2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как писать стихи в стиле есенина

Как писать стихи

Как писать стихи? Многим кажется, что настоящий поэт не будет задавать такие вопросы. Бытует мнение, что слова должны приходить сами, вместе с вдохновением. Тот, кто интересуется «как писать стихи?» якобы никогда не достигнет мастерства. Спешим развеять этот миф. Конечно, без таланта и вдохновения не обойтись, но литературное мастерство недаром преподают в университетах. Учиться писать — важная часть работы каждого поэта и писателя. Умение посмотреть на свою работу со стороны, придумать строки, которые запомнятся и найти тему, интересную читателю — всё это требует терпения и определенных навыков, которым можно научиться.

Как писать стихи?

Начните читать стихи

Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?

Изучите стихотворные размеры

Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.

Подумайте, что хотите сказать читателю

Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?

Избегайте банальностей

Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила». Лучше, если рифмующиеся слова — это разные части речи.

Единство

У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.

Учитесь искать необычные метафоры

Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.

Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно

Друзья и родственники, вероятнее всего, будут снисходительны к вашему творчеству. Постарайтесь найти «поэтического наставника» из числа тех, чье творчество кажется вам достойным восхищения. Относитесь к критике терпеливо и внимательно. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а настоящие профессионалы учатся на своих ошибках.

Пишите о том, что хорошо знаете

Старайтесь не браться за темы, в которых «плаваете». Ревность, доводящая до исступления, стихи о прозе жизни людей из восемнадцатого века… Всё это стоит использовать в сюжетах своих произведений, если вы хорошо разбираетесь в проблеме.

Выполняйте упражнения

Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.

  • Попробуйте подобрать максимальное количество рифм к слову «облако» или любому другому;
  • Напишите первую строчку, лишенную смысла и составьте четверостишие, которое уже расскажет читателю маленькую историю;
  • Возьмите известное стихотворение, уберите строки через одну и попробуйте написать свою версию.

Заинтересуйте читателя

Стихотворение должно «цеплять» и интриговать читателя с первой строчки, чтобы его хотелось продолжить читать. Вот удачные примеры:

Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…

Анна Ахматова

Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?

Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.

Не публикуйтесь за деньги

Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.

Пишите чаще

Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!

Гид по стилю от Сергея Есенина

Гид по стилю и имиджу от имажиниста, первого парня на деревне и иконы русской поэзии Серебряного века Сергея Есенина.

Как известно, Сергей Есенин, несмотря на своё деревенское происхождение, был ещё тем франтом. Да, первое время он «поиграл в крестьянина», являясь на поэтические вечера в лаптях и вышитой рубахе, но не прошло и пары лет, как скромный деревенский мальчик превратился в столичного хулигана и отъявленного модника, который носил цилиндр, штиблеты, делал маникюр и даже немного пудрил щёки.

Автор: Alexey Frey.

В этом плане показательно воспоминание Владимира Маяковского о первой встрече с деревенским поэтом:

В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет своё одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.
Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
— Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:
— Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной…
Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый. Уходя, я сказал ему на всякий случай:
— Пари держу, что вы эти лапти да петушки-гребешки бросите!
Есенин возражал с убеждённой горячностью.

Маяковский В. Как делать стихи (1926).

Читать еще:  Взрослые как дети стихи

Продолжение вы знаете: щёки, штиблеты, цилиндры… Так что кому, как не Есенину, с самого начала продумывающему свой образ, быть гуру имиджа и иконой стиля? В общем, откидываем всевозможные сложные руководства по этому вопросу и усваиваем 8 простых правил создания публичного образа: от святой деревенской простоты до откровенного комильфо. Гид по стилю от Сергея Есенина.

1. Тщательно подбирайте одежду, не забывайте, что впечатление о вас складывается в первые 4 секунды.

Как уже понятно из слов Маяковского, начинал Есенин с образа парня из народа: расшитая крестьянская косоворотка, колоритный поясок, гармонь: «Концертный зал Тенишевского училища. На ярко освещенной рефлектором эстраде портрет Кольцова, осененный вилами, косой и серпом. На эстраду выходит Есенин в розовой шелковой косоворотке, на золотом пояске болтается гребешок. За ним читают другие. Городецкий, косоворотка которого топорщится на груди…». Публике только того и надо было. Всё для неё.

2. Продумывай все детали — из них складывается образ.

Хотите удивить или тронуть собеседника? Обогатите свой образ мелкой колоритной деталью, которая скажет о вас больше, чем всё остальное (ведь никто не будет знать, что деталь сия глубоко продумана). Например, Есенин на первую встречу с С. Городецким принёс деревенский платок, в который были завязаны стихи. Ну как не умилиться такой открытости и простодушности столичному жителю?

3. Хочешь понравиться людям — будь скромным.

По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, сам Есенин характеризовал себя так: «Сам же я — скромного, можно сказать, скромнее. От каждой похвалы краснею, как девушка, и в глаза никому от робости не гляжу. Потеха!». В подтверждение тому воспоминания Максима Горького («Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика») и замечание Ахматовой: «Он сидел на кончике стула, робко читал стихи и говорил „мерси“».

4. Чтобы сделать образ загадочным, далёким, желанным используйте редкие русские слова (предпочтительно диалектизмы и историзмы). Вас вряд ли поймут, но будут вами очарованы. Впрочем, главное вовремя остановиться.

Ранняя поэзия Есенина, овеянная живым «рязанским колоритом», наполнена яркими образами, которые чаще всего создавались поэтом с помощью диалектных слов, религиозных терминов и необычных словесных конструкций. Позже он от этого отказался, потому как понял, что всё хорошо в меру, даже бесценные жемчужины Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля: «В первом издании … у меня много местных, рязанских слов. Слушатели часто недоумевали, а мне это сначала нравилось. Потом я решил, что это ни к чему. Надо писать так, чтобы тебя понимали…».

5. Следите за произношением — оно имеет такое же значение для речевого имиджа, как гребешок на пояске — для визуального.

Чтобы подчеркнуть свои деревенские корни, Есенин нарочито окал при чтении стихов. «Стоило ему только произнести с упором на „о“ — „корова“ или „сенокос“, чтобы все пришли в шумный восторг. „Повторите, как вы сказали: ко-ро-ва? Нет, это замечательно! Что за прелесть!“», — вспоминал В. С. Чернявский. И неважно, что в Рязанской области преобладает аканье, а не оканье. Кто об этом знает?

6. На случай неудачного публичного выступления имейте в запасе пару забавных историй или хотя бы частушки.

Зинаида Гиппиус вспоминала одно из выступлений Есенина: «Кончилось тем, что „стихотворство“ было забыто, и молодой рязанец… во весь голос принялся нам распевать „ихние“ деревенские частушки. И надо сказать — это было хорошо. Удивительно шли — и распевность, и подчас нелепые, а то и нелепо-охальные слова — к этому парню в „спинжаке“…». Как видите, положение было спасено.

7. Держите себя в форме; следуйте за модой, но избегайте стадного чувства.

Ещё до наступления славы, в 1913 году, Есенин писал другу юности Григорию Панфилову: «…Я бросил есть мясо и рыбу, прихотливые вещи, как-то вроде шоколада, какао, кофе не употребляю и табак не курю. …Сахар не употребляю, хочу скидывать с себя все кожаное, но не хочу носить названия „вегетарианец“».

8. Никогда не забывайте про обувь — это главная деталь гардероба.

Для первого публичного выступления образ Есенина тщательно продумывал Сергей Городецкий, который решил дополнить крестьянский костюм яркими залихватскими остроносыми сапогами на каблуке. У кого-то образ Есенина навсегда таким и остался: «Голубая рубашка, балалайка и особенно сапожки, напоминавшие былинный стих „возле носка хоть яйцо прокати, под пятой хоть воробей пролети“».

По материалам: Гусляров Е. Н. Есенин в жизни. М, 2004 г., Arzamas Academy.

Обложка: Collagefrey / tumblr.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Основы стихосложения: «золотое правило» и др..

Сначала мне хотелось бы привести вам одно своё стихотворение, на основе которого я и написал это изложение своего взгляда на вопросы, затрагивающие только что начинающего писать поэта. Сам я набил немало шишек, сталкиваясь с теми, кто говорил, или вернее сказать, пытался «научить меня» в кавычках правильному стихосложению. и как бы в ответ на их критику я выразил это всё сначала в стихах, а теперь вот решил, более подробно изложить всё это в прозе.

Когда, от форм освобождаясь,
Приходит грация стиха
И рифма — с чувств уподобляясь,
Подобна взмаху мотылька,

Какой закон стихосложенья
Встаёт внутри, чтобы истлеть,
Чтоб ассонансу дать теченье
И вспыхнув — сердцу возгореть?

Созвучьем ямба иль хорея,
Иль анапестом правишь стиль —
Над амфибрахием радея,
По строчкам чествуешь дактиль?

Читать еще:  Когда мы были детьми стихи

Ты не задумываясь дышишь:
Глубок ли будет этот вздох.
А муза… как её ты слышишь?
Тебе ль понятен её слог?

Слова — как музыка созвучья,
Как отголосок чувств души…
Под диссонансом равнодушья
Бывают ли тебе слышны?

За право взяв, без чувства мерить
За каждой буквой рифмы слог.
Быть может, кто-то и поверит —
Лишь в окончанье кратких слов.

Когда ж прольётся изливая,
Из жизни выхватив слова,
Душа наполнено — живая,
Одним огнём освящена,

Когда не ищется ответа,
Само собой — несёт волна,—
Лучом, коснувшимся рассвета,
Встаёт Элизиум стиха,

Ты открываешь горизонты,
Ты зришь на реки, на поля:
Как вдохновлённо и покорно
Проходит жизни череда!

Как нужно писать стихи?
Какими они должны быть?
Как выглядеть и как восприниматься?
Какая в них должна быть рифма?

Все эти вопросы попахивают какой-то нелепой несуразицей, принимая во внимание ту точку зрения, что стих или стихотворение, идущее из глубины неведомых уголков души, возникающие как бы по наитию, по сути своей являются попыткой самовыражения, так сказать, отпечатком, оттиском того или иного явления, отображающих чувства написавшего их в момент своего возбуждения, вдохновленного этим явлением и выраженное по средством своего восприятия, мироощущения. И когда кто-то говорит, что эти стихи не должны быть такими, что они слишком просты или написаны неправильно (как будто вообще, можно только правильно излагать свои чувства, следуя каким-то правилам по особым законам), что у них слабая рифма и вообще, они понимаются с трудом и никому не понятны… Скажу вам прямо: плюньте и размажьте! Ведь, по сути, вам говорят, что у вас неправильная душа, что вы её неправильно интерпретируете,— наверное, им со стороны видней, но ведь это ваша душа, и кому, как ни вам, знать её лучше, чем вы сами.

Но начнем обо всём по порядку.
Какое определение дадим мы слову поэзия? открываем словарь Ожегова и на первой позиции читаем: словесное художественное творчество, преимущественное стихотворное,— дальше: стихи, произведения написанные стихами,— и наконец: изящество и красота чего-нибудь, возбуждающие чувства очарования. Но что же такое стихи или стих? Посмотрим и это. Стих — единица ритмически организованной речи, строка стихотворения. Существуют разные ритмические размеры: будь то ямб или хорей, амфибрахий или дактиль… но не об этом здесь я хотел бы рассказать вам. Это всем, мало-мальски пишущим людям давно уж ясно, и я не буду здесь заострять внимание: где и на каком слоге в них должно стоять ударение,— скажем просто: это ритмика стиха. Но когда… мне пытаются объяснить, что первое четверостишие должно походить на второе, а второе на следующие, потому что кому-то трудно уловить ритм и не сразу всё легко читается, мне так и хочется сказать: господа! если вы привыкли к шаблонам… это не моя вина! Идите и учите Дьюка Эллингтона играть похоронный марш! Может он вас и поймёт. И вообще, в наше время, когда музыка стирает границы ритма, когда джаз звучит, являя собой импровизацию, смешивая ритм как таковой, меняя тональности и музыкальное ударение, разве нельзя или невозможно это же делать со словами, меняя акценты и альтерацию. И в том не моя вина, что у нас в стране все только и умеют, что ходить под бой барабана ровным шагом.

Ну да ладно, с ритмом более-менее понятно; большинство стихов, так или иначе, пишется под тем или иным размером, подбираясь ритмичностью, музыкой восприятия. А что мы можем сказать о самой рифме? Существует рифма мужская и рифма женская, точная и не точная,— всё это также более-менее всем известно, и мне не хотелось бы приводить полемику о стихосложении Сумарокова с Ломоносовым. Давайте лучше обсудим «Золотое правило стихосложения» (это, когда рифма должна быть везде, либо её не должно быть нигде). Так как мне кажется это более-менее актуально. Когда я принёс своё стихотворение «Сибирь» в союз писателей, мне прямо указали на это, что нужно строго соблюдать такое правило и, придерживаясь его, искать нужные слова. Но только маленькая загвоздка: я не хотел менять ни одного слова,— почему? Да потому, что все слова уже были давно подобранны, хоть и без строгой рифмы. Смени я хоть одно слово — сменилась бы и окраска стихотворения, так сказать, его образность восприятия. Так и хотелось привести стихи Есенина (интересно, как бы назвали его, с точки зрения золотого правила? Наверно, так же неумехой.):

«Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нём печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.»

Прорифмуйте: карябать — жабой. И если не поленитесь, прочитайте всё стихотворение «Мне осталась одна забава», примеряя к нему золотое правило.

Истинные чувства это всегда нарушение шаблонов и правил. И как вообще возможно изливать свои чувства и душу по правилам? Кто тогда поверит сказанному? Это будет выглядеть как простое рифмоплетство. Говорят: «поэт говорит образами», но вы нигде не найдете такого высказывания, что поэт говорит рифмой,— в этом есть что-то от графоманства; благо есть рифмословы в интернете — можно потерять образность, но сохранить рифму. По мне так, если рифма мешает передачи образа,— к черту! такую рифму. Главное — это слово, слышимое и отражаемое в полной мере тот образ, который хочется показать, донести до слушателя, а не подгонка слов под буки-стуки, трали-вали.

В русском языке фонетика намного богаче, чем её буквенное выражение на письме, и порой рифма слышится там, где её по определению, с позиции буквенного восприятия, не может и не должно быть. И если уж возводить правила в поэзии, тогда её следует рассматривать как науку, как такие предметы как алгебра, физика, геометрия и т.п., и тогда, как в любой науке, в ней есть свои теоретики и свои практики. И тот, кто действительно придает большее значение правилам, похож на недоучившегося студента, пытающегося систематизировать то, что по своей основе вряд ли когда-то имело свою систему. Стихи — это чувства, порывом вынесенные на бумагу, и объяснять всю их глубину с точки зрения правил, было бы неправильно, ведь даже в каждом правиле есть свои исключения. А исключительность наших чувств также несомненна, как и отпечатки пальцев на наших руках: нет ни одной похожей друг на друга души. Все разговоры о том, что есть какое-то правило для этого, считаю абсурдом. И само слово «стих»— «стихи» не говорит ли, что это СТИХИЯ — ничем и никем несдерживаемая сила; попробуйте поймать ветер, когда он закручивает вихрями, производя торнадо,— вам вряд ли это придёт в голову, а как насчет вашей головы со стихией слов?

Читать еще:  Стихи весна весна как воздух чист

Часто стихи сравнивают с драгоценным камнем, который требует своей огранки и филигранной шлифовки. Но вот, им попадается самородок — и в силу своей привычки они начинают обтачивать и шлифовать его, не понимая того, что подгоняя под общий шаблон, он теряет свою уникальность, красоту, которая им в силу их шаблонности неизвестна. Эти-то «теоретики от науки» не понимают того, что они уже безнадежно отстали от своих сверстников, которые давно уж на практике получили, куда большие знания, чем они сами.

Поэзия, в большем значении этого слова, это отображение чувств, состояния души, возбуждаемое посредством понимания своего мироощущения от того или иного явления, действия или даже бездействия, выражаемое ритмичностью, музыкой восприятия приходящих и проходящих, как сквозь призму этого понимания, слов; и как это всё организованно,— по дактилю или анапестом, или, вообще, верлибром,— это уже второстепенно и к гениальности стиха не имеет значения. Равно как возникает в нас чувства радости или горя, хочется нам плакать или смеяться, также возникает потребность писать так, а не иначе. Можно ли научить человека радоваться так, как нам этого хочется, чтоб он только прыгал и хлопал в ладоши, когда будет радоваться? Наверно: можно… но эта будет совсем не та радость, с которой мы привыкли его воспринимать. Искренность — всегда проста, и втискивать её в узкие рамки правил каких бы то ни было законов нам и в голову не придёт. Так, почему же мы требуем от поэта, чтобы он соблюдал внешнюю рифмованость в своих произведениях в ущерб его искренности, самобытности.

Хочу ещё сказать «теоретикам»: идите, научитесь, что значит: «Я люблю»! Если нет чувств, их приходиться играть, и для этого-то нужны правила. А кто влюблен по настоящему он и так всё чувствует и не отдает отчёт никому. Творить по правилам — не моя стихия, мне важнее содержание с ассонансом музыкальности произведения.

Говоря о содержании, нельзя не вернуться к образности: читая некоторых более-менее известных современных поэтов, диву даешься… Куда уходит образность? Чем у них наполнена душа? Но не дай мне Бог, критиковать чьи-нибудь стихи, так как я понимаю, что это почти всегда внутренние чувства, их понимание мира… Ну, раз такая у этих людей душа — чем я виноват! Но всё таки кажется: образность пропала совсем… Идёт какая-то констатация чего-то такого, что хорошо ложится под рифму, или же возникают такие образы,— что лучше было бы и без них. Хотя писать стихи — это лучшее занятие, чем стрелять из автомата, и, перефразируя высказывание Сократа, я бы сказал: хоть мне и не нравиться это стихотворение, но я и пальцем не пошевелю, чтоб их автор забросил это занятие. В истории есть один изумительный пример: когда Жуковский впервые показал Пушкину произведения, тогда ещё никому не известного Тютчева, даже Александр Сергеевич, не все приняв в них, опубликовал небольшую подборку, в которую не вошло такое стихотворение, которое сейчас называют одним из шедевров лирической литературы той эпохи «Silentium». А вспомним Цветаеву, как она писала о своих стихах:

«Моим стихам о юности и смерти,
-Не читанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.»

Так что пишите, и не обращайте внимание на то, что говорят вам. Настоящий поэт сам выбирает своих учителей, излагая всё так, как это свойственно ему; у него нет учителей, которые навязывают ему свою точку зрения: и только лишь говорят, что нужно писать так, а не иначе, уподобляясь библейским фарисеям, которые вроде бы верят и чтут, но мало что и понимают. Если бы можно было научиться писать стихи — уверяю вас, к ним бы уже стояла очередь за два квартала вперёд. И то, что свойственно лишь пропускать через себя и изливать на бумагу, нельзя вторично вогнать обратно и пропускать сквозь чужую призму предрассудков, ибо это будут уже не ваши чувства, а какая-то смесь, непонятная, что и с чем.

Поэтом или дано — или… как сказал классик: поэтом можешь ты не быть… Ведь настоящий поэт сам понимает что ему нужно, а что только шелуха, нестоящая его внимания. Кто сможет научить чувствовать, любить? Это или есть, или этого не дано. Оберегайте свои чувства, а не правила, которые нужны лишь для того, чтобы их нарушать, ставя в тупик тех, кто их создаёт.
Вот: как то так!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector