0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как написать предисловие к сборнику стихов

Как написать предисловие к сборнику стихов

  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Главная
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Стихи.В.Верхонин
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Стихи о любви
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Философские стихи
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Лирика жизни
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Все стихи В.Верхонина
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Картины. С.Хорликов
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Контакты
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Миниатюры в прозе
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Рисунки. В.Верхонин
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Стихи.Песни. Е.Анненкова
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Музыка. Е.Анненкова
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Фото. С.Хорликов
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Четверостишия. В.Верхонин
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Иронические четверостишия
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Четверостишия из стихов
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Лирика жизни. Четверостишия
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Сборник миниатюр
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Другие интернет ресурсы
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Плэйкасты. В.Верхонин
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Песни. В.Верхонин
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Чтение стихотворений (Читает В.Верхонин)
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Двустишия. В.Верхонин
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Стихи. Л.Чупрова
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Видеоролики
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />На стихи других
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Концерты. В.Верхонин
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />А пишу я

Рисунок В.Верхонина «Галина»

Предисловие Лары Чупровой к сборнику стихов В.Верхонина «Диалектика жизни»

Перед вами – первый сборник стихов Владимира Верхонина, названный автором «Диалектика жизни». Факт как будто рядовой: ежегодно осуществляется огромное множество поэтических дебютов. Наверное, каждый творящий человек понимает, что поэзия – это такой жанр, в котором проверяется чистота тона, где не сфальшивишь и не спрячешься за искусной вязью слов. Стихи доходят до сердца читателя, заставляют ощутить сопричастность и остаются с ним только в том случае, если поэту удалось вымостить дорогу, ведущую вершинам Духа, высечь правдиво звенящее и берущее за душу слово. Поэзия В. Верхонина при кажущейся сдержанности несёт свет и радость, озаряет свежестью и новизной глубинных смыслов, и корень этого кроется в ответственном, строгом и ревнивом отношении автора к поэзии, и к рождению стиха. Внимательный читатель заметит, как в горниле души лирического героя идёт сплав самых разнообразных явлений – и высокой мысли, и быта, и ощущения Родины и её людей, выливающийся в строки, продиктованные долгой и упорной духовной работой:

Нам всем, увы, по-разному везет.
Одним в уходе, а другим – с рожденьем.
Кому судьба подарит первый взлет,
Ну, а кому – последнее паденье…
….
И грех роптать. Таинственный закон
Вершит свой промысел и правит судьбы:
Кого – шутя возвысит высоко,
Кого – всерьез унизит и осудит.

Качают нас приливы и отливы,
Но над одним мы властны, черт возьми! –
Прожить в познанье истины пытливом,
Без лжи в душе и мелочной возни!

Стоит отметить, что поэтом достигнута индивидуальная узнаваемость стиля, своим мыслям он привык придавать выразительную и лаконичную, острую и ёмкую, часто афористическую форму, без неоправданной усложнённости и украшательства. В поэзии В. Верхонина, возможно, и не найдёшь неожиданных и ярких метафор и броских уподоблений, однако благодаря тончайшей нюансировке достигается точность и беспроигрышная доходчивость, что позволяет читателю вжиться в настроение автора и принять его. Поэт никогда не является заложником рифмы и не преследует цели ошарашить читателя и сбить его с толку поэтическими изысками. Его стихи, изобилующие отточенными, крепко сбитыми формулировками, свободны от избытка эпитетов, лишены внешнего блеска и тяготеют к краткости, классической простоте и даже некоторой аскетичности, но при этом – к красоте истины, к самому существенному. Интеллект поэта силён и отточен, во многом рационалистичен. Любое явление, с которым сталкивает его жизнь, в том числе он сам с его мыслями, чувствами, поступками, становится для него предметом исследования. Талант поэта, его вдумчивое внимание нередко позволяют обнаружить и высветить явления, незаметные привычному глазу, примелькавшиеся и кажущиеся невзрачными:

И дни мелькают, и года бегут
За ними не угнаться – труд напрасный…
От суеты меня уберегут:
Во всем мой поиск смысла ежечасный
И сопричастный с Божьей волей труд.

Самоуглублённый поиск истин нравственной чистоты, простоты человеческих отношений, гармонии мира людей с окружающим миром в стихах В. Верхонина выливается в мощный порыв духа, который возносит поэта на вершины ощущений полноты бытия даже на грани безысходности, поскольку поэт понимает, что на этой грани лучше всего и открывается смысл:

Спасибо, жизнь, за переломные события,
Что шли дела мои, отнюдь, не в стройный ряд…
Я совершил стократ глубиннее открытия,
Ибо контрасты, как известно – мысль бодрят.

В. Верхонин очень редко индивидуализирует сюжет лирических переживаний и не повествует о конкретных судьбах конкретных людей. Его стихам больше свойственна монологическая форма (хотя любой поэтический монолог скорее является диалогом с внутренним собеседником), но зачастую они перетекают в диалоги с читателем с доверительным и тёплым обращением к нему – «мой друг», «друзья». Однако лирический герой не фамильярничает и не заискивает перед читателем. Его отношения строятся на достойном уровне взаимного уважения, не снизу вверх и не сверху вниз, а глаза в глаза.

Стихи В. Верхонина проникнуты таким пониманием и такой заинтересованностью к людям, что ясно: никакая боль и никакие утраты не пропали даром, все они вошли в состав личности современного человека, все послужили его развитию и в его благо. Ведь именно победа над одиночеством, бессмыслицей, бесприютностью бытия дарует человеку и духовную свободу, и душевное спокойствие. И своё собственное существование поэт воспринимает в единстве с мировым целым. Мгновенные обыденные недоумения сталкиваются у В. Верхонина с вечными вопросами, смятенные мысли – со зрелым мышлением, и эта энергия столкновений выливается в простые для восприятия, но убедительные и наполненные необыкновенной силой и живой пульсацией строки:

«Запал» на часть – и ты утратил целое…
Возвысил Эго – потерял всё Высшее…
Ведь человека – ЧЕЛОВЕКОМ делает
Лишь приобщенность к замыслам ВСЕВЫШНЕГО.

Переживание радости бытия в стихах В. Верхонина порой звучит напряжённо, потому что он знает о быстротечности красоты и радости, о том, что всё преходяще, но очень примечательны, на мой взгляд, следующие строки, исполненные внутреннего непокоя, которые, несмотря на тонкое ощущение боли, всё же несут веру в бесконечно высокие идеалы Вечности и гармонизируют все проявления бытия:

Мой друг, отвлекись от конечного,
Вовек не найти в нем, поверь:
Лекарства от времени встречного,
И смысла тяжелых потерь.

Создавая свой поэтический мир, В. Верхонин стремится так организовать его рельеф, чтобы в сотворенном его мыслью и воображением пространстве, где есть свои вершины и свои равнины, свои озарения и свои будни, дали были раздвинуты, а за их горизонтом угадывались новые. В выборе лиц, событий, явлений, терминов у В. Верхонина нет ничего случайного, лишнего – всё выполняет определённую функцию, всё направлено на высвобождение определённого смысла. Каждая деталь в его стихах – на только ей предназначенном месте, как в крепкой продуманной конструкции. Со свойственной поэту страстью к действию, к активному поиску, с дерзостью подлинного художника он пишет:

Ищу в противоречиях – реальность.
В поступках – обесценку груза практик.
(Душе претит сухая доскональность).
И шагом измеряющий бескрайность
Мне ближе, чем расчетливый прагматик.

Весьма примечательна любовная лирика поэта – возвышенная и трогательная, трепетная и волнующая. Хоть сам поэт и утверждает, что эта тема не является основной в его творчестве, однако его же строки убеждают читателя в том, что любовь является высшей ценностью человека:

Почему ж совсем мне не писалось
О любви? Ведь эта тема – ах!
Может, драмы сердце опасалось –
Захлебнуться в чувственных стихах?

Может, разум, силой аргументов,
Внутренний запрет мне наложил?
Ни к чему, мол, эти сантименты…
Сколько тем! Пиши про то, как жил…

Но ведь жил-то я, выходит, ею!
Осознал, завязнув в пустоте:
Без любви и жить-то не умею!
Как слепой, на ощупь, в темноте.

Удивительным и неповторимым языком передаёт В. Верхонин прекрасное состояние любви, что позволяет говорить о нём не только как о поэте-философе, но и как о тонком лирике. Каким чистым светом и неподдельным сердечным чувством озарены строки, которые сообщают о том, что для истинной любви даже в не всегда романтичной действительности не существует непреодолимых преград:

В этом мире разлук и прощаний,
Где сгорают нещадно мосты,
Лишь тогда я навек обнищаю,
Если рядом – не ты…

Любовь для лирического героя В. Верхонина – это не только сила, способная пробуждать самые светлые чувства, но и соприкосновение с Вечностью:

Будь радостна, ведь мы в стране Любви!
Сюда так редко попадают вместе…
Ты, как советуют, мгновенья не лови –
Пред нами – Вечность в парке поднебесья!

Невозможно обойти вниманием и гражданскую позицию В. Верхонина («Поэт я! Но и – Гражданин!») – его Муза чутко отзывается на все проявления несправедливости, на все проблемы и болезни родной страны:

Не праздность неги, а труды…
Не славы звон, но боль отечества…
Поэт – звонарь мирской беды
Среди земного человечества.

Многие стихи В. Верхонина наполнены чувством гражданского долга и согреты сыновней любовью к Родине, в них звучат скорбь и надежда, гнев и боль современников, а гражданское сливается с личным:

Тупики на пути, тупики.
То лютуют морозы, то зной –
Моим замыслам – всё вопреки…
Но судьбы мне не надо иной…

Ничего для себя не прошу…
Впрочем, выгоду всё же тая:
Если Русь возродится моя,
То и я свою жизнь воскрешу!

И, несмотря на то, что «Вновь тьма бесчинствует на улицах России», строки поэта вселяют веру в её силу и возрождение, в то, что «Свет – сильней. »

Хочется верить, что поэзия В. Верхонина, отмеченная ясным и благородным отношением к жизни, сегодня находится на пороге большого признания. И глубоко убеждена, что стихи, раз и навсегда покорившие моё читательское сознание, затронут за живое и других читателей, вызовут радость и боль, гнев и обиду, возмущение и тревогу, улыбку и слёзы – весь спектр человеческих чувств, естественных при чтении настоящей поэзии.

Прежде всего эта книга – страстный призыв вглядеться в череду обыденных лиц и дел, предметов и явлений и обнаружить в них черты необычного, возвышенного, живущего и развивающегося, призыв отринуть от себя всё то, что недостойно этих высоких определений.

Подготовка поэтического сборника к изданию, часть I

Я, похоже, давно обещал начать цикл статей на эту тему, чтобы поделиться опытом с теми из вас, кто пишет стихи. Для начала я хочу сказать, что не являюсь профессиональным издателем — я автор, который решил издать свой сборник самостоятельно, потому что не был удовлетворен той работой, которую проделал профессиональный издатель. Такой вот парадокс, хотя, быть может, мне просто не повезло.

Итак. свой второй поэтический сборник я начал собирать в начале 2016 года. Писать начал с чистого листа, чтобы отвлечься от того «бытового» стиля, которым пользовался раньше. К концу 2016 года я понял, что необходимый материал собран и он, с моей точки зрения, гораздо лучше предыдущего. На самом деле, так думает каждый автор, который находится в творческих поисках и постоянно «эволюционирует». Если вы пишите свой второй сборник, то он, разумеется, будет казаться лучше прежнего. Однако, эта мысль не должна вас одурачить.

Читать еще:  Стихи сколько букв и звуков

Первым делом я собрал все стихи в большую такую кучу и начал первую вычитку. Это, на самом деле, толком ничего не дало, но текст стал чище. Я избавился от большинства опечаток. Cделать первую вычитку необходимо. Главным образом затем, чтобы начать формировать в своей голове структуру книги, ведь даже если мы говорим о сборнике стихов, то у него должна быть структура — логичное начало, логичное развитие, и логичная концовка. Это забывают многие поэты, которые думают следующим образом: «пожалуй, соберу все в кучу, проверю на ошибки и дело сделано!» Но нет. Дело далеко не сделано. Художественная книга — это организм, который начнет жить самостоятельно в ту секунду, когда вы выпустите его на волю. И тогда вы не сможете ничего изменить. Хотите ли вы выпускать урода с деформированными конечностями или вы хотите выпустить некое мифическое и сильное существо? Решать вам, но чтобы получилось что-то осмысленное, необходимо обдумать структуру всего текста.

Для себя я нашел простой выход. Я решил разбить все стихи на циклы, каждый из которых объединен определенной темой. Для меня это была авантюра, но именно она дала мне понять, что мой сборник — это организм с характером и индивидуальностью. Другими словами, каждый цикл говорил о чем-то конкретном или оперировал конкретными символами, но при этом — все вместе выглядело гармонично. Процесс чем-то напоминает собирание мозаики.

Так что, я настоятельно рекомендую разбивать свой сборник на циклы. Таким образом, вы сможете его лучше понять. Но и поэтические циклы следует распределять осознанно. Сложную поэзию со сложными образами лучше оставить на ужин. На завтрак берите то, что является наиболее понятным и простым. Для своего сборника я выбрал цикл «Пылевое», как цикл, который начинает всю историю. Этот цикл характерен тем, что рассказывает о вещах, которые видел каждый — похороны, кинотеатр под открытым небом, драка до полусмерти, огни соседних домов. Подобные темы близки человеку, поэтому они помогают сознанию легко войти в концепт всего сборника. Но не стоит выстраивать сложность по нарастающей. У читателя должна быть передышка, чтобы перейти к финальному аккорду. В качестве этой передышки я выбрал условные «стихи о любви».

На мой взгляд, необходимо создавать цельную историю, а не бросать в читателя разрозненные куски. Это не значит, что в поэтическом сборнике должен быть единый сюжет, но это означает, что в поэтическом сборнике должна планомерно прослеживаться центральная мысль. Да, эту мысль могут не все понять и не все оценить, но представьте себе своего читателя и постарайтесь помочь ему с тем, чтобы он понял и принял то, что вы написали. Не нужно его вводить в заблуждение, если в этом не состоит цель конкретного цикла, что также встречается (например в «темном стиле» поэзии трубадуров).

Когда циклы будут сформированы и расставлены по местам, то вам необходимо написать некий вводный текст, который характеризует вашу поэзию. Не обязательно рассказывать о себе. Я, к примеру, написал небольшой памфлет на тему проблем современной поэзии. Он получился очень ядовитым и вызвал праведный гнев у тех, кому я его осмелился показать. Но подобные вещи необходимы, если вы действительно хотите быть понятыми. Помните, что поэзия далека от развлекательной литературы и простым стихосложением вы удивить никого не сможете. По крайней мере, я понимаю это именно так, а вы можете со мной не согласиться.

На этом сегодня все, но я надеюсь что информация была полезна.

PS. Это только первые шаги в подготовке поэтического сборника, но если вы их пройдете, то у вас будет на руках то, что называется черновым текстом. В следующей части я расскажу вам о своем опыте отсеивания провальных стихов, первого взаимодействия с фокус-группой, а также о дополнительных элементах сборника, о которых следует хорошо подумать, если вы намереваетесь создать качественную книгу.

Три предисловия к моей книге

Три предисловия к моей книге, «Все будет хорошо»(Стихи,песни).
ЕДКОЕ ВРЕМЯ

Сергей Аторин решился предъявить читателю своё творчество, представляющее собой вроде бы просто тексты песен, написанных в разные годы. У меня всегда возникает подозрение при издании подобных «песенных стихотворений»: всё-таки стихи – немного другая область, там в цене точность, соблюдение либо красивое нарушение формы. В песне нехватку слога можно вытянуть звуком, за счет гласной к примеру.
Тем не менее творчество Аторина, грешащее как раз непохожестью на стихи, невольно приковало к себе, заставило пожить вместе с лирическим героем, окунуться в прошлое – в бесшабашный конец 80-х и едкие 90-е. На фоне благостного и незатейливого журчания современной эстрады и обросшего жирком русского рока песни Сергея Аторина – яростный протест, вызов навязываемой нам умиротворённости. В то же время он полностью отдаёт себе отчёт в лексических единицах, употребляя жаргонизмы и порой мат так, что придраться с формальной точки зрения не получается. Он рисует мир, отличный от среднестатистического, реальный и страшный, в котором тем не менее есть место для любви, милосердия, переживаний, рассуждений и стремления к счастью.
Книга же выстроена автором в соответствии с его целями, наиважнейшая из которых – вовлечь читателя в спорный диалог, где постепенно нам раскрывается ранимый человек, затеявший этот спор для того, чтобы исповедаться, раскрыться и поставить точку на тех моментах своей биографии, которые преодолеть дано не каждому. Более того, данным спором Сергей Аторин как бы вынуждает читателя последовать его примеру – очиститься от мучающих комплексов, от неприятных воспоминаний, вырваться из серости бытия и продолжать искать тот светлый путь, к которому стремимся с рождения.

Председатель правления КРОО «Писатели Сибири»,
член Союза российских писателей
Михаил Стрельцов

Поэзия Сергея Аторина – это тексты его песен. А тексты песен, на мой взгляд, настолько неразрывно связаны с музыкой, что представить себе их подлинную силу можно только опираясь на само произведение в целом, то есть в данном случае на саму песню.
Песни же Сергея удивительно искренние, пронизанные подлинными чувствами, энергетикой неповторимого голоса их автора, всегда привлекают внимание слушателя и зрителя. Подлинность переживаний лирического героя песен Аторина несомненна. Его раздумья отличаются глубиной, его мир – не картинный, не выдуманный кем-то и где-то. Он весь – здесь и сейчас.
Автор говорит со своим зрителем простыми, доступными, порой даже грубоватыми, но нигде и никогда не нарочитыми, не искусственными словами. Говорит он зачастую не о самых приятных вещах: о наболевшем, о криком кричащем, о пережитом. Я полагаю, что поклонники музы Сергея Аторина, как давние, так обретаемые им ныне, с радостью воспримут известие о выходе в свет книги его поэтических текстов. В добрый час, Сергей!

Эльдар АХАДОВ
Член Союза писателей России, обладатель Национальной литературной премии «Серебряное перо Руси» (2007), золотой лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси»(2007), член Ассоциации писателей Сибири, член Красноярской краевой писательской организации, руководитель Краевого литературного объединения при Государственном Центре народного творчества Красноярского края, руководитель краевой литературной студии «Былина» для незрячих и слабовидящих.

Если честно, когда Сергей Аторин принёс мне на диске записи своих песен, я не предполагал, что, после всего переслушанного мною в бурные молодые годы, услышу с этого диска что-либо новое. Но вот закончился рабочий день, все ушли, и я поставил первую его песню. И когда она отыграла, совершенно автоматически включил следующую. И следующую. Прошло уже около двух часов, мне нужно было заканчивать работу, а я всё слушал и слушал. И для того чтобы наконец оторваться от этого занятия и закончить работу, мне пришлось сделать над собою большое усилие.
Я вырос на русском роке. «Гражданская оборона», Янка, Башлачёв, Чёрный Лукич — для меня не просто известные некогда имена. Много лет я заслушивался ими взахлёб.
Но то, что я услышал теперь — не «Гражданская оборона», не Янка и не Башлачёв. Это Аторин. При всей своей верности красной нити, о которой пел ещё Башлачёв:
И можно песенку прожить иначе,
Можно ниточку оборвать,
Только вырастет новый мальчик
За меня, гада, воевать, —
Сергей Аторин — совершенно самобытный и самостоятельный автор. С ними его объединяет, пожалуй, одно: крайняя Честность песен. Любая его песня — это целый мир, и в то же время это точный слепок мира, в который мы себя вогнали — мира до того привычного, что мы перестали замечать многое из того, что замечать следовало бы. Что таится за изображением очага на куске старого холста в каморке под лестницей?
Песни Сергея Аторина — это путеводитель по тем уголкам наших миров, в которые большинство из нас предпочитает не заглядывать. Потому что страшно. Потому что привычный образ мира может оказаться под угрозой, а то и вовсе рухнуть, обнажив перед нами мир таким, каков он есть, и, что самое страшное, — показав нам нас самих такими, каковы мы есть на самом деле. Это жёстко. Кто-то скажет: «Да там сплошной мат!» Я бы ответил таким: во-первых, не сплошной. Во-вторых, если вам на ногу кирпич упадёт, какими будут ваши первые слова? До того, как вы успеете подумать? То-то же. Настоящая поэзия — это не мысль, а Стих. То есть, Стихия. Это — состояния более первичные и честные, чем наше мышление, которое и «фильтрует базар». Это — то, чем и в чём живёт наша Душа. И если у неё где-то идёт брань — значит, в этом месте действительно идёт брань, то есть битва. И бранные слова — это слова битвы, битвы за изгнание зла из этого мира. Именно поэтому они и не должны звучать всуе. Оружие следует использовать только против врага. И в случае с песнями Сергея Аторина этот закон выдержан безукоризненно. Каждым словом он разит наповал прежде всего своего внутреннего врага.
«Начни с себя» — этот главный принцип воина красной нитью проходит по всей этой книге. Неважно, кем ты был. Важно, кем ты стал. И символично название книги — «Всё будет хорошо». Воин при любом раскладе не проигрывает. Чем бы ни кончилась битва, всё будет хорошо.
В добрый путь, Сергей! Дай Бог, чтобы за этой, первой, твоею книгой последовало их еще столько, сколько ты сам пожелаешь!

Станислав ФЕНЬКОВ,
директор типографии «СЕМИЦВЕТ»,
В прошлом — рок-музыкант, автор песен.

Как написать предисловие к сборнику стихов

24.1. Предисловие

24.1.1. Назначение

Предисловие должно сообщить читателю, что ему нужно принять во внимание, читая книгу, работая с ней. Это предуведомление о книге.

В общем случае задачи предисловия — раскрыть значение темы для данного этапа развития науки, отрасли, в целом для коммунистического строительства; особенности содержания и формы, которые имеют принципиальное значение и от понимания которых зависит глубина освоения читателем публикуемого произведения (произведений); охарактеризовать источники материалов, ставших основой произведения (произведений); объяснить причины выбранного автором подхода к материалу, принципы построения произведения или отбора и последовательности произведений в сборнике; оговорить нерешенные или неосвещенные проблемы; объяснить, чем издание отличается от предшествующего или от ранее изданных на ту же тему. Все это требуется делать с учетом подготовки читателя, которому адресуется издание, и только по действительной необходимости, стараясь избегать шаблона.

Читать еще:  О чем я думаю стихи

Предисловие помещается, как правило, в изданиях произведений современных авторов, в изданиях классических произведений, сопровождавшихся ранее предисловием (предисловиями).

24.1.2. Авторская принадлежность

Предисловие может принадлежать автору произведения (произведений), титульному или ведущему редактору, авторитетному специалисту, приглашенному для того, чтобы охарактеризовать достоинства и другие особенности произведения, оговорить, какие задачи и почему не удалось решить. Но чаще всего предисловие пишет сам автор. Если из заголовка предисловия читателю непонятно, кому оно принадлежит, следует после его текста указать: Автор; Редактор; Переводчик или напечатать фамилию этого лица (лиц).

24.1.3. Заголовок

Обычно используется типовое заглавие: Предисловие; Предисловие автора; Предисловие к русскому изданию; К читателю; От автора; От издательства; От редакции и т.п. Допустим также тематический заголовок, отражающий содержание предисловия, или заголовок типа Об этой книге (когда предисловие принадлежит стороннему лицу).

24.1.4. Место в издании

Непосредственно перед основным текстом, как правило, после оглавления (содержания), если оно не отнесено в конец издания, либо после списка сокращений, если он помещен на обороте титульного листа. Значительному по объему списку сокращений предисловие должно предшествовать.

24.1.5. Порядок размещения разных предисловий

Предисловия разной принадлежности принято размещать в следующем порядке: сначала неавторские предисловия, затем — авторские, как более близкие основному тексту.

Разные неавторские предисловия располагают обычно в такой последовательности: От издательства или От редакции, предисловие стороннего авторитетного лица или тит. редактора.

Предисловия авторские к разным изданиям принято располагать в обратном порядке номеров изданий: сначала к последнему (например, к 4-му) изданию, затем к предшествовавшему (например, к 3-му), за ним — к предшествовавшему этому (например, ко 2-му) и последним — предисловие к 1-му изданию. Однако такое традиционное расположение целесообразно лишь тогда, когда предисловия к последующим изданиям содержат лишь сведения об отличиях от предшествующего издания и особенностях нового, что важно для читателя, знакомого с прежними изданиями произведения. Если же предисловие содержит лишь уточнения текста предисловия к 1-му изданию, то целесообразно предложить автору изменить предисловие и не обозначать, к какому изданию оно относится.

В переводных изданиях предисловие к переводу печатают ранее, чем предисловие к оригиналу, с которого делался перевод, как более позднее по времени и более отдаленное от основного текста произведения (авторское или изд. предисловие к оригиналу уже неотделимо от изданного произведения).

24.1.6. Полиграфическое оформление

Предисловие допустимо набирать шрифтом, кегль которого меньше, чем кегль шрифта основного текста, подчеркивая этим подчиненный, служебный характер небольшого по объему текста предисловия.

Предисловие к книге, написанное крупным авторитетным лицом, может быть набрано таким же по кеглю шрифтом, что и основной текст, особенно в случаях, когда оно содержит принципиальные положения по теме, но желательно, чтобы шрифт в этом случае отличался по начертанию или гарнитуре от начертания или гарнитуры шрифта основного текста произведения. Таким же чаще всего бывает решение, когда предисловие принадлежит автору и помимо вспомогательных сведений содержит некоторые принципиальные, отправные для содержания книги положения.

24.2. Вступительная статья

24.2.1. Назначение

Вступительная статья должна помочь читателям лучше, глубже, точнее, тоньше, с учетом современных достижений научной мысли воспринять художественное или научное творчество писателя или ученого, чье произведение (произведения) публикуется в издании. Цель вступительной статьи, таким образом, шире, чем цель предисловия. Это анализ, осмысление творчества или произведения. В сущности, вступительная статья — историко-литературное, историко-научное или теоретическое произведение, которое в известной степени самостоятельно и может быть опубликовано даже в виде отдельного издания или в составе сборника произведений автора вступительной статьи. В силу изложенного она не может принадлежать автору книги. Чаще всего вступительная статья — принадлежность издания произведений классики.

24.2.2. Заголовок

Может быть типовым (Вступительная статья) или тематическим (формулирующим тему статьи).

24.2.3. Место в издании

Вступительная статья должна открывать книгу. Ее место — после титульного листа, перед предисловием автора, если оно входит в издание. Предшествовать вступительной статье может только предисловие изд-ва, редакции или редактора, как предуведомляющее читателя обо всем издании, включая и его вступительную статью, или оглавление (содержание), если принято решение не помещать его в конце издания.

24.2.4. Полиграфическое оформление

Чаще всего вступительную статью, как и предисловие, набирают шрифтом более мелким по кеглю, чем шрифт основного текста, с целью резко отделить аппаратный текст от основного. Отступления от традиции редки и должны быть хорошо мотивированы (автор с мировым именем, создание выдающегося по значимости произведения в форме вступительной статьи и т.п.).

24.3. Послесловие

24.3.1. Назначение

Послесловие очень близко по назначению к вступительной статье с той лишь разницей, что автор послесловия в большей степени оперирует материалом произведения в расчете на знакомство с ним читателя. Послесловие, однако, не только анализирует и осмысляет с современных позиций произведение автора, но и часто дополняет его современным материалом.

24.3.2. Заголовок

Может быть и типовым (Послесловие) и тематическим (формулировать тему послесловия).

24.3.3. Место в издании

Послесловие помещают после приложения (приложений), перед всеми другими частями затекстового аппарата: библиографическими списками, примечаниями, вспомогательными указателями и т.п. — к этим частям затекстового аппарата читатель обращается многократно и по ходу чтения и после, что и вынуждает их ставить ближе к концу издания, чтобы облегчить их розыск.

Сатурния

Сайт литературного объединения «Сатурния»

Предисловие к сборнику «Первые шаги»

«Мгновенье – и стихи свободно потекут»… Кто не помнит этих пушкинских строк?! Многие люди, особенно в отроческие и юношеские годы, пытались выразить словами чувства, переполнявшие их, и пытаются до сих пор. Однако процесс рождения стиха не так прост.

Что это – рождение стиха? Таинство? Связь с Богом? Труд, помноженный на терпение? Или всё вместе? Или – «поэзия это круто налившийся свист» и «шёлканье сдавленных льдинок»? Или – поэзия рупор каких-то идей? Или – поэзия просто течение по воле волн моря капризного вдохновения? Или – поэзия каждодневный труд и продукт сугубо мыслительной (даже: рациональной) деятельности? Вряд ли кто-то знает правильный ответ, потому что у каждого ответ – свой. Для каждого Поэзия – что-то особое, и у каждого Муза – со своим неповторимым характером.

Радует, что многие молодые люди в наше время пытаются писать. Увлечение поэзией нетрудно объяснить: чаще всего это стремление обрести положительный идеал, гармоничное мировосприятие; думается, сказывается неприятие обыденной жизни, лишенной романтического, высокого, настоящего.

В то же время ни для кого не секрет, что подавляющее большинство «сочинителей», подобно Онегину, не в состоянии отличить ямба от хорея, не в ладах с русской орфографией и пунктуацией, словарь их беден и примитивен, культура речи на низком уровне. Это лишает поэзию молодых лёгкости, красоты, гармонии, духовности. И это, несомненно, большое упущение. Если правильно организовать ребят – начинающих поэтов – в своеобразный кружок по развитию поэтической одарённости…

…Сколько можно было бы воспитать молодых талантов! И не обязательно новых Пушкиных и Шекспиров! Можно просто давать ребятам начальное поэтическое образование, учить их грамотно выражать свои мысли и чувства, развивать умение дискутировать, формулировать и отстаивать свою точку зрения. Совсем необязательно, чтобы воспитанник такого кружка непременно стал поэтом. Но опыт «всматривания» в Слово, умение увидеть гармонию и музыку речи может оказаться бесценным на любом профессиональном поприще.

Ранее существовал подобный кружок при ЦТДиЮ – «Хрустальное перо». Им руководила поэтесса Е.Юргенсон. Этот кружок дал целую плеяду талантливых поэтов, журналистов и даже юристов. Но сейчас его, к сожалению, нет.

Зато в нашем городе существует литературное объединение «Поэтический Нефтекамск». В его рамках в 2008 году была создана секция, объединившая начинающих поэтов всех возрастов (от 15 до 45 лет). Велась активная работа по развитию поэтической одарённости и формированию литературного вкуса. По результатам работы несколько молодых поэтов «получили путёвку» в местные СМИ.

Впоследствии работа с начинающими поэтами в рамках кружка, изучение и обобщение опыта работы кружка «Хрустальное перо», анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской одаренности позволили нам разработать «Экспериментальное методическое пособие по развитию творческой (поэтической) одарённости у ребёнка». На его базе была организована кружковая работа и индивидуальные занятия с талантливыми школьниками, студентами, а также уже давно пишущими поэтами.

Мы считаем, что особым образом организованная учебно-игровая среда способствует развитию творческой активности детей. Предрасположенность сочинять есть практически у каждого ребёнка. Нужно всего лишь поместить его в такую атмосферу, которая способствовала бы развитию его творческих способностей.

Что такого особенного в нашей методике? А вот в чём особенность: занятия проводятся в игровой форме. Поэзия не должна быть невероятно сложным грузом, всё должно получаться играючи, по вдохновению. Необходимые материалы – 48-листовая тетрадь для записи теоретического материала и выполнения практических заданий и набор разноцветных ручек. В ходе занятий группе учащихся даётся теоретический материал из 2 части прикладного пособия (например, сведения о размере, рифме, форме стиха – сонет, рондо и т.д.), а затем предлагается выполнить практические упражнения по теме из 3 части пособия (например, подобрать рифмы, составить буриме, написать хокку). Это творчески развивает кружковцев и помогает им овладеть основами стихосложения, расширяет их кругозор и общую грамотность.

Выполнение подобных заданий (сочинение сонетов, рондо, хокуу и т.д.) вовсе не «издевательство» над стихотворной традицией, как считают некоторые противники нашей методики. Это просто упражнение, задание, направленное на развитие воспитанников. Мы же не говорим, что использование отрывка, например, из «Мастера и Маргариты» М.Булгакова для закрепления орфограммы «не и ни с разными частями речи» на уроке в 9 классе – издевательство над великим классиком.

Ключевых понятий, которые мы вводим на первом этапе, всего два: РИФМА и РАЗМЕР. Не злоупотребляя литературоведческой терминологией, в игре, с помощью забавных рисунков, несложных рифмовок можно показать, как «работает» рифма, какие способы рифмовки существуют, что такое размер и как стихи «текут» плавно и красиво, когда не сбиваешься с выбранного ритма и размера.

Затем происходит постепенное усложнение занятий, вводятся новые термины и понятия, усваиваются новые формы и способы стихосложения; появляются «зрелые» стихи в противовес «ученическим»; поэтические «этюды» становятся не самоцелью, а средством; усложняется мировосприятие; какие-то элементы стихосложения, способы и приёмы, усвоенные на занятиях, активно используются в поэтической практике.

Чтобы начинающие поэты работали не только на занятиях, но и дома, им даются обширные домашние задания. Домашнее задание придумывается каждый раз сообща в зависимости от потребностей группы. Тема следующего занятия выбирается так же – в зависимости от необходимости с ней ознакомиться или от желания участников группы. В этом наша методика отличается от других методик, где существует жёсткий план занятий, определён объём знаний, который должен усвоить ученик. План занятий по нашей методике формируется по ходу самих занятий. Существует определённый минимум, который должен усвоить и понять начинающий поэт, но не важен порядок получения знаний.

Читать еще:  Вера полозкова стихи что тебе ещё рассказать

Члены группы получают возможность читать свои стихи, обсуждать их с коллегами, а также с приглашёнными критиками и педагогами. Лучшие работы рекомендуются на общественное прочтение и к публикации в местных СМИ. Но самое главное, что дает работа кружка – это литературное образование и духовно обогащенное общение.

Вы скажите: это всё хорошо. А где результаты? Почему это ваших поэтов нигде не было слышно и видно? Отвечаем: мы долго готовили наш первый выпуск. К нам приходило множество людей, с ними велась работа. Кружок посещало в разное время от 3 до 15 человек. Кто-то отсеивался, не выдерживая ритма работы (поэзия в первую очередь требует самодисциплины, постоянной работы над собой, над своих образованием); кто-то оказывался графоманом и тоже отсеивался; кому-то требовалось только один раз высказаться и они пропадали; кто-то уезжал от нас в другие города на учёбу или работу; кто-то, посчитав, что достиг вершины, уходил в «свободное плаванье»; кто-то получал от нас необходимую поддержку и приходил время от времени… Мы обзавелись новыми друзьями, открыли новые таланты, сочинили вместе немало прекрасных стихов, рассказов и песен.

И вот перед вами – дебютная книжка нашего литературно-поэтического объединения «Saturnia» «Первые шаги». Saturnia – это бабочки-павлиноглазки, одни из самых больших и красивых бабочек в мире. Поэзия и вправду похоже на бабочку: стихотворение существует краткий миг, пока читаешь его или слушаешь – затем оно взмахивает крылами – и остаётся только ощущение стиха, как прикосновение крылышек бабочек к лицу. А ещё в древности поэты называли Сатурнией Италию – родину великих Вергилия, Данте, Петрарки. Так что название нашего ЛПО «Saturnia» весьма символично.

В первую книгу вошло всего 6 авторов. Несомненно, есть множество других талантливых поэтов, чьё творчество не было включено в сборник по разным причинам (главным образом, по причине отсутствия авторов в Нефтекамске или их нежеланием печататься ввиду высокой самокритичности). Чтобы никого не выделять и не обижать, мы решили расположить авторов в алфавитном порядке.

Открывают сборник стихи Ивана Бегмы. Иван на данный момент – студент гуманитарного факультета Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета, получает образование филолога. Думается, что изучение филологических дисциплин даёт Ивану хорошую базу для творчества. В стихах Ивана отразились искания: искания родной души, своего места в жизни, предназначения. Иван по большей части – максималист. Его отличает непримиримая неприязненная позиция по отношению к трусости, приспособленчеству, покорности. «Летать так летать» – эти слова можно признать девизом Ивана в творчестве. Но его творческая позиция отражает и жизненную позицию. Иван относит себя к андеграундной культуре панков. Но это не значит, что его стихи содержат только протест и наполнены нецезурным содержанием (что является распространённым стереотипом по отношению ко всем андерграундным субкультурам), напротив, многие его стихи лиричны, его герои – романтики по своей натуре.

Любовь Беляева – человек, который воспринимает мир совершенно по-особому. Это отражается как в авторской позиции, так и в непосредственности мировоззрения героев ее стихотворений. Чувство ритма, использование точных рифм, простота и наивность – этим в первую очередь удивляет и привлекает ее лирика. И пусть в ее творчестве встречаются мотивы одиночества, но гораздо чаще стихотворения Любови проникнуты светлой радостью, граничащей с упоением красотой природы и восторгом. Впрочем, они не лишены и определенной иронии по отношению к миру и самой себе, что так же нельзя не отметить. Несмотря на то, что Любовь уже получила среднеспециальное образование по специальности «Дизайн», она решила не останавливаться на этом и сейчас обучается на психолога в ВЭГУ. Думаем, ее целеустремленность и оптимистический настрой помогут ей двигаться дальше по пути творческой самореализации.

Лилия Гареева учится на заочном отделении гуманитарного факультета Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета (специальность «Юриспруденция»). Лилия не только пишет стихи, но и сочиняет музыку – она является бардом. В нашем ЛПО она впервые появилась с гитарой. Для неё мелодия и стихи неотделимы. Поскольку её строчки рождаются одновременно с музыкой, стихи Лилии отличаются интересным интонационным построением, может быть, не всегда удачным с точки зрения верификации. Её стихи пронизаны особой нежностью, отличаются искренностью. С каждой новой песней она совершенствует свой стиль, оттачивает умение подбирать нужные слова, точные и удачные по звучанию рифмы, устраняет сбивки размера.

Айгуль Гаялова тоже студентка гуманитарного факультета Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета, без пяти минут выпускница: в этом году она оканчивает 5 курс специальности «История». Надо отметить, что это её второе образование. Стихи Айгуль очень гармоничны по своей сути. Если первые её опыты ещё несли в себе черты юношеского максимализма, несли в себе эмоцию надрыва, надлома («Теперь я тишина»), то последние её стихи уже являются зрелыми, гармоническими и технически более совершенными. В её стихах много сострадания, любви ко всему миру, стремления разделить боль окружающих («Тише, ангелы спят»). Айгуль пишет не постоянно – а рывками, по нескольку стихотворений в ночь – затем тишина на полгода. Эмоция выплёскивается разом – и поэтому восприятие острее.

Новые стихи Светланы Кузнецовой, когда мы их увидели, поразили нас своим новым качеством по сравнению с тем, что было ранее. Имя Светланы, возможно, известно местным жителям: её стихи не раз появлялись на страницах «Красного знамени». Сейчас Светлана учится в Екатеринбурге в Уральском государственном университете на факультете «Политологии и социологии». Жизнь в другом городе, вдали от привычной среды очень изменила Светлану, и по её стихам это чувствуется. Если раньше она просто излагала в стихах свои размышления (очень интересные и порой парадоксальные), то теперь её стихотворения стали конкретнее, осмысленней, глубже, символика обрела двойное и тройное дно, эмоция передаётся не непосредственно, а зашифровано. Чтобы понять поэзию Светланы, необходимо обладать достаточно большим багажом знаний, иметь готовность вникать в поэзию, размышлять над словом и символом, поражаться обилию мыслей автора, принимать автора таким, какой он есть.

Новым Есенином окрестили в нашем ЛПО Азамата Мухамедьярова, студента гуманитарного факультета Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета (специальность «Юриспруденция»), и неспроста. Поэзия Азамата чисто мужская, но очень музыкальная и лирическая. В его стихах – положительное восприятие мира, его лирический герой готов бороться с трудностями и выходить из них победителем, как и положено настоящему мужчине. Азамат увлекается классической музыкой, что не может не сказываться на стихах. Они обладают лёгкостью, напевностью и в то же время наполнены смыслом и очень широки в эмоциональном спектре. Редко пишут столь чистые и добрые стихи.

Как видите, все авторы разные, каждый поэт – индивидуальность. Поэтому мы не стараемся переучить приходящих к нам ребят писать «правильно». Мы не знаем, как «правильно». А они знают. «Правильно» – это так, как хочется, но на высоком уровне. Планку высокого уровня задаём как раз мы – не только руководители кружка, но и все кружковцы вместе. Когда поэт читает стих, сразу видно: талантлив он или просто графоманит потихоньку. И когда у слушателя есть уже «поэтический багаж» (когда слушатель начитан), он может дать чтецу вполне авторитетный и аргументированный отзыв. Значит, автор стремится соответствовать заявленной планке. Пусть не всегда получается – но «к цели двигается даже тот, кто просто ползёт».

И среди стихов, отобранных нами, есть не самые удачные, есть откровенно «ученические» работы. Зачем мы их даём? С двумя взаимосвязанными целями: во-первых, показать эволюцию автора (если она есть), во-вторых, показать нашу работу как руководителей, воспитателей, наставников.

Мы не позиционируем наш сборник как «новую волну» поэзии, сметающую всё и вся на своём пути. Нет. Наш альманах – скорее отчётный документ, «слепок» определённого этапа нашего большого поэтического пути. Именно поэтому он называется «Первые шаги». Да, это пока робкие, неуверенные шажки, но скоро – мы очень надеемся – они превратятся в уверенную походку зрелого поэта.

galareana

galareana

Этот сборник включает в себя в почти всю книгу стихов «Терруар одиночества» и немного из предыдущих книг: «Чистая женская лирика», «Свойства раковины», «Создаю небо» и следующей, которая еще пишется «А вместе».

Терруар одиночества» — место для вызревания различных одиночеств – одиночеств поэта, одиночества женщины, одиночества в любви, одиночества в жизни,во времени и месте, в возрасте и уровне эрудиции. жизни, во времени и месте, в возрасте и уровне

Стихи – это всегда попытка контакта. Контакта, например, внутреннего я с внешним телесным обликом. Или внешнего окружения с внутренним миром. Самоизоляция – есть схлопывание в черную дыру.

В стихах найденное внешнее гармоническое созвучие обнажает, делает отчетливой только мистически прозреваемую сущность взаимоотношений элементов природы, человека и вещей.

Человек думает всем телом, а не только логическими конструкциями. Чувства поэта всегда трагичны. Настолько громаден их объем, что подавляет. Разделить ношу можно только со стихами, иначе невозможно вынести. И бесконечная их полярность – это живые пульсации твоей плоти и мироздания в целом. Это всегда взаимоотношения, любой монолог – это диалог с внутренним собеседником, который часть твоего внутреннего мира. И даже природа, и история, и религия, и Бог вбираются во внутреннее пространство, становятся неотъемлемой частью тебя самой. «Но человек есть мир». Это то, что я могу сказать о «Терруаре одиночества». И вот этот образ отношения к миру, образ возможной позиции в какой-то момент изменился.

Началась другая книга стихов «А вместе». Но спасенная от отчуждения личность, которая в свой труд вкладывает душу, осталась. Спасти «душу живу» мне удалось в очередной раз, как и в других более ранних книгах стихов.

В тех книгах человек спасался чувством от овеществления. Мы не «призраки нагруженные знанием», из плоти и крови мы, утонувшие в материальных заботах сего дня, но ими не ограничены. Бороться за Жизнь и Смерть приходиться в области чувств (бомжи что-то не кончают жизнь самоубийством). Бороться, чтобы подняться до чувств. Чтобы писать что-то искренне, надо иметь страсть. И страсть – это не только эрос, это любые эмоции доведенные до пикового состояния. А потом надо выйти из него и взглянуть на дела рук своих с сознательной озабоченностью стилем. Это и есть мой философский подход.

Необходимым поэтическим элементом может быть и звуковая ценность слова, и цвет, нагнетаемый сравнениями, и линия длины строки – весь комплекс ощущений. Но только глубокий трепет духа собственно разговор с одушевленным миром – есть внутренний голос, есть индивидуальность, есть наш вопрос этому миру людей, который входит в тебя, и ты не можешь от них отречься, ибо мир и ты – суть одно и тоже. Остается ждать ответа. Остается ждать контакта.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector