Как называется стихи наоборот
Коллекция палиндромов
Для начала мы хотели бы Вас пригласить на наш чемпионат:
Мы решили собирать коллекцию палиндромов.
Палиндром (от греч. «назад, снова» и греч. — «бег») — слово или текст, одинаково (или почти одинаково) читающиеся в обоих направлениях.
Отдельные палиндромические словосочетания и фразы известны с глубокой древности, когда им зачастую придавался магически-сакральный смысл (не лишена этого оттенка, например, фраза На в лоб, болван, использовавшаяся русскими скоморохами в качестве перформативного высказывания). Авторское творчество в области палиндрома начинается, по-видимому, в Средние века. В русской литературе достоверно известно об авторском палиндромном стихе Державина «Я и;ду съ ме;чемъ судия», затем об авторском палиндромном стихе Фета «А роза упала на лапу Азора». Первую попытку многострочного (и довольно длинного) стихотворного произведения в форме палиндрома предпринял Велимир Хлебников в поэме «Разин». Однако расцвета русский литературный палиндром (преимущественно стихотворный) достиг только в 1970—1990-е года в творчестве Николая Ладыгина, а затем Владимира Гершуни, Елены Кацюбы и Дмитрия Авалиани. В 1990-х годах началось в России и детальное литературоведческое и лингвистическое изучение палиндромии — прежде всего Александром Бубновым и Германом Лукомниковым. Теоретики и практики палиндрома выделили многочисленные пограничные с палиндромом формы: например, оборотень — текст, читающийся слева направо иначе, чем справа налево: «Мир удобен» (Сергей Федин). Среди более редких разновидностей палиндромических текстов следует назвать также слоговые, словесные и фразовые палиндромы, двуязычные палиндромы (в одну сторону текст читается на одном языке, в обратную — на другом) и т. п.. На русском языке наиболее длинным буквенным палиндромом на сегодняшний день является произведение Р. Адрианова «ЦЕН ОКНО», в которой свыше 6 000 букв.
Мы будем Вам благодарны, если Вы добавите свои палиндромы в нашу коллекцию.
Ежу хуже
Лев осовел
Зона заноз
Неуч учуен
Утоп в поту
Шику кукиш
Ты сама сыта
Болвана в лоб
Да, гневен гад
Маска как сам
Чем нежен меч
Мат и тут и там
Там холм лохмат
Он рёва наверно
Вид усов осудив
Лев с ума ламу свёл
Кот, сука, за кусток
Уверена я, а не реву
Цени в себе свинец
Отлично кончил-то
Кошмар, срам, шок
Милашка, как шалим
Нахапал фуфла пахан
А вот и харя рахитова
Акт у нимф — минутка
Кот учён, но не чуток
Аргентина манит негра
Потенция — яиц нет, оп
Коту скоро сорок суток
Лидер Венере не вредил
Замучен он, но не чумаз
А леди у ног его — ну и дела
А роза упала на лапу Азора
Он щи хлебал, слабея хищно
И он видит сон юности дивной
Желала дама секса, Ваське сама дала лёжа Лена набила pожy мyжy — мyж оpал и банан ел
Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разума
Кирилл лирик
Обратите внимание на это уникальное тройное «Л».
Небылицы-перевёртыши: подборка народных шуток прибауток для детей и взрослых
Сборник детских небылиц-перевёртышей для любого возраста в шутливой стихотворной форме в народном жанре. Любого малыша можно рассмешить и запутать, рассказывая прибаутки из данного раздела. Проведите время с пользой в необычном формате игры слов с нашими небольшими весёлыми небылицами наоборот.
Особенность жанра заключается в принципиально неправильном присвоении явлений не соответствующих действительности, что даже малыши 3−4 лет легко изобличают неправду. Такая игра очень нравится детям, потому что ещё сильнее убеждает в правоте их знаний.
Про кошку-собаку
Злая кошка громко лает,
Дом хозяйский охраняет:
Стой, тебя она не пустит!
Не послушаешь — укусит!
Про зиму-лето
Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело —
Лето красное пришло!
Про небывалых животных
Лошадь ехала с рогами,
Плыл козел по мостовой,
Семимильными шагами
Червячок шел с бородой!
Про заботливых лам
Две заботливые ламы —
Лама-папа, лама-мама, —
Бросив деток поутру,
К мышке спрятались в нору!
Про морского крокодила
Африканский крокодил
В море Белое уплыл,
Стал он жить на дне морском,
Там себе построил дом!
Про ушастых гусей
Что за гуси пробежали,
Уши и хвосты поджали?
Кто же гонится за ними?
Может, кони на машине?
Нет! Бегут они от страха,
Что догонит черепаха!
Про Тимошку на ложке
Тимошка на ложке
Ехал по дорожке,
Встретил Егора,
Подвез до забора!
Спасибо Тимошке,
Хорош мотор у ложки!
Про Новый год весной
К нам опять весна пришла
С санками, коньками!
Ель из леса принесла,
Свечи с огоньками!
Про слона в гнезде
Рассказать вам интерес?
Слон на дерево залез,
Свил гнездо из веточек,
Баюкает деточек!
Про деревянный транспорт
Посмотрите, посмотрите!
Едет Ваня на корыте!
А за ним ребятки
На дырявой кадке!
А за ними ёж с котом
Погоняют всех кнутом!
Про крылатого ежа
Ёжик крыльями махал
И как бабочка порхал.
Заяц, сидя на заборе,
Громко-громко хохотал!
Про повара
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.
Ошибки в словах
Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — конфета.
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — лимон.
Есть слово колючее — дождик,
Есть слово промокшее — ежик.
Есть слово упрямое — ель,
Есть слово зеленое — цель.
Есть книжное слово — синица,
Есть слово лесное — страница.
Есть слово веселое — снег,
Есть слово пушистое — смех.
Стоп! Стоп! Извините, ребята.
Машинка моя виновата.
Ошибка в стихах не пустяк,
Надо печатать вот так:
*ребёнок должен рассказать, как правильно*
Про невиданных зверей
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Про Ивана и пуделя
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Расставляем по местам
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
Небылица
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!
Перепутанные клички
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё — два козла:
Сивка да Бурка!
Всё наоборот
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
Перепутаница
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась перепутаница.
«Дело было в январе…»
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка
Небылица про дедушку Егора
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
Нескладиша
Послушайте, ребята,
Нескладишу буду петь:
Летит бык на ераплане,
Мужик пашет на свинье,
Сидит ворона на згороде,
Сини ягоды клюет,
Лежит корова на канаве,
Опоясавши конем.
«Ехала деревня…»
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
Караул, деревня,
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят.
«Ехала деревня…» вариант второй
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
«Ехала деревня…» вариант третий
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Кнут схватил собаку
Парить мужика,
А мужик со страху
Бац под ворота.
Деревня закричала:
Мужики горят!
Сарафаны с бабами
На пожар спешат.
Лошади в галошах
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
Про Тимошку на лукошке
Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.
Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.
Нескладушечка
Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву-ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.
Косцы
Косил Сенька, косил я,
Накосили стога два,
На печи сено сушили,
На полатях ворошили,
На полу стога метали,
Огороды городили,
Чтобы мыши не ходили;
Тараканы проточили —
Всю скотину пропустили.
Куры съели петуха
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, —
Говорят собаки.
Чепуха
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.
Спозаранку ввечеру
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Чепуха
На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
Брюки чёрта
Черт намазал себе нос,
Напомадил руки
И из погреба принес
Жареные брюки.
Про порося
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Нескладушка
Счас как режиком заножу
Будешь дрыгами ногать!
Чеса заголовалась.
Да заплетык языкается.
Про сапоже
Боже, боже,
Дай мне коже,
Я сошью себе сапоже.
Без сапоже
Мне негоже —
Може ноже обмороже.
«Дождик греет…»
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.
«По железному мосту…»
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
Курочка родила бычка
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!
Я РАСТУ Сайт для детей и их родителей
- Главная
- Правила
- Рекламодателям
- Контакты
- Главная
- Фотоальбомы
- Сказки для детей
- Загадки для детей
- Загадки обо всем
- Времена года
- Новогодние загадки
- Загадки о животных
- Загадки о природе
- Загадки о транспорте
- Считалки для игр
- Стихи к праздникам
- Стихи о животных
- Азбука в стихах
- Самуил Маршак
- Борис Заходер
- Андрей Усачев
- Колыбельные песни
- Новогодние песни
- Песни к 8 марта
- Песни к 23 февраля
- Песни к 9 мая
- Раскраски к праздникам
- Летние раскраски
- Зимние раскраски
- Осенние раскраски
- Герои сказок и мультиков
- Найди отличие
- Раскраски для мальчиков
- Раскраски для девочек
- Раскраски для малышей
- Раскраски тематические
- Раскраски животных
- Уроки рисования
- Рисуем и учим буквы
- Рисуем и считаем
- Игры с мячом
- Игры-прыгалки
- Игры-бегалки
- Дворовые игры
- Игры с песком
- Игры Б.П. и Л.А. Никитиных
- Игры М. Монтессори
- Игры от рождения до школы
- Поговорки и скороговорки
- Ребусы
- Настольные игры
- Найди отличия
- Бумага
- Пластилин
- Пластик
- Соленое тесто
- Ткань
- Поделки к пасхе
- Поделки к 8 марта
- Поделки к Новому году
- Бутерброды
- Салаты
- Десерты
- Блины
- Выпечка
- Завтрак
- Обед
- Детская психология
- Отдых с ребенком
- Советы врача
- Выбираем имя ребенку
- Юридическая консультация
- Сто советов
- Интернет-магазины
- Где отдохнуть
- Осенние мотивы
- Летние забавы
- Зимние развлечения
- Здравствуй, весна
Последние события
Летучие мыши на Хэллоуин
Какой же Хэллоуин может быть без летучих мышей. Сделать их очень просто. Достаточно подготовить черную цветную бумагу, и выделить немного свободного времени.
Ужасные мумии
Приближается Хэллоуин. В Мастерской мы делаем разные чучела, но как бы мы ни старались, они выглядят не очень страшно, а как-то весело и дружелюбно.
Призрак раннего Хэллоуина
Приближается Хэллоуин, и вокруг нас начал околачиваться призрак — вы можете судить, страшно это или смешно, но он, безусловно, ожидает появления большего количества его братьев и сестер .
Аппликация из осенних листьев. Бабочки
Скоро-скоро начнётся золотая осень. Полетят с деревьев красные, оранжевые, жёлтые листики. Пора их собирать и делать красивые осенние аппликации.
Зонтик из пластилина
Пошаговый мастер-класс по изготовлению зонтика из пластилина. Урок для самых маленьких
Популярное
- Фотогербарий. Каштан
- Много веселых стихов про осень
- Хризантемы из семян ясеня
- В детский сад приходит осень
- Аппликация «Золотая осень»
- Дорожки-прописи для малышей
- Простоквашино. Раскраски
- Призрак раннего Хэллоуина
- Ужасные мумии
- Летучие мыши на Хэллоуин
Стихи-перевертыши, нелепицы, небылицы, потешки
- 80
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Стихи-перевертыши, нелепицы, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно.
Маленький человек растет и изучает мир. Вначале все что ему говорят, он принимает за истину. Для него все может быть — говорящие звери, шагающая на куриных ногах избушка, деревья, растущие вверх корнями. Но вот наступает момент, когда ребенок осознает, что если корова говорит «му», а воробей «чик-чирик» это правильно, а вот если наоборот — это смешно. Наступает пора потешек и небылиц. Стихи-перевертыши, нелепицы, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно. Как говорил Корней Чуковский в своей книге «От двух до пяти» -» ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями».
Кстати, если Вам интересно, можете прочитать главу из этой книги, где Чуковский рассказывает о небылицах и стихах-перевертышах и их пользе для детского развития.
Вдруг из-под собаки
Он схватил дубинку
А по нашей кошке
Дело было в январе
Жарко было во дворе
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
Мамонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.
— Зайчик белый, куда бегал?
— Я не знаю, я не знаю.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Ремень за пояс заткнут,
На босу ногу зипун.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Небылицы писали для детей почти все известные детские писатели и поэты.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
Поэтические забавы и диковинки, часть 2: Задом наперед и наоборот (палиндромы, анациклы и др.)
Палиндром А. Вознесенского.
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Прочие статьи»
«Рак литеральный есть вирш, которого литеры
и вспак читаючися той же текст выражают».
(И. Величковский)
«…Первой жертвой оказался парень в соломенной шляпе,
на велосипеде. «Скрип-скрип», скрипели педали. Наехав на невидимую
верёвку, парень вылетел из седла и шлёпнулся на дорогу.
— Лапу я отэ огеч и? — удивился он, сел на велосипед и
поехал дальше. «Пиркс-пиркс», скрипели педали.
Дора-1 и Дора-2 ликовали: верёвка-перевертыш действовала!
Вдруг из-за забора донёсся жалобный собачий визг.
Калитка распахнулась, на пороге появился мальчик.
— А роза упала на лапу Азора! — горестно возвестил он и
побежал по направлению к аптеке. Споткнувшись о верёвку, он
очутился на земле, тут же вскочил и побежал, причитая:
— А роза упала на лапу Азора!
Лазутчики недоуменно переглянулись: веревка не сработала.
— Он её порвал! — Дора-1 вскочил и побежал к невидимой верёвке.
Внезапно он ойкнул, перекувыркнулся в воздухе и,
подняв столб пыли, сел на землю.
— Оньламрон театобар аквёрев. Екдяроп в ёсв, —
неожиданно для себя проговорил он».
(А. Семенов «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»)
«А роза упала на лапу Азора».
О ПЕРЕВЕРТНЯХ (перевертышах) или ПАЛИНДРОМАХ (греч. «бегущий назад») слыхали, наверное, и люди, далекие от словесных игр. И все это благодаря Алексею Толстому, который в своем «Золотом ключике» заставил Буратино мучиться над написанием «волшебной» фразы: «А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА» (легенда приписывает авторство этого палиндрома Афанасию Фету). Еще в детстве я долго ломал голову над тем, кто такой Азор. Когда же меня просветили, что это кличка собаки, перевертень изящнее не стал: и действительно — чего это розе падать на собачью лапу?
С тех пор я узнал множество более логичных и изящных палиндромов:
«НАЖАЛ КАБАН НА БАКЛАЖАН»,
«ТЫ, САША, СЫТ»,
«НА В ЛОБ, БОЛВАН»
«АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА»
(Н. Булгаков)
«НО ТЫ ТОНКА, КАК НОТЫ ТОН»,
«АДА ПСАРИ И РАСПАДА»
(Н. Лодыгин)
«ДОРОГО НЕБО ДА НАДОБЕН ОГОРОД»,
«ЛЕГ НА ХРАМ, И ДИВЕН И НЕВИДИМ, АРХАНГЕЛ»
(Д. Авалиани)
и даже сочинил несколько собственных:
«УКУСИ СУКУ
КЛОПА ПОЛК»
«МОКРИЦА ЗА ЦИРКОМ»
(из записи в книге почетных гостей):
«УРЕНГОЙ ДОРОГ КАК ГОРОД. ЙОГ НЕРУ».
Как вы уже поняли, палиндромы — это фразы, которые читаются по буквам одинаково, как слева направо, так и справа налево. Разрывы между словами, а также пунктуация и ударения при этом не учитываются. В. Брюсов считал, что палиндромы придают «особый ритм стиху», а В. Хлебников восторженно называл их «заклятием, двойным течением речи, двояко выпуклой речью». На самом деле фонетически эта форма беспомощна (т. е., на слух никакую оригинальность мы воспринять не можем). Да и зрительно палиндромы без предварительного предупреждения (что это палиндром) заметить очень трудно. Тем не менее, при первом знакомстве с ними трудно избавиться от удивления и ощущения какого-то волшебства.
Особенно остро это ощущали в древности, когда палиндромные фразы казались магическими. Самый древний из известных палиндромов был написан в IV в.: «SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS» («Сеятель Арепо с трудом держит колеса»). Впрочем, зачем упорный сеятель держал колеса не имело никакого значения для тех, кто рисовал этот палиндром на стенах домов. Главное было то, что из него можно было составить дивную вещицу — так называемый магический квадрат, где выражение могло читаться как вертикально, так и горизонтально, как слева направо сверху вниз, так и наоборот:
Из-за удивительных свойств этот палиндром считался оберегом от болезней и злых духов.
Утверждают, что даже на куполе константинопольского храма св. Софии тоже вырезан палиндром — «nisponano mimata mi monanopsin», который значит: «Омывайте не только лицо, но и ваши грехи».
Есть и средневековая легенда о святом Мартине, которому удалось крестным знамением усмирить чёрта, превратить его в мула и заставить везти в Рим. После чего нечистый взвыл чистейшим двустрочным перевертнем:
«Signa te signa, temere me tangis et angis,
Roma tibi subito motibus ibit Amor»
(лат. «Крести, крести себя; ты досаждаешь и донимаешь меня без необходимости; благодаря моим стараниям, Рим, предмет твоих устремлений, скоро будет близко»).
М. Шолохов «Тихий Дон»:
«— Эмблема Советской власти — молот и серп, так? — Капарин палочкой начертил на песке слова «молот», «серп», потом впился в лицо Григория горячечно блестящими глазами: — Читайте наоборот. Прочли? Вы поняли? Только престолом окончится революция и власть большевиков! Знаете ли, меня охватил мистический ужас, когда я узнал об этом!».
Безусловно, написать палиндромом целое стихотворение очень сложно. Чем оно длиннее, тем труднее сохранить в нем содержание, связность и красоту. Самый знаменитый русскоязычный «Перевертень» В. Хлебникова был явно неудачным:
«Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?…
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лов? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Желко поклаж. Оселок.
Сани плот, и воз зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
Зол гол лог лоз.
И к вам и трем с Смерти Мавки».
Сам поэт, склонный воспринимать слова и цифры магически, вряд ли согласился бы с моей оценкой. Спустя время он установил настоящий поэтический рекорд, написав целую палиндромную… поэму «Степан Разин» из 350 (!) строк.
Вот несколько более-менее удачных отрывков из нее:
«Мечам укажу мужа кумачем!
Эй, житель, лети же!
Лети чудес сед учитель…
Мы, низари, летели Разиным…
Не мерь ремень
Меня — я нем».
«Холоп — сполох,
Холоп — переполох…»
Впрочем, старания Хлебникова ничто по сравнению с усердием Жоржа Перека из группы УЛИПО. Он сложил палиндром (правда, прозаический) из 5 тыс. знаков. Смысла в этом колоссальном литературном «произведении» еще меньше, чем в поэме о Разине.
Снимая шляпу перед поэтическим мастерством и упорством Хлебникова, я, тем не менее, склонен настаивать, что КПД такой поэзии весьма ничтожен. Из крупных поэтических палиндромов, попавшихся мне на глаза, я склонен выделить лишь забавный «Лесной перевертень» С. Кирсанова:
«Летя, дятел,
ищи, пищи.
Ищи, пищи?!
Веред дерев
ища, тащи
и чуть стучи
носом о сон.
Буди дуб,
ешь еще.
Не сук вкусен —
червь — в речь,
тебе — щебет.
Жук уж
не зело полезен.
Личинок кончил?
Ты — сыт?
Тепло ль петь?
Ешь еще
и дуди
о лесе весело.
Хорошо. Шорох.
Утро во рту
и клей елки
течет».
Еще сложнее написать связный поэтический палиндром, где сохраняется рифма. Смешной рифмованный палиндром «Казак» получился и у В. Набокова:
«Я ел мясо лося, млея…
Рвал Эол алоэ, лавр…
Те ему: «Ого! Умеет
рвать!» Он им: «Я — минотавр!».
А вот загадка о Боге, написанная Г. Державиным, где палиндромными являются две первые строчки:
«Я разуму уму заря,
Я иду с мечем судия;
С начала та ж я и с конца
И всеми чтуся за Отца».
А оригинальность искусного и осмысленного перевертеня Э. Скуржинского заключается в том, что читать задом наперед это двустишие надо полностью, а не построчно:
«О шорох, Кате свежо,
Боже, все так хорошо!»
Во время работы над статьей у меня тоже возникло желание попробовать написать рифмованный палиндром. И вот, лежа в кровати, изнывая от бессонницы, я настроил свою голову на компьютерный режим перебора-подбора и произвел на свет следующее четверостишие:
«Мать, розы зорь там!
А пелена — нелепа…
А тень — не та…
Обе — на небо!»
Первую строчку-палиндром я сочинил еще лет десять назад, на обдумывание всего остального ушло не более получаса. Я, конечно, могу придумать этому «стихотворению» какое-нибудь мудрёное объяснение, но лучше сказать правду — настоящей поэзии здесь нет. Есть механика, есть способность быстро работать со словами — все что угодно, но только не поэзия, которая подразумевает, прежде всего, вдохновение. Написать вдохновленный палиндром практически невозможно, потому что для этого надо: а) уметь мгновенно, почти на подсознании, видеть фразы с обеих сторон и б) количество осмысленных оборотных фраз чрезвычайно ничтожно, и его вполне можно просчитать. Любой компьютер справится с подобной комбинаторной задачей значительно быстрее и лучше. К тому же, как я уже писал, если читатель не предупрежден, никакого особого эффекта палиндром не произведет.
Правда, многие фанатики этой формы утверждают, что палиндромные фразы приобретают особое звучание. Это неудивительно — ведь в строках повторяются одни и те же буквы. Но для достижения эффекта звукового повторения совсем не обязательна зеркальная точность фразы. Прием аллитерации производит тот же самый фонетический эффект, при этом, используя его, поэт не оказывается прикованным к чугунному ядру дотошности, не заметной никому, кроме него самого.
Более интересные результаты принцип палиндрома дает в иероглифической поэзии, где знаком является слово, а не буква. Впрочем, и в поэзии, основанной на линейном письме, есть форма, называемая АНАЦИКЛ . Анацикл представляет собой стихотворение, которое можно читать как слева направо сверху вниз, так и справа налево снизу вверх, но читается оно не по буквам, а по словам. При этом должна сохраняться рифма и порядок изложения.
В. Брюсов:
«Жестоко — раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье —
Глубоко — глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает…
Мерцанье былого — виденье качает…
Молчанье, ночное раздумье, — жестоко!»
Есть и более сложная форма — РЕВЕРС , где в отличие от анацикла рифма при чтении наоборот меняется:
«Глаза зелёные твои
Мне будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной».
(автор не установлен)
Существует еще одна забавная разновидность палиндрома, в котором, если читать слова в обратном порядке, содержание стихотворения меняется на противоположное. Например, в польском «Перевертыше про девицу» в пер. С. Святского:
«Жила девица рынка недалече,
Слыла красою, не беспутной речью.
Любила музыку, не баловство,
Хвалила простоту, не мотовство.
Чиста была, не блудом промышляла.
Свой возраст юный не срамит она,
Хвалой, не поношением славна.»
Величковский называл такую форму «рак прекословный» и приводил свой образец:
«Co мнoю жизнь не страх смерти,
Мнoю жити не умeрти.
Богу пожру жeртву тyчну не худyю,
Мнoгу не малую, [благую не]злyю».
И напоследок не могу удержаться, чтобы не привести вам еще две поэтические диковинки, оригинальность которых также заключена в порядке чтения.
Одну из них приводит И. Величковский и называет ее ЧВOРОГРАНИСТЫМ виршем, «в котoром тaк вздлyж, яко и вшир єдeн же тeкст выражaєтъся» (т. е. читать его можно, как по вертикали, так и по горизонтали).
А вот стихи французского поэта Агриппы Д’Обинье (1552–1630) в пер. Э. Линецкой можно читать и как два трехстопных восьмистишия, и как одно шестистопное. Трехстопные стихи между собой не связаны, это отдельные стихотворения, где описываются горести любящих. Но если их соединить, получается стихотворение противоположного смысла, воспевающее счастье любящих.
«Чей здравый смысл угас? — бежит любовных нег,
Тот не боится мук, — кого прельщает воля,
Мой друг, любовь для нас — завиднейшая доля —
Несчастье и недуг — любви не знать вовек.
Отрада всех отрад — лелеять чаровницу —
Свобода и покой — ну, это ль не напасть?
Удел стократ благой — в любовный плен попасть,
Хранить сердечный хлад — что лечь живым в гробницу».
Еще примеры палиндромов:
Валерий Брюсов «Голос луны»
(палиндром буквенный)
Я — око покоя,
Я — дали ладья,
И чуть узорю розу тучи,
Я, радугу лучу даря!
Я — алая,
Я — и лилия,
Веду, Сильвана, в лесу дев
Я, еле лелея
Небес эбен.
Н. Лодыгин «Зима»
Не совы в осень
Туром орут —
Нов зимы дым и звон:
Там холм лохмат
В инее нив,
Тут
Мороз узором
Окно тонко
Лепил. И пел
У сел, в лесу.
И он севером, как море весной
Бушевал… В лаве шуб
Ужо хожу
И я лугами. Зима, гуляй!
Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1-2/2006 (февраль-июнь)
Наоборот
Какие стихи вы предпочитаете?
Стихи — Наоборот
Стихи — Наоборот
Стихи — Наоборот
Кто любит, тот и не уйдёт,
Кто знает, тот умеет ждать.
Зима, — не только снег и лёд,
И отношений от ножа.
Кто верит, может будет прав,
Кто ищет, верует в судьбу.
Но сердце, всё-таки устав,
Захочет прекратить борьбу.
Кто дарит, у того и свет,
Кто хочет, тот своё возьмёт.
Не сосчитаешь, сколько лет,
Твориться всё наоборот.
Стихи — Вот по улице идет Человек Наоборот.
Вот по улице идет
Человек Наоборот —
Так прозвал его народ,
Что вокруг него живет.
Человек наоборот
Ходит задом наперед,
Правда медленно бредет,
Но зато наоборот.
Даже в доме не живет
Человек Наоборот,
А живет он в конуре,
Что построил на дворе.
Там и спит, и ест и пьет
Человек Наоборот.
Что вы думаете пьет
Человек Наоборот?
Как машина, пьет бензин,
Иногда и керосин,
И не ест, как люди, он
Всякий борщ там и бульон.
И не ест он суп и щи —
Ест одни лишь кирпичи,
А.
Стихи — Кот наоборот
Наш любимый рыжий кот,
этот кот — наоборот.
Он ночами не гуляет,
книжки умные читает.
Любит ванну принимать,
может песни распевать.
Кот воспитан и учтив,
он ухожен и красив.
Даже лапу подаёт,
вообщем, кот наоборот.
Мы без нашего кота —
ни туда и ни сюда.
Вам такого не найти,
лучше в гости к нам придти!
Стихи — Все наоборот
Разжимает веки громкий топот мух,
Жизнь включила краски, где то после двух.
Мокнет чья то мелочь в банке из под шпрот.
Что за день, в котором все наоборот.
Вроде не ложился, но пора вставать,
Снова обманула смятая кровать.
Хрипло надрываясь, спорят как всегда,
Кто из них сильнее, водка и беда.
Ровно и бесстрастно врущие часы
Режет на закуску палка колбасы.
И играя в скуке коробком пустым
Курит сигарета, втягивая дым.
Брызгая рассолом, как заправский спец,
Лезет на тарелку.
Стихи — Приворот наоборот
Что мне делать, я пропал
Я в глаза ее упал
Не в простые в золотые
В общем, в ведьмины глаза
Что же делать мне с собой
Не могу идти домой
Ожидаю, провожаю
Все ловлю ее глаза
Может это приворот?
Может все наоборот?
Может сладкое томленье
Может это провиденье
Все равно мне повезет
Вот опять она идет
Я лечу, как сон, на крыльях
Я , как сон в любви
Всесильный
Счастье-боль в груди живет
Боль –любовь во мне цветет
Я над крышами летаю
Счастья большего не знаю
Стихи — А .. может. там наоборот
Стихи — Всё наоборот
Дни считая не календарём,
Упираясь в матовый рассвет,
Город, тишиною утомлён,
Ждал меня, когда я дам ответ.
Обжигая окнами домов,
Двери нараспашку, лишь затем,
Чтоб услышать пару важных слов,
Отозвавшись в лабиринте стен.
Парусами ветер дал отбой,
Чтоб никто не волновался зря.
Там, где раньше были мы с тобой —
Никого, лишь эхо, дождь и я.
Память отразилась в зеркалах,
И пропала, не оставив след,
Прошлое, ты превратилось в прах,
Будущего может просто нет?
Фразы перевёртыши
Перевёртыши
Слова
Аа (река), дед, шабаш, шалаш, заказ, довод, кабак, казак, комок, наган, потоп, ротор, топот
гром-морг
икра-арки
ишак-каши
кони-инок
лавр-рвал
сорт — трос
воз-зов
да-ад
шорох-хорош
Фразы
А в енисее синева.
Я иду с мечем судия.
Удавы рвали лавры в аду.
Тарту дорог,как город утрат.
Торт с кофе не фокстрот.
Она не жена, но.
Арбуз у зубра.
А лиза мазила.
А лис, он умен — крыса сыр к нему носила.
А путана тупа.
Не гни папин ген.
И любит Сева вестибюли.
У скал плакса ласкал плаксу.
Анна, барабан на!
Ася, молоко около мяса.
Авось сова тут.
Леша на полке клопа нашёл.
Домок как комод.
Дом мод.
Да, искать такси — ад!
Иди искать такси.
Иди, макар, к ракам.
Ишаку казак сена нес, казаку каши.
Ира, вари.
Коту тащат уток.
Лит на море романтик.
Лев ел волов.
Леша на полке клопа нашел.
Лазил дема мед лизал.
Лезу в узел.
Луну колокол окунул.
Мокнет оксана с котенком.
Мир как рим.
На доме чемодан.
На в лоб, болван!
Огонь лоб больного.
Ешь немытого ты меньше.
Театр тает.
Тот тут.
Тонет енот.
И черви в речи.
Умер, и мир ему.
Лезу на санузел.
У дуба буду.
Oколо Миши молоко.
Морда казака за кадром.
Вот сила типа капиталистов.
Летя, догонит Иного дятел
Ешь немытого ты меньше!
Откопать тапок-то?
А щётка — как тёща!
Я не реву — уверен я.
А муза рада музе без ума да разума.
Кулинар, храни лук.
Ты, милок, иди яром: у дороги мина, за дорогой огород, а за ним и город у моря; иди, коли мыт.
Он в аду давно.
Ого, вижу живого.
Коту скоро сорок суток.
Не женат, а нежен.
Ты моден и недомыт.
Оно, лосося мясо, солоно.
Веер веял для евреев.
Я с леди все же свиделся.
Мак чужд жучкам.
Дорого небо, да надобен огород.
Меня истина манит сияньем.
Надо меч в кулак, а лук — в чемодан.
Шорох от дубка как будто хорош.
Не видно, как он дивен.
Я сличил то и то — вот и отличился.
Лидер бодро, гордо бредил.
Я умру, хлебороб — ел хурму я.
И мал Иван, а лупил у лип улана вилами!
Нажал кабан на баклажан
Я ударю тётю, дядю радуя.
Лазил дог, упал
На Ритке снег.
Корсет и тело – порок, сон.
Ясли не желала няня.
А ты пока ведь никто!
Юра хил, а в руке – снег.
На вид Лавр опытен.
Я – ига мира замок.
Тут раки напоказ.
Куда Иван лазал?
Уж ума гора!