1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как полюбить учить стихи

«Я вас любил»: 7 советов, как полюбить русскую классику

«Я вам пишу, чего же боле. »

Решила открыть для себя загадочный и многогранный мир русской классической литературы, почерпнуть мудрости из книг, подготовиться к ЕГЭ или просто блеснуть знаниями перед учителем и близкими? Так или иначе, многострадальная, но великая русская литература несомненно заслуживает внимания!

Правильно настройся

Наверняка тебе неоднократно приходилось слышать о том, что русская классика — это скучно и занудно. Но ведь половина людей, которые так говорят, даже не читала эти произведения! А другая половина была просто неправильно настроена. Мы давно стали жертвой этих россказней, которые правдивы так же, как и то, что в России по улицам ходят медведи с балалайками.

Так вот, забудь весь этот бред и просто поверь в то, что русская литература — это действительно интересно и увлекательно! Только представь, как с головой окунешься в этот загадочный мир, а потом будешь козырять своими знаниями перед учителями и друзьями!

Изучай интересные факты про авторов

«Безумцы всех умней», — говорил папа Алисе в фильме Тима Бертона «Алиса в стране чудес». И наши писатели — не исключение. Причем безумцы они как в хорошем, так и в плохом смыслах. Об их причудах только книги писать да фильмы снимать!

К примеру, ты знала, что Пушкин умудрился проиграть в карты неопубликованную часть «Евгения Онегина»? К счастью, до конца вечера он успел отыграться.

А та самая жена Толстого, которая переписывала «Войну и мир» несколько раз, регулярно терпела от мужа унижения. В первую же брачную ночь, прежде чем приступить к делу, Лев Николаевич заставил девушку прочитать его дневник о былых подвигах на интимном фронте!

Ну а на десерт оставим Гоголя, который страшно любил вязание и кулинарию, что было очень необычно для мужчины в те времена.

Создай атмосферу

Возможно, в твоей домашней библиотеке где-то завалялся томик «Войны и мира». Пыльный старый, потрепанный. И каким бы богатым ни было содержание, держать такую книгу в руках не всегда приятно. Так что не пожалей денег и купи новое издание.

Чистые, свежие, вкусно пахнущие страницы, яркая обложка… Ничто не вдохновляет на чтение лучше этого! А еще не забудь прикупить красивую закладку и прикольный карандаш, чтобы подчеркивать умные мысли и делать пометки.

Кстати, да, здесь речь идет именно о работе с бумажной книгой, электронная будет довольно непрактичной в этом плане. К тому же как можно читать произведения русских классиков с электронного девайса, если сами классики писали их для тебя от руки или на печатной машинке? И первыми ценителями их книг были те, кто читал их в бумажном виде. А нам нужно полное погружение! Можешь еще свечки зажечь на время чтения, если захочешь 🙂

Впусти классику в свою жизнь

Чуть подробнее о полном погружении. Наверняка в твоей комнате висит постер с твоим любимым актером или певцом, а если нет, то ты точно видела нечто подобное у своих друзей или в кино. Так чем же хуже старые добрые русские писатели?

Можно развесить портреты классиков по стенам — купить или просто распечатать. Причем это необязательно должны быть те же надоевшие изображения, что украшают кабинет литературы и смотрят на тебя со страниц учебников — в интернете можно найти более привлекательные и интересные портреты писателей. Еще можно заказать футболку с лицом Есенина, распечатать из интернета смешные картинки на эту тему и украсить ими свои тетрадки.

То есть сделать все, чтобы убедить свой мозг в том, что ты действительно фанатеешь от русской классической литературы!

Делай пометки в книге

Особенно если ты готовишься к ЕГЭ или ОГЭ. Выделяй места в книге, где описываются портреты героев, интерьеры, а также подчеркивай интересные цитаты (их, кстати, можно будет использовать не только в сочинениях, но и постить себе на стену). Это действительно очень полезно и приятно — в процессе будешь чувствовать себя эдаким важным умным профессором. Проверено!

Не забывай про стихи

В перерывах между прозой можно (и даже нужно) учить стихи. Стихи — отличный способ выразить свои чувства и справиться с переживаниями, а также еще один повод влюбиться в русскую классику. Литература очень богата лирическими произведениями самых разных сортов, так что ты точно сможешь найти себе стих по душе. Тебе и скучно, и грустно, и вообще все плохо? Тогда тебе подойдет Лермонтов! Все достало и бесит — Маяковский, хорошее настроение — Пушкин, интеллектуальный глубокомысленный настрой — Пастернак и так далее. Выбор огромный!

Трудное удовольствие Как научиться понимать поэзию

«Совершенно не воспринимаю поэзию как вид искусства. Как научиться ее понимать и получать от нее удовольствие?»
Из соцсетей

В какой части человеческого тела возникает удовольствие от поэзии? Если судить по себе (а таков при всем его несовершенстве и вопреки трамвайной укоризне самый надежный способ суждения), это ощущение берет начало в дыхательных путях и полости рта. Никакие образные красоты и глубокомыслие не спасут стихотворения, если читателю просто-напросто не в радость произнесение строфы или даже строки. Один мой друг стал мне еще дороже после того, как ляпнул за бутылкой, что элегия «Редеет облаков летучая гряда…» написана Пушкиным именно ради этой первой строки. Я давно был того же мнения, но все робел высказаться вслух. Наслаждение, которое доставляет ее произнесение, невозможно объяснить — у меня, во всяком случае, не получается. Здесь нет и в помине пресловутой логопедически-нарочитой звукописи, вроде бальмонтовского «Чуждый чарам черный челн…» или пастернаковского «В волчцах волочась за чулками…» И вместе с тем последовательность ударных и безударных слогов, чередование согласных и гласных звуков настолько идеальны, что хочется вновь и вновь повторять четыре обыкновенных слова: «Редеет». «Облаков». «Летучая». «Гряда».

Эту едва ли не физиологическую сторону воздействия лирики имел в виду английский поэт Альфред Хаусман (1859-1936), когда писал: «И вправду, поэзия представляется мне явлением скорее телесным, чем интеллектуальным. Я по опыту знаю, что, бреясь, мне лучше следить за своими мыслями, поскольку, если в память ко мне забредает поэтическая строка, волоски на моей коже встают дыбом, так что бритва с ними уже не справляется».

Пройдя такой первичный, как бы на ощупь, отсев, стихотворение отправляется прямо в душу — назовем ее для солидности психикой. Теперь в случае поэтической удачи читатель, как на сеансе гипноза, подпадает под обаяние авторской речи о чем угодно, будь то любовь, грусть осеннего заката, умиление при виде младенца, угрызения совести и т.д. и т.п. Правда, от читателя требуются впечатлительность и развитое воображение. Совсем необязательно, чтобы любитель поэзии имел личный опыт житейских метаморфоз и треволнений, перечисляемых в стихотворении Пушкина, но если он одарен способностью к сопереживанию, интонация отчаянной решимости растрогает его:

Всё в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.

А ведь интонация, в сущности, — порядок слов, только и всего. Но порядок ничуть не менее таинственный, чем поэтическая звукопись, поминавшаяся выше. (Определение английского классика Сэмюэла Кольриджа (1772-1834), что поэзия — это «наилучшие слова в наилучшем порядке», представляется избыточным: всякое слово делается наилучшим, когда стоит в самой сильной позиции, то есть речь идет снова же о его местоположении.) И мы перечитываем в любимых стихах не содержание, а именно интонацию, которая, разумеется, подпитывается буквальным содержанием стихотворения, но не сводится к нему.

Ну, например. Есть у Тютчева такое лирическое изречение:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
1869

Но пятью годами раньше и чуть ли не дословно ту же мысль высказал по-французски в частном письме И.С. Тургенев: «…Сфинкс, который будет всегда перед всеми возникать, смотрел на меня своими неподвижными, пустыми глазами, тем более ужасными, что они отнюдь не стремятся внушить вам страх. Мучительно не знать разгадки; еще мучительнее, быть может, признаться себе в том, что ее вообще нет, ибо и самой загадки не существует вовсе».

Сопоставление двух цитат практически одного содержания наглядно иллюстрирует различие в восприятии fiction и non-fiction. Тургенев доносит до адресата мысль, Тютчев тоже делится мыслью, но главное — передает умонастроение, сопутствующее ее появлению. «Дьявольская разница!» И впрямь: вывод — он и есть вывод, но протяженное раздумье, которому мы делаемся как бы причастны, доставляет неизъяснимое удовольствие, и хочется снова и снова оказываться во власти этой иллюзии. Сколько можно перечитывать невеселую мысль Тургенева? Два-три раза от силы. А строфу Тютчева ценитель поэзии пробормочет за жизнь про себя и вслух десятки раз. И потребность в повторении, и удовольствие от него объясняются «всего лишь» способом поэтического изложения — звуками, размером, ритмом, рифмами, порядком слов. Вот какие чудеса иногда творит версификация!

Читать еще:  Как учить стихи по схеме

(Заметим между делом, что на высказывание одной и той же мысли стихотворной речи понадобилось вдвое меньше слов, чем прозаической.)

Одно важное уточнение. Есть интонация и — интонация. Первая, словно какая-нибудь трасса флажками, помечена знаками препинания, чтобы не промахнуть поворот содержания и не прочесть сгоряча, допустим: «Несется в гору во весь дух на утренней заре пастух…» Профессиональные чтецы, исполняя стихи со сцены, согласуют модуляции своего голоса по преимуществу с этими вешками синтаксиса, поэтому актерское чтение, как правило, маловыносимо. С таким же формальным идиотским «выражением» обычно учат декламировать стихи в школе. Все эти ужимки выразительности идут вразрез с глубинной лирической интонацией, для совпадения с которой нужно проявить подлинный артистизм и попасть в резонанс авторскому настроению. Разумеется, лучше всех дается лирическая интонация самим авторам, когда они воют стихи, как волки в полнолуние. Из некоторых особенно чувствительных читателей поэзии тоже иногда выходят неплохие оборотни.

Получать удовольствие от поэзии, оказывается, так непросто, что моя заметка больше похожа на предостережение, чем на агитацию. Как быть. А я еще обошел молчанием необходимую читателю стихов искушенность и начитанность, чтобы в полной мере наслаждаться мастерством, с каким автор обращается с приемом; кивать, будто старому знакомому, цитатам и заимствованиям; реагировать на остроумие и проч.

Чтение стихов — удовольствие одновременно сильное и трудное, и чем раньше пристраститься к этой радости, тем лучше. Как бы то ни было, любитель поэзии не останется внакладе, хотя бы потому, что «поэзия утешает, не обманывая», как сказал один многоопытный старик.

Хорошо бы смолоду попасть под влияние старшего, который любит стихи; хорошо, если этим старшим будет учитель литературы, но вовсе необязательно. Для меня таким человеком стал отец — он помногу читал их наизусть и вслух, причем правильно читал: без этого казенного «выражения», зато с чувством и с толком — прикрыв глаза и самозабвенно подвывая.

Как разбудить в ребенке любовь к поэзии

Зачем? С какой целью? Чтобы открыть для ребенка удивительный живописный мир поэзии. Или хотя бы, по минимуму, успешно освоить школьную программу по литературе, понять и почувствовать яркие образы и рифмы изучаемых стихотворений.

Всем известно, что сейчас читают очень мало, а поэзию – и того меньше. Почему стихи не интересуют школьников? Возможно, причина в том, что они заставляют думать, чувствовать, прислушиваться к себе, своим чувствам. Их по диагонали не прочитаешь, и метод быстрого чтения для поэзии едва ли применим. Каждое слово в стихотворении не случайно. Оно весомо, значимо. И если человек почувствует красоту, емкость, многогранность слова, то он придет к чтению поэзии.

Но как помочь ребенку открыть дверь в удивительный мир поэзии? Взять томик стихов, усадить любимое чадо за стол и заставить читать? По принципу: читай, пока не поймешь и не полюбишь. Конечно, нет.

Вниманию к слову можно учить, играя. Например, в семейном кругу или вместе с гостями, или когда пошли компанией отдохнуть в лес, можно предложить подбирать прилагательные к слову, допустим, апельсин. Какой он? И каждый по очереди подбирает слово: оранжевый, круглый, сочный, ароматный и т.д. Кто не смог придумать свой вариант – проиграл и выбывает, а игра продолжается. И так до победителя. Далее можно подбирать глаголы к этому же слову (апельсин что делает? Растет, зреет и т. д.).

Затем можно попробовать составлять рифмы (это созвучие окончаний стихотворных строк): апельсин – магазин, стол – гол и т.д.

Другое полезное развлечение – попробовать сочинять по придуманным рифмам небольшие стихи, пусть даже в две строки, для начала даже самые незамысловатые. Это старинная игра буриме. К примеру, из приведенных выше рифм:

Превратив в ворота стол.

Хочешь сочный апельсин?

Сбегай быстро в магазин.

А ваш вариант какой?

Можно условиться придумывать олицетворения, когда неодушевлённым предметам приписывают признаки и свойства одушевлённых: солнце смеется, нежно гладит; дождь сердится, бубнит, смывает длинными руками пыль с листвы и т.д. Кто больше придумает, тот и выиграл. Увлекательно, занимательно, весело, развивает воображение, пробуждает внимательное отношение к слову, объединяет людей.

А еще можно придумывать стихи из слов без какой-то буквы. Например, Державин написал стихотворение «Соловей» без буквы «р» (так как трели этой маленькой птички и рычащий «р» несовместимы).

А стихи без употребления какой-либо части речи? Вспомним стихотворение А.Фета о любви:

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Нет ни одного глагола! А именно эта часть речи призвана передавать движение. Логично думать, что стихотворение описывает какую-то статичную, неподвижную картину. Но читая, вы чувствуете, как ни странно, непрерывное движение.

Есть стихи, написанные одними глаголами, прилагательными, существительными. Стих только из глаголов знают все школьники. Помните, при изучении спряжения предлагают выучить рифмовку, состоящую из глаголов – исключений:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.

Попробуйте тоже. Выберите предмет, ситуацию для описания и сочиняйте!

Интересно составлять и синквейны. Что это такое? Стих, состоящий из пяти строк. Причем каждая строка состоит из определенного количества слов и несет установленное правилами содержание. Первая строка (только одно слово, местоимение или существительное, отвечает на вопрос Кто? Что?) называет предмет, о котором хотите рассказать (небо, море, компьютер, экзамен и т.д.). Вторая строка (уже два слова, прилагательное или причастие, отвечает на вопрос какой?) описывает названный в первой строке предмет. Третья строка – три глагола или деепричастия, дающие объективное представление о том, что умеет делать предмет. Четвертая строка – из четырех слов (можно до шести) – ваше личное восприятие предмета. Пятая – одно или два слова – подводим итог. Например,

Бегают, играют, шалят.

Являются смыслом жизни человека.

С подобным заданием справится каждый. Вот отложите эту статью в сторону и попробуйте сами прямо сейчас составить такой стих. Увидите, как это легко, интересно и увлекательно.

Можно придумать разные варианты словесных игр с такими стихами. К примеру, взять какой-то готовый синквейн и внести в него свои корректировки.

Или в готовом синквейне опустить (убрать) какую-либо строку, например, первую, и попытаться самостоятельно восстановить ее.

А можно провести соревнование, кто интереснее составит рассказ, используя слова синквейна.

Или совместное придумывание сиквейна. Каждый по строчке.

И конечно читать стихи классиков. Всей семьей и порознь, вслух и про себя. Обсуждая, восхищаясь, восторгаясь.

Предложите ребенку из прочитанных стихов, к примеру, Фета, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака и других взять рифмы и попробовать сочинить самому. Что получится?

Такие творческие игры способствуют развитию образной речи, пополнению словарного запаса, приучают всматриваться, вслушиваться в слово, понимать его красоту и содержательность.

Зачем и как учить стихи и прозу школьникам

«Опять задали учить стихотворение» — с этими словами и с унылым выражением лица пришел ваш ребенок из школы. «И зачем только задают учить эти стихи? Надоело уже» – часто можно услышать подобную речь от наших детей. Действительно, а зачем задают в школе выучить стих (прозу)? Может, зря все это придумано, специально, чтобы посильнее помучить наших ненаглядных детишек? А стихи эти в жизни им, конечно, не пригодятся.

Стихи, быть может, и не пригодятся, но зато во взрослой жизни очень пригодится тренированная память. Ребенок вырастет, выучится, устроится на работу – вот тут-то и нужно будет ему умение запоминать большие объемы информации, усваивать и обрабатывать их. Еще и раньше, во время учебы в университете ему понадобятся все резервы памяти, когда на ребенка со всех сторон начнет просто «вываливаться» самая разная информация. Учителя в школе просто-напросто тренируют детскую память, подготавливая ребят ко взрослой жизни. Поэтому учить то, что задано, все-таки надо. И ответ на вопрос: «зачем учить стихи» простой – чтобы развить свою память.

Если у ребенка память от рождения хорошая, замечательно – он сможет легко и быстро запоминать произведения. Если память не очень, надо ее развивать. Ее можно натренировать, нарастить, как мускул. Главное — регулярные занятия. При регулярных упражнениях на запоминание врожденная плохая память ребенка будет со временем ничем не хуже, чем у более одаренного сверстника. Ведь хорошая память — очень важная составляющая успешной учебы. Если у ребенка все через минуту вылетает из головы, нисколько не задерживаясь – согласитесь, с такой памятью учиться будет проблематично. Даже в школе, не говоря у же о профессиональном образовании.

Плюсы заучивания стихов и прозы

Разберемся, какие полезные умения и навыки развивает заучивание стихов и прозаических произведения.

Читать еще:  Стихи обо всем и не о чем

Польза стихов в том, что идет расширение кругозора ребенка. Он запоминает новые слова, формируя свой словарный запас. В его голове усваиваются красивые, правильные выражения и литературный слог.

Ребенок учится воспринимать произведения литературы.

У детей улучшается речь. Многие логопедические методы построены на заучивании, запоминании и пересказе произведений. Пересказ произведений, особенно с выражением, делает речь более четкой, вырабатывает нужную интонацию. Эти навыки пригодятся ребенку и во взрослой жизни, например, когда понадобится убедить начальника на работе в успешности своего проекта. К тому же четкая дикция делает возможным выступления ребенка на публике, что тоже немаловажное умение во взрослой жизни.

Идет развитие памяти.

Резюмируем: заучивание стихов — отнюдь не пустая трата времени. Стихи и прозу необходимо учить детям для того, чтобы состояться успешными людьми во взрослой жизни.

Кстати, Иосиф Бродский, когда преподавал студентам, частенько задавал им учить наизусть различные произведения, приговаривая при этом, что каждое выученное произведение — свое собственное. То есть ребенок, когда учит с пониманием, пропуская через себя, делает произведение своим собственным опытом, частью своего мировоззрения.

Аргументы о вредности заучивания произведений

Ради справедливости приведем самые часто встречающиеся аргументы не в пользу заучивания:

Бестолковое зазубривание не развивает ребенка, а превращает его в робота, который механически запомнил стихотворение, пересказал его и тут же благополучно забыл.

Некоторые педагоги всерьез полагают, что ребенок должен учить только то, что может понять и то, что ему нравится. Но о каком развитии речи тогда можно говорить? Ведь развитие и идет как раз через преодоление трудностей и усвоение нового. Запоминание самых простых стихов и прозаических произведений оттачивает речь, развивает языковое чутье и формирует внутреннюю грамотность. Ребенок, заучивая сложные стихи, учится без ошибок писать, запоминает знаки препинания и орфограммы в сложных речевых оборотах.

Поэтому совершенно необходимо пусть даже и механически зубрить сложные произведения, которые кажутся сейчас столь ненужными. При запоминании все равно какая-то часть правильного произношения и литературной красивой речи осядет, застрянет, запишется на подкорку – и во взрослой жизни при соответствующей ситуации себя проявит.

Многие дети и родители обижаются, что учитель литературы снижает общую оценку ребенку за несколько невыученных им стихотворений, хотя сочинения и прочие задания выполнены на отлично.

Родители говорят — почему ему снизили оценку – подумаешь, не выучил какое-то никому не нужное стихотворение. Но если выучить это стихотворение было обозначено в программе как обязательное требование к учащемуся, то преподаватель имеет право снизить общую оценку за успеваемость, если ребенок задание не выполнил.

Вот, пожалуй, и все. Это два основных аргумента, которым недовольные дети и их родители объясняют свое нежелание учить стихи в школе. Аргументы, признаться, не самые сильные. Доводов «За» гораздо больше, и они несравнимо более впечатляющи.

Как тренировать память

Развивать память педагоги и детские психологи рекомендуют начинать как можно раньше. Одно из самых простых детских упражнений — это, конечно, учить стихи. Начинать надо с самых простых, затем перейти на более серьезные объемы. Учить прозу с маленькими детьми нежелательно – это будет для них слишком сложно. Прозу лучше оставить для средних и старших классов школы.

В детском саду стихи наизусть дети учат с воспитателем. Если ребенок не посещает детский сад, за его развитие отвечаете только вы, поэтому придется взять роль воспитателя на себя. Если ребенок небольшой, то слишком сложные стихотворения учить ни к чему. Выбирайте стихи с легко запоминающимися словами и легким слогом.

В школьном возрасте для развития памяти крайне важно как можно больше читать. Даже если ребенок читает «Гарри Поттера» – это уже отлично. Пусть осваивает то, что ему интересно, не настаивайте исключительно на классике – в любом случае чтение прекрасно развивает его память.

Отлично способствует развитию памяти и овладение новым умением. Можно записать ребенка на интересный ему кружок или начать вместе с ним осваивать какое-то новое знание – например, учиться рисовать или моделировать самолеты. Новая информация требует усвоения, поэтому обучающий процесс, интересный ребенку, незаметно и мягко развивает его память.

Не забывайте обогащать словарный запас своего чада, не бойтесь рассказывать ему что-то, применяя сложные слова – как раз и будет повод объяснить их значение. Это здорово развивает лексикон и память школьника.

Память можно развить в любом возрасте, поэтому не отчаивайтесь, если ребенок не может пока как следует учиться – при регулярных занятиях его учеба обязательно улучшится.

И чем больше будет тренироваться ребенок в запоминании, тем лучше. Поэтому не сердитесь на школьную программу, которая предусмотрела детям для заучивания слишком длинные и сложные стихотворения. Поймите, что так будет лучше для вашего же ребенка. Пусть он лучше сейчас обзаведется полезным умением и разовьет свою память, чем потом всю жизнь будет страдать от невнимательности и от того, что в голове не держится информация.

Как учить быстро и правильно

Больше всего умение заучивать стихи быстро и без ошибок пригодится учащимся школы. Для них и будут эти советы. Хотя общие рекомендации применимы абсолютно ко всем категориям граждан.

Если задали объемное произведение, особенно, если требуется учить прозу – лучше разбить произведение на небольшие куски и учить их отдельно. Выучили один небольшой отрывок — переходить к следующему. И так пока не закончится все произведение.

Выучив стихотворение или прозаический отрывок, весь оставшийся день и вечер к нему не возвращайтесь. Повторите на ночь перед сном и утром после пробуждения. Утреннее повторение покажет, что вы запомнили, освежит произведение в памяти и поможет рассказать его на уроке без запинок и ошибок.

Хороший способ — не бестолковая зубрежка, а чтение произведения несколько раз – до тех пор, пока оно, что называется, «не будет от зубов отскакивать». Таким образом заучивание становится не таким уж противным и нудным делом.

Можно учить произведение, переписывая его в тетрадь. Просто переписывая, не пытаясь зубрить. В процессе письма произведение будет запоминаться автоматически, что сделает процесс последующего его запоминания гораздо более легким.

Если задано совсем уже незапоминаемое стихотворение или отрывок прозы, можно сделать из него рэп-песенку и прочитать или сделать еще какую-нибудь современную аранжировку. Главное, не рассказать потом на уроке отрывок из «Евгения Онегина» в стиле рэп – вдруг учительница кроме классики ничего не признает.

В интернете сейчас есть специальные сервисы для заучивания. Они помогают быстрее запомнить произведение. Нужно только вставить необходимый текст и программа выделит определенные слова-маяки, которые нужно будет запомнить. Затем – следующий набор слов. Таким образом можно выучить произведение гораздо быстрее и проще.

Основная методика заучивания произведений.

Рассмотрим, как правильно учить стихи. Всего несколько пунктов, соблюдение последовательности которых поможет быстро выучить любое произведение школьной программы:

Вслух читаем заданное произведение. Это сделать нужно три раза. Читаем с выражением.

Главное – во время чтения попытаться представить в уме описываемую в произведении ситуацию.

После того как быстро три раза прочитали, читаем четвертый раз – но уже медленнее. Так же вслух и с выражением, но медленно.

Перепишите текст на бумагу. Не торопясь, проговаривая вслух то, что пишете. Если произведение идет сплошной «простыней», лучше разбить его на несколько абзацев или блоков – так будет гораздо проще.

После переписывания вы уже будете знать произведение примерно на 75%. Остальные 25% «всплывут» во время вечернего и утреннего повторения.

Вот и все – и ничего учить не надо, все запомнилось само. Не забудьте только перед сном прочитать еще раз, уже стараясь меньше заглядывать в книгу. И утром еще раз. Педагоги утверждают, что эта методика позволяет выучить практически любое произведение школьной программы за час.

Ребенок отказывается учить стихи: шпаргалки с картинками и другие методы, которые помогут полюбить это занятие

Детям постоянно приходится учить стихи, начиная с утренников в садике. Сначала это всего 2-4 строчки, потом пара столбиков и больше. Но если четверостишия запоминаются легко, то стихи подлиннее некоторым детям даются с огромным трудом. Они не хотят их учить, воспринимая это как каторгу. А ведь можно значительно облегчить ребенку эту задачу. Есть несколько действенных способов.

Дети любят картинки

Пиктограмма – это небольшая картинка, в которой содержится общий смысл написанного. Старательно выводить каждую деталь не нужно — даже простые наброски могут помочь запомнить главный смысл и содержание текста. Например, при одном взгляде на елочку со звездой возникает ассоциация с Новым годом. Ребенок быстро поймет, что от него требуется.

Такие простые картинки очень помогают запоминать стихи, как, впрочем, и любые другие тексты. Еще эффективнее будет, если школьник сам нарисует пиктограммы в тех местах, где ему требуется помощь в запоминании. Вы увидите, как это сразу ему поможет — стихи сами лягут на слух. Маленькому ребенку картинки нарисуйте сами, но простые и понятные, чтобы не приходилось думать над тем, что изображено на них.

Читать еще:  Как подарить шоколад в стихах

Сюжетная линия — это важно

Для малышей подбирайте простые стишки, в которых описывается понятный сюжет, какое-то действие. Можно считалочки, песенки, главное, чтобы ребенок точно понимал их смысл. Дети лучше запоминают стихи, где много глаголов, а не прилагательных. Простые действия более понятны, чем, например, символические описания природы.

Для того чтобы учить стишок стало интереснее, разыграйте небольшую сценку вместе с малышом. Пусть это будет домашний театр, тогда слова запомнятся гораздо быстрее. Например, обыграйте стишок: «Мы варили суп, суп из перловых круп, круп. Получилась каша, то-то горе наше». Каждую из этих фраз можно проиграть, будет весело и интересно.

Яркие эмоции и шпаргалки-помогалки

Не стоит забывать про эмоции. Читайте стихи с выражением, тогда малыш воспримет текст и сам захочет его повторить. Представьте, что вы записываете аудиоспектакль. Также хорошо в запоминании помогают шпаргалки, но сделанные по-особому.

К каждому слову подберите картинку, сделав понятный визуальный ряд. Пусть ребенок сначала просмотрит их по порядку, запомнит, а потом разрежьте картинки и перемешайте. Пусть ребенок сам составит правильную последовательность, проговаривая слова (пусть поначалу с вашей помощью). И не забывайте, что главное в заучивании текстов — многократное повторение. Попробуйте эти советы и учите стихи с удовольствием.

Консультация «Зачем и как учить стихи»

Мария Холодова
Консультация «Зачем и как учить стихи»

Для вас, дорогие родители!

Учим с детьми стихи

Зачем учить стихи?

Давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов.

1. Развивается память.

2. Развивается мозг. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.

3. Увеличивается активный словарь детей.

Существует два вида словаря, которым пользуются дети.

Это активный и пассивный словарь.

Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.

Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.

Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.

4. Формируется чувство языка.

Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.

5. Развивается фонематический слух.

Фонематический слух – это различение звуков в слове.

Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением

1. Для того, чтобы легко и качественно запоминать рифму, ребенок должен ощущать «мелодию» стиха. С ней знакомить ребенка нужно начинать еще, когда он лежит в коляске. Вам кажется, что малыш ничего не понимает? Может он и не понимает слова, но слышит ритм, «мелодию» стиха, эмоции, которые вы ему передаете, и понемногу он запоминает. Когда малыш немного подрастет, подсознательный опыт облегчит ему сознательный подход к заучиванию.

2. Память малыша начинает активно развиваться в3 -4 года. Вот в этот период и нужно начинать учить с малышом стихи. Если до 3 лет мы просто читаем ему стихи, сказки, если запомнит – прекрасно, если нет – ничего. После 4 лет нужно учить запоминать стихи и тексты. Для формирования объема памяти нужно учить как можно больше.

3. Для легкости запоминания стихотворение должно соответствовать возрасту и темпераменту малыша. Четырехлетнему ребенку не подойдет «Онегин» для заучивания, чтобы повеселить гостей. Лучший вариант – детская классика Барто, Чуковский, Михалков и др.

4. Для шалунов больше подойдут ритмичные, веселые, задорные стихи, для деток поспокойней – плавные, размеренные. Конечно, в школе так вопрос не будет стоять, но мы учимся, развиваем память, а это должно быть процессом приятным, поэтому используем то, что «ближе сердцу».

5. Стихи не учат просто так. Для заучивания стихотворений есть надобность. Только к 7-8 годам нужно объяснять ребенку, что стихи нужно знать для себя.

6. Нужно заучивать стихотворение эмоционально, с выражением! Иначе оно лишится смысла для малыша.

7. Прежде чем учить стих с малышом, взрослый должен сам прочитать его выразительно. Еще лучше, если взрослый знает стих наизусть. Если нет – ничего, взрослая память тоже поддается тренировке. Выучите вместе с малышом несколько стихотворений – от этого будет только польза!

8. Далее нужно выяснить все ли понятно малышу. Если в тексте есть слова, которые он не понимает, то нужно ему объяснить, что они означают. Ребенок должен четко понимать, о чем идет речь.

9. Когда все слова ясны, то стихотворение читают еще раз, расставляя все акценты. После этого говорят название и автора произведения. Это учит малыша культуре заучивания и восприятия поэзии. Потом можно рассмотреть иллюстрации к стиху, обсудить его, прочитать еще раз. Так формируется образ произведения. И только так тщательно проработав стихотворение переходят к его заучиванию

Как учить стихи с детьми 3-4 лет

При заучивании стихов мама читает ребенку первую строчку. Ребенок повторяет.

Мама читает вторую строчку. Ребенок повторяет и эту фразу.

Мама читает третью строчку. Ребенок повторяет и её и т. д.

Мама рада – выучили!

Но вот беда – рассказать стихотворение полностью ребенок не может. Тогда мама быстро подсказывает ему следующую строчку. Малыш повторяет. Стихотворение разучено. И навык неправильного заучивания закреплен.

Ребенку в детском саду очень нравятся музыкальные занятия, он хочет петь. Но запоминает только одну строчку и повторяет ее. Причина этого – неправильное заучивание стихов. Теперь педагоги терпеливо и умело должны исправить ошибку родителей.

Стихи для детей 3-4 лет подбирают небольшие, интересные, образные,, чтобы ребенок понял содержание стихотворения.

Сначала нужно ребенку выразительно прочитать все стихотворение от начала до конца. Заинтересовав ребенка,прочитать еще раз.

На второй раз сначала надо прочитать стихотворение от начала до конца два раза, затем только первые две строчки вместе с ребенком (2-3 раза).

Затем надо прочитать третью и четвертую строчки и заучить их, повторяя вместе с ребенком.

Заучивание должно длиться не более 2-3 минут.

На третий раз занятие по заучиванию стихотворения надо повторить точно так же, как и в прошлый раз, 1-2 минуты.

И на следующий раз надо читать вместе с ребенком., а не просить его читать самостоятельно (1-2 минуты).

Лишь на пятый раз можно предложить ребенку прочитать стихотворение самостоятельно, без взрослого.

не забудьте, обязательно похвалить малыша!

«Профессии» — стихи для детей 4–12 лет, показывающие детям зачем и какая профессия нужна Стихотворения о профессиях “Сантехника”, “Ветеринара”, “Путешественника”. Направленные на то, чтобы довести до детей простую истину – все.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему “Имеет ли смысл учить наизусть?”Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей Как учить стихи c ребёнком Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает.

Консультация для родителей «Зачем языку делать зарядку?» Речь – одна из важных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Консультация для родителей «Зачем ребенку домашнее животное?» Каждый родитель стремится воспитать своего малыша ласковым, честным и добрым. Именно доброта лежит в основе нравственного воспитания ребенка.

Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать». Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого.

Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?» Эта консультация может быть полезна для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей. Часто бросается в глаза, как ходят.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: