0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стих есенина низкий дом с голубыми ставнями

Низкий дом с голубыми ставнями

  • Есенин
  • Родина

Даже находясь в 1924 году на пике славы, Есенин не забывает малой Родины, села Константиново, где прошли его лучшие годы. Суета жизни не позволяет поэту часто посещать рязанскую губернию, но он часто возвращается в родные места в своём творчестве. Пример тому стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями», которое пропитано нотками ностальгии.

Не забуду тебя

За время покорения поэтического Олимпа в жизни Есенина произошло много знаковых событий, он взлетал и падал, его выносили пьяного из кабаков, поднимали на руках над толпой и снова жизнь кидала на самое дно. Сергей женился и расходился, безумно искал любовь, потом махал на неё рукой, но дом детства всегда стоял у него в памяти.

Всё то, что сейчас имеет автор строк достигнуто благодаря корням, растущим из деревеньки Константиново, именно там формировалась душа Есенина, частички которой он сегодня и оставляет на бумажных листах.

Никакая Америка, никакой Петербург не сравнится с пейзажами малой Родины, пленившими навсегда не только глаза, но и душу.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали.

Сильнее времени

Память о детстве и отрочестве сильнее времени, её не стирает ничто, это фундамент, на котором стоит Есенин. Пусть мир трижды перевернётся, но домик детства никуда не денется, он словно заколдован, законсервирован и запечатан.

Анализируя текст стихотворения, мы видим, что в начале произведения поэт показывает нам свой домик с голубыми ставнями и отвешивает ему поклон, после чего переключается на описание природы. Это позволяет создать в стихе нужную атмосферу и дать почувствовать себя читателю на рязанских просторах, где втору строк дорог даже кривой ракитник и дешевенький ситец берез. В последней строфе автор вновь возвращается к дому, как будто, обойдя округу и ещё раз с ним прощается:

Сокращённый анализ

Стих написан в жанре элегии трёхстопным анапестом, где использована классическая перекрёстная рифмовка (ставнями – никогда – недавними – года). Основная тема стихотворения – это любовь к малой Родине и описание дорогих сердцу мест.

В работе использованы метафоры (навеки имею нежность грустную русской души и др.) и эпитеты (бедные небеса, кривой и безлистный ракитник, тощие дали).

Средства выразительности помогают передать внутреннее ощущение автора читателю, украшают стихотворение и наполняют его реальностью российской глубинки.

Текст

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Но сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Слушаем стих

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Сергей Александрович Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Сергей Александрович Есенин

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Чем старше становился поэт, тем отчетливее понимал, что уже вряд ли сможет испытать столь светлые и радостные чувства, которыми был наполнен практически каждый день его пребывания в селе. Поэтому он часто посвящал ему стихи, наполненные щемящей грустью и восхищением. В 1924 году Есенин завершает работу над произведением «Низкий дом с голубыми ставнями…», которое полностью основано на его детских воспоминаниях. Несмотря на то, что после переезда в Москву поэт периодически бывает на своей малой родине, ему особенно дорог образ того, дореволюционного села с размеренно текущей жизнью.

Читать еще:  Стихи что наша жизнь игра

В своем стихотворении автор признается, что ему до сих пор снятся «наше поле, луга и лес», а перед мысленным взором то и дело встает «низкий дом с голубыми ставнями» и простыми ситцевыми занавесками на окнах, в котором Есенин когда-то был по-настоящему счастлив. Поэт подчеркивает тот факт, что эта безмятежная жизнь осталась в далеком прошлом, отмечая: «Восхищаться уж я не умею, и пропасть не хотел бы в глуши». Однако это не умаляет его любви к родному краю, который нынче он видит без прикрас. Действительно, для Есенина становится своеобразным откровением то, что жизнь в городе и на селе так существенно отличается. Этот контраст в прямом смысле слова лишает поэта, всегда мечтавшего о лучшей доле для крестьян, душевного равновесия. Однако автор видит, что проходят годы, а ситуация лишь ухудшается. Он по-прежнему наблюдает за тощими журавлями, которые улетают на юг по осени, так как в родных «просторах полей они сытных хлебов не видали».

Есенин признается, что он готов отказаться от щемящей и безысходной любви к своей родной земле ради собственного душевного спокойствия. Однако все попытки преодолеть это чувство не дают ожидаемого результата. «И под этим дешевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть», — признается Есенин, словно бы стыдясь самого себя, такого сентиментального и беззащитного. Ведь на самом деле поэт давно уже живет по другим законам, в его душе нет места жалости и состраданию. Но, вспоминая о родном селе, Есенин меняется изнутри, извлекая на поверхность все самые лучшие свои качества, сформированные под влиянием малой родины.

Как выучить стих есенина низкий дом с голубыми ставнями

Новинки
Популярное

Сергей Есенин написал «Низкий дом с голубыми ставнями» в 1924 г., вновь затосковав по детству, проведенному в деревне. Весь текст пронизан ностальгией по простой жизни вдали от большого города с его суетой и шумом. Для описания родных пейзажей поэт намеренно использует такие эпитеты, как «северные бедные небеса», «тощие дали», «седые журавли», подчеркивая обездоленность родной земли и противопоставляя ее столице. Однако в конце произведения мы видим все тот же низкий дом с голубыми ставнями из детства Есенина и ироничное заключение автора о том, что он не может перестать любить деревню, занявшую столь прочное место в его сердце. Предлагаем вам прочитать стихотворение и попытаться дать ему свою трактовку!

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Как быстро выучить стих НИЗКИЙ ДОМ С ГОЛУБЫМИ СТАВНЯМИ С. Есенин

Показувати елементи керування програвачем

  • Опубліковано 14 гру 2018
  • Это видео позволит вам быстро и легко выучить стихотворение НИЗКИЙ ДОМ С ГОЛУБЫМИ СТАВНЯМИ.
    Если хотите сказать СПАСИБО — нажмите на рекламу в видео.
    Ваши лайки и подписки помогут продвижению канала и улучшению качества видео.
    Спасибо!

КОМЕНТАРІ • 132

Пишите комментарии на какие стихотворения сделать такое видео. Всем спасибо! =)

Я новенький, надеюсь поможет. . Завтра уже стих просто надо знать.

Не помогло прости что так

Спасибо большое нам его сегодня дали

хорошие стихи спасибо

За 1 час выучил от души спасибо

Тут есть пятиклассники. )

Конечна ета же стих в книга 5 класа

Тут есть шестиклассники)

Я не знаю мне помогает

Не знаю мне помогло я получил 5 с плюсом, а кому не помогло тот просто на слух не запоминает

Большое по. Большое спасибо

Спасибо, вы мне очень помогли

Чтоб 5 миллионов было у тебя! Удачи

Ты конечно старался,но я 2 получил( дизлайк не постаалю

часто выпускай видео про стихи
илья

Если честно дам совет это слушайте и читайте одновременно очень помогло. Спасибо вам за помощь.

Спасибо огромное, очень помог!

Ни капли не помогло(

Честно мне не помогло:З если бы было эмоции вприрцепи эффект был бы больше. Ну все равно старался )

Стихотворение и анализ «Низкий дом с голубыми ставнями»

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,—

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

Краткое содержание

М. Щрилёв. Дом с палисадником. 2012

Поэт признаётся: ему не позабыть низенький домик с голубыми ставнями даже спустя много лет. Он видит во снах луга, поля, северные небеса… Нежность к родному дому навсегда поселилась в его исконно русской душе. Он любит курлыканье журавлей, но птицы не видели хлеба: они видели лишь берёзы да ракиты, внимали разбойничьему свисту. Поэт обожает родную выть (кусок отчей земли). Он давно повзрослел, но всё так же любит свой дом с голубыми ставнями.

Читать еще:  Какие стихи написать на памятнике родителям

История создания

Автор родился и провёл детские годы в селе Константиново. Став взрослым, покинул малую родину, чтобы сделать карьеру. Время, проведённое в стенах родного дома, навечно сохранилось в его памяти. Есенин предаётся воспоминаниям о своём крае с одновременной тоской и радостью: только в Константиново он мог чувствовать себя радостно и беззаботно.

Память о родном селе вдохновила Есенина на написание этого произведения. Оно увидело свет в 1924 г., ровно за год до смерти поэта. Первая публикация была сделана в том же году, в журнале «Русский Современник».

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой жанр элегии. В нём нет никакого сюжета, оно посвящено воспоминаниям, чувствам, природным описаниям. Произведение написано анапестом трёхстопным: это размер, когда в каждой строчке использовано ударение на третий слог.

Композиция

Композиция стихотворения разделяется на две части: Первая часть посвящена воспоминанию о доме. Вторая — описанию милых сердцу пейзажей.

Произведение включает в себя семь катренов: каждый новый катрен служит смысловым продолжением предыдущего. В первом и четвёртом четверостишиях мы видим образ низкого домика со ставнями голубого цвета.

Образы и символы

Есенинская поэзия богата образами. Данное стихотворение – не исключение:

  • образ родного дома – центральный. Поэт подробно описывает его. Он не может позабыть отчий дом, хотя много лет назад уехал из него. Картинки прошлого наполняют память. Автор понимает, что эти воспоминания, возможно, лучшее, что было в жизни;
  • образ природы – природный пейзаж служит подобием проводника для лирических воспоминаний. Природа символизирует покой, любовь и защищённость;
  • образ матери/отца – эти образы символизируют возвращение поэта на родную землю, встречу с родиной;
  • образ журавля – символизирует тоску поэта по родине.

Темы и настроение

Главная тема – искреннее чувство любви к родной земле, нескончаемая память об отчем доме. Есенин поднимает тему любви к малой родине. Он говорит о том, что память об отчем доме не подвластна течению времени. Стихотворение написано от первого лица: такой подход служит намёком на автобиографическую основу произведения.

Основная идея

Есенин доносит до своих читателей идею о том, что человек – это часть природы: он связан с ней кровными узами. Природа способна чувствовать, как человек, а человек способен ощущать себя природой. Такой принцип называется «олицетворение наоборот». Чем больше времени проходит, тем острее тоскует человек по своей малой родине.

Средства выразительности

Средства выразительности помогают Есенину создать панорамную картину родного края и передать чувства лирического героя:

  • метафоры – «отзвучавшие в сумрак года», «навеки имею нежность грустную русской души»;
  • эпитеты – «северные, бедные небеса», «тощие дали», «разбойные свисты», «седые журавли».

Урок литературы в 5 классе на тему: «С.А. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями» «Я покинул родимый дом…» Образ родного дома в творчестве поэта.

Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сергей Александрович Есенин 1895 – 1925 «Образ дома в стихотворениях С.Есенина»

ДОМ Уютный, теплый Согревает, радует, ждет Здесь живет моя семья Родина.

Задание на дом: Выучить стихотворение наизусть.

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Урок литературы в 5 классе (ФГОС)

Тема урока : С.А. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями»

«Я покинул родимый дом…» Образ родного дома в творчестве поэта.

Тип урока: Открытие нового знания.

Образовательные : познакомиться с биографией Есенина, научиться анализировать поэтический текст

Воспитательные: воспитывать чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны; воспитывать самостоятельность, сознательное отношение к литературе как к духовной ценности, умение работать в коллективе, создать условия реализации учащегося как личности.

Развивающие : развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах.

ФормироватьУУД:

— Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке, уметь обосновывать ответ, следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности;

-Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цели учебной деятельности, осуществлять итоговый контроль деятельности;

— Коммуникативные УУД : оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы, слышать и понимать речь других;

— Познавательные УУД : анализировать, сравнивать; систематизировать ранее изученный материал, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Формы работы учащихся : фронтальная, самостоятельная, в парах.

Необходимое техническое оборудование : компьютер, мультимедийный проектор.

Оформление доски: В этом имени слово “есень”,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен —
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты …
Только скажут – “…” (Сергей Есенин)
Всей России встают черты… Н.Браун

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Тема :С.А. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями»

«Я покинул родимый дом…»

Образ родного дома в стихотворениях поэта.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

— Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

— Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

(просмотр видеоряда картин природы на фоне музыки)

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.

2. Целеполагание

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне;

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации;

— Что вы видели на экране? (Картины природы)

— Какой природы? Характерной для какой местности? Нашей, русской. Характерной для нашей Родины.

-Природа, Родина… Какого слова еще не хватает, связанного с Родиной? (дом)

Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.

-С чего начинается строительство дома?

(на доске крепятся части дома)

— Мы с вами создали такой дом. Что он символизирует?

— Обсудите в парах и запишите ассоциации к слову дом.

Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.

— Для чего нужен дом?

— Что же такое дом?

Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке

-На доске я написала стихотворение Н.Брауна. Сможете догадаться, стихи какого поэта мы сегодня будем читать.

Читать еще:  Кто написал стих родина моя казахстан

Откройте учебники, посмотрите на стихотворения, их названия

Что общего в названиях этих стихотворений?

Какой образ автор создаёт в стихотворении. Попробуйте сформулировать тему

Определяем задачи урока

— Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был дом для поэта. А назовём мы наш урок «Образ родного дома в стихах С.А.Есенина»

Отвечают на вопросы учителя

Составляют кластер к слову ДОМ на доске.

Определяют поэта, стихи которого будут читать, тему урока, задачи

познакомиться с биографией поэта

Выяснить, какой образ дома создал автор в своих стихотворениях,

Какие средства выразительности автор использовал для этого

Записывают тему урока в тетради.

Познавательные УУД : извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.положительное отношение к учебной деятельности.

Коммуникативные УУД : управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные УУД: контроль в форме результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: построение и фиксация нового знания.

4.Знакомство с биографией Есенина.

5 . Знакомство с произведениями С. Есенина

Аудиозапись стихотворения «Я покинул родимый дом»

-Откройте учебники, прочитаем статью о поэте.

Просмотр ролика «Дом-музей»

Каким настроением окрашено стихотворение?( Настроение грустное, печальное, тоскливое) .

Почему? ( Лирический герой покинул дом, родителей.)

– Какие картины предстают после чтения этого стихотворения? ( голубая Русь, березняк на пруду, луна, старый клён).

Читают статью в учебнике.

Выбирают вопросы и отвечают на них.

Слушают стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»

«Я покинул родимый дом…»

Отвечают на вопросы

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Коммуникативные УУД : выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений;

владение умениями совместной деятельности и координациидеятельности с другими её участниками.

Регулятивные УУД: способность к определению мотива учения; фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

5.Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).

1 строфа – Каким настроением проникнута первая строфа? (Грустное, герой покинул родимый дом.)

– Какой видит поэт Русь? ( Голубая Русь, воспевает Русь.)

– Синий и голубой цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов.

– Как вы понимаете выражение «в три звезды»? ( Вечер, ночь ещё не наступила, на небе только три звезды.)

– Ребята, в этом стихотворении есть слова, которые придумал сам поэт и употребляет в своих стихотворениях – теплит, яблонный. Теплит матери старой грусть» – хранит)

– Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами.Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

( Используются глаголы для создания грустного настроения: покинул, оставил.)

– Какое средство выразительности использует поэт? ( Использует эпитет – голубая, красивая Русь; олицетворение «березняк теплит».)

2строфа. – Каким настроением окрашена вторая строфа? (Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить — тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь)

– Как вы считаете, почему луна распласталась « золотой лягушкой»? (Золотой – цвет луны жёлтой; лягушка – обитатель водоёма, «золотой лягушкой» – метафора)

– Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца? (Сравнение).

– В каком значении употребляет автор глагол пролилась? (Появилась, «седина пролилась», «луна распласталась» – олицетворение).

3строфа. — Каким настроением проникнута третья строфа? ( Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения:«Долго петь и звенеть пурге.»)

– Кто хранит “голубую Русь”?

(Ее стережет клен – излюбленный образ поэта.Он является олицетворением русской деревни для поэта, а для него образ клена – это причастность к народной поэзии.)

– Как вы понимаете фразу: “Тем, кто листьев целует дождь”? (“Дождь листьев” – листопад.)
– Какой перед нами клен? (Осенний.)
– А вы знаете Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. (Оттого клен на него похож головою.)
– Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? (Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына.)

Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем человека, очеловечивал её.

– Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно ещё много времени пройдёт пока поэт вернётся на Родину.

4строфа. – Каким настроением окрашена четвёртая строфа? ( печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож». )

– О каком дожде идет речь? (О листопаде)

– Ребята, слова « есть радость в нём тем» – люди, которые живут на своей Родине, на своей родной стороне.

Вывод. – Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Я покинул родимый дом…» ? ( Лирический герой покинул дом, прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.) – Герой Есенина переживает такое настроение. Что можно сказать о таком человеке ? (У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине). – Как можно назвать такого человека ? (Патриот) – Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм, а человек, проникнутый патриотизмом патриот.

Работа над выразительностью чтения стихотворения.

– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить : темп чтения (быстрый, медленный); громкость чтения (пониженная, повышенная). Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).

– Как: быстро или неторопливо, громко или не очень громко, чтобы передать чувства автора.

Дети : Будем читать неторопливо, не очень громко – печально, в конце громче – тревожное переживание героя.

– Обратите внимание на знаки препинания. Я думаю, что теперь вы сможете прочитать выразительно текст стихотворения. В заключение, стихотворение читает один из учащихся ( по желанию), воплощая в чтении свое понимание текста.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector