Как учить стихи картинка
Заучивание стихов по опорным картинкам с детьми дошкольного возраста
Заучивание стихов по опорным картинкам
Все родителей знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Это правильно. Заучивание стихотворений играют весомую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивает память, расширяет кругозор, формируется уровень культуры, пополняется словарный запас. Все это не раз пригодится в школе.
В дошкольном возрасте, ребенку при заучивании стихотворения, важно не механическое запоминание, а понимание текста. Стихи для дошкольника – это такой материал, который учит ребёнка чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение автора, сопереживать. Как помочь ребенку понять и запомнить стихотворение? Вспомните, что ваш ребенок запоминает быстрее: прочитанную сказку или сказку, просмотренную по телевизору. Вы правы. Сказку, просмотренную по телевизору.
Потому что, в силу своих возрастных и психических особенностей, у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Смотря сказку, ребенок соотнесет текст с картинками – установится связь между слуховой и зрительной памятью. Он лучше понимает содержание и быстрее запомнит. Поэтому принципу, используя опорные картинки, вы научите ребенка быстро и без особых усилий запоминать стихотворение.
Существуют разные методы заучивания стихотворений по опорным картинкам . Вы сможете попробовать вместе с ребенком каждый из них, и выберите, каким образом вашему ребенку легче запоминать.
1 метод. Сначала выразительно и эмоционально прочитайте текст стихотворения. Это важно для получения целостного впечатления и понимания произведения.
1. У него в мешке подарки ,
2. А на шубе – пояс яркий.
3. Он зажёг огни на ёлке,
4. Он зайчат катает с горки.
5. Он на праздник нам привёз,
Новых сказок целый воз!
Затем, поговорите об услышанном. Задайте вопросы. Спросите, какое настроение или впечатления вызвало стихотворение. Ели ребенок постарше, спросите – почему? После вопросов — ответов начинайте учить стихотворение. Это окажется достаточно простым делом, так как ребенок уже прочувствовал информацию. Поскольку кратковременная память воспринимает информацию блоками, то все стихотворение лучше разбить на части, если возможно, на смысловые.
Даже если вы решили выучить с ребенком маленькое четверостишие, поделите его на две части. Покажите картинки. К каждой картинке читайте текст. Не торопитесь, рассмотрите сначала их. Прочитайте еще раз, попросите ребенка повторить. После каждой выученной строчки или четверостишия добавляйте еще по одной. Когда выучена вторая часть, повторите обе сразу. И так, пока ребенок не запомнит все стихотворение.
2 метод. Он отличается тем, вы сначала даете ребенку рассмотреть картинки.
1. Вышел дождик на прогулку
Он бежит по переулку,
2. Барабанит по окошку,
3. Напугал большую кошку ,
4. Вымыл зонтики прохожих,
5. Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
6. Дождик кончился. Устал.
Спросите, как он думает, о чем может быть стихотворение. Пусть он пофантазирует. Затем, прочитайте выразительно стихотворение. Передайте настроение автора, узнайте, как к стихотворению относится сам ребенок. Начинайте учить так же, как описано выше.
3 метод. Вы предлагаете ребенку картинки не по порядку.
1. Мы спросили нашу печь:
Что сегодня нам испечь?
2. Печку мы спросили,
3. Тесто скалкой раскатали,
Раскатали – не устали.
4. Начинили творогом
И назвали пирогом!
Дай творожнику местечко!
Выразительно читаете стихотворение, и просите собрать картинки последовательно, в зависимости от текста. Для этого, иногда, стихотворение приходится читать несколько раз. Затем, все тоже самое, беседуете по содержанию, учите, опираясь на картинки. Когда малыш почти запомнит стихотворение, «поменяйтесь» с ним местами. Попросите его разложить картинки не по порядку. Теперь он будет вам выразительно рассказывать, а вы не с первого раза сможете их правильно разложить. Таким способом ребенок закрепит знание стихотворения.
Какой бы вы метод не выбрали, может вы придумаете свой. Повторяйте с ребенком стихотворение несколько раз в течение дня, а также на следующий день. Чтобы ребенку это не надоедал попросите рассказать стихотворение тихо или громко, шепотом, меняя интонацию. Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию. После нескольких повторов попросите малыша рассказать стихотворение без вспомогательных элементов. Если возникнут трудности, покажите соответствующий рисунок или действие.
Вы сами можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится. Если вы не умеете рисовать, ничего страшного. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Ребенка устраивает схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания это не повлияет. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Вы можете нарисовать картинки, а ребенок их с удовольствием их раскрасит, или рисовать их вместе. Очень ценным моментом в заучивании стихов по картинкам будет, если ребенок сам их нарисует. Не важно, это будет схематичное изображение, прорисованные картинки или просто ему понятные знака. Главное, что ребенок запомнит его еще быстрее. К иллюстрациям можно придумайте движения, – это поможет включить в процесс запоминания зрительный и двигательный каналы восприятия, что чрезвычайно важно.
Заучивая стихи со своим ребенком, вы не только развиваете у него память, расширите кругозор, сформируете общий уровень культуры, но надолго сохраните доброжелательные отношения друг с другом.
Как легко выучить стихи по картинкам?
25.10.2016 , Статьи
Комментарии отсутствуют
Часто родители сталкиваются с тем, что ребенку трудно выучить стихи наизусть. Он переставляет местами слова, пересказывает текст стихотворения или просто не может запомнить его содержание.
Что делать, если и вы столкнулись с такой проблемой? Давайте вспомним, что ребенок запоминает быстрее: прочитанную вами сказку без картинок или сказку с картинками? Конечно, с картинками. И происходит это потому, что в силу возрастных и психических особенностей у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Рассматривая картинки, ребенок соотносит с ними текст – устанавливается связь между слуховой и зрительной памятью. Он лучше понимает содержание и быстрее запоминает. Зная эти особенности, мы можем помочь нашим детям.
Для начала выберем несложный сюжет и нарисуем его. Вы мне сейчас возразите, что вы не художники. Но быть художником совсем не обязательно. Можно рисовать схематичные картинки по ходу чтения стихотворения или заранее подобрать готовые иллюстрации.
Учиться запоминать стихи лучше начинать со скороговорок или совсем маленьких стишков. Не забывайте, что малышу легче запомнить стихотворение, которое содержит действие, а не описание чего-либо. Вспомните, что всем известные стихи Агнии Барто, как правило построены на действии: уронили мишку на пол, зайку бросила хозяйка, идет бычок качается и т.д. Поэтому они легко запоминаются.
Разберем наш способ на примере скороговорки « Идет пешком мышонок с мешком ».
Прочитайте ребенку стихотворение, рассматривая рисунки. Обязательно спросите, про кого стихотворение, как идет мышонок, с чем он идет. Эти вопросы покажут вам, понял ли ребенок содержание, а малыш еще раз уточнит текст. Пофантазируйте, куда и зачем пошел мышонок. Еще раз прочитайте стихотворение, показывая на картинки. Затем попросите ребенка повторить самостоятельно, с опорой на картинки. Если он не справляется, помогите ему. Задайте наводящий вопрос или подскажите слово. Разрежьте картинки и попросите ребенка сложить их по порядку, сопровождая стихотворными строчками.
Через некоторое время повторите стихотворение без зрительной опоры.
Со временем переходите к более сложным стихотворениям
«Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет»
Не читайте сразу стихотворение, а покажите ребенку картинки и спросите его, о чем они рассказывают Затем прочитайте авторский вариант. Это поможет осмыслить рисунки и будет содействовать быстрому запоминанию.
Поскольку кратковременная память воспринимает информацию блоками, то стихотворение лучше разбить на части, по возможности на смысловые. Даже если вы решили выучить с ребенком маленькое четверостишие, поделите его на две части.
Дети, особенно дошкольники, очень любят раскраски, можете предложить ребенку раскрасить картинки. Тогда ему будет еще интереснее.
Вот несколько вариантов стихов в картинках.
Заучивание стихов развивает у ребенка память, расширяет кругозор, обогащает словарный запас. Но помните, что важно не механическое запоминание, а понимание текста. Ведь стихотворение побуждает нас чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение, сопереживать.
Не ждите от ребенка быстрых результатов. Наберитесь терпения.
Обязательно хвалите ребенка даже за небольшие успехи. Помните: то, чему вы научите его сейчас, пригодится на долгие годы.
Скачайте и распечатайте все представленные картинки для легкого заучивания стихов.
Спасибо большое Зуевой Татьяне за статью и предоставленные рисунки.
Консультация для родителей “Учим стихи по картинкам”
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Учим стихи по картинкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley.docx | 383.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Учим стихи по картинкам
Как приятно слышать, когда дети знают и умеют декламировать стихи. Но двадцать лет работая учителем-логопедом коррекционной группы, я заметила, насколько тяжело детям с речевой патологией дается запоминание стихотворных текстов. Многие родители, как бы они ни старались, не могут добиться того, чтобы их дети заучивали даже небольшие по объему стихи. Часто вместо того, чтобы достичь красивой поэтической речи, испытывают трудности и усталость. Более того, традиционное заучивание стихов, когда многократно повторяется текст, развивает у детей лишь слуховую память. В противоположность этому, заучивание стихов с опорой на серию рисунков превращает это занятие в игру. Этот прием, облегчающий запоминание нужной информации и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, известен под названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо» – память). Качественное запоминание становится возможным, потому что когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. А это в свою очередь намного ускоряет процесс запоминания. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Чтобы такая работа была успешной, сначала нужно подобрать стихотворение, которое было бы интересно детям, помогало им узнать что-то новое. Затем на каждое слово или строчку подбирается картинка или выполняется рисунок. Рисунки, конечно, должны быть понятны детям. Для разучивания отобранного стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, но по мере обучения дети активно включаются в создание своего плана- схемы стихотворения. Затем по готовому картинному плану выразительно, эмоционально воспроизвожу стихотворение, провожу словарную работу и беседую по смыслу прочитанного, а потом дети воспроизводят текст с опорой на мнемотаблицу. После занятия мнемотаблицу нужно оставить на видном месте, чтобы ребенок мог по ней сам повторить стих или рассказать его взрослому или другому ребенку.
За время моей работы в логопедической группе мной совместно с родителями детей была создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Цветы», «Зимующие и перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Космос», «Хлеб» и другие. Родители нашей группы успешно применяют эту методику при заучивании стихов дома.
Например, при изучении темы «Цветы» мне нравится использовать стихотворения поэтов Т. Голуб, С. Варгуна и О. Высоцкой, так как они обогащают речь детей образными выражениями, учат любить и беречь родную природу, помогают узнавать новое (например, о цветах-барометрах), вызывают в душах детей эмоциональный отклик. Хочу привести в качестве примера иллюстрации к стихотворениям, выполненные Дорофеевой Е. Б., мамой воспитанника логопедической группы.
Сайт “Детские радости”
ориентирован на дошкольный и младший школьный возраст детей,
для родителей, воспитателей, педагогов
Для дошкольного возраста
![]() Хочу ли я в школу? | ![]() Узнайте героев советских мультфильмов по цитате | ![]() Песни из советских мультиков | ![]() Интерактивные сказки | ![]() Караоке для детей |
Кроме того, родители могут скачать для малышей:
– раскраски и прописи для распечатки на принтере;
– компьютерные игры и программы для установки на компьютер;
– информацию о воспитании и здоровье ребенка, а также безопасности дома и на улице;
– работники ДОУ найдут вспомогательный материал для обучения детей математике, письму, чтению, наглядные пособия для обучения и развития восприятия окружающего мира, а также материал для оформления групп в детском саду.
Для младшего школьного возраста
![]() Песни на день влюблённых | ![]() Насколько ты общителен? | ![]() Нумерология для детей | ![]() Влюбчива ли ты? | ![]() Кроссворды с картинками |
Для школы предлагается скачать:
– электронные издания и аудиокниги по школьной программе и для внеклассного чтения;
– обучающие программы для установки на компьютер;
– вспомогательный материал (музыкальный, для распечатки на принтере) для оформления классов и проведения мероприятий;
– бланки дипломов, вкладышей, грамот, расписания уроков.
Родителям для домашнего досуга
Непосредственно родителям посвящен раздел “Занятия и досуг дома с детьми”:
Увлекающимся работой в программе Photoshop и редактированием видеоматериалов пригодится вспомогательный материал для работы:
Здесь вы найдёте детские фоторамки и фотошаблоны, макеты для оформления портфолио и фотокниг, дополните своё памятное видео красивой заставкой футажом, которое оформите в красивую обложку.
Подборка материалов
Каждый найдет на нашем сайте для себя что-нибудь полезное и занимательное.
Если у вас есть материал, которым вы хотите поделиться – можете разместить его на сайте.
Также дополнить любой материал на сайте можно в комментариях к материалу.
Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем
Рубрика: Методика
Дата публикации: 04.03.2016
Статья просмотрена: 14411 раз
Библиографическое описание:
Бурачевская, О. В. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 93-97. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/801/ (дата обращения: 25.10.2021).
В статье описывается методика работы по заучиванию стихов на основе картинно-графических схем. Приводятся методические рекомендации по подбору стихов и созданию картинно-графических схем для детей различных возрастных групп. Рассматриваются приемы и методы заучивания стихов с детьми с речевыми нарушениями.Приводятся критерии оценки степени сформированности умения заучивать стихи на основе картинно-графических схем у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: стихотворный текст, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, опорная картинка, кодирование, пиктограмма, мнестическая дорожка, мнестическая функция, память, нарушения речи.
Заучивание стихов на основе картинно-графических схем особенно актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью отсроченного воспроизведения, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь [7, с.115–118].
У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Для детей данной категории свойственна исключительная фотографичность. Память дошкольников с нарушениями речи устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Чтобы дети не теряли интерес к стихотворению, попросите рассказать стихотворение тихо или громко, шепотом, меняя интонацию. Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию [8]. После нескольких повторов дети способны рассказать стихотворение без вспомогательных элементов. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Использование иллюстраций на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию. Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) целую серию стихов. Для большей эффективности была проведена классификация их с учётом лексических тем и подобран картинно-графический материал, используемый в качестве зрительных опор. Отбирая стихи для заучивания, учитывался девиз японского ученого Масару Ибука: «Стихи должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, были изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили» [6]. В отобранных стихах строки понятны и нравятся детям, так как они чаще весёлые, насыщены действиями и событиями, в них живой язык, весёлые картинки, простые рифмы и позитивный настрой. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии [1]. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым — приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха, так как в основе освоения ребенком речи значительное место занимают именно ритм и рифма. В связи с этим повышенное внимание уделяется умению подбирать рифмованные слова, улавливать ритмическое созвучие стихотворных строк, развитию фонематического слуха, что в свою очередь позволяет детям дошкольного возраста воспроизводить стихотворные тексты с большей продуктивностью. Как известно, картинка позволяет ребенку, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживать последовательность событий. В результате специальных игр у детей данной категории активизируется словарь по лексическим темам, развивается восприятие, внимание, память, воображение, формируется умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений [3]. Настольно-печатные игры типа «Подбери рифму (Рифмушечки)» направлены на развитие поэтического и фонематического слуха, ознакомление со звуковым и слоговым составом слова. Данные игры могут быть рекомендованы как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми дошкольного возраста, совместной деятельности взрослого и ребенка.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) даже с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности [2].
Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Т. е. содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с нарушениями речи. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер [1]. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Рис. 1. Картинно-графическая схема к потешке «Наша Маша» Н.Бурачевской
Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Для детей младшего возраста необходимы цветные иллюстрации, т. к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая, цыплята — желтые, мышка — серая, елочка — зеленая и другие образы. При этом картинки должны быть яркими и узнаваемыми (Рис.1). При чтении стихотворения детям представляются цветные предметные картинки. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Для детей более старшего возраста (средняя группа) рекомендуется использовать комбинированные изображения (предметы и символы одновременно). Вот как выглядит стихотворение, зашифрованное комбинированным способом (Рис.2).
Рис. 2. Картинно-графическая схема к стихотворению «Одуванчик» Е.Серовой
При заучивании стихов на более поздних этапах необходимо подбирать стихотворение, кодируя его при помощи символов, выразительно прочитывая и по ходу чтения изображая текст. Такой прием запоминания стихов называется «рисованием стихотворения». Стихотворный текст кодируется с помощью рисунков-символов. Педагог проговаривает строчку из стихотворения и одновременно рисует картинку-символ (Рис.3). Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию.
Рис. 3. Картинно-графическая схема к стихотворению «Мишка» В.Орлова
Дети старшего дошкольного возраста «шифруют» стихотворения совместно с педагогом. На последующих этапах работы старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с педагогом. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное [4]. В предлагаемой картинно-графической схеме продемонстрировано как дети старшей группы придумывают рисунки-символы (Рис.4).
Рис. 4. Картинно-графическая схема к стихотворению «Кролик» О.Высоцкой
Наполненность картинно-графической схемы стихотворения зависит от объема стихотворных строк и их количества, а также от возраста детей и их обученности к запоминанию по данной методике. На примере стихотворения «Шмель» Т. А. Шорыгиной продемонстрируем образец шифрования стихотворения. Это вариант кодировки стихотворения, когда за основу главного символа берется смысловое слово каждой строки. Несмотря на то, что объем стихотворения довольно большой, дети быстро запоминают текст и с легкостью его воспроизводят. (Рис.5).
Рис. 5. Картинно-графическая схема к стихотворению «Шмель» Т.Шорыгиной
Так через картинно-графическую схему материализуется для детей содержание стихотворения. Такой подход помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность, способствует развития речи [5]. В результате такого обучения дети с удовольствием используют в самостоятельной речи отдельные сравнения, грамматические обороты, метафоры, синонимы из стихов.
Рис. 6. Картинно-графическая схема к стихотворению «Веселая работа» Б.Беловой
На этапе заучивания стихотворение представляется цельной «лентой», на которой последовательно серией картинок — зрительных образов отражено его содержание. На последующих этапах работы с целью усложнения стих-иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки — фрагменты (Рис.6), позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность [8].
Существует несколько методов знакомства с картинно-графической схемой стихотворения. Первый метод: Сначала выразительно и эмоционально педагог читает текст стихотворения, что важно для получения целостного впечатления и понимания произведения. Затем проводится беседа об услышанном и задаются вопросы. Поскольку кратковременная память воспринимает информацию блоками, то все стихотворение лучше разбить на части, если возможно, на смысловые. Демонстрируются картинно-графические схемы и параллельно воспроизводится текст стихотворения. Текст воспроизводится еще раз, затем дети договаривают за педагогом окончание каждой строчки, воспроизводят текст по цепочке. После каждой выученной строчки или четверостишия добавляется еще по одной. Когда выучены все части, стихотворение воспроизводится целиком. Второй метод: Отличается тем, что сначала детям демонстрируются картинки и дается время их рассмотреть. Проводится беседа, о чем может быть стихотворение. Затем педагог выразительно воспроизводит стихотворение. Заучивание осуществляется по описанной выше методике. Третий метод: Детям предлагаются картинки в произвольном порядке. Педагог выразительно читает стихотворение, и просит собрать картинки последовательно. Для этого, иногда, стихотворение приходится читать несколько раз. Затем проводится беседа по содержанию и заучивание стихотворения по рассмотренной методике. Четвертый метод: Педагог знакомит детей с текстом стихотворения. Затем во время воспроизведения стихотворения педагогом дети подбирают или зарисовывают элементы картинно-графической схемы. Заучивание стихотворения по самостоятельно составленной детьми схеме осуществляется аналогичным образом.
Дети быстро и без особых усилий запоминают стихотворный текст и рассказывают его с опорой на картинки — иллюстрации, так как стихотворение заучивается целиком, то тем самым обеспечивается осмысленность чтения, тренировка памяти и развитие речи [6].
Для оценки эффективности работы по заучиванию стихов на основе картинно-графических схем проводится мониторинг. Анализ результатов изучения умения заучивать стихи на основе картинно-графических схем предполагает учет следующих критериев: умение слушать и понимать содержание услышанного стихотворения; доступность опосредованного запоминания; длительность запоминания; самостоятельное употребление рифмованных слов с опорой на зрительные символы; наличие пауз; точность, автоматизированность, самостоятельность воспроизведенного стихотворения; способность к отсроченному воспроизведению; использование помощи взрослого.
В зависимости от уровня развития умения заучивать стихи на основе картинно-графических схем, детей можно разделить на три группы:
первая группа — дети, точно понимающие, запоминающие и воспроизводящие стихотворения, с достаточно развитой возможностью отсроченного воспроизведения;
вторая группа — дети, понимающие, запоминающие и воспроизводящие стихотворения с погрешностями, со средним уровнем развития способности к отсроченному воспроизведению;
третья группа — дети, понимающие, запоминающие и воспроизводящие стихотворения со значительными ошибками, с низким уровнем развития способности отсроченного воспроизведения.
Заучивание стихов с опорой на картинно-графические схемы активно развивает понимание текста детьми с нарушениями речи, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти и развития речи.
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина — М., 2000.
- Алябьева, Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи / Е. А. Алябьева. –М., 2010.
- Бурачевская, О. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 82–85.
- Васюкова, Н. Е. Учим стихи по картинкам. Хорошая память и дикция / Н. Е. Васюкова. — М., 2007.
- Житникова, Л. М. Учите детей запоминать / Л. М. Житникова. — М., 1985.
- Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — М.,2006.
- Лагздынь, Г. Р. Учим стихи /Г. Р. Лыгздень, Н. М. Гордеева — М., 2004.
- Сорокина, Л. В. Учим стихи, рисуя / Л. В. Сорокина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2009. –№ 5. — С.57–58.
Как картинки помогают в заучивании стихов.
Каждому ребенку приходится учить много стихов. Сначала это небольшие четверостишия к празднику в детском саду, потом динамичные детские стихи, а в школе уже переходим на стихи классиков. И, если потешки и четверостишия учатся достаточно легко, то длинные стихи, а особенно стихи о природе, запомнить бывает очень трудно.
Как помочь ребенку запомнить стихи быстро и легко?
Есть много разных способов запоминания стихов, но сегодня я хочу показать только один из них – запоминание с помощью картинок-пиктограмм.
Пиктограмма – небольшая картинка, символ, который передает информацию об объекте или мысли. И нам не надо старательно прорисовывать картинку, чтобы передать важную информацию. Достаточно иногда набросать несколько линий, схематично нарисовать предмет или что-то, что ассоциируется с нужным словом или мыслью. Например, нарисуйте елочку со звездой вверху, и что у вас сразу возникнет в памяти? Конечно, Новый год, поскольку елка у нас ассоциируется с этим праздником.
И такие простые схематичные картинки являются отличным помощником при запоминании стихов. Причем, запоминать стихи может ребенок-школьник, сам прорисовывая пиктограммы к стихотворению, а дошкольнику картинки может нарисовать мама или папа, при этом рассказывая стихотворение.
Рисовать пиктограммы к стихотворению тоже можно по-разному. Я подробно рассказываю об этом в тренинге «Зарядка для ума». Одна из участниц тренинга, Вика – мама первоклассника Матвея, поделилась свои опытом и видео, где сын, когда ему было всего 4 года, рассказывал стихотворение с помощью таких пиктограмм.
Вика рассказала, что так учить стихи с сыном они стали примерно с 2-х лет. Мама рассказывала стихотворение и попутно зарисовывала каждую строчку пиктограммами, схематичными картинками. Потом разрезала на карточки. Получается, что на каждой карточке помещалась одна строчка. Мама выкладывала эти карточки по порядку, и сын рассказывал стихотворение. Запоминал Матвей стихи, как пишет мама, с первого раза практически всегда.
Конечно, нужно было еще несколько раз повторить, чтобы ребенок запомнил хорошо. Но ведь выкладывать картинки и рассказывать интересно и легко. Потом мама давала все карточки ребенку, и он самостоятельно раскладывал их по порядку и рассказывал стихотворение.
Посмотрите видео, которое дала Вика, думаю, вам будет интересен этот способ запоминания стихов.
Спасибо Виктории, что поделилась своим опытом и предоставила видео. Ведь так лучше понятно, что делает ребенок и как это все выглядит. Перенимайте опыт и используйте этот прием для запоминания стихов со своим ребенком. Причем, школьникам этот прием даже более полезен, чем дошкольникам, ведь в школе надо учить много и часто.
Предвижу ваш вопрос, что ребенок запомнит только картинки и без них рассказать не сможет. Сможет! Первые несколько раз ребенку нужны будут картинки, чтобы рассказать стих, но потом потребность в них отпадает, т.к. картинки остаются в памяти ребенка, и он легко их вспоминает.
И самое ценное то, что так можно запоминать не только маленькие детские стихи. Пиктограмма позволяют легко и быстро запомнить любые стихи, а особенно длинные и трудные для запоминания.
Возьмите любое стихотворение и зарисуйте его такими картинками пиктограммами, чтобы выучить. А потом напишите, легко ли ребенок выучил стихотворение этим способом.
Важный нюанс – не стоит стараться рисовать картинки четко и красиво. Нам нужно, чтобы картинка была узнаваема и понятна ребенку. И очень важно, чтобы картинка рисовалась быстро.
А какие способы для запоминания стихов используете вы?