18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает слово в стихах маяковского

Словотворчество Владимира Маяковского

Автор: Guru · 03.10.2016

Революция формы стихотворного произведения – одно из фундаментальных качеств искусства футуристов. Представители этого авангардного течения экспериментировали с размерами и рифмой, обыгрывали звучание фраз, вкрапляли в текст формулы и математические символы, а также придумывали окказионализмы. Неординарное и экспрессивное словотворчество наделяет футуристскую поэзию особыми эффектами: притягательностью шифра (хочется разгадать не очевидный замысел) и радостью открытия (читатель видит новые слова и возможности языка). Виртуозный «будетлянин» Владимир Маяковский умело и уместно использовал авторские окказионализмы.

Проанализируем примеры употребления окказионализмов у Владимира Маяковского в поэмах «Баллады Редингской тюрьмы», «Во весь голос» и тетраптиха «Облако в штанах».

Окказионализмы из поэмы «Баллады Редингской тюрьмы»

Омолнили, осовело, звоночинки, звоночище, мячище, иголит, троглодитский, троглодичьей, зеркалюсь, размедведил, задеваньем, люхорадюсь, лаплю — все это изобретения Маяковского. Чаще всего он экспериментирует с глагольными формами, придавая стихотворению динамики и характерного напора: читателя будто окатывает контрастный душ. Кубофутуристам свойственны резкие очертания, геометрическая угловатость и отрывистые, быстрые, острые линии. Окружающий мир они показывают на изломе, во всей оголенной точности и контрастности. Такие качества Маяковский перенес в поэзию. Если провести аналогию с живописью, его стихотворения – картины Пикассо в словах.

В основном, глаголы получаются из существительных: «омолнили» от слова «молния», «зеркалюсь» от слова «зеркало» и т.д. Кроме того, автор активно работает с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами: «звоночинки» и «звоночище», например.

Окказионализмы из поэмы «Во весь голос»

В этой поэме встречаются следующие оригинальные образцы: кудреватые, мудреватые, мандолинят, песенно-есененный, амурно-лировой, многопудье. Маяковский начинает внедрять в стихотворения составные окказиональные прилагательные: «песенно-есененный», «амурно-лировой». Это новшество принадлежит именно ему. Сложные построения, которые представляют собой эпитеты, – яркие цвета в картине поэта. Они запоминаются, как индивидуальный стиль автора, и долгое время аналогичные опыты всплывают в сознании читателя. Он подражает мастеру и пытается раскрасить свои мысли столь же насыщенными красками.

Маяковский не сводит поэзию к набору собственных штампов: он постоянно развивается и проводит новые эксперименты. Если в предыдущей поэме главную роль играют глаголы, то в данном произведении на первом плане прилагательные. Автор делает ставки не только на динамику и оглушительный темп, но и на полутона описаний, точные и тонкие грани предметов, которые в суете и будничной сутолоке человек просто не замечает.

Окказионализмы из поэмы«Облако в штанах»

Тетраптих – наиболее насыщенное окказионализмами произведение: выжиревший, изъездеваюсь, огромив, славословятся, залежанные, декабрый, окошенное, любеночек, коночек, свылись, тинится, покреплюсь, наслезненные, поцелуишко, выстони, размозолев, безъязыкая, испешеходили, златоустейший, крикогубый, исслезенные, изругивался, иссосанной, потноживотные, неисцветшую, выпляшет, крыластый, кудластый, божище, божик. У Маяковского слова, прежде всего, несут смысловую нагрузку в тексте, красота и необычность формы не имеют решающего значения. Поэт не хвалится своим даром, а выражает мысль всеми доступными средствами. Зачастую его новообразования дают оценку, причем, негативную. Они усиливают грубый нажим кисти, жесткость подачи и тембра, которыми славится Маяковский. Для кубофутуриста не последнюю роль играет звучание слов, броское и хлесткое, как смысл его стихов. Этого результата он добился, максимально выжимая родной язык. Творчество выходит за рамки поэзии.

Конечно же, мы разобрали только ограниченное количество примеров исключительно для демонстрации индивидуального авторского метода Маяковского и особенностей его неповторимого стиля, не притязая на полноту исследования. Футуристы сделали колоссальный выброс творческой энергии, порождения которого до сих пор изучены не в полной мере. Важно то, что понимание методологии и алгоритма новообразований поможет современным авторам продолжить столь же качественно работать с родным языком и раскрывать его потенциал. Любителям классики подобное внимание к поэзии принесет наиболее полное осознание и наиболее сильное ощущение любимых стихотворений.

V. Практикум по творчеству В. В. Маяковского

1. Чем обусловлен новаторский характер поэзии Маяковского?

2. На примере одного из стихотворений поэта покажите, как «работает» слово в стихе.

3. Стих Маяковского рассчитан не столько на чтение, сколько на произнесение вслух, часто построен, по словам самого поэта, «на разговорной интонации». Как отражается это на его структуре?

4. Что позволяет — или не позволяет — стиху Маяковского и сегодня быть востребованным читателем?

5. В одной из ранних статей об искусстве В. В. Маяковский писал: «Театр и кинематограф до нас, поскольку они были самостоятельны, только дублировали жизнь, а настоящее большое искусство художника, изменяющего жизнь по своему образу и подобию, — идет другой дорогой». О какой «другой дороге» говорит Маяковский?

Домашнее задание

Подготовка к сочинению по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

Дополнительные материалы к урокам[18]

Маяковский явился одним из организаторов и руководителей новой литературной группы ЛЕФ (Левый фронт). ЛЕФовцы выдвинули три новых принципа искусства: 1) принцип социального заказа; 2) принцип литературы факта; 3) принцип искусства-жизнестроеная. Под социальным заказом Маяковский подразумевал то, что художник должен сам внутренне понять и почувствовать необходимость писать именно на ту тему, которая особенно актуальна и имеет общественное значение в данный момент. Когда страна воюет, тема художника — война. Когда страна строит, тема поэзии — строительство. Второй принцип — это принцип отбора материала для творчества. Факт и только факт, а не вымысел должен стать предметом искусства. Поэтому Маяковский и ЛЕФовцы посвящают стихи Генуэзской конференции, колдобинам на улице, пуску Кузнецкстроя, созданию нового города-сада, открытию новой рабочей столовой — все эти факты для них литературно значимы. И напротив, абсолютно фантастическое событие, как встреча и разговор с Солнцем, поэт рисует как реально случившееся происшествие, точно указывал его место и время.

Третий принцип — определяющий для поэзии Маяковского. Подавляющее большинство русских писателей, изображая жизнь, стремились также воздействовать на нее. Автор «Слова о полку Игореве» стремился к единению русских князей. Пушкин воспевал и приближал свободу. Толстой и Достоевский стремились возродить духовные христианские ценности. Маяковский видел главной своей задачей — с помощью своих стихов приближать будущее. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему — вот задача искусства, по мысли Маяковского. Поэтому, когда страна воюет, поэт — солдат. Он не чувствует никакой разницы между своим пером и штыком. Когда страна строит, поэт — строитель. Он не гнушается быть «ассенизатором и водовозом». Он добывает радий, строит города.

Эти три принципа окончательно оформили поэтическую систему Маяковского. Он стремится вести разговор с людьми не столько через книгу, сколько непосредственно через живое общение. Поэтому его стих — это, прежде всего, ораторский стих, ориентированный на выступление перед широкими массами людей.

Одна из основных тем творчества, наряду с темой революции, тема назначения поэзии. «Необычайное приключение. »построено как описание встречи и разговора поэта с Солнцем, но, даже использовав фантастический прием, В. Маяковский строит стихотворение так, как будто то, что там написано, — реальный факт. Постоянная работа на злобудня, выполнение социального заказа — дело очень трудное. Жара, пекло и тяжелая работа — вот исходное состояние, за ним следует взрыв: поэт бросает Солнцу вызов, и Солнце приходит к нему, однако на дерзости оно смотрит снисходительно, и тогда завязывается разговор по душам. Поэту тяжело все время писать плакаты для РОСТа, а Солнцу — тяжело нести свет людям. И вот здесь обнаруживается главное: поэзия и Солнце сходны в том, что оба противостоят тьме. Как только Солнце уходит за горизонт — светит поэзия. Работа эта не простая, но люди не могут жить без света. Поэтому, по мысли Маяковского, неважно, хорошо ты себя чувствуешь или плохо, бодр и свеж ты или устал, ты взялся за эту ношу, и ты обязан ее нести. Отсюда бескомпромиссный поэтический лозунг, завершающий стихотворение.

Иная встреча положена в основу «Разговора с фининспектором о поэзии» (1926). Эта встреча вполне реальная. К поэту обратился фининспектор, чтобы взять с него налог. Поэт воспринимает как несправедливость то, что с него берут налоги так же, как с «имеющих лабазы и угодья». Он считает, что поэзия — такой же труд, как и труд рабочего. Поэзия одновременно — это «езда в незнаемое» и «добыча радия», тяжелый и опасный труд. «Рифма поэта — / и ласка, и лозунг, и штык, и кнут». Поэт — и «народа водитель», и «народный слуга». Он полностью отдает самого себя людям — душу, силы, нервы. «Происходит страшнейшая из амортизаций — / амортизация сердца и души». А на то, о чем хотелось бы написать поэму, не хватает времени. Сжигая свои силы и нервы, поэт приближается к смерти, а своими стихами он дарит бессмертие всем окружающим, в том числе и фининспектору. И поэт полон обиды на бюрократов и канцеляристов, считающих, «что всего делов — / это пользоваться чужими словесами», и бросает им вызов — предлагает написать какое-нибудь стихотворение самим.

Подводит) итог своему творчеству В. Маяковский во вступлении к поэме«Во весь голос».Поэту необходим прямой разговор с читателями-потомками. Он хочет объяснить людям будущего, в том числе и нам, почему он писал именно так — некрасиво, неэстетично, жестко, почему так много его стихов посвящено злобе дня. Не зря ли было отдано так много сил по мелочам? Надо ли было наступать «на горло собственно песне»? Не проще ли было писать красивую лирику? Это мучительные для В. Маяковского вопросы. Но его ответ на них однозначен. Он писал об этом, потому что это было, он писал так, потому что так говорили люди его времени, и писал для того, чтобы избавить мир от его пороков и язв и приблизить будущее, «коммунистическое далеко», в которое он глубоко верил. Поэт ощущает себя борцом за счастье людей, за революцию, и это ощущение воплощено в развернутой метафоре. В. Маяковский представляет себя полководцем, принимающим парад войск. Войска — это вся его поэзия. «Стихи стоят свинцово-тяжело, / готовые и к смерти, и к бессмертной славе». Поэт не знает, будут ли его стихи живы в будущем, будут ли их читать или они будут восприниматься лишь как факт истории, отражающей реалии давно ушедшей эпохи. Но он уверен, что своими стихами приближает это самое будущее, борясь с грубостью, хамством, хулиганством, болезнями, врагами нового общества. Он отдает все свои стихи «до самого последнего листика» новому миру. Он отрекается от славы, от «бронзы многопудья» и «мраморной слизи», отрекается от материальных ценностей. Здесь отчетливо проявляется не только сходство, но и различие во взглядах на посмертную славу между А. Пушкиным и В. Маяковским: памятником себе и своей поэзии, общим памятником всем, кто пал в борьбе, последний готов считать даже не художественное творчество, а «построенный в боях социализм» — то общество здоровых, сильных, прекрасных людей, в которое он верил. Поэзия для Маяковского — «жизнестроение». И если новая жизнь будет построена, значит, все писалось не зря, значит, поэт переживет себя и преодолеет смерть если не в славе, то в новой, прекрасной жизни. Ради этого он, обладавший исключительным ощущением собственного «я», готов растворить в процессе созидания жизни даже самого себя — лишь бы эта мечта стала реальностью.

20 цитат из стихотворений и пьес Владимира Маяковского

Владимир Маяковский (1893 — 1930) — поэт-футурист, драматург и художник. Его стихотворения создали язык целой эпохи. Именно его строками даже в наши дни зачастую выражают свои чувства.

Якобы обласканный советской властью, на самом деле Владимир Маяковский довольно рано осознал, что в пекле Октября и Гражданской войны вместе со старым миром погибли и его надежды на мир новый, построенный на равенстве, труде, силе. Все, что ему было противно, — скудоумие, бюрократие, серость — снова осело в кабинетах и принялось верховодить. Он хотел лишь преданно служить (недаром обожал собак и рисовал Щена как свое альтер-эго в письмах к Лиле Брик): женщине, стране, слову. Но оказалось, что это никому не нужно. Застрелился. Посмертно был назван руководителем страны «лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», что и спасло Маяковского от забвения и одновременно привело к «бронзовению» его фигуры.

Мы выбрали 20 цитат из произведений поэта: И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа. «Лиличка! (вместо письма)» Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно? «Послушайте!» Дразните?
«Меньше, чем у нищего копеек,
у вас изумрудов безумий».
Помните!
Погибла Помпея,
когда раздразнили Везувий!

Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
Боен, —
а самое страшное
видели —
лицо мое,
когда
я
абсолютно спокоен? «Облако в штанах» Господа поэты,
неужели не наскучили
пажи,
дворцы,
любовь,
сирени куст вам?
Если
такие, как вы,
творцы —
мне наплевать на всякое искусство. «Братья писатели» Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночи́,
бредово́й,
недужной,
какими Голиафами я зача́т —
такой большой
и такой ненужный? «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
Вырвать
Радость
у грядущих дней.
В этой жизни
Помереть
не трудно.
Сделать жизнь.
значительно трудней. .
«Сергею Есенину » Вот я богохулил.
Орал, что бога нет,
а бог такую из пекловых глубин,
что перед ней гора заволнуется и дрогнет,
вывел и велел:
люби! «Флейта-позвоночник» Делай что хочешь.
Хочешь, четвертуй.
Я сам тебе, праведный, руки вымою.
Только —
слышишь! —
убери проклятую ту,
которую сделал моей любимою! «Флейта-позвоночник» Радостью покрою рев
скопа
забывших о доме и уюте.
Люди,
слушайте!
Вылезьте из окопов.
После довоюете.

Даже если,
от крови качающийся, как Бахус,
пьяный бой идет –
слова любви и тогда не ветхи.
Милые немцы!
Я знаю,
на губах у вас
гётевская Гретхен. «Флейта-позвоночник» Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы!
Весеньтесь жизни всех стихий!
Я хочу одной отравы —
пить и пить стихи.

Сердце обокравшая,
всего его лишив,
вымучившая душу в бреду мою,
прими мой дар, дорогая,
больше я, может быть, ничего не придумаю.

В праздник красьте сегодняшнее число.
Творись,
распятью равная магия.
Видите —
гвоздями слов
прибит к бумаге я. «Флейта-позвоночник» У прочих знаю сердца дом я.
Оно в груди — любому известно!
На мне ж
с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце —
гудит повсеместно.
О, сколько их,
одних только вёсен,
за 20 лет в распалённого ввалено!
Их груз нерастраченный — просто несносен.
Несносен не так,
для стиха,
а буквально. «Люблю» Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское. «Облако в штанах» Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете —
я выхожу замуж» «Облако в штанах» Мы-
голодные,
мы-
нищие,
с Лениным в башке
и с наганом в руке. «Хорошо!» Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.

И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым. «А все-таки» Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы — наши кисти.
Площади — наши палитры «Приказ по армии искусства» Нервы —
большие,
маленькие,
многие! —
скачут бешеные,
и уже

у нервов подкашиваются ноги! «Облако в штанах» Это только работать одному скучно, а курицу есть одному веселее. «Клоп» Кроме любви твоей,
Мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем. «Лиличка! (Вместо письма)» Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще

слов этих жжение рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца. «Разговор с фининспектором о поэзии»

Как работает слово в стихах маяковского

Фото. В.В. Маяковский (1893-1930 гг.).

В звонких строках его стихов отразилось само время – грозное и героическое. Откройте любой том стихов В.В. Маяковского и перед Вами встанет овеянная ветром революции молодая Республика Советов в её больших и малых делах.

Собственно, не было тогда малых и незначительных дел для В.В. Маяковского. Поэт революции, он ворвался в самую гущу событий – всегда активный, непримиримый, партийно пристрастный в своих оценках. Страна воевала и строила. Строила завтрашний день. Но вчерашний мир ещё цеплялся за жизнь, и чтобы покончить с ним, нужны были не только героические дела, но и незаметная, каждодневная, порой не совсем приятная, работа. Впоследствии В.В. Маяковский скажет о ней, как всегда образно и лаконично, в своей поэме «Во весь голос» (1930 г.):

здоровы и ловки,

шершавым языком плаката».

В.В. Маяковский, делая рифмованные подписи к санитарно-просветительным плакатам, гордился своей работой, поскольку считал, что его поэзия приносит людям реальную пользу.

1919 год. Голодная, разоренная длительной войной Республика сжата кольцом интервенции. Москва: оборванные трамвайные провода, пустынные улицы. И вдруг неожиданная толпа пред витринами пустующего магазина. В витрине «Окна сатиры РОСТА» – многорисуночные плакаты, которые начало выпускать Российское телеграфное агентство.

Острые, доходчивые, сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передаваемые агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и других городах. В «Окнах сатиры РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчеркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета). Эти своеобразные сатирико-политические журналы делал небольшой коллектив, душой которого был В.В. Маяковский.

Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 года М.М. Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, И.А. Малютин, Д.С. Моор и др. В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы.

Фото. Художники РОСТА. 1919 г. Владимир Маяковский, Иван Малютин, Михаил Черемных.

«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

Подобные «Окна» выпускались также в Петрограде (Л.Г. Бродаты, В.В. Лебедев,А.А. Радаков и др.), на Украине (Б.Е. Ефимов и др.),в Баку, Саратове и других городах.

Рис. «Окна сатиры РОСТА».

Рис. Художник А.М. Нюренберг «В.В. Маяковский за работой в РОСТА».

Над «Окнами сатиры» Маяковский-поэт и Маяковский-художник работали вместе, отражая злободневные политические, хозяйственные, санитарно-гигиенические и военные задачи в стихах и рисунках. В статье «Прошу слова», написанной через десять лет после создания первых «Окон», Маяковский вспоминал, как горстка художников вручную «обслуживала стопятидесятимиллионный народище»: «Диапазон тем огромен. Агитация за Коминтерн и сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью. ». Немало плакатов, созданных В.В. Маяковским, было продиктовано заботой о народном здоровье и являлись яркими образцами санитарно-просветительной агитации.

В.В. Маяковский считал свою работу в «Окнах сатиры РОСТА» политической, он живо откликался на первые декреты советской власти, касающиеся вопросов охраны здоровья:

Основные противоэпидемические меры видны на плакате – в нижней трети рисунка мужчину щедро поливают водой из ведра, ещё два человека заняты стиркой белья, на заднем плане стоит санитарный врач.

– «О мероприятиях по борьбе с сыпным тифом» (28 января 1919 года);

– «О мерах борьбы с эпидемиями» (10 апреля 1919 года)

– «Об обязательном оспопрививании» (10 апреля 1919 года);

– «О снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем» (10 апреля 1919 года);

– «О санитарной охране жилищ» (18 июня 1919 года);

– «О борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах» (5 ноября 1919 года);

– «Об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом» (30 декабря 1919 года);

– «О санитарно-пропускных пунктах на вокзалах г. Москвы» (13 мая 1920 года);

– «Об обеспечении населения Республики банями» (30 сентября 1920 года) и многие другие.

На УП Всероссийском съезде Советов (в декабре 1919 года) В.И. Ленин призвал всех трудящихся бросить все силы против голода, холода и эпидемии тифа: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!». После победы над «белогвардейскими паразитами» борьба с сыпным тифом становится всенародным делом.

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

На плакате изображены последствия перенесенной оспы – слепота и рубцовые дефекты кожи лица, которых можно было бы избежать с помощью оспопрививания.

Маяковский рисует «Окно» под названием «Новый враг»:

опять у ворот она стала:

тиф, голод и холод – лихие враги –

вот новые три генерала».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

В марте-апреле 1920 года в Москве проводилась Неделя санитарной очистки. Поэт откликнулся на это событие плакатом, который звал на борьбу с грязью и разрухой.

Следующая «агитка»- к первомайскому празднику:

Что надо сделать

Конечно, побывать в бане, «пока не заболел заразой тифозной», а потом «май так праздновать, чтобы и пятнышка не было грязного».

О чем только не рассказывали «Окна»! Вот они предупреждают об опасности употребления сырой воды, вот предлагают советы, как уберечься от холеры, вот свой мощный огонь сатиры В.В. Маяковский обрушивает на поклонников «зеленого змия». Предельно выразительные и лаконичные тексты быстро запоминаются, передаваясь из уст в уста.

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Пропаганда декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров, Совета Труда и Обороны становится главнейшей задачей коллектива художников-агитаторов во главе с В.В. Маяковским. Декреты и другие важнейшие документы Советской власти требовали подробных разъяснений. Они требовали не только увеличения словесной и образной базы плаката, но и смены обстановки для их восприятия.

В.В. Маяковский уходит из телеграфного агентства в «Главполитпросвет». «Окна Главполитпросвета» делались силами того же коллектива, что и «Окна сатиры РОСТА». В.В. Маяковский определял тематику плакатов, подбирал фактический материал, писал на его основе тексты и часто делал рисунки к ним, давал задания художникам, принимал от них выполненные плакаты. Он же занимался также вопросами их тиражирования и распространения как в Москве, так и на периферии.

С уходом из РОСТА сменилась не только мастерская. Маяковский оказался «вырванным» из неповторимой атмосферы творческого энтузиазма. Там Маяковский был в гуще жизни, в курсе всех важнейших событий, происходивших как в стране, так и за рубежом, причем самым первым получателем всех этих новостей. Такие преимущества давала уже сама специфика телеграфного агентства.

В «Главполитпросвете» Маяковскому приходилось в какой- то мере заново организовывать и налаживать местную сеть по размножению и распространению «Окон». А это, естественно, не могло не создавать своих дополнительных трудностей.

Окончательно изменилась тематика «Окон», обозначившаяся ещё в РОСТА вскоре после окончания гражданской войны. В конце 1920 начале 1921 года главной становится тема борьбы за восстановление народного хозяйства, разрушенного в годы империалистической и гражданской войн. В десятках «Окон», строившихся на конкретном фактическом материале, показывались трудовые успехи передовых коллективов, звучали призывы развертывать соревнование, укреплять трудовую дисциплину, создавать ударные группы образцового труда, проявлять творческую инициативу.

«Окна Главполитпросвета» расстаются с витринами магазинов и обосновываются в агитпунктах, клубах, красных уголках заводов и фабрик, красноармейских казарм и учреждений, в сельских избах-читальнях. Эти многокадровые, в 12-16 рисунков, плакаты рассчитаны были, как правило, на длительное существование и сближались в этом отношении с печатными пропагандистскими плакатами.

Вместе с тем, эти «Окна» продолжали сохранять свое большое агитационное значение. И здесь особенно значителен вклад В.В. Маяковского и его товарищей в дело помощи голодающим Поволжья. Эта тема становится главной, начиная с июля 1921 года и вплоть до прекращения работы над выпуском «Окон». Особое внимание уделялось помощи голодающим детям. «Окна» призывали граждан «урожайных» губерний брать на воспитание голодающих и больных детей Поволжья. Использовались «Окна Главполитпросвета» и для информации о тех мерах, которые принимало Советское правительство, прогрессивные силы мира для оказания помощи голодающим.

Мастер плаката, В.В. Маяковский, конечно же не мог пройти мимо проблем в жизни общества; жанр его искусства по своей природе был предназначен вскрывать негативные явления социального быта, давать им справедливую оценку, подвергать критике.

Вместе с тем в «Окнах» не могли не найти своё отражение также социальные и культурные завоевания.

В декабре 1921 – январе 1922 года В.В. Маяковский, занятый другими творческими планами (в том числе, работой над печатными пропагандистскими плакатами для «Главполитпросвета») уделяет «Окнам» все меньше и меньше внимания. Количество их резко сокращается. Труднее становится их тиражирование; многокадровые пропагандистские плакаты с обширным текстом усложняли работу трафаретчиков и шрифтовиков.

С начала 1922 года витрины «Окон Главполитпросвета» перестают быть политической трибуной.

«Революцией мобилизованный и призванный», поэт работал для будущего, шагая «с каждой минутой в ногу» со всей страной. В.В. Маяковский был, есть и остается современником многих и многих поколений.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Пьер жан де беранже стихи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: