0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить глаголы исключения в стихах

Спряжения глаголов. Стихи — запоминалки

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».

У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).

Ко второму спряжению относятся:

  1. глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме глаголов «брить», «стелить» и односложных (пить, лить и др.);
  2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть: видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть;
  3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Запоминалки спряжений глаголов. Фото — фотобанк Лори

Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:

Запоминалка спряжений глаголов — 1

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 2

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 3

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Запоминалка спряжений глаголов — 4

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Запоминалка спряжений глаголов — 5

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Как запомнить глаголы-исключения

Одна из самых сложных тем по русскому языку для школьников – это спряжение глаголов. При изучении этого материала наибольшую трудность вызывает запоминание глаголов-исключений, поскольку на первый взгляд они ничем не отличаются от остальных. По этой причине их необходимо заучивать наизусть. Как помочь ребенку выучить материал, запомнить его надолго и не путаться в словах? Существует несколько способов.

Способ 1. Глаголы-исключения в стихах

Можно учить вместе с ребенком рифмованные стишки, которые содержат в себе все необходимые глаголы. Вот несколько вариантов:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью,
отнесем мы без сомненья
все глаголы, что на «-ить»,
исключая «брить», «стелить».

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Очень хочется смотреть,
Целый мир зеленым видеть,
Ссоры, слезы ненавидеть,
Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать.
Не стоит эти мысли гнать!

Способ 2. Использование таблиц с глаголами-исключениями

Иногда стихи не помогают, поскольку у ребенка возникают сложности с пониманием процесса спряжения глаголов. Эта тема чаще других вызывает путаницу. Поэтому желательно вместе с ребенком составить наглядные таблицы, которые будут содержать примеры спряжения, а также все глаголы-исключения:

Неопределенная форма глаголов

-ать, -еть, -оть, -уть

Эту таблицу желательно разместить над рабочим столом или в другом месте, где ребенок будет иметь к ней свободный доступ. Возможно, потребуется неоднократное повторение, чтобы материал как следует запомнился.

Способ 3. Зрительная память

В современном русском языке используются всего 13 глаголов-исключений, и их можно запомнить зрительно. Дайте ребенку задание проспрягать каждый глагол и записать результат несколько раз. Если с запоминанием возникают сложности, можно исписать целую страницу. Этот способ активирует механическую и зрительную память, что поможет ребенку интуитивно выбирать правильный вариант написания слова. Применение правила потребуется только для проверки.

Способ 4. Карточки с глаголами-исключениями

Сделайте карточки с глаголами, на обратной стороне которых будет указано правильное спряжение. Помогите ребенку потренироваться: пусть он называет вам спряжение для каждого глагола самостоятельно, а потом смотрит верный ответ.

Заключение

Как показывает практика, проблемы с изучением спряжения глаголов практически не возникают у детей, которые много читают. Часто сталкиваясь с этими словами на страницах книг, они автоматически запоминают правильную форму и употребляют ее соответствующим образом. Лучшая тренировка для изучения любой темы русского языка – чтение стихов, сказок, произведений русских классиков.

Также употреблению верной формы слов способствует написание изложений. Для этого ребенок должен самостоятельно прочитать текст, затем закрыть его и написать изложение по памяти. Для тренировки можно выбрать текст, который будет содержать множество глаголов, в том числе исключений. После этого ребенок может сделать самостоятельную работу над ошибками и выписать те слова, которые вызвали у него наибольшие сложности. Для закрепления материала такие изложения по одному и тому же тексту можно написать несколько раз.

Глаголы-исключения в стихах

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить,
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -еть — смот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть, тер­петь, вер­теть, оби­деть,
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -ать — гнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запо­ми­нал­ки.

Глаголы-исключения

ΙΙ спряжение

Гнать, дышать, дер­жать, оби­деть.
Слышать, видеть, нена­ви­деть,
И зави­сеть, и тер­петь, а еще смот­реть, вер­теть.

Читать еще:  Кто написал стихи жди меня и я вернусь

Вы запом­ни­те, пожа­луй­ста, дру­зья,
«Е» в их окон­ча­ни­ях писать нель­зя!

Глаголы-исключения пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния запом­ним с помо­щью сле­ду­ю­щих риф­мо­ван­ных строк.

Глаголы I и II спряжения

Ко вто­ро­му же спря­же­нью
отне­сем мы, без сомне­нья,
все гла­го­лы, что
на -ИТЬ, исклю­чая
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

«Брить», «сте­лить» запом­ни тоже.
«И» в их окон­ча­ни­ях писать него­же!

Помощь в стихах

Гнать, дер­жать, смот­реть и видеть,
дышать, слы­шать, нена­ви­деть,
и зави­сеть, и вер­теть,
и оби­деть, и тер­петь.
Вы запом­ни­те, дру­зья,
Их на “-е ” – спря­гать нель­зя.

В лич­ных окон­ча­ни­ях этих глаголов-исключений, при­над­ле­жа­щих ко вто­ро­му спря­же­нию, мы пишем лишь бук­вы “и” и «а» или «я» :

  • ты ви́дишь,
  • мы де́ржим,
  • он ненави́дит,
  • они слы́шат,
  • они оби́дят.

Запоминалка

С помо­щью это­го стиш­ка запом­ним глаголы-исключения с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -еть:

Очень хочет­ся через стёк­лыш­ко смот­реть,
Целый мир зелё­ным видеть,
Лук и слё­зы нена­ви­деть,
Научиться боль тер­петь,
Чтоб не мог никто оби­деть,
Чтоб от силь­ных не зави­сеть,
Чтобы сла­бым не вер­теть.

Весёлые рифмы

Как нач­нёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слы­шать,
Ну а руки – всё дер­жать.
На меня нач­нёшь смот­реть,
Будешь ты меня вер­теть –
Буду всё рав­но тер­петь,
Буду от тебя зави­сеть,
Раз ты смог меня оби­деть.
Буду я тебя не видеть,
А откры­то нена­ви­деть.

Рифмованные стихотворения «Глаголы — исключения» ( 4 класс)

Рифмованные стихотворения

Глаголы исключения

II спряжения:
Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть.

I спряжения:
Ко второму же спряженью,
отнесем мы без сомненья
все глаголы что
на — ИТЬ , исключая
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

Смотреть и видеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Мартынова Лариса БорисовнаНаписать 31944 23.12.2016

Номер материала: ДБ-046331

  • Начальные классы
  • 4 класс
  • Другие методич. материалы

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    23.12.2016 314
    23.12.2016 2040
    23.12.2016 6583
    23.12.2016 1716
    23.12.2016 463
    23.12.2016 861
    23.12.2016 356

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Мнемонические правила для запоминания

Русский язык

Для запоминания глухих согласных:

СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!
ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?

Для запоминания звонких согласных:

Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!
ГДе ЖиЗНь БыЛа В МиРе + Й

Для разбора на члены предложения словам задаются вопросы. Вот мнемоника для определения обстоятельств:

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так:
Где? куда? когда? откуда?
Почему? зачем? и как?

Падежи:

Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку
Иван Родионович Дайте Вашу Трубку Покурить
Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить
Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого
Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
Извините Родители Дайте Ванюше Таблеток Покушать
Иван Родной Дай Водицы — Тетя Просит
Иваниха Родила Девочку Верочку, Толстенькую, Пузатенькую
Имя Родители Дали, Винни Топтыжкой Прозвали
Имя Родители Дали — Винительным Творцом Предложили

Приставки:

Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз- , из- , через- , раз- и без- .
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки — это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

Чтобы запомнить какие приставки пишутся слитно:
АвтоМотоВелоФотоТелеРадиомонтёр

Корни:

Стих о проверке безударных гласных в корне:
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

Правописание чередующихся гласных Е и И в корнях -бер-/-бир- , -дер-/-дир- , -мер-/-мир- , -пер-/-пир- , -тер-/-тир- , -блест-/-блист- , -жег-/-жиг- , -стел-/-стил- , -чет-/-чит можно запомнить с помощью простых стишков:
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Собирать, стирать, задира,
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Или на то же правило есть мнемоническое правило Ослика ИА: пиши в корне И, если за корнем А.

Чередующиеся гласные А и О в корнях -гар-/-гор- , -твар-/-твор- , -клан-/-клон- поможет запомнить мнемоника: Горению творца поклоняйся

Суффиксы:

Н или НН:
Слова-исключения стекляННый, оловяННый и деревяННый пишутся с двойной НН, чтобы запомнить их, представим себе старое окно – ручки из металла, рама и подоконник из дерева и естественно стекло. Удобно показывать ученикам прямо в классе, если окна ещё не заменили на пластиковые.

Слово-исключение смышлеНый надо писать с одной Н, он итак умный, ему и одной хватит.

МошеННик у тружеНика одну Н украл.

Читать еще:  Стих есенина плачет метель как цыганская скрипка

— ОНК, -ЁНК:
Девчонка сморит в даль в окно — под ударением буква О.

У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо.

Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку.

–ЧИК, –ЩИК:
Только после букв Д, Т, З, С, Ж пишется –чик(лазутчик, перебежчик, покрасчик, извозчик). Чтобы это запомнить используйте мнемонику:
ДеТи За СаЖей — чик, все остальное — щик.

Мягкий знак:

После ж нет мягкого знака в словах – Уж замуж невтерпеж.

Как мы знаем, в существительных ЖЕНСКОГО рода на конце ставится мягкий знак (моль, глушь, дочь). Женщина везде ходит с дамской сумочкой (мягкий знак), а мужчины сумки не любят, предпочитают разложить вещи по карманам.

В числительном может стоять ТОЛЬКО ОДИН мягкий знак. Если он есть в конце, то в середину его уже ставить не надо. (шестнадцатЬ, восемнадцатЬ, пятЬсот, восемЬсот)

Мягкий знак в возвратных глаголах легко проверяется вопросами «что делатЬ?», «что сделатЬ?» и «что делает?», «что сделает?». Если в вопросе присутствует мягкий знак, то и в слово его добавить надо. Например, интересоваться(что делать?), интересуется(что делает?).

Окончания:

Путаницу с окончаниями наречий поможет решить окончание слова окно. Например, влевО (в окнО), слевА (с окнА), налевО (на окнО).

Дефис:

Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Кое- , -либо, -то, -нибудь
Черточку не позабудь,
И при -таки, -ка, и -де
Ставьте черточку везде!
Но в частицах ЛИ, ЖЕ, БЫ
Черточку не надо бы.

Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
(из-за, из-под)

Непроизносимая согласная:

Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

НЕ надо писать Т:
— И ужаСНо, и опаСНо
Букву «Т» писать напраСНо.
— Вот чудеСНо! Вот прекраСНо!
— Почему это чудеСНо?
— Потому что интереСНо!

Надо писать Т:
Всем извеСТНо, как прелеСТНо
Букву Т писать умеСТНо!

Сложные в написании и словарные слова:

В городе Бордо, на улице бОрдовой,
закат бАгряный и бАгровый.

На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.

Слова-исключения (в корне после Ц пишем Ы):
Цыган на цыпочках подошёл к цыпленку и цыкнул «Цыц!».

Слова-исключения (после шипящих О, а не Е):
Кто-то в шОртах и в плаще по трущОбе без шОроха нес крыжОвник.

Как пишутся буквы С в слове иСкуССтво можно запомнить, представив, что бы едем на трёхколесном велосипеде (впереди одно колесо, сзади два) или с помощью дроби ½.

ИнЖЕНЕр, это человек, который приносит ЖЕНЕ большую зарплату.

Психиатр и педиатр пошли в театр.

У подЪезда адЪютант ждет фельдЪегеря.

Чулки и носки в родительном падеже:
носки – носкОВ они короткие, поэтому прибавляем В.
чулки – чулОК они и без В длинные.

Одевать/надевать:

Надеваю одежду, одеваю — Надежду.
Одевать (кого?) Надежду, надевать (что?) одежду.

Мы пошли с Надюшей в душ,
Вдруг приперся Надин муж.
То ли мне надеть одежду?
То ли мне одеть Надежду?

Глаголы-исключения второго спряжения:

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить,
Гнать, держать, дышать, обидеть,
Видеть, слышать, ненавидеть,
А еще вертеть, терпеть,
И зависеть, и смотреть.
Вы запомните, друзья,
Их на е слагать нельзя!

Знаки препинания:

Долго не могла запомнить, как ставить знаки препинания в вопросительно-восклицательном предложении (?!). Просто поставьте эти слова в алфавитном порядке: воПросительный – воСклицательный и навсегда запомните порядок их написания.

Ударения:

Иногда шутливые запоминалки могут идти от обратного. Прочтите эту рифмовку и никогда так не говорите:
Сорок прОценто наших дОцентов все докУменты носят в пОртфелях.

А есть и правильные стишки:
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла! (Фёкла красная, как свЁкла!)

Срубили ель, сорвали щавЕль.

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

Одна из самых распространённых ошибок – ставить ударение на О в слове звонИт. Чтобы этого не случилось, запомните:
А в слове звонит, и всех других спряжениях не должно быть вони!

Литература

Определить стихотворные размеры можно с помощью простого русского имени:

Иван — ямб
Ваня — хорей
Ванечка — дактиль
Ванюша — амфибрахий
Иоанн – анапест

И ещё можно запомнить мнемоническое слово ДАМАН:
ДАктиль – ударение на первый слог.
АМфибрахий – ударение на второй слог.
АНапест – ударение на третий слог.

Прочитав за лето море книжек, невозможно запомнить каждый сюжет, ни то что до экзамена, даже до учебного года. Для этого придумывают целые мнемонические песни. Например, сюжет шекспировского Гамлета навсегда можно запомнить, спев следующие строки:
Ходит ГамлEт с пистолетом,
Хочет ковой-то убить.
Он недоволен белым светом,
Он думает: Быть или не быть?

Евоная мать согрешила
И за другого пошла,
А сапогов ещё не износила,
В каких она за гробом мужа шла.

Офелия, Гамлетова девчонка,
Спятила, товарищи, с ума,
Потому что датская сторонка
Для народа хуже, чем тюрьма.

Спятила, в воду сиганула,
Даже не сняла с себя наряд,
И тут на кровь Гамлета потянуло,
И стал он их калечить всех подряд.

И по расписанию Шекспира
Вынимал тут Гамлет-молодец
С ножен комсоставскую рапиру,
Наступал Полонию конец.

И тогда король, трясясь от гнева,
В Лондон повелел его сослать,
Стакнулася с ним и королева,
Разве ж это мать? Такая мать.

Был Гамлет упрям и непослушен,
За себя двух корешей послал,
Вскоре был один из них задушен,
А другой – так без вести пропал.

Со зла Гамлет задумал постановку,
Чтобы свои сомненья разрешить,
Во дворце устроить потасовку
И в общей свалке кой-кого убить.

Решил разоблачить он королеву,
А, главное – прихлопнуть короля,
Самому отдать концы налево,
А Данию оставить без руля.

Читать еще:  Стихи про родину с чего начинается родина

Весь двор смотреть собрался на пиесу,
Которой Гамлет автор-режиссёр.
Король не проявлял к ней интересу,
Но под конец до смысла он допёр.

На сцене королева-потаскуха
Синильной мужа травит кислотой,
Льёт из пипетки, лярва, прямо в ухо,
Душевною блистая красотой.

Король смекнул да улыбнулся глупо,
И тут Гамлет давай их всех кромсать.
Наутро там нашли четыре трупа,
И то их невозможно опознать.

Шекспир – в машину и на поле боя,
Он моментально трупы опознал
И, несмотря на приступ геморроя,
За сутки свою пьесу накатал.

Больной Шекспир работал с увлечением,
Он делал деньги, затянув ремень,
И получили люди развлечение,
А автор – белый хлеб на чёрный день!
И получили люди развлечение,
А автор – белый хлеб на чёрный день!

Как запомнить глаголы-исключения

Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить

  1. Глаголы-исключения
  2. ΙΙ спряжение
  3. Глаголы I и II спряжения
  4. Правописание глаголов
  5. Как запомнить глаголы-исключения
  6. Глаголы 1 спряжения
  7. Способ 1. Глаголы-исключения в стихах
  8. Способ 3. Зрительная память
  9. Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания
  10. Скачать:

Глаголы-исключения

ΙΙ спряжение

Гнать, дышать, дер­жать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зави­сеть , и тер­петь , а еще смот­реть, вер­теть .

Вы запом­ни­те, пожа­луй­ста, друзья,
«Е» в их окон­ча­ни­ях писать нельзя!

Глаголы-исключения пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния запом­ним с помо­щью сле­ду­ю­щих риф­мо­ван­ных строк.

Глаголы I и II спряжения

Ко вто­ро­му же спряженью
отне­сем мы, без сомненья,
все гла­го­лы, что
на -ИТЬ , исклю­чая
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

«Брить», «сте­лить» запом­ни тоже.
«И» в их окон­ча­ни­ях писать негоже!

Правописание глаголов

Что касается изучение глагола как части речи, то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, – правописание окончаний, зависящее от спряжений.

Как запомнить глаголы-исключения

Одна из самых сложных тем по русскому языку для школьников – это спряжение глаголов. При изучении этого материала наибольшую трудность вызывает запоминание глаголов-исключений, поскольку на первый взгляд они ничем не отличаются от остальных. По этой причине их необходимо заучивать наизусть. Как помочь ребенку выучить материал, запомнить его надолго и не путаться в словах? Существует несколько способов.

Глаголы 1 спряжения

Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

1 лицоу (ю)мн.ч.ем
2 лицоешьмн.ч.ете
3 лицоетмн.ч.ут (ют)

Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

  1. брить (бреет);
  2. стелить (стелет).

Способ 1. Глаголы-исключения в стихах

Можно учить вместе с ребенком рифмованные стишки, которые содержат в себе все необходимые глаголы. Вот несколько вариантов:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью,
отнесем мы без сомненья
все глаголы, что на «-ить»,
исключая «брить», «стелить».

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Очень хочется смотреть,
Целый мир зеленым видеть,
Ссоры, слезы ненавидеть,
Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать.
Не стоит эти мысли гнать!

Способ 3. Зрительная память

В современном русском языке используются всего 13 глаголов-исключений, и их можно запомнить зрительно. Дайте ребенку задание проспрягать каждый глагол и записать результат несколько раз. Если с запоминанием возникают сложности, можно исписать целую страницу. Этот способ активирует механическую и зрительную память, что поможет ребенку интуитивно выбирать правильный вариант написания слова. Применение правила потребуется только для проверки.

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие – и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, – в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector