34 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сравнить два стиха

Сопоставительный анализ стихотворений: план, пошаговое руководство

Изучение стихотворений в школе и университете очень часто сводится не только к их прочтению наизусть, но и к различным заданиям по их разбору. Одна из работ, вызывающая наибольшую трудность у учеников, — сопоставительный анализ двух и более лирических произведений. На самом деле, ничего сложного в этом задании нет. Если следовать схеме, описанной ниже, то каждый человек сможет грамотно написать свое эссе.

Подготовительный этап

До начала плана сопоставительного анализа, конечно же, стоит прочесть предоставленные стихотворения. Сделать это лучше несколько раз. Первый, чтобы понять смысл произведений, второй, чтобы разобрать используемые рифмы и третий, чтобы найти и подчеркнуть все художественные элементы стихотворений.

Помимо работы с лирикой, нелишним будет изучить историю создания произведения и биографию автора и описать их в сопоставительном анализе.

Сравнение поэтов

Если ученик готовится к экзамену, где нет возможности пользоваться дополнительной литературой, то этот пункт лучше всего подготовить дома. Если речь идет о ОГЭ или ЕГЭ, то информация, какие авторы будут использованы в билетах, дается заранее.

Сравнивать всю биографию авторов не нужно, главное, отметить то, каким литературным течениям они принадлежали или почему не принадлежали. А также стоит проанализировать жизнь поэта в те времена, когда было написано стихотворение.

Скорей всего, авторы, которые были даны для сопоставительного анализа, имеют что-то общее в биографии. В любом случае, если ученик отметит историю поэтов, то это будет только плюсом для его оценки.

Тема стихотворения

Лирические произведения, которые были предоставлены для сопоставительного анализа стихотворений, скорее всего, будут принадлежать к одной и той же стихии. Но стоит внимательно просмотреть каждую прозу и выделить то, как автор относится к данной теме и как ее раскрывает.

Например, если написано про осень, то один поэт может описывать томные неспешные тучи, чем вызывает спокойствие у читателя. А другой, может написать о ярких гроздях рябины и запасливых белочках — такое стихотворение уже будет вызывать улыбку на лице человека.

Отношения автора

Конечно же, сопоставительный анализ должен включать настроение и передаваемые чувства поэта. На данном этапе, когда ученик описывает отношения автора, каждая гипотеза должна подтверждаться цитатой из стихотворения.

Прежде всего, стоит отметить, есть ли сам поэт в произведении или это описание от третьего лица. И также необходимо уловить настроение, которое скрывается за строфами. И конечно же, обратить внимание, чему отдает предпочтение автор.

Композиция

Если до этого пункта сопоставительный анализ стихотворений состоял из творческих описаний, то теперь необходимо применить все полученные знания на практике. Прежде, чем приступить к написанию эссе, стоит прочитать произведение еще раз и выделить все особенности.

В первую очередь, нас интересует языковой стиль, который применялся в лирике, тропы, типы рифмы и различные художественные элементы. Расписывать все эпитеты и метафоры, конечно же, не стоит. Но если есть одинаковое сравнение или, наоборот, одно явление или предмет описаны по-разному, то это стоит включить в свое эссе.

Свое мнение

Описав каждое из стихотворений по выше написанному плану и найдя все схожие моменты и различия, необходимо написать заключение. Выражать свое мнение, конечно же, необходимо деликатно. То есть, если ученик напишет, что второе стихотворение отвратительное, то это негативно скажется на его конечной оценке.

Но все же сделать выбор в пользу произведения можно. Если не понравились или понравились оба стихотворения, это тоже стоит отметить. Но каждый из выводов необходимо подкрепить ответом на вопрос «Почему?».

Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина

Александр Сергеевич является самым популярным поэтом России, именно поэтому чаще всего для разбора предлагают его лирические произведения. Для примера разберем два следующих стихотворения:

  • «Стихи, сочиненные ночью вовремя бессонницы» Пушкин;
  • «Бессонница» Вяземский.

Вначале сравнительно-сопоставительного анализа, как было замечено выше, необходимо изучить биографию.

Оба стихотворения относятся к жанру философской лирики. Несмотря на то, что главной темой является бессонница, описываются и в том, и в другом произведении терзания совести и неудовлетворение собой и своей жизнью. Подтверждение этой гипотезы можно найти в биографии авторов в момент написания стихотворений.

Схожие моменты

Главной особенностью сопоставительного анализа текстов является то, что каждый пункт плана начинается с новой строки.

У Вяземского лирический герой в стихотворении «Бессонница» точно так же, как и в произведении Пушкина, слышит звон часов, которые нарушают ночную тишину. Этот ход был создан для того, чтобы напомнить, что человеческая жизнь конечна и каждую пройденную секунду не вернуть.

Как и в любом трагичном произведении, в обоих стихотворениях есть осмысленный перелом, когда герои понимают, что нельзя больше так жить.

Что тревожишь ты меня?»

Различие в стихотворениях

Несмотря на то, что можно в этих вариантах прозы найти много схожих моментов, есть и то, что кардинально отличает героев.

Вяземский описывает состояние, которое тревожит его постоянно. В молодости лирический герой поддерживал декабристов и теперь, когда он осознал, что эта борьба бессмысленная, он опустил руки. Угрызение совести за предательство молодого самого себя — вот, что не позволяет уснуть в стихотворении.

У Пушкина все иначе, его бессонница имеет временный характер. При этом, он не описывает страстные бури внутри себя, нет никакого накала эмоций — есть только тревожность.

Если говорить о ходе настенных часов, то и они различны в произведениях. Вяземского он раздражает, а Пушкинский герой относится к бою спокойно и, возможно, именно благодаря монотонности он и уснет.

Разбор художественных элементов

Из-за того, что состояние героев различно, отличается непосредственно и структура самих стихотворений. Так, у раздраженного Вяземского строфы перенасыщены восклицательными предложениями. Это показывает читателю, насколько он гневен. Пушкин же, наоборот, постоянно задается риторическими вопросами, на которые никак не может найти. Именно они тревожат героя.

Накал страстей передается с помощью таких выразительных средств, как олицетворение (диалог с часами, обращение к картинам и так далее), эпитеты («бессонная пытка» и «раздражительный» ход стрелок на часах), сравнения («как молотом, кузнец стучит») и, конечно же, метафоры.

Сравнивая различные произведения и биографию поэтов, можно с уверенностью сказать, что оба стихотворения призывают задумываться над одним и тем же вопросом: «Как помочь своей стране?». Кроме того, есть ощущение, что оба автора рассуждают на тему вечности и смысла бытия.

Как сравнить два стихотворения? Какие особенности надо выделять?

План анализа поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать — вслух или «про себя»? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
План анализа стихотворения
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам)
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становится толчком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего) .
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Обычно для сравнения выбирают стихотворения, в которых есть противопоставление.

План анализа поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать — вслух или «про себя»? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
План анализа стихотворения
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам)
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становится толчком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего) .
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Читать еще:  Ты где то там стихи

Сопоставительный анализ литературных произведений

Комплексный анализ двух лирических произведений формирует навыки по сопоставлению текстов на уровне настроений, преобладающих в них, на уровне осмысления основных мотивов, лирических образов, на уровне композиционной структуры, на уровне оценки особенностей поэтических миров, на уровне жанровой специфики.

Эта работа развивает навыки анализа элементов художественной формы на уровне лексического строя текста, на уровне поэтического синтаксиса, на уровне изобразительных средств, на уровне приемов звукописи, на уровне рифмы, стихотворного размера.

Данный вид деятельности выявляет нестандартно мыслящих учащихся, глубину их ассоциативных рядов, широту эрудиции.

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина
“Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы” и П.А.Вяземского “Бессонница”

Предложенные для сопоставительного анализа стихи Пушкина и Вяземского относятся к жанру философской лирики. Основная тема произведений – неудовлетворенность собой и жизнью. Лирических героев терзает совесть, мучает бессонница. У Пушкина герой признается:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный

У Вяземского лирический герой тоже пребывает “в тоске бессонницы, средь тишины ночной”. В обоих стихотворениях ночную тишину нарушает ход часов. Часы, “глагол времен”, напоминают героям о том, что время человеческой жизни “мимолетно, безостановочно, бесповоротно!”

Но вот однажды наступает момент истины, когда нельзя больше себя обманывать. Так случилось и в жизни героев произведений Пушкина и Вяземского.

Лирический герой в стихотворении Пушкина с горечью признается:

Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?

И сегодня еще один день герой бесследно вычеркнул из жизни, назвал его “утраченным”, потерянным. Лирический герой в стихотворении Вяземского тоже не доволен собой. Его состояние передают строки:

Грудь давит темный страх и бешеная злоба…
Злоба на себя, на малодушие свое…
“Царапают”душу ему воспоминания:
И сколько диких дум, бессмысленных, несвязных,
Чудовищных картин, видений безобразных, —
То вынырнув из тьмы, то погружаясь в тьму, —
Мерещится глазам и грезится уму!

Ведь когда-то, в молодости, лирический герой Вяземского сочувствовал декабристам, но, видя невозможность борьбы с самодержавием, перешел в лагерь реакции. Это не добавило уважения к самому себе, угрызения совести не дают покоя, ведь он предал идеалы молодости.

Вот почему “тоска бессонницы” давно знакома лирическому герою Вяземского, а бессонница героя в стихотворении Пушкина – явление временное.

В произведении Пушкина нет накала страстей, эмоций, которыми отличается произведение Вяземского. Часы, их ход по-разному действуют на героев.

Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня…

Как раздражителен часов докучный бой!

У Пушкина ход (часов), у Вяземского бой (часов); у Пушкина раздается, у Вяземского:

Как молотом, кузнец стучит по наковальне,
Так каждый их (часов) удар, тяжелый и печальный,
По сердцу моему однообразно бьет…

Различно состояние героев: лирический герой Пушкина “тревожится”, а герой Вяземского “злится” и на самого себя, и на часы, “с настойчивостью злобной” напоминающие о мимолетности, краткости человеческой жизни, ведь герою уже поздно что-либо менять в жизни.

Вот почему в стихотворении Пушкина много вопросительных предложений, а в произведении Вяземского — восклицательных. Накал страстей лирического героя Вяземского передается выразительно-изобразительными средствами: олицетворением (часы одушевляются, с ними герой ведет диалог; думы, картины, вынырнув из тьмы…мерещатся), эпитетами (“бессонная пытка” – пытка бессонницей; “раздражителен” бой часов), сравнениями (“как молотом, кузнец стучит”), метафорами (“гнет бессонницы”) и др.

У лирических героев произведений Пушкина и Вяземского разные жизненные позиции и возраст. У пушкинского героя все впереди. Он молод и надеется найти смысл своей жизни, наполнить ее содержанием, достойным человека.

Я понять тебя (жизнь) хочу,

Смысла я в тебе ищу…

В этом признании идея произведения Пушкина. У героя произведения Вяземского все в прошлом. Он пожилой человек, с болью говорит, обращаясь к часам:

Что вы от меня с настойчивостью злобной

Хотите? дайте мне забыться. Я устал

Активная жизненная позиция лирического героя в стихотворении Пушкина противопоставлена пассивной жизненной позиции героя стихотворения Вяземского.

Оба произведения побуждают вступающих в самостоятельную жизнь задуматься над очень важными вопросами жизни: как сегодня быть полезным своему Отечеству!

Комплексный анализ эпического произведения К.Г.Паустовского
”Прощание с летом”. Природа – это… храм…!

Константин Георгиевич Паустовский – известный писатель, автор книг о творчестве, о людях искусства, рассказов о животных, произведений о родной природе.

Человек и природа – тема рассказа, предложенного для анализа. Мастер пейзажа Паустовский уже в экспозиции так рисует картины природы, что читатель может живо и ярко представить себе место и время действия, душевное состояние героев. “Был конец ноября – самое грустное время в деревне.” Приметы времени: “холодный дождь”, “мокрый ветер”, “глухие туманы”, “неуютная темень и стужа”, “дороги размыло”, “последние птицы спрятались…”

Героями рассказа являются люди интеллигентные, образованные, знакомые с произведениями мировой классики. Их волнуют, трогают романы Чарльза Диккенса, о котором Лев Толстой писал: “Просейте мировую прозу, останется Диккенс.” Не один Толстой, многие из тех, кто был современником Диккенса или пришел после него, считали его великим писателем. В романе “Холодный дом” он четко выразил свои демократические убеждения. В судьбе уличного мальчишки, беспризорного маленького Джо, подметальщика из лондонских трущоб, отразил страдания миллионов простых людей Англии, униженных и гонимых – то есть открыто выступил в защиту Простого народа. Выбор книг для чтения выявляет симпатии героев рассказа Паустовского.

Деталь интерьера деревенского дома – портрет художника Карла Павловича Брюллова – дополняет характеристику героев этого рассказа:”Откинувшись в кресле, он (Брюллов) смотрел на нас и, казалось, так же, как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном…” Заметим, что это “ Автопортрет” известного художника.

Герои рассказа Паустовского – люди неравнодушные. Они встают по ночам, закутывают плачущего во сне маленького рыжего Фунтика теплой шерстяной тряпкой. Уютная обстановка деревенского дома (“шумел огонь в печи”, “ярко горели лампы”, “пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид”,”запотевшие стекла”…) противопоставлена шумящим в темноте за стенами ударам ветра и плеску дождя.

Строки “…и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах…” дополняют характеристики героев.

В экспозиции же рассказа узнаем и о желанных гостях этого дома: деде Митрии, о Ване Малявине, о лесничем.

Завязкой сюжета является эпизод, повествующий о том, как начался первый зимний день. Герой рассказа “однажды ночью проснулся от странного ощущения”. Ему показалось, что он оглох во сне… . Скоро понял, что он не оглох, а попросту наступила необыкновенная тишина, которую называют “мертвой”. “…Умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад”…Природа очеловечена, одушевлена. В описании картин природы проявляется любовь автора к ней.

Кульминацией является та праздничная картина, которую увидел автор за стеклами: “…все было снежно и безмолвно. Когда же выпал первый снег. Значит за два коротких часа необыкновенно изменилась земля: стужа заворожила поля, леса, сады.” Зимний наряд земли автор сравнивает с нарядом застенчивой невесты.

К утреннему чаю “приплелся” в гости дед Митрий. Он “поздравил с первопутком” автора словами:

— Вот и умылась земля…снеговой водой из серебряного корыта.

Речь деда, передающая восторженное отношение к зимнему наряду земли, насыщена тропами. А в повседневном общении отмечается просторечиями:”… нешто”, “милок”, “не пущала ломота в костях”,”стародавние годы”, “по здешним лесам”, “первопуток”.

Увиденное на лесных озерах дополняет картину за стеклами дома:”В лесах было торжественно, светло…Мы бродили по лесам до сумерек”.

Развязкой является эпизод прощания с летом. “Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины – это была последняя память о лете, об осени.”

“Зима начала хозяйничать над землей…и показалась нам такой же прекрасной, как лето.”

Анализируя элементы художественной формы, обращаем внимание на то, что язык Паустовского – язык поэзии. Тропами и стилистическими фигурами насыщен текст рассказа “Прощание с летом”.

Примеры троп: олицетворений (“стужа заворожила”, “одинокая ветка стучит в окно”, “земля умылась”, “снег щекотал”, “день дремал”, “зима хозяйничала”и другие приведены выше); эпитетов (“туманы глухие”, “зима прекрасная”, “грустное время”, “темень неуютная”, “самовар-инвалид”, “песня нехитрая”, “одинокая ветка”, “ненастная ночь”, “тишина мертвая”, “сад беспокойный”, “стеклянный дождь”, “земля нарядная”, “серебряное корыто”); метафор (“лицо земли”, “удары ветра” и другие); сравнений (“пена, похожая на сбитый белок”, “цвет неба напоминал свинец”, “снег сыпался, как стеклянный дождь”, “земля нарядная, похожая на застенчивую невесту”, “смерзшиеся капли воды скатывались, как бисер, на землю…”)

Примеры синтаксических фигур: инверсий (“лил дождь”,” шумел ветер” и другие); обращений (“Откуда ты это взял, Митрий, такие слова?” и другие); вопросительных предложений (“Когда же выпал первый снег?”); однородных членов (“…земля уходит в … туманы, в … темень и стужу”).

Выразительно-изобразительные средства передают восторженное отношение храм, автора к родной природе. Это отношение автор стремится передать читателю.

Природа – это, действительно, храм! И назначение человека – и созерцать, и преклоняться, и учиться “вглядываться” и “всматриваться” в родные пейзажи, чтобы “любовью”, по словам Н.Рыленкова наполнилось сердце.

Справочный материал по литературе на тему «Сопоставительный анализ стихотворений»

Сравнительная характеристика стихотворений

Сравнить темы стихотворений; сопоставить основную мысль одного стихотворения с основной мыслью другого стихотворения (сопоставить основные мысли можно и в конце работы).

Стихотворение (чьё? какое?) и (чьё? какое?) объединены общей темой – (какой?)….
Близки они и в идейном отношении: (доказать!)…. ИЛИ…. В идейном отношении они отнюдь не близки….. (доказать!).

Сравнить композицию стихотворений: на какие части их можно разделить? Почему вы так решили? Поясните.

Читать еще:  Кто за бокалом не поёт стихи ру

В стихотворении (чьём?), на мой взгляд, чётко выделяются…. Сколько частей? Какие? О чём говорится в каждой из них?
Стихотворение (чьё?) может быть разделено на…. Сколько частей. Какие? О чём говорится в каждой из них?

(Какая?) часть связана с описанием…… (чего?)
В (какой?) части автор размышляет о …..
В (какой?) части появляется образ (Чего? Какой?)….

Сравнить образную систему стихотворений: каковы ключевые образы рассматриваемых стихотворений, что они символизируют (если образы символичны).
Ключевым образом стихотворения является… (какой образ?)….
Кроме того, возникает и образ… (какой? чего?)……
(Что?), как мне кажется, символизирует…. (что?)
Образная система второго стихотворения значительно отличается от…./Образные системы рассматриваемых стихотворений во многом похожи. Так, …

Анализ использованных автором изобразительно-выразительных средств (в скобочках приводить примеры – цитаты из текста). Анализ должен коснуться каждого из стихотворений.
…..эпитеты («серебряный голос»; «изумрудная листва»…).. (какую функцию выполняют? Что помогают изобразить, подчеркнуть, передать. ); приём бессоюзия делает поэтическую речь более стремительной, передаёт динамику описываемых событий… и т.д.

Укажите стихотворный размер, тип рифмовки в стихотворениях.

Например, стихотворение (чьё?) написано трехстопным ямбом с элементами пиррихия, использована перекрестная система рифмовки. Дактилическая рифма делает поэтическую речь особенно плавной, мелодичной. А стихотворение (чьё?), напротив, …..

Каким настроением проникнуты стихотворения? Какие ассоциации у вас возникли во время чтения? Вспомнилось ли вам что-то из прошлого? / Вспомнились ли вам картины каких-либо художников (или какая-либо музыка – укажите название композиции и её автора)? Почему? Что их роднит с этими стихотворениями? Чьё стихотворение вам понравилось больше и почему?

Сравнение в поэзии

Сравнение — это образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. В нем всегда присутствуют ДВА СОПОСТАВЛЕННЫХ ОБРАЗА: основной, в котором заключен главный смысл высказывания (синтаксически это первый член сравнения), и вспомогательный (второй член сравнения), присоединяемый к основному союзами «как», «будто», «словно»: «моя жизнь, словно бушующее море», «сердечко стонет, как осенний лист дрожит», «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «и он убит — и взят могилой, / как тот певец, неведомый, но милый. ».

Сравнение — прием, широко используемый в художественной речи. Он выявляет сходство, соответствия, параллели между природными явлениями и жизнью людей, между людьми — закрепляет разнообразные ассоциации, возникающие у автора произведения.

Сравнения нередко создают единый ассоциативный ряд, необходимый для возникновения образа. Например, в стихотворении А.С.Пушкина «К морю» море вызывает у поэта целый ряд ассоциаций с человеком вообще и «гениями» — Наполеоном и Байроном. Эти ассоциации закреплены в сравнениях. Шум моря, с которым прощается поэт, сравнивается с «ропотом заунывным» друга, его «зовом. в прощальный час»: «Как друга ропот заунывный, / Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный / Услышал я в последний раз!». В личности Байрона поэт видит те же качества, что и у «свободной стихии»: могущество, глубину, мрачность, неукротимость: «Твой образ был на нем означен, /Он духом создан был твоим: / Как ты, могущ, глубок и мрачен, / Как ты, ничем не укротим». В первом сравнении Пушкин подчеркивает сходство между морем и человеком, другом, во втором — сходство Байрона с морской стихией. Основной смысл высказывания меняется (в первом случае — море, во втором — Байрон), но в результате создается впечатление, что и море, и Байрон — как бы существа, имеющие одинаковую природу: гордые, свободолюбивые, волевые, стихийные и неудержимые.

В народной поэзии широко используются так называемые устойчивые сравнения, то есть сравнения, опирающиеся на традицию, применяемые в одних и тех же ситуациях. Как и постоянные эпитеты, такие сравнения не являются индивидуальными, а берутся из запаса, который есть у народного сказителя или певца. Это образная модель, легко воспроизводимая в нужной ситуации. Разумеется, и поэты, опирающиеся на фольклор, используют устойчивые сравнения, например, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»: «Вот нахмурил царь брови черные, / И навел на него очи зоркие, / СЛОВНО ЯСТРЕБ взглянул с высоты небес / НА МЛАДОГО ГОЛУБЯ сизокрылого».

Итак, сравнение — один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и эмоционально они проявляются в языке поэзии.

Интересно рассмотреть как используют троп сравнения отдельные поэты, например, М. Цветаева — все цитаты ниже взяты из ее произведений.

Что является предметом сравнения у М. Цветаевой?

1. Предмет сравнения — абстрактные понятия

«. временем, КАК ОКЕАНОМ
Прокрасться, не встревожив вод. «

б) жизнь и по контрасту к ней — смерть:

«Вся жизнь КАК КНИГА для меня» ;
«Это жизнь моя пропела — провыла —
Прогудела — КАК ОСЕННИЙ ПРИБОЙ —
И проплакала сама над собой».
«Жизнь выпала — КОПЕЙКОЙ РЖАВОЮ. »
«Жизнь подобна кораблю:
Чуть испанский замок — мимо!
Все, что неосуществимо,
Я сама осуществлю».
«Смерть — ЧЕРВОТОЧИНОЙ».
«Смерть в каждой щели. В каждой выемке пола — ЯМКОЙ».

в) этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость:

«Ты дал мне детство — ЛУЧШЕ СКАЗКИ»
«КАК ЗМЕЙ НА СТАРУЮ ВЗИРАЕТ КОЖУ —
Я молодость свою переросла»

г) времена суток: день, ночь, утро, вечер и единицу времени — час:

«Дни мои, КАК МАЛЕНЬКИЕ ВОЛНЫ,
На которые гляжу с моста»
«Черная, КАК ЗРАЧОК,
Как зрачок, сосущая
Свет — люблю тебя, зоркая ночь».

Абстрактные понятия Цветаева часто сравнивает с конкретными осязаемыми предметами. Причем о днях М. Цветаева говорит, смотря на них со стороны, ставит определенную границу между своими днями и самой собой “гляжу с моста”). А о ночи, наоборот, говорится как о чем-то, принадлежащем человеку, как о части его внутреннего мира. М.Цветаева ощущает ночь как бы внутри себя. Ночь для лирической героини — внутреннее состояние, определенный настрой души:

«. НАПОДОБИЕ КРОВИ
Хлынула ночь!»

А вот “час” ассоциируется у поэта часто с голосом или рассказом. Он как бы управляем человеком, согласуется с ним:

«О, этот час, на подвиг нас — КАК ГОЛОС,
ВЗДЫМАЮЩИЙ ИЗ СВОЕВОЛЬЯ ДНЕЙ!»

д) «звук”, «слово”, «голос”, ”речь” :

«Слово странное — старуха:
Смысл неясен, звук угрюм,
Как ДЛЯ РОЗОВОГО УХА
ТЕМНОЙ РАКОВИНЫ ШУМ».

Здесь звук сравнивается с другим звуком, но все равно неожиданно: звук слова сопоставляется с шумом морской раковины. Причем признаком сравнения является не только звучание, но и смысл слова. А вот сравнение, где предмет и образ совершенно идентичны друг другу, они сравниваются на основе чисто количественных различий:

«У тонкой проволоки над волной овсов
Сегодня голос — КАК ТЫСЯЧА ГОЛОСОВ».

Таким количественным сравнением подчеркивается не только и не столько сила голоса, но и его важность, значительность того, о чем он повествует.

Почти во всех случаях звуки у М.Цветаевой сравниваются с чем-то конкретным, материальным:

«Два слова, ЗВОНКИЕ, КАК ШПОРЫ.
ДВЕ ПТИЦЫ В БОЕВОМ ГРОМУ».
«“Нет”, — ТОЧНО ЛЕД ТРЕСНУЛ».
«Слова — тяжёлые, КАК КАПЛИ».

е) выражение различных эмоций и чувств:

«Любовь — ещё старей:
Стара, КАК ХВОЩ, стара, КАК ЗМЕЙ,
Старей ЛИВОНСКИХ ЯНТАРЕЙ,
Всех ПРИВИДЕНСКИХ КОРАБЛЕЙ
Старей — КАМНЕЙ, старей — МОРЕЙ»
«И смех мой — ревность всех сердец ! —
КАК ПРОКАЖЕННЫХ БУБЕНЕЦ —
Гремит тебе»
«Жив и здоров!
Громче громов —
КАК ТОПОРОМ —
Радость»

В эту же группу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Они порой ассоциируются с различными помещениями.

«Души в нас как ЗАЛЫ ДЛЯ РЕДКИХ ГОСТЕЙ» .
«В этой грустной душе ты бродил, КАК В НЕЗАПЕРТОМ ДОМЕ»

«Стихи растут КАК ЗВЕЗДЫ И КАК РОЗЫ ,
Как КРАСОТА — НЕНУЖНАЯ В СЕМЬЕ»
«Не нужен твой стих —
КАК БАБУШКИН СОН.
— Докучен твой стих —
КАК ДЕДУШКИН ВЗДОХ» .
«Стихи мои — КАК ДОБРОВОЛЬЦЫ —
К тебе стекались под шатёр» .
«Моим стихам, КАК ДРАГОЦЕННЫМ ВИНАМ,
Настанет свой черёд».

2. Предмет сравнения — портретные характеристики человека

«Все дитя КАК БУДТО СТАТУЭТКА
Давних лет». —
» . вольный и скользкий
Стан КАК ШЕЛКОВЫЙ ЧЕШУЙЧАТЫЙ ХЛЫСТ»
«Укутанного в плащ — прекрасного, КАК СОН —
Я вижу юношу»
«Во всей девчoнке — ни кровиночки . . .
Вся, КАК КОСЫНОЧКА, бела» .

3. Предмет сравнения — части тела человека

«Рука КАК СВИТОК выпала,
Разверстая и слабая. »
«Рука на солнце — КАК МЕРТВЕЦ СПЕЛЁНУТЫЙ»

Портретные сравнения у М.Цветаевой встречаются двух типов: дающие чисто портретные характеристики и описывающие через внешность внутренний мир человека. Сравним:

«Рот КАК КРОВЬ, а глаза зелены» и
«Рот КАК МЁД, в очах доверье

«И чьи глаза, КАК БРИЛИАНТЫ,
На сердце оставляли след».
«Мои глаза, подвижные, КАК ПЛАМЯ»

Сравнения Цветаевой почти совсем не опираются на внешние свойства глаз, а передают на более экспрессивном уровне их способность выражать характер человека, его настроение.

«И вот — промеж лиц — лицо
Горбоносое и ВОЛОСЫ КАК КРЫЛЬЯ».

4. Предмет сравнения — различные предметы обихода

«Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шёл
Со мною по всем путям,
Меня охранял — КАК ШРАМ
. . . на всех путях
Меня настигал КАК ШАХ —
Беглянку. — Назад, на стул!»
«Из-под нахмуренных бровей
Дом — БУДТО ЮНОСТИ МОЕЙ
ДЕНЬ, БУДТО МОЛОДОСТЬ МОЯ
Меня встречает: — Здравствуй, я!»

Здесь дом уже не просто сравнивается с животным, а как бы перевоплощается в саму героиню, а затем — во время, ей родное, то есть абстрагируется и теряет свое вещественное, предметное значение.

«Под куполом — КАК ЦАРЬ В ЧЕРТОГЕ —
Красуется британский флаг» .
«Плащ, прихотливый КАК РУНО»
Шаль — КАК ЩИТ»
«Платье — ШЕЛКОВЫМ ЧЕРНЫМ ПАНЦИРЕМ»
«Плащ — ВОРОНОМ НАД СТАЕЙ ПЕСТРОЙ
Великосветских мотыльков»

Очень интересны цветаевские сравнения, в которых предмет отражает состояние лирического героя. Их можно читать и с начала, и с конца, например: «Сад, одинокий, как сама».

Читать еще:  Стихи андрея дементьева как важно вовремя успеть

5. Предмет сравнения — пейзаж

«В небе, КАК ЗАРЕВО, вешняя зорька.
Волны пасхального звона»
«. замороженный сиреневый куст, как СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ».

Природа в изображении М.Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:

«Деревья бросаются в окна —
КАК БРАТЬЯ — ПОЭТЫ — В РЕКУ»
«Два дерева ходят друг к другу.
То, что поменьше тянет руки,
КАК ЖЕНЩИНА, ИЗ ЖИЛ ПОСЛЕДНИХ
Вытянулось. «

Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: «ходят”, «тянут руки», то есть предмет и образ в сравнении располагаются не последовательно, а как бы налагаются друг на друга, и образ полностью замещает предмет.

Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня М.Цветаевой не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает. Сравнения употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов:

«Голубые, КАК НЕБО, воды
И СЕРЕБРЯНЫХ ДВЕ РУКИ.
Мало лет — и четыре года:
Ты и я — у Москвы-реки»

И лаконично, и красочно: всего в одном предложении так ярко и выразительно даны и небо, и река. Или: «Мох — что зеленый мех!» — переход от чисто звукового подобия к подобию морфологическому и смысловому: подчеркивается удивительная ощутимость мягкости и пушистости мха.

Пейзаж у М.Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен:

«СЛОВНО ТЕПЛАЯ СЛЕЗА —
Капля капнула в глаза.
Там, в небесной вышине
Кто-то плачет обо мне»

Здесь дождь — не явление природы, распространяющееся на всех, а очень субъективный образ, касающийся только лирического героя. В сравнении вообще отсутствует слово «дождь», это не дождь, а плач, и ЛГ известна причина плача — о ней.

6. Предмет сравнения — действия и состояния (уход, приход, ожидание и т.п.).

«Чтоб ушел, КАК ВЗДОХ».
«Исчезая, КАК ДЫМ В НЕБЕСАХ,
Уходили они, уходили».
«Движенье, как КАК ДЛИННЫЙ КРИК»
«Не крадущимся перешибленным зверем, —
Нет, каменной ГЛЫБОЮ
Выйду из двери-
Из жизни»

Последнее сравнение — антитеза. В нем два противоположных по смыслу образа создают описание одного действия. Здесь противопоставлены не только сами понятия («зверь» — «глыба»), но и эпитеты («крадущийся» — «каменный»). Эта яркая противоположность усиливает неподвижность и статичность действия. А есть, наоборот, сравнения с ощущением порыва, даже полета в движении:

Ах, если бы — двери настежь —
КАК ВЕТЕР к тебе войти!»
«Кошкой выкралась на крыльцо»
«Остер, КАК МОИ ЛЕТА,
Мой шаг, молодой и четкий»

7. Предмет сравнения — внутреннее состояние героев

«Двух станов не боец, а — если гость случайный —
То гость — КАК В ГЛОТКЕ КОСТЬ, гость — КАК В ПОДМЕТКЕ ГВОЗДЬ».
«КАК ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ РУКА —
Твоя душа моей душе близка.
Мы сложены, блаженно и тепло,
Как ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ КРЫЛО»
«Не для тысячи судеб —
Для единой родимся.
Ближе ЧЕМ С ЛАДОНЬЮ ХЛЕБ —
Так с тобою сходимся.
..Ближе, ЧЕМ С ЛАДОНЬЮ ЛОБ
В те часы бессонные».

8. Предмет сравнения — свойства личности героя

«Вы, КАК ВСЕ САМОРОДНЫЕ СЛИТКИ,
Так невольно, так гордо скромны, »
«Если добр и ласков ты, КАК ДЕТИ,
Если мил тебе и луч, и куст. »
«Я закину ключи и псов прогоню с крыльца,
Оттого, что в земной ночи я ВЕРНЕЕ ПСА»
«Сон или смертный грех —
Быть КАК ШЕЛК, КАК ПУХ, КАК МЕХ. «

9. Предмет сравнения животные или растения

Явления животного и растительного мира почти не становятся, за редким исключением, объектом ее внимания. Животные в ее лирических сравнениях чаще интересны с точки зрения их движения или цвета:

» Твой конь, как прежде, ВИХРЕМ скачет»
» И голуби на них — ЧТО ЛАДАН — сизы»
» Я сегодня взяла тюльпан —
КАК РЕБЕНКА ЗА ПОДБОРОДОК»

Здесь сравниваются не только тюльпан с ребенком, но и то, как его взяли, то есть действие, и в то же время отношение к нему (к тюльпану, как к ребенку).

Сравнения в творчестве М.Цветаевой неожиданны, разнообразны по образам, неоднозначны и очень эмоциональны. Они никогда не используются ею ради придания красоты языку или ради заполнения строки подходящей рифмой — они составляют важную часть смысла, содержания стихов — лаконично и выразительно создают образ того, о чем идет речь в стихотворении.

Большинство сравнений М.Цветаевой характеризуют абстрактные понятия: время, эмоции, звуки, стихи и др. Особенностью этой группы сравнений является то, что в лирике они часто сопоставляются с конкретными, реальными предметами. М. Цветаева писала: «Нельзя о невесомостях говорить невесомо. Цель моя — утвердить, дать вещи вес. А для того, чтобы моя «невесомость» (душа, например) весила, нужно нечто из здешнего словаря и обихода, некая мера веса, миру уже ведомая и утвержденная в нем. Поработить видимое для служения незримому — вот жизнь поэта».

М.Цветаева не описывает и не рассказывает, а старается как бы “перевоплотиться” в предмет, который изображает, войти в его форму. Сравнения, характеризующие душу или сердце человека, направлены прежде всего на описание внутреннего мира, чувств и переживаний лирической героини или других героев, выражая к ним отношение лирической героини.

Сравнения, дающие портретные характеристики героя, описывают его с разных сторон. Многие из них отличаются стилевой экспрессивностью и эмоционально окрашенной лексикой. Через внешность часто описывается внутренний мир героя.

Сравнения, употребляемые для описания свойств личности героя, характеризуют и определенные черты характера, и само мироощущение героев, их восприятие жизни. Свойства человека сравниваются с образами животных. Признак в них не указывается, его вытесняет образ — конкретный, четкий и выразительный.

Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках, малочисленны, фрагментарны и с общего переносятся в субъективный, личностный план. Явления природы соотносятся с конкретными людьми. Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает, в результате чего в сравнениях появляется сразу несколько признаков, на основе которых сопоставляются предметы или явления: цвет, звук, запах и др.

Сравнения, предметом которых являются животные и растения, представлены в стихах М.Цветаевой реже всего, они довольно редко становятся объектом ее поэтического внимания, которому предпочтительнее мир чувств и эмоций, внутренние переживания лирической героини, а не окружающий мир.

Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы

Сравнение — это сти­ли­сти­че­ский при­ём, осно­ван­ный на образ­ном сопоставлении
двух пред­ме­тов или состояний.

Сравнение — стилистическая фигура речи

Между неко­то­ры­ми пред­ме­та­ми и явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти мож­но уста­но­вить урав­ни­тель­ные отно­ше­ния, что явля­ет­ся слож­ной зада­чей для писа­те­ля. Но в этой необыч­но­сти и заклю­ча­ет­ся вся сила срав­не­ния как сти­ли­сти­че­ско­го при­е­ма в худо­же­ствен­ной речи. Сравнение сооб­ща­ет явле­нию или поня­тию то осве­ще­ние, такой отте­нок смыс­ла, какой наме­рен при­дать ему писатель.

Сравнение явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой речи, как и сле­ду­ю­щие образ­ные средства:

Использование срав­не­ния дела­ет вос­при­я­тие речи мно­го­пла­но­вым, вызы­ва­ет инте­рес у слу­ша­те­лей или чита­те­лей, помо­га­ет глуб­же про­ник­нуть в смысл выска­зы­ва­ния, рож­да­ет бога­тые образ­ные ассоциации.

Способы создания сравнения

Сравнения созда­ют­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре несколь­ки­ми способами:

1. с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «как», «слов­но», «буд­то», «точ­но», «что» (чем):

На Красной пло­ща­ди, буд­то сквозь туман веков , неяс­но выри­со­вы­ва­ют­ся очер­та­ния башен. ( А. Н. Толстой)

Он бежал быст­рее, чем лошадь . (А.С.Пушкин)

На небе непре­рыв­но вспы­хи­ва­ли неяр­кие, длин­ные, слов­но раз­ветв­лён­ные мол­нии. Они не толь­ко вспы­хи­ва­ли, сколь­ко тре­пе­та­ли и подёр­ги­ва­лись, как кры­ло уми­ра­ю­щей пти­цы . (И.С. Тургенев)

2. фор­мой тво­ри­тель­но­го падежа:

Из пере­руб­лен­ной ста­рой берё­зы гра­дом лили­ся про­щаль­ные слё­зы. (Н.А. Некрасов)

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди. Последние ска­зоч­ным виде­ни­ем воз­ни­ка­ли на вод­ной гла­ди, и, зача­ро­ван­ный осле­пи­тель­ной кра­со­ты мира­жом, я сидел часа­ми, наблю­дая засле­зив­ши­ми­ся от вол­не­ния гла­за­ми, как эти явив­ши­е­ся как буд­то из сказ­ки суще­ства кру­жат вда­ли, а затем так же вне­зап­но, как и поло­же­но при­зра­кам, исче­за­ют (М. Алексеев).

3. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наречия:

4. лек­си­че­ски — с помо­щью слов «подоб­ный», «похо­жий»:

Пирамидальные топо­ля похо­жи на тра­ур­ные кипа­ри­сы. (А.Серафимович).

Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).

Начинается гро­за с воз­душ­но­го стол­ба, обра­зу­ю­ще­го набу­ха­ю­щее белое обла­ко, похо­жее на кочан цвет­ной капу­сты (З. Ауст).

Родина подоб­на огром­но­му дере­ву, на кото­ром не сосчи­тать листьев. И все, что мы дела­ем доб­ро­го, при­бав­ля­ет ему сил (В. Песков).

Примеры сравнений из художественной литературы

С помо­щью срав­не­ния в лите­ра­ту­ре писа­тель рас­кры­ва­ет образ героя более ярко и пол­но. Читаем у клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина:

Безумных лет угас­шее веселье
Мне тяже­ло, как смут­ное похме­лье .
Но, как вино , печаль минув­ших дней
В моей душе чем стар­ше, тем сильней.

Сравнения широ­ко при­ме­ня­ют­ся в опи­са­нии природы:

Внизу, как зер­ка­ло сталь­ное ,
Синеют озе­ра струи,
И с кам­ней, бле­щу­щих на зное,
В род­ную глубь спе­шат струи. (Ф. Тютчев)

Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастер­ски постро­ил сти­хо­тво­ре­ние «Голос в теле­фоне» на срав­не­нии, что­бы ярко и образ­но создать настро­е­ние это­го про­из­ве­де­ния, более пол­но доне­сти до чита­те­ля свою поэ­ти­че­скую мысль.

Раньше был он звон­кий, точ­но пти­ца ,
Как род­ник , стру­ил­ся и звенел,
Точно весь в сия­нии излиться
По сталь­но­му про­во­ду хотел.
А потом, как даль­нее рыда­нье ,
Как про­ща­нье с радо­стью души,
Стал зву­чать он, пол­ный покаянья,
И про­пал в неве­до­мой глуши.

Яркие, выра­зи­тель­ные срав­не­ния при­да­ют худо­же­ствен­ной речи осо­бую поэтичность.

Однако неко­то­рые срав­не­ния в резуль­та­те часто­го упо­треб­ле­ния при­об­ре­ли опре­де­лён­ную устой­чи­вость и вос­про­из­во­ди­мость, то есть пре­вра­ти­лись во фра­зео­ло­гиз­мы:

  • храб­рый как лев;
  • трус­ли­вый как заяц;
  • голод­ный как волк;
  • кра­сив как бог;
  • пре­дан­ныйкак соба­ка;
  • умер как герой;
  • хит­рый как лиса;
  • кре­пок как дуб;
  • лег­кий как пёрышко;
  • мок­рый как мышь;
  • крас­ный как рак и т.д.

Видео «Тропы. Сравнение»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: