2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как расставлять знаки препинания в стихах

Учимся писать стихи. Знаки препинания.

Тиамф! Ох уж эти запятые. или поэты, которые ставят их с ошибками?
(автор Санди Зырянова)

Вы таки будете смеяться, но назрела необходимость поговорить о роли знаков препинания как средств художественной выразительности. Я думала, грешным делом, что отличать запятую от троеточия или точки с запятой, не говоря уж о тире, люди учатся где-то в 1-2, ну, на крайний случай, 3 классе. Во всяком случае, в среднюю школу уже надо идти с пониманием, где что ставить.
А в поэзию, оказывается, не надо…
Между тем стихи – это очень эмоциональная, влияющая на наше настроение и представления о жизни штука, поэтому средства художественной выразительности в них играют первостепенную роль. Любой знаток, даже дилетант, понимает, что роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Тысячелетиями знаки препинания сохраняют свой ритмически-интонационный характер. Их десять: точка, многоточие, двоеточие, запятая, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. Из них почти все сопровождаются паузою, и каждому присуща особая интонация. Этим облегчается воспроизведение письменной речи, что, косвенно, способствует лучшему восприятию художественного произведения.
Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире – придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения. Если наше предложение длинное, то знаки препинания помогают нам в нем не запутаться. Троеточия подчеркивают «оборванность», незавершенность как предложения, так и того, о чем оно повествует. Кроме того, знаки препинания позволяют выделить смысловые куски текста, закончить предложение по смыслу. Когда автор начинает нанизывать чудные образы, ставя слова в довольно необычные положения, роль знаков препинания становится первостепенной!
Однако не следует всю выразительность обеспечивать только знаками препинания. Когда в конце каждого предложения стоит восклицательный знак, невольно задаешься вопросом: а какие-то другие средства для усиления впечатления автор знает? Знаки препинания должны гармонировать с общим строем стихотворения, не перегружать его. И уж, конечно, они должны быть правильными.

Она была ребенком необычным,
С друзьями не играла во дворе,
Все в школе получалось на отлично,
Хотела повзрослеть она скорей.

Обращаем внимание на бедность пунктуационного решения. Одни запятые. тем не менее по смыслу поясняющее словосочетание требует двоеточия перед ним: после «необычным». Далее, что необычного в том, что девочка отличница? – значит, фраза «все в школе получалось на отлично» не относится к утверждению «она была ребенком необычным». А значит, писать ее через запятую не нужно. Что же поможет в данном случае? – точка с запятой. После «отлично» вообще следует поставить точку. Потому что по смыслу желание повзрослеть абсолютно естественно для ребенка и не может иметь никакого отношения к необычности героини. Разумеется, правильно расставленные «препинаки» не сделают это четверостишие гениальным, но хотя бы придадут ему логичности и понятности.

Вообще неверная пунктуация превращает предложение в кашу, о чем поэты забывают регулярно…
Ты посмотри луна какая
Сказала девушка притихши.
Она как будто бы живая,
Она внимает наши мысли.

По совести, этот стих безнадежен, его не исправить, изменив пунктуацию. Но! Прямую речь грамотно оформить можно? – можно и нужно. «Притихши» – это деепричастие. Как мы выделяем деепричастия? – правильно, запятыми. После «живая» сгодилось бы двоеточие: ведь то, что луна внимает нашим мыслям (а не наши мысли. ), подчеркивает ее «живость». Как-то с этим стихом захотелось плавно перейти к проблемам синтаксиса, то есть построения предложений, но это тема для другого тиамфа. На всякий случай: прямая речь оформляется тире (тире, не дефисами!), а вообще заглядывайте в учебник русского языка, не ленитесь. Могу посоветовать также хорошее пособие

Очень странный подход у некоторых авторов – постоянно ставить и ставить один и тот же знак препинания вместо всех остальных. Да вот, хотя бы:
всё страшнее — идти в неизвестность..
всё больнее — писать..как мыслишь..
ложь глотает..срыгнув..откровенность..
то кто понл где старт..найдёт финиш. ю

Вообще говоря, двухточия в русском языке нет. И девятиточия тоже. Есть знак «многоточие», который изображается как три точки подряд. Три! Можно уверять, что это «шаблон», а тулить кучу точек где попало – новаторство, но в таком случае почему бы не писать на льюискэрроловском языке вместо русского? Очень легко превратиться из друга поэзии в ее врага и даже, более того, врага русского языка. Хотя не так уж сложно превратить свою «кашку с какашкой» в красивый, содержательный стих, просто правильно расставив знаки препинания. Объяснять, ПОЧЕМУ две точки вместо запятой, двоеточия, пробела и т.п. – не фонтан, я не хочу, ибо это означает полное неуважение к авторам сайта. Ну не все же такие упертые неучи… Поэтому я просто расставлю знаки препинания как надо:
Всё страшнее — идти в неизвестность,
всё больнее – писать как мыслишь.
ложь глотает, срыгнув, откровенность;
тот, кто понял, где старт, – найдёт финиш.

Хотя и без всякого подхода бывает…
Ты теперь не греешь мои пальцы,
И в душе осенняя хандра,
На вопрос, что в чувствах наших дальше,
Скажешь, что в погоде, холода!

Опять сплошные запятые. Люди, да что ж вы вот так игнорируете прекрасное средство худвыразительности, лежащее буквально под ногами, – знаки препинания? Что хотел автор сказать последней строчкой? О чем она вообще? Бессмыслица, набор слов с рандомно стоящими запятыми. Но если… «Скажешь: «Как с погодой, – холода!»» – и тогда совершенно меняется все. Мы видим прямую речь, видим сравнение, видим образ, хотя и банальный, «холода в чувствах».
Охохо. Конечно, научившись правильно ставить препинаки, за гения не сойдешь. Но сколько стихов, заслуженно заклейменных бездарными и безобразными, можно было бы превратить в крепкий середнячок!

Мой падший ангел во плоти,
С небес упавший за любовью.
Которого нельзя спасти,
Он болен этим чувством кровью!
Впитавшая всю нежность с верой,
Где стук в висках мешает мыслить!
Пускай не будет группой первой,
За то не нужно сердце чистить!

Автор этого стихотворения обрушился на меня с упреками в том, что к нам в его лице пришел целый Доцент России, а мы не оценили, и выразил убежденность, что мы все тут несчастные, с несложившейся личной жизнью и ему, его душе, завидуем. Итак: после «любовью» троеточие явно не нужно, оно даже мешает, 4 строка лишена знаков препинания, а они тут необходимы – кто болен, чем болен, непонятно; во втором катрене засилье восклицательных знаков… Добавьте снос клаузулы, смену размера, рифмы кровь-любовь и глагольную, ошибку «за то» вместо «зато», некорректную инверсию «группой первой», и веру, где мешает стук в висках. Ну, отыметь читателя в мозг автору отчасти удалось. Личная жизнь сложилась?
Камрады, критика и низкие оценки за стихи – это далеко не всегда зависть к вашей невъе…нной гениальности, поверьте. Куда чаще это – честное впечатление читателя, который видит ритмические сбои, неверный синтаксис, банальные образы, слабые рифмы, вяло и скудно раскрытую тему. И грубейшие пунктуационные ошибки в том числе.

Еще момент. Почему-то многие поэты ставят знаки препинания правильно, но неверно размещают пробелы. Камрады, запомните раз навсегда. ПОСЛЕ точки, запятой, точки с запятой, закрывающих скобок и кавычек ОБЯЗАТЕЛЬНО ставится пробел. Один. ПЕРЕД запятыми, точками, закрывающими кавычками и скобками пробел НЕ ставится. Также он НЕ ставится ПОСЛЕ открывающих скобок и кавычек. То есть: «Мама, привет!» – правильно, «Мама ,привет ! » – неправильно. (Вася, мой друг?) – правильно. ( Вася ,мой друг ? ) – неправильно. Это не мелочь, это маркер плохого текста. Стих с неверно оформленными знаками препинания я, скорее всего, закрою и не стану читать, разве по долгу модераторства. И буду относится к автору как к полному дилетанту. А предубеждение – сами знаете, как его трудно побороть.

И еще момент. Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания, которые служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.
Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать — летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь — главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.
Но! Не следует любую ошибку оправдывать «авторской пунктуацией». Авторские знаки, как и авторское ударение, и неологизмы с окказионализмами, необходимо использовать редко и очень осторожно. Иначе получится элементарная безграмотность.
А ведь мы – друзья поэзии и русского языка, разве нет?

Количество просмотров пользователями: 18

Общее количество просмотров: 14050

Стихи о знаках препинания

Самуил Маршак

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой!
Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
– Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Читать еще:  В чем видели своеобразие ранних стихов ахматовой

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие.

Заявили запятые:
– Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало: – Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,

– Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.

– Нет. – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,–
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие.

Вопросительный знак
Удивился: – То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как!

– Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

Елена Ковалёва

Бегает по строчкам
Взгляд лукавых глаз,
Ищет многоточие.
Есть в стишке у Вас?

Знаки препинания
Обожаю издавна!
Привлеку внимание –
Знаками (невидными)!

Вот он – восклицательный,
Вытянулся в струнку…
Очень обаятельный
Знак! Как будто юнкер!

Знак же вопросительный
Что-то вопрошает –
Он такой стеснительный…
Ничего не знает?!

Если есть неточности,
Или недомолвки –
Тут же многоточие
Устранит все толки.

Запятая, дефис,
Даже двоеточие –
Знаки – просто прелесть,
Так же, как и прочие!

Но всего важнее –
Вовремя проститься:
Точка! А под нею –
Пол пустой страницы!

Василий Кобелев

Если вам дают заданье
Стих для школы сочинить,
Он про знаки препинанья
Очень даже может быть.

Всех главней, конечно, точка.
Без неё ведь никуда.
Ей заканчивают строчку,
Она в тексте есть всегда.

Чуть пореже запятая.
И она порой нужна,
Так как в знаках препинанья
Очень важная она.

Запятая, всем известно,
Может миловать, казнить.
Смысл речи её место
Может сильно изменить.

Знаки есть ещё другие:
Восклицанье и вопрос.
Предложения простые,
А ответ порой не прост.

Есть подвижные кавычки –
Открывают их везде.
Это дружные сестрички –
Их всегда и всюду две.

Вот и всё. Конец страданьям.
Стих готов. Оценка пять.
Можно знакам препинанья
Благодарность объявлять.

2006
Опубликовано с разрешения автора >>>

Феликс Кривин

У неё особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка –
Вывод прост:
Это значит –
Точка.

Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать,
Точку слушать надо.

И хотя она тверда
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,

Если только мысли нить
От воды избавить,
Если Точку не забыть
Вовремя поставить.

Ирина Токмакова

ТОЧКА .
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

ЗАПЯТАЯ ,
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!

ДВОЕТОЧИЕ :
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!

ТИРЕ –
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут,
Нужно – буду тут как тут.

СКОБКИ ( )
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы –
Неразлучно.

КАВЫЧКИ » «
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В «Синтаксисе» служим.

МНОГОТОЧИЕ . . .
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано.

***
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее.

Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!

Вопросительный знак:
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?

Междометие:
Мне, – сказало Междометие, –
Интересно жить на свете!
Выражаю поощрение,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищение,
Возмущение, привет.

Ванда Хотомская

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.

Kotoffeй

Знаки препинания.

Cношу в абзацы трепетные встречи,
Роман названьем: «Наше» облекаю.
Вся в «вопросительном» ты, словно в подвенечном,
Я «восклицательные» фраки примеряю.

Мы юны – каждый день, как с новой строчки,
Твой голос, опьяняя, возбуждает.
Я задыхаюсь в междометиях порочных,
Трою согласные, глаголами сужаю.

Купаясь в прилагательном – «медовый»,
Мы пауз не заметили холодность.
Я под диктовку спотыкаюсь – «неудовый»,
Ты вся с учебника, графою «невозможность»

Закляксена глава «Непониманье»,
Изорвана, исчёркана, измята.
И точкой в окончанье – расставанье,
Наивность изложенья виновата.

За запятую выброшу прощанья,
Кавычками обиды я закрою,
В тире сожму меж нами расстоянье,
Забудешь – многоточием завою!

А. Тетивкин

Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак –
Вопросительный знак.


Восклицательный знак

Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!

Не зря я от рождения –
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.

Василий Курочкин

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Старый хапуга, отъявленный плут
Отдан под суд;
Дело его, по решении строгом,
Пахнет острогом.
Но у хапуги, во-первых: жена
Очень умна;
А во-вторых – еще несколько дочек
.
(Несколько точек.)

Дочек наставила, как поступать,
Умная мать.
(Как говорят языком и глазами —
Знаете сами.)
Плачет и молится каждую ночь
Каждая дочь.
Ну, и нашелся заступник сиятельный
!
(Знак восклицательный.)

Старый хапуга оправдан судом,
Правда, с трудом;
Но уж уселся он в полной надежде,
Крепче, чем прежде.
Свет, говорят, не без добрых людей –
Правда, ей-ей!
Так и покончим, махнув сокрушительный
?
(Знак вопросительный.)
1859

Султан Джура

Важное собрание знаков препинания.
Председателем избран Восклицательный знак.
– Товарищи! Знаки! Внимание! Внимание!
Слушайте! Меня!
Сегодня! У нас! На повестке! Дня.
– Мне кажется. Между прочим. –
перебило его Многоточие. –
При всем моем уважении.
вы злоупотребляете.
высоким. своим положением.
дорогой. Восклицательный знак.
– Регламент! Короче!
Уважаемое Многоточие!
Меня критикуете! А сами вы-то!
. . . .
Собрание знаков препинания считаю открытым!
Прошу высказываться, товарищи знаки,
о вашем месте в словесном строю!
Может быть, вас огорчили ошибки
Гали и Пулата!
Может, они вас поставили
не там, где надо!
– Вот это точно. –
Как мячик, на кафедру выкатилась Точка.
– Вот я, например, Точка, – станция мысли.
На станциях паровозы стоят без движения,
А на мне – повествовательное предложение.
И дальше летит паровоз, нарушая покой,
И заглавная буква машет ему рукой.
Ребят от серьезных ошибок храня,
она остается возле меня.
Это ведь очень просто.
Остановитесь, переведите дыхание.
Единственная просьба:
не забывайте о моем существовании.
У меня все.

– Моя очередь? Разве не так? – входит на кафедру Вопросительный знак.
Идет, спотыкаясь, настороженный,
то ли знак, то ли серп, то ли ухо с сережкой.
– Я считаю, что Точка высказалась точно.
Может быть, у кого-нибудь есть возражения?
Я тоже станция,
только после вопросительного предложения.
По белому свету
в море ответов
от меня корабли уходят в плаванье.
Ведь что самое главное?
Заглавные буквы за мною стоят, как матросы.
Всем понятно? Будут вопросы?

– От него до меня – один шаг! –
выходит высоченный Восклицательный знак.
Там, где гнев и страданье,
радость и горе,
я стою, как маяк
в бушующем море!
Всюду, где счастье, всюду, где жизнь,
без меня вам, ребята, не обойтись!

– Все это правильно, прекрасно знаю,
но я ему в важности не уступаю, –
вильнула хвостиком Запятая. –
Если вы в путь-дорогу
на белой бумаге вышли,
не одни лишь вам станции встретятся,
но и разъезды мысли.
На них-то вас ожидаю
я, Запятая.
Если обращение
в середине предложения,
я, как конвой, стараюсь
с обеих сторон его встать:
ну-ка, голубчик, попробуй теперь сбежать!
Но я отпущу его
без единого возражения,
если оно в конце предложения.

– Привет нашему одинокому собрату! –
выкатились Кавычки, как цирковые акробаты. –
Мы особенные знаки препинания,
наша специальность – названия.
Как только кто-то получит имя,
мы его охраняем кривыми мечами своими.
Заводу ли, фабрике ли, газете –
нужны мы всему на свете.
Но тут председатель сказал:
– Регламент! Кончается собрание
знаков препинания!
Ну что ж, спасибо вам за внимание!

Проверка орфографии и пунктуации

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить самые громоздкие ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а также улучшить свой письменный русский язык.

Читать еще:  Цвети как роза стихи

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже специалистам. Наша автоматическая проверка орфографии может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

Грамматическая ошибка: Идя по улице , у меня.

Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял ,

«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Как выразительно читать вслух? Знаки препинания в речи

Одно и то же слово, произнесенное в разных ситуациях, отражает и разный смысл — все дело в интонации. Попробуйте, например, сказать «да» в трех непохожих оттенках: утвердительное «да!», задумчивое «дааа. » и краткое «да.», которое произносит удивленный человек вместо многословного комментария. Сегодня вместе с профессиональным диктором и преподавателем ораторского мастерства Максимом Левченко разберемся, как красиво читать любимые произведения вслух, чувствовать ритм текста и понимать авторскую задумку.

Мастер-класс организован проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Знаки препинания — это хитрость, придуманная для того, чтобы в полном объеме выразить интонации и эмоции. В речи знаки препинания можно назвать голосовыми фигурами точки, запятой, двоеточия, тире, вопросительного и восклицательного знаков. Так, кстати, их называл сам Станиславский. Знаки препинания в речи и в мыслях позволяют передавать эмоции — все то, что человек хочет выразить не просто словами, но еще и внутренним состоянием.

Точка

Точка показывает завершение мысли, законченность предложения. И неважно, какой оно величины — одно слово или целый абзац. На точке голос сильно понижается на ударном слове. Еще — это важно — точка требует после себя сравнительно длительной паузы. Такое дробление создает ритм текста — ведь каждый автор закладывает собственный темп и собственную мысль в свой текст.

Посмотрите на текст. Прочитайте его вслух сначала с соблюдением знаков и пауз, а затем представьте, что вместо точек стоят запятые. Вы заметите, как вместе с интонацией и ритмом искажается даже смысл фраз.

Солнце клонилось в морозную мглу. Синел снег. Звонче скрипели конские копыта. Находили сумерки, и по всей Москве на звонницах и колокольнях начали звонить к вечерне. Мимо проехал шагом Василий Волков, хмуро опустив голову. Алешка все не шел. Он так и не пришел совсем.

А вот еще пример. Попробуйте поупражняться на этом тексте:

Лес кончился. Дорога пошла полем, в хлебах. Тихо опускался вечер. По земле разлилась мягкая задумчивая грусть. Ударили первые перепела.

(В. Шукшин, «Кукушкины слезки»)

Ритм этого текста становится плавным и задумчивым, писатель передает состояние, которое может прочувствовать каждый, кто правильно прочтет голосовую фигуру точки.

А теперь попробуйте уловить ритм знаменитого Ахматовского стихотворения — прочитайте четверостишие степенно, с паузами, никуда не спеша:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

Анна Ахматова словно останавливает чтеца, чтобы он проникся атмосферой.

Большая проблема современного читателя в том, что он очень спешит и не дает себе возможности остановиться и вдохнуть, а ведь речь — это дыхание.

Запятая

У точки есть сестра — запятая. И если точка завершает мысль, то запятая продолжает ее — несмотря ни на что. Поэтому неизбежно повышается голос на ударном слоге, а соединительная пауза не обязательна, но возможна, если предложение слишком длинное. Вспомните описания природы у Льва Толстого — один, два, три абзаца без точек — одни запятые.

Попробуйте прочесть предложение вслух, немного повышая голос и уходя вверх на запятых:

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

А теперь прочтите то же самое, представляя, что вместо запятых текст раздроблен точками:

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела. И шмель загудел. И первая бабочка сложила крылышки.

Точка убрала из текста состояние полета — а ведь именно это хотел передать автор.

Еще один пример. Попробуйте прочитать текст вслух, сохраняя интонацию, соблюдая правила повышения голоса, испытывая эмоции:

Лиза сказала, что она, слава богу, счастлива, что она не бедна, что муж ее добрый человек, которого она любит. Но вдруг, среди речи, глаза ее наполнились слезами, голос упал, она отвернулась и склонилась на церковный помост, чтоб скрыть от людей свое горе.

(Ф. Достоевский, «Слабое сердце»)

Многие люди зажимаются психологически и физически в тот момент, когда нужно воспроизвести интонацию, и тогда голос становится сухим, невыразительным. То же самое происходит и с детьми — им тяжело выходить к доске, читать стихотворение перед аудиторией. Что же делать? Помогут тренировки!

Это стихотворение Блока интонационно звучит как противопоставление ахматовскому, которое было в начале. Сравните сами — мы не можем раздробить первую строчку:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Еще один пример — сказка. Часто, когда читаем сказку детям, мы не воспринимаем текст целиком, а как будто просто воспроизводим отдельные слова. Наберитесь сил и попробуйте прочитать этот фрагмент в высокой интонации:

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни.

(Из сказки «Василиса Прекрасная»)

Двоеточие

Двоеточие делит предложение пополам. Этот знак разъясняет или перечисляет то, что сказано перед ним. И как раз после двоеточия находится главное по смыслу. Именно поэтому после двоеточия всегда ставится соединительная пауза, а перед ним голос понижается, но не так интенсивно, как на точке. Сложно? Вовсе нет! Все элементарно — убедитесь сами:

Портной был сам из Петербурга и на вывеске выставил: Иностранец из Лондона и Парижа.

Благодаря двоеточию текст начинает оживать. Этот знак как будто раскрывает обман — сам он из Петербурга, но на вывеске выставил совсем другое. То же правило используем и здесь:

Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой.

(А. Чехов, «Дама с собачкой»)

На тренировке можно не бояться интонации и выделять слова более эмоционально, ведь речь создана не только для того, чтобы шептать, она создана для того, чтобы передавать смысл, эмоции, интонации:

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Наша речь всегда синхронизирована с телом — не бывает так, чтобы тело было вялым, а речь эмоциональной. Знаки препинания заставляют нас задействовать все тело, чтобы выразить эмоции.

Когда вы видите тире, знайте, что автор показывает очень сильную эмоцию. Тире ставится, чтобы разъяснить или показать то, что находится перед ним, или противопоставить явления. После тире обязательно нужно соблюдать соединительную паузу. Голос должен повышаться на ударном слове перед тире еще сильнее, чем на запятой.

Приезжаю к Груздеву — дома нет, Ярошевич спрятался, с Курицыным поругался насмерть и чуть было его в окно не вышвырнул, у Мазутова — холерина, у этой — настроение!

Один рак вылез крупный, а за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло: из корзинки — на бабушкину кацавейку, с кацавейки — на юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать до речки.

(М. Пришвин, «О чем шепчутся раки»)

Многие читают стихотворения, не обращая внимания на знаки. И очень напрасно. Вот Сергей Есенин, к примеру, не зря поставил тире. Ведь оно как будто поднимает слово вверх. Прочитайте:

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

Чтение вслух улучшает речь. Это правда, но работает такой прием только в том случае, если соблюдать голосовые фигуры в речи.

Читать еще:  Что случилось у котят стихи

Восклицательный знак

Восклицательное предложение может выражать намерение говорящего или его словесное действие: просьбу, мольбу, угрозу, требование, приказ, обвинение, похвалу или еще какую-то сильную эмоцию. Восклицательный знак усиливает не громкость, а чувство — следовательно, повышает интонацию. После восклицательного предложения важно соблюсти паузу, завершающую мысль.

Чтобы выразить в речи восклицательный знак, нужно понимать, о чем в предложении идет речь, какая эмоция передается. Просто громко прокричать фразу недостаточно.

Прочитайте фрагмент из «Мертвых душ», соблюдая все наши простые правила. Сначала представьте, что человек искренне рад видеть друга. А потом попробуйте прочитать так, как будто это слова лести. Когда мы льстим, голос становится высоким.

Павел Иваныч! Ах, боже мой, Павел Иваныч! Любезный Павел Иваныч! Почтеннейший Павел Иваныч! Душа моя, Павел Иваныч! Вот вы где, Павел Иваныч! Вот он, наш Павел Иваныч!

Или вспомните Маяковского:

Среди тонконогих, жидких кровью,
трудом поворачивая шею бычью,
на сытый праздник тучному здоровью
людей из мяса я зычно кличу!

(В. Маяковский, «Гимн здоровью»)

Читать выразительно может каждый! Важно только помнить о том, что вы хотите передать не просто набор слов, а какую-то эмоцию. А уж если вы читаете детям, даже если они не понимают слова, им точно будет доступна ваша интонация.

Вопросительный знак

В жизни мы задаем много вопросов, но часто используем вспомогательные слова. Вопросительный — один из самых сложных знаков, его непросто воспроизвести физиологически.

Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном слове — без этого просто невозможно задать вопрос в русском языке. И, конечно, важно помнить про паузу, завершающую мысль.

Попробуйте произнести, например, фразу «черная футболка» с вопросительной интонацией: черная футболка? Обратите внимание: голова наклоняется на ударном слове (в нашем случае это может быть и слово «черная», и слово «футболка»).

Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мертвые души? Логики нет никакой в мертвых душах; как же покупать мертвые души? где ж дурак такой возьмется? и на какие слепые деньги станет он покупать их? и на какой конец, к какому делу можно приткнуть эти мертвые души?

К знаку вопроса нужно привыкать. Вопросительная интонация мгновенно подключает тело, мы сразу становимся артистичными, пластичными, мы оживаем, когда читаем вопросительные фразы.

На кого он сердился? На людей, на нужду, на осенние ночи?

Кто живет в этом доме? Есть ли в нем дети, отец, мать, учитель? Отчего бы нам не поехать в этот дом и не познакомится с хозяевами?

Вспомните кадры из кинохроник Советского союза, когда берут интервью у простых людей. Если сопоставить речь прошлую и современную, можно сразу заметить, что они различаются между собой. Раньше люди говорили как будто более вдумчиво, мягко, медленно и выразительно. Их речь лилась степенно, все слова были понятны, они выделяли интонацией то, что хотели передать.

Потренируйтесь еще немного:

Десять прошло.
Понимаете?
Десять!
Как же ж поэтам не стараться?
Как на театре актерам не чудесить?
Как не литься лавой демонстраций?

Только сказала последнее слово, показался Иван-царевич. Подала она ему золотое колечко и говорит: Ах, Иван-царевич! Что давно не приходил? Морской царь на тебя гневается.

«Морской царь и Василиса Премудрая»

авторская пунктуация в стихах

Blurb
перед тем как задать вопрос, прочтите, пожалуйста, FAQ. уважайте чужое время.

тут такая штука. Сейчас редактирую чужие стихи для книги, чем раньше никогда не занимался, больше поручить некому, да и времени в обрез. Очевидные опечатки поправил, но остаётся куча «авторской пунктуации», если можно так сказать, когда знак препинания глаз не режет, но и сильных оснований ставить его в данном месте не видно. Нахожусь в растерянности: кто-то советует оставить всё (кроме явных ошибок), как у автора, а кто-то говорит, что все авторские знаки должны быть обоснованы, иначе выглядит безграмотно. Под катом много-много (извините, если слишком много) примеров.

Приведены авторские варианты. Цветом выделены места, где у меня возникают сомнения.

1. Скоро весна, и мы ждём, как не ждёт никто,
Хоть и не знаем, что эта стерва сделает с нами —
Но в мире иллюзий добавится много цветов —
Я позвоню тебе завтра — поделимся снами…

2. Люди, люди, люди, люди, люди , —
Запереть бы перед вами дом

3. В углу старичок с улыбкой
Прячет пустой флакон —
Пойду, угощу его рыбкой —
Может быть, это Он…

4. Душа отлетала несколько раз,
Но Ад был закрыт на переучёт
И лошадь ломилась на -надцатый круг

5. Ты это ты, твой портрет на моём окне —
Я не жалею о том, что не видно за ним…

6. Мне не хочется знать, что мой кошмар повторится
И Город Любви изменит свои очертанья,
Руки вцепятся в горло мёртвою хваткой
И из перин пружинами вылезут зданья

7. А что есть счастье? Денег чулок?
Или женщин безмозглых мешки с подогревом? —
И не поможет электрошок,
Если узник устал биться в камере слева…

8. Налей полт е шок!

9. Стрелки сомкнулись — и вот он, ноль :
Сверим часы и выбросим в урну…

10. Я не верю органам чувств.
И , когда увижу тебя в слезах ,
Просто впадаю в экстаз

11. Любви ты хочешь — так сочти за честь
Объятья столь изысканной подруги —
Она имеет пластику змеи,

12. Хвост со мною , как память — куда я, туда он…

13. Где мне ваты купить на пробитые уши —
Обращённые вверх, недовольные всем?

14. Где коты (если верить Хайнлайну) живут , как дома,
Но и там находили, орали и шли по следу

15. Но покажите мне пальцем —
С кем теперь Entre Nous,
С кем теперь Drink For Two?

16. Старые песни сказали своё!
Может, и лучше, что новых не пишется —
Сказки — враньё, а без сказок — гнильё…

17. Скажу тебе, что ты опять права —
Я стал жестоким и глухим —
К чему слова?

18. Тебе предстоит сделать массу чудесных открытий —
Как любому, кто входит туда, где бывал много раз,
Но забыл…

19. И сытая рожа полной Л уны
Входит в окно продолженьем стены
Вместе с лаем собаки и комарами.

20. В общем, всё , как положено
В части первой.

21. Столяр и клоун уже готов —
(тебя не смутит восхваленье котов?) —
Вперёд, Тётка!

22. Я же брал запас сигарет!
А в кармане одна валерьянка…

23. Гитарку бы.
Нет, здесь не пахнет роком
И Заболоцкий влезет ненароком
Столбцами проломить тугие лбы

24. Наверху нас дела зовут —
К ним не хочется возвращаться,
И я маску с себя сорву,
Чтоб в глубинах навек остаться ,
Может, там, на песчаном дне,
Я нужней…

25. Так повелела природа сама,
Так что сходи , как хочешь , с ума

26. Те, кто скрылись в своём уюте,
Не любят ночных гостей,
Не гадают о том , что будет
И не ждут новостей

27. «Бери , что хочешь», — произнёс устало
И свой мешок волшебный протянул.

28. Дым столбом и в окно не видны облака.

29. Дома у меня в закрытой банке есть один знакомый джинн —
Он специалист и у него широкий профиль.

30. А без него решить мне будет трудно ускорения вопрос —
Если нет во мне души, осталось только тело…

31. Но , только ты выйдешь, очень злая
Микрособака тебя облает…

32. Мокрые тучи и слепящий свет —
Всё надоело и выхода нет…

33. Главное , я не остался в долгу!

34. Как мы того н е хотели,
А всё же достигли дна —
Лёжа в потных постелях
С полным желудком вина.

35. И напеть никак не получится —
Нету слуха — глух от рожденья.

36. Звяканье чайных ложек —
Словно предсмертный стон.

37. Вскрытие показало —
Он ещё будет жить…

38. Эта игра — игра до упора.
Эта игра закончится скоро ,
И нам надоест, как и им надоело
Делать никому не нужное дело.

39. Пой, Рыба, пой! Твои сигналы
Уйдут с винила на лавсан
И разделённые каналы
Втекут в чужие небеса

40. И приму , как Божий дар ,
Опустевшим изголовьем
Банку соуса тартар.

41. Под окном колосится тополь —
Неуютно , козлу , без листьев!

42. Он не хочет видеть, как рушится всё —
Что творилось Им, что всего дороже…

43. Струны, стакан — дочиста —
И скажу Ещё Одно Слово…

Что посоветуете в данных частных случаях (если хватит терпения изучить) и в общем?

ps С самим автором связь затруднена, да и, очевидно, не будет он вникать в каждую запятую-тире.

upd
В целом сошлись на том, что интонационные тире можно оставлять, а вот запятые кое-где лучше исправить. Большая просьба: называть конкретные места (номера), где, на ваш взгляд, надо что-то изменить, это очень поможет.

И ещё. Оценивать стихи по маленьким отрывкам — на мой взгляд, смешно. К тому же, я не спрашиваю вашего мнения на этот счёт, у меня есть своё.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector