5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как упоительны в россии вечера чьи стихи

Автор бессмертного хита «Как упоительны в России вечера» Виктор Пеленягрэ: Моя любимая пословица – «Мама – рус, папа – рус, а Иван – молдаван»

26 марта 2019 1:00

Виктора Пеленягрэ вы можете не знать, зато хоть раз в жизни, даже если живете на необитаемом острове, слышали его песни, которые исполняли и исполняют «Бригада С», «Белый орел», «Любэ», Сергей Крылов, Лайма Вайкуле, Александр Буйнов, Ирина Аллегрова. Виктор, впрочем, как любой поэт, немножечко перфекционист, кладезь юмора и всяческих смешных и не очень историй. Автор 35 поэтических сборников мечтает выпустить хотя бы одну книгу на родине, в Молдове. Пока не получается. А в эти выходные ему исполнилось 60 лет! Именно к этому юбилею мы публикуем данное интервью, которое Виктор дал «КП» в один из приездов в Кишинев.

— Живу я в Москве, но на родине бываю частенько. — признается Виктор. — Я объездил полмира, но считаю, что самые лучшие девчонки именно в Кишиневе! Лучшие девушки — в Молдавии! И в Москве много красивых девушек, потому что большинство из них приезжают из Молдавии!

«Первый хит написал на спор за девять минут»

— Когда в молодости вы ездили с агитпоездами, вас всегда представляли как молдавского поэта. А вы заявляли, что являетесь русским поэтом.

— Я говорил, что я — советский поэт. Потому что к концу восьмидесятых годов была сформирована такая общность, мне очень нравилась эта формулировка «советский народ» (смеется). Моя любимая пословица — «мама-рус, папа-рус, а Иван-молдаван». Я не могу найти в Молдавии чистого молдаванина или чистого русского. У меня мама — украинка, папа — молдаванин, я считаюсь русским поэтом.

— А как вас сначала занесло в пединститут, а потом в Литинститут имени Горького?

— Я сначала поступал в кишиневский университет, и великий писатель плохо сдал сочинение (смеется). Тройку поставили, остальные — все пятерки. Стыдно было возвращаться домой, поэтому я уехал в Россию. Больше всего я не хотел, чтобы меня жалели. Должны завидовать, ненавидеть, но только не жалеть!

— А для кого из звезд вы первому написали песню?

— Первая песня была написана на спор в середине восьмидесятых! Я пришел к приятелю, а он писал песню для группы «Браво». Я ему говорю: «Пошли пить пиво!», а он говорит, что ему некогда, песню писать надо. Я ему отвечаю: «Спорим, что я за десять минут напишу песню, которую будет знать вся Москва!» Поспорили на бутылку молдавского коньяка. Я уложился в девять минут. Это была самая «быстрая» песня в моей жизни. Песня назвалась «До свидания, девочка, гуд бай», и она попала в первый магнитоальбом «Бригады С». Мой приятель был знаком с Гариком Сукачевым. И название песни стало названием магнитоальбома. Хорошая песня, танго. Потом неожиданно обрушилась слава! Ее стали крутить по радио, потом она попала в журнал «Кругозор», который издавался миллионными тиражами. Я подумал: «Ничего себе! Девять минут, и столько удовольствия!» Деньги стали присылать. Я песни всегда отдавал бесплатно, но зато получал роялти. Первую песню я продал Лайме Вайкуле. Это был девяносто пятый год, причем я тогда еще ни разу долларов не видел (смеется). А я уже знаменитый был, у меня была песня «Девочка моя» Сергея Крылова. Лайма оказалась с Крыловым на одном концерте и спросила его, кто написал такую песню. Он ей шепотом: «Это великий Пеленягрэ!» Он меня считает гениальным поэтом. Мы с ней встретились, она дала мне телефон, который я благополучно потерял. Но она оказалась упертой. Через два года она меня нашла, через КГБ, причем. Меня невозможно было вычислить, я снимал квартиры, менял их как перчатки. Мне стало стыдно, я ей дал несколько гениальных песен, которые стали главными хитами ее нового альбома. «Я вышла на Пикадилли», например. Она говорит: «Сколько?» Говорю: «Триста!» Думаю: «Писал пять минут песню, а прошу триста долларов. » Даже стыдно было просить. Большая сумма по тем временам была. А когда песни стали популярными, мне говорили: «Дурак ты, Витек!», и я понял, что себя недооцениваю. После этого, когда меня спрашивали: «Сколько», я отвечаю: «Вы знаете, я себя недооцениваю, поэтому называйте свою сумму». И всегда называют сумму большую, чем я попросил бы (смеется).

— А с кем из звезд вам легче всего работалось, а с кем, наоборот, было трудно?

— Очень тяжело с Лаймой, потому что она любила вносить правки. С «Белым орлом», со скрежетом пробивал песни. А легче всего работалось с «Золотым кольцом», с Игорем Крутым — Игореша очень хорошо разбирается в стихах. А для «Любэ» я написал песню «Назови меня тихо по имени» и сделал очень большой припев. А Игорь Матвиенко (продюсер, — прим. авт.) оказался гениальным редактором, и я понял, что он был прав, потому что меня заносило, и пришлось ужиматься. Работал с Раймондом Паулсом, очень его люблю! Все лучшие песни появляются, когда текст пишется на готовую музыку. Паулс давал Резнику мелодию, и тот ее подтекстовывал. А со мной впервые в жизни он написал музыку на стихи «Я вышла на Пикадилли». И я с гордостью говорю: «На мои стихи Раймонд вынужден был написать музыку!» (смеется).

— Вы как-то упоминали о том, что самые слабые стихи отдали Александру Буйнову.

— Обо мне столько пишут! Мне нравится набирать в Интернете — «Пеленягрэ-негодяй», сотни ссылок, потом набираешь — «Пеленягрэ-гений», тоже сотни ссылок. Я до сих пор не определился, кто я. Дело в том, что некоторые песни могут зазвучать, а некоторые — нет. По разным причинам. Я увидел, что мои песни как-то не очень правильно подают. Поэтому я начал писать музыку. Потом увидел, что мои песни и поют-то неправильно. И теперь я еще и пою сам! Лучше, чем некоторые. Я выступал по всей России, публика валит, зрители подходят и говорят, что я лучше пою, чем некоторые звезды. Выступал от Оленегорска, есть такой город, до Пермии Якутска. Думаю, что надо выступить в Кишиневе. Странно, полмира объездил, выступая, а вот в Кишиневе не выступал ни разу. Но думаю, это не за горами.

«Воровал и буду воровать!»

— Исполнителей знают, композиторов — тоже, а вот авторов текстов — практически нет. Не обидно?

— А я уже писал, что хотел быть героем закулисья. Мне казалось, что главнее, чтобы твои песни знали. Мне казалось, что круче подойти к человеку: «Слышал «Шарманку»? Я написал!» (смеется). Люди мало верят, что такие человеки могут спускаться с небес.

— Вас часто в плагиате обвиняют.

— А я всегда говорю: «Да, я воровал и буду воровать!» Я написал по этому поводу большую статью «Разбойники с большой дороги». Все искусство построено на заимствовании! КогдаШекспира обвинили в краже целой сцены, он ответил: «Я вырвал девушку из дурного общества и ввел ее в хорошее!» (смеется). Одно дело, когда ворует Шекспир, другое дело, когда какой-то Пупкин. У Пушкина какая самая знаменитая строчка? «Гений чистой красоты»! Эта строчка принадлежит замечательному поэту Жуковскому. У Лермонтова какая самая знаменитая строчка? «Белеет парус одинокий». Он ее позаимствовал у Бестужева-Марлинского. «Как упоительны в России вечера» — самая знаменитая строчка у Пеленягрэ. Он написал ее сам. Так что, изыдите, как говорится!

— А чем вы сейчас занимаетесь?

— Я на время выпал из большого шоу-бизнеса, потому что писал роман под названием «Пальцы веером, или Рулетка, железка и шары для неимущих». Кинулся в этот омут, не подозревая, что это действительно пучина! Роман о себе, самые интересные вещи всегда писались о себе. Остались последние удары кисти. Не думал, что роман затянет на столь долгое время. Но я жалею об этом, потому что решил доказать, что я еще и великий романист. Прозаики — самые несчастные люди на Земле! Пишешь, пишешь и не знаешь, выгорит или нет. А песню быстро написал, стал знаменитым, и все тебя любят! Песни писать продолжаю, написал несколько песен для Лепса. Лепсу песни понравились. Но продавать ему их не буду, я по-прежнему сторонник того, что песни надо отдавать бесплатно.

Читать еще:  Стихи некрасова короткие которые легко учатся

— Вы можете себя назвать обеспеченным поэтом?

— Конечно! По сравнению с остальными поэтами я выжимал из одного восьмистишия больше, чем они за все свое творчество (смеется). У меня одна строчка стоит больше, чем у Киплинга, самого дорогого поэта в мировой истории. Меня, наверное, можно назвать самым дорогим поэтом в России, да и во всем СНГ! Поэты — люди непрактичные, будь я умным человеком, превращал бы вдохновение в золото, наверное, был бы самым дорогим автором. Я принес славу стольким звездам, которые до сих пор живут на эти песни, которые написал я. Я приношу им удачу! Поэтому стоит иногда ко мне обращаться, не такой уж я страшный, это посредники — страшные! (смеется). Трагедия! Стоило выпасть Пеленягрэ, как стало мало песен хороших! И еще мне хочется издать книгу своих стихов в Молдавии, чтобы люди знали, что есть такой поэт, который вышел из Молдавии. И даже гонорара не потребую! Меня стихи, к сожалению, не кормят, а только поят и то иногда (смеется)!

А стихотворения о Молдавии у вас есть?

— Ах, мама, моя мамочка! На улице — зима. Вся жизнь моя столичная садовнику — тюрьма! Устану ли разгуливать, добьюсь ли своего, мне хочется здесь выстоять, а больше ничего! Приветствую вас, верные беспечные друзья! Да здравствует булыжная провинция моя! Ее ни с кем не спутаешь, по небу пыль столбом! Ах, да-да-да, Родина за дальним рубежом!

На самом деле, о Молдавии я написал песню «Позови меня тихая родина». «Там кивает сирень и смородина. » В детстве под моим окном цвели и сирень, и смородина. Мама посадила. Все это о моей маленькой Родине.

СПРАВКА «КП»

Виктор Иванович Пеленягрэ. Родился 22 марта 1959 в селе Згурица Дрокиевского района. Окончил московское СГПТУ № 68 по специальности каменщик-монтажник, Калужский педагогический институт и Литературный институт имениГорького (семинар Льва Ошанина).

Один из создателей и Архикардинал Ордена куртуазных маньеристов. Автор текстов многих известных песен: «А в чистом поле» («А в чистом поле — система «Град», за намиПутин и Сталинград») и «Как упоительны в России вечера» (обе — группа «Белый орёл»), «Девочка» (Сергей Крылов), «Я вышла на Пикадилли», «Акапулько» (обе — Лайма Вайкуле), «Хулиган» (Ирина Аллегрова), «Мои финансы поют романсы» (Александр Буйнов) и «Шарманка» (Николай Басков). Принимал участие в создании мистификации — книги стихов вымышленного древнеяпонского поэта Рубоко Шо в сотрудничестве с автором книги Олегом Борушко, анаграммой имени которого (О. Борушко) и является имя японского поэта. Книга стихов Марка Саллюстия Лукана, якобы переведенная с латинского, написана Пеленягрэ.

Это интервью было в «КП» в 2013 году. Полностью его текст ЗДЕСЬ.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Пером и кистью. (2765)
  • TV. Кино и Подмостки (1705)
  • Обо всем (1468)
  • Интересно (1010)
  • Кумиры (853)
  • Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (825)
  • Старый, добрый шлягер (809)
  • Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (747)
  • Истории (714)
  • Джаз,Рок,Блюз. (696)
  • Аудиоальбомы (691)
  • СуперStars (615)
  • УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (487)
  • Суперхит XX века (475)
  • Звезды в «Музыкальной гостиной» (443)
  • «СССР» — ретро (385)
  • Бельканто (Любимые голоса) (294)
  • Культура, искусство, история (242)
  • Одесские истории (234)
  • Русский шансон (234)
  • Музыка на века (226)
  • Легенды русского шансона. (221)
  • Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (210)
  • Лирика романса (176)
  • Маленький ретро концерт (163)
  • Биографии (163)
  • История классики шансона (147)
  • Музыка ретро (113)
  • Песня.Романс (104)
  • Звезды русской эмиграции (86)
  • Мемориал (78)
  • Петр Лещенко (50)
  • шансон (41)
  • Литературный раздел (12)
  • Барды (1)

Метки

Я — фотограф

  • К приложению

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

✨Старый, добрый шлягер. «Как упоительны в России вечера». Полная история песни

В 2000 году, когда рассматривались варианты нового гимна РФ, прозвучала идея сделать таковым «Как упоительны в России вечера». Возможно это байка, но в то время песня действительно была мегапопулярной и всенародной.

Слова и музыка

Автором текста является Виктор Пеленягрэ. Он не писал стихотворение как песню, а просто хотел создать лучший в русской поэзии триолет (одна из форм стихосложения). На создание текста для будущего хита поэта вдохновила естественно любовь.

Сам Пеленягрэ рассказывал:

» Сначала первая строчка звучала так: «Как упоительны в Самаре вечера». Я приехал в Самару, тогда Куйбышев, на свадьбу к другу-поэту. Как известно, самые красивые девушки живут в Самаре. Вот и я познакомился с местной красавицей и сразу же потерял голову. Мы гуляли с ней по вечернему городу и были пьяны от любви. Тогда и родилась первая строчка…»

Стихотворение вошло в один из сборников Виктора. Один из экземпляров Пеленягрэ подарил своему другу Александру Добронраву, в соавторстве с которым написал несколько песен.

Композитор в 1996 году на полтора года уехал в США. Во время этой творческой командировки Добронравов ненадолго прилетал в Москву. А возвращаясь в Нью-Йорк взял из дому несколько книг со стихами разных поэтов, в числе которых был и подарок Пеленягрэ.

В один из вечеров Александр почувствовал, что готов написать что-то особенное. Он долго перелистывал привезённые с собой поэтические сборники, но ничего не цепляло. Последним композитор взял в руки книгу Виктора и на странице с «Вечерами» замер, а потом сел писать музыку.

О завершении работы Добронравов рассказывал так:

«Я понимал, что это «ядерный чемоданчик с кнопкой». Понимал сразу. Когда я её написал, то расплакался в студии. Я понимал, насколько она будет близка слушателям в России».

Но проблема была в том, что стих Пеленягрэ состоял всего из восьми строк, чего для полноценной песни явно недостаточно. Поэт добавил ещё восемь. А затем Добронравов пришёл с этой песней к Пугачёвой. Но Алла Борисовна не впечатлилась.

Как песня появилась в репертуаре «Белого орла»

На момент создания «Вечеров» группа «Белый орёл» была мало кому известна. Этот был ещё «зародышевый» проект владельца рекламной компании «Премьер СВ» Владимира Жечкова.

Бизнесмен хорошо знал Добронравова и предложил ему стать аранжировщиком и сопродюсером первого альбома — «Птица высокого полёта» — зарождающегося музыкального коллектива.

А когда началась работа над вторым диском «Потому что нельзя быть красивой такой», Жечкову требовался материал и он попросил Добронравова показать, что у него есть интересного в музыкальном загашнике.

Общались они в непринуждённой обстановке. Александр включал один за другим отрывки из своих песен. «Как упоительны в России вечера» была двенадцатой. Прокрутив её немного, Добронравов уже собирался переходить к следующей композиции, но Жечков попросил запустить «Вечера» с начала. Он прослушал мелодию несколько раз подряд, а потом безапелляционно заявил : «Эту песню к записи. Срочно».

Разгневанный поэт

В чередовании слов «Балы, красавицы, лакеи, юнкера. » в оригинальном тексте Пеленягрэ «лакеев» нет. Он написал «пролётки». Замена произошла без его ведома и согласия. Когда Виктор узнал об искажении своего текста, то песня уже стала хитом и по нескольку раз в день звучала в эфирах всех радиостанций страны.

Читать еще:  И день как ночь и ночь как вечность стихи

Он позже жаловался, что вообще вся строчка «Балы, красавицы, пролётки, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки…» далась ему с большим трудом. Буквально каждое слово в ней вымученно. Слова неоднократно перечёркивались, заменялись, снова возвращались на своё место.

«Однако эти придурки, которым я отдал песню, пользуясь тем, что меня нету в России (а я был в Финляндии) и не понимая, что такое «пролётки» взяли и поменяли их на «лакеи». Приехав, я заорал: «Вы ж запороли песню! Какие лакеи?! Их вообще не замечали. Это же господа, это же красивая жизнь…» Но, естественно, это ничего изменить не могло.

Кстати, не было в первоначальном варианте и “юнкеров”. Поэт написал “нумера”. Но, то ли на это Пеленягрэ не обратил внимания, то ли заменил сам, придумывая вторые восемь строк.

Клип, достойный кинопремии

Снимать клип на песню Жечков доверил Юрию Грымову, известному рекламными роликами 90-х, в том числе и про водку “Белый орёл”. Но, снять достойные такого хита кадры, у Грымова не получилось. Был приглашён молодой белорусский режиссёр Владимир Янковский.

Он не стал придумывать велосипед. По сути, сценарий клипа был заключён в тексте песни. На главную мужскую роль — седовласого помещика — пригласили отца режиссёра — Ростислава. А его жену сыграла красавица Марина Могилевская.

Любовь, измена, дуэль, природа и всё остальное настолько соответствовали духу эпохи, описанной Пеленягрэ, что никто из зрителей не сомневался, что исполняется хит в сопровождении кадров неизвестного исторического кино.

Песню, бесспорно, можно назвать культовой. Она всё равно на некоторое время стала гимном страны, пусть и неофициальным.

Рубрики:Старый, добрый шлягер

Метки: белый орел ритм музыка песни россия культура

Процитировано 5 раз
Понравилось: 14 пользователям

Виктор Пеленягрэ — автор хитов «Как упоительны в России вечера», «Акапулько», «Шарманка», «Позови меня тихо по имени»

Мистификатор Пеленягрэ

— Родился я в Молдавской ССР, в селе Згурица, в простой семье: мама работала медсестрой, отец кем только не был – и электриком, и разнорабочим. Три года назад не стало мамы, она умерла в 86 лет, можно сказать, исчерпала свою жизненную энергию. Отец умер год назад, его сгубили вредные привычки – он пил и курил до последнего дня, при этом дожил до 86 лет, но я думаю, что он был запрограммирован на более долгую жизнь.

О своем поэтическом призвании Виктор Иванович знал еще со школьной скамьи. Первое стихотворение написал в 7 лет, будучи учеником первого класса.

– Я этот детский стих – «Белые зубки, алые губки, дай поцелую тебя» – посвятил своей однокласснице Сильве, в которую тогда был влюблен. Она меня, можно сказать, окутала своей красотой. После школы почему-то пробовал поступить в Кишиневский государственный университет на исторический факультет. Мне тогда казалось, что я очень хорошо знаю историю, но меня туда не взяли. В итоге поступил в техникум, получил образование каменщика-монтажника, даже получил четвертый разряд. В итоге, конечно, в этой профессии я не остался. Помню, нас было 17 человек каменщиков, среди них почти все отсидели, так что контингент еще тот был. После этого я решил, что, прежде чем покорять Москву, надо получить высшее образование. Поступил в Калужский педагогический институт, окончил его по специальности «учитель русского языка и литературы». Потом мне удалось поступить в Литературный институт им. Горького в Москве. За место в этом вузе была невероятная конкуренция, ничуть не меньше, чем, например, в театральных институтах. В 1986 году я окончил Литературный институт и пустился в свободное плавание. Тогда же понял, что штурмовать высоты в столице нужно бандой, поэтому создал Орден куртуазных маньеристов – некий большой театр в поэзии (маньеризм – течение в европейском искусстве XVI века, отличающееся напряженностью образов и манерностью форм. – Авт.), куда входил в частности писатель Дмитрий Быков.

Виктор Иванович оказался успешен не только в поэзии, но и смог реализоваться как автор многих хитов. Он написал слова к многим известным песням.

Был такой период в творчестве, когда я считал, что композиторы и исполнители не так истолковывают смысл моих текстов. Например, мне казалось что танцы Лаймы Вайкуле отвлекают людей от смысла «Акапулько». Хотя, безусловно, хореограф Алла Сигалова ставила ей прекрасные номера, но они, на мой взгляд, были лишними. В самой песне заключается все. Мои любимые певицы – статичные, типа Таниты Тикарам, за исполнителем должна чувствоваться судьба. Хотя мне нравится агрессивная манера пения Ирины Аллегровой, я для нее написал песню «Хулиган». Импонирует и то, как поет Любовь Успенская. Чтобы мои тексты обретали ту кровь и плоть, которую в них закладывал, стал сам писать к ним музыку (наш собеседник окончил музыкальную школу, он умеет играть на многих духовых инструментах, на баяне и гитаре. – Авт.), а потом решил и сам петь. У меня есть даже альбом со всеми известными песнями, которые написал, в моем собственном исполнении.

– Наверное, были у вас серьезные разногласия с кем-то из певцов по поводу песен?

– Вайкуле отказывалась исполнять песню «Не спеши, дорогой» с тем текстом, который я написал. Там были строчки: «Не спеши, дорогой, ты сведешь меня с ума, не спеши, мой родной, все я сделаю сама». Лайма говорила, что это слишком откровенно и так она петь не будет. Я отказывался переписывать текст. В итоге она изменила на «Не спеши, мой родной, ведь волнуюсь я сама» – этим песня была безнадежно испорчена. Такие разногласия возникают сплошь и рядом. Поэтому я и решил сам петь то, что написал.

Самый большой ужас был, когда я первый раз услышал по радио песню «Как упоительны в России вечера». Я написал изначально так: «Балы, красавицы, пролетки, юнкера», а там спели «лакеи, юнкера». У меня был шок – какие лакеи, их в то время не замечали господа. Но уже было поздно переписывать песню, она пошла в ротацию. Говорили, что эту строчку изменил композитор Владимир Матецкий, ух я тогда хотел с ним поговорить. Это было ужасно. Я над этой строчкой очень долго бился, но, так как они не знали, что такое пролетки (легкая двухместная повозка. – Авт.), решили переписать мой текст.

• По данным «Википедии», Виктор Пеленягрэ принимал участие в создании мистификации – книги стихов вымышленного древнеяпонского поэта Рубоко Шо в сотрудничестве с автором книги Олегом Борушко, анаграммой имени которого (О.Борушко) и является имя японского поэта.

• Замешан в нескольких окололитературных скандалах, связанных с плагиатом. В частности, Пеленягрэ использовал без упоминания об авторе строки поэта Андрея Туркина в песне «А в чистом поле», а в тексте известной песни, ставшей всенародным хитом, можно уловить большое сходство со стихотворением Ю.Влодова, а также с одной влодовской строкой: «И небо – в голубых глазах поэта! И нервный скрип гусиного пера…»; в песне та же самая интонация: «И только небо в голубых глазах поэта. Как упоительны в России вечера!»

• О себе Виктор Иванович Пеленягрэ сообщает, что в 1996 году получил Венецианскую премию за лучшую поэтическую книгу.

Денис ЗИНЧЕНКО.

Советская Белоруссия № 150 (25032). Суббота, 6 августа 2016

История песни «Как упоительны в России вечера»

Песня, о которой сегодня пойдет речь стала фактически неофициальным гимном России. Слова этой композиции были написаны не сразу, музыка несколько раз менялась и дополнялась, а клип был снят в нескольких вариантах. Но, то что получилось — понравилось всем и сразу. Песня «Как упоительны в России вечера» мгновенно завоевала популярность.

Читать еще:  Стихи где есть назывные предложения

Как упоительны в России вечера,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Ах, лето красное, забавы и прогулки,
Как упоительны в России вечера.

Самый узнаваемый шлягер группы «Белый Орел» может от того и получился таким успешным, что рождался в муках. Автор слов Виктор Пеленягрэ мечтал написать свой лучший триолет и написал, но для песни этого оказалось мало, и через 10 лет он написал второй. Стихи полностью и услышал много лет назад музыкальный руководитель группы «Белый Орел» Леонид Гревнов.

«Впервые в стихах услышал эту песню на острове Мальта на творческом вечере. Я впервые услышал этот триолет. Фразы могли являться основными. Чуть позже Саша Добронравов предложил музыку. Другие авторы предлагали».

Позже в своих интервью автор слов Виктор Пеленягрэ признался, что дольше всего работал, выстраивал ряд в строчке: «Балы, красавицы, пролетки, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки…». Однако, позже уже без ведома автора слово «пролетки», т.е. экипажи участники коллектива заменили на слово «лакеи». Когда же Виктор Пеленягрэ узнал об этом, песня вовсю крутилась на радио и менять что-либо было уже поздно. Но еще больший успех песни принес видеоклип, рассказывает Леонид Гревнов.

«Снимали две версии. Первую снимал Юрия Грымов, но она не пошла. Но выбор был сделан в пользу Владимира Янковского. Сюжет видео уже лежал в стихах. Была эпоха».

Балы, красавицы, лакеи, юнкера,
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера.

В клипе снялась красавица Марина Могилевская, ее образ русской барышни надолго закрепился за актрисой. Зрители думали, что в клип вставлена нарезка из полнометражного художественного фильма, а песня — саундтрек к картине. Поверить в то, что это не сцены кино, а кадры видеоролика было трудно, казалось для короткого клипа, никто не будет снимать такой сложный сюжет. Песня «Как упоительны в России вечера» стала культовой, она собрала урожай призов, на нее стали делать пародии, а авторы и режиссеры копировать ее стиль, говорит Леонид Гревнов.

«Песня всех времен и народов. Неофициальный гимн России. Это не только мое мнение. Песня вошла в анналы истории».

Как ни странно полюбилась песня не только в нашей стране, но и за рубежом. А в некоторых странах хит «Как упоительны в России вечера» даже стали принимать за неофициальный российский гимн.

«В 2001 году день независимости Израиля. 300 тысяч зрителей и после национального гимна, звучала наша песня. Было приятно».

В 2000 годах, когда политики самого высокого уровня обсуждали новый российский гимн, некоторые деятели искусства в серьез рассматривали песню «Как упоительны в России вечера». Так или иначе, хит был популярным и в недорогих караоке-барах и на элитных свадьбах. А группа «Белый Орел», выпустившая в один год два громких шлягера «Потому что нельзя быть красивой такой» и «Как упоительны в России вечера», стала самым востребованным коллективом страны.

«Как упоительны в России вечера». История песни

В 2000 году, когда рассматривались варианты нового гимна РФ, прозвучала идея сделать таковым «Как упоительны в России вечера». Возможно это байка, но в то время песня действительно была мегапопулярной и всенародной.

Автором текста является Виктор Пеленягрэ. Он не писал стихотворение как песню, а просто хотел создать лучший в русской поэзии триолет (одна из форм стихосложения). На создание текста для будущего хита поэта вдохновила естественно любовь.

Сам Пеленягрэ рассказывал:

» Сначала первая строчка звучала так: «Как упоительны в Самаре вечера». Я приехал в Самару, тогда Куйбышев, на свадьбу к другу-поэту. Как известно, самые красивые девушки живут в Самаре. Вот и я познакомился с местной красавицей и сразу же потерял голову. Мы гуляли с ней по вечернему городу и были пьяны от любви. Тогда и родилась первая строчка…»

Стихотворение вошло в один из сборников Виктора. Один из экземпляров Пеленягрэ подарил своему другу Александру Добронраву, в соавторстве с которым написал несколько песен.

Композитор в 1996 году на полтора года уехал в США. Во время этой творческой командировки Добронравов ненадолго прилетал в Москву. А возвращаясь в Нью-Йорк взял из дому несколько книг со стихами разных поэтов, в числе которых был и подарок Пеленягрэ.

В один из вечеров Александр почувствовал, что готов написать что-то особенное. Он долго перелистывал привезённые с собой поэтические сборники, но ничего не цепляло. Последним композитор взял в руки книгу Виктора и на странице с «Вечерами» замер, а потом сел писать музыку.

О завершении работы Добронравов рассказывал так:

«Я понимал, что это «ядерный чемоданчик с кнопкой». Понимал сразу. Когда я её написал, то расплакался в студии. Я понимал, насколько она будет близка слушателям в России».

Но проблема была в том, что стих Пеленягрэ состоял всего из восьми строк, чего для полноценной песни явно недостаточно. Поэт добавил ещё восемь. А затем Добронравов пришёл с этой песней к Пугачёвой. Но Алла Борисовна не впечатлилась.

Как песня появилась в репертуаре «Белого орла»

На момент создания «Вечеров» группа «Белый орёл» была мало кому известна. Этот был ещё «зародышевый» проект владельца рекламной компании «Премьер СВ» Владимира Жечкова.

Бизнесмен хорошо знал Добронравова и предложил ему стать аранжировщиком и сопродюсером первого альбома — «Птица высокого полёта» — зарождающегося музыкального коллектива.

А когда началась работа над вторым диском «Потому что нельзя быть красивой такой», Жечкову требовался материал и он попросил Добронравова показать, что у него есть интересного в музыкальном загашнике.

Общались они в непринуждённой обстановке. Александр включал один за другим отрывки из своих песен. «Как упоительны в России вечера» была двенадцатой. Прокрутив её немного, Добронравов уже собирался переходить к следующей композиции, но Жечков попросил запустить «Вечера» с начала. Он прослушал мелодию несколько раз подряд, а потом безапелляционно заявил : «Эту песню к записи. Срочно».

Разгневанный поэт

В чередовании слов «Балы, красавицы, лакеи, юнкера. » в оригинальном тексте Пеленягрэ «лакеев» нет. Он написал «пролётки». Замена произошла без его ведома и согласия. Когда Виктор узнал об искажении своего текста, то песня уже стала хитом и по нескольку раз в день звучала в эфирах всех радиостанций страны.

Он позже жаловался, что вообще вся строчка «Балы, красавицы, пролётки, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки…» далась ему с большим трудом. Буквально каждое слово в ней вымученно. Слова неоднократно перечёркивались, заменялись, снова возвращались на своё место.

«Однако эти придурки, которым я отдал песню, пользуясь тем, что меня нету в России (а я был в Финляндии) и не понимая, что такое «пролётки» взяли и поменяли их на «лакеи». Приехав, я заорал: «Вы ж запороли песню! Какие лакеи?! Их вообще не замечали. Это же господа, это же красивая жизнь…» Но, естественно, это ничего изменить не могло.

Кстати, не было в первоначальном варианте и “юнкеров”. Поэт написал “нумера”. Но, то ли на это Пеленягрэ не обратил внимания, то ли заменил сам, придумывая вторые восемь строк.

Клип, достойный кинопремии

Снимать клип на песню Жечков доверил Юрию Грымову, известному рекламными роликами 90-х, в том числе и про водку “Белый орёл”. Но, снять достойные такого хита кадры, у Грымова не получилось. Был приглашён молодой белорусский режиссёр Владимир Янковский.

Он не стал придумывать велосипед. По сути, сценарий клипа был заключён в тексте песни. На главную мужскую роль — седовласого помещика — пригласили отца режиссёра — Ростислава. А его жену сыграла красавица Марина Могилевская.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: