3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как писать стихи детям

Как писать стихи детям

В школе дети учат стихи, потому что «учитель сказал». Но стихи — это нечто большее, чем школьная программа. О красоте и пользе стихов, о том, как с помощью рифмы открывать мир, запоминать школьные правила, решать конфликты и просто веселиться, рассказывает Надежда Подколзина, автор методики по развитию фантазии (@korol_kontrastov).

Давным-давно умение читать и писать считалось тайным искусством и было доступно лишь избранным. Это была такая особенная привилегия и даже немножечко магия. В древности очень верили в слова и их волшебную силу.

Сегодня это искусство доступно каждому, и к «магии» приобщают всех. Но чаще всего упор делается на приобретение самого навыка, а не на прилагающиеся к нему волшебные возможности.

А они действительно есть!

И стихи в этом смысле настоящая находка. Зарифмованные строки намного лучше запоминаются, воспринимаются и доносят информацию. Они тренируют память, воображение, развивают фантазию и метафоричность мышления. Но самое главное — помогают научиться лучше формулировать мысли.

Тренировка мозга

У многих родителей вызывает тревогу тот факт, что тексты упростились, дети привыкают получать информацию в более лаконичной форме — через посты, картинки и залипательные видео, они перестают читать и узнают меньше.

Родители опасаются за будущее своих детей, ведь им предстоит конкурировать с искусственным интеллектом! А он, между прочим, не ленится, совершенствуется каждый день и даже занимает рабочие места. В некоторых МФЦ, например, нас уже встречают самые настоящие говорящие роботы.

В небольшом объеме содержится ценная информация. Стихи легко читаются и быстро запоминаются.

Именно поэтому поэтические произведения — важный элемент школьной программы. Но их можно не только читать, разбирать и учить. Стихи — это не только занятно и весело, они еще здорово помогают в насыщенной детской жизни.

Как? Давайте разбираться.

Разрешать конфликты

Благодаря стихам можно обыграть какую-то острую ситуацию и сделать ее смешной.

Например, ребенок не хочет надевать шапку. Прочитайте ему стих, например такой.

Положу в рюкзак конфет и флягу,
Пусть в ней будет бабушкин компот,
И уеду в сказочный Сантьяго —
Он меня давным-давно зовёт.

Здесь такая жизнь, на самом деле!
Можно плавать и ловить тунца,
И не надо в солнечном апреле
Шапку надвигать на пол-лица.

Стану спать ложиться поздно-поздно,
Щедро лить в пломбир себе сироп
И кричать чего-нибудь про звёзды
Даже громче океана чтоб.

Решено!
Бросаю в угол тапки —
Улетел уже одной ногой.

Если мама разрешит без шапки,
Так и быть, возьму ее с собой.

Развиваться

С рифмой намного легче запоминать какие-то факты, события, правила или новые слова. Прозвучавшие в стихотворении необычные термины, названия и обозначения вызывают интерес и застревают в памяти. А потом неожиданно пригождаются!

Раз сегодня День театра,
Значит, публика, держись!
Будет плюшевой ондатры
И медведя бенефис.

Будут зайцы в первом акте
И машинки во втором,
Чай с конфетами в антракте
И суфлеры под столом.

Бенефис, антракт, суфлер — наверняка вызовут вопросы, а после приживутся в лексиконе.

Или вот четверостишие, которое поможет запомнить правило «жи, ши пиши с И»:

Пускай класс сегодня загружен,
Приснятся во сне буквари,
Зато мы узнали, что лужи
Кончаются буквами «и»!

А еще стихи помогают открывать новые горизонты. Допустим, мы много где не были, но очень хотели бы узнать о мире больше, пережить новый опыт и приключения.

Можем пить его где хочешь,
Тыкай в карту наугад
В Антарктиду или в Сочи
Или даже в Тринидад.

У какбудтошнего чая
Вкус немножечко другой.
Обещай, что подрастая
Будешь пить его со мной!

От Новой Гвинеи за полтыщи миль
(Скажу по секрету и дружбе)
Таинственный есть регион Бугенвиль,
Туда-то нам с вами и нужно.

Скучать не придется, там жизнь как в кино:
Есть змеи и райские птицы.
Мы будем рыбачить, кормить кабанов
И в школе, конечно, учиться.

Сомнения нет, в бугенвильский их класс
Захочется всем записаться.
Там учат ребята язык ротокас
И букв в нем всего лишь 12!

Со следующим стихотворением легко изучить, какие бывают дожди.

Дождь бывает проливной,
Ситный, моросящий,
Дождь окатный и грибной,
Спорый, словно ящер.

Дождь слепой и дождь косой,
Даже полосами!
А ещё есть грозовой —
Он почти цунами.

За окошком дождь пошёл,
Лужи по колено.
Это очень хорошо,
Даже обалденно.

Мне промокнуть не впервой,
Только есть вопросы:
Стану я теперь грибной
Или же в полоску?


Источник

Как сказал великий философ и большой знаток стихов Герман Гессе, «кое-как состряпанный вами плохой стишок приносит куда больше радости, чем чтение самых прекрасных чужих. Попробуйте, и вы увидите».

Давайте попробуем и убедимся на собственном опыте, прав он или нет.

Как самому сочинять стихи

Самое простое упражнение — заканчивать двустишие. С этого стоит начинать все тренировки и разминки.

Впоследствии ребенок может сочинять начало самостоятельно, а родителям или одноклассникам предлагать дополнить стих.

Имена

Самый любимый вариант у детей — с именами. Даже мультяшные персонажи не имеют такого оглушительного успеха. Все просят: «А придумайте про мое имя!»

По душе мне почему-то
Одноклассница… Анюта!

Из окошка маме машет
Дочка старшая… Наташа.

Больше всех других зверей
Любит котиков… Андрей.

Ничего вокруг не слышит,
Когда мультик смотрит… Миша.

Смех звенит на весь бульвар,
Значит там бежит… Умар.

О животных миллион
Фактов знает наш… Семен.

Эффект вас порадует, главное — использовать знакомые имена.

Метод «Чепуха»

И это тоже очень интересное занятие — чепухой заниматься. Само название, на мой взгляд, уже подкупает. И ведь оно вполне официальное.

Суть в том, чтобы в одном стихотворении нагромоздить все, что в принципе между собой никак не вяжется. Что угодно, из головы. Главное, чтобы был выдержан ритм и присутствовали рифмы.

Раз в кармане у кита
Отыскали мыши,
Две собаки, три моста
И кусочек крыши.

С виду чепуха не несет в себе особенной смысловой нагрузки, но это хороший тренажер для фантазии, возможность сочинить стих самостоятельно и получить первый успешный в этом направлении опыт. Придумывать ее легче, чем подбирать подходящие выверенные смыслы, поэтому с таким упражнением ребята справляются достаточно легко.

Макаронические стихи

Чуть более сложный, но очень интересный игровой вариант. В них смешной эффект достигается путем коверкания иностранных слов и смешения их с формами основного языка.

Свое название они получили действительно в честь макарон. Паста — одно из самых любимых в Италии блюд, в которое добавляют разные ингредиенты и получается какая-нибудь вкусная смесь. Если бы эти стихи придумали у нас, наверное, они бы получили название винегретных.

Знаменитый драматург и создатель классической комедии Мольер любил в них поиграть и даже вставлял в свои произведения.

Сочинять такие будет не просто весело, но еще и полезно — можно разбираться в иностранных словах и быстрее их запомнить.

Читать еще:  Юнона и авось чьи стихи

Дайте ребенку несколько слов на выбор или предложите самому покопаться в памяти и найти подходящее. Вот примеры.

Кошке скажем мы «гудбай»
И скорее на трамвай.
Ветра свист и рельсов гул
С мамой мы спешим ту скул.
Время мчится словно скейт,
Как бы ни было ту лэйт!
Приходить после звонка
Шеймфул для ученика.

Акростихи

В самом произведении заключена загадка, которую ребенок должен отыскать. Чаще всего ответ находится в первых буквах каждой строки, но некоторым удается спрятать его и посредине.

Надо мною яркий щит,
Его каждый разглядит.
Белый, синий, голубой —
Он один над всей землей.


Источник

Звукоподражание

Можно придумать самому или выискивать в стихах уже готовых.

К вам к вам к вам
Прискачет на опушку —
Сам сам сам
Великий принц-лягушка

Кто валяется плашмя у меня в кровати?
Кто там скачет и гремя укрощает бантик?

Какие-то вещи, на первый взгляд, кажутся сложными для восприятия, но дети удивительно быстро втягиваются в процесс и показывают неплохие результаты.

Первоклассники мгновенно находят по нескольку рифм и даже на ходу выдают целые двустишия.

Ребята постарше придумывают процессы для бесконечных стихов, предлагают идеи для макаронических, разгадывают акростихи и сочиняют сами.

Если заниматься регулярно, вполне может получиться целое произведение. Но самое главное, все это придает уверенности в себе и своих силах, развивает альтернативное мышление и фокусирует воображение.

«Если вы можете это вообразить, вы можете это сделать», — говорил Уолт Дисней и собственным примером доказал, что все это самая настоящая правда.

Права на приведенные в статье стихи и упражнения принадлежат автору публикации

Внеурочное занятие по теме : «Учимся писать стихи»

ФИО участника: Жданова Екатерина Андреевна

Тема занятия: «Учимся писать стихи»

Цель занятия: создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся

— познакомить с отличительными признаками стихотворного текста

— способствовать формированию умения подбирать рифмующиеся слова

— научить писать стихотворения

— знание отличительных признаков стихотворного текста

— умение подбирать рифмующиеся слова

— умение писать стихотворения

— способствовать развитию мышления, внимания, памяти

— способствовать развитию познавательного интереса

— способствовать развитию культуры речи

— способствовать развитию творческих способностей

— умение дополнять и расширять имеющиеся знания

— умение ориентироваться в собственной системе знаний

— умение устанавливать причинно-следственные связи

— умение проявлять учебно-познавательный процесс

— умение определять и формировать цель занятия

— умение следовать инструкциям учителя

— умение сохранять и принимать учебную задачу

— умение осуществлять контроль и самооценку своей деятельности

— умение строить речевые высказывания

— умение слушать и отвечать на вопросы учителя

— умение обмениваться мнениями, слушать друг друга

— умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

— способствовать воспитанию нравственных качеств, таких, как доброжелательность и уважительность

— способствовать воспитанию положительного отношения к процессу обучения

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха

— формирование положительного отношения к процессу обучения

· Дидактическое средство LearningApps

Учитель приветствует учеников

Здравствуйте, меня зовут Екатерина Андреевна и сегодня я проведу у вас занятие.

Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся, чтобы поднять настроение.

Ребята, а вы знаете кто такие А.Пушкин, К.Чуковский, С.Маршак, А.Барто?

А кто такие поэты?

А нравятся ли вам стихотворения?

Чем отличаются стихи от других произведений?

А что такое рифма?

А умеете ли вы писать стихи?

Давайте назовем тему нашего занятия

Какую цель мы с вами поставим?

А чтобы добиться этой цели нам нужен план

Он у нас уже есть, но нам нужно его дополнить

2. научиться подбирать …

3. научиться сочинять …

Найдите у себя на партах маршрутный лист с планом, на нем вы будете отмечать выполненные пункты плана

Эмоционально настраиваются на занятие

— это люди, которые сочиняют стихотворения

— у них есть рифма

— созвучие в окончании двух слов

— учимся писать стихи

— научиться писать стихотворения

1.узнать, как пишут стихи

2.научиться подбирать рифмы к словам

3.научиться сочинять стихи

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Поэзию

Какой пункт плана мы будем выполнять первым?

Для этого мы разделимся на пары (называю людей в парах)

Повторим правила работы в парах

У вас на парте лежит карточка №1

Вам нужно прочитать текст и на основе этого текста составить памятку

У вас есть у каждого пустая памятка и карточки со словами (вам нужно вклеить в памятку только верные словосочетания)

Повторим правила работы с клеем

Давайте проверим как вы выполнили задание

Каждая пара покажет свою памятку (пары выходят к документ-камере) (проговариваем пункты, которые внесли)

Молодцы! Теперь у каждого из вас есть памятка о том, как нужно писать стихи

Давайте оценим работу в парах при помощи сигнальных карточек

Какой пункт плана мы с вами выполнили?

Отметьте на маршрутных листах выполненный пункт плана

Переходим к следующему пункту нашего плана

Верно! Мы с вами сегодня научимся сочинять стихи

Но прежде чем сочинять стихи, нам нужно потренироваться подбирать рифмы

Поиграем с вами в игру «Доскажи словечко»

Каждый тут у нас талант

— и певец, и … (музыкант)

Хватит кукситься, скучать,

Если танцы надоели,

Покачайтесь на … (качелях)

И качаться надоело?

Принимаемся за … (дело)

Лучше уж за стол присесть

И мороженое … (съесть)

Все наелись, детвора?

Поиграть тогда … (пора)!

Молодцы, у вас неплохо получается

Сыграем в такую игру «Игра в рифму»

На каждое слово вам нужно назвать рифму, по одному (называю имя ученика и слово, а он рифму)

Какой пункт плана мы с вами выполнили?

Отметьте на маршрутных листах выполненный пункт плана

К какому пункту плана мы переходим дальше?

Давайте рассмотрим пример рифмы для стихотворения «лето-конфета»

Что вам вспоминается при слове «лето»? а при слове «конфета»?

Давайте посмотрим, что получилось

Вот и растаяло звонкое лето,

Как будто сладкая конфета!

Где ты, где ты, наше лето?

Вкус твой мятный, как конфета…

С чем автор сравнил конфету?

Не забываем, что стихотворение пишется в столбик!

Предлагаю вам поработать в группах (называю по именам кто в группах)

Повторим правила работы в группах

Вам нужно будет сочинить стихотворение из двух строк из рифм (рифму можете выбрать сами и только одну)

«в лесу – принесу»

«у реки – глубоки»

Как закончите, покажите свою готовность, поднятой рукой

Каждая группа выступит со своим стихотворением

Какие интересные получились у вас строки

Давайте оценим работу в группах с помощью сигнальных карточек

Какой пункт плана мы с вами выполнили?

Отметьте на маршрутных листах выполненный пункт плана

— узнаем, как пишутся стихи

Проговаривают правила работы в парах

Проговаривают правила работы с клеем

В парах демонстрируют на документ-камере свои памятки

Читать еще:  Как читается стих bed in summer

Оценивают работу в парах

— узнали, как пишут стихи

Отмечают на маршрутных листах выполненный пункт плана

— научиться подбирать рифму к словам

— енот, круговорот, пилот

— крылечко, дощечка, свечка

— круассан, роман, ураган, барабан

— научились подбирать рифму к словам

Отмечают выполненный пункт плана

— научиться сочинять стихи

Проговаривают правила работы в группах

Выполняют задание в группах

Выступают у доски или с мест

Оценивают работу в группах

— научились сочинять стихи

Отмечают на маршрутных листах выполненный пункт плана

Наше путешествие в страну поэзии подходит к концу и мы возвращаемся домой

Давайте вспомним, какая была тема нашего занятия?

Какую мы ставили цель?

Достигли и мы ее?

Спасибо за внимание, занятие окончено!

— учимся писать стихи

— научиться писать стихотворения

1.узнать, как пишут стихи 1.узнать, как пишут стихи

2. научиться подбирать рифму к словам 2. научиться подбирать рифму к словам

3. научиться сочинять стихи 3. научиться сочинять стихи

1.узнать, как пишут стихи 1.узнать, как пишут стихи

2.научиться подбирать рифмы к словам 2.научиться подбирать рифмы к словам

3.научиться сочинять стихи 3.научиться сочинять стихи

1.узнать, как пишут стихи 1.узнать, как пишут стихи

2.научиться подбирать рифмы к словам 2.научиться подбирать рифмы к словам

3.научиться сочинять стихи 3.научиться сочинять стихи

Да, без вдохновения никуда. Не садитесь писать стихотворение, если в голове гуляет ветер.
Заранее решите, что вы хотите сказать своим произведением. Смысл должен быть всегда. Нужно выбрать тему, которая вам интересна.
Трудно иногда подбирать рифму, но такова суть стихотворений. Можно записать любые легкие рифмы.
Безусловно, нужно иметь хороший словарный запас для написания стихов. Обязательно нужно использовать художественные приемы, так стихотворение будет получаться интереснее.

(памятку распечатать каждому – 6 шт)

Памятка для начинающего поэта

Слова для памятки (каждому, т.е. 6 листов таких, разрезать на полоски)

· Писать стихи нужно в плохом настроении

· Нужно выбрать тему, которая интересна

· Записать любые легкие рифмы и попробовать

составить несколько строк

· Нужно писать много однотипных фраз

· Писать стихи нужно когда есть вдохновение

· Нужно расширять словарный запас

· В стихотворениях нужно использовать

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Внеурочная деятельность
  • 2 класс
  • Конспекты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Занятие по внеурочной деятельности «День рождения у Верочки» + технологическая карта

Сценарий мероприятия на тему «Команда — это»

Внеклассное мероприятие «Путешествие по Казахстану»

«Методические рекомендации по использованию игровых технологий во внеурочной деятельности по физике»

Конспект познавательного мероприятия «Светлая Пасха»

Конспект развивающего занятия на тему: «Рисуем в технике «Граттаж». Подводный мир»

Сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы «Битва хоров 2021» (1-9 классы)

Героическая поэма «Войной украденное детство»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5229370 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Как научить ребенка сочинять стишки: советы мамы-поэта

Для начала оговорюсь — ребенку не обязательно иметь врожденный талант поэта, чтобы сочинять простые стишки. Да и научить писать стихи — звучит как-то неправильно. Зато вы можете погрузить малыша в чудесный мир четверостиший, которые он может придумать сам. И я, как поэт, пишущий более 15 лет, и имеющий сына, который умеет прекрасно декламировать, расскажу вам, как это сделать.

Читайте ребенку правильные стихи

Чем раньше начинать читать ребенку, тем лучше. Совсем маленький ребенок (до года) не будет понимать содержание, но прекрасно ловит интонацию. Помню, как читала сложный стих Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» своему 4-месячному сыну. Без цели, просто посмотреть реакцию. Но с использованием эмоций и интонации при чтении. И знаете что? Он слушал! Замер и слушал.

В возрасте 1-1,5 лет у него была любимая книжка с короткими простыми интересными современными стишками. Автора не помню. Читала так же — ритмично и с интонацией. Раз по 10 в день! Нет, не я фанатела — ребенок сам просил. Нес мне книжку и говорил «Мама, читать».

А в возрасте 2 лет он уже сам наизусть читал всего Чуковского («Федорино горе», «Тараканище», «Краденое солнце, «Бармалея»). Да еще с каким выражением! Да, он рано начал говорить и быстро запоминал. И я этим пользовалась, читая ему разных детских классиков, чтобы развивать его память и дикцию.

Так что читайте ребенку стихи как можно раньше. Даже если из него не вырастет поэт и оратор, то память и чувство ритма разовьет точно.

Читать еще:  Анализ стиха когда на то нет божьего согласья

Познакомьте его с ритмом и рифмой

Когда я пишу очередное свое творение, конечно, я вкладываю туда душу и смысл. Но не забываю о ритме и рифме. И если вы хорошо умеете рифмовать, но нарушаете ритм стиха, то такой стих хорошим не назовешь. Читающий будет сбиваться и спотыкаться, а слушать будет неприятно. Как объяснить ребенку, что такое ритм и рифма?

Рифма

Не усложняйте в объяснении. Рифма – это когда концы слов в строчке созвучны. Но ребенку будет проще понять на примере. Приведите примеры: ваза – сразу, точка – строчка, прежде – надежде. А вот, например, «ваза» и «роза» не подойдут. Не смотрите, что оба слова заканчиваются на «за». Суть в другом. У одного окончание «аза», у другого – «оза». Не будет звучать.

Ребенок быстро уловит созвучные слова и сможет сам подбирать их. Вы можете помочь ему – начинайте стих с первой строчки, а он пусть продолжит второй. Даже если поначалу это будет полная бессмыслица – ничего страшного. Вы не над смыслом сейчас работаете, а над рифмой.

Ритм

Тут все иначе. Какой вы задали изначально ритм стиху – такому и должны придерживаться. Читаться должно на одном дыхании, а не перебиваться из одного ритма в другой после каждого двух-четырехстрочия. Понять это можно простукиванием пальцами по столу. Возьмите любой стих какого-нибудь классика, читайте его и параллельно «простукивайте» слова, проговаривая ударения слов. Вы и ребенок скоро прочувствуете, что такое ритм в стихе.

Тренируемся!

И вам, и ребенку будет интересно. Попробуйте такие задания:

— Вы выбираете 4 слова одной рифмы. Например: зайка, стайка, майка, лужайка. И сочиняете на эти рифмы стишок. Пусть бессмысленный, но ритмичный.

— Задаете определенную букву на каждую строчку. То есть именно с этой буквы будет начинаться строка стиха. Например: имя Маша.

Маленькая девочка
Абрикосы кушает
Шаловливой белочкой.
Ах, меня не слушает!

Если вы заинтересуете ребенка, ему это так понравится, что он будет постоянно сочинять простые интересные и смешные стишки. Не забывайте читать стихи по возрасту. Сейчас моему сыну 9 лет. Особенно любит он Пушкина, читаем Есенина. Стихи о природе, в основном. Нравится ему эта тематика. Заодно воображение развивается и мировосприятие свое складывается.

Пытается писать сам. Но он, как его старательная мама, сразу заинтересован в смысле. Хочет написать что-то особенное, потому не ритм его интересует не так, как смысл. Но это вопрос наработки, было бы желание. Нет, я не леплю из него поэта и не рассчитываю, чтобы он шел по моим следам. У него свой путь. Но если ему это доставляет удовольствие и помогает быть увереннее в себе, почему бы и нет? Кстати мои стихи ему не нравятся. И я это принимаю. Пусть читает то, что по душе. На каждое творение найдется свой читатель.

Развивайте в детях любовь к стихам! С помощью них можно намного ярче выразить свои чувства и эмоции, передать миру свои ощущения и смыслы. Такое умение обязательно пригодится и в учебе, и в жизни в целом.

Как научить вашего ребенка писать стихи. 1 класс. Часть 1

Узорова О.В., Нефедова Е.А.

КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ
1 КЛАСС

Уважаемые взрослые!

Эти занятия – первое руководство для обучения стихосложению первоклассников.

Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения писались только в стихах. Лишь в XVIII-XIX веках эти области сравнялись по значению.

Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», – так характеризует Булат Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.

Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.

Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.

Поэт обладает поэтическим даром, имеет природное призвание к поэзии. Не у каждого человека мысли облекаются в поэтические образы, не всякий может без предварительной подготовки выразить свои мысли ярко, зримо и музыкально. Но и обладающий этой способностью, чувствующий в своей душе потребность выражать мысли свои в поэтических, музыкальных образах – и тот не сможет быть поэтом, если он не умеет писать стихи, то есть не знает законов и форм стихосложения.

Руководств по русскому стихосложению, за исключением одного-двух вышедших из употребления, непрактичных и запутанных, нет. Из теории русского стиха, которая преподается в некоторых школах, информации об искусстве стихосложении извлечь невозможно, так как, кроме голого перечисления размеров, ничего больше не имеется. В отдельных программах по литературе вводятся мельком некоторые понятия. Все виды рифм, схемы рифм даны за 2-3 урока. Но ведь это очень серьёзный материал, необходимый для умения писать стихи. Невозможно за короткое время выучить, что такое женская, мужская, дактилическая рифма; перекрёстная, кольцевая, парная схема рифм; понять, что такое эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения и т. п. В данном же руководстве ясно, подробно, пошагово и понятно дана адаптированная программа обучения написанию стихотворений любого ученика с необходимой теорией русского стихосложения.

Данное пособие также ставит своей задачей познакомить детей с русской поэзией. Большая подборка стихов, использованных в качестве примеров, научит детей не только писать свои стихи, но и читать и любить произведения великих поэтов. Чтобы облегчить ребёнку «вхождение в большую поэзию», отрывки из произведений «взрослых» поэтов даны в окружении большого количества детских стихов с интересным сюжетом.

Представленный материал можно использовать в государственных и частных школах на уроках литературы, во время факультативных занятий, а также для индивидуальных занятий дома с ребёнком.

Как работать с этим материалом?

1. Одно занятие не должно длиться дольше 45 минут. Одно занятие должно проходить не реже одного раза в 1-2 недели.

2. Раздел «Задания для твоего самообразования» – это материал для домашней (или самостоятельной) работы. Если вы занимаетесь с ребёнком дома – выйдите из комнаты на 15 минут.

3. Как начинать работу? Второй, третий и четвертый абзацы введения прочитайте вслух ребёнку (начиная со слов «Поэзия возникла раньше прозы…» и до слов «всеми богатствами русского языка»).

4. Сходите в книжный магазин вместе с ребёнком. Пусть он выберет самую красивую тетрадь из 48-64 листов для своих будущих занятий по стихосложению.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector