Как по мнению ахматовой рождаются стихи
Тема творчества в поэзии Ахматовой (ЕГЭ по литературе)
Тема творчества во все времена была актуальной для русской литературы. Чрезвычайно интересна эта тема в лирике Анны Ахматовой. Она задаёт читателю вопросы — Из чего рождается поэзия? Кто такой поэт? Каковы взаимоотношения между поэтом и толпой? Попробуем дать на них ответ.
В стихотворении «Мне ни к чему одические рати» поэтесса описывает процесс создания произведения. Лирическая героиня сравнивает стихи с полевыми растениями — лопухом, одуванчиком, тем самым подчёркивая свободу и самобытность поэзии. В первой строчке провозглашается «Мне ни к чему одические рати», что утверждает отказ героини от пафоса и строгих рамок, ведь поэт свободен от шаблона так же, как полевые растения свободны от клумб и горшков.
Она утверждает, что стихотворение может появится из совершенно неожиданных и случайных вещей, ряд однородных членов, окрашенный эпитетами («сердитый», «свежий») развивает эту мысль, подтверждая свободу поэтической мысли и способность поэта найти вдохновение даже в «таинственной плесени». Таким образом, по мнение Ахматовой, поэзия — это следствие свободы мысли поэта, и родится она может из самых разных и необычных мелочей.
«Творчество» («Бывает так: какая-то истома…) раскрывает роль и особенности личности поэта. В процессе создания стихотворения лирическая героиня слышит «бой часов», «раскаты грома» и чувствует вещи, находящиеся не в материальном мире. Таинственные образы в стихотворении («тайный круг», «жалобные стоны») создают атмосферу мистики и передают транс, в которым находится поэт. Героиня записывает «кем-то продиктованные строчки» тем самым являясь посредником между духовным миром и миром человеческим. Тем самым поэт раскрывается читателю как личность, которая, чувствуя неземное и скрытое, передаёт это в форме стихов.
Чтобы раскрыть взаимоотношение толпы и поэта Ахматова использует скрытый диалог в стихотворении «Поэт» («Подумаешь, тоже работа…»). Здесь звучат замечания в сторону поэзии — она обвиняется в воровстве мотивов у шуточных произведений («весёлое скерцо»). Но в последней строфе звучит ответ лирической героини, которая через повтор «и» не отрицает подслушивание, а наоборот, поощряет его, что сводит на нет все претензии, делая суть нападок скорее преимуществом поэта, чем его недостатком.
Таким образом, тема творчества в лирике Анной Ахматовы является невероятно интересным предметом изучения. По мнению поэтессы, поэт — посредник между духовным и земным, в процессе свободного полёта мысли, черпая вдохновения в окружающих мелочах, создаёт свой стих.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Тайны ремесла
1. Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
2.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
3. Муза
Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гу-гу.
4. Поэт
Подумаешь, тоже работа, —
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все — у ночной тишины.
5. Читатель
Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет! —
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.
И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта позорное пламя
Его заклеймило чело.
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.
И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,
За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.
6. Последнее стихотворение
Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.
Другое, в полночной родясь тишине,
Не знаю, откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.
А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.
А вот еще: тайное бродит вокруг —
Не звук и не цвет, не цвет и не звук, —
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.
Но это. по капельке выпило кровь,
Как в юности злая девчонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.
И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него… умираю.
7. Эпиграмма
Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!
8. Про стихи
Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.
9.
Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там, —
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гугу…
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящей лугу.
10.
Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.
Как по мнению ахматовой рождаются стихи
Анна Ахматова
ТАЙНЫ РЕМЕСЛА
1. Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо.
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу. »
Говорят: «Божественный лепет. »
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гугу.
Подумаешь, тоже работа, —
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все — у ночной тишины.
Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет! —
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.
И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта холодное пламя
Его заклеймило чело.
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.
И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,
За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной.
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.
6. Последнее стихотворение
Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.
Другое, в полночной родясь тишине,
Не знаю откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.
А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.
А вот еще: тайное бродит вокруг —
Не звук и не цвет, не цвет и не звук, —
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.
Но это. по капельке выпило кровь,
Как в юности злая дечонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.
И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него. умираю.
7. Эпиграмма
Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить.
Но, боже, как их замолчать заставить!
8. Про стихи
Владимиру Нарбуту
Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар.
Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.
Осипу Мандельштаму
Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там, —
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гугу.
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящей лугу.
Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой.
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.
Анна Ахматова: биография, литературная деятельность
Анна Ахматова: YouTube/БлогерКатя и Поэзия
Смена эпох и мировые войны, блокада Ленинграда и арест единственного сына — все это пало на плечи Анны Ахматовой. Судьба великой поэтессы была тяжелой и переменчивой, но одно было неизменно: она никогда не переставала писать стихи.
Биография и личная жизнь поэтессы
Кто такая Анна Ахматова? Анна Ахматова — известная русская поэтесса Серебряного века, литературовед и переводчица. Она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
Детство и образование
Где родилась Анна Ахматова? Родилась Анна в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина. Андрей Горенко, отец будущей поэтессы, был отставным флотским инженером. Мать Инна Эразмовна занималась хозяйством и домом. Помимо Анны, в семье было шесть детей.
Девичья фамилия Анны — Горенко. Отец боялся, что дочь опозорит семью своими поэтическими пристрастиями, поэтому еще в юном возрасте она взяла себе творческий псевдоним — Ахматова.
Детство маленькой Анны прошло в Царском Селе в окрестностях Петербурга. Она училась читать по «Азбуке» Льва Толстого. Заговорила по-французски, слушая, как учитель занимался со старшими сестрами, а свое первое стихотворение написала в одиннадцать лет. С тех пор она не сворачивала с предначертанного ей пути и всю жизнь писала стихи.
Анна Ахматова в детстве: YouTube/Краткая Биография
Анна поменяла множество мест учебы:
- училась в Царскосельской женской гимназии;
- окончила киевскую гимназию и юридическое отделение Высших женских курсов;
- поступила на Высшие историко-литературные курсы в Петербурге.
Юная поэтесса всей душой любила Петербург и называла его главным городом своей жизни. Она очень тосковала по его улицам, паркам и Неве, когда пришлось уехать в Киев из-за разлада в семье — ее родители развелись.
Личная жизнь
Эта статная женщина имела удивительную власть над мужчинами. У нее было три официальных мужа, однако ни один брак нельзя назвать счастливым.
Известный поэт Николай Гумилев влюбился в Ахматову с первого взгляда. К моменту их общения он написал уже множество стихотворений, его публиковали и признавали в литературных кругах.
Анна и Николай поженились. Муж ввел Ахматову в литературные круги Санкт-Петербурга. Сначала всех поразила ее величественная красота и нос с горбинкой, а потом талант и внутренняя сила. Сам Николай не понимал такой популярности жены. Он считал ее любовные стихи слишком напыщенными.
В 1912 году рождается единственный сын поэтессы — Лев Гумилев. Однако в неспокойном 1918 году супруги расстаются. К тому времени Анна затмила своим талантом даже Николая и стала одной из самых модных поэтесс своего времени.
Второе замужество с Владимиром Шилейко Ахматова считала роковой ошибкой. Они с мужем быстро расстались, и поэтесса вышла замуж в третий раз за искусствоведа Николая Пунина. Их личная жизнь тоже не сложилась.
Ахматова с Гумилевым и их общим сыном: YouTube/Российский гуманитарий
Тяжелая судьба
Судьба Анны Ахматовой похожа на захватывающий роман, полный трагедий и переворотов. Неспокойным было время, в котором она жила. И это время оставило сильный «ожог» в ее судьбе:
- В 1921 году Николая Гумилева расстреляли. Ахматова тяжело переживала смерть отца своего сына и человека, который ввел ее в мир поэзии;
- В 1938-м единственного сына Анны приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей;
- В 1946 году творчество поэтессы «разгромили» на очередном заседании Союза писателей;
- В 1949-м Лев Гумилев снова был осужден, на этот раз к десяти годам лишения свободы.
Отношения между матерью и сыном долгие годы оставались напряженными. Лев считал, что мама любила творчество больше всего на свете и не смогла пожертвовать им ради родного сына. Все эти переживания и повороты судьбы оставили сильный отпечаток на творчестве Ахматовой.
Как умерла Анна Ахматова? Великая поэтесса умерла в 1966 году в возрасте 76 лет в подмосковном санатории Домодедово. К тому моменту она уже несколько лет тяжело болела. Причиной смерти считают сердечную недостаточность.
Анна Ахматова: YouTube/New Stories
Литературная деятельность
Чем известна Анна Ахматова? Она вошла в историю как одна из известнейших русских поэтов Серебряного века, писатель-литературовед, литературный критик и переводчик.
Какие самые известные стихи Анны Ахматовой? Огромную славу принесли Ахматовой следующие стихотворения:
- «Я научилась просто мудро жить»;
- «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»;
- «Сжала руки под темной вуалью»;
- «Не с теми я, кто бросил землю».
Отрывок из стихотворения Ахматовой: NUR.KZ
Творческий путь и известные стихи
Творческий путь Ахматовой, как и вся ее жизнь, был непростым и тернистым. Анна успела застать славу и признание при жизни, но также столкнулась с запретами на свое творчество и цензурой.
Впервые одно из ее стихотворений опубликовал Гумилев в своем журнале «Сириус» в 1907 году в Париже. Первые сборники поэтессы «Вечер» и «Четки» вышли несколько лет спустя. Сборник «Четки» пользовался особым успехом у читателей, однако сама Ахматова в зрелые годы относилась к нему скептически.
В предреволюционные годы Ахматова издала книгу «Белая стая». Ее тираж был две тысячи экземпляров. В то время это был огромный успех.
С середины 1920-х поэтессу отказываются печатать. Предыдущие ее стихи признают не соответствующими новой коммунистической идеологии. Ее книги либо не берут в издательства, либо сильно видоизменяют под предлогом цензуры. Главное произведение тех лет, которое удалось напечатать — сборник «Anno Domini MCMXXI».
В период, когда арестовали сына, Анна постоянно носила ему передачи и бродила в окрестностях «Крестов» — знаменитой ленинградской тюрьмы. Об этих событиях она написала свой знаменитый «Реквием».
Отрывок из стихотворения Ахматовой: NUR.KZ
В конце 1930-х у нее появилась возможность напечатать новый сборник «Из шести книг». В 1938 году дела улучшились — поэтессу приняли в Союз писателей. Через несколько лет Ахматову снова печатают. В свет выходит «Поэма без героя». О поэтессе начинает говорить весь мир.
Критик Р.Д. Тименчик подчеркивает, что основное достижение поэтессы — огромное количество читателей, сердца которых Ахматова смогла завоевать в непростое время, в котором она жила.
Отрывок из стихотворения Ахматовой: NUR.KZ
Особенности стиля
Анна Ахматова относится к поэтам Серебряного века. Этим названием обозначают начало XX века — период, когда активно развивается русская поэзия и зарождаются новые литературные стили.
Раннее творчество поэтессы относят к акмеизму. Акмеисты провозглашают предметность тематики и образов, точность слова. Это течение стало ответной реакцией на символизм. Ахматова вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и другими поэтами воспевали конкретность и материальность литературных образов.
Многие привыкли считать, что основная тема в поэзии Ахматовой — любовь. Однако она также много писала о патриотизме и обществе.
По мнению критика А.А. Хадзиевой, одной из главных причин успеха поэтессы является ее глубокое мировосприятие. Стиль изложения характеризуется простотой, четкостью и реалистичностью.
Отрывок из стихотворения Ахматовой: NUR.KZ
Особенностью лирики является напряженность, которая достигается постепенным повышением интонации стиха. Чередование диалогов с монологами почти кинематографически оживляет описываемое действие.
Анна Ахматова — талантливая женщина с непростой судьбой, которая смогла завоевать любовь миллионов людей по всему миру. Она стала символом любовной поэзии начала XX века. Ее творчество внесло неоценимый вклад в развитие русской литературы.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Как по мнению ахматовой рождаются стихи
Фото: Анна Ахматова / litdosug.ru
Сегодня 128 лет со дня рождения Анны Ахматовой. Писатель и журналист Надежда Муравьева рассказывает, как начинался путь поэта и рождался собственный стиль.
В 1907 году Анна Горенко, будущая Анна Ахматова, пишет стихотворение «На руке его много блестящих колец».
На руке его много блестящих колец —
Покоренных им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.
Но на бледной руке нет кольца моего,
Никому, никогда не отдам я его.
Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:
«Сохрани этот дар, будь мечтою горда!»
Я кольца не отдам никому, никогда.
Стихотворение девическое, слабое, развернутая метафора его выстроена просто и непритязательно, здесь проступает нечто даже фольклорное, в духе шотландских баллад, и, конечно, в нем совсем не ощущается та совершенно особая осанка стиха, которая будет характеризовать Ахматову на протяжении всего ее пути. Все вышесказанное, разумеется, не помешало Гумилеву опубликовать стихотворение любимой девушки в журнале «Сириус», выходившем в то время в Париже.
В 1910 году написано и еще одно балладное стихотворение со скрытым посвящением Николаю Гумилеву, который, наконец получив от Анны согласие на брак, тут же умчался в Африку. Анна боялась за него, ей казалось, что там он непременно погибнет. Для понимания стиха важно, что «братом» она иногда называла будущего мужа:
Пришли и сказали: «Умер твой брат»…
Не знаю, что это значит.
Как долго сегодня холодный закат
Над крестами лаврскими плачет.
И новое что-то в такой тишине
И недоброе проступает,
А то, что прежде пело во мне,
Томительно рыдает…
Брата из странствий вернуть могу,
Милого брата найду я,
Я прошлое в доме моем берегу,
Над прошлым тайно колдуя…
Снова баллада, словно бы несколько беспомощная, даже нарочито, нет еще чеканной простоты и ясности стиля, того особого ахматовского «зрения», к которому мы привыкли. Мир еще романтически размыт, не проявлен, он похож на коричневатый смазанный дагерротип, набор романтических клише делает эти стихи неотличимыми от множества других, написанных ее современниками. Чем-то похожи на «Ахматову» только строки «И новое что-то в такой тишине / И недоброе проступает», где «тишина» уже во многом настоящая, ахматовская, сродни той самой, где «зеркало зеркалу снится, тишина тишину сторожит».
Рывок, который сделала молодая поэтесса — в будущем поэт Анна Ахматова (сама она настаивала, что название «поэтесса» подходит лишь для салонных жеманниц, а настоящий поэт — он и есть поэт независимо от пола) поражает воображение. За какой-то короткий промежуток возникает новое, предельно зримое восприятие, предметность, вещность мира, о которых замечательно написал мэтр Михаил Кузмин в своем предисловии к сборнику «Вечер» в 1910 году: «Нам кажется, что, в отличие от других вещелюбов, Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определенно упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако как беличья шкурка на небе, желтый свет свечей в спальне, треуголку в Царскосельском парке), казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, брошенный и забытый, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем. Не будь этой беличьей шкурки, и все стихотворение, может быть, не имело бы той хрупкой пронзительности, которую оно имеет».
Это стихотворение уместно привести здесь целиком, чтобы увидеть, как изменилось мировосприятие поэта:
Высоко в небе облачко серело,
Как беличья расстеленная шкурка.
Он мне сказал: «Не жаль, что ваше тело
Растает в марте, хрупкая Снегурка!»
В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной!
Я не хочу ни горечи, ни мщенья,
Пускай умру с последней белой вьюгой.
О нем гадала я в канун Крещенья.
Я в январе была его подругой.
Это 1911 год, то есть прошло какие-нибудь три года с момента написания стихотворения о месяце и кольце. Изумительна четкость композиции, великолепно по зримости сравнение «облачко как беличья расстеленная шкурка», которое выделяет и Кузмин. (Кстати, в другом варианте шкурка «распластанная», слово, которое делает эту метафору физически ощутимой.)
И неважно, что через много лет Ахматова рассказывала Лидии Чуковской, что, как только кто-нибудь приходил, она сразу же убирала со стола «Четки», как будто там валялся «забытый лифчик», а в воспоминаниях писала: «В зиму 1910-1911 годов я написала стихи, которые составили книгу “Вечер”. Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются тринадцатый раз. Сама девочка (насколько я помню) не предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они должны были появиться, чтобы не расстраиваться. От огорчения, что “Вечер” появился, она даже уехала в Италию (1912 год, весна), а сидя в трамвае, думала, глядя на соседей: “Какие они счастливые — у них не выходит книжка”».
Несмотря на такое отношение автора, «Вечер», как мы знаем, прославился, и поэт получил признание по праву. Вещность и пристальность, разговорность и прозаичность (которую отмечали разные литературоведы) стихов Ахматовой сделались особенностями ее стиля, которым чуть позже с такой страстью подражали бесчисленные «подахматовки»: «Я на правую ногу надела туфлю с левой ноги» или «Сердце бьется медленно, устало, / На порог я села, на крыльцо. / Я ему сегодня отослала / Обручальное кольцо».
Здесь «кольцо» и «туфля» такие же приметы авторского стиля, как труба, метель или Прекрасная Дама — неотъемлемые знаки поэзии Блока.
Несколько лет — это много или мало? Для поэта может быть много, по крайней мере, именно в этот столь небольшой отрезок времени таинственным образом рождается неповторимый поэт Анна Ахматова.
Царственное слово в поэзии Ахматовой: тема поэта и поэзии
Ахматова пришла в поэзию в то время, когда символизм переживал кризис, и, как сказано в автобиографических заметках Ахматовой, она “сделалась акмеисткой”. Акмеисты отказались от устремленности в потусторонние миры, в область “непознаваемого”, отвергли “зыбкость слова”, использование символов и обратились к реальным земным ценностям, красочности, богатству, вещности земного мира. Их поэзия – это реабилитация реальности. Ахматова не случайно оказалась среди акмеистов. В ее стихах перед нами предстает достоверно, в деталях, выписанный мир, предстает лирическая героиня в различных ее эмоциональных и психологических состояниях. Поэзия Ахматовой изысканно проста и сдержанна, конкретна, вещна.
Как поэтический манифест можно расценивать знаменитое стихотворение Ахматовой “Мне ни к чему одические рати. ” из цикла “Тайны ремесла”:
Но очень скоро рамки акмеистической поэзии оказались для нее тесными. Поэзия Ахматовой развивалась в русле русской классической поэзии и прозы. Идеалом поэта, перед кем она преклонялась, был А.С. Пушкин с его классической ясностью, выразительностью, благородством. Чувство благоговения Ахматовой перед чудом пушкинской поэзии выражено в стихотворении “Смуглый отрок бродил по аллеям. ” (1911) из цикла “В Царском Селе” (сборник “Вечер”). Причастной к чуду Пушкина ощущает себя Ахматова, детство и юность которой прошли в Царском Селе:
Прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретишь, воздействие Пушкина сказывалось на ином уровне – в философии жизни, в стремлении идти наперекор судьбе, в верности поэта одной лишь поэзии, а не силе власти или толпы. Ахматовой, как и Пушкину, свойственно ощущение драматичности бытия и в то же время стремление укрепить человека и сострадать ему.
Ахматовой, как и Пушкину, свойственно мудрое приятие жизни и смерти. Стихотворение “Приморский сонет” (1958) перекликается с пушкинским стихотворением “Вновь я посетил. ” (1835). “Приморский сонет”, как и стихотворение Пушкина, также написан незадолго до смерти:
“Голос вечности” в стихотворении – отнюдь не аллегория: настает для человека время, когда он слышит его все отчетливее. И окружающий мир, оставаясь реальным, неизбежно становится призрачным, как дорога, что ведет “не скажу куда”. Мысль о неизбежности расставания со всем, что так дорого сердцу, вызывает скорбь, но чувство это становится светлым. Осознание того, что “здесь все меня переживет”, порождает не озлобление, а напротив – состояние умиротворенности. Это стихотворение о стоящей у порога смерти. Но и о торжестве жизни, о дороге жизни, которая уходит в вечность.
Для Ахматовой характерно религиозное мировосприятие. По-христиански она воспринимает свой поэтический дар – это для нее величайшая Божья милость и величайшее Божье испытание, крестный путь поэта (как и для Б. Пастернака и О. Мандельштама). Через испытания, выпавшие на долю Ахматовой, она прошла мужественно и гордо. Поэт, как и Сын Человеческий, страдает за все человечество; лишь совершив крестный путь, поэт обретает голос и моральное право говорить с современниками и с теми, кто будет жить после него:
Как Пушкин, Державин, Шекспир, Ахматова не могла не думать о сути поэзии, судьбе поэтического слова. Поэзия Ахматовой никогда не была утилитарной, агитационной. Поэтическое слово – “царственное слово” – обладает, по Ахматовой, большей властью над умами и сердцами людей, чем золото, власть:
Для самой Ахматовой поэзия, сознание причастности к миру вечных ценностей было спасительным в тяжелые годы унижений и гонений. Л. Чуковская писала: “Сознание, что и в нищете, и в бедствиях, и в горе, она – поэзия, она – величие, она, а не власть, унижающая ее, это сознание давало ей силы переносить нищету, унижение, горе”.
► Читайте также другие статьи о творчестве Анны Ахматовой: