0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как красиво описать стихи

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Как оценить стих? | Руководство к действию

Как оценить стих? Вопрос может показаться, на первый взгляд, не совсем корректным. Многие подумают «У всех вкусы разные, кому что нравится.» Да, отчасти, это правильное определение. Но, в этом руководстве к действию, все не об этом. Нравится, не нравится, это, всего лишь ваш вкус. А как оценить поэзию — это совсем другое и это я хочу, показать на примере, как это надо делать.

Начнем с того, что, вся — большая часть русской поэзии строится на поклонении рукотворным кумирам. Когда, исключительно, по желанию властных людей в литературу вводили, стосортных поэтов и настоящих графоманов с сумасшедшими. Таких как, Маяковский, Чуковский, и еще целая армия псевдо-поэтов, наподобие: Саши Черного, Брюсова, Агнии Барто, и им подобных, что связно и ясно не могли склеить два слова, и с чего-то, вдруг, их стали величать великими поэтами. Нонсенс!

Они нам говорят, что мы не понимаем. Может и так. И в тоже время — это правда. Мы не понимаем зачем нам и нашим детям навязывают откровенную графоманию, которая не достойна называться не только поэзией, но и вообще, литературой. И сразу зреет вопрос.

Как оценить стих?

Вот здесь, все, и начинается. С появлением интернета, когда сравниваешь, что пишут обычные школьники и их «великие поэты» . Сразу прозреваешь. Как школьник может писать лучше «великого» поэта, классика? Да, запросто! Не заморачивайтесь над ответом. Их гении поэзии, они только на словах великие. Как, например, Александр Пушкин, с его то бледными стишатами, и он, вдруг, чьё-то, всё. Смешно! Смешно, когда игнорируются сотни, тысячи поэтов в угоду, одного рукотворного кумира. И это тысячи, не только сейчас, а со всех поколений за двести лет.

Неужели так велик? А вот, тексты, говорят обратное «Король, то, голый». И таких, и ему подобных в русской литературе: преобладающее большинство. Это так постаралась пропаганда, подняв посредственность на то место, где при нормальном ходе истории, ей бы никогда не быть. Так все таки, как надо оценивать поэзию?

Во-первых, не надо никого слушать, вроде того, что мы не понимаем. Не обязаны! Не обязаны опускаться на уровень кретинов, чтобы, что понимать. Во-вторых, у нас есть своя голова на плечах. А теперь, еще, это небольшое руководство, которое, я, уважаемые читатели, решил написать специально для вас. Чтобы вам никто, больше никогда не морочил голову о величии графоманов, и не делал с вас дурака, или дурочку, что вы не можете, оценить, понять о чем написано — как бы, недопонимаете. А значит — кретин.

Теперь такой номер не пройдет. Мы с вами, сейчас на примерах, оценим буквы дутого величия, и посмотрим, кто из нас понимает, а кто понты дует. Все просто, анализ голого текста никто не отменял.

На что мы будем смотреть при оценке стиха? Самые главные пункты в этом, это первый пункт и последний, с нижнего списка. Если вы утвердительно не отвечаете на первый, всё, значит: ставите жирный крест — графомания. На последний — перед вами обычный стёб, пустое рифмование ради рифмования, или наживы.

Вопросы, которые нужно задать к стиху

О чем стих? Какой его смысл?

Целостность произведения, какое оно производит первое впечатление после прочтения, или не производит. Как ложатся строки на душу.

Стихотворный размер, рифма, ритм. Как поэт владеет искусством стихосложения. Очень важно для оценки, особенно для тех персонажей, которых клеймят, классика, гении поэзии.

Стилистика, орфография, употребление неправильных слов, склонение слов в неправильной форме: не так важно, и это уже тогда, когда придраться не к чему. Вот здесь, внимание! Это надо делать, только тогда, когда мы хотим поставить оценку данному, любому стихотворению. Будь-то, конкурс, или звездочка на сайте.

Есть ли у стиха художественная составляющая, или это обычный стёб?

Волны катятся одна за другою
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.
Волнам их воля и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь души… И что же?
Души в них волн холодней!

Начнем с того, что это бессмыслица. Личное восприятие автора, надуманной ситуации. Куда люди проходят? Куда они идут, и что это за люди такие, ничтожные — я не знаю. Вдумайтесь: они не просто идут, а проходят, только вот вопрос: мимо чего они проходят, и не толпой, а «толпою»? Стих вообще не ложится, не только на душу, но даже на слух. Пустое и глупое рифмование, а не поэзия.

Волнам их воля и холод дороже
Знойных полудня лучей;

Не согласен с таким сравнением. С чего бы это? Если применять такое сравнение, то уже к птице, или волку, но никак не к воде. Какая еще воля для неодушевленной сущности? Что это за волны, не северного ли моря, а может. нет, я не буду наполнять пустой образ. Не в этот раз. И что это за люди, которые хотят иметь души? Сразу бросается в глаза, что автор не может выразить свою мысль. Про каких это людей? О чем это вообще.

Стишок явно не тянет называться поэзией, особенно философской — не тянет. Потому что до предела примитивен. Чтобы писать философские стихи надо быть философом, но это не об авторе этого столбика. Еще раз повторюсь, автор не владеет словом, он не смог ясно выразить свою мысль. Люди хотят иметь души, значит что у человека нет души, но в тоже время, она с чего-то, холодней волны Ледовитого океана, или может «Тихого», или Азовского моря.

Читать еще:  Есенин стихи я не знал что любовь зараза

Но в Азовском — вода летом: парное молоко. Волны щебечут приятную мелодию курортного побережья. Душевный и приятный зной. Ласковое солнце греет гребень лазурной волны, которая, словно любящая мать — нежно ласкает своего сына; точно так, добрая волна, ласкает теплый, прибережный песок берега Азовского моря.

Нет цельной картины, и однозначного понимания ситуации. За одно «дороже» и «что же». Не считая всего остального.

Стёб: оценка 2

Давайте возьмем еще один стих чтобы закрепить.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!

Сразу скажу, и не буду продолжать. Ни о чем — рифмованное пустословие. Тяжкие потуги донести — что? Что он, не Байрон? Так, нам всем плевать. Нам Байрон нравится. «Мой ум не много совершит» Какая это поэзия? Это человеку надо были деньги, вот, он, и сидел с пальца высасывал бог знает что. Нет души — нет поэзии. Здесь она не чувствуется. Последняя строка: золотая, сам признался что он, никто. Обычная отсебятина с «русскою» душой, а не с русской, «ране» и «океане». Твои думы, уважаемый рифмоплёт: никому не надо, они пресные и холодные, серая тина помутненного сознания в мечтании быть похожим на кого-то.

Стёб: оценка 1

Классик — это автор, которого еще цитируют, но уже не читают.

Лоуренс Оливье

Что Пушкин только о себе писал, что, этот — это все латентная графомания. Зачем нам эти персоны, кто себя восхваляет, описывает свои мрачные мысли, гоняет в сухую мысль? Имя? Да,нет этого имени, кроме, как по принуждению, и исключительно в книгах по русской литературе. Вы заметьте одну очень важную деталь, когда, все эти «великие» писали, каждый, свой стёб — факт железный: их имена не были на слуху ни у кого. Для кого это? Правильно! Для себя и ради себя любимого. Но, это все не поэзия, обычное рифмоплетство. Вы слышали о мелодии стиха? Так вот здесь ее нет, автор бубнит себе под нос «Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!», и это нельзя не заметить с самой первой строки, когда прикасаешься к этому, что неизвестно что.

P.S. В заключении этого руководства к действию, охота сказать, что выбрал я Михаила Лермонтова и его стихи не случайно. В первую очередь, это было сделано для того, чтобы вы не боялись громких имен, когда оцениваете чужой стих. Делайте вид что вообще на знаете автора.Вы оцениваете не выхлоп пропаганды, а конкретные буквы — знаете русский язык, с логикой у вас в порядке. Больше вам ничего не надо. И самое главное: все эти классики, «великие» поэты, они на самом деле такими не являются, я мог бы конечно выбрать, кого из детских поэтов, но там вообще полный мрак, и после первого пункта, наше руководство быстро бы закончилась — это вторая причина почему Лермонтов.

Но, и здесь не все так, как бы хотелось, я больше, чем уверен: вы в самом начале, а я намеренно не указал авторство, вы не зная автора этих стишат, что мы с вами разобрали — вы все одобрительно кивали головой следуя моему разбору полетов, пока мы не дошли до верхнего абзаца. Где, имя вашего кумира ударило вам по мозгам, и вы в тотчас включили заднюю.

В этом нет ничего криминального, такое поведение говорит лишь об одном: вы как все, вы из массы, и у вас нет собственной точки зрения. И самое главное: написано не для вас, а для думающих самостоятельно, чтобы они не попадались на удочку кретинов, которые пытаются манипулировать общественным мнением. Что, «всем нравится»! Это все слова, которые не имеют под собой твердого фундамента, в обосновании сказанному. Я не собираюсь писать критику на Лермонтова, он мне неинтересен — не писал для детей.

В отличие от вас, я точно знаю, что не каждый: поэт, кто рифму строчит. Текст говорит нам обратное. Даже скажу больше, если у человека нет жизненного опыта, он не философ, какой с него поэт. Вы это о ком, о Лермонтове? О бабушкином внучке, что ли? А кто из вас купит его стихи — отдаст свои кровные за эти буквы? Вопросов можно задать много, но навряд ли, вы честно себе на них ответите. Вот скажите громко всем, что «Черные очи» Лермонтова, это графомания. Я знаю, вам слабо, но, а ведь, так оно, и есть. Черные очи, рифмованное словоблудие ни о чём. И эта такая фишка Лермонтова, рифмовать и словоблудить.

У того поэта, кого называют великим, не может быть ни одного «стиха» такого качества, потому что это самая настоящая графомания. Стеб ради стеба. Многие подумают, что я откупорил джина из бутылки(были такие комментарии, вы что, не смейте, не надо, больше никого нет, это наше все) , под название объективная критика. Но, все намного проще, история все перемелет не бывает ничего вечного, особенно рукотворного, советую всем у кого не опилки в голове и ему не безразлично положение вещей в русской литературе. Смывайте классическую графоманию на помойку, это не лицо русской литературы, а ее позор и несостоятельность. Не бойтесь писать на тех, у кого клеймо «великий», на самом деле все не так, и это мыльный пузырь пропаганды.

Посмотрите мою рецензию на «Смерть поэта» Лермонтова. И теперь сами попробуйте оценить с помощью этого руководства, любую классику — сразу прозреете, только ответив на один вопрос «Художественное это произведение, или стёб?» В случае с Лермонтовым и его «мертвым поэтом», там вообще, без сто листов объяснений, не понять про кого он там стебается. Вот, не обязаны вы его знать. Видите, и не надо больше ничего. 🙂 Запомните это, если столбики неадекватные и глупые, их не надо разбирать по этой методике, глупость не подлежит рецензированию, разбирается только это, чтобы все поняли, что глупость.

Классика русской поэзии не выдерживает честной и объективной критики, сыплется только от легкого прикосновения, не говоря о том, чтобы надавить сильно. Поэзия, это Божий дар, а не ремесло. Эти все ремесленники, они так испоганили русскую поэзия, что порой становится грустно, когда откровенно слабая и пошлая, бредовая вещь, выдается за что светлое и великое.

И это можно сказать, один из самых раскрученных персонажей с русской поэзии, которого принуждают к изучению в школах, и над его именем работает целая армия пропагандистов. А без всего этого, был ли он, Лермонтовым. Очень сомневаюсь, чтобы даже знали эту фамилию.

Кто хочет продвинуться еще дальше в вопросе оценке стихов, я написал подробное руководство как писать рецензию на стих. На примере другого рукотворного кумира Брюсова — я научу вас это делать. Но прежде, советую ознакомиться с понятием, что такое стих,

Каким бывает стихотворение:

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: неописуемый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «стихотворение&raquo

Синонимы к слову «стихотворение&raquo

Предложения со словом «стихотворение&raquo

  • И когда он умирал, уже холодеющей рукой на дощечке он начал писать стихотворение о вечности.

Цитаты из русской классики со словом «стихотворение»

  • Два французских стихотворения Барятинского: «Стансы в темнице» (в Петропавловской крепости) и атеистическое «О боге» — переведены на русский язык М. В. Нечкиной («Восстание декабристов», т. X, стр. 304 и сл.; сб. «Избр. произведения декабристов», II, стр. 437 и сл.); другой перевод отдельных отрывков — Б. В. Томашевского (сб. «Поэзия декабристов», 1950, стр. 648 и сл.).] несколько слов тебе скажу в ответ.

Значение слова «стихотворение&raquo

СТИХОТВОРЕ́НИЕ , -я, ср. Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Читать стихотворение. Стихотворения А. Блока. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «стихотворение&raquo

  • Слово слушается его [Лермонтова], как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют равных ни в какой поэзий мира.
    Это так неожиданно, так просто и так бездонно:
    Есть речи — значенье
    Темно иль ничтожно,
    Но им без волненья
    Внимать невозможно.
    Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «стихотворение»
  • Склонение существительного «стихотворение» (изменение по числам и падежам)
  • Разбор по составу слова «стихотворение» (морфемный разбор)
  • Цитаты со словом «стихотворение» (подборка цитат)
  • Перевод слова «стихотворение» и примеры предложений (английский язык)

Значение слова «стихотворение&raquo

СТИХОТВОРЕ́НИЕ , -я, ср. Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Читать стихотворение. Стихотворения А. Блока.

Предложения со словом «стихотворение&raquo

И когда он умирал, уже холодеющей рукой на дощечке он начал писать стихотворение о вечности.

Мальчик стал читать стихотворение сразу, без всякой заминки и без предупреждения.

Первое стихотворение написано трехиктным дольником – размером, имеющим сильные символистские, а особенно блоковские ассоциации.

Синонимы к слову «стихотворение&raquo

  • стих
  • строфа
  • четверостишие
  • строка
  • восьмистишие
  • (ещё синонимы. )

Ассоциации к слову «стихотворение&raquo

  • стих
  • рифмы
  • поэт
  • рифма
  • отрывок
  • (ещё ассоциации. )

Сочетаемость слова «стихотворение&raquo

  • новое стихотворение
  • стихотворение поэта
  • строки стихотворения
  • стихотворение называется
  • читать стихотворение
  • (полная таблица сочетаемости. )

Морфология

  • Склонение существительного «стихотворение»
  • Разбор по составу слова «стихотворение»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «стихотворение»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Музыка

  • Все (224)

Рубрики

  • Кино, Кинозвезды (444)
  • 100 Чудес света (33)
  • Аномальные места (63)
  • Археология, раскопки, открытия (501)
  • Архитектура, замок, крепость, форд (1267)
  • Астрология, знаки, планеты (12)
  • Биоэнергетика, энергетика вещей, деревьев (25)
  • Видео (500)
  • Восточная жизнь, интересное (50)
  • Время, календари, измерение времени (107)
  • Выживание в экстремальных условиях (88)
  • Вязание, плетение. (42)
  • Гиперборея, Шамбала, Тибет (91)
  • Декоративно-прикладное искусство (452)
  • Дневник, оформление (382)
  • Рамочки для стихов (91)
  • Дом, Дача, Обустройство, Полезные советы (370)
  • Древние города и страны. Наследие Юнеско (66)
  • Древние цивилизации (168)
  • Духовность, творчество, интуиция, медитация (531)
  • Женщина, красота, мода (980)
  • ЖЗЛ. Жизнь Замечательных Людей (211)
  • Живопись, (и натюрморты разные) (1012)
  • Живопись1 (868)
  • Животные (145)
  • Загадки, гипотезы, НЛО (340)
  • Здоровье, Диета, Очищение (1210)
  • Здоровье, медицина (1321)
  • Интересно!! (4068)
  • История мира, цивилизации, (1523)
  • История от Руси до России.Славяне, язычество (554)
  • Книги, писатели (645)
  • Компьютер (269)
  • Космос, Вселенная (516)
  • Красивые места Мира! (403)
  • Кулинария, Выпечка, Пироги, Торты (916)
  • Кулинария, Из мяса, Из Рыбы, Салаты, и пр. (889)
  • Культура, Культурология, Нравы (1115)
  • Любовь, Семья (575)
  • Мистика, Эзотерика, Шаман, Гадание, Гороскоп, Таро (330)
  • Мифы, легенды, круги на полях, символы, лабиринт. (180)
  • Море, обитатели, тайны. (162)
  • Музыка (1228)
  • Наука, феномены,сверхвозможности человека (998)
  • Парки, Сады (153)
  • Педагогика, воспитание, образование (575)
  • Плейкаст, клипарт (271)
  • Познание мира и себя (453)
  • Политика, экономика (407)
  • Поэзия, лирика, стихи (734)
  • Православие, христианство (158)
  • Притчи, цитаты, афоризмы (389)
  • Психология. (1807)
  • гештальт (27)
  • Психотерапия, практики, упражнения, психогимнастик (496)
  • Птицы (64)
  • Путешествия (448)
  • Религии Мира (73)
  • Скульптура, памятник (176)
  • Спорт (10)
  • Ссылки (80)
  • Стиихийные бедствия (22)
  • Стихи избранные. (159)
  • Страны Мира (487)
  • Тайны века, загадки, непознанное (1139)
  • Танцы, балет (220)
  • Тесты (170)
  • Технологии, изобретения, (665)
  • Тренинг воображения, головоломки, шахматы (253)
  • Философия, мудрость (754)
  • Фото, природа, пейзаж (367)
  • Храмы, Соборы Мира, Монастыри (285)
  • Художники, биография (42)
  • Цветы, растения, деревья (475)
  • Чаепитие. Кофе. Старинная посуда, антиквариат, (113)
  • Чувства (423)
  • Явления природы, экология (420)
Читать еще:  Почему мне нравятся стихи фета

Поиск по дневнику

Интересы

  • Все (1)

Друзья

  • Все (675)

Постоянные читатели

  • Все (980)

Статистика

Как правильно писать отзыв о любом стихотворении?

Сочинение- отзыв о стихотворении предполагает самостоятельное высказывание о литературном произведении, основанное на эмоциональных переживаниях от прочитанного, описание чувств и настроения, вызванных автором. В отличие от рецензии в отзыве содержится общая характеристика произведения без углубленного анализа.

Прежде чем начать писать отзыв, желательно несколько раз вдумчиво прочитать стихотворение. Лучше прочесть вслух, расставляя паузы, обращая внимание на роль авторских знаков препинания.

Рекомендации для написания сочинения

1. Перед тем как приступить к изложению своих мыслей и впечатлений, вызванных поэтическим произведением, необходимо определиться с основной целью вашего отзыва. Ею может быть следующее:

— привлечение внимания к стихотворению, выражение несогласия по поводу уже имеющейся оценки художественных образов или произведения в целом, желание повлиять на общественное мнение;

— стремление выразить свое впечатление о прочитанном стихотворении, поделиться им с друзьями, учителем или другими людьми;

— потребность разобраться в прочитанном.

Выбранная цель отзыва определит его жанр (письмо, публицистическая статья, эссе).

Любой отзыв на стихотворение подразумевает собеседника, слушателя. В зависимости от того, к кому вы будете обращаться, выбирается форма изложения мыслей и содержание (как будете писать отзыв и о чем).

2. Затем можно выбрать заголовок своего сочинения. Кроме формулировки, содержащей слово «отзыв», могут быть и другие, например: «Стихотворение, зовущее к жизни», «Мысли, вызванные стихотворением С. А. Есенина «Письмо к матери», «Урок любви», «Мое любимое стихотворение» и др.

3. Следующий этап – подборка материала и выбор последовательности его подачи. Здесь нужно придерживаться основного правила: в отзыве должны прослеживаться две главные части. Первая, как правило, содержит высказывание личного мнения по поводу прочитанного, а вторая – обоснования и аргументы в защиту данной оценки. Четкого разграничения между ними не требуется.

В работе обязательно должно быть отражено ваше собственное мнение по поводу авторского отношения к изображенным лирическим образам и оценка особенностей его восприятия. Можно отметить элементы новаторства поэта в создании произведения.

4. В средних классах еще не требуется анализ художественных особенностей стихотворений. Однако в работах старшеклассников обращается внимание на умение использовать элементы художественного анализа текста. Существует несколько вариантов литературоведческого анализа. При создании отзыва не нужно использовать все пункты. Стоит выбрать лишь те, которые помогут вам в аргументации вашей оценки, высказанных мыслей и чувств.

Вот один из образцов примерного плана анализа стихотворения.

1) Название произведения.

2) Когда написано.

3) Реальные исторические и биографические факты, которые легли в основу поэтического творения.

4) Жанровые особенности поэтического произведения.

5) Смысловая идейность:
а) основная тема; б) главная мысль; в) эмоциональная окрашенность текста; г) общее впечатление и ответные чувства, вызываемые данным стихотворением.

6) Интерпретация произведения.

7) Построение поэтического текста:
а) образы (иногда лишь подразумевающиеся);
б) изобразительные средства, расширяющие ключевые образы (эпитеты, метафоры, гиперболы, аллегории, сравнения, контрастные сопоставления, ирония, и т.д.);
в) особенности синтаксиса (инверсии, эпифоры, анафоры, антитезы, повторы);
г) звукопись (ассонанс, аллитерация), помогающая раскрыть смысл и художественно выделить образы;
д) размер стиха (хорей, ямб, амфибрахий, дактиль, анапест), определяющий ритм и интонацию всего стихотворения;
е) строфика (например, четверостишие, двустишие, катрен, сонет и др.), рифмовка.

5. В интерпретации стихотворения нужно раскрыть, что скрывается за поэтическими строками. Специфика стихотворных произведений состоит в том, что они наполнены скрытым смыслом, который зачастую выражен сжато, свернут в особую форму. Обращая внимание на ключевые слова, следует подумать над их смыслом, сформулировать позицию автора и высказать свое к ней отношение.

6. Особенностью лирических стихов также является отсутствие сюжета, сосредоточение, главным образом, на внутреннем мире человека. Поэтому постижение смысла происходит через эмоциональность. И здесь большая роль отводится ассоциативному мышлению. Автор стремится вызвать у читателя множественные ассоциаций, которые позволяют проследить развитие его художественной мысли, понять всю глубину произведения.

Ваше воображение и личные ассоциации помогут привести ряд ярких аргументов в пользу сложившегося отношения к стихотворению. При этом можно обращаться к сравнениям с произведениями других авторов, проводить параллели с картинами живописи и музыки. Например, при анализе стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» можно вспомнить об одноименных произведениях художников И. Н. Крамского, И. С. Глазунова.

7. Завершить работу над отзывом необходимо проверкой написанного, обращая внимание на следующее:
— достаточно ли доказательств, нет ли постороннего «пустого» материала;
— соответствует ли ваша речь публицистическому стилю (яркость, эмоциональность с целью воздействия на слушателя);
— использовано ли разнообразие в строении предложений (в которых, кстати, уместно употребление таких приемов, как инверсия, градация, повтор союзов, и т.д.);
— в сочинении не должно быть пересказа стихотворения.

8. Важно сделать краткий вывод, подтверждающий главную тему вашего отзыв а.

Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Читать еще:  Стих бродского почему некрасивых не любят

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

Стихотворение (стихи) — что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьных лет всем известно, что такое стихотворение.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.

Стихотворение — это.

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

  1. тоническая;
  2. силлабическая;
  3. силлабо-тоническая.

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

  1. гражданским («Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова);
  2. философским («Гамлет» Б.Л.Пастернака);
  3. пейзажным («Шёпот, лёгкое дыханье…» А.А.Фета);
  4. городским («Балаганы», «Городу» В.Я.Брюсова);
  5. любовным («Мне нравится, что вы больны не мной…» М.И.Цветаевой).

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

  1. белыми («Она пришла с мороза…» А.Блока);
  2. рифмованными («Зимний вечер» А.Пушкина).

По адресации также выделяют:

  1. стихи для детей;
  2. стихи-поздравления;
  3. стихи, написанные по случаю (датские).

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

    Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют.

Например, поэт любуется цветами после дождя и, как английский стихотворец У.Блейк, замечает «небо в чашечке цветка».

  • Присутствие авторской модальности (авторского видения, авторской личности). Даже если текст написан не от первого лица, стихотворение содержит оценку происходящего. Иногда способ создания образа, угол художественного зрения дают представление о своём создателе.

    Так, например, ахматовская строка «я на левую руку надела перчатку с правой руки» выдаёт в авторе а) женщину; б) аристократку; в) рассеянную аристократку.
  • Лаконичность. А.Блок при встрече с молодым С.Есениным настаивал на том, что стихотворение не должно превышать пяти строф (что это такое?). Всё остальное мэтр призывал безжалостно сокращать.

    У самого блока есть стихотворения гораздо большего объёма, но поспорить с маэстро трудно: тексты, содержание которых можно уложить в 5-6 строф, максимально привлекательны для читателя. Если стихотворное произведение длиннее, его лирическая концентрация теряется.
  • Смысловая законченность. Стихотворение обычно описывает человека, животное, предмет, событие или ощущение. Казалось бы, любая из этих тем неисчерпаема. Но для создания целостного образа важно вовремя остановиться.


    В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:

    «Лизни ей нежно руку
    За всё, в чём был и не был виноват»…

    Что нужно помнить при анализе стихов

    Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

    Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

    Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

    Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

    Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.

    Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

    Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (9)

    А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!

    Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.

    Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.

    очень понравилось спасибо

    Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.

    Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.

    Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.

    Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.

    Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector