0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как найти метафору в стихе

ОГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка

Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка

Начинаю серию статей по подготовке к ОГЭ под общим названием «Как легко выполнить?».

Цель данных рекомендаций — помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.

Задание № 3

Изобразительно-выразительные средства языка

На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:

    1-ый шаг: повторите теорию.

    2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.

    Как найти гиперболу?

      Гипербола — это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.

      Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

      Пример

      А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.

      Комментарий

      Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.

      Несколько примеров

        Другой имеет рот с арку генерального штаба.

        Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.

        Ведь этот Мур­лыш­ка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)

        Как найти метафору?

          Метафора— это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).

          Значение метафоры — переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»

          Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают — имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).

          Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»— здесь нет , с чем сравнивают— с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают— реку).

          Пример 1

          Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.

          Комментарий

            Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.

            Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.

            Пример 2

            Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

            Комментарий

              Мысль может вспыхнуть? Нет.

              Мысль, её быстрота сравнена с молнией.

              Несколько примеров

                Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувствосыновней любви и нежности.

                Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

                Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.

                Как найти олицетворение?

                  Олицетворение — это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, — способностями переживать, думать, волноваться и т.д.

                  Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.

                  Пример

                  Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.

                  Комментарий

                    Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле

                    Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть

                    Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.

                    Несколько примеров

                      А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормитсяшишками и очень недоволен, когда их мало.

                      Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.

                      Казалось, доматоже дышали, жадно, глубоко.

                      Как найти просторечные слова и выражения?

                      Просторечные слова и выражения — это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.

                      Пример

                      Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.

                      Комментарий

                      «Встревает», «баба»- просторечные слова.

                      Несколько примеров

                        У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка, боль­шая, с ред­ки­ми кни­га­ми, но она ни­че­го­шень­ки не хочет».

                        А я не знал, что со мной, и за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы слёзы вка­ти­лись об­рат­но.

                        На двери по-преж­не­му висел замок, а во дворе ва­ля­лись брёвна, сбро­шен­ные, видно, с ма­ши­ны как по­па­ло.

                        Как найти противопоставление (антитезу)?

                          Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.

                          Ищите в тексте то, что может быть одновременно.

                          Пример

                          Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

                          Комментарий

                          Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.

                          Несколько примеров

                            Одни верят во что-то, дру­гие ни во что не верят

                            Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет.

                            Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время Лену что-то останавливало.

                            Как найти сравнение?

                              Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его

                              Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО

                              При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают

                              Пример

                              Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.

                              Комментарий

                                Находите оборот, выделяемый запятыми

                                В нём есть союз СЛОВНО

                                Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМсравнивают)

                                Несколько примеров

                                  Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.

                                  Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

                                  Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

                                  Как найти эпитет?

                                    Эпитет — это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?

                                    Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть вреальности» то, что эпитет обозначает.

                                    Пример

                                    Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.

                                    Комментарий

                                      Подбородок КАКОЙ? – закаменевший

                                      Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.

                                      Несколько примеров

                                        Деревья стояли стеклянныеот мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.

                                        Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

                                        Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

                                        Как найти фразеологизм?

                                          Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.

                                          Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.

                                          Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма — переносный.

                                          Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.

                                          Пример

                                          Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

                                          Комментарий

                                            «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.

                                            Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?

                                            Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.

                                            Несколько примеров

                                              Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.

                                              Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт

                                              А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.

                                              Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.

                                              Ирония

                                              Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.

                                              Пример

                                              — А со­ба­ка у него — с телёнка. — С ло­шадь, — ска­зал Мишка. — Со слона, — под­дак­нул я.

                                              Лексический повтор

                                              Лексический повтор — это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении слов и выражений для усиления их роли в тексте.

                                              Мне надоели эти слова, слова, слова.

                                              Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!

                                              Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

                                              Метафора в поэзии

                                              К окончанию 2 тура учебной конкурсной серии «Тропы» выяснилось, что задача различения отдельных тропов для многих авторов оказалась сложной. И эпитеты, и сравнения, которые требовалось выявить и показать их мастерское использование в своих стихах, участники конкурсов постоянно путали с метафорами, что не удивительно: в каком-то смысле они похожи: во всех трех тропах присутствует переносный смысл описываемого поэтическим языком объекта, во всех тропах есть элемент выявления сходства чего-то с чем-то.

                                              «Слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство», — говорил Аристотель. По смыслу, по своему назначению эпитет, сравнение и метафора действительно похожи, но у них разная КОНСТРУКЦИЯ. Эпитет всего лишь определяет предмет, используя для определения образную характеристику, данную в переносном (а не в буквальном — информирующем) смысле. Сравнение — это всегда близко стоящая в тексте пара объектов (или действий), которые сравниваются друг с другом явно и недвусмысленно. Автор утверждает их похожесть в чем-то, а вовсе не впадает в какое-то особое, шизофреническое виденье мира, где то, что он описывает, ведет себя странно и. неправильно с точки зрения обычной логики.

                                              Метафора — это наиболее трудный и самый интересный троп. Часто спорный, особенно для прагматичных поэтов без фантазии, которые тонко и верно чувствуют «ненаучность» высказывания, но не способны воспринять особость поэтической речи — переносного значения сказанного, помогающего создать образ описываемого, а не его конкретные черты.

                                              МетАфора (перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое.

                                              Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление разных явлений с помощью использования переносного значения слов, где то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором, но не сравнивается с ним напрямую (то есть без использования конструкции предложения, содержащей «как», «подобно», «словно»).

                                              Метафора — это то, что хотя и передает почти тот же смысл, что и троп «эпитет» или троп «сравнение», но представляет собою совсем другое видение мира, иной способ его описания и ощущения. ЛГ, говорящий метафорами, ничего не сравнивает и ничего не определяет — он именно так видит мир. Он живет в своем собственном поэтическом мире, где все видимое им ведет себя не совсем логично, а иногда . не научно! ))).

                                              Читать еще:  Стихи когда мужчина болеет

                                              Как, например, в хрестоматийном стихотворении И.С. Никитина:

                                              «Звёзды меркнут и гаснут, в ОГНЕ ОБЛАКА, белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, ПО КУДРЯМ ЛОЗНЯКА от зари алый СВЕТ РАЗЛИВАЕТСЯ».

                                              Не сравнивает здесь Никитин ничего и ни с чем — у него все живет своей особой жизнью, в которой облака могут быть в огне, а свет может разливаться по кудрям кустарника. Автор так видит мир и использует такую фигуру речи — метафору.

                                              Давайте понаблюдаем, как наши великие поэты использовали метафоры в своих стихотворениях.

                                              Сначала обратимся к поэзии конца 19 века — Афанасий Фет «На стоге сена ночью южной»:

                                              На стоге сена ночью южной
                                              Лицом ко тверди я лежал,
                                              И ХОР СВЕТИЛ, живой и дружный,
                                              КРУГОМ РАСКИНУВШИСЬ, ДРОЖАЛ.

                                              ЗЕМЛЯ, как смутный сон немая,
                                              Безвестно УНОСИЛАСЬ ПРОЧЬ,
                                              И я, как первый житель рая,
                                              Один В ЛИЦО УВИДЕЛ НОЧЬ.

                                              Я ль несся к бездне полуночной,
                                              Иль сонмы звезд ко мне неслись?
                                              Казалось, будто в длани мощной
                                              Над этой бездной я повис.

                                              И с замираньем и смятеньем
                                              Я ВЗОРОМ МЕРИЛ ГЛУБИНУ,
                                              В КОТОРОЙ с каждым я мгновеньем
                                              Все невозвратнее ТОНУ.

                                              Я выделила в тексте те места, где автор не сравнивает, не описывает что-то, а утверждает свое видение мира с помощью переноса одних качеств (или законов природы, явлений. ) на другие. Использованием метафор автор создает образ персонажа — его настроения, ощущений, хода мысли, — именно персонажа, а не самого пейзажа, не красивой картинки с точными подробностями.

                                              В данном тексте я не выделяла то, что относится не к метафоре, а к сравнению («как первый житель Рая», «будто в длани мощной. «, «как смутный сон»). Не включены в выделения и такие поэтические рассуждения (но не тропы), как: » Я ль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись?», потому что в них автор просто рассуждает — что к чему несётся: здесь дан буквальный смысл, хотя и сказано это образно, красиво.

                                              Но вернемся к примерам метафор. Рассмотрим поэзию конца 20 века — Александр Блок «Снежное вино»:

                                              И вновь, СВЕРКНУВ ИЗ ЧАШИ ВИННОЙ,
                                              Ты ПОСЕЛИЛА В СЕРДЦЕ СТРАХ
                                              Своей улыбкою невинной
                                              В тяжелозмейных волосах.
                                              Я ОПРОКИНУТ В ТЕМНЫХ СТРУЯХ
                                              И вновь ВДЫХАЮ, не любя,
                                              ЗАБЫТЫЙ СОН о поцелуях,
                                              О СНЕЖНЫХ ВЬЮГАХ ВКРУГ ТЕБЯ.
                                              И ты смеешься дивным смехом,
                                              ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ ЗОЛОТОЙ,
                                              И над твоим собольим мехом
                                              Гуляет ветер голубой.
                                              И как, ГЛЯДЯСЬ В ЖИВЫЕ СТРУИ,
                                              НЕ УВИДАТЬ СЕБЯ В ВЕНЦЕ?
                                              Твои не вспомнить поцелуи
                                              На запрокинутом лице?

                                              В тексте не так много типичных метафор (я их выделила заглавными буквами), но они интересны тем, что связаны общим образом — описывают женщину с «тяжелозмейными» волосами. Кстати, «тяжелозмейные»(как и «запрокинутое лицо», «ветер голубой», «чаша золотая») — это эпитеты, а не метафоры, а вот все остальное выделенное — метафоры, перенос мелькнувшего в чаше вина женского лица, «змеящегося в чаше золотой» на видение живых подвижных струй — змей.

                                              И, наконец, примеры использования метафор в революционной поэзии Маяковского.

                                              Маяковский определил метафору как «перемену взгляда на взаимоотношение всех вещей». Он вошел в литературу в такое время, когда революция происходила не только в обществе, но и в искусстве, шли поиски нового поэтического языка. Отсюда обилие необычных метафор в его поэзии.

                                              Одну из задач поэта Маяковский видел в преображении окружающего мира через слово. Пример такой трансформации — стихотворение «А вы могли бы?», где Маяковский демонстрирует свою способность показать «на блюде студня косые скулы океана». Уже из этого стихотворения видно, что немалая часть метафор Маяковского основана на зрительных образах.

                                              «Багровый и белый отброшен и скомкан,
                                              в зеленый бросали горстями дукаты,
                                              а черным ладоням сбежавшихся окон
                                              раздали горящие желтые карты».

                                              Маяковский был не только поэтом, но и художником, поэтому в его творчестве слово было часто неразделимо связано с рисунком.

                                              Еще один прием, используемый Маяковским в построении метафор, — омертвление живого и оживление неживого (чаще всего абстрактных понятий или города).

                                              Омертвление живого — сатирический прием: «вы смотрите устрицей из раковины вещей», «ощетинит ножки стоглавая вошь». Устрица и вошь тоже живые существа, но низшие, совсем неодушевленные. Или «глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме». А одушевляется, например, город, являющийся в глазах Маяковского гораздо более живым, чем его духовно мертвые обитатели.

                                              Если у судьи глаза — жестянки, то у города «зрачки малеванных афиш», «угрюмый дождь скосил глаза», а провода обладают «железной мыслью». Правда, с городом связаны и другие, более мрачные метафоры: «в читальне улиц так часто перелистывал гроба том» или «гробы домов публичных восток бросал в одну пылающую вазу». В этих метафорах можно найти сходство с метафорами позднего Блока.

                                              Интересны и метафоры, связанные с редкими у Маяковского изображениями природы. Они нарочно снижены, так как сотворенное человеком для Маяковского всегда важнее, чем воспеваемая в поэтической традиции природа: «За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна» или: «Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе».

                                              В метафорических образах Маяковского город, улица и поэт, творчество нередко переплетаются. Это происходит потому, что Маяковский считал, что задача поэзии — дать голос улице: «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры».

                                              Про улицу в поэме «Облако в штанах» говорится:

                                              «Улица корчится безъязыкая
                                              Улица муку молча перла.
                                              Крик торчком стоял из глотки.
                                              Топорщились, застряв поперек горла,
                                              Пухлые такси и костлявые пролетки.
                                              Грудь испешеходили.
                                              Чахотки площе».

                                              Как улица уподобляется человеку, так и человек (в частности, сам Маяковский) уподобляется улице:

                                              « По мостовой
                                              моей души изъезженной
                                              шаги помешанных
                                              вьют жестких фраз пяты».

                                              Прием оживления применяется не только к улице, к городу, но еще и к абстрактным понятиям, а иногда к выражениям. Часто оживляется слово и мысль: «мыслишки звякают лбенками медненькими»; крик: «шевелит ногами непрожеванный крик».

                                              Еще одна особенность метафор Маяковского — это их глобальный масштаб, стихийность (потоп, пожар), обилие военных (оружие) и библейских (распятие, потоп) образов. Дело в том, что Маяковский считал революцию полным обновлением мира, после которой мир должен создаваться заново. Огромную роль в этом процессе (сначала разрушения, а затем сотворения) играют, опять же, поэт и слово. Библеизмы и образы стихии встречаются и в метафорах темы любви, которая является не менее важной, чем революция или сотворение мира, и тесно связана с ними.

                                              В теме поэта и поэзии распространены метафоры, связанные с распятием («гвоздями слов прибит к бумаге я», крови («окровавленный сердца лоскут», «душу вытащу и окровавленную дам, как знамя»), оружия и войны («баррикады сердец и душ»; «парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту», «застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики»), труда, работы и производства («Разговор с фининспектором о поэзии»).

                                              В теме любви сквозными метафорами являются пожар («пожар сердца»), медведь («шкурой ревности медведь лежит когтист»). Именно в этой теме особенно четко виден вселенский масштаб некоторых метафор Маяковского:

                                              » Привяжи меня к кометам ,
                                              и вымчи,
                                              рвя о звездные зубья.

                                              Млечный путь перекинув виселицей,
                                              возьми и вздерни меня, преступника».
                                              («Флейта-позвоночник»)

                                              В этой метафоре переплетаются образ космоса и представление о любви как о небесной каре. Такого рода сопоставление не ново в поэтической традиции, как, впрочем, и основы некоторых других метафор Маяковского, но у него метафора доведена до предела и поэтому особенно яркая.

                                              Можно сказать, что метафора, в общих чертах, — это перенесение свойств одного предмета или понятия на другое. Поиск и опознавание метафор — это непростое дело. А разумное и точное применение их в своих стихах — еще более трудное занятие. Поэт всегда находится на грани двух одинаково неприятных для него ошибок — рифмовки буквального содержания стихотворения и ухода формы в заоблачные метафоры- ассоциации, понятные лишь автору, но абсолютно не понятные и шокирующие своей странностью читателя — повод для написания пародий.

                                              Более подробно и на конкретных примерах применения метафор нашими современниками мы поговорим позже — после завершения еще одного — 3 тура конкурсной серии Тропы.

                                              Метафора. Примеры и отличия от других тропов

                                              Мы с вами уже изучили такие художественные элементы как гипербола, аллегория, олицетворение, антитеза. Благодаря им текст становится экспрессивным, выразительным и ярким. И поняли, что знание основных правил в русском языке — это хороший жест владения как языком, так и культурой России.

                                              В сегодняшнем уроке я вас ознакомлю с метафорой. Разберёмся с терминологией, ролью в литературе, рекламе и в речи. Проведем параллели между другими художественными тропами. И рассмотрим много интересных примеров с пояснениями.

                                              Определение термина

                                              Метафора — это литературный приём, который переносит свойства с одного предмета на другой. Что такое метафора простыми словами? Это всегда переносный смысл, скрытое сравнение.

                                              Первое схожее понятие датировано примерно 2,5 тысячами лет назад, со времен Аристотеля. С древнегреческого оно означает “переносное значение” . Основные функции тро́па:

                                              • Оценочная функция : при сопоставлении предметов или явлений метафора как бы даёт некую оценку, в основном мы наблюдаем эту функцию при ассоциациях. Например: “для одних урок математики — это вечность, а для других — возможность, стать как Пифагор” .
                                              • Эмоционально-оценочная функция : благодаря этой функции собеседник способен выразить эмоцию, тем самым, создав новый образ. Например: Отелившееся небо лижет красного телёнка (происходит сравнение месяца и телёнка, вызываются новые чувства).
                                              • Назывательная функция : возьмем обычное действие, которое называется одним словом, но именуется несколькими. Например: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т.д.
                                              • Информативная функция : с помощью этой функции, мы можем открыть главный посыл, который скрыт или не замечен. Например: “Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?”

                                              Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением

                                              Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.

                                              Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.

                                              В основном, олицетворение применяется для изображения природы, которая обладает человеческими чертами. Например: ”Весна — прекрасное дитя поры” . Метафора и олицетворение относятся к художественным тропам языка. Но как же из различать? Разбираемся.

                                              1. Мы с вами уже выяснили, что метафора возникает на основе переноса качества с одного объекта на другой. А вот олицетворение, напротив, возникает путем наделения неживого качествами живого предмета
                                              Читать еще:  Стих гордое призвание кто автор

                                              Летний вечер тих и ясен;
                                              Посмотри, как дремлют ивы;
                                              Запад неба бледно-красен,
                                              И реки блестят извивы.

                                              1. Метафора, в отличие от олицетворения, является неназванным сравнением, то есть отсутствуют союзы между словами. Такие, как “точно”, “как бы” и т. д.

                                              каменное лицо => лицо, как камень;
                                              золотые руки => руки, как золото;

                                              1. Олицетворение всегда указывает на предмет с точностью и конкретикой.

                                              смеется небо => ребенок смеется;
                                              непогода злится => человек злится;

                                              1. По сравнению с олицетворением, метафора многозначна и сложна.

                                              Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например: “Повеселись, мой верный меч!”

                                              1. Основное отличие в том, что эпитет нельзя перевести в сравнительный оборот, что можно сказать за метафору. Как мы увидим в следующем примере, в метафоре “кельи восковой” — подразумевается улей, из которого вылетают пчелы, т.е. «улей из воска», налицо возможность применить сравнительный оборот.

                                              Пчела из кельи восковой
                                              Летит за данью полевой!

                                              1. Эпитет обладает конкретикой в предмете. А метафора создается в ходе ассоциативной связи, между двумя незнакомыми предметами. На фоне этого возникает поэтический стиль.

                                              Грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев),
                                              Седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

                                              Как найти метафору в тексте

                                              Найти её можно несколькими способами. Рассмотрим подробнее на примере следующего алгоритма:

                                              1. Для начала, нужно внимательно прочесть предоставленный текст. Не всегда метафору видно издалека, чтобы с точностью сказать: “Да, это она!”. Поэтому, нужно усердно знакомиться с каждым словом в тексте.
                                              2. Найти те слова, которые автор приводит в переносном смысле. Чтобы понять, в каком значении употреблены слова, задавайте наводящие вопросы и создавайте в голове образ. На крайний случай, есть толковые словари, которые помогут вам.
                                              3. Определить скрываемый посыл в этих словах.

                                              Например: Пригоршнями водяных горошин плещет черноморская Волна

                                              Мы видим, “пригоршнями водяных горошин” — это метафора, и в тексте она приводится для сравнения с брызгами, которые не упоминаются.

                                              Разновидности метафор на примерах

                                              В русском языке следует выделять подобные разновидности:

                                              • Резкая: этот вид наиболее встречающийся и выразительный. В большинстве случаев это лишь два слова, которые в корне отличные друг от друга. К примеру: “крылья неба” , “цветок планеты” .
                                              • Стертая: метафора этого вида постоянно встречается в нашей повседневной речи. Мы даже не заметили, как она прижилась к нам. Например: “лес рук”, “золотые руки” .
                                              • Метафора — формула: самый простой вид, причем он вытекает из варианта стёртой метафоры. Это уже готовая структура, которую нельзя видоизменить. Например: “чаша бытия” , “ножка стула” .
                                              • Преувеличение: посредством этого вида мы масштабируем происходящее. Вот смотрите: “я тебе уже сто раз сказал” , или “миллиарды человек не могут вот так ошибаться” .

                                              Мы с вами перечислили самые простые метафоры, но есть еще одна — развернутая метафора. Это когда несколько раз, упоминается один образ. Зачастую, она применяется в поэзии, для более глубокого смысла и выразительности, например:

                                              Отговорила роща золотая
                                              Березовым, веселым языком,
                                              И журавли, печально пролетая,
                                              Уж не жалеют больше ни о ком.

                                              Примеры литературных метафор

                                              Как мы уже выяснили, в основном метафора встречается в поэзии и в художественных произведениях. Зачем? Чтобы скрасить и сделать живым текст, передать важные ноты смысла, дать вам взгляд на обратные вещи в произведениях. Чтобы понять, где и как она выглядит, давайте ознакомимся с некоторыми примерами метафор в литературе.

                                              “Черемуха душистая, развесившись, стоит,
                                              А зелень золотистая на солнышке горит”. ( С. Есенин)

                                              “Скрипи, мое перо, мой коготок, мой посох”. (И. Бродский)

                                              «Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времен. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей». (Б. Окуджава)

                                              “Луна будет улыбаться весь вечер”. (А. Чехов)

                                              “И женский смех вокруг, веселый и игристый”. ( Щеглов)

                                              Метафоры в киноиндустрии

                                              Каждый, кто занимается громкими профессиями, любит о себе заявлять красиво. С помощью чего? Да всё теми же художественными тропами. А так как мы сегодня говорим о метафоре, то и разберемся, как она выглядит в этой сфере.

                                              Как правило, она используется в заголовках, или в коронных фразах героев и персонажей фильма.

                                              Метафоры в рекламной индустрии

                                              Чтобы у нас сложился первый и запоминающийся образ, с положительными отзывами, рекламодатели используют художественные элементы. Краткие, но яркие слоганы — залог качественной рекламы.

                                              Вот некоторые примеры метафоры в рекламе:

                                              “Революция цвета для губ” (компания Ревлон)

                                              Окунись в прохладу” (Lipton Tea)

                                              “На своей волне удовольствия” (Coca — Cola)

                                              Метафора — что это такое, примеры, виды

                                              Различные средства выразительности русского языка делают речь красивой, живой и насыщенной. Одним из них таких тропов является метафора, которая помогает донести информацию до адресата и говорит о наличии образного мышления у автора. Приём распространён не только в литературе, но и в повседневном общении.

                                              Первое определение принадлежит древнегреческому философу Аристотелю: «Это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род».

                                              Метафора, если говорить простыми словами – это перенос названия с одного предмета или явления на другой, основанный на их сходстве (цвет, форма, характер, назначение, расположение и т.д.). Если объяснять кратко и понятно – это употребление слова в переносном смысле или нахождение общих черт у двух понятий и проведение параллелей между ними. Использование скрытого сравнения усиливает эффект сказанного или написанного, появляется глубина описания: бархатная ночь, стальные нервы, серебряные волосы.

                                              1. Какие метафоры бывают
                                              2. Резкие
                                              3. Стертые
                                              4. В виде формулы
                                              5. Образные
                                              6. Развернутые
                                              7. Как найти метафору
                                              8. Примеры метафор из художественной литературы
                                              9. В чем ценность метафоры

                                              Какие метафоры бывают

                                              Метафоры делится на несколько видов. Рассмотрим их подробнее.

                                              Резкие

                                              Яркий и наиболее часто встречаемый вид. В качестве сравнения выступают два противоположных понятия или явления, не связанных по смыслу.

                                              Такие словосочетания строятся на контрасте: пламенный лёд, крылья огня, море проблем, начинка высказывания и др.

                                              Стертые

                                              Общепринятые метафоры, переносное значение которых утратилось с течением времени. Обычно к этому виду относятся многозначные слова.

                                              Такие фразы прочно интегрировались в естественный язык, стали привычными: дуновение ветра, крыло самолёта, ножка стула, горлышко бутылки, стрелка часов и др.

                                              В виде формулы

                                              Стереотипные застывшие выражения, которые не получится перефразировать или разделить на части.

                                              Чаша бытия, червь сомнения, острый язык и т.д.

                                              Образные

                                              Общеупотребительные слова-характеристики, возникающие как результат осмысления человеком объективной действительности. Они обозначают действия, предметы или явления не прямо, а иносказательно. Иначе говоря, слова в этом виде метафоры подбираются на основе ассоциации.

                                              К примеру, жемчужина (поэзии), крест (страдание), пилить (ругать) и др.

                                              Развернутые

                                              В развёрнутый вид включаются целые фразы или абзацы, в которых первая метафора последовательно присоединяет к себе другие, связанные с ней по смыслу. Яркие примеры представлены в стихотворениях:

                                              В саду горит костер рябины красной,

                                              Но никого не может он согреть

                                              Как найти метафору

                                              Нередко метафору путают со сравнением. Эти термины нужно разграничивать:

                                              • сравнение – есть то, с чем сравнивается объект или субъект (парень горд, как лев);
                                              • метафора – есть только предмет, с которым сравнивают. Например, простое выражение «золотые руки». Разумеется, что руки не из золота. Это словосочетание означает, что всё сделанное умелым мастером ценится так же дорого, как золото. Или лиса – хитрая женщина.

                                              Выявить метафору несложно, если следовать алгоритму:

                                              1. Внимательно прочитать текст.
                                              2. Искать нужно лексему, которая используется в переносном значении.
                                              3. Подобрать к лексеме синоним, который употребляются в прямом значении.
                                              4. Определить, есть ли скрытое сравнение между этой парой слов.
                                              5. Если да – то это метафора.

                                              Например: У неё золотой характер.

                                              1. Прочитаем предложение.
                                              2. Слово в переносном значении – золотой.
                                              3. Синоним в прямом значении – уступчивый, добрый.
                                              4. Сравнение между «золотой» и «уступчивый», значит «тот, кто отличается чуткостью, душевностью; расположенный к людям».
                                              5. Золотой характер – метафора.

                                              Примеры метафор из художественной литературы

                                              Метафора часто употребляется в художественной литературе. Автор использует этот троп, чтобы передать какой-либо образ более наглядно и глубоко, раскрыть идейный смысл произведения и характер героя.

                                              Это средство выразительности можно встретить в прозаических текстах А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, Е.И. Замятина и многих других писателей. Например:

                                              Из передней возвращается он с маслеными глазками и тотчас же аппетитно набрасывается на пирог

                                              (А.П. Чехов, «У предводительши»)

                                              Как дико, страшно все будничное, обыденное, когда сердце поражено, – да, поражено, он теперь понимал это, – этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем!

                                              – Ах жизнь моя Анна Григорьевна, она статуя, и хоть бы какое-нибудь выражение в лице.

                                              Спайка, сделанная Анной, оказалась непрочна, и семейное согласие надломилось опять в том же месте.

                                              (Л.Н. Толстой, «Анна Каренина»)

                                              Такой приём часто применяется в поэзии, чтобы развить лирический образ. Разворачивается поэтическая метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, К.Д. Бальмонта, В.В. Маяковского, А.А. Вознесенского и др. Например:

                                              Точно струн, но струн моих.

                                              Я в них чутко всколыхнул

                                              Тихий звон, забытый гул

                                              Слепцы напрасно ищут, где дорога,

                                              Доверясь чувств слепым поводырям,

                                              Но если жизнь – базар крикливый Бога,

                                              То только Смерть – Его бессмертных храм

                                              Толпа – пестрошерстая быстрая кошка –

                                              плыла, изгибаясь, дверями влекома;

                                              каждый хотел протащить хоть немножко

                                              громаду из смеха отлитого кома

                                              Петергофская нимфа лежала,

                                              на черством ломтике пьедестала

                                              (А.А. Вознесенский, «Кабанья охота»)

                                              В чем ценность метафоры

                                              Предложение с резкой или любой другой метафорой заинтересует читателя или слушателя больше, чем сухо изложенная информация. Текст с запоминающимися и сильными образами лучше воспринимается человеком, развивает в нём ассоциативное мышление и восприятие. Этот приём помогает уловить оттенок смысла описываемого понятия или явления, расшифровать дополнительные связи высказывания.

                                              Итак, метафоры – это важные составляющие художественного произведения и повседневной жизни. Они обогащают наш язык, делают его красочным и выразительным. Главное – не только находить метафорическое слово, но и понимать его значение.

                                              Метафора — новое значение старых слов и примеры использования

                                              Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы читаете статью, написанную человеком с пламенным сердцем, стальными нервами и золотыми руками. Звучит, конечно, нескромно.

                                              Читать еще:  Когда вышел первый сборник стихов цветаевой

                                              Но зато эти высокопарные определения являются примерами и наглядными иллюстрации тематики этой статьи. Ведь сегодня речь пойдет о метафорах.

                                              Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.

                                              Ведь руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:

                                              1. золотые руки – все, что ими делается, получается хорошо, а значит, ценно;
                                              2. пламенное сердце – умеющее любить, переживать сильные эмоции;
                                              3. стальные нервы – спокойствие и рассудительность даже в экстремальных условиях.

                                              Определение термина и примеры метафор

                                              Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.

                                              Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:

                                              «Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род»

                                              Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.

                                              Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:

                                              1. Выткался на озере алый цвет зари… (С. Есенин). Понятно, что никакой цвет не может «выткаться», здесь это синоним слова «отразился». Но согласитесь, звучит более красиво.
                                              2. Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт). Понятно, что огонь и вода – это две противоположные стихии, но здесь их соединили в оксюмороне, и получилось более поэтично, нежели вместо «пожар» стояло бы слово «всплески».
                                              3. Гуляет ветреный кистень по золотому войску нив… (В. Хлебников). Здесь сразу две метафоры – ветер напоминает кистень (разновидность ножей), видимо, такой же безжалостный, а колосья заменены на «золотое войско», так как их много и стоят все друг за другом.
                                              4. И самое простое. В лесу родилась елочка, в лесу она росла. Естественно, никакая елочка не может «родиться», ведь деревья произрастают из семян.

                                              Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.

                                              Метафоры в литературе

                                              Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.

                                              Черемуха душистая, развесившись, стоит,
                                              А зелень золотистая на солнышке горит.

                                              Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.

                                              А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
                                              Бежит, струится маленький серебряный ручей.

                                              Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.

                                              Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.

                                              В кино

                                              Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

                                              1. Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
                                              2. Грязные танцы – что-то в кино будет на грани фола;
                                              3. Муравьи в штанах – что-то подростковое, да еще и связанное с сексом;
                                              4. Человек дождя – герой не от мира сего.

                                              В рекламе

                                              Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

                                              Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

                                              1. «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
                                              2. «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
                                              3. «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
                                              4. «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
                                              5. «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
                                              6. «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).

                                              Разновидности метафор в примерах

                                              Все метафоры принято делить на несколько видов:

                                              1. Резкая. Это самый распространенный и самый яркий вид. Как правило, это все лишь два слова, которые абсолютно противоположны друг друга. Например, «крылья огня», «цветок луны», «взрыв эмоций».
                                              2. Стертая. Это метафора, которая настолько прочно уже вошла в наш лексикон, что мы употребляем ее не задумываясь. Например, «лес рук», «жизнь как мед», «золотые руки», о которых мы упоминали в самом начале статьи.
                                              3. Метафора-формула. Это еще более простой вид стертой метафоры. Это некие конструкции, которые мы уже даже не сможет разделить на составляющие и перефразировать. Например, «ножка стула», «носок ботинка», «чаша бытия».
                                              4. Преувеличение. Метафора, с помощью которой мы намеренно увеличиваем масштаб происходящего. Например, «я тебе уже сто раз говорил», «миллионы человек не могут ошибаться», «весь класс упал со смеху».

                                              Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.

                                              Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:

                                              Отговорила роща золотая
                                              Березовым, веселым языком,
                                              И журавли, печально пролетая,
                                              Уж не жалеют больше ни о ком.

                                              Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
                                              Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
                                              О всех ушедших грезит коноплянник
                                              С широким месяцем над голубым прудом.

                                              Метафоры среди нас

                                              Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:

                                              1. Когда мы говорим о человеке, что он как «лев», то мы имеем в виду его смелость.
                                              2. А когда вспоминаем «медведя», то тут, скорее всего, идет речь о габаритах.
                                              3. Ну, а «осел», «баран» и даже «курица» очень ярко характеризуют глупость.

                                              Очень много метафор в знакомых всем поговорках:

                                              1. «в тихом омуте черти водятся»
                                              2. «в каждой бочке затычка»
                                              3. «моя хата с краю»

                                              Даже жаргон частенько не обходится без метафор, например, «дать по тыкве».

                                              Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.

                                              Так что, если хотите прослыть душой компании (еще одна метафора), не стесняйтесь обогащать свой язык.

                                              Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

                                              Эта статья относится к рубрикам:

                                              Комментарии и отзывы (7)

                                              Маленькая поправка: кистень — это палка с тяжелым железным ежиком на цепочке.

                                              Муравьи в штанах — это не о подростках и не о сексе. Это о детях. О подвижных и активных детях, маленьких детях. которые не хотят сидеть на месте. «Муравьи в штанах» не дают сидеть детям на месте, щекочут и поэтому дети бегают, ерзают.

                                              ну а подростки и секс — это скорее про вшей в штанах )))

                                              Странно,что автор не знает банального. Кистень — у него Нож . даже дальше читать не стал.

                                              Метафоры делают речь, причем как письменную так и устную, богатой и витиеватой. Но, нельзя злоупотреблять этим приемом, иначе меткие и уместные образные выражения превратятся в банальность и излишества.

                                              Метафора сама по себе довольно многогранна. Хотелось бы,чтобы автор привёл побольше примеров из разных источников литературы, а то как-то скудно всё описано.

                                              Спасибо за статью! Всё понятно.

                                              как отобрать у ребенка конфету. Метафора, аллегория?

                                              Что такое метафора простыми словами – объясняю так, чтобы вы разобрались и легко находили метафоры в тексте

                                              Метафора по-школьному – это троп, средство-художественной выразительности, скрытое сравнение. По-простому: сравнение без слов «как», «словно», «будто».

                                              Например, Валерий Леонтьев мог сказать, что у него волосы седые, как снег. Но это банально и плоско. Он сказал: «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег…». Мы слушаем и у нас в голове «щелкает» – это ведь он имеет в виду «У меня седые волосы, я постарел». Красиво и выразительно.

                                              Метафорой может быть не только существительное, но и глагол: «окунуться в любовь» (полюбить так, чтобы забыть обо всем на свете). Другой пример – «В лесу родилась елочка». Понятно, что никто ее не рожал, она «выросла».

                                              Прилагательные, причастия и наречия с метафорическим значением – это уже эпитеты.

                                              Типы метафор

                                              Общеязыковые. Это метафоры, которые стали нам привычны и мы их не замечаем. Мы говорим, что идет дождь – а как он может «идти»? Или, например, «время еще не пришло» – как время может приходить? На уроках биологии учитель говорит: «Это грудная клетка» – и не задумывается, почему «клетка»? Потому что легкие, сердце и другие органы там как «в клетке».

                                              Художественная. Та метафора, с которой дети постоянно встречаются в школе, когда работают с художественными текстами. Они уже не привычны и поэтому вызывают эстетическое наслаждение. Пример – строфа из стихотворения Есенина: «В саду горит костер рябины красной».

                                              Про стихотворение Фроста

                                              Мне очень нравится это стихотворение. «Лед» здесь – как раз художественная метафора. Но метафорическое значение появляется только в самом конце, сначала вроде бы просто – лед как лед.

                                              Одни говорят: мир умрёт в огне.
                                              Другие твердят про лед.
                                              Я долго жил, и кажется мне,
                                              Огонь скорей подойдет.

                                              Но если бы кто-нибудь мне сказал,
                                              Что дважды нас гибель ждет,
                                              Я не удивился бы. Я узнал,
                                              Что ненависть – толще, чем лёд.

                                              И равнодушие холодней
                                              Вечных покровов льда.
                                              И если для смерти не хватит огней,
                                              Лед сгодится тогда.

                                              Лед в последнем четверостишии приобретает уже не тот смысл, который был в первом. Мы понимаем, что автор имеет в виду ненависть, равнодушие, «холод» человеческого сердца.

                                              Олицетворение. В школе рассматривается как отдельное изобразительно-выразительное средство, но это тоже метафора. Олицетворение возникает, когда неодушевленный предмет преподносится как одушевленный. Прочитайте фрагмент из этого стихотворения Андрея Белого, адресованное России:

                                              Где в душу мне смотрят из ночи,
                                              Поднявшись над сетью бугров,
                                              Жестокие, желтые очи
                                              Безумных твоих кабаков.

                                              Окна кабаков темной ночью напоминают глаза. Причем эти глаза «смотрят в душу», они «жестокие», «безумные» – пока читаешь, представляешь какого-то дикого зверя. Потом только понимаешь, что речь о кабаках.

                                              Овеществление. Когда живое сравнивается с неживым. Мне за 11 лет школы ни разу не приходилось этот термин использовать. Пример из Есенина: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли».

                                              Зачем нужны метафоры

                                              Если учитель спросит, скажите так:

                                              1. Чтобы вызывать у читателя чувство эстетического наслаждения.
                                              2. Чтобы помогать автору передавать чувства через слова.
                                              Ссылка на основную публикацию
                                              Статьи c упоминанием слов:
                                              Adblock
                                              detector