Как называется акцент античного стиха
Как называется акцент античного стиха
- Авторы
- Произведения
- Рецензии
- Поиск
- Магазин
- Вход для авторов
Под античной в литературоведении понимается система стихосложения в Древней Греции, где она возникла еще в VIII в. до н.э., и в Древнем Риме, куда в III в. до н.э. она перешла из Греции.
В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом (рапсодом), изображали его с музыкальным инструментом – лирой (отсюда название – лирика).
Античное стихосложение называют также метрическим (от лат. Metron – мера).
Древнегреческий и латынь характеризовались долготой и краткостью гласных звуков. Поэтому в основе этой системы стихосложения лежит чередование кратких и долгих слогов, которые соединялись в стопы, напоминающие сочетание нот в музыкальном такте. Повторение таких стоп образовывало стих – стихотворную строку и обуславливало его внутренний ритм.
Понятие стопы сохранится, как мы увидим, и в русской классической системе версификации как условное обозначение такой речевой единицы, повторение которой создает ритм стиха. Метрическая система знала около 30 различных видов стоп. Среди них были стопы, сыгравшие впоследствии большую роль в развитии стихосложения у различных народов, в том числе и русского (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест).
В античном стихосложении не было рифмы.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Метрическое (античное) стихосложение
Метрическое (античное) стихосложение – система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании слогов определенной долготы (долгих и кратких). Употребляется в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение. Мерой длины слога является мора (краткий слог равен одной море, долгий – двум).
Метрическое стихосложение – стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Обычно употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смысло-различительное значение (хотя бывают исключения – например, чешский язык, где есть значимая долгота, не принял метрическое стихосложение.
Наибольшее развитие метрическая система получила в античном стихосложении, в арабском и персидском, отчасти в индийском; по некоторым предположениям, оно свойственно также и финскому, и классическому китайскому стихосложению.
В античном метрическом стихосложении единицей долготы в стихе служит доля – мора; краткий слог ( _ ) считается равным одной море, долгий слог (—) – двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопою. Важнейшие стопы: трехдольные (трехмерные) – ямб ( _ — ), хорей, или трохей (— _ ), трибрахий ( _ _ _ ); четырехдольные – спондей (— —), дактиль (— _ _), анапест ( _ _ —); пятидольные – бакхий с антибакхием ( _ — —, — — _ ), амфимакр (— _ —) и 4 пеона (— _ _ _ , _ — _ _ , _ _ — _ , _ _ _ —); шестидольные – молосс (— — —), хориямб (— _ _ —), антиспаст ( _ — — _ ) и 2 ионика ( _ _ — — и — — _ _ ); семиморные – 4 эпитрита ( _ — — —, — _ — —, — — _ —, — — — _ ). В каждой стопе различается сильное место – арсис (обычно долгий слог), и слабое место – тесис (обычно краткие слоги); сильные места, по господствующему мнению, выделяются ритмическим ударением; фонетическая природа ритмического ударения неясна, однако оно не имеет ничего общего с прозаическим словесным ударением. Короткие трехдольные стопы (иногда и четырехдольные) обычно объединяются в пары – диподии, где одна из стоп несет усиленное ритмическое ударение.
Стих, в принципе, состоит из одинаковых стоп и носит соответствующее название: дактилический гекзаметр (6 стоп), ямбический триметр (3 диподии) и т. п. Однако в таком стихе равнодольные стопы могут заменять друг друга: так, в дактилическом гекзаметре стопа дактиля (— _ _ ) может заменяться стопой спондея (— —). А при перемене темпа произнесения могут заменять друг друга даже неравнодольные стопы: так, в ямбическом триметре ямб ( _ —) может заменяться убыстренным спондеем (— —) и даже убыстренным дактилем и анапестом (— _ _ , _ _ —). Все это создает чрезвычайное богатство метрических вариаций в пределах постоянного такта – стопы. Метрическое разнообразие стиха усиливается использованием передвижной цезуры – словораздела, который рассекает одну из средних стоп и делит стих на 2 полустишия, одно с нисходящим ритмом (— _ . ), другое — с восходящим ( _ — . ).
Такие стихи были наиболее употребительны в эпосе и в драме; в лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменным тактом-стопой – логаэды. Здесь периодичность повторения стоп проявляется не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов – строфы (Алкеева строфа, Сапфическая строфа). Такие строфы порой достигали большого объема и сложности (например, в хоровой лирике у Пиндара). Кроме стопы, стиха и строфы, иногда вводятся понятия колона, промежуточного между стопой и стихом, и «системы», промежуточной между стихом и строфой.
Метрическое стихосложение в античной литературе зародилось в древнейшие времена, когда поэзия еще была нераздельна с музыкой; получила теоретическую разработку в эпоху эллинизма, когда стих отделился от пения; держалась, пока в греческом и латинском языках различалась долгота и краткость гласных, а в средние века уступила место силлабическому и тоническому стихосложению, хотя по традиции греческие и латинские стихи в метрической системе писались еще очень долго. Подлинное звучание античных стихов в тоническом стихосложении невоспроизводимо; в т. н. «переводах размером подлинника» принято передавать ударными слогами ритмические ударения, а безударными – слабые места стоп.