1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называются стихи в одну строку

Акростих, месостих и телестих

Еще одна тема, которую мне хотелось бы разобрать, это стихи, строки которых подобраны особым образом – по заданному правилу. К таковым относятся акростихи, месостихи и телестихи. По-гречески «акро» значит «начальный», «месо» – «серединный», а «теле» – «конечный».

АКРОСТИХОМ называется стихотворение, в котором первые буквы стихов (или строф) складываются в определенный осмысленный порядок. Это не просто украшение: отмечая собой начало каждого стиха, они тем самым подчеркивают стихоразделы или членение текста на стиховые отрезки, т.е. главное отличие стихотворения от прозы.

Немного истории. В XVII в. в поэзии еще не использовались стихотворные размеры, а единственной приметой стиха была рифма. В дополнение к этой отметке конца строки поэты отмечали еще и начало строки – пользовались акростихами, порой растягивавшимися на длиннейшие фразы. Древнейшей формой акростиха был “абецедарий”: начальные буквы стихов или строф следовали в простом алфавитном порядке. Такой способ написания стихов был средством лучше запомнить важный текст и ничего в нем не пропустить. Именно так в древности строились некоторые древнееврейские псалмы. Позже акростих стал средством подчеркнуть (и в то же время скрыть) имя автора или адресата, если их почему-либо нельзя было дать открытым текстом.

По аналогии с акростихами стали сочиняться и МЕСОСТИХИ — стихотворения, в которых осмысленное имя или фраза читались по вертикали не по первой, а по третьей (или иной другой) букве каждой строки. Стали появляться и совсем уж изысканные сочетания акростихов и месостихов. Чтобы еще больше усложнить эти трудные фокусы, для них обычно выбирались сложные строфические формы – преимущественно сонеты.

Приведу известные примеры подобных творений. Москвич К.Липскеров послал петербуржцу М.Лозинскому сонет с фразой в два столбца (по 1-й и 3-й буквам): «М. Лозинскому дар от Липскерова К.А.»:

МнОгоязычием пленительным звучат
ЛеТейских берегов туманные дубровы.
ОсЛавим же того, кто, мир увидев новый,
ЗоИлом став, не чтит всех канувшего чад.

ИсПании сады! В них птицы верещат
НаСледьем сладостным. Италия! Суровый
СоК выжав из терцин, там с бездны снял покровы
КрЕст утвердивший муж. Былые не молчат!

ОвРаги перейдя, хоть высь была бы в тучах,
МхОм полускрытый ключ слов блещущих, певучих,
УдВоив поиски, ищите в тьме густой.

ДлАнь вяща с посохом. Придя к благому краю,
АлКать недолго вам! Ручей коснется, знаю.
РтА вашего. Мы ждем! Где стих ваш золотой?
/К. Липскеров, 1948/

Лозинский немедленно ответил на этот «акро-месостих» еще более сложным «акро-димесостихом» в три столбца (по 1, 3 и 5-й буквам) на фразу: «Магу Липскерову от М.Л.Лозинского ответное письмо»:

МнОгОлюбезный друг, волшебник и поэт!
Ах, ТоТ велик в веках, чья лира грянет храбро
ГиМн, Воспевающий акростихи Констабра,
УзЛы Его «К.Л.» и мудрый кабинет!

ЛаЛ и Топаз камей. Пуссен – автопортрет
ИзОгНутая “пси” тройного канделябра.
По ЗвОнкому клинку – резьба: «Абракадабра».
С тИбЕтским Буддою бок о бок Тинторет.

КаНоПской лирницы уста, как ночь, спокойны.
Ей СнИтся древний плеск, ей снится берег знойный
РеКи, Струящейся, как вечность, где-то там.

ОгОнЬ чуть теплится на самом дне печурки.
В еГо Мерцании загадочным цветам
УпОдОбляются картофельные шкурки.
/М. Лозинский. 1948/

Реже, чем акро и месостих, встречается ТЕЛЕСТИХ – стихотворение, которое складывается из последних букв стиха. Понятно, что такая форма практически возможна только в нерифмованном (белом) стихе. Во всей русской поэзии мы знаем только один пример, — стихотворение в честь 30-летнего юбилея поэтической работы писателя Юрия Верховского, где по начальным, а потом по конечным буквам читается: «Юрию Никандровичу Верховскому виват!»:

Юлою жизнь юлит в чаду своих повтороВ.
Рассеянно бредя, ты проглядел еЕ;
И слушал тишину, и слушал в поле вечеР,
Юдоль тоски земной переплавляя в стиХ,
Не требуя наград, шагая неустаннО – ,
И в тридцати годах спокойных чистых слоВ
Каким зерном нагруз твой полновесный колоС!
Ах: что нам пожелать поэту в этот сроК?
Немного радости а отдыха немногО.
Да чтобы Муза та, которой он ведоМ,
Ревниво сторожа его скупую славУ,
Опередив других, не уступая праВ,
Верна, как и всегда, к нему стремила дланИ
И, скромный юбилей приветствием почтиВ,
Чтоб с нами здесь она, ликуя, возгласилА:
Ура! – Верховскому, – ура! ура! виваТ!
/А. Альвинг, 1929/

Наши участники конкурса «Мастер класс» не упали в грязь лицом перед известными поэтами начала 20 века и представили сразу несколько стихотворений подобного вида. И самые лучшие из них, это

1. Асимметрическое акро-теле-стихотворение «Тост», где по первым буквам строк (сверху вниз) и по последним буквам строк (снизу вверх), одинаково прочитывается одна и та же фраза: «За Катю Полякову»:

Заветный тост произнести хочУ,
Акро-сонетный тост любви, презреВ
Каноны рифм, но огранив егО
Асимметризмом акрострок. ИтаК,

Тому, кто волен разлюбить себЯ,
Ютящегося в таинстве зеркаЛ,
Подвластно всё. И всё разрешенО –
От «А» до «Я». Но на распутье троП

Ловить в отображеньях суть своЮ –
Язык удачи. Счастлив же лишь тоТ,
Кому дано, вглядевшись в зеркалА,
Остаться вне – и не заметить, каК

В глаза катит двадцатая зимА –
Упрямый факт, а вовсе не сюрприЗ.
(Борис Поляков 2. «Тост»)

Стихи написаны 5-и стопным ямбом в форме сонета.

2. Следующий пример — диагональный месостих:

Поведал Иисус рассказ о блудном сыне…
бРат младший раз к отцу пришел и говорит:
«нИжайший вам поклон, отец, хочу я ныне
поеХать-поглядеть, кому как ладно жить…
и прОсьба у меня, отдайте часть именья…»
отец Добро делил, отдав спокойно часть…
и братьЯ разошлись, и младший с упоеньем
жил, так Щедро’, что час настал добру пропасть…
а голод – нЕдруг всем, решился в свинопасы
пойти наш Младший брат, чтоб утолить нутро,
но что-то вдрУг совсем не стало в жизни спасу,
И от проблем, увы, не спас его никто…
вСему есть свой предел, вернуться в дом родимый
и Пред отцом своим решился он предстать,
и гРех свой пред отцом признал он и с повинной
скитАнья завершил, чтоб в ноженьки упасть…
и воз Вратился он – отец возвеселился,
и счастИе лилось рекою через край,
но что-То старший брат в обиде всполошился,
и, горечЬю давясь, промолвил невзначай:
«отец, я Столько лет служил тебе исправно,
ослушатьсЯ тебя и мысли не имел,
По что же младший брат, что жил беспутно, славен,
пО что же я стою, как дурень, не у дел?»
и Молвил тут отец: «ты был всегда со мною,
и мОг ты брать добро, ведь все моё – твоё,
но в Гордости твоей звучит одно земное,
возрАдуйся ж, сын мой, ведь снова мы втроем!
я радуЮсь, что сын, пропав, нашелся снова,
был мерТвым, но ожил! и это – счастья повод. »
/Елена Ольховик. «Притча о Блудном Сыне»/

Диагональный стих — это разновидность месостиха, где каждое слово фразы «Приходящему исправиться помогают», относительно которой построено все стихотворение, начинаясь с первой буквы, с каждой строкой перемещается на одну позицию вправо и задуманное слово прочитывается по диагонали текста. Немалым достоинством данного произведения является то, что зашифрованная фраза здесь не случайна: она содержит квинтэссенцию смысла всего стихотворения.

3. А теперь пример акросонета, где по первым буквам строк зашифрована фраза «С днем Рождения»:

Сонета не отринь, прелестница моя!
Он лишь тебе одной сегодня предназначен.
Далёкое окно патриархальной дачи
Надеждою в ночи сияет для меня.

Еще не осознав природной красоты,
Младой огонь ланит не в силах скрыть при встрече,
Рассветною порой, природе не переча,
Один хотя бы раз приди в беседку ты.

Жаль, летнею порой свиданья мимолетны…
Добавит ли сентябрь в узорах позолоты
Елея дивных встреч в раскрытые сердца?

Напрасны ль этих строк бесплодные надежды,
И буду ли один в сомнениях мятежных
Я пыл разбитых чувств лелеять до конца?
(Репин В. «Ленский – Ольге»).

4. Еще один акросонет, с зашифровкой фразы «Там над облаками» по первым и по последним буквам:

Т_ьма в тоске побледнела и больше не спори_Т,
А заря ей: «На выход, подруга! Пор_А
М_ой черед!» и легла, растянувшись над море_М,
Н_ад изломами скал, бросив свет на тара_Н.
А_лой шалью накрыла игриво полнеб_А.
Д_ень проснулся продрогший и ринулся вбро_Д,
О_бнимая весь мир возбужденно и слеп_О,
Б_ился в окна, нырял в каждый встречный сугро_Б.
Л_исом крался, летел, как стремительный соко_Л
А_брикосовым медом облил облак_А.
К_рыши лихо считал, но запнулся на «соро_К»,
А потом прекратил – надоело слегк_А.
М_ы с тобой, Новый День, темп веселый осили_М
И – вперед, как обычно. здесь нет – «или-ил_И»
(Елена Картунова «Там, над облаками»)

5. Акростихи можно писать не только в форме сонета, но и в любой другой форме написания. Главное постараться, чтобы фраза хорошо укладывалась в рисунок строф вашего стихотворения (стихи должны красиво звучать!) и не содержала бы букв, с которых не начинаются в русском языке слова – Ь, Ъ, Ы.

О| Отрицаешь прошлые ошибки,
С| Сожалеешь о минувших днях,
Е| Еле-еле теплится улыбка,
Н| Не хватает страсти и огня.

Н| На порог незваной гостьей Осень.
Е| Ежишься, взглянув в глаза едва,
Е| Если нет ответов на вопросы,
С| Стоит ли вопросы задавать?

Т| Тишину безликую нарушив,
И| Искренне стараешься позвать.
Х| Холодом твою наполнят душу
О| Осени печальные глаза.

Т| Ты теперь у Осени во власти
В| Ветреной, слезливой, непростой,
О| Отсырели вдруг мечты о счастье,
Р| Растворились в горечи густой.

Е| Ежедневным скучным ритуалом
Н| Ночи, дни — безрадостный сюжет
И| И порой так хочется с начала.
Е| Если бы. Но не успеешь, нет.
(Лариса Пяткова «Осеннее стихотворение»)

6. Пример зашифровки по первым буквам достаточно длинной фразы «На холмах Грузии лежит ночная тьма»:

На развалинах Бахчисарая
Алый след уходящей зари.

Ходит ветер. И день, замирая,
Осторожно зажжёт фонари.
Лень накроет остывшие камни,
Мглу рассеет и сны распушит.
А пока не захлопнуты ставни,
Хору прошлого внемлет самшит.

Голос времени, музыка ветра
Ранят сердце тоскою былой.
Уплывает прошедшее в недра.
Засыпаются серой золой
И славянские кости гарема,
И грузинский невольничий след.

Лики прошлого выплыли: «Где мы?»
Евнух, стража и призрачный свет
Женских тел, пережитых событий.
Истончается лет полотно.
Тени прошлого молят: «Живите!

Наслаждайтесь, пока вам дано
Открывать, удивляться и плакать!
Чередой уходящих минут
Наполняется сочная мякоть
Ананасов и винный сосуд».
Яд утрат в драгоценном бокале.

Мёд навеки покинутых мест.
Голоса и живые печали,
Ласки жён, ожиданья невест –
Алым светом зари отзвучали.
(Ольга Альтовская «На холмах Грузии лежит ночная тьма»)

7. И, наконец, вершина сложности – акро-месо-теле стих по палиндрому (одинаково читается как слева направо, так и справа налево) В.Гершуни «Нам сила – талисман»:

Читать еще:  Вот какая мама стих

Нам сила — талисман!
А что ж ещё нам сила?

А может всё обман и фетишизм,
точь в точь мистерия ума?
И тонущий плывёт спокойно и красиво
в абстрактное ничто.

И каждый сохранить пытался модный имидж,
лаская амулетов россыпь на столе.
Ах, если бы я знал, что после всех чистилищ
тотемов больше нет на выжженной земле!

Акриловый кристалл местами затуманен,
летел я и упал — за что же небеса?
И чёрный кот Маркиз мне станет талисманом,
совсем, как фаталист и профиль и анфас.

Мы молимся богам,
но что б мы не просили,
азарт или дурман —
наш разум обессилел.

Нам сила — талисман!
А что ж ещё нам сила?

Вариант записи в АКРО-МЕСО-ТЕЛЕ форме:

Н/АМ СИЛА — ТАЛИСМА/Н/, А ЧТО Ж ЕЩЁ НАМ СИЛ/А?
А/может. всё обм/А/н. и фетишизм? — точь в то/Ч/ь
М/истерия. ..у/М/а — . и тонущий плывё/Т
С/покойно. и кра/С/иво. в абстрактное ничт/О
И/ каждый . сохран/И/ть. пытался модный имид/Ж
Л/аская. аму/Л/етов. россыпь на стол/Е
А/х. если бы я зн/А/л. что после всех чистили/Щ
Т/отемов. больше не/Т/. на выжженой земл/Е
А/криловый. крист/А/лл. местами затумане/Н
Л/етел я . и упа/Л/. — за что же небес/А?
И/ чёрный кот . марк/И/з. мне станет талисмано/М
С/овсем . как фатали/С/т. и профиль и анфа/С
М/ы . молимся бога/М/, . но что б мы не просил/И
А/зарт . или дурм/А/н, . наш разум обессиле/Л
Н/АМ СИЛА — ТАЛИСМА/Н/, А ЧТО Ж ЕЩЁ НАМ СИЛ/А?

Обобщим сказанное. Обычно в поэзии организующим центром художественного произведения является идея – его тема, а все остальные элементы (форма, способы написания) подбираются применительно к ней. В акро-, теле- и месостихах таким центром являются осевые вертикальные слова, а к ним подбирается все остальное. То есть, мы имеем дело не с поэзией, а с интеллектуальной игрой, подобной составлению шарад или кроссвордов, – занятие весьма интересное, полезное для ума, но… редко дающее высокохудожественное поэтическое произведение. Как я обычно говорю — жанр на любителя…

Как называются стихи в одну строку

Для построения стихотворения нужно понимать расположение рифм в строках стихотворения, то есть рифмовку.

Одностишие (моностих)

Нерифмованное стихотворение, состоящее из одной строки. Подобное стихотворение обыкновенно является юмористическим, ироническим; основной упор при написании делается не на технику, а на содержание. К примеру:

О, как внезапно кончился диван… (В. Вишневский)

Такому клюву и помада не поможет… (А. Морозов)

Для написания одностиший необходимо обладать как минимум чувством юмора. Как и для их чтения.

Двустишие (дистих)

Самым простым расположением рифм является парная (смежная) рифма в дистихе или двустишии (по схеме аа).

В тот вечер возле нашего огня Увидели мы чёрного коня. (И. Бродский)

Двустишие является наиболее простой формой сочетания стихотворных строк, довольно-таки примитивной, поэтому я рекомендую чередовать его с другими формами в одном стихотворении. Дистих — это двустишие, являющееся законченным стихотворением, что встречается весьма редко.

Трёхстишие (терцет)

Далее рассмотрим более сложную форму — трёхстишие. Обыкновенное трёхстишие подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой: aaa bbb ccc.

На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. (А. Сумароков)

Другой формой трёхстишия является терцина. Терцина — это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc… Терциной написана «Божественная комедия» Данте:

Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу! (пер. М. Лозинского)

Четверостишие (катрен)

Первым по распространённости является, безусловно, четверостишие или катрен. Стандартных схем рифмования в катрене две: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма). Пример первой:

Я долго шёл по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш. (Н. Гумилёв)

Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бёдер, ни плеч… (Н. Гумилёв)

Более простыми разновидностями катрена (соответственно, более примитивными) являются схемы рифмовки aabb и abcb. В первом случае катрен просто состоит из двух двустиший, объединённых общей темой, во втором не рифмуются 1-я и 3-я строки (т.н. холостая рифма). Последнего я настоятельно советую избегать. Катрен может являться стихотворением в чистом виде (например, гарики или частушки):

Когда, прервав теченье лет,
Настанет страшный суд,
На нем предстанет мой скелет,
Держа пивной сосуд. (И. Губерман)

Пятистишия уже позволяют вам проявить полёт фантазии. Конечно, у пятистиший есть и фиксированные формы. Например, лимерик. Лимерик — это ироническое пятистишие со схемой рифм aabba (желательно, с трёхстопным анапестом в 1,2 и 5 строках и двустопным — в 3 и 4). Пришли лимерики из Англии, в частности, их изобрёл знаменитый английский поэт и художник Эдвард Лир.

Не секрет, что в далёком Катаре
Каждый пятый катарец — татарин!
Есть и больший курьёз.
Знайте все: эскимос —
— Каждый третий на Мадагаскаре. (А. Карпов)

Вождь индейцев, торгующий в лавке,
Продавая свои томагавки,
Говорил: «Спору нет,
Очень ценный предмет
И в быту, и в автобусной давке!» (А. Карпов)

Шестистишия

Встречаются реже, чем четверостишия, но гораздо чаще, чем пятистишия или терцеты. Фиксированных форм шестистишия не существует, но простор для фантазии тут неограничен. Например, aabbba:

На стене портрет тирана,
Как в любой другой квартире,
Как во всём подлунном мире,
Как мишень в цветастом тире,
Как нарыв, гнойник, как рана,
На стене портрет тирана.

Или abcabc (треугольная рифмовка):

Северо-западный ветер его поднимает над
Сизой, лиловой, пунцовой, алой
Долиной Коннектикута. Он уже
Не видит лакомый променад
Курицы по двору обветшалой
Фермы, суслика на меже. (И. Бродский)

Или aabccb (самый «песенный» вариант):

И, может быть, жизнь на пределе
Удержится в немощном теле
И голову старца укроет трёхзубым венцом.
Но дряхлые чресла устали,
И шут в исполнении Даля
В холодную землю уткнётся истёртым лицом.

Семистишие (септима)

Семистишие (септима) — вещь редкая. Но, по сути, добавить всего одну строку к любому встреченному шестистишию, и получится семистишие, двурифмовое, трёхрифмовое или даже четырёхрифмовое. Простор для придумывания схем тут огромен: abbabba, abccbac, aabccba и так далее. Комбинаций множество. Редкость употребления семистишия обусловлена в первую очередь историческим фактором: было попросту не принято так писать, вот и всё. Хотя это просто и порой даже очень красиво, если, конечно, писано не левой ногой. Семистишиями написано «Бородино» Лермонтова (aabcccb):

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Лермонтов)

Восьмистишие

Восьмистишие — это третья по популярности после четверостишия и шестистишия схема рифмования.
Опять же, количество комбинаций рифм в восьмистишии просто огромно. Можно составлять математическую программу для всевозможных комбинаций в двух-, трёх- и четырёхрифмовых восьмистишиях. Поэтому приведу просто один пример. Схема aaabcccb:

Старение! Возраст успеха. Знания
Правды. Изнанки её. Изгнания.
Боли. Ни против неё, ни за неё
Я ничего не имею. Коли ж
Переборщит — возоплю: нелепица
Сдерживать чувства. Покамест — терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
Это не разум, а кровь всего лишь. (И. Бродский)

Девятистишие

Девятистишие встречается не чаще семистишия. Но опять же: добавьте строку к восьмистишию, и получится то, что и требовалось получить (ababcdccd):

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне. (М. Лермонтов)

Десятистишия

Десятистишия имеют и фиксированные формы. В частности, формой десятистишия является ода. Классическая ода иммет схему рифмовки ababccdeed и характеризуется восхваляющим, торжественным содержанием, пафосными выражениями, изобилием восклицаний. Признанным мастером оды являлся Г.Державин. Например:

Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.

Не будем подробно разбирать 11-ти, 12-ти и 13-ти стишия. Напомню лишь, что в любой из этих форм можно получить огромное количество разнообразных комбинаций рифм, так что это поле для вашей деятельности.
Зато рассмотрим четырнадцатистишие, потому что оно имеет фиксированную форму, являющуюся одной из наиболее популярных известных в истории — сонет. Сонет — это стихотворение из 14 стихов, построенное по схеме abbaabbaccdede, то есть два четверостишия и два трёхстишия. Сонет появился в европейской литературе ещё в XIII веке. Одной из вершин поэзии Возрождения являлись сонеты Ф. Петрарки, обращённые к Лауре. Сонет часто имеет нарушения строгой рифмовой схемы. Например, 66-ой сонет Шекспира в переводе С. Маршака:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье.

И совершенству пошлый приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой.

И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.
Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!

Заключение сонета может охватывать все шесть последних строк (в данном случае — две). В данном сонете не соблюдено правило общих рифм в двух катренах. Имеются варианты сонетов: хвостатый сонет — два четверостишия и три терцета; сплошной сонет — на двух рифмах; опрокинутый сонет — два терцета и два четверостишия; безголовый сонет — одно четверостишие и два терцета; половинный сонет — четверостишие и терцет; хромой сонет — неравностопность четвертого стиха в катренах и т. д.
Сонет развивается и сплетается в ещё более сложную форму — венок сонетов. Венок сонетов состоит из пятнадцати сонетов. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет каждую строку каждого сонета, связывая их воедино. Таким образом, венок сонетов представляет собой двести десять строк, четырнадцать из которых употреблены троекратно. Венок сонетов очень сложен для написания, тем более правильный, без нарушения правил построения одного сонета. Венки встречаются у В.Брюсова, И.Сельвинского, М.Богдановича. Блестящий венок сонетов создал современный поэт и рок-музыкант Сергей Калугин.
Отмечу, что четырнадцатистишие совсем не обязательно является сонетом. Например, вот такая форма: ababccdefefggd.

Я в почётных рядах –
Руки в мягкий бетон –
Золотая звезда,
Предварив пелатон,
В предвкушении сна
Оказалась одна
На пути к дохристианскому Богу.
Эта леди вон там
Очень нравится мне,
Я бы впился в уста,
Я остался бы с ней,
Но придётся пройти
Окончанье пути
По кричащим ковровым дорогам.

Читать еще:  Стих про машину которую продал

Естественно, можно искать и более сложные 15, 16-тистишия, в общем, всё на ваше усмотрение. Отмечу только одну специфическую форму 15-стишия — рондо. Это стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabbaabbсaabbaс (с — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета. (М.Кузмин)

Рондо бывает и других типов: восьмистрочное, первая и вторая строки повторяются в конце и первый стих — в четвертой строке; тринадцатистрочное рондо, начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки. Реже встречается четвертый тип сложного, т. н. совершенного рондо в 25 строк с двумя рифмами.

Вы можете также смело комбинировать строфы — четверостишия с шестистишиями и так далее. Такие стихотворения называются строфоидами. Стихотворение же, в котором нет чёткого разделения на строфы, называется астрофизмом и широко употребляется в детской поэзии:

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский)

К астрофизмам относится раёшный стих — русский народный стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке. Размер, кстати, тоже не соблюдается. Например:

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навтречу ему Балда
Идет сам не зная куда. (А. Пушкин)

Напоследок скажу об ещё одном маленьком трюке. После любого законченного технически n-стишия, особенно после фиксированного (сонет, ода) можно просто добавить ещё одну строку (максимум две), которые позволят завершить стихотворение и с точки зрения содержания. Такое добавление называется кодой и не обязательно должно быть рифмованным.

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Читать еще:  Стихи девушке которая не отвечает на смс

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Правила стихосложения

Переложить прозаическую речь на стихотворную форму совсем не сложно, если знать основные правила стихосложения, или версификации. Благодаря творчеству Ломоносова, Пушкина, Державина были заложены основы современной поэзии. Рассмотрим, чем и как отличается проза от стихотворения. Узнаем, что такое ритм, и как его сформировать при помощи чередования ударных и безударных слогов, чтобы получить стихотворную форму.

Конструкция стихотворения

Стих. Поэтическая строка.

Строфа. Закономерное повторение рифмованных строк.

Рифма. Созвучные окончания строк или полустиший.

Двустишие. Две зарифмованных строки.

Четверостишие. Состоит из 4-х стихов. Может состоять из двух двустиший.

Стопа. Простейшая структурная единица, состоящая из чередования слабых (безударных) и сильных (ударных) слогов. Классический размер стопы определяют два слога – ямб и хорей, либо три – анапест, амфибрахий и дактиль.

Метр. Структурная единица меры стиха, где главное ритмическое ударение объединяет группу стоп.

Системы построения стиха

Свободная речь получила название прозы. Это обычный разговор людей, звучащий вокруг каждого из нас. Упорядоченная речь в определенном ритме с повторением соразмерных единиц (речь в рифму) называется стихом.

Важно! Рифма в переводе с греческого означает размеренность (ритм). В стихотворных строках окончания строк рифмуются за редким исключением, которое носит название «белого стиха».

Изначально стихосложение было песенным, с равным количеством ударений. Такой принцип получил название Тонической системы:

  • Во поле березка стояла./ Во поле кудрявая стояла.

Но начиная с XVII века стихотворные формы стали строиться по Силлабической системе, где в каждой строке стихотворения было равное количество слогов вне зависимости от ударных гласных:

  • Монаху подобает в келии седети,/ Во посте молитися, нищету терпети,…

Основу составляли тринадцатисложные стихи с ярко выраженной паузой после шестого/седьмого слога, разделяющий его на два полустишия. Ярким примером такой ритмической организации можно считать творчество Антиоха Кантемира:

  • Кто, дело своё вершив, утвердить желает,/ В долги веки, должен всё, что тому мешает,…

Но к середине XVIII века Ломоносовым была выведена и внедрена Силлабо-тоническая система построения, включающая как количественное число упорядоченных слогов, так и ударные гласные предложения. В этой системе писали многие поэты.

  • Мой дядя самых верных правил,/ Когда не в шутку занемог,/ Он уважать себя заставил,/ И лучше выдумать не мог.
  • …Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи / Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее….

Стихотворные размеры

Очередность безударных и ударных слогов разбивает стих по стопам. Стопа – отдельная простейшая ритмическая единица. В зависимости от ее построения, или комбинации одного-двух безударных слогов с ударным, формируется стихотворный размер.

Знаете ли вы? Замена безударного ударным носит название спондей, ударного безударным – пиррихий.

Ямб. Ударный слог – второй, причем, ударение всегда падает на нечетный

  • Запасшийся крестьянин хлебом,/ Ест добры щи и пиво пьет.

Хорей. Ударение всегда падает на первый ударный слог

  • Буря мглою небо кроет/ Вихри снежные крутя…

Дактиль. Трехсложная стопа. Первый ударный, за ним следует два безударных слога

  • Тучки небесные/ Вечные странники.

Амфибрахий. Трехсложная стопа с ударением на втором слоге

  • Однажды в студеную зимнюю пору/ Я из лесу вышел…

Анапест. Трехдольный размер с ударением на последнем слоге

  • Глубоко-глубоко всей душой/ Я вдохну запах двух городов…

Метрическое стихи лучше рассматривать на поэтических примерах творчества Маяковского. В рубленом тоническом размере акцентных стихов, написанных в определенном такте «лесенкой», уверенно просматривается и ямб, и хорей.

  • Подите прочь! какое дело/ Поэту мирному до вас!

Система рифмовки

Если окончания двух предложений имеют схожее на слух звучание, то они объединены рифмой. Как правило, рифмованные строки перемежаются – это носит название перекрестной рифмовки. Здесь расположение двух рифмованных строк через одну:

  • У лукоморья дуб зеленый/ Златая цепь на дубе том./ И днем и ночью кот ученый/ Все ходит по цепи кругом.

В поэзии нередко встречается другой прием, когда пара рифм разбивается. Одной строкой четверостишие открывается, внутри содержится другая рифмованная пара строк, а рифмованная с первой строка замыкает четверостишие:

  • О Север, Север-чародей,/ Иль я тобою околдован?/ Иль в самом деле я прикован/ К гранитной полосе твоей?

Понятие «сплетенной рифмы» родилось, как результат более сложных схем рифмовки и использованию не двух, а трех и более рифм в одном стихотворении. Звучание таких произведений действует весьма проникновенно.

  • И жизнь твоя пройдет незрима,/ В краю безлюдном, безымянном,/ На незамеченной земле,/ – Как исчезает облак дыма/ На небе тусклом и туманном,/ В осенней беспредельной мгле.

Однажды математики пошутили, и переложили ритмику и рифмовку стихотворения на цифры. Теперь просторами Интернета гуляет весьма интересная картинка, целиком и полностью передающая трех и пятистопные ямбы-хореи стихотворной формы.

Чтобы найти нужную рифму, нужно очень постараться. Нужно сразу отмести элементарный или случайный подбор слов. В этом и состоят «муки творчества», чтобы создать фонетически грамотное произведение, способное донести до слушателя переживания или страдания автора, что особенно свойственно современной лирике. Ведь когда мы переживаем период влюбленности, почему-то всем хочется создать нечто особенное, и желательно в стихотворной форме. Быть поэтом – это дар, но его можно развить.

Спасибо, что уделили время на прочтение статьи о правилах стихосложения. А как вы выражаете свои чувства, и пытались ли в свое время сочинять стихи? Возможно, вы и сейчас творите нечто особенное. Поделитесь результатами творчества с аудиторией. Возможно, читателям будет интересно прочесть о ваших переживаниях, изложенных в стихотворной форме.

Как называется строка в стихотворении?

Одна строчка стихотворения — как называется?

Стихотворение или по простому стих, представляет собой, определенный ряд слов, соединенных между собой определенным образом. Стока же, это группа стихов, которые объединены и согласуются между собой определенным признаком, характерной чертой которого, является его повторение.

Строку стихотворения можно называть стихом.

Слово стих произошло от греческого слова stichos, что в переводе значит «ряд, строка».

Стих — это форма художественной речи, характеризующаяся интонационной упорядоченностью. Упорядоченность эта возникает вследствие распада потока речи на отрезки, соизмеримые по времени произнесения с другими отрезками.

Также стих — это графически выделенная единица (основная единица стихотворного текста) стихотворного текста, что в принципе наглядно наблюдается.

В приведенном выше значение стих как раз и употребляется как синоним стихотворной строки.

Так что строку стихотворения можно называть стихотворной строкой или стихом.

Интересный и доступный материал на эту тему можно почитать здесь.

Одна строчка в стихотворении — это стих.

Буквально в переводе с греческого языка это слово означает «ряд», а «versus» (поворот, возвращение в начало ряда) является его латинским синонимом, отсюда взаимосвязь слов «стихосложение» и «версификация».

Таковы обозначения. Кстати, тут же можно проанализировать разницу с прозой, «проза» в переводе с латинского означает речь, которая ведется прямо, вперед, без поворотов.

Стих — это речь, которая разделена на отрезки (отдельные строки), соотносимые и соизмеримые друг с другом.

Понятие «стихотворение», т.е. способ сложения стихов, ввел церковный писатель Симеон Полоцкий.

На сколько я знаю, минимальная строка стиха называется стих.

Несколько стихов образуют строфу, а несколько строф — целое стихотворение.

Вот определение, что такое стих:

А вот ещё интересная информация по поводу построения стихотворений, зародившаяся ещё в античном мире:

как мне известно,из школьного курса литературы,то одну строчку стихотворения,называют «стих».В дальнейшем,по созданию стихотворения,идут из стихов,строфы,и получается целое стихотворение.Как-то так).Надеюсь мой ответ вам поможет.

В отличие от прозаической стихотворная речь характеризуется ритмом и рифмой. Одну строку стихотворного произведения называют словом стих греческого происхождения. Каждый стих, объединяясь с другими строками-стихами, составляют строфу. А строфы образуют стихотворение или другие произведения, написанные в жанре стихотворной речи: балладу, оду и пр.

По определению одна строчка в ряд в стихотворении называется стих. Слово греческое. Не стоит путать строфу и стих. Стихом в обиходе называем от двух до четырех строчек. А это строфа. Несколько строк в ряд называются строфой. Стих — одна строка.

Одна строка называется стихом. Из стихов складываются строфы, а из строф уже стихотворения. Именно по этой причине нельзя называть стихотворение стихом: вас просто не поймут.

Кстати в быту среди не очень образованных людей строкой могут назвать несколько строк стихотворения.

Время расцвета русского символизма — два десятилетия: с середины 90-х годов XIX века, когда появляются сборники Валерия Брюсова «Русские символисты», и до середины 10-х годов XX века, когда в полемику с символистами вступают новые поэтические течения. В этот период можно выделить два поколения символистов — старшие и младшие. К первым относятся Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф, Сологуб и др.

Младшие символисты дебютировали чуть позже: в 1902-1905 годах. Среди них прежде всего выделяются А.А. Блок и А. Белый. Сюда же относится В. Иванов (его не стоит путать с Г. Ивановым).

Во все времена есть люди, которым непросто бывает оставаться собой в мире других людей, за пределами свое души. Приходится приспосабливаться под чьи-то вкусы и интересы. Выходя из замкнутого мира своей комнаты (души, надо понимать) человек теряет часть себя.Да, собственно,что там некоторые — со всеми нами такое происходит! Что-то в нас исчезает среди других людей, что-то появляется, и не всегда хорошее, хотя и хорошее тоже.

Да и надо ли, чтобы другие знали тебя , до глубины души твоей? Она, душа, хрупка и ранима, за грубоватой лексикой это особенно заметно. Столкновение с посторонними может быть очень болезненным: «Не выходи из комнаты. О, пускай только комната догадывается, как ты выглядишь. «

Вот об этом, на мой взгляд, говорит Бродский. Это всегда актуально.

Афанасий Фет любил описывать красоты природы в своих стихах. Произведение было написано им в 1854 году. Фет общался в то время с людьми, входившими в литературный кружок «Современник». В этом журнале впервые и было опубликовано его стихотворение: «Еще весны душистой нега».

Стихотворение посвящено пробуждению весны. Холод еще совсем не отступил. Но зима уже потихоньку сдает свои права.

Поэт противопоставляет зиму весне. Вначале поэт описывает зимние картинки, во второй части стиха они сменяются на весенние.

Во второй части произведения появляется женщина, наблюдающая за природой. Она любуется на пролетающих журавлей и понимает, что наступает весна.

Стихотворение показывает слияние человека и природы.

Произведение грустное, оно написано в жанре элегии. Поэт описывает природные пейзажи в стихах. Фет вообще был человеком меланхоличным. Поэтому и написано стихотворение с легкой, светлой грустью.

Для выразительности явлений поэт использует

эпитеты: «степная красавица», «душистая весна»;

метафоры: «нега к нам не успела снизойти.

Лексический повтор в виде слова «еще» показывает, что в природе пока не произошли большие изменения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector