0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться писать белые стихи

Белые стихи

Alexandra

Новичок
  • 23 Апр 2006
  • #1
  • Трудно ли Вам писать белые стихи?

    И вообще, Вы их за стихи считаете?

    Вот что меня потрясло:

    Вивиан Ламарк, перевод с итальянского Е. Солоновича:

    «Вот бы и нам
    быть луной для кого-то!
    Смотреть не только самим
    но чтоб и на нас смотрели.
    Сиять, казаться — издалека-
    лучезарной луной
    таковой не являясь на самом деле».

    С одной громадной поправочкой: я в последней строчке всегда читаю «и» вместо «не». По другому — не принимается .

    lisa (lisa)

    Новичок
    • 23 Апр 2006
  • #2
  • Белые стихи писать не могу совершенно, даже и не пытаюсь — слишком сложно, высочайшее искусство.

    Вторая и третья строчки, по смыслу — «Смотреть на то, как смотрят на нас».

    Alexandra

    Новичок
    • 23 Апр 2006
  • #3
  • Белые стихи писать не могу совершенно, даже и не пытаюсь — слишком сложно, высочайшее искусство.

    Вторая и третья строчки, по смыслу — «Смотреть на то, как смотрят на нас».

    Это в оригинале так? У Солоновича лучше.

    Лиз, не скромничай, у тебя тут точно выложено что-то не рифмованное и с интересным ритмом. Помню.

    Mrs. John

    • 24 Апр 2006
  • #4
  • Нет, но за качество не ручаюсь.

    lisa (lisa)

    Новичок
    • 25 Апр 2006
  • #5
  • Ночка

    Новичок
    • 25 Апр 2006
  • #6
  • Я вообще раньше пыталась. но это сложно. Вот одно, самое первое, оно и в моей теме где-то должно быть.

    ***
    Я хочу, чтобы за спиной
    Выросли крылья, как у богов,
    Чтобы летать и смотреть,
    Как внизу, на лугу,
    Оставляя лишь тень,
    Мчатся лошади вдаль,
    Мчатся ангелы вдаль,
    Гривы вьются легко,
    Стук копыт по земле,
    А в глазах синева
    От весенних небес.
    Я хочу сесть верхом,
    Не держась, чуть дыша,
    Слышать песню сердец
    Мчащихся табунов.
    Я хочу частью быть
    Этих гордых существ,
    Что игриво летят
    Сквозь года и века.
    Я хочу убегать
    И кричать: «Догони!»,
    И стоять,
    Окруженная тем табуном,
    И смотреть им в глаза,
    И читать их сердца,
    И сквозь них
    Возвращаться в реальную жизнь.

    Alexandra

    Новичок
    • 25 Апр 2006
  • #7
  • lisa (lisa)

    Новичок
    • 25 Апр 2006
  • #8
  • Alexandra

    Новичок
    • 25 Апр 2006
  • #9
  • Тихо, тихо, тихо 😆 . В том все и дело, что я запомнила, что там был какой-то дюже интересный ритм. И напоминало это все древние эпосы. А там рифмы нет.

    И не надо кричать так громко, :nini: что стихи плохие, а то другие авторы обидятся (и будут еще громче кричать, что у них — гораздо хуЖЕЕ) и придется объявлять конкурс на самый отстойный стишок :mrgreen: .

    skubird

    Новичок
    • 25 Апр 2006
  • #10
  • Alexandra

    Новичок
    • 25 Апр 2006
  • #11
  • Добрая

    Новичок
    • 29 Апр 2006
  • #12
  • Я тут вперюсь с кошками. Тут белых стихов никто не просил, но нравиться мне этот дядька.

    Александр Кочетков ( по-моему он написал «С любимыми не расставайтесь. «, «Ирония судьбы или. «)

    * * *
    Я разогнал собак. Она еще
    Жила. И крови не было заметно
    Снаружи. Наклонившись, я сперва
    Не разглядел, как страшно искалечен
    Несчастный зверь. Лишь увидав глаза,
    Похолодел от ужаса. (Слепит
    Сиянье боли.) Диким напряженьем
    Передних лап страдалица тащила
    Раздробленное туловище, силясь
    Отнять его у смерти. Из плаща
    Носилки сделал я. Почти котенок,
    Облезлая, вся в струпьях. На диване
    Она беззвучно мучилась. А я
    Метался и стонал. Мне было нечем
    Ее убить. И потому слегка,
    От нежности бессильной чуть не плача,
    Я к жаркому затылку прикоснулся
    И почесал за ушками. Глаза
    Слепящие раскрылись изумленно,
    И (господи! забуду ли когда?)
    Звереныш замурлыкал. Неумело,
    Пронзительно и хрипло. Замурлыкал
    Впервые в жизни. И, рванувшись к ласке,
    В агонии забился.
    Иногда
    Мне кажется завидной эта смерть.

    Эти незаконченные строчки меня чуть не убили. После:
    «. Она ещё / Жила» начальные строки я читала вся сжавшись. Будущий ветврач называется

    Особенно убийственно для меня: «И, рванувшись к ласке,/ забился в агонии». Моя кошка, умирая, мурлыкала так, как 100 кошек вместе. «Мне было не чем / её убить». Мне было нечем её спасти.
    Белые стихи не писала. Даже не знаю, какие тут правила стихосложения. Кто знает, подскажите.

    Alexandra

    Новичок
    • 6 Май 2006
  • #13
  • Я когда читаю такие стихи, сразу хочется сказать: «Не мучайте меня». Побежала ночью гладить свою кошку.

    Очень часто авторы «убивают» животных просто, чтобы вышибить слезу у читателя, — это раздражает. Здесь этого нет, так что и повода орать вроде как нет. А хочется.

    Трудно в жизни найти грань между распусканием соплей и бесчувствием. Особенно ветеринару.

    Как научиться писать белые стихи

    Войти

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    • Recent Entries
    • Archive
    • Friends
    • Profile
    • Memories

    Белый стих. В.Б. Семенов

    Поподробнее о таком явлении, как «белый стих». Сама никогда не понимала такие стихи и писать не пробовала. Мне всегда казалось, что для того чтобы написать белый стих надо быть либо полным бездарем (пардон) и прикрывать свое неумение слогать именем «белый стих» либо надо быть поэтическим гением, чтобы написать стих без рифмы, да так, чтобы стихотворение действительно зачитывало и завораживало. Вот нашла еще одну статью о белом стихе — делюсь с Вами!

    БЕЛЫЙ СТИХ – это форма нерифмованного стиха, традиционно применяемая в новоевропейской силлабо-тонике и редко — в некоторых формах тоники. Обратимся к примеру из творчества О.Э.Мандельштама, в котором использование белого стиха мотивировано смыслом стихотворения (поэт не услышит зарифмованные стихи в исполнении актеров, и эту “потерю” чужих рифм подчеркивает его собственный белый стих):

    Я не увижу знаменитой “Федры”
    В старинном многоярусном театре,
    С прокопченной высокой галереи,
    При свете оплывающих свечей.

    И, равнодушен к суете актеров,
    Сбирающих рукоплесканий жатву,
    Я не услышу, обращенный к рампе,
    Двойною рифмой оперенный стих…
    (“Я не увижу знаменитой “Федры”…)

    Эффект, производимый белым стихом, действенен только в тот период и только тогда ощутим читателем, когда подавляющее большинство поэтов зарифмовывают строки, а читающая публика начинает видеть в рифме чуть ли не главный признак стихотворной речи. Поэтому к белому стиху не следует относить те ранние образцы национальных поэтических традиций, создатели которых не были знакомы с явлением рифмы, — стихи античной Греции, русские былины и т.п.
    Впрочем, некоторые теоретики литературы (например, М.Л.Гаспаров) трактуют указанное понятие слишком широко, практически отождествляя белый стих с любым нерифмованным стихотворным текстом. Вряд ли с этим можно согласиться, особенно если учитывать этимологию термина “белый стих”: русский эпитет “белый” по отношению к стиху – калька французского “blanc”, а французский эпитет в свою очередь – неточная, но фонетически объяснимая адаптация английского эпитета “blank” (“пустой”).
    Хотя строки с белым стихом и лишены рифм, они нисколько не хуже рифмованных. Не забудем о том, что “рифма” и “ритм” – этимологически родственные понятия (то и другое – от греч. “rythmos”, т.е. “соразмерность”). В европейской поэзии созвучия лишь подчеркивают края стихов, ритмических рядов. Произведение, написанное белым стихом, может не иметь той композиции звуковых повторов внутри строфы, которую мы обычно называем “рифмовкой”. Но оно может иметь повторяющуюся в строфах последовательность клаузул (стиховых окончаний).
    Например, все строки такого произведения могут оканчиваться только мужскими, только женскими или дактилическими клаузулами; в другом случае клаузулы разных типов могут следовать попарно, либо тем или иным образом чередоваться. В поэме Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – только дактилические (д) и мужские (м) клаузулы, притом подчиняющиеся единому композиционному принципу: мужские клаузулы фиксируют окончание длинной синтаксической конструкции или одной из ее частей, совпадающее с окончанием какой-либо строки, остальные же строки оканчиваются клаузулами дактилическими.

    Свалив беду на лешего, (д)
    Под лесом при дороженьке (д)
    Уселись мужики. (м)
    Зажгли костер, сложилися, (д)
    За водкой двое сбегали, (д)
    А прочие покудова (д)
    Стаканчик изготовили, (д)
    Бересты понадрав. (м)

    Часто последовательность клаузул при белом стихе заменяет композицию рифм, компенсирует их отсутствие: рифма исчезает, но композиция клаузул сохраняется. Такие стихи не менее мелодичны, чем рифмованные, а между тем их творцы часто стараются не отвлекать читателя звучными рифмами от особо насыщенного смыслом текста. Б.Л.Пастернак как переводчик Шекспира сохранял исходную форму белого стиха, но часто компенсировалотсутствие рифм чередованием мужских (м) и женских (ж) клаузул (и в тех случаях, когда этого чередования не было в тексте источника). Вот так в переводе Пастернака выглядит начало первого монолога леди Макбет из знаменитой трагедии:

    Да, ты гламисский и кавдорский тан (м)
    И будешь тем, что рок сулил, но слишком (ж)
    Пропитан молоком сердечных чувств, (м)
    Чтоб действовать. Ты полон честолюбья. (ж)
    Но ты б хотел, не замаравши рук, (м)
    Возвыситься и согрешить безгрешно. (ж)
    (У.Шекспир. Макбет. Акт I. Сцена V)

    “Белый стих” как “минус-рифмовку” не следует путать с “холостым стихом” (в схеме рифмовки обозначается литерой “х”). “Холостыми” называют стихотворные строки без рифмы, которые обнаруживаются в строфе с рифмовкой. Существуют даже способы рифмовки, основывающиеся на чередовании рифмованных и холостых стихов. Такова рифмовка “гейневского” типа (хаха хвхв …), чрезвычайно популярная в русской поэзии середины XIX века: в четверостишии четные стихи – рифмованные, нечетные – холостые.

    Читать еще:  Окуджава когда мне невмочь пересилить беду стих

    Во Францию два гренадера Х
    Из русского плена брели, а
    И оба душой приуныли, Х
    Дойдя до Немецкой земли. а
    (Г.Гейне. Гренадеры. Пер. М.Михайлова)

    Возможны и другие способы чередования холостых и рифмованных строк. Например, Ю.Д.Левитанский трансформировал кольцевую рифмовку в эффектную схему (хаах хввх . ), предписывающую рифмовать только центральные строки четверостишия, оставляя крайние стихи холостыми:

    Когда в душе разлад – х
    Строка не удается: А
    Строке передается А
    Разлаженность души… х
    (Ю.Д.Левитанский. “Когда в душе разлад…”)

    Подобно тому как в строфе стихотворения могут чередоваться рифмованные и холостые стихи, в произведениях больших форм могут сочетаться части с рифмованным текстом – и с белым стихом. В “Борисе Годунове” А.С.Пушкина сплошной белый стих сменяется рифмованным текстом лишь однажды, когда Лжедимитрий “гордо”, согласно ремарке, произносит перед Мариной монолог “Тень Грозного меня усыновила…”. Этот монолог открывается четверостишием с перекрестной рифмовкой. Неожиданная смена белого стиха рифмованным символизирует перемену эмоционального состояния действующего лица, выделяет особо значимый для постижения характера фрагмент текста.
    Как было указано, белый стих преимущественно используется в силлабо-тонике. Он невозможен в такой разновидности тоники, как акцентный стих, по сути являющийся рифмованным верлибром. А вот в дольнике и тактовике – возможен, но подобные тонические образцы встречаются крайне редко, да и создаются, по-видимому, ради эксперимента.

    …И ты увидишь в кромешном мраке,
    как кружится ворон над спящей Троей,
    и ты разглядишь в коне деревянном
    ахейских воинов смуглолицых,
    ты разглядишь их лица и руки,
    их оружье и их доспехи
    (Ю.Д.Левитанский. “Не руки скрещивать на груди…”)

    В русской поэзии белый стих изначально использовался для переводов иностранных произведений, а также для их имитации. Он органичен в любых силлабо-тонических формах и применим в сочинениях любого литературного рода. Между тем, в истории отечественной литературы можно отчетливо различить оформившиеся традиции: во-первых, использования белого стиха в первую очередь в лирических и драматических жанрах, а во-вторых – его применения в произведениях с определенным силлабо-тоническим размером.
    Так, белый 5-стопный ямб пришел в Россию из Англии. На русских авторов стихотворных трагедий и драм оказали влияние исторические хроники и трагедии Шекспира. Ориентируясь на приемы Шекспира, Пушкин пишет “Бориса Годунова” и цикл “Маленькие трагедии”. А.К.Толстой белым 5-стопным ямбом подхватывает историческую тему и развивает ее в драматической трилогии “Смерть Иоанна Грозного”, “Царь Федор Иоаннович” и “Царь Борис”. Уже в первой половине XIX в. эта форма распространилась на лирику и укоренилась в элегиях.
    Белый 4-стопный хорей, напротив, применялся в стихотворных эпических жанрах. Начиная с переводов В.А.Жуковского, а затем П.А.Катенина “Романсов о Сиде”, этот хорей с регулярными женскими клаузулами оформлял в “героических” балладах изображение иностранной “экзотики”. Связь стиховой формы с тематикой отчетливо видна в пародийной балладе Козьмы Пруткова (А.К.Толстого) “Осада Памбы”, которая соотносится и с названными переводами, и с переведенной Жуковским балладой Л.Уланда “Алонзо”. В конце века И.А.Бунин переведет белым 4-стопным хореем “Песнь о Гайавате” Г.У.Лонгфелло, а вскоре эта “героическая” форма определит метризацию прозаической “Песни о Буревестнике” М.Горького.
    И, наконец, белый стих в русской поэзии традиционно связан с интонацией философствования, с изображением внутренней душевной рефлексии (по-видимому, и в этом сказалось влияние драматургии Шекспира). В начале ХХ века с этой целью к форме белого стиха обращался А.А.Блок (“Вольные мысли”).

    Азы стихосложения-2: Белый стих

    Почему белый, а не зелёный, например?

    Белый стих – это форма нерифмованного стиха, применяемая в новоевропейской силлабо-тонике и редко – в некоторых формах тоники. Т.е. это метрические (стопные) стихи. В русскую поэтику понятие «белый стих» пришло из французского — vers blanc, которое, в свою очередь, заимствовано из английской поэтики, где незарифмованные стихи называются blank verse (blank — сгладить, стереть, уничтожить), т.е. стихи со стертой, уничтоженной рифмой.

    Понятие «безрифменный стих» более широкое, чем «белый стих». Античные поэты писали стихи без рифм, но «белым стихом» их называть не принято.

    Пример античного безрифменного стиха:

    О том, что ждёт нас, брось размышления,

    Прими, как прибыль, день нам дарованный

    Судьбой, и не чуждайся друг мой,

    Ни хороводов, ни ласк любовных.

    Безрифменный стих в европейской дорифменной традиции – обычное явление. Безрифменный стих был широко распространён и в русской народной поэзии. Структурную роль рифм выполняла определённая клаузула. В книжной русской поэзии досиллабического и силлабического периодов белый стих, наоборот, менее употребителен – поэтов привлекал рифмованный стих. Но уже В. Тредиаковский, увидев основу стиха не в рифме, а в ритме, метре, пренебрежительно назвал рифму «детинской [детской – прим. M. D. F. ] сопелкой». Он первый стал писать гекзаметры без рифмы. Вслед за ним А. Кантемир перевел белым стихом «Анакреонтовы песни» и «Письма» Квинта Горация Флакка. Кантемир и другие поэты-силлабисты считали главным в стихе не рифму, а, как писал Кантемир, «некое мерное согласие и некой приятной звон», т.е. метрический ритм, стопный размер. Если белый стих гекзаметра и других античных размеров были приняты в русской книжной поэзии без спора, то белые стихи в других размерах не сразу привились в практике поэтов. Наиболее решительным защитником белого стиха в начале XXI в. был В. Жуковский. Его поддержали А. Пушкин, А. Кольцов, отчасти М. Лермонтов. Всплеск популярности белого стиха – конец XVIII — начало XIX вв. (особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах).

    В России среди форм белого стиха получил особую популярность белый 5-стопный ямб, заимствованный из трагедий и «хроник» У.Шекспира. Подражая ему, А.С.Пушкин использовал эту форму в «Борисе Годунове» и «Маленьких трагедиях». А.К.Толстой белым 5-стопным ямбом подхватывает историческую тему и развивает ее в драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

    Н.А.Некрасов обратился к белому 3-стопному ямбу в поэме « Кому на Руси жить хорошо» (здесь все стихи, кроме строк вставных песен, выдержаны в указанном размере). Популярностью пользовался и белый 4-стопный хорей. Первым его использовал Н.М.Карамзин в стихотворении «Граф Гверинос», затем к этому виду белого стиха прибегали в балладах В.А.Жуковский («Алонзо») и А.С.Пушкин («Родрик»), позднее – И.А.Бунин как переводчик «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло.

    Следует отметить, что после А.С. Пушкина белый стих перестает быть редким явлением в русской поэзии. В истории отечественной литературы можно отчетливо различить оформившиеся традиции: во-первых, использования белого стиха в первую очередь в лирических и драматических жанрах, а во-вторых – его применения в произведениях с определенным силлабо-тоническим размером.

    Вот несколько примеров белого стиха.

    Четырехстопный ямб:

    В еврейской хижине лампада

    В одном углу бледна горит,

    Перед лампадою старик

    Читает библию. Седые

    На книгу падают власы.

    Пятистопный ямб:

    Все говорят: нет правды на земле.

    Но правды нет и выше. Для меня

    Так это ясно, как простая гамма.

    Родился я с любовию к искусству.

    Четырехстопный хорей:

    Трудно дело птицелова:

    Заучи повадки птичьи,

    Помни время перелетов,

    Разным посвистом свисти.

    Пятистопный хорей (встречается редко):

    Восемь лет в Венеции я не был.

    Мука Бреннер! Вымотало душу

    По мостам, ущельям и туннелям,

    Но зато какой глубокий отдых.

    Четырехстопный амфибрахий:

    Безмолвное море, лазурное море,

    Стою очарован над бездной твоей.

    Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

    Тревожною думой наполнено ты.

    В XX веке использование белого стиха в русской поэзии идёт на спад, и его появление обычно свидетельствует о сознательной стилизации. Например, в стихотворении О.Мандельштама «Я не увижу знаменитой “Федры”…» – использование белого стиха мотивировано смыслом стихотворения (поэт не услышит зарифмованные стихи в исполнении актеров, и эту «потерю» чужих рифм подчеркивает его собственный белый стих). Впрочем, в драматических произведениях по-прежнему актуален белый пятистопный ямб.

    Слухи о смерти белого стиха в современной поэзии слегка преувеличены. Белый стих жив!

    Итак, в современном литературоведении «белым стихом» называют метрические (стопные) стихи: белый ямб, белый анапест, белый дольник и др. То есть употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками. Это форма нерифмованного стиха, традиционно применяемая в силлабо-тонике и редко – в некоторых формах тоники. В тонике – дольник или тактовик. А вот белый акцентник – это нонсенс, т.к. акцентный стих (акцентник) по сути является рифмованным верлибром.

    Таким образом, белые стихи, в отличие от безрифменных, – это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. Хотя некоторые литературоведы (например, М.Л. Гаспаров) фактически отождествляют «белый» и «безрифменный» стих, что не совсем оправданно.

    Для белого стиха характерна астрофичность или бедная строфика, так как строфическое разнообразие в стопном стихе определяется разнообразной системой рифмовки. Однако отсутствие рифмы не лишает белый стих поэтических достоинств; основные компоненты стиха – ритм, образность языка, клаузула и т.д. в белом стихе сохраняются.

    При прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Лучше стих без рифм, чем стих, который, при всех прочих достоинствах, имеет банальные, стёртые рифмы (мою – твою, розы – морозы, дать – взять и т.п.).

    Хотя строки с белым стихом и лишены рифм, они нисколько не хуже рифмованных Интересно, что «рифма» и «ритм» – этимологически родственные понятия (то и другое – от греч. «rythmos», т.е. «соразмерность»). В европейской поэзии созвучия лишь подчеркивают края стихов, ритмических рядов. Произведение, написанное белым стихом, может не иметь той композиции звуковых повторов внутри строфы, которую мы обычно называем «рифмовкой». Но оно может иметь повторяющуюся в строфах последовательность клаузул (стиховых окончаний). Например, все строки такого произведения могут оканчиваться только мужскими, только женскими или дактилическими клаузулами; в другом случае клаузулы разных типов могут следовать попарно, либо тем или иным образом чередоваться.

    Читать еще:  Как назвать блог со стихами

    Часто последовательность клаузул при белом стихе заменяет композицию рифм, компенсирует их отсутствие: рифма исчезает, но композиция клаузул сохраняется. Такие стихи не менее мелодичны, чем рифмованные, а между тем их создатели часто стараются не отвлекать читателя звучными рифмами от особо насыщенного смыслом текста. Б.Л.Пастернак как переводчик Шекспира сохранял исходную форму белого стиха, но часто компенсировал отсутствие рифм чередованием мужских (м) и женских (ж) клаузул (и в тех случаях, когда этого чередования не было в тексте источника). Вот так в переводе Пастернака выглядит начало первого монолога леди Макбет из знаменитой трагедии:

    Да, ты гламисский и кавдорский тан (м)

    И будешь тем, что рок сулил, но слишком (ж)

    Пропитан молоком сердечных чувств, (м)

    Чтоб действовать. Ты полон честолюбья. (ж)

    Но ты б хотел, не замаравши рук, (м)

    Возвыситься и согрешить безгрешно. (ж)

    (У.Шекспир. Макбет. Акт I. Сцена V)

    «Белый стих» не следует путать с «холостым стихом» (в схеме рифмовки обозначается «х»). «Холостым» называют стихотворные строки без рифмы, которые обнаруживаются в строфе с рифмовкой. Существуют даже способы рифмовки, основывающиеся на чередовании рифмованных и холостых стихов. Такова рифмовка «гейневского» типа (хаха хвхв …), чрезвычайно популярная в русской поэзии середины XIX века: в четверостишии четные стихи – рифмованные, нечетные – холостые.

    Во Францию два гренадера (Х)

    Из русского плена брели, (а)

    И оба душой приуныли, (Х)

    Дойдя до Немецкой земли. (а)

    (Г. Гейне, «Гренадеры»)

    Возможны и другие способы чередования холостых и рифмованных строк. Например, Ю.Д. Левитанский трансформировал кольцевую рифмовку в эффектную схему (хаах хввх . ), предписывающую рифмовать только центральные строки четверостишия, оставляя крайние стихи холостыми:

    Когда в душе разлад – (х)

    Строка не удается: (А)

    Строке передается (А)

    Разлаженность души… (х)

    (Ю.Д. Левитанский, «Когда в душе разлад…»)

    Подобно тому как в строфе стихотворения могут чередоваться рифмованные и холостые стихи, в произведениях больших форм могут сочетаться части с рифмованным текстом – и с белым стихом. В «Борисе Годунове» А.С.Пушкина сплошной белый стих сменяется рифмованным текстом лишь однажды, когда Лжедимитрий «гордо», согласно ремарке, произносит перед Мариной Мнишек монолог «Тень Грозного меня усыновила…». Неожиданная смена белого стиха рифмованным символизирует перемену эмоционального состояния действующего лица, выделяет особо значимый для постижения характера фрагмент текста.

    Но если в белый стих (стихотворение или часть поэмы, пьесы) проникает рифма, она выглядит как «пятно» (даже глагольная рифма – рифма всё-таки).

    Белый стих в русской поэзии традиционно связан с интонацией философствования, с изображением внутренней рефлексии (по-видимому, и в этом сказалось влияние драматургии Шекспира). В начале ХХ века с этой целью к форме белого стиха обращался А.А.Блок («Вольные мысли»).

    Уважаемые авторы, желаю вам «чистых» белых стихов :))

    Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – URL : http :// www . gramma . ru .

    Справочник по стихосложению// Портал «Русские рифмы». – URL : http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm.

    Строфика// Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». – URL : http://tezaurus.oc3.ru/library.php#course4.

    Вот, Марина, то, что ДОКТОР ПРОПИСАЛ.

    Теперь мне удобно и — главное — желанно — сидеть в учебнике,
    в обнимку с Олей. (для начала).

    А то вчера открыла — первую ссылку — для меря — темный лес!

    Спасибо Вам огромное. Все равно я вчитываюсь в ее образы, как в чумовые картинки… Так буду теперь учиться понимать…

    Марина — Вы мне указали путь к свету в лабиринте бессознательных скитаний!

    Благодарю Вас за вложенный труд.

    Простите, что отвлекла от Ваших дел…

    С уважением, Женя Портер.

    Во-первых, в стихе попадаются рифмы (созвучные слова расположены очень близко друг к другу): величиной – спиной, с тобою – такое, губами-зубами-правилами, меня – увы, я.
    В белом стихе рифм быть не должно.
    Во-вторых, белый стих метрический. Считаем ударные/безударные, рисуем схемку: явно не силлабо-тоника – ни хорей, ни амфибрахий, ничего подобного. Значит, тоника?
    Использование белого стиха подходит для дольника или тактовика.
    Дольник – в строках должно соблюдаться одинаковое кол-во ударных + кол-во безударных колеблется от 0 до 2. Здесь в разных строках 3, 4, 5, 6 ударных, не дольник.
    И не тактовик (не урегулировано кол-во безударных между ударными – где-то по 4, по 5, по 6 безударных подряд можно встретить – в тактовике – 1-3).
    Акцентный стих, скорее (кол-во ударных примерно одинаково в строках, кол-во бездарных колеблется от 0 до 6). Но акцентный стих должен быть рифмованным. А тут рифмы большей частью отсутствуют.
    Смешанная форма, переходящая в верлибр.

    Но на мой взгляд, не имеет смысла говорить о форме (рифмовке, ритме и т.д.), если в стихе слабое смысловое и образное наполнение. Многие современные поэты пишут не по «учебнику», а как бог на душу положит – главное, выразить свои идеи, чувства. Подсчётом ударных/безударных слогов мало кто занимается – «я написал стих, а читатели и критики пусть сами его разбирают по буковкам» 🙂

    Она и не пойдет на это.
    Просто мне важно понять — это белое, синее, красное или без рифмы? Я могу выставить в любимых — а Вы мне можете здесь сказать — с чем ее лучше «кушать».
    Сейчас… выставлю, а ссылку здесь покажу.

    Спасибо Вам большое.

    Да-да, точно… Все-таки упустила.

    Конечно, так просто тему за одно ночное прочтение — «не поднять».
    Но тронула, Марина, Ваша забота — ссылки на учебники.
    А то, если честно, когда начинаешь изучать что-то — не знаешь — на что стоит тратить время…

    Зато я знаю — куда можно прийти с вопросом по этой теме.

    У меня еще будет к Вам просьба личного характера. Мне очень нравятся стихи Оли Боград. Но по традиционным правилам она их не складывает. А на «любимом», но чужом — учиться проще. Вы бы не могли сказать пару слов — про ее стиль — чтобы я ухватилась и «засела» за корки учебников с «ней в обнимку»?

    Мне очень нравятся ее образы. Она поэтом себя не транслирует. Она — художник. Но именно этот факт расширяет ее тезаурус.

    Скажите, как удобней — выставить в «любимые» и дать ссылку или можно прямо здесь стихО ее разместить?

    Спасибо Вам за помощь…

    Может быть, я пропустила в тексте информацию…
    Простите, если повторилась — а что было вперед — яйцо или курица?
    Знал ли А.С.Пушкин, что писал «белым» стихом?

    То, что и Гораций им писал — я поняла.
    А когда, интересно, было введено само понятие?

    Сбор средств на развитие и поддержку нашего литературного портала

    Как научиться писать «белые» стихи?

    естественно, их структуру, метод их сложения как- то почувствовать и понять надо попытаться.Источники смотреть,наверное, нужно наши( Еврипид и Гомер для нас сложновастенько будет), А наши-Сергей Владимирович и Александр Сергеевич(Михалков и Пушкин),для восприятия и понятны и доступны.

    Белым стихам не нужно учиться, они сами должны стать традицией вольного изложения мыслей. Армянская поэзия очень долго была закабалена рифмовкой, только после прихода в армянскую поэзию великого Паруйра Севака всё изменилось быстро и резко. Севак трагически умер в 1971 году, но 80 процентов современной армянской поэзии написано верлибром.Я скоро выпущу книгу «Поэзия земли Ширак»,на основе моих переводов с армянского, там много верлибров. Представлю оттуда стих поэтессы Тани Оганнисян, погибшей во время землетрясения в Армении 88 года:

    Преподавать стихи не только Владимира Маяковского, но и любого другого поэта, в современной (и не только) школе не нужно. Надо воспитывать в своих учениках любовь к поэзии.

    Помню, как в выпускном классе тогда ещё очень молодая учительница по литературе и русскому языку (сейчас, когда мы видимся на встрече выпускников, мы воспринимаем друг друга почти что ровесниками:-) предложила нам на выбор заключительный урок по творчеству Владимира Маяковского: или написать сочинение, или весь урок декламировать его стихи. Естественно, что большинство (я не была среди их числа) выбрало второе.

    И вот на этом уроке я услышала в исполнении троечников и двоечников (!) такие стихи Маяковского, о которых я, отличница, и слыхом не слыхивала.

    С тех пор в моём сердце есть особое место для поэзии Маяковского. Как можно прожить свою жизнь вот без этих строк:

    А разве это не чудо- чудное?

    Чем современные школьники хуже современников Владимира Маяковского, которые его стихами зачитывались?

    Есть такая техника заучивания наизусть очень быстро. Текст читается в темпе скороговорки. Сначала его надо прочитать медленно и понять, о чем там идет речь. Если смысловые переходы будут непонятны, то и мозг будет тормозить. Разобравшись со всей информацией, данной в стихотворении, начинаем читать:

    2 раз чуть быстрее

    3 -5 убыстряя речь

    6 раз на одном дыхании.

    Между попытками не делаем отдыха, не разговариваем о постороннем и не отвлекаемся. Считается, что шеститикратный повтор в темпе скороговорки позволяет хорошо запомнить текст. Если стихотворение большое, то так его учат, переходя от столбика к столбику. Потом шесть раз все перечитывают в быстром темпе и можно отдыхать. Но лучше каждый час вспоминать и читать его наизусть, можно подсматривать. К утру все в памяти уляжется навсегда.

    Читать еще:  С днем рождения подруге с которой в ссоре стихи

    Американские психологи ещё в 20 веке показали, что выученное стихотворение приравнивается к усвоенному навыку. ну, по кр.мере для детей так. Для них соединять слова одно-к-другому в правильной последовательности — это ещё достаточно трудная работа. Поэтому выучка стиха — это как выучивание некоего двигательного навыка.

    А как формируют навык? — С КОНЦА!

    Т.е. читаем последнюю строчку и просим его повторить. Повторил, это нетрудно. просим повторить по памяти ещё раз. Если без проблем повторил — следующий шаг.

    Прибавляем ПРЕДЫДУЩУЮ СТРОЧКУ, и просим повторить всё вместе. Если повторил, хорошо, молодец! и — опять просим повторить ещё разок (для закрепления, для практики ПРИПОМИНАНИЯ. Ведь в первый раз он повторяет за услышанным, а второй раз — из своей головы). Если повторил без ошибок — след.шаг. Если с ошибками — добиваемся повторения без ошибок.

    И добавляем ещё одну предыдущую строчку и т.д. — от конца к началу. Если трудности в какой-то сложной строчке — то уже её делим на слова и добавляем по слову, а не сразу целиком. Но сохраняем тот же принцип от конца — к началу.

    Никак. Научиться писать гениальные стихи не получится, потому что научиться гениальности в принципе нельзя. Гениальность — это дар, а не приобретаемый навык. Хотя кто-то, возможно, гениальный и сказал, что «гениями не рождаются — ими становятся», на самом деле, это спорный вопрос. Скорее всего, все-таки гениальность либо есть, либо ее нет.

    Вполне. Для начала стоит перестать воспринимать их как нечто из школьной программы.

    Затем увидеть авторов как реальных людей из плоти и крови, а не как небожителей. Обычных людей с обычными проблемами (но необычным талантом).

    Их что-то цепляло настолько сильно, что они складывали это ощущения в ритмизированную речь. Не потому, что это — профессия, а потому что иначе не могут.

    Конечно, это верно только для хороших стихов, которых так же мало, как хороших песен или фильмов.

    Что такое хорошие стихи? Это то, что тебя цепляет, когда ты избавился от предубеждений к стихам вообще. Конечно, то, что цепляет сегодня может уже не цеплять завтра, ведь ты растёшь и вкусы меняются.

    Белый стих

    Кто сказал, что стихи обязательно должны быть рифмованными? Созвучие окончаний строк – это своего рода рамки, сдерживающие творческий полёт души. Если автору проще передать свои мысли вне канвы рифмы, то он пишет белый стих без привычного звукового состава, но с определённым ритмом и размером.

    Предтечи белого стиха

    У первых известных человечеству поэтов рифма не была чем-то обязательным. Вспомним античные произведения – их легко узнать по характерному сложению строк, но трудно читать. Тем не менее, по отношению к той же древнегреческой поэзии о белом стихе говорить не приходится. Этот термин можно употреблять, когда речь идёт о национальном стихосложении, которому свойственна рифма. Например, английские поэты старались придавать своим строкам созвучие. От них же и пошло название «белый стих» – blank verse («стереть вирши»).

    Особенности стихосложение в России

    Белый стих в русской поэзии обрёл популярность в XIX веке. Своеобразие и эффект нерифмованных строк с сохранением ритма заметил Жуковский, за ним последовали Пушкин и Лермонтов. «Приди — открой балкон. Как небо тихо; Недвижим тёплый воздух, ночь лимоном И лавром пахнет, яркая луна Блестит на синеве густой и тёмной…» — Александр Сергеевич со своей манерой стихосложения не нуждается ни в представлении, ни в рифме. Белые стихи писали Ахматова, Блок, Берестов, Пастернак. В XX веке этот вид поэзии перестал быть экзотикой – он лучше всего подходил для описания душевных переживаний и рефлексии. Вспомните персонажа Ильфа и Петрова Васисуалия Лоханкина, который в моменты стресса декламировал пятистопным ямбом.

    Как обойтись без рифмы

    В любом виде поэзии основное орудие – это слово. Оно должно быть максимально наделено смыслом, чтобы несколько строк давали читателю представление о происходящем. Белый стих даёт простор творчеству, поскольку ради рифмы не приходится добавлять лишних слов. Тем не менее, чтобы стихотворение завораживало, необходимо учитывать требования метрики. «Раз, два, три, четыре, пять – с детства с рифмой я дружу» — это не белый стих. А вот «Я теряю тебя всё больше, как роняю свои ресницы, бессознательно и повсюду» уже достойный образец.

    Белый стих – это вид поэзии со своими правилами и законами. Он легко воспринимается слушателями и даёт свободу в использовании выразительных средств. Соблюдение ритма, следование размеру и полная отдача творческому процессу – в этом и есть секрет успеха любого поэта.

    Праздник слова – литературные выходные

    Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

    • подведение итогов Международного литературного конкурса «Радуга созвучий»
    • знакомство с известными литераторами,
    • литературный бал
    • викторина, шоу экспромта, игра в буриме,
    • мастер-классы по рифмованию и каллиграфии,
    • литературное чтение,
    • посиделки у костра.

    Как писать стихи

    Как писать стихи? Многим кажется, что настоящий поэт не будет задавать такие вопросы. Бытует мнение, что слова должны приходить сами, вместе с вдохновением. Тот, кто интересуется «как писать стихи?» якобы никогда не достигнет мастерства. Спешим развеять этот миф. Конечно, без таланта и вдохновения не обойтись, но литературное мастерство недаром преподают в университетах. Учиться писать — важная часть работы каждого поэта и писателя. Умение посмотреть на свою работу со стороны, придумать строки, которые запомнятся и найти тему, интересную читателю — всё это требует терпения и определенных навыков, которым можно научиться.

    Как писать стихи?

    Начните читать стихи

    Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?

    Изучите стихотворные размеры

    Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.

    Подумайте, что хотите сказать читателю

    Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?

    Избегайте банальностей

    Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила». Лучше, если рифмующиеся слова — это разные части речи.

    Единство

    У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.

    Учитесь искать необычные метафоры

    Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.

    Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно

    Друзья и родственники, вероятнее всего, будут снисходительны к вашему творчеству. Постарайтесь найти «поэтического наставника» из числа тех, чье творчество кажется вам достойным восхищения. Относитесь к критике терпеливо и внимательно. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а настоящие профессионалы учатся на своих ошибках.

    Пишите о том, что хорошо знаете

    Старайтесь не браться за темы, в которых «плаваете». Ревность, доводящая до исступления, стихи о прозе жизни людей из восемнадцатого века… Всё это стоит использовать в сюжетах своих произведений, если вы хорошо разбираетесь в проблеме.

    Выполняйте упражнения

    Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.

    • Попробуйте подобрать максимальное количество рифм к слову «облако» или любому другому;
    • Напишите первую строчку, лишенную смысла и составьте четверостишие, которое уже расскажет читателю маленькую историю;
    • Возьмите известное стихотворение, уберите строки через одну и попробуйте написать свою версию.

    Заинтересуйте читателя

    Стихотворение должно «цеплять» и интриговать читателя с первой строчки, чтобы его хотелось продолжить читать. Вот удачные примеры:

    Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?

    Сжала руки под тёмной вуалью…
    «Отчего ты сегодня бледна?»…

    Анна Ахматова

    Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?

    Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.

    Не публикуйтесь за деньги

    Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.

    Пишите чаще

    Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector