0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стих есенина черёмуха

Конспект занятия по речевому развитию «Чтение и заучивание стихотворения С. А. Есенина «Черемуха»

Марина Хачатрян
Конспект занятия по речевому развитию «Чтение и заучивание стихотворения С. А. Есенина «Черемуха»

Конспект занятия по речевому развитию.

Чтение и заучивание стихотворения С. А. Есенина «Черемуха»

• Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;

• Довести до сознания детей замысел поэта о красоте весны и таянии снега;

• Формировать умение понимать художественный образ веток черемухи через сравнение с кудрями

2. Развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;

• Способствовать развитию процесса запоминания с использованием пиктограммы;

Обогащать речь детей за счет слов: роса медвяная, зелень пряная, развесившись, волной гремучею.

• Вызвать интерес к стихотворению через мотивацию речевой деятельности и желания выучить его;

• Воспитывать любовь к художественному слову.

Материал: текст стихотворения; картинки по содержанию стихотворения; мнемотаблица; диктофон, ширма.

Словарь: «проталинка», «кудри», «душистая».

Наблюдение за весенними явлениями в природе;

рассматривание пейзажных картин о весне;

чтение художественных произведений о весне;

заучивание стихов, песен о весне.

Организационный момент и введение в тему занятия.

Сегодня нас ждёт новое путешествие в Мир Искусства. Но, прежде чем ступить на его порог, давайте прислушаемся, оглядимся- есть ли что-то необычное сегодня в нашей группе? (Звучит музыка, слышен шум леса, пение птиц).

Ребята, когда я шла сегодня в наш детский сад, я повстречала, а кого, вы сами угадайте.

Светает рано по утрам, проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?. (весна)

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется. (весна).

я предлагаю вам ребята поехать на поезде.

Бегут, бегут. бегут

А круглые колёсики

Всё тук, да тук, да тук.

И вагончики повёз

Чох-чох, чох-чох, чу-чу

(Выглядываем в окошко)

Посмотрите внимательно и скажите, какое время года вы видите за окном? (Весна)

Почему вы так решили?

Что происходит весной с природой? (всё оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы).

Что происходит весной с деревьями, цветами? (набухают почки, появляются листочки).

Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнцу.

Давайте устроим привал » Привал у черёмухи».

Как тут красиво, садитесь на брёвнышки, и внимательно слушайте.

Послушайте стихотворения С. Есенина » Черёмуха»и представьте себе то, о чём в нём говориться.

Чтение педагогам стихотворения » Черёмуха»

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Беседа по содержанию.

— Понравилось вам это стихотворение?

— Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, весёлое, ликующее).

— О чём это стихотворение? (о черёмухе, ручье, о проталинке, весне).

— Какие слова поэт говорит о черёмухе? (черёмуха душистая, ветки золотистые,

Послушайте стихотворение ещё раз и обратите внимание на слова, которые вам не понятны. Чтение стихотворения ещё раз.

— Как вы понимаете выражение:

«Волной гремучею» вода шумит, издаёт громкие звуки

«Вкрадчиво под кручею» осторожно, доверчиво, крутой спуск, обрыв

» Роса медвяная» капелька воды с ароматом мёда

» Зелень пряная» с острым ароматным запахом

«Зелень золотистая» листья на солнце переливаются жёлтым цветом

Это стихотворение написал замечательный великий поэт Сергей Есенин.

С раннего детства он полюбил русскую природу. Однажды играя во дворе со своими товарищами, он увидел белоснежно цветущее дерево, с ароматным запахом. С тех пор он чувствовал себя частью природы.

— Вспомните, как, рассказано о ручье? (маленький, серебряный).

— А как бы вы сказали, ручей, какой? (тёплый, быстрый, журчащий, чистый, холодный).

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

Чтение стихотворения по частям и подбор картин каждой части.

Чтение первой части (черёмуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная).

(а рядом у проталинки, бежит струиться маленький, серебряный ручей).

Чтение отрывка ко второй части (черёмуха душистая, развесившись стоит, зелень золотистая на солнышке горит).

(ручей волной гремучею ветки обдаёт).

Повторное чтение стихотворения.

Давайте ещё раз послушаем стихотворение.

Слушаем диктофон на который было записано наше чтение стихотворения.

О чём это стихотворение? (о черёмухе, весне).

Кто его написал? (Сергей Есенин).

Как вы думаете, любит ли автор русскую природу весной?

Какая часть понравилась больше?

Мы оставим нашу запись на привале. Пусть лес радуется нашим голосам.

Конспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.

Конспект НОД по речевому развитию «Лето». Чтение русской сказки «Вершки и корешки» Задачи: — учить слушать рассказ и объяснение; — учить слышать вопрос и адекватно на него отвечать; — учить составлять предложения по сюжетным.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы. Задачи: Образовательные: Закреплять представления детей о характерных.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Конспект занятия по заучиванию стихотворения С. Есенина «Белая береза» Конспект занятия: Заучивание стихотворения С. Есенин «Белая береза» направлено на формирование и развитие навыков выразительного чтения,.

Конспект занятия. Заучивание стихотворения «Жаворонок». Часть 2. Праздник самой доброй вести — Благовещение Мария Манвелова Заучивание стихотворения «Жаворонок»В. А. Жуковский. Часть-2. Праздник самой доброй вести – Благовещение. Лепка «Птицы-вестники.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Урок чтения. С.А. Есенин «Черемуха»

Цели:

учить правильному, выразительному чтению;
развивать воображение, память, мышление;
прививать любовь к русскому языку, любовь к поэзии, к природе.

Оборудование: портрет С.А. Есенина, фрагмент музыкального произведения Э.Грига, разноуровневые задания, картон для рисования, мелки.

Тип урока: комбинированный.

1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомство с творчеством С.А.Есенина, учиться выразительно читать, развивать воображение, память, мышление.

2. Проверка домашнего задания.

Со стихотворением какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

Что вы знаете об этом поэте?

(Ответы детей. Используется материал статьи учебника и дополнительной литературы. Оцениваются ответы детей.)

Какое стихотворении С.А.Есенина вы готовили к сегодняшнему уроку?

Итак, наш класс превращается в театр. Есть артисты, которые хотят донести до нас красоту есенинского слова и есть зрители – ценители искусства.

Кто возьмет на себя ответственность суфлера?

Остался последний момент и откроется занавесь.

По каким критериям мы будем оценивать чтение стихов наших товарищей?

У ребят листочки с критериями оценивания (см. приложение №1 к уроку).

Чтение стихов у доски, анализ и оценка.

Спасибо всем нашим артистам, спасибо вам всем за работу.

В начале урока я сказала, что мы будем учиться читать стихотворения выразительно.

А что значит читать выразительно?

Учитель подводит итог: читать выразительно – значит выбрать правильный тон, темп, тембр; правильно расставить логические ударения, паузы; но особенно важно представить в своем воображении то, о чем читаешь, выразить свое отношение к воображаемому.

А для этого надо подготовиться и натренировать свое воображение и голос.

Идет- идет Зеленый Шум
Зеленый Шум, весенний Шум.
(Некрасов Николай Алексеевич)

Попробуйте, управляя своим голосом, прочитать эти строчки по–разному.

Дети встают, один читает, потом повторяют хором.

Варианты чтения: медленно, напевно; быстро, ритмично; доверительно; объясняя; с восклицанием.

Голос и воображение натренировали. Давайте попробуем догадаться. О каком времени года мы будем читать сегодня стихотворение С.А.Есенина?

4. Слушание музыки.

Сейчас мы послушаем отрывок музыкального произведения норвежского композитора Эдварда Грига. Музыка своим языком нот поможет нам догадаться. Давайте еще раз обратимся к своим ощущениям. Время года и наши чувства. Например, зима-покой, печаль.

Дети отвечают, а учитель подводит итоги: осень-грусть, увядание; лето-радость, насыщенность цветов; весна-обновление, радость, восторг.

Слушать музыку надо внимательно. Сели удобно. Если у вас появилась догадка, поднимите руку.

Ответ детей – весна.

Что вы услышали и увидели в музыке?

Ответы детей (признаки весны).

Обобщение учителя. С приходом весны происходят чудесные перемены. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. Недаром в народной поэзии так много песен, где человек обращается к дереву, как живому, близкому, родному существу. Которое может радоваться и печалиться, мечтать и надеется. Вспомним народные песни: “Ивушка, ивушка, зеленая моя!” или “Береза моя, березонька,

Читать еще:  Анализ стиха и мальчик что играет на волынке

А вот еще одно дерево, растущее в овраге. Но расскажет о нем не народная песня, а стихотворение С. А. Есенина.

5. Работа над стихотворением С.А. Есенина “Черемуха”.

а) чтение учителем.

Слушайте внимательно стихотворение. Можете закрыть глаза. Постарайтесь почувствовать всеми своими органами то состояние природы, которое передал Есенин. Постарайтесь увидеть, услышать. Почувствовать вкус. Осязать, обонять весну. И я вас прошу ответить на вопрос: “Какие чувства хотел передать нам поэт этим стихотворением?”

б) чтение шепотом учащимися.

Читайте стихотворение и помечайте буквой “Ч” — там, где говорится о черемухе и буквой “Р” -, там, где говорится о ручейке.

в) работа над четверостишьями.

Прочитайте строки, в которых говорится о черемухе.

Что вы представили, читая эти строки?

(Черемуха? – большая, белая, вся в цвету.

День? – ясный, солнечный.

Аромат? – хочется вдыхать полной грудью.

Цветы? – белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.

Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).

Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).

Во втором четверостишье Есенин еще раз рисует черемуху, но ничего не изменяет в ее облике.

К чему приближает такой повтор?

Под влиянием чего Есенин стал писать стихотворения? (Русская частушка, русская – народная песня).

А теперь давай составим партитуру этих строчек.

Тон – напевный, мелодичный, ласковый.

Один из учеников расставляет логические ударения, паузы (показать любовь к черемухе). Класс помогает.

А теперь посмотрим, как выглядит ручей?

А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Где протекает ручей?

Что такое проталинка? (Место, где стаял снег и открылась земля. В этом случае – уменьшительно–ласкательно.)

Какой он? (Маленький, серебряный, звонкий)

Что значит “гремучая волна”? (Ручей гремит, шумит, хотя и маленький)

Как вы понимаете, выражение “вкрадчиво песенки поет”? (Голос ручья может быть нежным, убаюкивающим, доверительным)

Итак, какая перед нами возникает картина?

В овраге холодно. Наверное, там сохранилось с зимы немного льда и почерневшего снега. Бежит маленький, звонкий ручей. Он омывает корни черемухи, его брызги обдают нежные ветви влагой.

А сейчас мы с вами прочитаем очень интересные строчки. В этих строчках Есенин нам не только показал время года. Но и время суток.

Подумайте, какое же это время суток?

Кругом роса медвяная
Сползает по коре
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

Это утро. Ребята, что значит “роса медвяная”? (Черемуха – медоносное растение. И также как у березы по весне появляется березовый сок, так и у черемухи…)

А что значит “зелень пряная”? (Пряные, острые, ароматные по вкусу и запаху. Вспомнить, какие знают пряности: тмин, корица, гвоздика, лавровый лист, петрушка…)

Читая эти строки, мы должны передать запах (аромат), который исходит от черемухи.

А теперь давайте составим партитуру этих строчек. (Работать также как над предыдущими четверостишьями)

Стихотворение разобрано. Давайте еще раз представим весеннюю природу.

Физкультминутка.

Представляем весенний цветок, который появляется из-под земли (дети присели). Солнышко светит, идет приятный весенний дождик и этот цветок – растет, расцветает, тянется к солнцу (дети это изображают). Кругом яркое солнце. Покажите руками его лучи.

Чистое небо. Летают бабочки.

Итак, дети должны показать: цветок, бабочек, птичек, дождик, радость весне.

А теперь давайте посмотрим на партитуру, призовем свои чувства и прочитаем стихотворение “Черемуха”.

А теперь, ребята, давайте за 2 мин. изобразим мелками ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение. (На партах у учеников картон голубого цвета и мелки.)

Это стихотворение будет задано выучить на дом. Вспомним 1 способ заучивания на примере первого четверостишья. (Технология “Интеллект”, которую используют учителя Ломоносовской школы)

Способ заучивания: три раза прочитай первую строку стихотворения, делая ударение на первом слове; три раза прочитай вторую строку стихотворения, делая также ударение на первом слове, повтори первую и вторую строки наизусть, уже не делая ударения на первом слове; три раза прочитай третью строку, делая ударение на первом слове; повтори первую и вторую и третью строки наизусть уже не делая ударения на первом слове; три раза прочитай четвертую строку, делая ударение на первом слове; наизусть повтори все четыре строки, уже не делая ударения на первом слове. Таким образом, прочитай все стихотворение.

Ребята. Давайте вспомним, какие есенинские стихи мы с вами прочитали (дети называют).

Знакомясь с этими произведениями, мы увидели, что поэт для того, чтобы передать красоту русской природы использовал различные определения. Мы тоже их можем использовать в своей речи. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети выполняют разноуровневые задания и проверяют их по ключу (см. приложение №2 к уроку). Определения зачитываются в классе.

Ребята, поднимите руки те, кто любит русскую поэзию.

Мы любим стихи наших русских поэтов, стараемся использовать в нашей речи их художественные определения. Но мы и сами творим.

Дети читают свои стихи, которые они написали на уроках развития речи.

6.Итог урока. Чему мы учились на сегодняшнем уроке чтения?

– читать выразительно стихотворения;
– управлять своим голосом и воображением;
– развивали память, заучивая стихи и выполняя задания на бланках;
– развивали мышление, анализируя стихотворение.

И делали мы с вами это хорошо.

Примечание: При составлении партитуры стихотворения можно указать понижение и повышение голоса.

Приложения к уроку.

Критерии оценивания чтения стихотворения.

1. Название, автор.
2. Правильность (как выучено).
3. Выразительность.
4. Манеры.(внешняя форма поведения).

Приложения к уроку.

Задание 1. Вспомни стихотворения С. А. Есенина “Пороша”, “Береза”, “Нивы сжаты, рощи голы…”.

Задание 2. Допиши к данным понятиям есенинские художественные определения.

Сергей Есенин «Черёмуха»

Сергей Есенин «Черёмуха»

Цель: знакомство с биографией и творчеством С.Есенина.
Задачи:
1. Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; учить выразительному чтению стихотворения, умению находить в тексте образные средства (эпитеты);
2. Развивать связную речь учащихся, умение передавать свои впечатления о прочитанном; развивать творческое воображение учащихся.
3. Воспитывать любовь к Родине через красоту природы; чувства коллективизма через работу в парах.
Ход урока:
1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

1) Речевая разминка.( СЛАЙД 1)

-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:

В тетради – клякса.

На горе, на горке

Горько ревёт Егорка.

2) Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока.

-Что было задано на дом?

Опрос домашнего задания. (3 ученика)

3. Постановка цели урока:
— А сейчас усаживайтесь поудобнее и закройте глазки. Я загадаю вам загадку о растении, которое цветет весной с нежным ароматом. Вот послушайте:
Будто снежный шар бела
По весне она цвела.
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (черёмуха)
— Посмотрите, какая цветущая черемуха? (белая, красивая, пушистая)
— Про черёмуху слагали песни, писали стихотворения. (СЛАЙД 2)

Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Всей России встают черты…(Н.Браун)

— Давайте попробуем сформулировать тему урока.(С.Есенин «Черемуха»)

— И сегодня мы познакомимся со стихотворением «Черёмуха», которое написал Сергей Есенин. Мы будем учиться выразительно читать это стихотворение и стараться передавать чувства и впечатления о прочитанном.

4.Изучение нового материала.

1.Биография поэта. (СЛАЙД 3,4,5)

Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта). (СЛАЙД 6)
В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу — он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано — в девять лет.
Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы.
Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь (30 лет), но очень непростую жизнь. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, слушал лекции в народном университете.
Первая книга стихов Сергея Есенина — «Радуница» — вышла в 1916 году (когда ему был 21 год) и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. До сих пор остается загадкой история его гибели.
2)Творчество поэта:
— Во 2 классе уже знакомились со стихотворениями С.Есенина. Кто вспомнит названия? Выберите из предложенного списка, названия стихов С.Есенина.
«Белая берёза»(!)
«Вовка–добрая душа»(А.Барто)
«Поёт зима, аукает»(!)
«Мойдодыр» (К.Чуковский)
(дети встают и убирают лишние стихотворения)
— Кто автор других стихотворений?

3) Знакомство с новым стихотворением:

— Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

(Учитель читает стихотворение под музыку) (СЛАЙД 6)

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет. (Пауза)

— Что представили? Какую картину нарисовали в своем воображении?

4. Вторичное знакомство со стихотворением: (жужжащее чтение)
(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)
— Какое настроение автора вы почувствовали: (ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное?)
— Какие чувства возникли в вашем сердце: (изумление; радость; восторг; восхищение; грусть; спокойствие; сожаление; печаль; ликование).
— Какие не понятные слова вам встретились?

(толкование непонятных слов по словарю Ожегова)

· роса медвяная — ароматная, с запахом мёда;

· зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

· проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;

· волна гремучая – издающая громкие звуки;

· обдаёт – обливает со всех сторон;

· вкрадчиво – осторожно; тихо;

· под кручею – под обрывом.

6. Беседа о прочитанном:
-Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (ЭПИТЕТЫ)
— Для чего нужны эпитеты? (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной). (СЛАЙД 7)
7. Выборочное чтение:
— Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? (зачитайте)
(Черёмуха душистая, ветки золотистые)
— Почему они золотистые? (блестят в лучах солнца)
— С чем сравниваются ветки дерева? (с кудрями)
— Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась)
— Как автор рассказывает про росу? А зелень какая? (зачитайте).
— Почему «сияет в серебре»? (блестит на солнце)
— Значит, в какое время суток автор увидел черёмуху? (утром)
— Прочитайте в парах первый и второй столбики.

8.Работа над выразительностью.
— Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава)
— Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поет ручей? Какой звук преобладает в этих словах?
(А Рядом, у пРоталинки, в тРаве, между коРней,
Бежит, стРруится маленький сеРебРяный Ручей…) (Р)
— Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)
— Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика)

С чем мы познакомились и чему мы учились на уроке?
(познакомились со стихотворением «Черёмуха» С.Есенина;
учились выразительно его читать)
— как называются слова, которые делает нашу речь более яркой,
точной, красочной, выразительной? (ЭПИТЕТЫ)
Оценивание учащихся.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Сергей Есенин — Черемуха душистая: Стих

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина

Большая часть раннего творчества С. Есенина посвящена пейзажной лирике. Молодой крестьянский поэт стремился раскрыть перед читателями удивительный мир русской природы. Воспоминания о родном селе позволяли Есенину создавать очень чистые проникновенные произведения, который точно передавали его ощущения. Одним из них является стихотворение «Черемуха» (1915 г.).

В центре внимания восторженного наблюдателя находится «черемуха душистая». Обычное дерево совершенно преображается с наступлением весны. Черемуха предстает в облике молодой прекрасной девушки, которая завила свои кудри. Она осознает свою ослепительную красоту, что придает ей еще большее очарование.

Черемуха расцветает вместе со всей окружающей природой. Есенин использует богатую цветовую палитру в изображении пейзажа: «ветви золотистые», «зелень», «в серебре». Динамичность общей картине придает струящийся «серебряный ручей», который напевает черемухе «песенки». Тем самым изображение словно оживает, наполняется разнообразными звуками.

Черемуха и ручей могут символизировать собой двух влюбленных, чьи чувства пробудились впервые под влиянием весны. «Вкрадчивое» пение ручейка напоминает пылкое признание в любви молодого человека. Наделение растений и животных человеческими чертами вообще было излюбленным приемом Есенина, который не отделял человека от природы.

Характерной особенностью пейзажной лирики Есенина является отсутствие лирического героя. Фигура наблюдателя только предполагается. Поэт позволяет читателям своими глазами взглянуть на волшебную картину.

Произведение написано очень простым и понятным языком. Особую красоту и лиричность ему придают разнообразные эпитеты: «душистая», «медвяная», «гремучею». Обычным приемом для ранней лирики Есенина является использование олицетворения: «роса… сползает», «ручей… поет». Также поэт применяет оригинальные метафоры: «зелень… на солнышке горит», «волной гремучею все ветки обдает». Единственное сравнение («как кудри») станет традиционным для Есенина и впоследствии будет им очень часто применяться.

Весеннее преображение природы выбрано Есениным не случайно. Оно было очень близко его собственному состоянию в этот период. Молодой поэт недавно переехал в Москву. Он полон надежд и уверен в собственных силах. Вхождение в поэтический мир Есенин связывал с началом новой жизни. Он находился в состоянии мощного духовного подъема. Это ощущение стало «визитной карточкой» нового русского поэта, с помощью которой ему удалось покорить взыскательную московскую публику.

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Урок 83. С. Есенин «Черемуха»

Урок 83. С. Есенин «Черемуха»

Урок по произведению Сергея Есенина «Черемуха» по программе УМК «Школа России», учебник 2013 г. ФГОС.

Консультант по компьютерным технологиям в школе

Цели: ознакомить учащихся с биографией и стихотворением «Черемуха» С. Есенина; учить понимать и чувствовать окружаю­щую природу; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации.

I. Организационный момент

Встречаем детей песней Есенина «Черемуха», файл «Песня на стихи Есенина Черемуха. mp3».

— Сели на свои места, сосредоточились. Начинаем наш урок.

II. Речевая разминка. (Слайд 1)

• Никакое искусство не достигнет природы.

— Как вы ее понимаете?

— Прочитайте по слогам (еще: с ускорением, с вопроситель­ной интонацией, с утвердительной, с веселой).

III. Проверка домашнего задания

— Кто выучил стихотворение «Ветхая избушка», а кто «Ворона»? Стихотворение «Ворона» — короче

IV. Работа по теме урока

1. Беседа о поэте

— Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром.

— Кто не знает этих строк и их автора? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. О нем и его стихотворениях мы будем говорить сегодня (Слайд 3).

— Сначала я хочу предоставить слово третьекласснице – она расскажет немного о поэте. (запускаем файл «Представление Есенина. flv»).

— Спасибо авторам этого слайд-фильма, но мы расскажем о нем немного подробнее.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Слайд 4). Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда (Слайд 5) и учился в сельской школе (Слайд 6). Сейчас в этом селе Государственный музей-заповедник (Слайд 7).

Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах. А ещё Сергей очень любил природу (Слайд 8). Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чут­кость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями.

(Слайд 9) Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза», с которого мы и начали свой рассказ. В 21 год (1916 г.) вышла первая книга стихов, она называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.

(Слайд 10) Сергей Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино (Слайд 11).

(Слайд 12). Значение творчества Сергея Есенина огромно. Он одним из первых крестьянских поэтов так тонко и мелодично заявил о своей любви к природе, женщине и Родине. Этим он и запомнился потомкам.

V. Физкультминутка. (Слайд 13)

Руки подняли и покачали — это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули — с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!»- радостно дети кричат.

VI. Работа над стихотворением «Черемуха» (Слайд 14)

— Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

— С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Это чудо вдохновило Есенина и он написал стихотворение «Черемуха». Многие стихотворения Есенина стали песнями. Не исключение и это. Эту песню мы слушали в начале урока. Но хочу запустить ее еще раз. Слушайте внимательно эту песню-стихотворение.

Вы можете закрыть глазки, можете облокотиться на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал Есенин. Попробуйте представить чувства, которые хотел передать нам поэт этим стихотворением?

Запускаем файл «Песня на стихи Есенина Черемуха. mp3».

— Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Какие картины представили себе, слушая стихотворение?

— Какое настроение поэта почувствовали? (Любовь к природе, радость, восторг от красоты природы, от красоты цветущей черемухи)

— Не только поэты изображают черемуху в своих произведениях, но и художники и композиторы (Слайды 15-17).

— Образ белых цветов черемухи часто ассоциируется со свадебным платьем невесты.

Почему же черемуха ассоциируется с чистотой, с пробуждением природы, с весной?

— Что вы можете рассказать о черемухе? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами). Одна из первых я цвету.

В садах стою я вся в цвету

И белый мой наряд,

И горький запах всех влечёт:

-Гляди, черёмуха цветёт!-

Все люди говорят.

— Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

— Перед тем как мы начнем читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами: (Слайд 18)

Роса медвяная – ароматная с запахом меда.

Зелень пряная – с острым ароматным запахом.

Волна гремучая – издающая громкие звуки.

Обдаёт – обливает со всех сторон.

Под кручею – под обрывом.

Проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля.

На проталинку можете посмотреть (Слайд 19).

— Теперь давайте каждый про себя прочитает это стихотворение и помечайте буквой “Ч” — там, где говорится о черемухе и буквой “Р” — там, где говорится о ручейке.

— Все прочитали? Тогда посмотрим что у нас получилось?

— Прочитайте строки, в которых говорится о черемухе.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Черемуха душистая
Развесившись стоит
И зелень золотистая
На солнышке горит.

— Что вы представили, читая эти строки? (Ответы детей)

— Какая черемуха? (большая, белая, вся в цвету).

— Какой день? (ясный, солнечный).

— Какой аромат почувствовали? (запах цветов, хочется вдыхать полной грудь).

— Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).

— Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).

— А какие цветы? (белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри).

— Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей? (Ручей волной гремучею. Ей песенки поет).

— Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые? (Они общаются между собой).

— Какое настроение создает это стихотворение? (Слайд 20). Выберите. Обоснуйте свой выбор. (Дети выбирает их предложенных вариантов).

    ликующее восторженное шутливое печальное весёлое праздничное радостное спокойное грустное мечтательное

— А какие чувства оно создало? (Слайд 21). (Дети выбирает их предложенных вариантов, записывают выбранное в рабочую тетрадь).

    изумление спокойствие радость сожаление восторг печаль ликование грусть

— Что отражают лирические стихи? (настроение и чувства).

Выразительное чтение.

Правила выразительного чтения. (Слайд 22)

— Вспомним правила выразительного чтения.

    читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины; после каждой строчки делайте короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания; постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

— Сначала потренируемся самостоятельно. Читаем тихо, в полголоса чтобы не мешать соседу.

Чтение стихотворения в слух.

— Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами.

Анализ лирического стихотворения.

— Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

— Выберете ответы. (Слайд 23)

    чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха; чтобы передать свою радость; чтобы привлечь внимание к красоте природы; чтобы вызвать взаимное сопереживание.

Работа над литературоведческими понятиями.

— Чем привлекла внимание поэта черёмуха? (она сияет)

— Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька? (Зелень золотистая на солнышке горит).

— Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, — «представили запахи». (черемуха душистая, зелень пряная).

— Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

— Что такое эпитет? (Слайд 24). Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
— Эпитеты (цвет) – Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая

— Эпитеты (свойства + запах) — Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею

— Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха. (белая, блистательная, опьяняющая).

— А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит».

— Что такое метафора? (Слайд 25). Метафора – это перенос значений на основе сходства, сравнения. Сравнение – это сопоставление одного явления или предмета с другим. И ветки золотистые, что кудри завила.

— Почему автор использует такое сравнение?

— Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. (ветки — что кудри).

Олицетворение — это характеристика неодушевленного предмета как живое существо. (Слайд 26). Черемуха, ручей

— Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

— Докажите. (стихотворение называется «черемуха», больше половины стихотворения про, а ручей ей песенки поет, т. е. он второстепенный)

— О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? (и о женщине и о дереве в цвету).

— Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт.

— Предлагаю поработать в парах используя памятку. (Слайд 27). Ее вы видите на слайде: (дети читают стихотворение по парам)

    правильно ставь ударение; соблюдай паузы; выбери силу голоса; определи темп; читай эмоционально; покажи интонацией своё отношение к произведению.

Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью.

— Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо?

— Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее?

— Давайте попробуем прочитать вместе.

— Кто желает прочитать стихотворение? (используем элемент конкурсного чтения)

— В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения?

VII. Проверка усвоения материала. (Слайд 28)

(Если время поджимает, то учитель просто зачитывает вопросы не дожидаясь ответов и просит детей вспомнить эти факты)

— Где родился С. Есенин?

— Кто воспитывал поэта?

— Какие интересные факты из биографии поэта вы запомнили?

— Что на вас произвело большее впечатление?

— Какие задания вам показались наиболее интересными?

— Для чего нужна такая работа со стихотворением?

— Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

VIII. Заключительное слово учителя.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем!

Имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо народом. Стихи его зовут к добру, свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, к прекрасному.

Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В них течет вечно молодая кровь живой поэзии.

Вот она истинная судьба Поэта века! Щедрая, дерзкая, прекрасная, тревожная, полная драматических раздумий, сомнений, радости, света…

IX. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке и работу своего соседа по парте. (Слайд 29)

(разноцветные кружки, выбрать для себя и для соседа по парте)

Отлично хорошо не очень хорошо

— Понравился ли вам урок, нарисуйте в своей рабочей тетради смайлик, отражающий вашу оценку урока. (Слайд 30)

X. Домашнее задание. (Слайд 31)

— Подготовить выразительное чтение стихотворения. Сделай иллюстрации к стихотворению «Черемуха». Найди выразительные слова (эпитеты), которые помогут тебе в этом.

В правом нижнем углу слайда находится изображение динамика – это ссылка на произведение Чайковского «Времена года, май». Звук должен запускаться автоматически при переходе на этот слайд. Если не запускается попробуйте двойной щелчок на изображении динамика. Если не помогло и это – запустите файл 05-May. mp3.

При запуске музыки со слайда переход к другому слайду прекращает музыку.

— И в заключении (звучит музыка и горит свеча. Если зажечь свечу нельзя, то пожелание пропускаем).

— У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё задуманное сегодня исполнится.

— Мне было очень приятно сегодня работать с вами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector