37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться читать стихи 3 класс проект

Мультимедийная презентация к уроку в 3 классе “Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского)”

Презентация разработана согласно этапам урока. Содержит основные определения, портрет деятеля

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация к уроку в 3 классе “Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского)”»

« Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского)

  • Познакомить учащихся со статьёй Я.Смоленского.
  • Обучать осознанному чтению стихов.
  • Развивать память, речь, мышление.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1

– Что вам сегодня задали? – А-а-а! Пустяки! Стихотворение выучить, у меня память хорошая, быстро вызубрю!

«Как научиться читать стихи»

  • Почему в названии слованаучиться читать, а ненаучиться учить?
  • – Можно ли по названию определить жанр?

«Жизнь и творчество Я.Смоленского»

Научно – популярная статья .

– Почему научная? – Кто пишет статьи? – Почему популярная? Что может быть популярным? – Прочитайте первое предложение статьи. – Прочитайте последнее предложение. – Что необычного вы заметили?

Сначала нужно научиться читать стихи для себя.

мысли и запись её на карточку со схемой:

Нужно научиться читать стихи для себя!

Представляй то, о чём читаешь.

ГЛАЗА УШИ НОС

КОЖА ЯЗЫК

СЛУХ ЗРЕНИЕ ВКУС ОБОНЯНИЕ ОСЯЗАНИЕ

мысли и запись её на карточку со схемой:

Нужно научиться читать стихи для себя!

Представляй то, о чём читаешь.

Не торопись! Читай внятно!

  • Меня удивило___________________________Я узнал (а)______________________________Я научился ( научилась)__________________Мне надо научиться читать стихи для того, чтобы_____

Домашнее задание:

  • 1)Дополните список своими советами.
  • 2)Задание по желанию:подготовьте к следующему уроку чтение полюбившегося стихотворения (можно не наизусть), используя советы Я.Смоленского.

Конспект урока литературного чтения Тема урока: «Как научиться читать стихи»

Конспект урока литературного чтения

УМК «Школа России»

Тема урока: «Как научиться читать стихи»

Цель занятия : создание условий для совершенствования навыков выразительного чтения стихотв орных текстов .

– дать представления о том, как привильно читать стихотворения;

– формирование представлений о жизни и творчестве Я.Смоленского и Ф.И.Тютчева.

Развивающие:
– развивать и обогащать речь учащихся.

Воспитательные: –
– воспитывать чувство прекрасного, чувственное восприятие художественного текста.

– коррекция основных мыслительных операций, развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания,логического мышления, гибкости мышления.

Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение 3 кл., ч. 1, карточки со смайлами для рефлексии, памятки с советами.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ

Деятельность

Деятельность

обучающихся

фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г – групповая)

Дидактические

интерактивное

оборудование

Формы контроля, взаимокон троля и самоконтроля

– Давайте поздороваемся и поднимем друг другу настроение. Встаньте в круг и по очереди пожелайте соседу слева чего-нибудь хорошего. Начнем с … Можете садиться.

– Что должно лежать у каждого из вас на парте?

– Молодцы. Теперь мы можем начать занятие.

Приветствуют учителя. Встают в круг, желают соседу слева чего-то хорошего. Проверяют свою готовность к уроку.

– Ребята, давайте проведем разминку.

1. Упражнение для дыхания:

а) вдох, на выдохе «поём»: а,о,у,и,э

(повторяем 2 раза)

2. Упражнение для дикции:

И – Э – А – О – У

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

рас гро гре

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

-А теперь откройте учебник на 60 странице и прочитайте тему нашего урока.

Какую цель мы можем перед собой поставить? (научиться правильно и выразительно читать стихи).

А кто же нас этому будет учить…

Играют в «А что это у человека?», «Ухо-нос».

Определяют тему и цель урока.

3. Основная часть

Познакомьтесь пожалуйста: внимательно послушайте…

Перед вами выступал Яков Михайлович Смоленский.

Как выдумаете, кто же такой Яков Михайлович Смоленский?

Правильно. Яков Михайлович актёр, и не просто актёр, а театральный педагог. Профессор и заведующий кафедрой речи Высшего театрального училища имени Щукина, создатель целой школы сценической речи и художественного чтения. Народный артист.

С 1996 года в России проводится межвузовский конкурс чтецов имени Якова Смоленского (то есть студенты различных высших учебных заведений показывают своё умение читать стихи).

Статью замечательного артиста, умеющего прекрасно читать стихи, мы с вами сейчас и прочитаем…

(дети читают по цепочке…)

– Прочитайте первое предложение статьи.

– Прочитайте последнее предложение.

– Что необычного вы заметили?

Одна и та же мысль:

Сначала нужно научиться читать стихи для себя.

– Давайте поразмышляем, что автор имеет в виду?

Прослушав, и прочитав советы автора, мы с вами можем вывести формулу успешного освоения материала. Я вам раздаю каждому по памятке, храните ее, и перечитывайте. Если будете соблюдать эти нехитрые советы, то запоминать стихотворения будет гораздо легче.

Как научиться читать стихи

Представляй себе то, о чём говорит поэт.

Читай стихи, не торопясь, чётко.

Не «проглатывай» звуки и слова.

Произноси стихи в два раза медленнее, чем говоришь.

Слушай себя при чтении стихотворения вслух.

– Ребята, давайте отдохнем: встаньте у своей парты.

Сейчас я буду произносить слова, если вы услышите слово, обозначающее явление природы – присядте на корточки.

Грохот, гроза , лес, гром , гора, дождь , солнце, таяние снега .

– Кто из вас был внимательным: гроза, гром, дождь, таяние снега – явления природы какого времени года я назвала?

Молодцы, садитесь, продолжим работу.

– Сегодня мы с вами познакомимся с стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза».

Но сначала краткая биография поэта. Слушайте внимательно, после я задам вопросы.

Ф.И. Тютчев прекрасный русский поэт, творчество которого высоко оценивается и в наше время. Фёдор Иванович родился в 1803 году и принадлежал к одному из старинных дворянских родов. Будучи еще совершенно юным, Федор начинает писать первые стихотворения. Уже в 16 лет его стихи печатают в журналах.
Стихи Тютчева очень понравились Александру Сергеевичу Пушкину. В 1854 году на свет появился первый сборник стихотворений поэта.

– Так кто же такой Федор Иванович Тютчев?

– Кому очень понравились стихи Тютчева?

– В каком году вышен первый сборник стихов?

Урок-проект по литературному чтению в 3 классе “Как научиться читать стихи”

Литературное чтение 3 класс

Тема: Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского)

Цели: помочь ученикам самостоятельно с опорой на статью Я.Смоленского составить памятку «Как научиться читать стихи» .

Планируемые результаты
Личностные умения: – проявлять интерес к изучению статьи Я.Смоленского;
проявлять осознанно-эмоциональное отношение к процессу чтения стихотворений вслух .

Познавательные УУД: – извлекать информацию, представленную в разных формах;
– устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Регулятивные УУД: – выполнять учебные задания в соответствии с целью;

– корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД: – готовность слушать собеседника и вести диалог,

– признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные умения: – самостоятельно прогнозироват ь содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

относить произведения к жанрам по определённым признакам;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– по ходу чтения представлять картины, описанные автором ;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух.

Организация образовательного пространства

Информационный материал: учебник «Литературное чтение ч.1».
Демострационный материал: электронная презентация.
Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Организация 1мин

Психологический настрой учащихся на урок.

Мы к уроку готовы.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

1 .Введение в новую тему. 2мин

Не теряя ни секунды драгоценного времени включаемся в работу.

ПОЭЗИЯ СТИХОТВОРЕНИЕ

ПОЭТЕССА [ТЭ] РАССКАЗ

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

Прочитайте слова. С каким литературным жанром связаны эти слова? Помогло ли вам это задание понять, о чем пойдет речь на уроке? (СТИХИ) – на доску карточку.

2 . Размышление об услышанном в диалоге детей: 5 мин

– Что вам сегодня задали?

– А-а-а! Пустяки! Стихотворение выучить, у меня память хорошая, быстро вызубрю!

Прочитайте диалог каждый шепотом

Прочитайте в паре по ролям

Прочитайте для класса

Кто согласен с мальчиком?

Это действительно лёгкое задание для тех, кто имеет хорошую память?

Как долго помнится стихотворение, если его вызубрить?

Читать еще:  Стих доброе утро как спалось

Подумайте, ВЫЗУБРИТЬ и ВЫУЧИТЬ это одно и тоже?

Я заранее попросила вас посмотреть в толковом словаре значение слова «ВЫЗУБРИТЬ». Итак, что обозначает это слово? (ЗУБРИТЬ) – на доску

Посмотрите, какая запись получилась на доске. (СТИХИ ЗУБРИТЬ) – какой знак, какое слово вы бы сюда добавили? О чем же будет наш урок, чему посвящается?

Ребята, я предлагаю подумать сегодня над вопросом (МОЖНО ЛИ НЕ ЗУБРить СТИХИ, но ЗАПОМНИТЬ ИХ НАДОЛГО?) и постараться найти на него ответ.

Ваше первоначальное предположение какое?

Где нам искать ответ на этот вопрос? Как убедиться, кто из нас прав, а кто заблуждается?

Предлагаю, для решения поставленного вопроса поработать с разной информацией и создать всем вместе памятку «Как учить стихи». Согласны? А нужны ли нам эти знания?

Итак, главная цель нашего урока составить памятку, которая будет помогать нам в чтении стихов наизусть.

Начнем нашу работу.

Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач . 5мин

Я хочу познакомить вас, ребята, с необычным человеком: Я. Смоленским.

Яков Михайлович Смоленский – народный артист РФ, профессор. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Театральном училище им. Б. В. Щукина, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинающим талантливым артистам. Яков Михайлович создал превосходную школу сценической речи и художественного чтения. Многие популярные артисты считают его своим учителем.

Как вы думаете, почему я хочу вас познакомить именно с Я.Смоленским? Может ли он нам помочь найти ответ на поставленный вопрос? Да, действительно Я.М.Смоленский тот человек, который знает тайну, как следует учить стихи так, чтобы они надолго запомнились.

Хотите узнать его тайну?

– Для этого нам нужно будет прочитать статью Я.Смоленского. Прочитайте заголовок статьи на слайде. Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в этой работе?

Предлагаю работать по плану:

Ответить на вопросы.

Составить памятку «Как научиться читать стихи».

Потренироваться читать стихи с опорой на памятку.

Работать будем в группе. Вспомните правила, посмотрите на слайд. Назначьте в группе ответственного, писаря и спикера.

Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме 5 мин.

Работа со статьёй. Чтение статьи учителем

Отвечают на вопросы.

Можете ли вы сказать, что автор делится своими секретами, учит нас, как правильно читать стихи?

Как вы считаете, можно ли опираясь на эту статью составить памятку «Как научиться читать стихи»?

Прежде чем вы приступите к следующему пункту нашего плана, объясните значение слов: ВООБРАЖЕНИЕ ВООБРАЖАТЬ

ФИЗМИНУТКА 1мин.

Практическая работа по созданию проекта в группах. 10мин.

Перечитайте статью. Выпишите советы, из которых можно составить памятку.

Перечитайте статью и к советам автора добавьте свои советы.

Перечитайте статью и из списка советов выберете те, о которых говорит Я.Смоленский в своей статье.

Презентация памятки 5мин+3мин

Заслушиваем каждую группу. (Выходит к доске спикер и зачитывает выписанные из статьи советы)

Прочитайте все советы.

Чтобы этими советами вы могли воспользоваться и в классе и дома, наклейте памятки в тетрадь по чтению.

Хотите узнать, как работает памятка? Слушаем, как читает Я.Смоленский стихотворение Б.Заходера «Буква Я».

Рефлексия. 3 мин

Давайте вернемся к фразе, с которой начался наш урок (СТИХИ ЗУБРИТЬ). Чтобы вы теперь добавили в эту фразу?

Посмотрим на план, все ли пункты плана мы выполнили?

Оцените свою работу в группе, оцените работу группы.

Домашнее задание: 1мин

1) Дополните список своими советами.

2)Задание по желанию: подготовьте к следующему уроку чтение полюбившегося стихотворения (можно не наизусть), используя советы Я.Смоленского.

Дополните памятку своими советами

Как научиться читать стихи

Представляй себе то, о чём говорит поэт.

Читай стихи, не торопясь, чётко.

Не «проглатывай» звуки и слова.

Произноси стихи в два раза медленнее, чем говоришь.

Слушай себя при чтении стихотворения вслух.

Проект «Учимся читать стихи»

Галина Павлова
Проект «Учимся читать стихи»

Тип проекта: информационно- творческий.

По продолжительности: краткосрочный.

Состав участников: дети, взрослые, родители.

Цель: формирование умения владения речью при художественном чтении стихотворений.

• Создать благоприятные условия для саморазвития ребенка

• Познакомить с понятием «выразительное чтение стихотворения»

• Способствовать развитию связной речи детей

• Обогатить словарный запас воспитанников

• Воспитывать литературный вкус.

Познакомятся с понятием «выразительное чтение»

Обогатится речь, словарный запас.

Будут стараться эмоционально читать стихи.

Будут активно помогать развивать речь детей, участвовать в жизни группы (конкурсы чтецов, подготовка чтецов к праздникам, помощь в их организации).

Осуществляет инновационную деятельность;

Повышает профессиональный уровень.

Актуальность: Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов.

Тематический план работы с детьми.

Непосредственно- образовательная деятельность:

Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спи младенец, мой прекрасный…»

Цель: помочь детям понять и запомнить новое стихотворение, выразительно читать его.

Рассматривание картины «Моя семья»

Цель: ввести понятие «семья» (члены семьи, их взаимоотношения). Учить рассказывать о членах своей семьи.

Художественно- эстетическое развитие:

Тема: «Игрушка для сестренки или братишки»

Цель: воспитывать заботливое отношение к малышам. Учить рисовать предметы круглой, квадратной и прямоугольной формы. Аккуратно закрашивать, не заходя за контур.

Тема: «Украсим коврик».

Цель: продолжать учить аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Учить резать полоску бумаги по прямой, составлять узор из полосок.

Тема: «Погремушки».

Цель: продолжать учить работе с пластилином, умению раскатывать его круговыми и продольными движениями ладоней. Самостоятельно украшать их.

Тема: «Разные кроватки»

Цель: Закрепить знание названий деталей строительного материала и способы его использования. Уметь обыграть постройку.

Какие стихи мне нравятся.

Мое любимое стихотворение.

Дидактические игры и упражнения

1. Подбери картинку к стихотворению.

2. Покажи мимикой, что ты грустный, веселый и т. д.

3. Узнай по картинке, про что стишок.

4. Добавь словечко. Договори слово.

5. Как назвать вторым словом.

6. Что это может быть.

7. Скажи ласково.

3. У медведя во бору.

3. Встали пальчики.

Инсценировки по стихотворениям:

М. Ивенсен «Разговор по душам» и Л. Введенски «Песня машиниста».

Как спит кошка, собака.

Как дома укладывают спать малышей.

Взаимодействие с родителями:

Консультация «Как учить стихи дома»

Беседа «Требования к стихам для детей»

Помощь в организации и проведении конкурсов и презентации.

По итогам работы над проектомможно сделать следующий вывод:

Проект направлен на формирование у детей умения владения речью при художественном чтении стихотворений. Цель была достигнута. Участвуя в проекте дети стали выразительно читать стихи, использовать мимику, жесты.

Презентация «Вечер поэзии»

Цель: Помочь детям показать свое умение эмоционально читать стихотворение.

Оборудование: цветы в вазах, салфетки для украшения столов, сладкие призы, чашки с блюдцами для всех участников, угощение.

Взрослый в костюме «Медвежонка».

В гости приходит Медвежонок. Разговор с детьми. Почему столько много детей и взрослых. Дети рассказывают ему. Предлагают послушать, как они читают стихи.

После чтения 5-6 стихотворений проводится подвижная игра «Кто позвал тебя, узнай?».

Дети предлагают Медвежонку тоже прочесть стихотворение. Он читает стишок «Почему медведь зимою спит?». Читает невыразительно. Воспитатель обращает внимание детей на прочтение стихотворения, понравилось или нет. Дети учат правильно читать. Затем читают еще стихи.

Медвежонок хвалит детей за хорошее чтение стихов и предлагает поиграть в свою любимую игру «У медведя во бору». Проводится подвижная игра.

Медвежонок вручает призы за хорошее чтение стихов.

Проводится совместное с родителями чаепитие.

Консультация для родителей «Как учить стихи дома».

Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста – овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе.

В детском саду есть специальные занятия по развитию речи на которых проводится работа по формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, ознакомлению с произведениями художественной литературы. Мы учим отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (трудолюбивый, добрый, смелый). Есть и занятия по заучиванию потешек и небольших авторских стихотворений. Они позволяют повысить умственную и речевую активность детей. Как мы учим запоминать стихотворение.

1. Чтение стихотворения с установкой на запоминание.

2. Беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные его части.

3. Повторное чтение его и беседа о том, как читать те или иные части стихотворения.

Поупражнять детей в выразительном чтении наиболее трудных моментов.

4. Чтение стихотворения детьми хором и индивидуально.

В семьях детям вы довольно много читаете разные произведения, но стихи – редко. Однако дети с удовольствием и пользой для себя могут слушать отрывки из некоторых поэтических произведений классиков (Пушкина, Некрасова, они глубоко воздействуют на чувства. Музыка стиха поэтов- классиков воспитывает ребенка, способствует активному приобщению его к литературе. Но не надо ограничиваться лишь чтением ребенку, обязательно ненавязчиво задавайте детям такие вопросы, которые бы помогали сыну или дочери понять прочитанное, воспитывали бы культуру речи. Можно и нужно учить с детьми стихи наизусть, так как, анализируя стихотворение, проводя упражнения на запоминание и выразительное чтение отрывков,мы способствуем повышению умственной и речевой активности у детей. Но не требуйте у ребенка сразу выразительного чтения,так как он вынужден решать одновременно несколько задач: восстанавливать в памяти, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. И пока он не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать. Читая стихотворение самостоятельно, ребенок нуждается в помощи взрослого. Не следует требовать от детей громкого чтения. Нужно приучать их декламировать,не напрягая голоса, с естественными интонациями. Мы в детском саду используем разные игровые приемы для лучшего запоминания текста. Например, можно предложить ребенку заменить имя, которое стоит в тексте, именем своего друга – как бы подарить ему стихотворение и одновременно вызвать читать после себя. Или прием эстафетного чтения (закончивший читать передает, кому хочет,какой-нибудь предмет: флажок, елочку и др.). В некоторых случаях используем драматизации. Полезно разрешать читать вместе со взрослым, но не вслух, а шепотом. Такое чтение учит ребенка четко произносить слова, не пользуясь голосом, совершенствует дикцию, активизирует работу артикуляционного аппарата. Если ребенок застенчив, не настаивайте на том, чтобы он сразу декламировал в присутствии посторонних. Пусть сначала научится это делать среди близких. Яркие образцы художественной литературы помогают детям осмыслить содержание произведения, облегчают выбор нужной интонации. Чтобы пробудить интерес к выразительному чтению, стремление подражать лучшему образцу, понять смысл той или иной интонации, рекомендуем организовывать для детей прослушивание аудиодисков с текстами стихов, радио- и телепередач, в которых участвуют мастера художественного слова.

Читать еще:  Стих блока как тяжело ходить среди людей анализ

Информационно-творческий проект «Космос» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Космос». 2. Руководитель проекта: воспитатель средней группы Царёва Татьяна Ивановна. 3. Возраст.

Проектная деятельность в детском саду Классификация проектов, используемых в работе ДОУ В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам: а) по составу участников;.

Поэтическая тетрадь. Как читать выразительно Правильно ставь ударение Соблюдай паузы Выбери силу голоса (громко, тихо) Определи темп (быстро, медленно) – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемМаргарита Кравчук

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Поэтическая тетрадь. Как читать выразительно Правильно ставь ударение Соблюдай паузы Выбери силу голоса (громко, тихо) Определи темп (быстро, медленно)” — Транскрипт:

2 Как читать выразительно Правильно ставь ударение Соблюдай паузы Выбери силу голоса (громко, тихо) Определи темп (быстро, медленно) Читай эмоционально Покажи интонацией свое отношение к произведению

3 Как научиться читать стихи? Надо сначала научиться читать их для себя. Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе.

4 Валерий Яковлевич Брюсов Сергей Александрович Есенин Марина Ивановна Цветаева

5 Валерий Яковлевич Брюсов ( )

6 В.Я. Брюсов «Опять сон» Дебри – место, … Гиппопотам – … Возмущают – … раздражение, негодование

7 В. Я. Брюсов «Детская» Прочитайте, обдумайте, о чем оно? Какое настроение передает? Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф? Почему?

8 Средства языковой выразительности Эпитет Сравнение Метафора Гипербола Олицетворение

9 Эпитет Образное определение предмета, употребленное в переносном смысле, прилагательное. … облака, … листва, … буря

10 Сравнение Сравнение двух предметов, у которых находится что-то общее. Ветер, …. Листва, словно ….

11 Метафора Перенос значения с одного предмета, явления на другой по сходству, скрытое сравнение. Глаза домов, вата облаков, объятья холода.

12 Гипербола Чрезмерное преувеличение. Я сто лет тебя не видел.

13 Олицетворение Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных. … деревья, буря …, роща ….

14 Сергей Александрович Есенин ( ).

15 Родился … губернии в небогатой ….. семье. Учился в …. школе, много занимался самообразованием. Писать стихи Есенин начал рано, …. В 1916 году вышла первая книга «Радуница». Поэт успел создать не только великолепные стихотворения, но и крупные произведения – ….

16 Сергей Есенин В этом имени – слово «осень», Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен- Сень березы и синь-рассвет. Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты.. Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты… ( Н. Браун )

17 Марина Ивановна Цветаева ( 1892 – 1941 )

18 Стихи начала писать с … лет ( на русском, французском и немецком языках), печататься – с … лет. Много жила за … с дочерью – в Берлине, Праге, Париже. Наследие поэтессы велико: это стихи, 17 поэм, 8 стихотворных драм и проза.

19 Проверь себя! Соедини правильно ! С. А. Есенин В. Я. Брюсов М. И. Цветаева

20 Проверь себя ! Соедини правильно ! В. Я. Брюсов «Куда ушли, в какую даль вы ?» М. И. Цветаева «Ну, а нам какое дело, говори да говори». С.А. Есенин « Постучи-ка весело посреди двора»

21 Выбери правильный ответ! 1. Автор стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»… В. Брюсов М. Цветаева С. Есенин

22 Выбери правильный ответ! 2. Найти считалку можно в тексте стихотворения В. Брюсова М. Цветаевой С. Есенина

23 Выбери правильный ответ! 3. М. И. Цветаева изображает волшебные царства с помощью: Сравнений; Эпитетов;

24 Выбери правильный ответ! 4. С каким чувством С. Есенин вспоминает детские годы? С боязнью С теплотой С опасностью

25 Выбери правильный ответ! 5. Вставь пропущенное слово «Где были шпагами …» Столбы Лопаты оружия

26 Выбери правильный ответ! 6. Вставь пропущенное слово «Это ль духи иль пещеры царь – …» Лев Медведь Орел

27 Выбери правильный ответ! 7. Верно ли, что В. Брюсов, С. Есенин, М. Цветаева начали писать стихи рано, с детства ? Да. Нет.

28 Выбери правильный ответ! 8. Село Константиново Рязанской губернии – место рождения поэта В.Брюсова С. Есенина М. Цветаевой

29 Выбери правильный ответ! 9. « Деревья нам качели» – это… Эпитет Сравнение Олицетворение

30 Выбери правильный ответ! 10. У М. Цветаевой воспоминания детства связаны с рекой : Волга Ока Днепр

31 Проверь работу! 1.М.И. Цветаева 2.В. Я. Брюсов 3. Сравнение 4. С теплотой 5. Лопаты 6. Медведь 7. Да 8.С. Есенин 9. Сравнение 10.Ока

32 Оцени работу ! « 5 » – нет ошибок « 4 » – 1 – 2 ошибки « 3 » – 3 ошибки « 2 » – более 3 ошибок

33 Мое любимое стихотворение. Название. Автор. Что понравилось? Почему? Средства выразительности. О чем заставляет задуматься? Чему учит ?

Как научиться красиво и выразительно читать стихи

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Читать еще:  Некрасов железная дорога о чем стихи

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

мы в своё время воевали насчёт летовских верлибров — разве?
Нет, я со всем согласен, просто чтение и текст (исполнение) — вещи немного разные по важности (для отдельно взятого момента, разумеется).
Если когда-нибудь вернётся культура, и чтение по радио или тв стихотворений будет на всесоюзном уровне, а не на уровне баттла или ретроспективы/творческого вечера, тогда да — чтение станет почти вровень с самими текстами, и мастерство поэта/чтеца будет влиять на популярность…
Пока же аналогия моя проста — песня (стих), идея… (роман/повесть/рассказ), сценарий — всё это невидимо, но осязаемо в конечном исполнении слушателем и зрителем. Как и музыка, но не ноты…
Многих ли сценаристов мы знаем, хотим знать? Многих ли авторов? Ценят и любят исполнителей.

Понятно, что поэзь — другое, и всё же от обёртки и мастерства воспроизведения зависит подчас больше, чем от уровня произведения. Попса — пример.
Это я вообще, и о том, для чего публичные чтения.

А Летова я очень люблю и уважаю. И уж не стал бы воевать против его друзей). Просто не могу согласится с тем, что все его фразы — поэзия. Часто он ищет рифму ради рифмы ( и ты согласишься, уверен), пишет искусственно, но образ и стиль позволяют ему это, что выгодно отличает Летова от Высоцкого, простота и многосторонность творчества которого порой отталкивают, хотя у Высоцкого я плохо представляю себе что-то абсурдное или сюрное… Ну не мог Высоцкий написать «Русское поле», как не мог бы Летов написать «Балладу о борьбе»…
И тут я даже не спорю и не сравниваю… Просто думаю. Летов многое включил и позволил себе именно стилистически пропускать, опускать, недорабатывать… Битлы путали слушателей, и Летов путал. А многим бы это с рук не сошло)).

Потому Летова я люблю, и если спорю о нём (и вообще), то только потому, что хочу лучше понять.
И ещё — Летову многие молодые и не очень молодые подражают… Это бесит, потому что в наше время культурного застоя и отстоя нужно идти путём Высоцкого (в лучшем), а не писать заумные фриковые тексты, почти всегда бесталанные и водянистые. Нет та эпоха на дворе. Ты понимаешь, о чём я.

А насчёт автора рядом с чтецом… Да раньше, думаю, такого не было. Всё же авторы читали своё гораздо больше, и умели, если что, и на радио и на ленту начитать. Пох на дикцию и голос.
А сейчас мало кто вообще что-то умеет. Пинцет какой-то!
Доронина хорошо читатет, но, имхо, у неё вроде музыкалка и театральные курсы. Поставлена дикция. Разносторонний человек, бесконечно мной уважаемый. Но вот возьмём обычного поэта кухонного-пьяницу, поэта, не выходящего из комнаты, или того, кто не выступает (или мало и редко). Ну какая у него музыкалка или там тетр? Дикции часто нет, голоса нет, умения и эл. навыков чтения нет. Или лицом не вышел. В итоге выходить стыдно — засмеют, не поймут, не примут… Зато можно хорошо писать.

И теперь самое главное — заменим поэта на писателя… Картина меняется? Да, где-то и они читают главы, но далеко не все.
Конечно, интонационные паузы, акценты и прочее сложнее в стихах, важнее… Но и проза сложна. И прозу можно читать так, что закачаешься от удовольствия, а можно — нелепо).

Но здесь статья о чтении чужих, как я понял, больше чужих стихов.
И тут важны тембр и знание культуры речи, знание литературы и чувство языка. Тут мне нравится Николай Мартон, и некоторые другие…
Спасибо!)

Вениамин Смехов отлично читает… У него прекрасные творческие вечера (жаль, в сети мало). Одно его чтение «Самоубийцы» что стоит!
Впрочем, и Пушкина, и Хайяма, и Бродского он читает отлично. Советую поискать.

Спасибо за статью!

если все будут читать как Бродский — будет скучно 🙂

но авторская манера нужна — это точно.

Сбор средств на развитие и поддержку нашего литературного портала

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: