастная деталь в манере поведения Стани, как намеренное подчеркивание своего хладнокровия медленным закуриванием сигареты и нервное подрагивание колена.

Прием контраста, умело использованный Н. А. Тэффи в небольшом по объему произведении, помогает обозначить важные нравственные проблемы: способен ли человек, лишенный семьи, собственных детей, умения радоваться жизни, быть полноценным воспитателем чужого ребенка; может ли семья обеспечить хорошие условия для развития детей, если отсутствует единство в воспитании; что нужно человеку для полноценного счастья. И кажется, что автор не вмешивается в повествование, показывая разный подход к одной и той же проблеме и оставляя за нами право на решение данных вопросов, но отрицательная сторона контраста показывает, на чьей стороне автор и какой позиции придерживаться.

Соединение несоединимого, резкое столкновение полярностей, раскрытие взаимоисключающих сторон одного и того же явления сопровождают читателя в освоении художественного мира произведения и будоражат творческое воображение.

Тема: «Прием контраста – основной художественный принцип в романе».

Тема: «Прием контраста – основной художественный принцип в романе».

Цели:

1.Обучить учащихся определять основные художественные приемы в произведении, а именно прием контраста на примере главных героев произведения, художественные детали.

2.Развивать навыки лингвистического анализа текста, выразительного чтения, определения выразительных средств в произведении.

3.Воспитывать сознательную дисциплину, любовь к русской литературе.

Тип урока: урок – объяснение нового материала.

Методы работы: критическое мышление, модульная технология, репродуктивный, наглядно- иллюстративный, метод научно-исследовательских проектов.

Читать еще:  Мои стихи легки как блохи

Формы работы: актуализация знаний, дифференцированная, индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа, творческое задание, работа с учебником, работа в тетрадях, учебная игра, рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Прием контраста – основной художественный принцип в романе».»

Тема: «Прием контраста – основной художественный принцип в романе».

1.Обучить учащихся определять основные художественные приемы в произведении, а именно прием контраста на примере главных героев произведения, художественные детали.

2.Развивать навыки лингвистического анализа текста, выразительного чтения, определения выразительных средств в произведении.

3.Воспитывать сознательную дисциплину, любовь к русской литературе.

Тип урока: урок – объяснение нового материала.

Методы работы: критическое мышление, модульная технология, репродуктивный, наглядно- иллюстративный, метод научно-исследовательских проектов.

Формы работы: актуализация знаний, дифференцированная, индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа, творческое задание, работа с учебником, работа в тетрадях, учебная игра, рефлексия.

1.Организационный момент

2.Проверка дом.зад. Взаимопроверка «Учитель – ученик»

3.Актуализация знаний в форме игры «Учитель всегда прав»

*Классика – это научно-популярная литература

*Золотой век русской литературы – это книги, обложки которых покрыты сусальным золотом

*Золотой век русской литературы относится к 14 веку

*Творчество А.С. Пушкина относится к Золотому веку русской литературы.

* А.С. Грибоедов написал роман в стихах «Евгений Онегин»

*В книге «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов поднимает проблемы молодого поколения 19 века.

*Татьяна Ларина – любимая героиня Л.Н. Толстого

*Стихотворение «Я помню чудное мгновение» написал Н.В. Гоголь

*Гланым героем поэмы «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков

* Главные идеологические споры в романе «Отцы и дети» возникают между Базаровым и павлом Петровичем.

3. Сегодня мы продолжим работу по роману Гончарова «Обломов»

*Почему роман называется «Обломов»?

*Кто является главными персонажами романа? ( Илья Ильич Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Тихоновна Пшеницына)

*Какую основную проблему поднимает автор в произведении? (Проблему лени, праздного образа жизни)

*Кто является главным носителем этой проблемы? (Илья Ильич Обломов)

Докажите цитатами из текста

*А еще кто? (Захар)

Докажите цитатами из текста

*на кого становится похож Захар? (на своего хозяина)

Ребята, литературные критики называют такое тотальное проявление лени и бездействия «обломовщиной».

*Как вы считаете в нашей сегодняшней жизни есть место такому явлению. Как обломовщина?

И какие примеры вы можете привести из жизни?

*Вам присущи такие черты характера, как у И.И.Обломова?

*Как вы с ними боретесь? И боретесь ли вообще?

4. А кто в романе пытался бороться с ленью Обломова, и является его антиподом?

5. Сейчас мы с вами попробуем сравнить этих двух персонажей. Не забывайте , что тема сегодняшнего урока «Прием контраста – основной художественный принцип произведения».

И этот прием автор использует противопоставляя двух главных героев: Обломова и Штольца.

6. Для этого поделимся с вами на две группы.

Те, кто родился летом и осенью, будут характеризовать И.И.Обломова

Те, кто родился Зимой и весной, будут характеризовать А.Штольца.

7. Откройте свои тетради. Начертите сопоставительную таблицу.

По ходу работу будете вносить туда свои записи.

8. Начнем с детства героев.

При помощи каких слов автор применяет прием антитезы. т.е. противопоставления?

При помощи антонимов

Приведите примеры из текста

9.Какая система воспитания вам ближе? Почему?

10. Перейдем ко взрослой жизни наших персонажей.

Можете воспользоваться технологическими картами.

Расскажите, какой образ жизни ведут наши герои во взрослой жизни.

11.Дифференцированная работа:

Группа А :составляет цитатный план

Группа С : находит художественные детали, характеризующие персонажей ( У Обломова: халат, мягкие туфли, диван. У Штольца – деловой с иголочки костюм, все безупречно).

12. Кто вам более симпатичен: Обломов или Штольц? Почему?

13. Ребята скажите, Обломову присущи какие-то положительные черты или он является полностью отрицательным персонажем? (Безграничная доброта)

14. Это качество присуще Штольцу? (Нет, только трезвый рассчет)

15 Составим кластеры положительных и отрицательных качеств Обломова и Штольца.

15. Подведем итог и посмотрим презентацию.

Сделайте вывод: кто же из героев вызывает у вас большую симпатию и почему.

16. Домашнее задание: написать письмо Обломову. О чем бы вы написали?

Как используется в романе в стихах принцип контраста

Войти через uID

В течение ряда лет я провожу уроки, посвященные писательскому мастерству. Цель таких уроков – показать своеобразие творческой манеры того или иного автора, помочь учащимся осознать эстетическую ценность языковых явлений, увидеть истоки образности и выразительности художественного текста. Предлагаю вниманию коллег-словесников один из таких уроков.

На время короткой жизни А.Блока (1880–1921) пали важные исторические события в России. Какие? Взлеты и падения революции 1905 года, трагические события Ходынки и 9 января, свержение самодержавия и победа революции 1917 года.

Ощущение исторических перемен, непримиримых противоречий действительности явилось определяющим для мироощущения Блока. Л.Д. Менделеева писала в своих воспоминаниях так: «В Блоке был такой же источник радости и света, как и отчаянья и пессимизма». Разителен контраст двух начал, боровшихся, но уживавшихся в одной человеческой душе. Устремленность навстречу проснувшейся жизни, восторг перед ее мощным, освежающим дыханием – и непреодолимый страх перед этой жизнью. Из записей в дневнике Блока: «Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше, все житейское, простое и сложное, и бескрылое, и цыганское. ». И через некоторое время: «Пока же – боюсь проклятой жизни, отворачиваю от нее глаза». Так оно и было, так и шло рядом – и то, и другое:

Я коротаю жизнь мою,
Мою безумную, глухую:
Сегодня – трезво торжествую,
А завтра – плачу и пою.

Следовательно, один из существенных моментов мироощущения Блока состоял именно в восприятии противоречивости, контрастности жизненных явлений. И это ощущение он стремился передать в своем творчестве, и прежде всего в типе лирического героя.
Лирический герой Блока многомерен. Его образ отличается богатством и сложностью чувств и помыслов, которые в нем сталкиваются, трагической борьбой противоречий. Герой Блока появляется перед нами и

. в стальной кольчуге,
И на кольчуге крест.

Он говорит о себе:

Мечту торжественных объятий
В священном трепете храню.

И его же мы видели «пригвожденным к трактирной стойке», где он стоял «позорный и продажный, с кругами синими у глаз».
Грани духовного мира лирического героя, казалось бы, несовместимы: от темы Родины до темы прожигания жизни, от величавой речи ратника на Куликовом поле:

Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!

– до полушепота у трактирной стойки:

А ты, душа. душа глухая.
Пьяным-пьяна. Пьяным-пьяна.

Для всего этого сложнейшего содержания Блоку надо было найти точное поэтическое выражение. И он нашел. И тип лирического героя, и сюжеты произведений, и композиция многих стихотворений и поэм, и лексика пронизаны ощущением контрастности, интонацией сопоставления. Все это позволяет говорить о характерной для Блока поэтике контраста.
Первое же стихотворение Блока, которое открывает первый том, начинается резким контрастом:

Пусть светит месяц – ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, –
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

Резчайшим контрастом начинается и одно из самых последних стихотворений – «Скифы»:

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

«Мильоны» и «тьмы», «мы» и «вы» – предельно резкое противопоставление. По этому принципу построена вся поэма. Учащиеся находят и читают строфы, в которых принцип контраста проявляется наиболее ярко. Художественная идея нашла воплощение в ярких образах: нового мира – России и старого мира – Европы, которая, по Блоку, уже перестала быть хранительницей культуры и прогресса.
С поэтикой контраста связана и символика цвета в творчестве Блока. В его стихотворениях соседствуют два контрастных цвета – черный и белый, с помощью которых поэт передает свое ощущение противоречивости бурной и трагической эпохи:

За море Черное, за море Белое,
В черные ночи и белые дни.

Чем ночь белее, тем чернее злоба.

Читать еще:  Я люблю тебя больше природы чьи стихи

Это положение урока подтверждается многочисленными примерами, которые учащиеся находят в сборниках стихов. Все они свидетельствуют о стремлении поэта как бы столкнуть между собой крайние, полярные друг другу стороны тех явлений, о которых он говорит.
Контрастность является основой композиции многих стихотворений Блока. Учащимся предлагается вспомнить и назвать такие стихотворения и поэмы («Скифы», «Инок», «Песня ада», «Анне Ахматовой», «Возмездие» и др.). Но в первую очередь называется стихотворение «Незнакомка». Его аналитическое перечитывание приводит к следующим выводам: первые шесть строф представляют собой картину ненавистного поэту страшного мира. С помощью выразительных художественных деталей Блок воссоздает удушливую атмосферу будничной повседневности. В этой части исчезла музыка блоковского стиха, появилась грубая лексика, подчеркнутая прозаичность деталей. Все подчинено одной цели – показать, что скука и пошлость окружающего мира делают жизнь человека невозможной.
Во второй части лексика, интонация, звучание стиха меняются. В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощенная в образе загадочно-прекрасной женщины. Она пришла или приснилась – неясно, теряются конкретность изображения, ощущение реальности, и именно это спасает лирического героя от того, чтобы страшный и пошлый мир не вторгся в душу, не вытеснил из нее «сокровище», не отнял у поэта «ключ» к нему.
Тот же принцип композиционного построения положен в основу стихотворения «Грешить бесстыдно, непробудно. », написанного в 1914 году. После выразительного чтения и коллективного анализа делается обобщение: Блок видел в России много привлекательных сторон. Но весь смысл стихотворения заключается в том, что в первой части беспощадно рисуются самые отвратительные черты старой купеческой России: пьянство, лицемерие, ханжество, жестокость, мошенничество. Этому посвящены пять строф стихотворения. В последних же двух строчках:

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне, –

совершенно неожиданный поворот темы. Для чего Блок использует контрастную композицию? Чтобы показать силу своей любви к Родине, испытать ее на столкновении противоречий и в романтическом контрасте утвердить это чувство с наибольшей художественной силой.

Какие же языковые средства использует поэт для реализации основного принципа поэтики? Для ответа на вопрос учащимся предлагается самостоятельно проанализировать отдельные строфы:

Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда,
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты – и Муза, и чудо,
Для меня ты – мученье и ад.

Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее – во мне.
Все бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.

И я любил. И я изведал
Безумный хмель любовных мук,
И пораженья, и победы,
И имя: враг; и слово: друг.

Сделанные выводы об использовании антонимов дополняются следующими замечаниями: в творчестве Блока можно заметить довольно широкий круг антонимических пар, лексическое значение которых отражает темные и светлые стороны человеческого бытия, философские вопросы жизни и смерти:

сила страсти – холод ума,
люди – звери,
забвенье – избранье,
свет – тьма,
свято – грешно,
вражда – любовь,
любовь – смерть и т.д.

Для того чтобы слова-антонимы приобрели выразительность, необходимы особые явления, особый контекст. Учащиеся получают задание перечитать отрывок из «Пролога» к поэме «Возмездие» и выяснить, с какой целью текст насыщен антонимами, придающими ему яркость и выразительность. «Пролог» представляет обращение к художнику, художнику слова – поэту с напутствием познать мир. Но мир для Блока многомерен, полярен, противоречив, поэтому антонимы и служат для выражения авторского восприятия окружающего мира.

До сих пор разговор на уроке шел о лексических антонимах, но Блок, как поэт контраста, часто использует контекстуальные антонимы, то есть слова, которые становятся антонимичными в определенном контексте. Ученики хорошо знают строчки из стихотворения «На железной дороге»:

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Блок использует метафоры синие и желтые (вагоны 1-го и 2-го классов), зеленые (вагоны 3-го класса); желтые и синие олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к судьбам страны. В авторском употреблении слова желтые и синие антонимичны слову зеленые; глагол молчали приобретает обобщенное значение, противоположное глаголам плакали и пели. Учащиеся находят контекстуальные антонимы в следующих строчках:

Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.

Пора вернуться к прежней битве,
Воскресни, дух, а плоть – усни!

Антонимы служат для создания одного из самых распространенных стилистических приемов – антитезы, который хорошо знаком учащимся. Но явление антонимии лежит в основе еще одной стилистической фигуры – оксюморона. Используя справочники по литературе, учащиеся дают определение этому понятию, которое дополняется следующим комментарием: основа создания оксюморона – соединение несоединимого. Суть его заключается в том, что предмет характеризуется с противоположных сторон. В состав оксюморона входят не собственно антонимы, а противоположные по значению слова различных частей речи, как разнокорневые (молодая старость, бедный богач), так и однокоренные (неизмеримое измерить, незабвенное забыть, блоковское – невозможное возможно) и ассоциативно противоположные слова (любить мучения; разлучив, сдружить; находить отраду в муке).

С целью закрепления нового материала учащимся предлагается найти оксюморон в следующих отрывках из стихотворения Блока:

1. Ночь распростерлась надо мной
И отвечает мертвым взглядом
На тусклый взор души больной,
Облитой острым, сладким ядом.

2. Ты мне знаком, наперсник мой двуликий,
Мой милый друг, враждебный до конца.

3. Будь и ты моей любовью,
Милый рыцарь, я стройна,
Милый рыцарь, снежной кровью
Я была тебе верна.

4. Да! с нами ночь! И новой властью
Дневная ночь объемлет нас,
Чтобы мучительною страстью
День обессиленный погас, –
И долгие часы над нами
Она звенит и бьет крылами.

5. И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка.

6. Вдруг вижу – из ночи туманной,
Шатаясь, подходит ко мне
Стареющий юноша.

7. «Красота страшна», – Вам скажут –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах.

Итак, рассматривая тип лирического героя, композицию некоторых стихотворений, лексические средства и стилистические фигуры, мы пришли к выводу, что контраст является основным принципом поэтики Александра Блока. Эпоха бурь и тревог, когда все ярче обрисовывалась непримиримая борьба двух миров, определила закономерность обращения искусства к художественному контрасту.
Поэт Л.Озеров в стихотворении «Есть в красках отзвуки и звуки», эпиграфом к которому поставлена блоковская строка – «Познай, где свет, поймешь, где тьма», – очень тонко и верно уловил основную черту поэзии Блока:

В борьбе, в боренье тьмы и света –
Исток контрастного письма.
И для безумного поэта,
И для холодного ума.
Не вымысел, не прихоть – это
Повелевает жизнь сама.
Как блудный сын, что на колени
Упал и вымолвил «прости», –
Пройди по всем земным ступеням,
Все из конца в конец пути.
За эту правду светотени,
Художник, жизнью заплати!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector