Как выучить стих гонимы вешними лучами
Гонимы вешними лучами — Пушкин А.С.
(Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)
(Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)
В природе всё чаще светит солнышко, становится радостнее
Синея блещут небеса.
Метафора: блещут небеса.
Высокое голубое небо; небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют .
Эпитеты : прозрачные леса
Лес только начал пробуждаться, кое-где из почек пробиваются листочки, но он пока еще «прозрачный», – ветви отчетливо просматриваются на фоне «блестящих синих небес». Весенний лес издали похож на зеленую дымку, – вот почему автор сравнивает первые листочки с зеленым «пухом».
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой .
Сравнение : собранный нектар с данью, улей с келью.
Эпитеты : кельи восковой
Проснулись начекомые – пчела взлетает «из кельи восковой», т.е. из улья, в котором есть отсеки, сделанные из воска, которые автор сравнивает с маленькими комнатками в монастыре (кельями). Пчела опыляет цветок, а тот отдает ей за это дань – сладкий нектар.
– дань – денежный побор с покорённых племён и народов. Здесь данью является нектар (сок и пыльца) , которые пчелы собирают с цветов,
– и автор сообщает нам, что уже появились первые весенние цветы. И земля уже пестреет от зеленой травы и первых цветов:
Долины сохнут и пестреют;
Метафора: долины сохнут и пестреют.
На лугах подсыхает земля, на высоких местах сухо, зеленеет травка, пестреют первые цветочки
Долина – удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор)
Стада шумят,
На зеленые луга уже вышли стада, они «шумят»: звук колокольчиков, веселое мычание коров, топот копыт.
А ночь наполняется соловьиным пением:
и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Метафора: соловей пел в безмолвии ночей
В безмолвии – в полной тишине маленькая птичка сидит в кустах и поет; а поэт стоит и, завороженный песней соловушки, слушает.
Эпитет – это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием.
Эпитет – это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.
Метафора – это когда слово употребляется в переносном смысле, на основе структуры, функции, внешних признаков. Например, “бронзовый загар” (по внешним признакам, в данном случае – по цвету) .
Метафора – это слова употребляемые в переносном значении, основанные на сходстве. Пример: костёр рябины красной
Олицетворение – глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы. Например, природа притихла; спит трава.
Олицетворение – это оживление неживого предмета.
Сравнение – это образное выражение. Часто используется в литературе, в случае, когда необходимо показать, что явления, предметы или лица, о которых идет речь, имеют какие-либо общие черты.
Образовательная:
Воспитательная:
Развивающие:
Оборудование:
II. Аутотренинг.
III. Речевые упражнения:
Записи на доске:
во | ре | Напоил -напоены |
кво | тре | Забыл -в забытьи |
скво | стре | |
сквозь | встре | С окрестных гор |
встречает |
Учитель.: – Подготовим свой речевой аппарат к работе.
а) чтение столбиков;
в) повторение скороговорки.
“Апрель ленивого не любит, проворного приголубит”
IV. Проверка домашнего задания (И.Бунин, “Бушует талая вода”) (портрет И.Бунина)
Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно,
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно,
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу “зайчики” трепещут:
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
– С каким чувством пишет поэт о весне?
– Какими словами и выражениями он передал эти чувства?
– Мы знаем, что Бунин – мастер красок, звуков и даже запахов. Какие звуки весны вы услышали? А какие запахи описал поэт?
– Сосредоточьтесь и передайте то, о чем мы говорили, в своем чтении (3-4 чел. читают наизусть стихотворение)
– Удалось ли читающему это передать? ( учащиеся оценивают чтение стихотворения и выбирают лучшего чтеца).
V. Создание ситуации успеха.
Нет ни одного известного поэта, чью душу не затронула бы картина природы, оживающей весной. И мы с вами знаем много стихотворений о весне, многие из которых являются нашими любимыми.
Вот мне нравится:
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы.
(Т.Белозеров)
– Кто-нибудь из вас поддержит меня, прочитав стихотворение о весне? (2-3 чел.)
– Какие это разные стихотворения, хотя тема одна. А если бы они все были одинаковы, было бы скучно.
– А почему эти стихотворения все хорошие, но все разные? От чего это зависит? (свободные высказывания учащихся)
– Ребята, давайте вспомним, какими изобразительными средствами пользуются поэты при создании образа весны? (ученики перечисляют приёмы и приводят примеры)
Учитель вывешивает на доске карточки со словами:
– С какой целью поэты применяют эти средства?
Те средства, которые мы с вами назвали, используют многие поэты. А стихи не бывают одинаковыми. Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин.
(На доске закрепляется портрет поэта)
Тема нашего урока “А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами:)
– Хотите познакомиться с его произведением и открыть особенности его мастерства при создании образа весны?
VI. Новый материал.
1.Чтение учителем стихотворения наизусть.
– Какой вы представили весну Пушкинскую?
(солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.)
– Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова,
– Попытайтесь определить, какими изобразительными средствами пользуется Пушкин, рисуя картины весны, какой мы её увидели? (дети читают, подчёркивают непонятные слова, определяют места пауз)
3. Проверка. Словарная работа.
– Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?
(На дополнительной доске:
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Дань – налог, взимаемый победителем с побежденного народа.
В безмолвии – в полной тишине).
– Какие изобразительные средства он использует?
– А как вы думаете, тот набор языковых средств, который назван, гарантирует, что стихотворение будет удачно?
Для того, чтобы разобраться в особенностях мастерства Пушкина, нужно проанализировать стихотворение.
VII. Идейно-художественный анализ произведения.
а) – Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить?
– С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? (снега, ручьи)
На доске: “: на залитые водой луга”, ” весенними лучами.”
– Подбери синонимичные выражения у Пушкина к записанным на доске выражениям.
– Можно ли заменить этими выражениями строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ).
“Потопленные”, также как и слово “гонимы” употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.
Одно слово вмещает целую картину природы.
Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//
– Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу? ( с радостью – ученики делают пометку на полях учебника)
– Что бы вы хотели еще передать в своем чтении? (Природа живая, она изменяется. Движение.)
Построчное чтение строфы (хором)
(Учащиеся определяют слово, несущее в себе логическое ударение и подчеркивают его карандашом)
– Найдите ключевые слова для этой картины (ручьями снег)
Отработка выразительного чтения в парах.
– Вчитайтесь еще раз. Попробуйте передать в своем чтении всё то, о чем мы сейчас говорили.
2-3 ученика читают вслух.
– Кому наиболее точно удалось передать в своем чтении то, о чём мы говорили?
– А как бы вы прочитали? (читают 1-2 ученика)
– Какую следующую картину весенней природы рисует А.С.Пушкин?
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
– Какое настроение создают эти строчки?
– Какими изобразительными средствами пользуется А.С.Пушкин, чтобы передать это? (олицетворение, метафора)
– А картина ли это? Прочтите еще раз.
– Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной.
– Какую следующую картину рисует поэт? (Синея блещут небеса)
– Как вы понимаете выражение “блещут небеса”? (небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной).
– С каким чувством поэт рисует небеса? (с радостью, с восхищением –дети делают пометку на полях учебника)
– На какие слова падает логическое ударение?
– Найдите ключевое слово (небеса)
– Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
– Кукую еще картину рисует А.С.Пушкин?
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
– А какую образную картину вы представили? (словесное рисование учащихся)
– С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)
– Какой прием использует поэт, чтобы передать это? (сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом).
– Какая из фотоиллюстраций наиболее созвучна со словами Пушкина?
– На какие слова падает логическое ударение? (леса)
– Найдите ключевое слово для этой картины (леса – дети обводят слово)
– Кукую еще картину рисует поэт?
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
– Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт при виде первой пчелы? (радость, удивление, умиление)
– С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)
– За какой “данью полевой” летит пчела? (Пчела опыляет цветок, а тот отдает ей за это дань – сладкий нектар).
– На какие слова падает логическое ударение? (данью, летит)
– Найдите ключевое слово для этой картины (пчела – дети обводят слово)
– Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
– Кукую еще картину рисует поэт?
Долины сохнут и пестреют
– Как вы понимаете слово “долины”? (На доп. доске: Долина – удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор)
– Что вы себе представили? (на лугах подсыхает земля, на высоких местах сухо, зеленеет травка, пестреют первые цветочки)
– С каким чувством будем читать? (радость, любование)
– Найдите ключевое слово для этой картины (долины – дети обводят слово)
– Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
– На какие слова падает логическое ударение? (сохнут, пестреют)
– Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
– Кукую следующую картину рисует поэт?
стада шумят
– Каким словом поэт передает настроение стада? ( шумят)
– Какое это настроение? (радостное)
– Какие звуки услышал поэт? (звук колокольчиков, веселое мычание коров, топот копыт)
– Передайте это все в своем чтении ( 1-2 учащихся выразительно читают)
– Кукую следующую картину рисует поэт?
(:и соловей уж пел в безмолвии ночей)
– Видим ли мы на этой картине соловья? ( нет, скорее – мы представляем себе, как маленькая птичка сидит в кустах и поет; а поэт стоит и, завороженный песней соловушки, слушает).)
– Какое чувство вызывает эта песня у поэта? (нежность, восхищение)
– Какое ключевое слово выберем? (соловей)
– На какие слова падает логическое ударение?
– Подготовьте выразительное чтение в паре.
По ходу анализа стихотворения на доске появляются таблички с ключевыми словами:
– Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
– Как они подаются Пушкиным? (последовательно)
– С какой целью поэт использует последовательную смену картин? (он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении)
– Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
– Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
– Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. Не в этом ли мастерство поэта?
– Ребята, какие картины мы с вами увидели как бы с высоты?
– А какие картины, нарисованные поэтом, можно увидеть, если только как следует вглядеться в них?
– Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости.
– Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)
VIII. Итог урока.
– Какое открытие на уроке вы сделали для себя?
– Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
Жанр: стихотворение, отрывок из романа “Евгений Онегин”
Главные герои стихотворения “Гонимы вешними лучами” и их характеристика
План пересказа стихотворения “Гонимы вешними лучами”
Главная мысль стихотворения “Гонимы вешними лучами”
Все просыпается весной, все радуется весне.
Чему учит стихотворение “Гонимы вешними лучами”
Стихотворение учит радоваться весне, любить весну. Учит позитивному мышлению, учит видеть только хорошее. Учит замечать изменения в природе, происходящие с началом весны.
Отзыв на стихотворение “Гонимы вешними лучами”
Мне очень нравится это стихотворение, хотя оно и является лишь отрывком из более крупного произведения. Но в этих строчках автор сумел рассказать о многих явлениях в весенней природе, и тем самым набросал схематически картину всеобщего пробуждения и ликования.
Анализ стихотворения “Гонимы вешними лучами”
Стихотворение входит в 7 главу романа “Евгений Онегин” и было написано ориентировочно в 1828 году.
Жанр – пейзажная лирика.
Автор в четырнадцати строках сумел ярко и образно передать картину пробуждения природы от зимнего сна. Олицетворяя природу, Пушкин успевает рассказать о стольких ее проявлениях, сколько хватило бы для небольшого очерка. Стихотворение пронизано светом солнечных лучей, дарит веселое, бодрое настроение, желание творить и работать.
Стихотворный размер ямб, рифмовка сложная.
Средства художественной выразительности в стихотворении “Гонимы вешними лучами”
Эпитеты: вешними лучами, окрестных гор, мутными ручьями, потопленные луга, улыбкой ясною, прозрачные леса, данью полевой, кельи восковой.
Метафоры: гонимы лучами, снега сбежали, блещут небеса, пчела за данью, из кельи восковой, долины пестреют, стада шумят, безмолвии ночей.
Сравнения: как будто пухом зеленеют.
Олицетворения: снега гонимы, улыбкой природа сквозь сон встречает.
Пословицы к стихотворению “Гонимы вешними лучами”
Весна отмыкает ключи и воды.
Весна красна, да голодна.
Весна и червяка оживит.
На дворе капель, так и нас тепель.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Тема: А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
-На примере данного произведения показать особенности мастерства А.С. Пушкина в создании художественного образа весны;
-Прививать любовь к русской поэзии;
-создать условия для развития устной речи учащихся, развивать эстетические чувства, образное мышление;
-развивать навык выразительного чтения поэтического произведения. творческих способностей, прививать любовь к русской поэзии;
– Создание ситуации успеха.
Нет ни одного известного поэта, чью душу не затронула бы картина природы, оживающей весной. И мы с вами знаем много стихотворений о весне, многие из которых являются нашими любимыми. Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин.
(На доске закрепляется портрет поэта)
Тема нашего урока “А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами:)
– Хотите познакомиться с его произведением и открыть особенности его мастерства при создании образа весны?
1.Чтение учителем стихотворения наизусть.
– Какой вы представили весну Пушкинскую?
(солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.)
– Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова,
– Попытайтесь определить, какими изобразительными средствами пользуется Пушкин, рисуя картины весны, какой мы её увидели? (дети читают, подчёркивают непонятные слова, определяют места пауз)
3. Проверка. Словарная работа.
– Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Дань – налог, взимаемый победителем с побежденного народа.
В безмолвии – в полной тишине).
– Какие изобразительные средства он использует?
– А как вы думаете, тот набор языковых средств, который назван, гарантирует, что стихотворение будет удачно?
Для того, чтобы разобраться в особенностях мастерства Пушкина, нужно проанализировать стихотворение.
Идейно-художественный анализ произведения.
а) – Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить?
– Кто нашел? Прочитайте.
– С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? (снега, ручьи)
На доске: ” на залитые водой луга”, ” весенними лучами.”
– Подбери синонимы у Пушкина к записанным на доске выражениям.
– Можно ли заменить этими словами строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ).
“Потопленные”, также как и слово “гонимы” употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.
Одно слово вмещает целую картину природы.
Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//
– Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу? ( с радостью – ученики делают пометку на полях учебника)
– Что бы вы хотели еще передать в своем чтении? (Природа живая, она изменяется, движение.)
Построчное чтение строфы (хором)
(Учащиеся определяют слово, несущее в себе логическое ударение и подчеркивают его карандашом)
– Найдите ключевые слова для этой картины (ручьями снег)
Отработка выразительного чтения в парах.
– Вчитайтесь еще раз. Попробуйте передать в своем чтении всё то, о чем мы сейчас говорили.
2-3 ученика читают вслух.
– Кому наиболее точно удалось передать в своем чтении то, о чём мы говорили?
– А как бы вы прочитали? (читают 1-2 ученика)
– Какую следующую картину весенней природы рисует А.С. Пушкин?
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
– Какое настроение создают эти строчки?
– Какими изобразительными средствами пользуется А.С. Пушкин, чтобы передать это? (олицетворение, метафора)
– А картина ли это? Прочтите еще раз.
– Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной.
– Какую следующую картину рисует поэт? (Синея блещут небеса)
– Как вы понимаете выражение “блещут небеса”? (небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной).
– С каким чувством поэт рисует небеса? (с радостью, с восхищением -дети делают пометку на полях учебника)
– На какие слова падает логическое ударение?
– Найдите ключевое слово (небеса)
– Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
– Какую еще картину рисует А.С. Пушкин?
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
– А какую образную картину вы представили? (словесное рисование учащихся)
– С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)
– Какой прием использует поэт, чтобы передать это? (сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом).
– На какие слова падает логическое ударение? (леса)
– Найдите ключевое слово для этой картины (леса – дети обводят слово)
– Какую еще картину рисует поэт?
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
– Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт при виде первой пчелы? (радость, удивление, умиление)
– С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)
– За какой “данью полевой” летит пчела? (Пчела опыляет цветок, а тот отдает ей за это дань – сладкий нектар).
– На какие слова падает логическое ударение? (данью, летит)
– Найдите ключевое слово для этой картины (пчела – дети обводят слово)
– Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
– Какую еще картину рисует поэт?
Долины сохнут и пестреют
– Как вы понимаете слово “долины”? (На доске: Долина – удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор)
– Что вы себе представили? (на лугах подсыхает земля, на высоких местах сухо, зеленеет травка, пестреют первые цветочки)
– С каким чувством будем читать? (радость, любование)
– Найдите ключевое слово для этой картины (долины – дети обводят слово)
– Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
– На какие слова падает логическое ударение? (сохнут, пестреют)
– Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
– Какую следующую картину рисует поэт?
– Каким словом поэт передает настроение стада? ( шумят)
– Какое это настроение? (радостное)
– Какие звуки услышал поэт? (звук колокольчиков, веселое мычание коров, топот копыт)
– Передайте это все в своем чтении (1-2 учащихся выразительно читают)
– Какую следующую картину рисует поэт?
( соловей уж пел в безмолвии ночей)
– Видим ли мы на этой картине соловья? (нет, скорее – мы представляем себе, как маленькая птичка сидит в кустах и поет; а поэт стоит и, завороженный песней соловушки, слушает).)
– Какое чувство вызывает эта песня у поэта? (нежность, восхищение)
– Какое ключевое слово выберем? (соловей)
– На какие слова падает логическое ударение?
– Подготовьте выразительное чтение в паре.
По ходу анализа стихотворения на доске появляются таблички с ключевыми словами:
– Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
– Как они подаются Пушкиным? (последовательно)
– С какой целью поэт использует последовательную смену картин? (он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении)
– Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
– Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
– Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. В этом мастерство поэта.
– Ребята, какие картины мы с вами увидели как бы с высоты?
– А какие картины, нарисованные поэтом, можно увидеть, если только как следует вглядеться в них?
– Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости.
– Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)
VIII. Итог урока.
– Какое открытие на уроке вы сделали для себя?
– Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?