0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как можно доказать что стихи есенина музыкальны

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 26.03.2016 2016-03-26

Статья просмотрена: 6108 раз

Библиографическое описание:

Перцева, П. С. Музыка природы в поэзии С.А. Есенина / П. С. Перцева, Н. Е. Титкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27273/ (дата обращения: 25.10.2021).

Литературное наследие Сергея Александровича Есенина чрезвычайно значимо и многообразно. Вобрав в себя многовековой опыт русской национальной культуры, оно прочно вошло в сокровищницу литературы ХХ века. Следует подчеркнуть, что при этом С. А. Есенин остаётся глубоко современным и любимым автором множества нынешних читателей и исследователей поэзии. Сегодня всё ясней и очевидней становится то, что неповторимый гений Есенина является одной из вершин духовной, нравственной, культурной жизни русского народа.

Известно, что истинная поэзия неотделима от музыки. Музыкальные образы, переданные в числе других в есенинской лирике, характеризуют как личность самого автора, так и окружающую его действительность.

В стихах С. А. Есенина непроизвольно улавливается необычная, свойственная только ему музыкальность, идущая не только из их неповторимого поэтического строя, плавной, певучей ритмики, но и из сотворенных поэтом музыкальных образов.

«К стихам расположили песни», — отмечал С. А. Есенин в автобиографических набросках. Существует и обратная зависимость– достаточно большое количество стихов Есенина положено на музыку. Проникновенная лирика Есенина притянула внимание большого количества профессиональных композиторов — таких, например, как Александра Пахмутова, Георгий Свиридов, Григорий Пономаренко, Вадим Лоткин, Алексей Карелин. Однако и так называемые самодеятельные авторы с наслаждением сочиняют песни и романсы на стихи поэта. Среди них можно назвать имена Михаила Новохижина, Тамары Солнечной, Александра Матюхина, и других.

Природа в лирике Есенина — особый объект изображения, поскольку представляет для поэта большую эстетическую ценность. Поэтому так велика в его творчестве роль национального пейзажа. Поэт создает образы природы, характерные для разных времен года, закрепляя в сознании читателей отличительные особенности каждого из них. С. А. Есенина по праву считают певцом родной земли. Образ Родины в его произведениях создаётся «из изумрудных трав, белой черемухи, яблоневого цвета и багряной метели осенних листьев, алых зорь и пушистого серебра снежинок. Всё это просвечивается синевой рязанского неба и золотом поспевающей ржи, все освещено то яркими лучами солнца, то бледным сиянием луны» [1, с. 64].

Исследователи отмечают, что природа в лирике поэта дышит, грустит, радуется. Небо, солнце, звезда, дороги, ручьи заняты своими делами: они переговариваются, смеются, поют, словом, живут настоящей человеческой жизнью. В пейзажных зарисовках С. А. Есенина можно увидеть, как вечер полощет в реке пальцы синих ног, луна вяжет на полу узоры света, «пляшет, сняв порты, златоколенный дождь», заряница расчесывает зубьями елей, как гребнем, прядь своих волос. Мы слышим, как переговаривается с берегами река, вечерняя заря окликает утреннюю, поют холмы, вода садится поболтать с подружками, смеется море, свет играет в шахматы, луна собак считает [1, с. 54].

Для достижения такого эффекта поэт часто прибегает к олицетворению — «стилистической фигуре, состоящей в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью» [4, с. 213]. Так, например, можно привести целый ряд примеров, связанных с изображением деревьев. Черемуха в есенинских стихах «спит в белой накидке», «пригорюнились девушки-ели», «словно белою косынкой подвязалася сосна»,«кленёночек маленький матке зеленое вымя сосет». Если же говорить о звуковой (музыкальной) характеристике жизни природного мира, то вербы у Есенина плачут, тополи шепчут, «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам». Благодаря использованию такого приема природа в произведениях С. А. Есенина получается многоцветной, многокрасочной, полнозвучной. Она не становится застывшим пейзажным фоном; она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Природа является любимым героем поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Причем, как мы уже отметили, часто жизнь природного мира в поэзии С. А. Есенина наполнена самыми разнообразными звуками. Всё это позволяет нам сосредоточиться на рассмотрении музыкальных образов в стихотворениях поэта, посвящённых природе, и проследить их развитие на протяжении всего творческого пути С. А. Есенина.

Так, для молодого поэта природа представляет собой чудесный и необъятный храм, в котором всёкрасиво, гармонично и торжественно. В одном из ранних стихотворений — «Поет зима — аукает» (1910) — мы видим обычный, на первый взгляд, зимний лесной пейзаж. Казалось бы, здесь нет броских, запоминающихся картин и многое как будто бы давно уже примелькалось, но молодой поэт оригинально и смело открывает новые краски и звуки и умеет слышать музыку зимней вьюги:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка [3, с. 32].

В этом «морозном» стихотворении неожиданно много света и тепла. Новизна образа «аукающей зимы», безыскусственность в обрисовке пернатых «героев», напевность, музыкальность стиха, ритм которого ассоциируется с «музыкой» снежной вьюги, колоритность поэтической лексики — все это говорит о незаурядном мастерстве молодого поэта [5, с. 92–93].

В стихотворении «Сыплет черемуха снегом», написанном в том же, 1910 году, автор воодушевлен праздником природной жизни. Он обращается к деревьям, цветам и животным, призывая их радоваться вместе с человеком, а радость и веселье ассоциируются у него с музыкой:

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу [3, с. 46].

Стихотворение «Выткался на озере алый свет зари» (1910 год) открывает читателю иные музыкальные образы природы. Носителями музыкального начала в данном произведении выступают птицы: глухари, иволга:

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло [3, с. 40].

Поэт передаёт сложную, эмоционально насыщенную гамму чувств. Несмотря на то, что глухари, иволга — представители природы — плачут и грустят, душа лирического героя полна гармонии и внутреннего покоя. Так необычно Есенин выражает мысль о мудром равновесии бытия, в котором сосуществуют радость и печаль.

Эта же мысль звучит и в последних строках стихотворения:

И пускай со звонами плачут глухари.

Есть тоска веселая в алостях зари [3, с. 40].

В ранний период творчества С. А. Есенина лирический герой чаще всего находит в мире природы покой и блаженство. В красоте и совершенстве природы, в ярких, броских и еле уловимых её чертах Есенин искал и находил драгоценные зёрна поэзии, неразрывно связанной для него с музыкальной стихией.

Как и зарисовки природы, есенинские картины быта русской дореволюционной деревни поражают своей достоверностью, безукоризненной точностью деталей. Так, в стихотворения «В хате» (1914) мы слышим естественные, природные, но «очеловеченные, песенные» звуки, издаваемые обычными домашними птицами — курами и петухами:

Квохчут куры беспокойные

На дворе обедню стройную

Запевают петухи [3, с. 55].

Конкретность деталей и масштабность обобщений присуща есенинской поэме «Русь» [6, с. 142–145]. В ней автор стремится ответить на вопросы: какова сегодняшняя Русь и за что он ее любит? Чем живёт современная поэту Россия? Дыхание начавшейся войны обусловило общее тревожное звучание всего произведения:

Воют в сумерки долгие, зимние

Волки грозные с тощих полей.

По дворам в погорающем инее

Над застрехами храп лошадей [3, с. 279].

Для чуткого слуха поэта и вой волков, и храп лошадей, и карканье ворон означают дурное предзнаменование. Ведь война, по мысли Есенина, открывает «грозным бедам широкий простор».

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер. [3, с. 30].

Л. Л. Бельская отмечает значимость картин встревоженной природы и опечаленной деревни, проводившей своих сыновей и ожидающей от них вестей для выражения общего замысла всего произведения.

Лирический герой Есенина, как человек с чуткой и ранимой душой, умеет и восхищаться красотой окружающего мира, и, в то же время, всегда помнит о кратковременности земного бытия — ведь «каждый в мире странник — пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом»:

Опять я тёплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на извёстку колоколен

Невольно крестится рука [3, с. 77].

Тёплая грусть… Тихие, сладкие слёзы…

Со всей искренностью поэт признаётся в любви к родной земле:

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску [3, с. 77].

Днём поле изумрудно-зелёное, и река переливается под ярким солнцем слепящим серебряным блеском — всё достаточно привычно и понятно. А вот на заре… Поле неожиданно становится малиновым, и вся синева неба, отразившись в зеркале воды, падает в реку. Это неистовство и волшебство невинных и нежных красок продолжается недолго, но именно эти минуты переворачивают душу, заполоняя её поэтическим восторгом.

Лирический герой С. А. Есенина никогда не отделял своей жизни от жизни России. Именно поэтому так жадно и страстно прислушивался он к музыке «родных степей», к музыке, в которой он ощущал огромную духовную силу:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылём [3, с. 77].

В этих строках ковыль, степная трава, не просто шумит, а звенит, и звенит — молитвой!

В стихотворении «Покраснела рябина» (1916) на фоне яркой цветописи С. А. Есенина наше внимание привлекает необычная метафора:

Нежит радугу глаз [3, с. 88].

В этих строках совмещаются и дополняют друг друга звуковые и зрительные образы: следуя логике, пение лебедя должно воздействовать на слух, но оно настолько эмоционально сильно, что воспринимается глазами и даже «радугой» глаз, то есть в ярких цветах и красках.

В стихотворении «Где ты, где ты, отчий дом» (1917) звучит всегда волновавшая поэта тема родного дома. Природа с детства знакомых и любимых мест «озвучена» для лирического героя звонким пением петуха:

За рекой поет петух.

Там стада стерег пастух [3, с. 97].

В стихотворении 1917 года «Проплясал, проплакал дождь весенний…» музыка дождя и грозы всколыхнула душу поэта, побудила его к непростым размышлениям о собственном предназначении и творчестве.

Проплясал, проплакал дождь весенний,

Замерла гроза [3, с. 110].

Гроза, словно гулкое эхо, отозвалась в сердце и сознании лирического героя, став истоком его прозрений о трагической сущности бытия.

В стихотворении С. А. Есенина, написанном в предпоследний год жизни, «Отговорила роща золотая» (1924) лирический герой уже не ощущает себя молодым человеком. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он с грустью говорит о том, что «отговорила роща», что улетают в далёкие края журавли:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком [3, с. 151].

Состояние природы воспроизводит состояние души самого лирического героя. Он вспоминает покинувшую юность и «души сиреневую цветь», он одинок. И все же ему никого и ничего «в прошедшем не жаль».

Лирический герой осознает, что всё проходит, и нет ничего вечного. Время всё бессердечно «сгребает» «в один ненужный ком».

И всё-таки, напоминает себе и читателю автор, «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже как будто бы «умирает» в осеннюю пору, но она обладает ошеломительной способностью к возрождению.

И лирический герой старается вылечить душу от грусти и тоски объединением с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт — философ. «Истинные поэты всех времен и народов были философами» — писал Дмитрий Веневитинов.

Есенин по-своему пытается разрешить проблему личности и её связи с внешним миром. Его философия растворена в поэтических словесных образах, разлита. Время — необратимое и безостановочное — олицетворяется в образе ветра, который всё разметает на своем пути. Есенин поэтически связывает, объединяет краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени.

Природа, в его представлении, наделена не только душой, но и собственным, «берёзовым, весёлым языком». И вновь мы убеждаемся в том, как важен для поэта звучащий, полный музыки, природный мир.

При этом следует ещё раз отметить, насколько разнообразна есенинская звуковая палитра. В его стихах, посвящённых русской природе, мы слышим, как «звенят колосья» и «вызванивают ивы», как подпевают «горластые гуси», «глухо баюкают хлюпь камыши», «тенькает синица», смеётся «роща зыками с переливом голосов». Благодаря всему этому и создаётся особый, неповторимый художественный мир Сергея Александровича Есенина.

Поэзия Сергея Александровича Есенина дорога и близка многим поколениям читателей. Она завораживает яркостью и музыкальностью образов, подкупает безоглядной искренностью и глубиной чувств.

В результате анализа поэтического наследия Есенина можно сделать вывод о том, что музыкальные образы в его лирике, в «содружестве» с другими образами, составляют неделимое целое его поэтической картины мира. Кроме того, песенное начало для С. А. Есенина воплощает собой единство жизни человека и бытия вселенной. «Изображая» музыку природы, поэт чаще всего использует прием олицетворения.

  1. Арсентьева Н. Н. Лирика С. Есенина в типологическом изучении. — М.: Прометей МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 109 с.
  2. Бельская Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина. — М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  3. Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы / Сост., предисл. и коммент. к. Азадовского; худож. В. В. Медведев. — М.: СЛОВО/5ЮУО, 2001. — 680 с.
  4. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — 464 с.
  5. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. — М.: Детская литература, 1971. –
  6. Юшин П. Ф. Поэзия Сергея Есенина 1910–1923 годов. — М.: Изд-во Московского университета, 1966. — 320 с.
Читать еще:  Взрослые как дети стихи

Поэзия Сергея Есенина в музыке

(к 125-летию со дня рождения поэта)

В этом эссе я хотел бы обратиться к той грани творчества поэта Сергея Есенина, которая сравнительно мало исследована специалистами-литературоведами и поклонниками таланта этого «самородка» земли русской. Я говорю о поэзии Есенина в музыке. Ведь музыка, песня всегда шли по жизни вместе с ним – с самых ранних лет его в родительском доме и до кончины поэта. Его стихи необычайно лиричны и музыкальны, что не могло не тронуть сердца многих композиторов и певцов, дать этим произведениям музыкальную жизнь.

В доме родителей, по воспоминанию Есенина, часто пели, играли на музыкальных инструментах, в основном на маленькой гармошке – «тальянке». «К стихам, – говорил он, – расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их. Запоминал песни, особенно частушки, любил фольклор, прежде всего музыкальный. Часто у нас дома собирались слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе… Дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные».

Такая музыкальная среда и такое воспитание не могли не сказаться на формировании музыкальной культуры поэта, постепенном приобщении его к более серьёзной, к классической музыке. По воспоминаниям сестры Екатерины, Сергей, проживая в Москве, посещал Большой театр, а после представлений «ещё долго напевал услышанные мелодии». Наверное, его внутренняя натура требовала от поэта, чтобы его стихи отличались напевностью и размерностью. А вместе с любовью в них к Родине, природе, вместе с какой-то особенной, есенинской, лиричностью, как магнитом, притягивали композиторов, музыкантов к тому, чтобы они писали достойные мелодии, а певцы, в завершении, давали стихам новую жизнь.

С. Есенин был одним из самых любимых поэтов композитора Георгия Свиридова – прежде всего по духовному и философскому складу, любви к природе, Отечеству. На стихи Есенина Георгий Васильевич написал свыше пятидесяти музыкальных произведений – сольных и хоровых. Как рождались мелодии композитора на есенинские произведения? Вот что говорил об этом сам Свиридов: «Я однажды шёл – под Звенигородом это было… – и меня как молнией вдруг ударило, и вся музыка поэмы памяти Есенина у меня в голове зазвучала – я побежал домой и просто записал её подряд. Как это объяснить? Я её не сочинял – она сама мне явилась…» Спустя годы, стало ясно, что «Поэма памяти Сергея Есенина» для Свиридова и вообще для советской музыки стала этапным произведением. Об этом можно писать и писать, но я хотел бы вспомнить о другом произведении композитора – о его песне на есенинское стихотворение «Зелёная причёска».

Много лет моя память хранит исполнение этой мелодии в Большом зале Ленинградской филармонии. В концерте её пел народный артист СССР Сергей Лемешев. (Как я был тогда счастлив – купил с рук билет!) Любимец миллионов, особенно женщин, Сергей Яковлевич исполнял эту песню с каким-то особенным лиризмом, тепло, душевно, по-есенински вдохновенно

Зелёная причёска.
Девическая грудь.
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок.

О Есенине и Лемешеве хотелось бы сказать ещё несколько слов. Они внешне и по складу своего дарования схожи. Прежде всего их роднит грустно-ласковые напевы русской песни и страстная любовь к русской деревне, природе, родному Отечеству. Как и Есенин, Лемешев воспевал свою Родину – в своих песнях: «Россия вольная, страна прекрасная…» Всем своим творчеством он делал это, как бы отвечая на стихи С. Есенина:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть Земли
С названьем кратким «Русь».

Когда Сергей Яковлевич поёт русские песни и романсы, прежде всего Г. Свиридова, я вспоминаю Есенина. В тембре его голоса, красивом, серебристом, задушевном, я слышу голос поэта – о деревне, природе, любви. И наоборот: когда читаю Есенина, слышу голос Лемешева, в котором та же любовь и искренность, а также лиризм, чувство меры, отсутствие всякой манерности и внешних эффектов. Конечно, всякие сравнения условны, как говорится, «хромают», тем не менее они необходимы, чтобы глубже понять сущность одного и другого таланта.

Теперь позволю себе обратиться ещё к двум авторам – композитору Владимиру Юровскому и певцу, народному артисту СССР, Ивану Козловскому. У Владимира Михайловича не столь много песен на стихи С. Есенина. Наиболее известны «Голубая да весёлая страна», «Я по первому снегу бреду», «Ты поила коня». Существуют их аудиозаписи. К сожалению, по радио и телевизору они звучат крайне редко. Когда-то их пел И. Козловский. Иван Семёнович Козловский как и Сергей Яковлевич Лемешев – два самых выдающихся певца прошлого. Слушать их Есенина – огромное удовольствие. Оба – лирические тенора, красивые голоса. Но Козловский более эмоционален, иногда его исполнение – на грани строгого музыкального вкуса, особенно в зарубежном репертуаре. Готовясь к написанию этого эссе, я ещё раз прослушал все три упомянутые песни:

Голубая да весёлая страна.
Честь моя за песню продана.
Ветер с моря, тише дуй и вей –
Слышишь, розу кличет соловей?

Слышишь, роза клонится и гнётся –
Эта песня в сердце отзовётся.
Ветер с моря, тише дуй и вей –
Слышишь, розу кличет соловей.

Не менее лиричны, одухотворённые любовью к природе следующие слова другой песни:

Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю – то свет или мрак?
В чаще ветер поёт иль петух?
Может, вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою лёгкий мороз.
Так и хочется к телу прижать
Обнажённые груди берёз…

Тут мне хотелось бы, но только бегло – иначе не позволяет краткий объём эссе – назвать некоторые другие стихи С. Есенина, ставшими песнями или романсами, а также композиторов и исполнителей. «Письмо матери» Василия Липатова. Её пели Вадим Козин, Клавдия Шульженко, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Александр Малинин и другие. (У каждой песни, чаще всего, было много исполнителей). Композитор Григорий Пономаренко написал музыку на стихи «Отговорила роща золотая», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Пускай ты выпита другим», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался на озере», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Заметался пожар голубой», «Собаке Качалова» – любимые песни многих вокалистов и вокально-инструментальных ансамблей.

К творчеству С.Есенина обращались Александр Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива», «До свиданья, друг мой, до свиданья»), Муслим Магомаев («Королева», «Прощай, Баку»), Евгений Мартынов («Берёзка»). С музыкой Алексея Карелина стали знаменитыми песни «Цветы мне говорят — прощай», «Черёмуха душистая», «Вот оно — глупое счастье». Аркадий Северный включал в свои выступления романсы «Ты меня не любишь», «Белая свитка и алый кушак», «Вечер чёрные брови насупил». На музыку Александра Вертинского Алексей Покровский исполнял «Последнее письмо»…

На стихи С.Есенина много пел Дмитрий Хворостовский. Здесь главное место в репертуаре певца было отведено вокальному циклу Г.Свиридова «Отчалившая Русь».

Хочу сказать несколько добрых слов о народном артисте СССР Евгении Нестеренко, который включал в свои концерты песни на стихи С.Есенина. В своей книге «Размышления о профессии» он тепло отзывается о С.Есенине и Г.Свиридове.

Среди исполнителей, безусловно, достойное место принадлежит народному артисту СССР Иосифу Кобзону. Он один из тех певцов, в репертуаре которого огромное количество песен есенинской темы. Однажды, выступая с концертом перед земляками поэта в Рязанской области, он сказал: «Сергей Есенин – мой любимый поэт. У меня много песен на его стихи».

Строки С.Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении – Людмилы Зыкиной («Слышишь, мчатся сани»), Галины Ненашевой («Берёза»), Нины Пантелеевой («Не жалею, не зову, не плачу»), Ирины Понаровской («Капли»), Надежды Бабкиной («Отговорила роща золотая»).

Песни на стихи С.Есенина исполняют сегодня новое поколение певцов, некоторые драматические актёры: Олег Погудин, Стас Михайлов, Вика Цыганова, Земфира, Елена Ваенга, Прохор Шаляпин, Сергей Безруков, Дмитрий Харатьян, различные рок-группы и вокально-инструментальные ансамбли.

Всего же на стихи Сергея Есенина было написано около трёхсот музыкальных произведений – песен, романсов, хоровых. Завидная статистика для поэтов!

И последнее. Кого бы мне хотелось слушать из исполнителей песен и романсов на есенинские стихи (не только есенинские)? Это певцов уровня Сергея Лемешева и Ивана Козловского – вокалистов не только с хорошими голосами, но и с высоким художественным интеллектом, художественным умом. Когда таких, как поэт С.Есенин, композитор Г.Свиридов, певцы С.Лемешев и И.Козловский, родит русская земля, – знать никому не дано.

Булгаков Вячеслав, член Союза писателей России

«Быть поэтом — значит петь раздолье. », или Как стихи С. Есенина стали песнями?

Великий русский поэт Сергей Есенин сказал: «Имеет право писать стихи только тот, кому больно». Когда читаешь стихотворения Есенина, кажется, что он сумел высказать то «несказанное», что переполняет сердце, ту «нежность грустную русской души», которая заставляет время остановиться и задуматься о жизни «в черемуховой вьюге»

Одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина — «Письмо матери» — первым стало всенародно любимым романсом. Оно было опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь» и, естественно, встретило массу противоречивых оценок.

Проникновенные строки произвели впечатление и на молодого композитора Василия Николаевича Липатова (1897−1965), кстати, уроженца той же Рязанской губернии. Именно эту душевную музыку, которую многие сегодня помнят по выступлениям Юрия Гуляева, Вадима Козина и Александра Малинина, Липатов написал всего за один день.

В 1924 году Василий Липатов познакомился с Сергеем Есениным. По свидетельствам, они несколько раз вместе выступали в Кронштадте перед военным оркестром Балтийского флота. Под руководством композитора краснофлотцы играли мелодию, а поэт читал свои произведения. По воспоминаниям одного из музыкантов, капитан-лейтенанта Виталия Гаврилова, глаза Есенина всегда были полны «трогательной грусти». А однажды, после невероятно успешного чтения, когда «слова так и резали по сердцу» и многие моряки плакали, поэт был настолько потрясен, что сам не смог сдержать слез и даже не стал продолжать выступление…

И стихотворение, и ноты тайно переписывали, делясь с родственниками и знакомыми. Так романс «Письмо матери» распространился по всей стране, став по-настоящему народным, и принес громкую известность Василию Николаевичу. Но уже в 1930-е годы «упадническая» песня подверглась жестокому преследованию… Позже Липатов написал прекрасную музыку к не менее популярному стихотворению Есенина «Клен ты мой опавший…».

Более чем 15 стихотворений Сергея Есенина стали романсами благодаря композитору, народному артисту СССР Григорию Федоровичу Пономаренко (1921−1996). Среди них наиболее известны: «Отговорила роща золотая…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Пускай ты выпита другим…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Выткался на озере…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…», «Собаке Качалова».

С этими и многими другими песнями выступали как эстрадные, так и оперные певцы: Дмитрий Гнатюк, Иосиф Кобзон, Иван Козловский, Муслим Магомаев, Галина Ненашева, Николай Сличенко, Владимир Трошин, Борис Штоколов. Народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев (1930−1986) не только пел, но и сам положил на музыку стихотворения Есенина «Над окошком месяц…» и «Дорогая, сядем рядом…», которые навеки завоевали наши сердца.

В репертуаре заслуженной артистки России Клавдии Ивановны Хабаровой (1927 г. р.) тоже есть песни на стихи Есенина и музыку Алексея Карелина. В их числе: «Цветы мне говорят — прощай…», «Черемуха душистая», «Вот оно — глупое счастье…».

Нельзя не сказать об Аркадии Северном, великолепно исполнившем романс «Ты меня не любишь…» (музыка Анатолия Лепина), Алексее Покровском, спевшем «Последнее письмо» (музыка Александра Вертинского). А благодаря таланту композитора Сергея Сарычева мы знаем песни «Я московский озорной гуляка…» группы «Альфа» и «Забава» Александра Малинина. Наконец, спел романс «Я зажег свой костер…» на музыку Юрия Эриконы великолепный артист Николай Караченцов.

В наши дни стихотворения Сергея Есенина не перестают вдохновлять. Современным поклонникам творчества поэта хорошо знакомо задушевное пение Олега Погудина, Стаса Михайлова, Александра Новикова, Антона Темнова, Валерия Власова, трио «Реликт» и трио «Соловушко» и других исполнителей. В этом году Сергей Безруков представил публике свой альбом «Хулиган», в котором артист впервые выступил как автор музыки. Великий певец Муслим Магомаев в конце своей жизни написал музыку к стихотворению «Прощай, Баку, тебя я не увижу…». Множество прекрасных песен на стихи Есенина можно найти на сайте http://esenin.ru/, посвященном творчеству поэта.

По воспоминаниям, в последние месяцы жизни, Сергей Есенин любил напевать свое стихотворение «Песня». Да, именно напевать, а не рассказывать… Необыкновенно музыкальные стихотворения поэта, в которых так просто сказано обо всем, что мучает душу, как будто сами «выливают трель». Нежные мелодии в соединении с трогательными строками — это маленькая дань памяти гениальному русскому поэту Сергею Александровичу Есенину. Они звучат не только в дни его памяти на бескрайних рязанских раздольях и в государственных музеях.

Читать еще:  Стих я помню чудное мгновенье как поедаю я печенье

Наши сердца бьются в такт бессмертным стихотворениям Сергея Есенина, которые исцеляют душевные раны, учат нас по-настоящему, вопреки всем трудностям, любить и воспевать нашу Родину — «шестую часть земли с названьем кратким Русь»!

Презентация к уроку музыки «Поэзия Сергея Есенина в музыке»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Поэзия Сергея Есенина в музыке. Грустный, словно музыка из сада, Нежный, словно лепет звездопада, Вечный, словно солнечный восход. Кто же он, как не сама природа,- Юноша, пришедший из народа И ушедший песнею в народ! «Эх, песня, песня! Есть ли что в мире чудесней?» Сергей Есенин

Сергей Есенин — один из самых своеобразных, лиричных, глубоко национальных поэтов России. Он представляет собой чудесное, неповторимое явление русской литературы. Стихи Есенина очень музыкальны — это как будто сама звучащая природа. Поэт органично воспринял певучий склад народного стихосложения, в его творчестве по-своему отразились народные песни, эпические сказы, даже частушки. Поэтому поэзия Есенина часто звучит как лирическая, грустно- щемящая музыка. Айседора Дункан, не понимавшая русского языками, слушая стихи Есенина, говорила: «Я слышу, что это музыка». Большая музыкальность, лиричность, образность поэзии Есенина делают понятным обращение к ней самых разных композиторов с момента появления стихов и до нашего времени.

Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку. Есенин умел средствами поэзии вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия, дать надежду несчастному и сказать ему слово участия.

На стихи Есенина создано множество песен и романсов. 15 его стихотворений стали романсами, благодаря композитору, народному артисту СССР, Григорию Федоровичу Пономаренко (1921-1996). Среди них наиболее известны: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Выткался над озером», «Сыпь, тальянка, звонко», «Пускай ты выпита другим», «Заметался пожар голубой», «Вот оно, глупое счастье», «Королева», «Несказанное, синее, нежное…», «Никогда я не был на Босфоре».

Кроме Г. Пономаренко, на стихи Сергея Есенина писали песни-романсы А. Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чём вы кричите?»), Н. Кутузов («Берёза»), Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай, Баку!») и многие другие. Авторы некоторых песен и вовсе неизвестны, например, неизвестен автор всеми любимого романса «Клён ты мой опавший», а также песен «Устал я жить в чужом краю», «Пой да пой, на проклятой гитаре…», эти песни считаются народными.

Исполнителей песен и романсов на стихи Сергея Есенина тоже невозможно всех перечислить: здесь и академические, и оперные певцы, исполнители эстрадных песен, исполнители романсов, народные и академические хоры: Академический хор русской песни Всесоюзного радио, Рязанский русский народный хор, Кубанский казачий хор, певцы Георг Отс, Муслим Магомаев, Александр Малинин, ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), известный исполнитель романсов Борис Штоколов, Лауреат международных конкурсов Сергей Русанов и многие другие. Очень любят песни и романсы на стихи Есенина в Японии.

«Я рос, — вспоминал Есенин, — дыша атмосферой народной поэзии… Стихи начал складывать рано, лет в 8-9». «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их». С самого рождения жизнь Сергея Есенина была связана с песнями (дед-книжник, бабушка-рассказчица, мать-певунья). Как о самобытном художнике юноша из рязанского села заявил о себе стихотворением «Выткался на озере…». Позднее это стихотворение стало песней. Музыку к ней написал композитор Григорий Пономаренко (1921-1996). Песни на стихи С. Есенина

Одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина – «Письмо матери» – первым стало всенародно любимым романсом. Оно было опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь». Проникновенные строки произвели впечатление на молодого композитора Василия Николаевича Липатова (1897-1965), кстати, уроженца той же Рязанской губернии. Именно эту душевную музыку, которую многие сегодня помнят по выступлениям Юрия Гуляева, Вадима Козина и Александра Малинина, композитор Василий Липатов написал всего за один день. «Письмо матери»

Интерес к творчеству Сергея Александровича Есенина вспыхнул с новой силой в 50-х годах XX века. Была проведена большая работа по сохранению всего материала, связанного с жизнью и творчеством поэта, опубликованы воспоминания о нем. Это оживило и музыкальный интерес к его поэзии, композиторы вновь обратились к его поэтическим работам. Появились новые произведения различных вокальных жанров — песни, романсы, поэмы, кантаты. Песни на стихи С. Есенина

Песни на стихи Сергея Есенина — это помощники и врачеватели наших душ. Композиторы поэтому и обращаются к стихам Есенина, чтобы на песню откликнулась душа. Необыкновенно музыкальные стихотворения поэта, в которых так просто сказано обо всем, что мучает душу, как будто сами «выливают трель». Из произведений послевоенного периода можно отметить вокальный цикл Георгия Васильевича Свиридова (1915-1998) «У меня отец крестьянин» — для тенора и баритона с фортепиано (1956), его же романсы «Братья-люди», «Любовь» (притча), «На земле живут лишь раз» и другие произведения. Песни на стихи С. Есенина

Из наиболее популярных песен-романсов можно назвать песню «Клён ты мой опавший» (музыка неизвестного композитора), в которой лирическая интонация есенинской поэзии, её искренность и теплота переданы с особым чувством. Также можно назвать песню-романс «Над окошком месяц» композитора Яна Френкеля, где в мягкой, неторопливой мелодии, напоминающей образы старинных русских вальсов, раскрывается истинная красота поэзии Есенина, воспевающая Россию (песня звучит в фильме «Корона Российский империи»). Песни на стихи С. Есенина Ян Френкель (1920-1989)

Стихотворения Сергея Есенина, удивительно органичные и музыкальные, продолжают свою жизнь в песнях, а значит, поэт не умер, не произошло того, чего он так боялся: «Без меня будут юноши петь, не меня будут старцы слушать». По словам самого Есенина, он шел «к поэзии от песен», слышанных в детстве. А благодаря многим композиторам, его поэзия превращалась в песни. Есенинская поэзия всегда привлекала к себе композиторов разных поколений и вдохновляла их на создание всё новых и новых песен, романсов и других произведений музыкального творчества. Песни на стихи С. Есенина

Строки Сергея Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении — Людмилы Зыкиной («Слышишь, мчатся сани»), Галины Ненашевой («Берёза», музыка Александра Арутюняна), Нины Пантелеевой («Не жалею, не зову, не плачу»), Ирины Понаровской («Капли»), Надежды Бабкиной («Отговорила роща золотая») и других певиц. Песни на стихи Сергея Есенина

Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956). Состав исполнителей: тенор, хор, оркестр. Г. В. Свиридов (1915-1998) «В ноябре 1955 года я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано не вставая, почти пятнадцать часов!

Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели, залпом». Первоначальным замыслом было — написать цикл романсов для голоса и фортепиано, но вскоре композитор понял, что создаваемое сочинение далеко выходит за рамки камерного. Получилась, по существу, оратория для солиста, хора и оркестра, хотя и названная поэмой. Так она и осталась существовать в двух вариантах — симфоническом и фортепианном. Г. В. Свиридов (1915-1998) Стихотворение «Поёт зима, аукает»

Свиридов отобрал девять стихотворений и отрывков разных лет: «Край ты мой заброшенный» (1914), «Поёт зима, аукает» (1910), «В том краю, где желтая крапива» (1915), «Молотьба» (1916), «Ночь под Ивана Купала» (его композитор разделил на две части, «За рекой горят огни купальные» и «Матушка в купальницу», редакторская дата 1914—1916), фрагмент поэмы «Песнь о великом походе» (1925), названный композитором «Крестьянские ребята», «Я — последний поэт деревни» (1920) и строфы, начиная со строки «Небо — как колокол», из большого стихотворения «Иорданская голубица» (1918). Ключевой Свиридов считал часть «Я — последний поэт деревни», с которой и начал сочинение. Г. В. Свиридов (1915-1998)

Первое исполнение Поэмы состоялось 31 мая 1956 года в Москве, в зале имени Чайковского. Выступая по радио перед премьерой, композитор сказал: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина: Г. В. Свиридов (1915-1998) «. Более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла».

«Поэма памяти Сергея Есенина» — одно из самых значительных сочинений Г.В. Свиридова. Состоящая из десяти частей, она делится на три крупных раздела. Первый, из четырех частей, посвящен старой крестьянской Руси. Второй, включающий в себя пятую и шестую части, — рисует пленительные картины ночи. Последний раздел посвящен приходу новой эры в жизни Руси. 2-я часть, «Поёт зима», почти полностью посвящена столь символичному для русского искусства образу вьюги, метели — то удалой, полной богатырской силы, то яростной, то, наконец, утихающей. «Поёт зима, аукает»

Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем «снежному звону», прислушиваемся к «песне вьюг», верим, что «неровные луга… поют крапивой», что «скрипкой поёт луна». И «плачет метель, как цыганская скрипка». Он обладал «необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их… видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной». Вся поэзия Есенина — музыка. В ней — плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Закирова Альфия РафагатовнаНаписать 8990 17.11.2016

Номер материала: ДБ-363121

  • Музыка
  • 3 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    17.11.2016 594
    17.11.2016 341
    17.11.2016 644
    17.11.2016 183
    17.11.2016 398
    17.11.2016 322
    17.11.2016 608

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Поэзия Сергея Есенина в музыке: к 120-летию со дня рождения поэта

Абонемент нотных изданий представляет выставку, посвященную юбилею выдающего русского поэта Сергея Есенина. Большая музыкальность, лиричность, образность поэзии Есенина делают понятным обращение к ней самых разных композиторов с момента появления стихов и до нашего времени.

Абонемент нотных изданий представляет выставку «Поэзия Сергея Есенина в музыке», посвященную юбилею выдающего русского поэта Сергея Есенина (21.09 (3.10). 1895 – 28.12.1925).

Вот как сам поэт пишет о себе «Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губернии и Рязанского уезда. Отец мой крестьянин Александр Никитич, мать Татьяна Федоровна».

С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) молодой Сергей Есенин выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 годах он входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Cнегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Среди сочинений поэта есть и драматическая поэма «Пугачев» (1921), обращенная к сложному историческому периоду России.

Читать еще:  Какой размер стиха памятник державина

Творчество поэта многообразно. Но о чем бы он ни писал, его стихи поражают глубоким лиризмом и какой-то грустью, которой овеяно большинство его произведений. Очевидно, она вызвана страданиями большого сердца поэта о родине, размышлениями о красоте и быстротечности жизни, складывающейся трудно и не всегда счастливо, отсутствием крепкой, дружеской опоры, заботы, которых все-таки не хватало поэту, окруженному многочисленными знакомыми.

Стихи Сергея Есенина очень музыкальны – это как будто сама звучащая природа. Поэт органично воспринял певучий склад народного стихосложения, в его творчестве по-своему отразились народные песни, эпические сказы, даже частушки. Поэтому поэзия Есенина часто звучит как лирическая, грустно-щемящая музыка.

Современница поэта С. Виноградская вспоминает: «Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную, современную. Народные русские его занимали особо. За ними он проводил целые вечера и дни. Он заставлял петь всех, приехавших к нему. Песней можно было удержать его дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и в слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение и песней можно было привести в какое угодно настроение» (Виноградская С. Как жил Есенин. – Москва, 1926. – С. 6).

Большая музыкальность, лиричность, образность поэзии Есенина делают понятным обращение к ней самых разных композиторов с момента появления стихов и до нашего времени.

При жизни музыкальных переложений было немного. Так, одна из самых известных и любимых песен на стихи Сергея Есенина «Письмо к матери», была написана Василием Липатовым, композитором и пианистом-виртуозом, земляком и другом поэта.

Мама поэта «Татьяна Федоровна была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела, и каждое стихотворение на свой лад. С поразительной музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам, и мы только диву давались ее творческой изобретательности», – так вспоминал писатель И. П. Шухов.

Известно, что и сам Есенин был очарован музыкой этого романса В. Липатова.

Сестра поэта вспоминала, что вечерами Сергей отправлялся с сестрами на деревенское гуляние, на приокские луга. «Трудно не петь в такой вечер», – рассказывала Александра Есенина. – И Сергей или Катя начинают тихонько, «себе под нос» напевать какую-либо мелодию… Поем мы, как говорят у нас в деревне, «складно». У нас небольшие голоса, да мы и не стараемся петь громко, так как песня требует от исполнителей чувства, а не силы… Поем мы и переложенные на музыку в то время стихи Сергея «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Письмо матери». (Василий Липатов. Соловьиная кровь // С. А. Есенин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esenin.ru/fonoteka/esenin-v-muzyke/pesni-na-stikhi-s-esenina-i-o-nem/lipatov-vasilii-solovinaia-krov, свободный. – Загл. с экрана). На выставке абонемента представлено шестое издание песни «Письмо матери», вышедшее в 1925 году, в год смерти поэта.

После трагической гибели Сергея Есенина появилось много песен и романсов. Так, Василий Липатов пишет вокально-фортепианный реквием «Соловьиная кровь», куда вошли шедевры русской музыкальной лирики «Письмо матери», «Клен ты мой опавший». Только в 1926 году на стихи поэта было создано множество песен и романсов, среди авторов композиторы А. Н. Александров, А. А. Анатольев, Д. С. Васильев-Буглай, А. Н. Вертинский, М. Ф. Гнесин, А. Т. Гречанинов, С. В. Евсеев, А. И. Живцов, А. Истомин, Д. Б. Кабалевский, В. В. Нечаев, В. И. Садовников, А. Н. Чернявский.

Этот поток практически не прекращался даже тогда, когда поэта замалчивали, называли его поэзию упаднической, кабацкой и кулацкой.

Поэзия Сергея Есенина находит свое воплощение не только в песенном жанре, но и в крупных развернутых музыкальных формах: операх, балетах, кантатах, хоровых циклах. Среди них оперы В. Агафонникова «Анна Снегина», В. Кобекина «Пугачев», балеты Е. Крылатова «Поэт», Т. Бакиханова «Восточная поэма», драматический монолог для баса и симфонического оркестра Л. Бобылева «Черный человек», камерная кантата Ж. Кузнецовой «Есениана», хоровой цикл Г. Шантыря «Времена года», хоры Р. Бойко, В. Салманова, С. Сиротина и многие другие.

Георгий Свиридов занимает особое положение среди композиторов, писавших на стихи Есенина, значение его произведений первостепенно. Впервые в музыке с большой силой и убедительностью зазвучали социальные мотивы творчества Есенина, и оно получило обобщенное и верное отражение. Композитором были созданы циклы «У меня отец – крестьянин» (1956), «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956), «Деревянная Русь» (1964), кантата «Светлый гость» (1971). Есенин – один из самых близких его душе поэтов, около пятидесяти сочинений Г. В. Свиридова – свидетельство этой близости и любви.

Среди нот, представленных на выставке, сочинения В. Гаврилина, Г. Пономаренко, детский хоровой цикл А. Пахмутовой «Земля моя златая», «Приношение Сергею Есенину» челябинского музыканта Н. Малыгина и другие сборники, включающие популярные романсы и песни на стихи Сергея Есенина. В рамках выставки невозможно представить все музыкальные произведения, созданные по стихам выдающегося и всенародно любимого поэта. Наиболее полно они отражены в нотографических указателях Г. Иванова «Есенин в музыке» (Москва, 1973) и Б. Розенфельда «Сергей Есенин и музыка» (Москва, 1988). Материалы по данной теме: списки произведений, звукозаписи, ноты — также можно найти на сайтах, посвященных Сергею Есенину.

И сегодня новые поколения композиторов обращаются к поэзии Сергея Есенина – самому музыкальному поэтическому роднику России.

Работа выставки продлится до начала ноября.


Из литературы, представленной на выставке:

Щ 94
Ц 279

Цветы мне говорят – прощай. [Ноты] : песни, романсы на стихи Сергея Есенина / ред. Н. Н. Шантаренков, Г. Е. Левкодимов, Л. М. Фирсова. – Москва : АОЗТ РИФМЭ, 1995. – 80 с. : ил. – Спец. вып. альманаха «Молодеж. эстрада», № 3, 1995 г. – Посвящ. 100-летию со дня рождения и 70-летию памяти С. А. Есенина. – В изд. имеются стихотвор. тексты без нот.

Щ 943
Н 382

Не жалею, не зову, не плачу [Ноты] : [песни для голоса и фп.] / сл. С. Есенина ; вступ. ст. С. Смолы ; предисл. М. Городецкой ; худ. Н. Ящук. – Москва : Скорпион, 1997. – 208 с. : ил. – (Волшебный союз). – На обл. авт. музыки.

Щ 943
С 247

Свиридов, Г. Отчалившая Русь [Ноты] : поэма на слова Сергея Есенина : для баритона в сопровожд. фп. / Г. Свиридов ; исполн. ред. Д. Хворостовского, М. Аркадьева ; предисл. ред. – Москва. : Музыка, 1996. – 56 с.

Щ 943п
Л 61

Липатов, В. Письмо матери [Ноты] : «Ты жива еще, моя старушка. » : для голоса в сопровожд. фп. / В. Липатов ; сл. С. Есенина. – Ленинград : Ленингр. правда, 1925. – 3 с. – (Из репертуара Лины Масальской).

Щ 98
П 217

Пахмутова, А. Н. Земля моя златая [Ноты] : цикл для дет. хора [без сопровожд.] / Александра Пахмутова ; стихи С. Есенина. – Москва : Кифара, 2001. – 19, [1] с.

Щ 951.9
М 20

Малыгин, Н. Н. Приношение Сергею Есенину [Ноты] : Вып. 1.: репертуар орк. рус. нар. инстр. / Николай Малыгин ; [инструм. А. Бакланова, С. Кошевого ; предисл. авт.] ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств, Исполн. фак., Каф. нар. инстр. – Партитура . – Челябинск : ЧГАКИ, 2010. – 95, [1] с.

Обыдёнкин Н. В. Есенин в музыке: основные имена [Электронный ресурс] / Н. В. Обыдёнкин // Современное есениноведение. – 2008. – № 8. – С. 253 – 257. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=23383301. – ЭБС eLIBRARY.RU, по паролю [с компьютеров ЧОУНБ]. – Загл. с экрана.

Н. А. Клюева, ведущий библиотекарь абонемента нотных изданий

Урок литературы «Есенин и музыка» с использованием информационных технологий

Разделы: Литература

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творческого метода С.Есенина; показать близость его творчества к народному.

Методические приемы: беседа с классом; наблюдение над поэтическим текстом и выявление лексических выразительных возможностей языка в произведениях С.Есенина.

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина.

2. Развить умение находить в поэтическом тексте примеры лексических изобразительных средств.

3. Показать учащимся музыкальность поэзии С.Есенина.

Слайд №1. Звучит инструментальная мелодия “Клен ты мой опавший” в исполнении Ю.Мухина. На экране портрет Сергея Есенина.

Слайд №2 Звучит песня “Звездочки ясные” в исполнении трио “Реликт”.

Беседа с классом.

  • Что вам уже известно о жизни самого звонкого поэта, которого по опросам читателей назвали первым поэтом России XX века?
  • Какие стихи поэта вы прочитали самостоятельно? Как в них поэт говорит о себе, о природе, о родине и о любви?
  • Что бы вы назвали главным в поэзии Есенина? Какие строки стали любимыми и почему?

Учащиеся читают 2-3 полюбившихся им стихотворения.

Слово учителя. С самого рождения жизнь Сергея Есенина была связана с песнями (дед-книжник, бабушка-рассказчица, мать-певунья).

“Эх, песня, песня! Есть ли что в мире чудесней?” Сергей Есенин

Слайд№3 Звучит песня “Над окошком месяц” в исполнении В.Ивашова

Анализ одного из первых стихотворений С.Есенина, написанного в 1910 г.

  • Как можно озаглавить это стихотворение?
  • Какую картину рождает наше воображение?
  • Изменяется наше настроение в процессе чтения или нет?
  • Проведите фонетический анализ текста, установите, какие звуки повторяются и почему?
  • Найдите примеры олицетворения.
  • Чем достигается музыкальность, ритмичность и поэтичность текста?
  • Что помогает “увидеть” и услышать “ночь”?
  • Что помогает нам выявить авторское чувство?
  • Почему автор не делит свое стихотворение на четверостишия?
  • Когда темп речи должен увеличиваться или замедляться?
  • Как голосом следует предать настроение, созданное автором в этом стихотворении?
  • Выразительно прочитайте стихотворение, передавая голосом музыку звучащей ночи.

“. Стихи он принес завязанными в деревенский платочек. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни.” С. Городецкий

“Стихи Есенина музыкальны и красочны, они взяты прямо от пашни, от нивы, от сенокоса, в них — жизнь деревни с ее буднями и праздниками”,—Есенинский пейзаж глубоко эмоционален.

Он то задумчив, то весел, его язык метафоричен и обладает яркой образностью. Понаблюдайте над поэтическим текстом.

По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистых вянет.
Полевое, степное “ку-чу”,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннем усыплет ветр,
По-осеннему шепчутся листья.

Учащиеся указывают выразительные средства, посредством которых и создается мелодичность, музыкальность стихотворения.

Звучит стихотворении “Клен ты мой опавший”

(Левитский И. – чтец, Куликовский К. – гитара)

В стихотворениях Есенина происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами – мелодия приобретает цвет, а цвет начинает звучать.

Слово учителя.Хорошая музыка не оставляла поэта равнодушным, она возбуждала его поэтический дар, вдохновляла его. Случай, произошедший с Есениным в мастерской скульптора Сергея Конёнкова.

“В стихах Есенина пленяет какая-то “сказанность” слов, слитость звука и значения, которая дает ощущение простоты”. Зинаида Гиппиус

Посмотрим на название некоторых стихотворений Сергея Есенина, и становится очевидным его неразрывная связь с песней, с музыкой.

“Поет зима, аукает”… (1910)

“Подражание песне” (1910)

“Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха” (1912)

“Песнь о собаке” (1915)

“Колокольчик среброзвонный” (1916)

Запели тесаные дроги” (1916)

“Песни, песни, о чем вы кричите?” (1917)

“Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело. ”(1925)

“Ты запой мне ту песню, что прежде… ” (1925)

“Пой же, пой на проклятой гитаре” (1925)

“Плачет метель, как цыганская скрипка”

“Песнь о великом походе” (1924)

Но идут годы, и меняется эмоциональная доминанта в стихах поэта на смену трогательной влюбленности в природу приходит мотив осени, прощания.

Слайд №4. Звучит песня “Мне осталась одна забава” в исполнении А. Малинина

Слово учителя о встрече С.Есенина и рязанского композитора Липатова.

“В русской поэзии трудно найти другие стихи о матери, написанные с такой любовью, искренностью и кристальной чистотой”. Композитор А.Глазунов

Слайд№5. Звучит песня “Письмо к матери” в исполнении Александра Малинина.

Слово учителя. Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем “снежному звону”, прислушиваемся к “песне вьюг”, верим, что “неровные луга… поют крапивой”, что “скрипкой поёт луна”. И “плачет метель, как цыганская скрипк Он обладал “необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их…видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной”.
Вся поэзия Есенина — музыка. В ней — плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов!

Слайд№6 В исполнении трио “Реликт” звучит песня “Не жалею, не зову, не плачу”.

Домашнее задание. Подготовиться к уроку-практикуму “Тема Родины в творчестве Сергея Есенина”, используя стихотворения “Выткался на озере алый свет зари” 1910, “Шел Господь пытать людей в любови” 1914, “О, Русь, взмахни крылами” 1917, “Низкий дом с голубыми ставнями” 1924, др.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: