4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется стихи без рифмы

Стихи без рифмы

Начну сегодняшнюю статью с вопроса к уважаемым читателям.
Что может объединять к примеру Янку Дягилеву (автор-исполнитель, участница панк-рок-групп «Гражданская оборона»), А.Кольцова( поэт, предпочтение любовная лирика), Н.Карамзина (Историк, крупнейший литератор, поручик) и Горация (древнеримский поэт)
Напрашивается вопрос : А разве их что-то объединяет? И я вам отвечу — ДА!
Они писали стихи без рифмы.
В русском стихосложении есть стихотворения без рифмы. Причём существует довольно много разновидностей нерифмованных стихотворений.

Первая разновидность — это белые стихи, стихи без рифм. В белых стихах обязан присутствовать размер (!)

Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного. (А. Кольцов)
Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел. (Н. Карамзин)
Немного отступлю от темы, но выскажусь.
И шумный дождь в лесу шумел. на форумной площадке ТМ за «шумный дождь -шумел»
получил бы Карамзин в наше время по полной(С) Но его время раньше расставило точки!
В современной поэзии белый стих встречается не очень часто:

А мы пойдем с тобою, погуляем по трамвайным рельсам,
Посидим на трубах y начала кольцевой дороги.
Hашим теплым ветpом бyдет чёpный дым с тpyбы завода,
Пyтеводною звездою бyдет желтая таpелка светофоpа… (Я.Дягилева)
Характеристика белого стиха : наличие фишки(!), присутствие размера(!) и отсутствие рифмы(!)
И тут читаль справедливо задаст мне вопрос:
Так то так, но причем тут Гораций? Да всё при том же! Он (друг Гораций) писал свои стихи так же без рифм. Далёким предком белого стиха был так называемый безрифменный стих, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась.
О том. что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных. (Гораций)
Но в безрифменном стихе размер также соблюдается.
Апогеем безрифменной поэзии (пусть я и отношусь к подобным вещам весьма холодно) являются верлибры (франц. vers libre — свободный стих).
Верлибр не имеет ни рифмы, ни размера.(!)
По сути, это проза, разделенная на строки. Верлибры появились много раньше других видов стихотворений и развивались параллально с ними. Высокого уровня достигли верлибры в американской поэзии.

Занятие 33. Виды стиха

БЕЛЫЙ СТИХ — стих без рифм. Чаще всего белый стих встречается в народных сказаниях, былинах, сказках, отличающихся большой напевностью, лиричностью и выразительностью.

Высоко стоит
Солнце на небе,
Горячо печёт
Землю-матушку.
А. Кольцов

Белые стихи, в отличие от безрифменных, — это сознательное отступление от правил стихосложения, своеобразный художественный приём. На слух белый стих более приятен, чем верлибр. Метрическая организация остаётся неизменной — при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них.
Можно привести ещё один пример белого стиха: Это небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идет.
Он ходил в далеки страны,
Повидал немало дива.

БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ — зародился в античные времена. Безрифменным стихом писали Овидий, Гораций, Вергилий и другие поэты древности. Этот вид стиха можно назвать далёким предком белого стиха.

Нет, не завидую я, скорей удивляюсь; такая
Смута повсюду в полях. Вот и сам увожу я в печали
Коз моих вдаль, и одна еле-еле бредёт уже, Титир.

ВЕРЛИБР — свободный стих. Нерифмованные стихи без метра. Они разделены на стихотворные строки, не обладающие признаками соразмерности.

. Оказалось, что большой пёстрый кот
С трудом лепится на краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
А. Блок

В верлибре нет никаких правил, абсолютно никаких. Не нужно соблюдать метра, рифмовать. Почему же в данном случае верлибр относится к поэзии? Потому что верлибр — это текст, максимально изобилующий декоративной поэтической техникой. Тут работает аксиома: чем дальше автор в стихотворении отступает от метра, тем больше декоративных техник должно быть применено. Иного не дано. Разбирать верлибр с точки зрения строения скелета занятие абсолютно пустое.

Я думаю о том
что возможно существует язык
в котором эта цепочка следов
и есть вторая половина
моей истории.

ВОЛЬНЫЙ стих — сочетание стихов с различным количеством стоп в них. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи — его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. . Чтобы уйти от этого поэты иногда прибегают к такому виду стихосложения, как вольный стих. Виды такого стиха определяются в зависимости от вида стоп. Например, ямб с различным числом стоп называют стихом. Образец такого ямба мы видим у Крылова:

Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся.
Другая вскачь несётся.

У вольного стиха имеется одна особенная разновидность — стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:
Давно в любви отрады мало:
Без отзыва вздохи, без радости слезы;
Что было сладко — горько стало,
Осыпались розы, рассеялись грезы.

В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй — трехсложный, то общее количество стоп разнится.

ХОЛОСТЫЕ СТИХИ — стихи, в которых кроме зарифмованных строк, есть и не зарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Схема рифмовки холостых стихов может быть различной АВСВ, АВАС, ААВА и т.п. Этот вид стихосложения пришел в Россию из немецкой поэзии (холостой рифмовкой часто пользовался Г.Гейне). С начала девятнадцатого столетия холостые стихи стали обычными в русской литературе.

Месяц тянется любовь —
И ещё ни поцелуя!
Сохнут жаркие уста,
В одиночестве тоскуя.
Г. Гейне

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — небольшое нерифмованное эмоционально насыщенное лирическое произведение отличающееся мелодичностью и напевностью. Примером такого произведения может служить «Песня о соколе» М.Горького.

Читать еще:  Стихи которые стали джедаями

«Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Стихи в прозе являются как бы промежуточной художественной формой между свободным стихом и прозой . Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такой вид стихосложения встречается редко, но поэтам забывать его не стоит.

У М. Ю. Лермонтова есть прекрасные строки:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею. «

МОНОРИМ — стих, построенный на одной рифме. В Европе и России применяется редко. Распространён в странах Ближнего и Среднего Востока. Рубаи Омара Хайяма также могут быть отнесены к монориму.

Куда уйти от пламенных страстей,
Что причиняет боль душе твоей?
Когда б узнал, что этих мук источник
У той в руках, что всех тебе милей.
Омар Хайям.

Разновидности монорима: газель, фард и др. Пример фарда:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
Саади

Пример старинного европейского монорима:

Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина.
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?

АЛФАВИТНЫЙ СТИХ — стих, ведущий своё начало от Азбучной молитвы, написанной в Х веке. В этом стихе каждый стих или строфа (часто двустишие) начинаются с одной буквы.

Азь словом сим молюся Богу
Боже всея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнёть в сердце ми слово
Еже будеть на успехъ вьсемъ.

Сочетание стихов, написанных разными стопами (и количество их также меняется в стихах) образует СВОБОДНЫЙ СИЛЛАБО — ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ. Например, в «Русалке» М.Ю.Лермонтова:

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.

Однако такой стих в литературе явление не очень распространенное.
Кроме вышеперечисленных видов стиха, часто применяемых в русской литературе существуют так называемые экспериментальные (или экзотические) стихи, построенные на нетрадиционном построении строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам относятся: акростихи, панторим, реверс, бесконечный стих, буриме, шарада и др.

АКРОСТИХ — стих, первые буквы всех строк которого образуют слово. Это достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать ему новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки.
Примером акростиха могут служить следующие отрывки:

Храня покой Отчизны милой
Родных селений, тучных нив,
У рубежей страны любимой
Щитом надёжным мы стоим.
Ей нашу молодость и силу
Всегда готовы мы отдать.

(Стихотворный памфлет, написанный в 70-ых годах прошлого века)
или:

Лазурный день
Угас, угас.
Ночная тень
Ах! Скрыла нас.

Известны еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это — мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).

ПАНТОРИМ — стих, в котором рифмуются все слова. В чистом виде встречается редко.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
В.Брюсов

БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ — стихи с кольцевой рифмой, в котором конец переходит в начало. Примером может служить всем известное стихотворение:

У попа была собака
Он ее любил,
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
И на камне написал:
— У попа была собака. и т.д.

БУРИМЕ — сочинение стихов на заранее заданные рифмы. Как стихотворная форма буриме зародилось во Франции в первой половине семнадцатого века. В ХV11-ХV111 веках эта игра была модной в великосветских салонах многих стран Европы. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди любителей поэзии.

ШАРАДА — стихотворение — загадка, иносказательно описывающая то или иное явление.
Начало слова — зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)

Уроки литературы: как называются стихи без рифмы?

Любой школьник, успешно занимающийся на уроках литературы, знает, как называются стихи без рифмы. Чаще всего такие произведения называют белыми стихами, однако существуют и другие названия.

Как правильно создавать стихотворение?

Рифма — это основной признак поэтического текста. Однако вполне возможно создать стихи без рифмы. Это эксперимент, попытка отыскать новую форму. Следует отметить, что если автор выбирает нерифмованный тип стихосложения, то он должен следовать этому принципу неизменно. Если рифмованные строки будут чередоваться с нерифмованными, то получится каламбур, а не стих.

Типы стихотворений без рифмы

Как называются стихи без рифмы, но с четко обозначенным размером? Это белые стихи. В такой манере создал ряд своих произведений поэт середины XIX века — М. Кольцов. Яркий пример — «Песнь о Гайавате» Лонгфелоу. Размер белого стиха определяется как обычно. Ударные слоги чередуются с безударными в строгой последовательности. Чаще всего подобные стихи стилизуются либо под народные песни, либо под эпос. Именно это заменяет рифму и придает стиху некую изюминку.

Еще один пример — безрифменный стих. Примером его могут послужить древнегреческие поэмы и стихотворения (к примеру, Горация).

Но как называются стихи без рифмы, не имеющие особого ритма? Это верлибры (название происходит от французского слова и переводится как «свободный стих»). Они похожи на прозаический текст, поделенный на строки. Верлибр появился раньше силлабического и силлабо-тонического рифмованного стиха. Своего расцвета он достиг в литературе США. Написать верлибр оень тяжело. Красивыя рифма и ритм часто помогают скрыть какие-либо недочеты в содержании. В таком же стихе следует выверять каждую фразу и каждое слово. Только истинный гений способен на создание хорошего свободного стиха.

Читать еще:  Стихи про место где родился

Стихотворения в прозе

Это особый тип нерифмованного стихотворения. Пожалуй, самый яркий пример подобных произведений — это стихотворения величашего мастера слова И.С. Тургенева.

Японский нерифмованный стих

Японский стих без рифмы называется хокку. Есть, однако, и другая разновидность — танка. Хокку состоит из 17 слогов, а танка — из 31. Чтобы составить хокку, следует знать особые правила стихосложения. Первая строка — 5 слогов, вторая — 7, а третья строка — снова 5 слогов.

Итак, как называются стихи без рифмы? Это может быть белый стих, верлибр, стихотворение в прозе, японские хокку или танка.

Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

Сергей Курий — «Оседлать Пегаса» — глава 8. Стихотворения без рифмы

Века без рифмы. — Белые стихи. — Как верлибр приблизился к прозе. — Стихотворения в прозе. — Стоит ли злоупотреблять верлибром и выдавать прозу за поэзию?

Автор статьи: Сергей Курий

***
Теперь пришло время поговорить о стихотворных жанрах, которые не используют столь эффектный фонетический прием, как рифма. Несмотря на то, что русская поэзия надолго прикипела к рифмовке в мировой истории безрифменные стихотворения — явление нередкое.

Подавляющее большинство поэтических эпосов и старинных народных песен написаны нерифмованным стихом. Однако спутать их с прозой трудно — все они имеют четкий стихотворный ритм. Это не удивительно, учитывая, что древняя поэзия была неразрывно связана с музыкой. Посмотрите, как музыкально звучат строки финского эпоса «Калевала»:

«…Верный, старый Вейнемейнен
Сел на плоский серый камень,
На гранитную ступеньку.
Взял он гусли осторожно,
В руки взял земную радость,
Выгибом поставил кверху,
А основой — на колени.
И настраивает струны,
Согласует их звучанье.

…И откликнулась береза,
Дерево заговорило
Всей листвой своей зеленой,
Всеми гибкими ветвями,
Звонким голосом кукушки,
Нежным волосом девичьим.

Заиграл он побыстрее —
Громче струны зазвучали.
А кругом трясутся горы,
Валуны, катясь, грохочут,
В море падают утесы,
Мелкая скрежещет галька.
Пляшут сосны на вершинах,
Пни обрубленные скачут…»
(пер. С. Маршака)

Но и после освоения рифмы поэты не бросили писать нерифмованные стихотворения. Те, произведения, которые написаны четким размером, но с сознательно опущенной рифмой, принято называть БЕЛЫМИ СТИХАМИ . Сам термин пришел к нам из Франции, а во Францию из Англии, где подобные стихи назывались blank verse («стертые стихи», то есть, стихи со «стертой» рифмой). «Белый стих» популярен в драматических произведениях, где он дает большую свободу для речи персонажей. Так написаны пьесы Шекспира и «Маленькие трагедии» Пушкина.

А. Пушкин «Моцарт и Сальери»:

«С а л ь е р и:
…Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
МузЫку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…»

Часто «белые стихи» используют для стилизации под фольклор,

«В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…»

А. Кольцов:

«Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного…»

или в текстах песен, где влияние рифмы не столь сильно, как в чистой поэзии.

«А мы пойдем с тобою погуляем по трамвайным рельсам,
Посидим на трубах у начала кольцевой дороги,
Нашим теплым ветром будет черный дым с трубы завода,
Путеводною звездою будет желтая тарелка светофора

Если нам удастся, мы до ночи не вернемся в клетку,
Мы должны уметь за две секунды зарываться в землю,
Чтоб остаться там лежать, когда по нам поедут серые машины,
Увозя с собою тех, кто не умел и не хотел в грязи валяться

Если мы успеем, мы продолжим путь ползком по шпалам,
Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах.
Надо будет сжечь в печи одежду, если мы вернемся,
Если нас не встретят на пороге синие фуражки…»

Конечно, писать «белым стихом», на первый взгляд, легче, чем рифмованным. Но на самом деле и поразить им читателя гораздо сложнее — поэтому он должен более ответственно подходить к ритмике, образности и содержанию.

«Хорошо, что в этом мире
Есть магические ночи,
Мерный скрип высоких сосен,
Запах тмина и ромашки
И луна.

Хорошо, что в этом мире
Есть еще причуды сердца,
Что царевна, хоть не любит,
Позволяет прямо в губы
Целовать…»

И. Бродский:

«Великий человек смотрел в окно,
а для нее весь мир кончался краем
его широкой, греческой туники,
обильем складок походившей на
остановившееся море.
Он же
смотрел в окно, и взгляд его сейчас
был так далек от этих мест, что губы
застыли, точно раковина, где
таится гул, и горизонт в бокале
был неподвижен…»

Еще более тщательно надо подходить к жанру ВЕРЛИБРА . Изначально верлибром (фр. vers libre — «свободный стих») назывались стихи, просто написанные свободным неравносложным размером. Они имели ощутимый ритм, и вполне могли рифмоваться. Как в стихотворении французского поэта Э. Верхарна:

«Как длинные нити, нетухнущий дождь,
Сквозь серое небо, тучен и тощ,
Над квадратами луга, над кубами рощ,
Томительный дождь,
Дождь…»
(пер. В. Брюсова)

Однако постепенно значение верлибра расширилось, и он подошел к опасной грани, отделяющей стихотворение от прозы. Допустим, мы можем получить верлибр, просто взяв кусок прозаического текста и разбив его на строчки вольной длинны:

«В понедельник
В Киеве
Ожидается
Переменная облачность
И возможны
Осадки».

Формально придраться не к чему. Я спокойно могу назвать это стихотворным верлибром, и никто не сможет этого отрицать. Хотя и невооруженным взглядом видно, что, если это и поэзия, то дурная.
Дело в том, что верлибр крайне обедняет одно из самых главных достоинств стихотворения — ритмику. Практически ритмообразующим элементом остаются только обязательные паузы в конце строчек — последняя ниточка, связывающая этот жанр с поэзией. Именно от того, на какие строчки будет разбито стихотворение, и зависит его стихотворный эффект.

Читать еще:  Пушкин стихи зима что делать нам в деревне

Выделение строчек должно придавать каждой из них бОльшую смысловую нагрузку, нежели они имели в прозаической записи. Именно поэтому написать хороший поэтический верлибр чрезвычайно сложно. Для этого надо усиливать другие признаки поэзии, такие, как образность, метафоричность, экспрессию и эмоциональность языка.

«Не закрывайте дверей предо мною, надменные
библиотеки,
Ведь я приношу вам то, чего никогда не бывало на
ваших тесно уставленных полках, то, что вам нужнее
всего,
Ибо и я, и моя книга взросли из войны;
Слова моей книги — ничто, ее стремление — все,
Одинокая книга, с другими не связанная, ее не
постигнешь рассудком,
Но то сокровенное, что не сказано в ней, прорвется на
каждой странице».
(пер. К. Чуковского)

О. Мандельштам:

«С чего начать?
Всё трещит и качается.
Воздух дрожит от сравнений.
Ни одно слово не лучше другого,
Земля гудит метафорой,
И легкие двуколки,
В броской упряжи густых от натуги птичьих
стай,
Разрываются на части,
Соперничая с храпящими любимцами
ристалищ.

…Воздух бывает темным, как вода, и всё живое
в нем плавает, как рыба,
Плавниками расталкивая сферу,
Плотную, упругую, чуть нагретую,-
Хрусталь, в котором движутся колеса
и шарахаются лошади,
Влажный чернозем Нееры, каждую ночь
распаханный заново
Вилами, трезубцами, мотыгами, плугами.
Воздух замешен так же густо, как земля, —
Из него нельзя выйти, в него трудно войти…»

Р. Деснос:

«Я столько мечтал о тебе,
столько носил в себе твою тень, говорил с ней
и так сильно ее любил,
что теперь от тебя во мне ничего не осталось.
Мне осталось быть тенью среди теней,
только тенью от тени,
только тенью, что набегает порой на солнечный день твоей жизни».
(пер. Э. Линецкой)

Шел в поэзии и обратный процесс. Я уже упоминал, знаменитые СТИХОТВОРЕНИЯ в ПРОЗЕ И. Тургенева и М. Горького. Хотя они и записаны прозаической строкой, многие из них, если разбить их на строчки, будут более поэтичны, чем некоторые верлибры.
Давайте превратим в верлибр одно из подобных прозаических стихотворений М. Лермонтова:

«Синие горы Кавказа,
приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое; вы носили меня
на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю
о вас да о небе.

Престолы природы,
с которых как дым улетают громовые тучи,
кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье
гордился он ею. »

Легко превратить в верлибр и лирическое отступление из «Мертвых душ» Гоголя (недаром он назвал свое произведение «поэмой»):

«Эх, тройка! птица тройка,
кто тебя выдумал?
Дымом дымится под тобою дорога,
гремят мосты,
все отстает и остается
позади.

Эх, кони, кони, что за кони!
Вихри ли сидят в ваших гривах?
Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?
Заслышали с вышины знакомую песню,
дружно и разом напрягли медные груди
и, почти не тронув копытами земли,
превратились в одни вытянутые линии,
летящие по воздуху…
Русь, куда ж несешься ты? дай ответ.
…………………….
Не дает ответа».

Ну а «Песня о буревестнике» М. Горького вообще превратиться в «белый стих»:

«Над седой равниной моря
ветер тучи собирает.
Между тучами и морем
гордо реет Буревестник,
черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь,
то стрелой взмывая к тучам,
он кричит и — тучи слышат
радость в смелом крике птицы.

В этом крике — жажда бури!
Силу гнева, пламя страсти
и уверенность в победе
слышат тучи в этом крике…»

Понятно, что право называться стихотворением верлибр получил только на фоне сложившейся поэтической традиции и канонов. Строгие ритмические формы так наскучили некоторым поэтам, что свободная форма верлибра казалась им свежей и оригинальной.
Поэтому неопытному поэту не стоит увлекаться столь радикальным стихотворчеством, пока он не освоит более традиционные формы. Если поэт пишет только верлибром, то, наверняка, он не умеет писать стихотворения, а просто маскирует свою прозу под поэзию. Пользоваться верлибром, как по мне, надо редко, когда иных поэтических приемов действительно не хватает. Ведь теряя ритм и рифму, русская поэзия сразу теряет 99% своего очарования и силы.

Наиболее разумным и эффектным мне кажется сочетание в одном произведении традиционной поэзии с верлибром. Как в стихотворениях «Охота на зайца» А. Вознесенского:

«…Он лежал, синеву боков
Он вздымал, он дышал пока еще,
Как мучительный глаз, моргающий,
На печальной щеке снегов.

Но внезапно, взметнувшись свечкой,
Он возник,
И над лесом, над черной речкой
Резанул
Человечий
Крик!

Звук был пронзительным и чистым, как
ультразвук
или как крик ребенка.
Я знал, что зайцы стонут. Но чтобы так?!
Это была нота жизни. Так кричат роженицы.

Так кричат перелески голые
И немые досель кусты,
Так нам смерть прорезает голос
Неизведанной чистоты…»

или в стихотворении С. Аксёненко:

«…Это Экзюпери и горящая Европа.
Это тронутые кровью…
Это…
Это…

Э-то бомбы, летящие в сказки
И княгиня, что кормит собак,
И безумно-кровавого Марса
Восходящий над пропастью знак…

Э-то грязью забитая рана,
Это черепа мутный оскал —
Черепные глаза Тамерлана —
Из которых выходят войска.

Э-то маршалы тёмных строений
И космический ветер немой —
И уносит он серые тени —
Те — не могут расстаться с землёй.

Но у-но-сятся серые тени
От, ещё не остывших руин,
Это маршалы тёмных строений —
Им нельзя… без крови.

Замерзает маленький котёнок.
А в мире было столько холода,
что невозможно было вместить этот холод…
Космический холод…
И прошлогодние новогодние ёлки…
И давно кем-то выброшенный на снег холодильник…
И бессильно повисшие руки небес…
И горящая Европа…
И Экзюпери…
И…
И…

И хри-пит, умирая, пехота,
Затупилась у смерти коса —
У неё непростая работа —
Человечьи у смерти глаза.

И молчит, догорая, селенье.
Смерть натёрла мозоли косой,
А в глазах у неё изумленье…
И космический мрак над землёй…».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector