0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется ударный слог стиха

Стихосложение

Стихосложение — организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.

В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип.

Терминология

Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).

Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.

Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.
(В. Маяковский — 1917)

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот
(А. Ахматова — 1911)

Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха.

Для классических размеров стопа состоит

либо из двух слогов (хорей и ямб),
либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).

Стопа является минимальной структурной единицей стиха.

Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Стопа — группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом).
Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп.

Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.

Простая стопа бывает:

  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога — ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб . );
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль . ).

Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).

Акцентные системы стихосложения

(В.К.Тредиаковский — Описание грозы)

(В.В.Маяковский — поэма «Хорошо!»)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.

  1. Хорей
  2. Ямб
  3. Дактиль
  4. Амфибрахий
  5. Анапест

Правила стихосложения

Переложить прозаическую речь на стихотворную форму совсем не сложно, если знать основные правила стихосложения, или версификации. Благодаря творчеству Ломоносова, Пушкина, Державина были заложены основы современной поэзии. Рассмотрим, чем и как отличается проза от стихотворения. Узнаем, что такое ритм, и как его сформировать при помощи чередования ударных и безударных слогов, чтобы получить стихотворную форму.

Конструкция стихотворения

Стих. Поэтическая строка.

Строфа. Закономерное повторение рифмованных строк.

Рифма. Созвучные окончания строк или полустиший.

Двустишие. Две зарифмованных строки.

Четверостишие. Состоит из 4-х стихов. Может состоять из двух двустиший.

Стопа. Простейшая структурная единица, состоящая из чередования слабых (безударных) и сильных (ударных) слогов. Классический размер стопы определяют два слога – ямб и хорей, либо три – анапест, амфибрахий и дактиль.

Метр. Структурная единица меры стиха, где главное ритмическое ударение объединяет группу стоп.

Системы построения стиха

Свободная речь получила название прозы. Это обычный разговор людей, звучащий вокруг каждого из нас. Упорядоченная речь в определенном ритме с повторением соразмерных единиц (речь в рифму) называется стихом.

Читать еще:  Для чего нужна женщина стихи

Важно! Рифма в переводе с греческого означает размеренность (ритм). В стихотворных строках окончания строк рифмуются за редким исключением, которое носит название «белого стиха».

Изначально стихосложение было песенным, с равным количеством ударений. Такой принцип получил название Тонической системы:

  • Во поле березка стояла./ Во поле кудрявая стояла.

Но начиная с XVII века стихотворные формы стали строиться по Силлабической системе, где в каждой строке стихотворения было равное количество слогов вне зависимости от ударных гласных:

  • Монаху подобает в келии седети,/ Во посте молитися, нищету терпети,…

Основу составляли тринадцатисложные стихи с ярко выраженной паузой после шестого/седьмого слога, разделяющий его на два полустишия. Ярким примером такой ритмической организации можно считать творчество Антиоха Кантемира:

  • Кто, дело своё вершив, утвердить желает,/ В долги веки, должен всё, что тому мешает,…

Но к середине XVIII века Ломоносовым была выведена и внедрена Силлабо-тоническая система построения, включающая как количественное число упорядоченных слогов, так и ударные гласные предложения. В этой системе писали многие поэты.

  • Мой дядя самых верных правил,/ Когда не в шутку занемог,/ Он уважать себя заставил,/ И лучше выдумать не мог.
  • …Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи / Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее….

Стихотворные размеры

Очередность безударных и ударных слогов разбивает стих по стопам. Стопа – отдельная простейшая ритмическая единица. В зависимости от ее построения, или комбинации одного-двух безударных слогов с ударным, формируется стихотворный размер.

Знаете ли вы? Замена безударного ударным носит название спондей, ударного безударным – пиррихий.

Ямб. Ударный слог – второй, причем, ударение всегда падает на нечетный

  • Запасшийся крестьянин хлебом,/ Ест добры щи и пиво пьет.

Хорей. Ударение всегда падает на первый ударный слог

  • Буря мглою небо кроет/ Вихри снежные крутя…

Дактиль. Трехсложная стопа. Первый ударный, за ним следует два безударных слога

  • Тучки небесные/ Вечные странники.

Амфибрахий. Трехсложная стопа с ударением на втором слоге

  • Однажды в студеную зимнюю пору/ Я из лесу вышел…

Анапест. Трехдольный размер с ударением на последнем слоге

  • Глубоко-глубоко всей душой/ Я вдохну запах двух городов…

Метрическое стихи лучше рассматривать на поэтических примерах творчества Маяковского. В рубленом тоническом размере акцентных стихов, написанных в определенном такте «лесенкой», уверенно просматривается и ямб, и хорей.

  • Подите прочь! какое дело/ Поэту мирному до вас!

Система рифмовки

Если окончания двух предложений имеют схожее на слух звучание, то они объединены рифмой. Как правило, рифмованные строки перемежаются – это носит название перекрестной рифмовки. Здесь расположение двух рифмованных строк через одну:

  • У лукоморья дуб зеленый/ Златая цепь на дубе том./ И днем и ночью кот ученый/ Все ходит по цепи кругом.

В поэзии нередко встречается другой прием, когда пара рифм разбивается. Одной строкой четверостишие открывается, внутри содержится другая рифмованная пара строк, а рифмованная с первой строка замыкает четверостишие:

  • О Север, Север-чародей,/ Иль я тобою околдован?/ Иль в самом деле я прикован/ К гранитной полосе твоей?

Понятие «сплетенной рифмы» родилось, как результат более сложных схем рифмовки и использованию не двух, а трех и более рифм в одном стихотворении. Звучание таких произведений действует весьма проникновенно.

  • И жизнь твоя пройдет незрима,/ В краю безлюдном, безымянном,/ На незамеченной земле,/ – Как исчезает облак дыма/ На небе тусклом и туманном,/ В осенней беспредельной мгле.
Читать еще:  Зачем стихи когда на небе звезды

Однажды математики пошутили, и переложили ритмику и рифмовку стихотворения на цифры. Теперь просторами Интернета гуляет весьма интересная картинка, целиком и полностью передающая трех и пятистопные ямбы-хореи стихотворной формы.

Чтобы найти нужную рифму, нужно очень постараться. Нужно сразу отмести элементарный или случайный подбор слов. В этом и состоят «муки творчества», чтобы создать фонетически грамотное произведение, способное донести до слушателя переживания или страдания автора, что особенно свойственно современной лирике. Ведь когда мы переживаем период влюбленности, почему-то всем хочется создать нечто особенное, и желательно в стихотворной форме. Быть поэтом – это дар, но его можно развить.

Спасибо, что уделили время на прочтение статьи о правилах стихосложения. А как вы выражаете свои чувства, и пытались ли в свое время сочинять стихи? Возможно, вы и сейчас творите нечто особенное. Поделитесь результатами творчества с аудиторией. Возможно, читателям будет интересно прочесть о ваших переживаниях, изложенных в стихотворной форме.

Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике

Содержание:

Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.

Основные понятия системы стихосложения

Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.

Подчиняется трем основным схемам:

  1. Тоническая – тоника – рисунок определяют ударные слоги. Их количество в каждой строке одинаково, а безударные слоги в учет не берут.
  2. Силлабическая – силлабика – учитывают только общее количество слогов, не подразделяя на ударные и безударные.
  3. Силлабо-тоническая – силлабо-тоника – ритмический рисунок стиха определяют количество слогов и сочетание ударных/безударных одновременно.

Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.

— (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — —
Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — /
Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — —
Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /

Виды строф в лирике

Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.

Читать еще:  О чем стих введенского воздушный шар

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)

Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Твердые стихотворные формы

Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения

Рифма

Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:

  • Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
  • Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.

Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.

Стопа

Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

  1. Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
  2. Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.

Трехсложный размер

Трехсложных размеров три:

  • дактиль – Убб (КтО бы ни звАл – не хо чУ – Убб/Убб/У);
  • амфибрахий – бУб/ (обхОдит владЕнья своИ – бУб/бУб/бУ);
  • анапест – ббУ/ (одинОкая жИзнь не милА – ббУ/ббУ/ббУ).

Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:

  • Хорей: ВАня-ВАн-ВАн-ВАн
  • Ямб: ИвАнвАнвАнвАн
  • Дактиль: ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
  • Амфибрахий: ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
  • Анапест: ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн

Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector