Как вам кажется в чем особенности былинного стиха
Былинный стих
Былинный стих это древняя стихотворная форма былин (русских эпических речитативных песен).
- Ритмическое строение
- Виды былинного стиха
- Пример былинного стиха
- Происхождение
- Содержание былинных стихов
- Циклы былин
- Былины в классической русской поэзии
Ритмическое строение
Былинный стих отмечается разнообразием ритмических конструкций, чем обусловлено отсутствие его четко выраженной стихотворной структуры, рифмовки.
Былинный стих представляет собой разновидность тонического стиха, построенного на соизмеримости строк по количеству ударений при произвольном числе безударных слогов. В строках варьируется от двух до четырёх ударений, т. е. в пределах одной былины не всегда сохраняется тождественное количество ударений.
Для написания былин используются различные метры, например: хорей с дактилическим окончанием или сочетание хорея с дактилем, или анапест.
Былинному стиху не свойственна рифма, музыкальность произведения образуют созвучия. Композиционная структура стиха соответствует напевному характеру жанра: поэтический текст былины условно состоит из трёх частей – запева, зачина, концовки.
Виды былинного стиха
В зависимости от ритмического строения былинного стиха различают следующие виды этой поэтической формы:
- тактовик – былинный стих в виде четырёхсложной стопы с устойчивой или подвижной анакрузой;
- акцентный стих, или ударник, – дисметрический былинный стих, в котором каждая строка имеет равное количество ударных слов;
- фразовик – былинный стих, организованный за принципом интонационно-фразового группирования, при котором словосочетания разделяются равносложными клаузулами и смысловыми паузами.
Пример былинного стиха
Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка да богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец
(Русская былина «Три поездки Ильи Муромца»)
Происхождение
Былинный стих возник в русской фольклорной традиции как изложение древних героических событий. Былины исполнялись речитативом народными сказителями, первоначально в сопровождении игры на гуслях, позже без музыкального сопровождения.
Ранние распространённые названия былин – «старина», «исторические песни», «богатырские сказки», «богатырский эпос». Термин «былина» для обозначения жанра русской эпической песни был введен в 40-х гг. XIX в. фольклористом И. П. Сахаровым, который опирался на выражение из «Слова о полку Игореве»: «по былинамъ сего времени».
Содержание былинных стихов
Содержание былинных стихов основано на исторических событиях русского народа XI-XVI вв. Былины определяются как героические песни, но вместе с тем встречается много былин мифологического, новеллистического, авантюрного содержания. В центре русского былинного эпоса – средневековые богатыри, их деяния и героические подвиги в борьбе с захватчиками родной земли: монголо-татарской ордой, южными кочевыми племенами, мифическими существами. В литературе насчитывается около сотни сюжетов былин, вариантов – больше двух тысяч.
Циклы былин
В зависимости от того, с какими центрами Древней Руси соотносятся описываемые в эпических песнях события, былины разделяют на два цикла:
- киевский, или «владимиров», цикл (с главным образом князя Владимира, в котором совмещаются черты двух киевских князей – Владимира Великого и Владимира Мономаха; о черниговском богатыре Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и других героях);
- новгородский цикл (о Василе Буслаеве, Садко и др.);
Былины в классической русской поэзии
Былина оказала значимое влияние на творчество русских поэтов. Былинная поэтика и стилистика плодотворно была усвоена А. С. Пушкиным («Руслан и Людмила») и М. Ю. Лермонтовым («Песня про … купца Калашникова»). А. К. Толстой создал произведения по былинным мотивам, которые так и назвал былинами: «Богатырь», «Алёша Попович», «Змей Тугарин», «Илья Муромец», «Поток-богатырь», «Садко». Четыре сочинения, основанных на русском эпосе, написал К. Д. Бальмонт («Святогор», «Вольга», «Добрыня и Смерть», «Отчего перевелись витязи на Руси»).
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Тема. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
выявить характерные черты былинного героя Ильи Муромца, художественную идею былины, особенности поэтики былин;
формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами и иллюстрациями;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатных планов.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Слово учителя. Беседа.
Начинается былина с зачина, указывающего место, время действия и действующее лицо. Далее идёт изложение содержания. Кончается былина исходом, т.е. формулой, подводящей итог повествованию (напр., «Тут Соловью и славу поют»).
— Какие пункты плана соответствуют зачину и исходу?
— К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный ? Как они его характеризуют?
4.Сообщение учащегося об Илье Муромце.
Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, «старый казак» Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным.
Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин : «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…».
Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что наконец он стал святым угодником.
5.Сообщение «историка» о времени, нашедшем отражение в былине.
Между Северо-Восточной Русью и Поднепровьем стояли непроходимые леса. Весь Суздальский край именовался в Киеве «залесьем». Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу, именовавшуюся путём «сквозь вятичи». До этого приходилось объезжать лесной край, направляясь в верховья Волги, и уже оттуда — на Днепр, а по нему – к Киеву. Однако и после того, как прямая дорога была проложена, многие предпочитали прежний окольный путь. Прямая дорога на юг была неспокойной, на ней грабили и убивали, но именно эту дорогу через дремучий и опасный лес выбирает Илья Муромец для поездки в Киев.
Этот эпизод дает право приурочить былину ко второй половине XII — первым десятилетиям XIII в., когда прямая дорога на Киев уже существовала, хотя и оставалась опасной.
6.Выразительное чтение былины от слов «Да й поехал он ко славному ко городу Чернигову» до слов «Я нейду во Чернигов воеводою».
— Почему Илья Муромец отказался быть воеводою в Чернигове?
Свой патриотический долг Илья ставит выше всех других забот, стремится освободить Русскую землю от всякой нечисти.
7. Выразительное чтение фрагмента былины от слов «Укажите мне дорогу прямоезжую» до слов «Ай окольноей дорожкой — цела тысяча».
— Почему окольная дорожка «заколодела, замуравела»?
8. Слово учителя.
Дорога, идущая через Брынские леса, заставляет вспомнить реальные леса на реке Брыни в Калужском крае. Лес был дремучим и труднопроходимым. Это и есть та реальная дорога «сквозь вятичи», которая связывала северо-восточные земли с югом Руси.
— Какие географические названия и указания на место действия присутствуют в данном отрывке?
9. Сообщение учащегося о реке Смородинке, березе Покляпой, Леванидове кресте, Грязи Черной.
10. Выразительное чтение былины от слов «Он спустил добра коня да богатырского» до слов «Прямоезжею дорожкой в стольный Kиев-град».
11. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
— Совпадают ли ваши представления о героях былины с восприятием героев художника И.Билибина?
12. Сообщение учащегося о Соловье-разбойнике.
Легенда о Соловье найдена в одном из рукописных сборников XVII века.
Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину — Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем.
До христианства у мокши и эрзи были распространены имена птиц.
Вероятно, что Соловьем-Разбойником являлся реальный человек. Скорее всего, это был князь, который проживал на острове на территории нынешнего села Зазимье Броварского района Киевской области. Село находится в 10-15 км от Киева, на берегу Десны. Мимо села в древние времена шла дорога на Киев из Остра по Десне и суше. А собственно и изо всей северной Руси. Не исключено, что этот князь брал дань у путешествующих. В свою очередь, киевскому князю явно хотелось монополии, и он отправил разобраться рать Ильи Муромца.
Существует и другая версия места сражения Соловья-Разбойника и Ильи Муромца.
Согласно былине, Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропускал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и увидел попрыски богатырские, и по них поехал, и приехал на те леса Брынские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская еще за десять верст, засвистал он громче того, и с того свисту под Ильею Муромцем конь спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на девяти дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря, и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до смерти. К востоку от города Карачева лежит село с былинным названием Девять Дубов, что в лесах Брынских. Имеется там и речка Смородинка, упоминаемая в былине.
-Каким изображен князь Владимир в былине? Найдите в тексте слова, передающие описание облика князя.
14. Слово учителя.
Былинный князь Владимир пассивен и почти никогда не покидает своего дворца. Отношение к нему творцов эпоса противоречиво. В его характеристику постоянно входит указание на слабость его как правителя и нравственную нестойкость. Былинный князь не обладает практически никакой реальной силой — он может рассчитывать лишь на богатырей (то есть силу идеальную), в отсутствие которых он просто беспомощен. Владимир трусоват, а иногда и жалок. Он способен на несправедливость, вероломство и неоправданную жестокость, причем чаще всего жертвами его нечестных поступков оказываются богатыри. Именно в таких ситуациях с особенной отчетливостью проступает народное начало в былинах, торжество народных социально-нравственных оценок.
— Найдите в тексте эпизоды, где проявляется несправедливость, моральная нестойкость Владимира.
15. Выразительное чтение эпизода от слов «Тут Владимир-князь да стольнокиевский // Он скоренько шёл в столову свою горенку. » до слов «Приносил-то он ко Соловью-разбойнику».
— Как ведёт себя Илья в княжеских палатах?
Илью Муромца часто называют «старым казаком»: в этих словах, которые могли прикрепиться к богатырю не ранее конца XVI — начала XVII в., своеобразно преломились представления об Илье Муромце как вольном человеке, казачьем атамане, обладающем силой, независимой от княжеской ли, царской ли, ханской власти.
Илья Муромец — «главный» в ряду киевских богатырей — по происхождению крестьянин. Спокойствие родной земли для него превыше всего, смелость его не знает пределов, но она начисто лишена чего-либо показного, суетного.
Большую часть подвигов (победа над Соловьем-разбойником, Идолищем, расправа с разбойниками, с волшебницей и др.) он совершает по собственной инициативе. Он возглавляет богатырскую заставу, охраняющую подступы к Киеву. Как и другие богатыри, он время от времени выполняет княжеские поручения. Илья Муромец — опора безопасности Киева. Врагам известно, что в его отсутствие Киев беззащитен. Илья Муромец организует и обеспечивает оборону города и разгром татар.
17. Выявление особенностей поэтики былины.
С конца XVIII в. былины привлекали внимание писателей и ученых как высокохудожественные памятники народного творчества. Наиболее общими признаками былин являются их эпический характер, то есть обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои (чаще всего богатыри), развернутость, распространенность событийного повествования, следствием которых является значительный объем произведений (иногда более пятисот стихов); специфический стиль, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и т.д. Эти «внешние» признаки органически сочетаются с внутренними качествами жанра — художественным содержанием, отношением к действительности, структурой.
Поэтика былин богата и разнообразна. Стремясь подчеркнуть могущество и величие своих героев, народ часто пользуется в былине гиперболой для характеристики свойств и качеств былинного персонажа. Таково гиперболическое описание силы богатыря как основного качества воина. Гипербола типична и для изображения врагов Руси — Соловья и др. Троичность повествования также один из главных приемов изображения подвигов богатырей (богатырь совершает три поездки, в путь отправляются три богатыря, Садко трижды играет на берегу Ильмень-озера и т. д.); этот прием подчеркивает значительность описываемого. Для поэтики былины характерны постоянные эпитеты, сравнения, параллелизмы и пр.
Параллелизм — такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли и т. п., соответствующие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое.
Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную.
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту Покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.
18. Исследовательская работа с текстом.
— Какие приемы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?
— Выписать из текста былины примеры приемов (2—3). 1 вариант — гиперболы, 2 вариант — параллелизмы, 3 вариант — постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертвы лежат».
«Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!»
Постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Добрый молодец, силушка великая, дорожка прямоезжая, на сыру землю, лазоревы цветочки, стремечко булатное, раночки
Черным-черно, как черна ворона
— Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Как вам кажется, в чем особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определенный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?
Силлабо-тоническая система стихосложения — система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора — слог и ударение — и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов
— Расставьте ударения в былинных строчках от слов «Из того ли то из города из Мурома» до слов «Ай черным-черно, как черна ворона». Одинаково ли оно в каждой строке? На какой по порядку слог от начала падает первое ударение и на какой слог от конца падает последнее ударение?
Ударение падает, как правило, на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.
19. Слово учителя.
Былина — это поэтическое, художественное произведение. Она передаёт народное понимание истории, но вместе с тем искусно построена, язык её своеобразен. Если мы попытаемся прочитать былины, то быстро поймём, что читать их как произведения, например, А. С. Пушкина, нельзя. Это объясняется тем, что созданы былины особым былинным, тоническим стихом. В тоническом стихосложении в стихотворных строчках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений.
Во всех четырёх строках этого отрывка по три ударения, хотя количество ударных слогов и количество слогов между ударениями не всегда равное. Очень важно знать, что в былинном стихе первое ударение падает, как правило, на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.
IV. Подведение итогов урока.
— Что характерно для поэтики былины?
Слово учителя
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» — одна из самых распространённых былин, записанная в большом числе вариантов. В цикле об Илье Муромце занимает центральное место. Особое значение содержания былины определяется тем, что в ней воспевается один из главных воинских подвигов богатыря и описывается его вхождение в состав киевского богатырства, а также раскрываются главные героические качества Ильи.
V. Домашнее задание.
1.Составить тезисный план статьи учебника «Былинные герои».
-подготовить сообщение об А.К.Толстом по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!»;
-подготовить выразительное чтение стихотворения «Илья Муромец»;
— подготовить сообщение «литературоведа» о прототипе Ильи Муромца, былинного богатыря;
— подготовить сообщение об истории создания картины В.М.Васнецова «Богатыри» и работе художника над деталями полотна;
-подготовить сообщение о реальных людях и событиях, нашедших отражение в былинном цикле и на картине В.М.Васнецова;
— подготовить сообщение о «Богатырской симфонии» А.П.Бородина.
1.3.1. Формальные особенности былины
Формально-языковые особенности былинного жанра делятся на фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и текстуальные.
Фонетические особенности
Стихотворный ритм. Былины имеют стихотворную форму, но былинные стихи отличаются от привычных нам стихов, написанных определённым размером – ямбом (первый слог безударный, второй – ударный: «Какая грусть, конец аллеи…» у А. А. Фета), хореем (первый слог ударный, второй – безударный: «Мчатся тучи, вьются тучи…» у А. С. Пушкина), дактилем (первый слог ударный, второй и третий – безударные: «Слышу ли голос твой…» у М. Ю. Лермонтова) и др.
В былинах мы встречаемся со свободным стихом, в котором ямб, хорей, дактиль и т. д. в одной строке сосуществуют друг с другом. Возьмём такую строчку:
Как ехал он, Добрыня, целы суточки
«Как ехал он, Добрыня,» – ямб, «целы» – хорей, «суточки» – дактиль.
Рифма. В былинных стихах рифма встречается очень редко. Вот исключительные примеры:
На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек.
И спустил как эту тетивочку шелковую,
Да спустил он эту стрелочку калёную.
Словообразовательные особенности
Уменьшительные суффиксы. Добрыню часто величают Добрынюшкой, а Алёшу – Алёшенькой. Владимир, когда его Калин припёр к стенке, обращается к Илье ласково:
Ты прости, сударь Илюшенька…
Много уменьшительных суффиксов употребляется в былинах в существительных и наречиях.
В существительных: солнышко, реченька, речушка, рученьки, ноженьки, дружинушка, ествушка, питьице и т. п.
Вот контекст для двух последних существительных:
Кормил его ествушкой сахарнею,
Да поил-то питьицем медвяныим.
В наречиях: быстрёшенько, скорёшенько, тихошенько, скоренько, поскорёшеньку, близёхонько и т. д. Такие наречия имеют яркую разговорную окраску.
Об Илье Муромце:
Подъезжал он к Соловью близёхонько.
О князе Владимире:
Поскорёшеньку он поворот держал.
Словообразовательные пары. Они очень характерны для былин. Вот лишь некоторые их примеры: солнце – солнышко, звёзды – звёздочки, ветры – ветрушки, лебеди – лебёдушки, отечество – изотчина, государь – государин, царь – царища, племянница – племничка; Илья – Илюшенька – Илейка, Добрыня – Добрынюшка; Алёша – Алёшенька – Алёшка, сила – силушка; благословение – благословеньице, невзгоды – невзгодушки; поездка – поездочка, голова – головушка, очи – очушки, ноги – ноженьки, ягодицы – ягодиночки, руки – рученьки, локоть – локоточек, волосы – волосиночки, брови – бровушки, чара – чарка – чарочка, одежды – одежицы; жемчужины – жемчужинки; замки – замочки; высокая – высокошенька, статна – становитая, радостен – радёшенек, несчастный – бессчастный, бесталанный – неталанный.
Сложные слова. Вот излюбленные в былинах сложные слова: поры-времечки, травушка-муравушка, птички-пташицы, Киев-град, хлеб-соль, винцо-водочка, перинки-подушечки, данивыходы. Но попадаются и более редкие, как, например:
Как стучит-то, гремит, Змей-собачище.
Лексические особенности
Архаизмы. Приведу здесь только некоторые устаревшие слова из былин:
Эпитеты. Многие существительные в былинах имеют устойчивые определения. Такие определения в былиноведении принято называть эпитетами.
Золото в былинах, как правило, красное, серебро – чистое, жемчуг – скатный, звери – лютые, сокол – ясный, соболь – чёрный, змея – проклятая, кони – богатырские, молодец и конь – добрые, девица – красная, гусли – яровчаты, головушка – буйная, очи – ясные, уста – сахарные, груди и рученьки – белые, ноженьки – резвые, мать – родна, вдова – честна, Владимир – ласковый, палаты – белокаменны, богатыри – могучие, братцы – крестовые, дружинушки – хоробрые, пир – почестный, вино – зелено, погреба – тёмные и глубокие, лук – тугой, тетива – шёлковая, стрелочка – калёная, орда – тёмная
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Подготовка к ОГЭ по литературе
Литература как искусство слова. Литература среди других видов искусств. Национальное своеобразие русской литературы. Искусство чтения, или как надо читать. Писатель – призвание или профессия?
Мифы и мифология. Миф и сказка. Литературная сказка. Предание и легенда. Былины – русский героический эпос. Отличия литературы от фольклора.
Возникновение древнерусской литературы. Периодизация и основные особенности древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы и культуры.
Век Просвещения: в погоне за Европой. Классицизм в России. Реформа русского стихосложения М.В.Ломоносова и В.К.Тредиаковского.
Сентиментализм в Европе и России. А.Н.Радищев. Н.М.Карамзин. В.А.Жуковский.
Подготовка к ОГЭ по литературе
Былины – русский героический эпос. Основные особенности былин. Стих и язык былин. Композиция былин
Если мифы рассказывали о богах и героях божественного происхождения, то позднее люди обнаружили, что герои могут быть не только сыновьями богов – богатыри рождаются и среди них.
Героический эпос русского народа запечатлен в былинах. Былины раньше называли ста́ринами, то есть рассказами (преданиями) о старине, а в научную литературу слово «былина» вошло как название русских эпических песен в 30 — 40-е годы XIX века.
- Имеют ли события, о которых рассказывается в былинах, историческую основу? Конечно, да. В былинах далеко не всё выдумано, но в то же время былину нельзя назвать произведением историческим. Жизнь Древней Руси отразилась в былинах не прямо, а косвенно — в них изображались детали быта, некоторые черты общественных отношений, описывалась местность. Сохранённый в памяти народа яркий исторический эпизод постепенно наполнялся новыми подробностями, фантазиями.
- Былины — это произведения торжественные, так как повествуют о событиях не повседневных, а героических. Они не сказывались, как сказки, а исполнялись под музыку, обычно под звучание гуслей: сказитель ударял по струнам и начинал песнь о славных деяниях богатырей. Слушание таких рассказов было одной из очень немногих доступных в прошлом форм народного развлечения. He зря сказители на Руси пользовались огромным уважением. Сказителя старалась заманить к себе каждая артель, уговаривая, что будет на него работать, лишь бы он сказывал.
В чем отличие русской былины от древнего героического эпоса?
- Во-первых, в русской былине действуют реальные исторические лица (например, Владимир – Красно Солнышко) и описываются реальные исторические события – битвы; былина тесно связана с христианскими идеалами и любовью к своей родине (патриотизм). В древнегреческом эпосе действуют мифологические герои и повествуется о мифологическом героическом прошлом (мифологическое время и пространство).
- Во-вторых, русские богатыри рождаются не среди богов, как в Греции, а среди народа, и жизнь богатырей тесно связана с жизнью рода, племени, народа. Более того, они совершают подвиги не по воле богов и не в поисках бессмертия, а по своей воле ради своей земли и народа Так, когда князь Владимир просит Илью защитить Русь от Калина-царя, богатырь не только забывает свой гнев на несправедливость князя, посадившего его в темницу, но и просит других богатырей выйти на бой с врагом.
- В-третьих, в центре любого эпоса – война. Но герои древнегреческого эпоса воюют за красоту, за оскорбление, которое нанесено в мифологическом прошлом – украдена прекрасная Елена. Герои русского эпоса воюют за идеал, за христианскую веру, за народ.
- В-четвертых, отличен тип героя. Илья Муромец – герой, невозможный для античного эпоса. Такого героя в древнем эпосе нет: он до 33-х лет «сидел сиднем», потому что был неподвижен; мимо шли калики перехожие, то есть слепцы, и пели духовные песни и молитвы. Илья Муромец их услышал и подал им воды, исцелился, превратился в богатыря, нашел меч-кладенец и отправился на службу к великому государю. Такое преображение возможно только в христианскую эпоху, с христианским представление о чуде, когда “последние станут первыми”. Это отнюдь не античное представление о роке и судьбе как разумной и объективной необходимости.
- В-пятых, древнегреческий эпос содержит целостную картину народной жизни, он состоит из различных эпизодов, воссоздающих эту картину с разных сторон: от перечисления кораблей и описания щита Ахилла до отношений Гектора и Андромахи, Ахиллеса и Агамемнона. Русский же героический эпос рассказывает только об одном эпизоде из жизни одного богатыря.
Первый сборник былин составил в XVIII веке собиратель Кирша Данилов, и с тех пор их собирают и записывают многие ученые. Назовем самых известных:
- Александ Федорович Гильфердинг,
- Павел Николаевич Рыбников,
- Федор Иванович Буслаев,
- Орест Федорович Миллер.
Широко известны имена сказителей: Трофима Рябинина, Марии Кривополеновой, Марфы Крюковой. Мастерство сказителя передавалось часто из поколения в поколение.
Основные былинные циклы.
Основной цикл русских былин называют Владимирским (по имени князя Владимира, крестившего Русь), или Киевским.
Самый старший по возрасту из богатырей этого цикла — Илья Муромец, крестьянский сын из села Карачарово, под городом Муромом (отсюда и его прозвище).
В былинах рассказывается о том, что тридцать лет Илья «сидел на печи», так как не мог стоять на ногах. Исцелили его странники. С тех пор Илья стал служить киевскому князю Владимиру и защищать русский народ от чудовищ и иноземных врагов.
Илья Муромец обладает необыкновенной силой, он побеждает врагов, преодолевает враз огромные расстояния. Илья Муромец как бы вобрал силу целого народа: в ту пору народ сражался с кочевниками, прорубал дороги сквозь непроходимые леса.
Илья Муромец похож и на героев мифов, и на героев сказки (например, на Ивана, который поборол Чудо-юдо). Но в мифе и сказке событие отнесено к легендарному прошлому или сказочному миру, а в былине Илья Муромец живет и действует в реальную историческую эпоху, в реальном географическом пространстве, где живет реальный князь.
Добрыня — богатырь-змееборец. В былинах говорится о том, что родом он из Рязани, состоит на службе у киевского князя Владимира. Добрыня не только силён, но и мудр, вежлив.
Алёша Попович — ростовский богатырь, сын священника, самый младший из трёх богатырей. Он, в отличие от чистосердечных старших товарищей, и смел, и хитёр, любит шутки, веселье, может и прихвастнуть.
Стих и язык былин.
Былины – стихотворные произведения, разделенные на ритмические отрезки, строки. Вслушаемся в ритм былины и расставим ударения в каждой строчке:
Не сыро́й дуб к земле́ кло́нится,
Не зеле́ные листо́чки расстила́ются, –
Расстила́ется сы́н перед ба́тюшкой,
Он и про́сит себе́ благослове́ньица:
Ох ты го́й еси, роди́мый, милый ба́тюшка! –
Вы видите, что каждая строчка произносится с тремя ударениями – это ритм. Не важно, где стоят ударения, как чередуются ударные и неударные слоги, важно, что их три. Такой стих называется тоническим былинным стихом. В нем нет рифмы, но окончания строк тоже сходно-ритмичны: кло́нится, расстила́ются, ба́тюкой, благослове́ньица. Третий от конца слог ударный.
Перечислим особенности языка былин:
- В языке былины сохранились устаревшие и диалектные слова: в полон взять, конь осержается, сердце неуёмчиво, пляштый (палящий) мороз.
- В былинах повторяются целые фразы и синтаксические конструкции текста: чуть повыше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего.
- Для былин характерно повтор однокоренных слов и слов-синонимов: черным-черно, верою-правдой, почесть-хвала.
- Былинный слог изобилует постоянными эпитетами, устойчивыми сочетаниями: сырой дуб, стольный Киев град, добрый молодец, белы руки, чисто поле, мать сыра земля.
- В былинах всегда отражается устная речь сказителя: так, вместо частицы И сказитель может говорить Й:
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
Рассказчик может стягивать глагольные окончания: прохаживат вместо прохаживает, можь, хошь вместо можешь, хочешь; иначе произносить окончания прилагательных: великоей вместо великой, добрыя, старыя вместо добрый, старый. Эти особенности важно учитывать при выразительном чтении былины, иначе можно разрушить ее интонационную структуру.
- В былине мы можем встретить описания, в которых реальные качества человека или природных явлений явно преувеличены. Эта стилистическая фигура речи называется гипербола. Особенно преувеличиваются, кажутся неодолимыми силы зла:
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли от покрика звериного
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Тёмны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертвы лежат.
У слушателя и читателя складывается впечатление, что одолеть такую силу невозможно. Ho богатырь, вступая с ней в бой, выходит победителем. И мы делаем вывод о том, что русский богатырь ещё сильнее, ещё умнее, чем его противник.
- В былинах также может встретиться литота – художественное преуменьшение. Часто богатырь и его оружие в былинах описываются с помощью уменьшительных суффиксов:
Во свои берёт во белы он во ручушки,
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку калёную накладывал…
Поначалу представляется, что богатырь по сравнению с вражеской силой более уязвим. Ho когда победа оказывается на стороне богатыря, мы понимаем, что его «стрелочка калёная» мала лишь на фоне фигуры богатыря.
Так, с помощью гиперболы, литоты, повторов, постоянных эпитетов, ритмики в словесном искусстве создаётся яркий, выразительный образ.
Композиция и особенности повествования былин.
Большинство былин имеет трехчастную композицию:
- запев, который не связан с основным действием и лишь настраивает слушателей на особый лад;
- рассказ о событиях и
- концовку.
Причем композиция героических былин основана на антитезе богатыря и его врага (Илья — Соловей-разбойник), света и тьмы, добра и зла.
Повествование в былине идёт линейно: сказитель никогда не предаётся воспоминаниям о прошлом и никогда не заглядывает в будущее, он сосредоточен на действии, которое происходит будто у него на глазах.