2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стих есенина с добрым утром

Комплексная ООД (старшая группа). Заучивание стихотворения С. Есенина «С Добрым утром»

Марина Александровна Авдеева
Комплексная ООД (старшая группа). Заучивание стихотворения С. Есенина «С Добрым утром»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: познакомить детей со стихотворением С. Есенина; художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову; использовать разные приёмы (раскатывание пластилина между ладонями, соединение путём прижимания и сглаживания мест соединения).

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (интерес, восхищение) при прослушивании стихотворения С. Есенина «С добрым утром»; активно участвует в дидактической игре; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения березы посредством пластилинографии, укреплять познавательный интерес к природе.

Материалы и оборудование: фото С. Есенина, картинки (берёзы, ветки берёзы, капельки росы на листике берёзы, пластилин (зелёного, желтого, белого цвета, плотный картон синего (зелёного) цвета, (фон может быть выполнен детьми на занятиях «Разные деревья», салфетка для рук, иллюстрация с изображением дерева, презентация, воздушный шарик.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций берёза, знакомство с автором С. Есенин.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Дети стоят полукругом.

-Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила волшебное солнышко, оно хочет подарить нам хорошее настроение, улыбки, и ласковые слова. Давайте и мы с вами подарим друг другу улыбки, ласковые и нежные слова.

Д/игра «Скажи ласково».

(дети передают шарик по кругу и говорят друг другу ласковые слова).

После игры дети проходят и садятся на свои места.

Чтение стихотворения С. Есенина «Берёза».

Воспитатель загадывает загадку.

Стоит Алёнка, платок зелёный.

Тонкий стан, белый сарафан.

(Берёза). (слайд №1)

– Берёза–символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя берёзу русской красавицей. Прекрасные стихи о природе принадлежат поэту С. Есенину. Всё своё творчество поэт посвятил описанию любимых полей и лесов. До глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых русских берёз.

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина (слайд №2) «С добрым утром. Послушайте стихотворение и попробуйте прочувствовать его.

-Какое настроение у вас вызвало стихотворение?

С Добрым утром!

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись тонкие берёзки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь,шепчет шаловливо:

«С Добрым утром

А учить мы с вами будем отрывок, послушайте его ещё раз.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковы косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

Беседа по вопросам.

-Какие берёзы улыбнулись? (ответы детей)

-Как вы думаете почему березки сонные? (ответы детей) (слайд №3)

(выставляется картинка берёзы).

-Как вы понимаете, растрепали шёлковые косы? (ответы детей)

-Шелестят зелёные серёжки, почему автор описал именно так? (слайд №4)

(выставляется картинка серёжки).

-Попробуйте пошелестеть, на что похоже? (воспитатель подходит к детям и даёт пошелестеть ветками) (ответы детей). (слайд №5) (ветка прикрепляется к доске)– И горят серебряные росы, а что за росы? (ответы детей) (слайд №6) (выставляется картинка листик с росой)Динамическая пауза «Берёзка».

Мы берёзку посадили,

И водой её полили,

И берёзка подросла,

К солнцу ветки подняла.

А потом их наклонила

И ребят благодарила

Пластилинография «Берёза».Выставка выполненных работ.

-А теперь ребята давайте сделаем выставку работ.

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Урок литературного чтения в 4-м классе по образовательной модели “Гармония”. Тема: Сергей Есенин. “С добрым утром”

Презентация к уроку

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит развитие таких читательских качеств как воображение, мышление, память, а также эмоциональной сферы. Лирика оказывает сильное воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя. Поэтому очень важны приобщение к поэзии в детстве и правильная организация процесса восприятия лирических текстов в начальной школе.

Специфика лирических произведений такова, что именно при их изучении на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восприятие лирического произведения субъективно и зависит от открытости и искренности всех участников учебного диалога, даже от их настроения.

Главными задачами изучения лирики являются:

  • организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;
  • формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • формирование представлений о способах создания образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Как же решаются эти задачи на уроках чтения лирических произведений? Какой же должна быть методика анализа этого самого трудного для анализа лирического текста?

Я хочу предложить свой вариант анализа поэтического текста, соотнесённый с психологией его восприятия, с работой не столько интеллекта, сколько воображения.

– Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация “вдумчивого чтения”.

– Формирование умения понимать изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и их роль в художественном произведении.

– Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.

– Развитие способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние; развитие образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения.

Оборудование к уроку:

– учебник по литературному чтению для 4 класса “Любимые страницы” О. В. Кубасовой часть 3;

– аудиозаписи музыкальных произведений:

Э. Григ “Утро”; Ф. Шопен. Ноктюрн № 2. Фрагмент.

– 1/2 листа акварельной бумаги, кисти, акварельные краски (у учащихся).

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Его проведём мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

И это прекрасно, уж ты мне поверь!

2. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии. Что же такое поэзия?

Дети. Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами.

У. Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?

Предложения записаны на доске:

Поэзия летнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.

У. Что теперь вы скажете о поэзии?

Д. Поэзия – это красота.

У. Замените в предложениях слово “поэзия” словом “красота”.

Д. Красота летнего утра.
Красота золотой осени.
Красота родной природы.

У. Молодцы! Сколько значений слова “поэзия” мы знаем? Какие?

Д. Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)

3. Подготовка к восприятию текста.

У. Я приглашаю вас, не выходя из класса, совершить небольшое виртуальное путешествие.

Звучит музыка Эдварда Грига “Утро”. На её фоне демонстрируются, сменяя друг друга, фотографии раннего утра.

У. Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?

– Как вы догадались, что это утро?

– Все ли фотографии были одинаковые? Чем они различались?

– Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали?

Д. Рассвет. Восход. Заря.

У. Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами.

У. Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир. Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.

4. Первичное восприятие текста.

Выразительное чтение текста стихотворения учителем наизусть.

Сергей Есенин “С добрым утром!”

5. Проверка первичного восприятия текста.

У. Красивое стихотворение?

– Какие строчки вам запомнились, понравились больше всего?

– Удалось ли вам представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?

– Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось. Для этого ещё раз перечитаем стихотворение.

6. Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

У. Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Дети читают стихотворение.

У. Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

Д. 1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.

2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где “горит” роса серебристым светом.

3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

У. Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до “заросшей крапивы”, которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.

У. Почему стихотворение, которое называется “С добрым утром!” начинается со слов “задремали”?

Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали.

У. С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?

Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими.

Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в “зеркале затона”. Утро только вступает в свои права.

У. Как вы понимаете значение слова “затон”?

Работа со значением слова “затон”

У. С чем сравнивается затон?

Д. С зеркалом. Поверхность такая же гладкая, в нём отражается утреннее небо.

У. Прочитайте следующие две строчки. Есть ли в словах эти же звуки?

Д. В словах “брезжит” и “заводи” есть, а потом этот звук пропадает, потому что солнце восходит.

У. Как вы понимаете значение слова “брезжит”?

Работа со значением слова “брезжит”

У. А если я изменю слово в третьей строке и скажу: “Льётся свет на заводи речные” что при этом изменится?

Д. “Льётся свет” так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно “брезжит”.

У. В каком темпе следует читать эту строфу?

Д. Медленно. Всё только-только просыпается.

У. Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первой строфе?

Д. Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит.

У. Как вы думаете, почему поэт нарушает порядок слов в предложениях и ставит на первое место глаголы?

Д. Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни.

У. Прочитайте следующие две строфы и понаблюдайте, как поэт изображает это пробуждение жизни? С помощью каких слов одушевляет явления природы?

Д. Поэт изображает мир живой, просыпающийся. С помощью слов “улыбнулись сонные берёзки”, “растрепали шёлковые косы”, “шепчет шаловливо” автору удалось создать образ живой природы.

У. На кого похожи берёзки? Крапива?

Д. Берёзки похожи на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек. Крапива изображена кокетливой красавицей-шалуньей.

У. С помощью каких средств художественной выразительности это достигается?

Д. С помощью эпитетов и олицетворения.

У. Какие согласные звуки повторяются в этих строчках? Зачем поэт их повторяет?

Д. Повторяются звуки [с] и [ш]. Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка, еле слышного.

У. С какой интонацией нужно читать эти две строфы?

Д. Ласково, любуясь. Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую строфу.

У. А как нужно читать последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения?

Д. Нет, интонация будет разной. Последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер.

7. Подготовка к выразительному чтению.

Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению.

8. Выразительное чтение стихотворения.

Учащиеся читают стихотворение друг другу в парах, оценивают.

Далее 2-3 человека (по желанию) исполняют стихотворение перед всем классом.

9. Словесное рисование и музыкальное иллюстрирование.

У. Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите цветовые эпитеты.

Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: “золотые”, “румянит”, “зелёные”, “серебряные”, “перламутром”.

Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

У. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Д. Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

Учитель предлагает прослушать фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн № 2.

У. А теперь попробуйте передать настроение стихотворения с помощью красок.

Учащиеся на ? листе акварельной бумаги закрашивают “лучики” в виде цветовых полос. Работают под музыку.

Затем “лучики” прикрепляются к солнышку на доске. Учащиеся обсуждают общее настроение класса (цвета).

10. Обобщение.

У. Как вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: “С добрым утром!”

Дети высказывают свои предположения.

У. Поэт – человек наблюдательный, обладающий фантазией, глядя на одинаковое, способен видеть разное и особенное, глядя на незаметное и привычное, обнаруживать замечательное. Сегодня на уроке мы любовались красотой летнего утра вместе с С. А. Есениным. Спасибо всем за работу на уроке!

11. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение “С добрым утром!”

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Урок литературного чтения. С. Есенин. С добрым утром!
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Разработка урока литературного чтения. С.Есенин. С добрым утром! (с презентацией)

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_lit.chteniya_s.esenin._s_dobrym_utrom.zip659.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Горковская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения

Учитель: Петрова В.В.

Урок литературного чтения Сергей Есенин «С добрым утром!»

  • Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «С добрым утром»; объяснить значение новых слов; учить работать со словарями; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.
  • Воспитывать любовь к родной природе, поэзии.
  • Развивать воображение, память; помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту слова, поэзии; развивать навык слушания, формировать умение видеть образные языковые средства—метафоры, олицетворения, сравнения.
  • Толковый словарь С.И. Ожегова, этимологический словарь, толковый словарь Н.М. Неусыповой.
  • Портрет С.Есенина, мультимедиа (затон, заводь, плетень, перламутр, раковины морские, искусственный жемчуг).
  • Учебник «Литературное чтение. Часть I. 3 класс. Автор: Чуракова Н.А.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

У. Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия?

Д. Поэзия—это стихи .

У. Давайте посмотрим, как раскрывается его значение в словаре С.И. Ожегова (Дети зачитывают значение слова из толкового словаря С.И. Ожегова)

  • Поэзия—стихи, произведения, написанные стихами.
  • Поэзия—красота или прелесть чего-либо. (Слайд 2)

В словаре собрано и объяснено более 70 тыс. слов. Словарь должен быть всегда под рукой, ведь в нём мы можем посмотреть значение некоторых слов. Специально для начальной школы есть словарик (показать) Нины Матвеевны Неусыповой.

Посмотрите на доску и расшифруйте фамилию великого русского поэта, с чьим стихотворением мы сегодня познакомимся.

НИНЕСЕ–Есенин (Слайд 2)

Да, ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Сергея Есенина (Слайд 3).

В этом имени—слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь—рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут— «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты. Н.Браун.

– Посмотрите на портрет С.Есенина и попробуйте сказать, какой он? (Высказывания детей)

– Вспомните, какие стихотворения С. Есенина вы уже читали и учили наизусть?

– Догадайтесь, что он особенно любил? (Русскую природу, Родину)

-А знаете почему? Родился Сергей в живописных окрестностях старинного села Константинова Рязанской области. С самого детства он умел видеть красоту родного края, окружающей природы, умел удивляться и восхищаться увиденным. К сожалению, Есенин погиб рано, но за свою недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений.

– И сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина «С добрым утром». Мы попробуем открыть для себя мир этого поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова.

3.Работа по теме урока.

а) Подготовка к восприятию.

– Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?

б)Чтение и анализ стихотворения.

-Послушайте, как изобразил картину утра С.Есенин. Какой он увидел природу? Какие чувства его охватили? (Учитель читает стихотворение медленно, затем дети—про себя).

-Красивое стихотворение? Поделитесь своими чувствами и мыслями.

-Какую картину вы представили, слушая стихотворение? Что изобразил поэт?

-Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и отметьте непонятные слова.

в) Лексическая работа ( работа со словарём)

Затон —вдавшийся в берег речной залив; заводь. (Слайд 4)

Брезжить —слабо светиться, светать.
Заводь —небольшой залив в реке с замедленным движением (Слайд 5)

Румянить —покрываться розово-красным цветом.
Небосклон —часть неба над горизонтом.
Плетень —изгородь из плетённых прутьев и ветвей (Слайд 6)

Перламутр —твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с пере-ливчатой окраской. По этимологическому словарю перл-(старинное значение) жемчуг. Слово немецкое Perle-жемчужина+ Mutter-мать. Мать жемчужины. Перламутровый цвет—серебристо-розовый (Слайд 7)

Разберём первое четверостишие.
«Задремали звёзды золотые»–Звёзды могут задремать?
Это литературный приём— олицетворение . Что такое олицетворение? (Слайд 8) Изображение неодушевлённого предмета как одушевленного.

Как написано стихотворение? Красиво, образно !

Как чувствуем красоту? Через слово. Подберите синонимы к словам. Что такое синонимы ? ( Слова—близкие по значению, разные по звучанию ).

Затон—з алив, заводь.

Брезжит— рассветает, светится.

Разберём второе четверостишие.

Каждая строка—олицетворение и развёрнутая метафора. Метафора —переносное значение слова.

В стихах Сергея Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном раскрытии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется.

Крапива обрядилась ярким перламутром (серебристым налётом).

Есенинская поэзия образная, бытовая, даже крапива шепчет «С добрым утром!»

Вроде слова обычные, а в то же время не совсем.

Часто в своих стихах Сергей Есенин описывает очень красивое дерево. Какое? ( Берёзу )

Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками?Вчитаемся и определим цветовую гамму:

Белый цвет— белые берёзки.

Красный, малиновый— румянит сетку небосклона .

Жёлтый, золотой— звёзды золотые.

Зелёный— серёжки , крапива.

8 цветов в одном стихотворении. Но не только красками , а т.ж. звуками наполнены есенинские стихи ( тишина, шелест, шёпот )

Вот такое замечательное стихотворение мы узнали.

-Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? (В названии—общее

настроение восхищения красотой пробуждающейся природы. Это не только Крапива, это вся Природа говорит человеку: «С добрым утром!»

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию, подтвердить её словами из текста.

5. Итог урока. (Слайд 9)

-Какие чувства у читателя пробуждают произведения Сергея Есенина?

-Да, Есенин поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть. Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант—открывать и дарить эту красоту другим. Сергей Есенин любим в нашей стране. Его произведения постоянно переиздаются, ему ставят памятники. Память о Сергее Есенине жива в сердце русского человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это заключительный урок по произведению Сергея Есенина “Лебёдушка”.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Сергей Есенин “Берёза”.

Конспект урока литературного чтения С. Есенин “Черемуха”.

Презентация к уроку литературного чтения “С.Есенин “С добрым утром!” 3 класс по образовательной системе “Школа 2100”.

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме “Пришвин “Осеннее утро”.

С. Есенин “С добрым утром”

Открытый урок в 5 классе по русской литературе по теме “С. Есенин “С Добрым утром””.

Просмотр содержимого документа
«С. Есенин “С добрым утром”»

Тема: С. Есенин «С добрым утром!»

Цели: познакомить учащихся с творчеством С.Есенина;

учить анализировать лирическое произведение;

показать любовь поэта к родной земле, к её людям и природе;

развивать навыки выразительного чтения, образное мышление, воспитывать любовь к природе, родному краю;

раскрыть образ одухотворенной природы.

Оборудование: картины раннего утра, аудиозапись музыки Э.Грига «Утро», портрет С.Есенина, выставка книг, мультимедийный проектор, карточки.

Тип урока: изучение нового материала

1.Организационный момент

2.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Подготовка к восприятию текста.

– Ребята, скажите, а вы любите лето? Давайте представим раннее летнее утро.

Давайте и мы улыбнемся и пожелаем друг другу удачи, высоких баллов на уроке .

Прежде чем начать урок, обратите внимание на оценочные листы, которые лежат у вас на партах. На протяжении урока вы будете ставить в них себе отметки.

3.Проверка домашнего задания

«Береза» Сергей Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

«Черемуха» Сергей Есенин

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

– Скажите, что объединяет эти два стихотворения? Кто их автор?

– Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством поэта и

прочитаем ещё одно из его стихотворений. Название которого вы узнаете, прочитав буквы только русского алфавита (СZWDS Д ОI БRР ЫS М У tТW Р Оh М!)

– Как называется это стихотворение? Правильно, это стихотворение называется «С добрым утром!» Значит тема урока… Давайте выясним,чем будем заниматься на уроке? Возьмите карточку желтого цвета, выберите правильные ответы.

4.Знакомство с автором

В истории случаются великие события. Давным-давно кем-то было изобретено колесо, найдены лекарства от многих болезней, появились телефоны, компьютеры. А в одну из сентябрьских ночей, точнее – 21 сентября 1895 года(по старому стилю), на свет появился младенец, которому звезды определили стать великим русским поэтом и посвятить всю свою короткую жизнь воспеванию русской природы и души русского народа. Это, как вы уже догадались, Сергей Есенин. Будьте внимательны, вам предстоит выполнить задание ,за которое вы сможете получить первые баллы.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895года в селе Константиново Рязанской губернии. Поэт родился в семье зажиточных крестьян. Среди ребятишек маленький Сергей выделялся своим озорством, был драчуном и заводилой. Очень любила будущего поэта бабушка. Она рассказывала ему сказки, правда, очень часто они заканчивались плохо, поэтому Сережа переделывал их на свой лад. Дедушка пел ему старинные песни, рассказывал истории из Библии. Сергей научился читать в пять лет, а в 9 лет стал писать свои первые стихи, подражая частушкам. К сожалению, ранние стихи поэта не сохранились.Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин приехал в Москву, поступил в университет Шанявского,но не окончив его вернулся в деревню.Первые стихи появились в московских журналах в 1914 году. В начале 1916 году вышел в свет первый сборник поэта «Радуница» в нем было и стихотворение «С добрым утром!»

Возьмите карточку зеленого цвета , соотнесите события из жизни поэта и дату.( Взаимопроверка на слайде)

5.Знакомство со стихотворением «С добрым утром!»

Сегодня я предлагаю вам вместе с С. Есениным отправиться встречать восход солнца. Сейчас я загадаю вам загадку. Отгадка тоже связана с темой нашего урока.

Утром рано на заре

Выступает на траве.

Это капельки с водой

Что напоминают капельки ?(Капельки росы напоминают жемчужину, слезинку).

– Какие звуки вы слышите? (Тишина, лишь изредка сонная птица подаст голос)

– А сейчас послушайте стихотворение С.Есенина » С добрым утром!» и ответьте, какие картины природы вы ярко увидели? Что запомнилось?( Аудиозапись стихотворения)

– Какие чувства вы испытали?

– Какие картины вы себе представили?

– Как вы думаете, что почувствовал поэт?

– Подумайте, какой увидел природу С.Есенин? Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?( Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе. )

Изменяется ли поэтическое настроение?(Настроение не меняется) Отличается ли картина раннего утра, увиденная вами и поэтом? Понравилось ли вам стихотворение ? Прочитайте его ещё раз про себя и отметьте непонятные слова .Поработайте в парах со словарем и объясните значение этих слов? (Демонстрация слов на слайде)

6.Лексическая работа со словарем.

Затон –вдавившиеся в берег речной залив.

Брезжить – слабо светиться, светать.

Заводь – небольшой залив в реке с замедленным движением.

Небосклон – часть неба над горизонтом.

Плетень – изгородь из плетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – твердый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской.

7.ФИЗМИНУТКА (Самолет)

8 .Анализ стихотворения.

Прочитаем первую строфу. Скажите, что указывает на наступление утра?( Затон задрожал.)

– Почему? (Ветерок проснулся, проснулось солнышко и стало светить, за-румянился небосклон.)

– А почему автор говорит, что звезды задремали? ( Потому что звезды сияют ночью, а утром они идут отдыхать, уступают место солнцу.)

Читаем вторую строфу. Что здесь указывает на наступление утра?(Описание березок.)

– Что сделали березки? Докажите, что они проснулись.( Березки улыбнулись, растрепали косы, зашелестели сережки.)

– Кто помог проснуться березкам? ( Ветерок)

– Как вы понимаете выражение «горят серебряные росы».(Они блестят на солнце ,переливаются всеми цветами радуги.)

Читаем третью строфу.

– Что здесь разбудил ветерок? Чему не дал поспать?( Крапиве.)

– Много ли у плетня крапивы? (Много)

– Почему?(У плетня заросшая крапива.)

– Рада ли крапива наступлению утра? (Да.Она рада, даже нарядилась.)

– Докажите примером из текста.( Обрядилась ярким перламутром.)

– Скажите, крапива радуется пробуждению?( Радуется.)

– Прочитайте.( И качаясь, шепчет шаловливо.) Как вы понимаете это выражение? (Игриво)

– А можно ли ее назвать проказницей? (Да.Она может напроказничать, наказать вас, если захотите ее сорвать.)

– Вы согласны, что растения выступают как живые?(Да.) Как называется такой прием?(Олицетворение.)

– Учитель: что помогает автору создать такие замечательные образы ?

Как называются такие средства художественной выразительности?

Памятка: Средства художественной выразительности

Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевленного.

Эпитет – образное определение предмета. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства, переносное значение слова.

Сравнение–изображение одного предмета, явления при помощи сопоставления с другим.

– Найдите цветовые прилагательные в тексте, запишите их в тетрадь.(Золо- тые звезды, зеленые сережки, серебряные росы, ярким перламутром )Как они называются по-другому?(Эпитеты.)

– Пользуясь памяткой оранжевого цвета найдите средства выразительности в стихотворении.( По группам)Первая группа находит олицетворения, вторая- сравнения.

Индивидуальное задание – подобрать синонимы к эпитетам.

Задрожало зеркало затона.

Сравнения: зеркало затона, сетку небосклона

Индивидуальное задание( шелковые косы- нежные, мягкие; серебряные росы –переливающиеся, яркие; золотые звезды –блестящие, желтые; зеленые сере-жки-яркие.)

– Ребята, найдите в тексте слова, которые можно отнести к этим сюжетным картинкам.

Учитель.Дома вы будете учить стихотворение наизусть. Сейчас мы с вами должны выбрать слова, на которые падает ударение, они еще называются ключевыми. Выполнитеразбор стихотворения. Расставьте паузы.(У каждого ученика карточка белого цвета)

Давайте проверим, как вы выполнили разбор.

– Ребята, на слова какой части речи падает логическое ударение? Почему?

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона, 
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона. 

Улыбнулись сонные березки, 
Растрепали шелковые косы. 
Шелестят зеленые сережки, 
И горят серебряные росы. 

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо: 
“С добрым утром!” 

(Учитель читает стихотворение по строчке, дети отмечают слова. Ученик читает строфу. После разбора всего стихотворения, один ученик читает стихотворение полностью.)

Ребята, как вы думаете, кому говорит природа «С добрым утром!»?,с кем она здоровается?А как вы здороваетесь друг с другом? Какими словами будит вас утром мама? Почему люди употребляют вежливые слова?

Подходит к концу урок .Закончить его я хочу такими словами: «Талантливый поэт одним словом может разбудить чувства в нашей душе, и мы начинаем понимать, чувствовать «живой язык природы». Вы согласны с этим высказыванием? Почему? Достигли мы с вами целей, поставленных в начале урока?

Познакомились с текстом лирического произведения;

Узнали значение непонятных слов;

Определили в поэтическом тексте олицетворения, эпитеты, сравнения;

Выразительно читали лирический текст;

Выполнили самопроверку и взаимооценку учебных заданий

10.Рефлексия:

Больше всего мне удалось…

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Для меня было открытием то, что .

На мой взгляд, не удалось…

Заполните листы самооценки .

Обращение к выставке книг

11.Домашнее задание

Выучить стихотворение С.Есенина «С добрым утром» наизусть,
записать в тетрадь загадки о природе.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  О чем стих пушкина простишь ли мне ревнивые мечты
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: