0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стих ивана бунина розы

Урок литературного чтения . Работа над стихотворением “Розы” И.Бунин
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока позволяет проводить интересную работу над лирическими стихами.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_chteniya_bunin_rozy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 3 классе

Тема урока. Иван Алексеевич Бунин «Розы» (стихотворение)

  • познакомить с творчеством русского поэта И.Бунина;
  • ввести понятие «олицетворение», «сравнение», «метафора»;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • формировать способность к самопознанию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать познавательный интерес к окружающему миру;
  • воспитание любознательности, исследовательского подхода к решению проблемы

Оборудование: надпись темы, рисунок роз, фамилии поэтов на «облачках», девиз урока, портрет И. Бунина, карточки со словами, толковый словарь, сборник стихов И.Бунина

Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение друг другу. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, тогда за работу.

н/д Девиз нашего урока сегодня: «Удивительное рядом, умей видеть, наблюдать»

У. -А что нужно для того, чтобы урок наш прошел интересно. / Красивая речь/

2. Речевая разминка

  • Называем быстро звуки по порядку;
  • Произносим звуки нараспев;
  • Называем звуки через один;
  • Называем звуки, которые смягчают согласные;
  • Называем звуки, которые обозначают твердость согласных;
  • Пропеть звуки на мотив детской песенки;
  • Произносим звуки, увеличивая громкость по нарастающей, и наоборот, уменьшая громкость до шепота;
  • Прочитать как стихотворение.

Таким образом, дети называют гласные звуки несколько раз, при чем буквы детям предлагаются как печатные, так и письменные, как заглавные, так и строчные.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. По вашим серьезным лицам я вижу, что вы настроились на работу. Какие оценки вы бы хотели получить на уроке?

– Хорошо, давайте поработаем только на «4» и на «5». Плохих оценок сегодня не будем ставить.

– Посмотрите , каждому из вас на парту упала звездочка. Есть такая примета, падающая звезда – это к счастью.

Я желаю вам удачи –

За работу, в добрый час.

  1. Сообщение темы и целей урока.

– Прежде чем продолжим урок, давайте вспомним:

—В каком разделе мы с вами работаем?

—О чем читаем произведения?

—С произведениями каких авторов познакомились?

—К какому жанру они относятся?

н/д «облачка с фамилиями авторов»

С.

4 . Работа с текстом до чтения.

— Можно по-разному увидеть и услышать красоту природы, явления природы и звуки природы. Нарисовать картину можно по-разному: художник с помощью красок , композитор с помощью музыки (слушаем в записи «Времена года» П.И.Чайковского. А мы увидели картины летней природы, нарисованные художниками слова – русскими писателями-классиками А.П.Чеховым, И.С.Тургеневым, А.Н.Толстым, С.А. Есениным. Их произведения считаются классическими, н/д (толковый словарь) т.е. лучшими, образцовыми, они являются частью нашей культуры.

Сейчас нам предстоит познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина, поэта, которого тоже считают «взрослым». Оно называется (посмотрите на картинку) «Розы»

Пусть каждый из вас представит себе эти цветы.

– Расскажите, что вы представили. (Розы бывают разных цветов и оттенков, розы растут в саду, на клумбе, в вазе…) Наверное, нет ни одного человека равнодушного к этим прекрасным цветам. А вот какими увидел эти цветы Иван Бунин.

5. Постановка учебной задачи.

? Какие цели поставим перед собой?

н/д Должны научиться….

– Прочитайте стихотворение про себя, представляя картины, нарисованные словами.

6. Словарная работа.

н/д Лазурь – светло-синий цвет . (толковый словарь)

Истома – чувство приятной расслабленности

7. Работа с текстом во время чтения.

—–1. первичное чтение стихотворения

—–2. выявление первичного восприятия.

? Так какие же розы у Бунина? (Те, что расцвели в летнем саду.)

? Вы увидели, какого они цвета? («Полные огня» – алые, красные)

? Какое природное явление нарисовал Бунин?

——У Бунина тоже нарисована картина летней грозы. Но какая она:

н/д Страшная , как у Чехова,

Долгожданная и живительная, как у А.Толстого,

Стремительная, как у Тургенева?

– Нет, (гроза у Бунина не страшная, не долгая, она, как утреннее умывание…)

—–3. Перечитывание по строфам, развитие эмоций, воображения детей.

Читает 1-й ученик.

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

(Представьте: ярко-синее небо (лазурь), белые облака; а пламенный день – это какой?) то есть … жаркий.

Две розы под окном раскрылись –

Две чаши, полные огня.

? С чем сравнивает Бунин розы?

( Розы похожи на чаши – большие, круглые. Они «полные огня» – то есть …алые, красные.)

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зелёный знойный сад,

И сена душного истома

Струила сладкий аромат.

Выберите слова, которые рисуют нам летний день.

( Знойный, душная, сладкий, пламенный – из этих слов складывается картина очень жаркого летнего дня.)

Такие слова в литературе называются

Эпитеты- художественные определения, которые прибавляют к слову для большей выразительности.

Порою, звучный и тяжёлый,

Высоко в небе грохотал

Громовый гул… Но пели пчёлы,

Звенели мухи – день сиял .

Найдите глаголы, с помощью которых автор передает звуки?

(«День сиял» – что вы представили?)

Порою шумно пробегали

Потоки ливней голубых …

Но солнце и лазурь мигали

В зеркально-зыбком блеске их.

(А вот и летняя гроза, но потоки голубых ливней шумно пробегали –

О чем это говорит? Долгой ли была гроза?

то есть… ливень быстро проходил, омыв землю.)

(Уже второй раз повторяются эти слова. Почему?),

(Что это выражение означает?)

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слёзы

Очами, полными огня.

(Что это за слёзы ? Капли дождя.)

Погасил ли ливень тот огонь, которым сияли розы?

Нет, ливень не погасил огня: розы все так же горят

А какой еще прием использует Бунин, чтобы точнее передать краски, звуки и картину летнего дня?

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств, выразить, представить в образе живого существа.

Найдите эти фразы.

—«улыбались сквозь слёзы» розы у Бунина.

? У кого из авторов есть похожая фраза?

«улыбнулись сонные березки» у С.Есенина

Оба поэта ….(закончите фразу) лирики.

8 . Обобщающая беседа.

а) Какой же летний день у И.Бунина?

(Пламенный, жаркий, душный, истома… и гром, голубые ливни.)

Вывод . Сияющий день и прекрасные розы – это подлинная красота жизни!

б ) Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах , а, к примеру, не об одной или л трёх? Ведь рифма при этом не нарушилась бы. Вспомните у Тургенева – два голубя. ?Почему так?

(Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Двое, две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе, помогать друг другу…)

в) Можем ли мы понять, о чем думал поэт, когда создавал это стихотворение? Что он чувствовал?

(Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою, неповторимостью.

Вывод. Любовался гармонией и красотой природы…

—А чтобы еще глубже проникнуться настроением этого стихотворения, хочется несколько слов сказать о самом поэте.

  1. Несколько слов об И.Бунине.

—Вспомните, как начиналось стихотворение «Розы».

Блистая, облака лепились…

В записках Бунина есть одна фраза, она относится к началу лета 1906 года: «Начинается пора прелестных облаков», – записал Бунин и как бы этим открыл одну из тайн своей писательской жизни. Он очень любил работать летней порой –это время он называл : «порой облаков», «порой дождей», «порой цветения». Он любил наблюдать за небом, наблюдать облака, всегда таинственные и привлекательные. Читая Бунина, видишь свет и цвет, чувствуешь запахи и слышишь звуки. К. Паустовский о Бунине писал так: «В области русского языка Бунин был мастером непревзойденным. Каждый рассказ, каждое стихотворение Бунина подобны магниту, который притягивает отовсюду все частицы – слова, нужные для этого рассказа».

  1. Выразительное чтение.

Вернемся к девизу нашего урока.

Действительно удивительное рядом, стоит иногда остановиться и оглянуться вокруг и тебе откроются тайны природы.

Одной из тайн природы является звёздное небо. Если на ночном небе звезды сияют ярко, то следующий день будет: если зимой, то морозным и солнечным, если летом, то к ведру, то есть хорошей солнечной погоде. Так давайте попробуем и мы сейчас прикоснуться к этой тайне и создать это звездное небо. Ваши звездочки, которые опустились к вам на парту, поместите на наш кусочек неба, и пусть следующий день будет замечательным

А какое домашнее задание хотели бы вы получить на дом?

Вы у меня большие молодцы и умницы, я благодарю вас за урок.

А как вы оцениваете наш урок и свой вклад в достижение цели урока.

Самооценивание на уроке. Обоснуйте свой ответ.

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворения И. Бунина.
  2. Нарисовать розы.( по-своему выбору) или те, которые описал Бунин .

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа № 1

Урок литературного чтения “И.А. Бунин “Розы”

Цели урока: формирование умения осмысленного и выразительного чтения; формирование первичных исследовательских навыков; воспитание чувства красоты и понимания природы.

Оборудование: портрет Бунина Ивана Алексеевича.

Оформление доски: Бунин Иван Алексеевич (1870–1953)

  1. поэт
  2. прозаик
  3. переводчико

I. Проверка домашнего задания. 1. Чтение отрывков из стихотворной прозы И.Тургенева “Голуби”, передавая ритм, повествование, настроение.

II. Сообщение темы урока. Сегодня познакомимся с произведением Бунина Ивана Алексеевича “Розы”.

1. Знакомство с биографией Бунина И.А. (рассказывает подготовленный ученик).

Бунин Иван Алексеевич (1870–1953). Прозаик, поэт, переводчик “ . замечательный облик России во всём её очаровательном и горьком многообразии”. Бунин И.А. принадлежал к древнему дворянскому роду. Вырос на хуторе (в деревне) Бутырки Елецкого уезда (области).

Его детство прошло среди природы поэтической и своеобразной. Его обучал домашний учитель. Он владел тремя языками. Закончил гимназию и работал в газете, в библиотеке, работал критиком. Познакомился с ведущими русскими писателями: Чеховым А.П., Бальмонтом, Брюсовым, Толстым Л.Н. В 1887 г. вышла его книга “Стихотворения” 1891 год – расцвет его творчества. В 1920 г. Бунин И.А. поселился во Франции. Объездил всю Европу. В 1933 г. ему была присуждена Нобелевская премия. Работал в области детской литературы, писал о русской природе Лес, точно терем расписной”.

Вопрос: Что узнали из биографии писателя? (Ответы учащихся).

Учитель. Наша главная задача научиться читать это стихотворение выразительно. Надо представить то, о чем хотел сказать автор. 1. Сформулируйте авторскую точку зрения. (Автор показал контраст розы на фоне дня и сумрак дома, гул грома, но розы улыбаются сквозь слёзы. Это призывает к раздумью).

3. Словарная работа. Как вы понимаете значение слов:

Лазурь (голубое солнечное небо пламенного дня), две чаши (Бунин говорит, что в бутонах огонь жизни).

– О чем это стихотворение? (Не только о розах, но и о природе).
– Можно ли догадаться какого цвета розы? (. )
– Что поэт говорит об облаках? (. )
– Что значит “Пламенный день?” (. )
– Как вы думаете, только ли цвет имел в виду Бунин И.А.? (Розы только что раскрылись, в их бутонах огонь жизни, огонь любви ко всему живому.

– Как вы понимаете значение слова сумрак? (В нём прохладно, там можно укрыться от жары, в его окна глядится сад, о саде говорится, как о живом существе.)
– Что значит “знойный сад”? (Он залит солнечным светом.)
– Что значит слово истома? (Усталость, нега.)

“Струила сладкий аромат”. Почему он сладкий? (Запах цветов издаёт сладкий аромат.)

– Как доносится до нас аромат? (Струйками воздуха.)

– Какие звуки летнего дня вы услышали? (Звуки грома, шум ливня.)
– Какую картинку рисует И.А. Бунин в этих строчках? (Иван Бунин в этих строчках рисует летнюю грозу.)

– Какую особенность в 3 и 4 четверостишии вы заметили? (Они разделены многоточием.)
– Они разделены на 2 смысловые части: ненастье и солнце.

– О чём говорится в 5-й строфе? (О прекрасных розах).
– Какие они теперь? (Недолгая жизнь у цветов).
– Почему поэт употребляет слово очи? (Это высокий поэтический слог.)
– Как относится поэт к розам? (С восторгом в начале и печалью в конце.)
– Какую интонацию выбираете для чтения последнего четверостишья? (Печаль, грусть.)

4. Выбор интонации чтения стихотворения.

– С какой интонацией надо читать стихотворение? (Вначале восторг, затем грусть.)

Чтение 1-го куплета.

– Передать задумчивый восторг автора. Две розы, полные стремления к жизни.
– Какой интонацией прочитали? (Восторг, вера в счастье, в жизнь.)

– Передать чувства погружения в природу.

– Акцентировать голосом грохотал, громовый гром, чтобы передать раскаты грома.

– Какую интонацию выбирает поэт для чтения 4 и 5 куплета? (Интонацию грусти. Розы прекрасны, но у них короткая жизнь.)

5. Чтение стихотворения выразительно.

Конкурс чтецов Чтение по цепочке по 1 куплету.

6. Работа со стихотворением после чтения.

– Какие чувства и настроения передал автор? (Восторг, очарование, погружение в природу, любование розами, грусть, разочарование.)
– Является ли стихотворение лирическим? (Да.)
– Определите вид лирики. (О летней природе.)
– Это стихотворение не только о розах, но и о природе летом. Чтобы усилить впечатление Иван Бунин употребляет нейтральный образ “день сиял”.
– Каким вы представляете сияющий день? (. )
– Почему автор говорит о двух розах, а не одной или трёх? (Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Две – две близкие души, способные понять друг друга.)
– Скажите, о чем думал поэт, когда писал эти стихи? Что он чувствовал? (Он радовался жижи, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою.)
– Каков язык стихотворения? (Богат и живописен. Он настоящий художник слова.)

7. Слово учителя об И.Бунине – писателе.

“Певцом русской природы” называли Бунина его современники. Имя этого классика русской литературы (он был и поэт, и прозаик, и переводчик), почетного академика изящной словесности. Лауреата Нобелевской премии – известно во всём мире. Вот как высказывались о его таланте писателя другие признанные художники слова.

“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко. ” (А.Блок).

“Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего”. (Л.Толстой.)

8. Выразительное чтение стихотворения “Розы”. (Читают 2–3 ученика, затем читает учитель.)

Розы

По июльским покосам рассыпаны спелые розы,
Соловьи в ожиданье июльских рассветов поют,
Розы светят, как зори, как свежие розы,
В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.
Розы – сестры зари. Цвет их цвету зари равнозначен.
Раскрываются розы лишь в первых рассветных лучах,
А раскрывшись на диво, они то смеются, то плачут,
Грусть и радость скрывая в глубоких атласных цветах
Подойди, посмотри на цветы в озарении пылком,
Нa цветы, наводящие тихую светлую грусть.
Розы ранние схожи с открытой детской улыбкой,
На седую старушку похож увядающий куст.
Проливается в розы холодная звездная россыпь.
Замолкают в дали заливных соловьев голоса.
Отыщи свою розу.
Не спеши, не пройди мимо розы.
Помни, розу одну дважды видеть цветущей нельзя.

9. Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Прочитать рассказ В.Бианки “Неслышимка”.
  3. Записать вопросы, которые возникнут по ходу чтения.

Урок чтения на тему И. Бунин “Розы”

Урок чтения

И. Бунин «Розы».

Учитель МОУ «СОШ №16» г. Рязани

Костина Татьяна Анатольевна

Познакомить учащихся с творчеством И. Бунина.

Продолжить формирование навыка выразительного чтения.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать память, внимание, творческие способности.

Воспитывать любовь к русской природе.

Оборудование: запись «Вальс цветов» П.И. Чайковского; портрет И.Бунина.

Проверка домашнего задания.

1) Работа с иллюстрацией на стр. 99.

2)Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения в прозе «Голуби».

3. Сообщение темы урока.

– Послушайте отрывок стихотворения.

Есть на полях моей родины скромные

Сёстры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майских лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.

– Кто автор этого стихотворения? (И.А. Бунин)

Демонстрация портрета поэта.

– О чём это стихотворение? (О полевых цветах)

– Сегодня мы познакомимся с другим стихотворением И. Бунина, о других цветах. Прочитайте , как оно называется.

– Как вы думаете, о чём это стихотворение?

– сколько строф в этом стихотворении? В чём их особенность? (В стихотворении 5 строф, в каждой строфе по 4 строчки).

4. Изучение нового материала.

1) Речевая минутка.

– Прочитайте выразительно стихотворение.

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток белых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

2) Первичное чтение стихотворения заранее подготовленными учащимися.

– Какие картины вы себе представили?

– Какое настроение у вас возникло при чтении?

– О чём это стихотворение? (Оно не только о розах, но и о летней природе.)

3) Анализ стихотворения И. Бунина «Розы».

– Объясните значение слов и выражений:

Пламенный день – солнечный, жаркий.

Сумрак – полумрак, неполная темнота, при которой различимы предметы.

Знойный сад – сад залит солнечным светом.

Истома – усталость, вялость.

Очи – глаза, очень красивые глаза (чаще в сказках).

Струила аромат – тонкими струйками воздух доносил аромат.

– Прочитайте 1-ю строфу.

– Каким вы видите день?

– Как поэт говорит об облаках? Что значит «блистая, облака лепились»?

– Как вы думаете, какого цвета розы?

– Только ли цвет роз имел в виду И. Бунин, говоря о «чашах, полных огня? Что это за «огонь»? (Это огонь жизни, так как розы только расцвели.)

– Прочитайте 2-ю строфу.

– Как поэт говорит о доме?

– Можно ли утверждать, что автор говорит о саде, как о живом существе? Докажите. («Глядит зелёный сад»)

– Какие запахи вы почувствовали? Как пахнет сено? Почему автор пишет «сладкий» аромат? (Значит, приятный аромат, запах цветов, трав.)

– В какое время лета происходят эти события? Когда начинается сенокос? (Сенокос начинается в конце июня, в начале июля.)

– Прочитайте 3-ю и 4-ю строфы.

– Какие звуки вы услышали? (Раскаты грома, шум ливня.)

– Какие слова и звуки помогают услышать раскаты грома?

«Грохотал громовой гул» – звуки р, г;

«потоки ливней голубых» – звуки п, л.

– Сравните описание летней грозы у И. Бунина и описание грозы у А. Чехова, у А. Толстого и И. Тургенева.

У Чехова гроза страшная, пугающая;

У Толстого – долгожданная и живительная;

У Тургенева – быстрая, стремительная, сумасшедшая;

У Бунина – короткая, спокойная, как умывание природы.

– Объясните значение многоточия в 4-ой строфе. (Долгая пауза. Смена интонации. Первую часть надо читать с лёгкой тревогой, а вторую – радостно и спокойно.)

– Прочитайте 5-ю строфу.

– Какую картину вы увидели? Как выглядят розы? Почему?

– У цветов жизнь недолгая. Но автор показывает, что розы борются за жизнь, они улыбаются «сквозь слёзы».

– С какой интонацией надо прочитать эти строки? (С печалью и грустью.)

4) Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Розы».

5) Рассказ о И. Бунине.

Иван Бунин (1870-1953гг).

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет», – писал А. Блок. В стихах Бунина с необычайной силой передаётся причастность человека к миру природы. Мир этот безграничен, в нём всё совершенно и всё приносит радость. Прекрасны все времена года, неповторимо и удивительно каждое мгновение, каждое ощущение. С особым чувством раскрывает Бунин душу природы, и это ощущение единства, родства со всем живым питает поэта с самого детства.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый…

Детские впечатления передаёт и стихотворение «Помню – долгий, зимний вечер» – своеобразная колыбельная, где мать убаюкивает сына образами родной природы:

Дорогой мой, – шепчет тихо, –

Если хочешь задремать,

Чтобы бодрым и весёлым,

Завтра утром быть опять.

Вспомни, как шумят берёзы,

А за лесом у межи

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи.

Поэтические пейзажи Бунина отличаются удивительной конкретностью – в этом смысле поэт является продолжателем лучших традиций русской классической литературы – и одновременно поражает богатством красочных образов. Он как бы приглашает читателя–ребёнка всматриваться, вслушиваться, осязать, ощущать, сколько в природе красок, оттенков, звуков, запахов.

Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в берёзах у межи,

Беспечно иволги болтают…

(«Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…».)

Больше всего, любовнее всего Бунин рисует тот мир, с которым соприкасается человек. Колосящаяся нива, пахнущий грибами и листвой молодой березняк, трава в холодном серебре, напоённый теплом и светом воздух, крупный дождь, точно терем расписной, лес, белый, как пух, снег, ночная вьюга – всё это, окрашенное в лиловое, золотое, зелёное, изумрудное, багряное, синее, делает мир сказочно-прекрасным, полным особой прелести и особого смысла. Из стихов Бунина возникают не только картины весны, лета, осени и зимы, но и создаётся неповторимый в своей красочности образ Родины.

– Что бы вы могли сказать об Иване Бунине – писателе?

– О чём думал поэт, когда создавал стихотворение «Розы»?

– Как автор относится к цветам?

6. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение; нарисовать цветы, растущие в саду.

Анализ стихотворения «Розы» Ивана Бунина

В своих «Розах» Иван Алексеевич Бунин следует традициям классической русской поэзии.

Стихотворение написано примерно в 1904 году. Автору его в эту пору чуть за тридцать, он сочиняет прозу и стихи, лауреат Пушкинской премии. Впрочем, семейная жизнь его уже была порядком разрушена. Оставался совместный ребенок, который, надо сказать, едва дожил до пяти лет. Жанр – пейзажная зарисовка в чисто пасторальном духе, размер – двухсложник с рифмовкой перекрестной, без деления на строфы. Интонация фетовская, с ее музыкальностью, прозрачностью, подъемом чувств. Начинает поэт с деепричастия и описания лазури небес. Вообще, произведение в известном смысле не просто дань или подражание поэзии А. Фета, но и отзвук тех самых «глухих лет» ушедшего века. Собственно, и позднее И. Бунин сознательно оставался в стороне от экспериментов с формой и исканиями нового содержания. Лексика возвышенная. Поэт обходится без риторических восклицаний и вопросов, впрочем, вводит в стихотворение пару многоточий. Все средства художественной выразительности традиционны и узнаваемы, многие уже к тому времени стали общим местом. Например, сравнение роз с чашами огня (естественно, любовного). Олицетворение: глядел сад (это еще и инверсия – нарушение порядка слов). Картина идиллическая: старая усадьба, прекрасная погода, мечтательный созерцатель у окна. Эпитеты: звучный, сладкий, тяжелый, томные, знойный. Еще несколько инверсий: грохотал гул (это еще и пример аллитерации, звукописи), звенели мухи, пели пчелы (еще и олицетворение с гиперболой, поскольку они все-таки жужжат), млели розы. Две розы здесь, если исходить из эмблематики всего стихотворения – символ влюбленных сердец. День сиял: ничто не могло поколебать спокойствия и ясности природы, благоприятствующей цветам и любящим людям. Ливней голубых: метафора искрящейся сквозь солнце воды. Лексические повторы, перечислительные градации, анафора (две, порою). Индивидуально-авторским эпитетом можно посчитать выражение «зеркально-зыбком». Фольклорная усеченная форма глагола: улыбалися. «Сквозь слезы»: имеются в виду капельки дождя. В финале – полное одушевление цветов: очами (глазами), полными огня. Чувства и расцвет окружающего мира звучат в этом произведении в унисон.

«Розы» И. Бунина – романтическое стихотворение, в котором цветы выступают изящной метафорой земной любви.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Как прекрасна земля и на ней человек стих
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: